45-мм зенитное орудие 21-к

40-мм Bofors L60. Швеция

Писать об этом орудии довольно сложно по двум причинам. Во-первых, воевала эта пушка во всех армиях, с обеих сторон фронта. Во-вторых, личная любовь авторов именно к этой пушке. Действительно одной из величайших удач конструкторов того времени стала 40-мм пушка шведского концерна «Бофорс».

Пушка была заказана концерну шведским правительством в 1928 году после испытаний закупленных у британской «Викерс» орудий «Пом-пом». Орудия «Викерса» оказались довольно привередливыми и маломощными. Да и дальность стрельбы не устраивала шведов.

Первый вариант «Бофорса L-60», представленный концерном в 1929 году, тоже не поразил своими характеристиками. Проблемой стал затворный механизм. Слишком тяжелый и не позволяющий поддерживать высокий темп стрельбы. Но уже в 1930-м конструкторы решили эту проблему разделив механизм на два. Первый для извлечения стреляной гильзы, второй для подачи следующего снаряда. 

Пушка была «доведена до ума» в 1932 году. Все требования заказчика были выполнены. Орудие изначально производилось в двух вариантах — морском, двуствольном, и сухопутном (для установки на шасси), одноствольном.

Парадоксально, но первые установки Bofors L60 были установлены не на шведских кораблях, а на легких крейсерах в Нидерландах (HNLMS «De Ruyter»). После первой партии (5 установок) голландцы закупили ещё несколько. Так началось триумфальное шествие этих пушек по армиям мира.

В 1935 году орудия приняли на вооружения армии Бельгии, Польши, Норвегии и Финляндии. В 1936 году — Швеции (все-таки). И тут сказалось отсутствие производственных мощностей в Швеции и производство организовали ещё и в Польше.

В 1937 году британцы модернизировали именно польские орудия и приняли на вооружение собственную лицензионную версию — QF 40-mm Mark I. Это орудие изготавливалось в Великобритании, Канаде и Австралии.

Можно бесконечно писать об этом орудии. Достаточно того, что, к примеру, американские самолеты поддержки сухопутных подразделений «Lockheed» AC-130, миноносцы и катера до сих пор вооружены орудиями L60. Более того, в ВС США существует традиция — о каждом сбитом «Бофорсом» самолете обязательно сообщать в корпорацию Крайслер с указанием серийного номера орудия!

Буксировка орудия производилась обычным грузовиком.

Заканчивая беглый рассказ об этом орудии скажем — за время Второй мировой войны общее количество выпущенных пушек «Bofors L60» различных модификаций перевалило за 100 000 единиц.

Достоинства:1. Прекрасная автоматика.2. Надежность.3. Наносимый урон.

Недостатки:Стоит поискать, наверное…

Предыстория разработки орудия

В конце 20-х годов руководство СССР приняло решение сосредоточить производство всех зенитных орудий малого и среднего калибра для армии и флота на заводе № 8. В это число попали и 37-мм зенитные автоматы. Мощности завода и его инженерные кадры заставляли желать лучшего.

Автоматического оружия завод никогда до этого не делал. Результат не замедлил сказаться: было сорвано не только производство 37-мм зенитных автоматов обр. 1928 г., но и всех других типов. Среди них были и зенитные автоматы 2-К (20-мм) и 4-К (37-мм), документация на изготовление и опытные образцы которых были переданы в 1930 г. германской фирмой Rheinmetall.

За три года работы завод №8 изготовил всего 75 автоматов 2-К и шесть 4-К, но ни один из них не был доведен до конца. В итоге, вооруженные силы СССР до 1940 г. остались без скорострельных зенитных орудий.

Чертеж установки

История создания

Впервые в России стрельба по воздушным целям (привязанные воздушные шары и аэростаты) была осуществлена в конце XIX века, в частности, 13 июля 1890 года (Усть-Ижорский полигон), в 1891 году (Красное Село). В 1908 году (Сестрорецк) и 1909 году (Луга) были проведены успешные стрельбы трёхдюймовыми полевыми орудиями обр. 1900/1902 годов по движущимся воздушным целям (воздушному шару, буксируемому лошадьми). Однако, всё же выяснилось, что для успешной борьбы с авиацией противника нужна специальная зенитная пушка.

В 1901 году военный инженер М. Ф. Розенберг разработал проект первого 57-мм зенитного орудия, но идея специального противоаэропланного орудия была отвергнута. Многие авторитетные военные специалисты того времени считали, что особая зенитная артиллерия не нужна. В частности, на лекциях в Академии генерального штаба говорилось: «Нельзя прежде всего согласиться, что для борьбы с воздушными целями необходимы специальные орудия с большим вертикальным обстрелом и большой подвижностью. Даже при том скромном предельном угле возвышения, который принят для 3-дм. пушки обр. 1902 г. (16°), и предельной дальности шрапнели (5 вёрст) цель, движущаяся на высоте 1 версты, будет находиться в сфере поражения 2,5 версты. А разве можно рассчитывать, чтобы не только современные, но и воздушные цели ближайшего будущего двигались свободно с надёжными результатами наблюдения за противником выше 1 версты?». Мобилизационное расписание 1910 года также не предусматривало оснащение армии специальными орудиями для борьбы с воздушными целями.

В 1908 году идея создания зенитной пушки была поддержана преподавателями Офицерской артиллерийской школы и Михайловской артиллерийской академии. Офицеры школы М. В. Добровольский, Е. К. Смысловский, П. Н. Никитин разработали тактико-технические требования, автором идеи был В. В. Тарновский, он же предложил устанавливать орудие на автомобильное шасси.

В проект был одобрен ГАУ, а в был передан для непосредственной разработки на Путиловский завод другому конструктору — Ф. Ф. Лендеру (возможно, в военном ведомстве посчитали, что у Тарновского недостаточно специального образования; несмотря на это он принял впоследствии самое деятельное участие в разработке). В коллектив разработчиков также вошли известный артиллерист П. А. Глазков, работники Путиловского завода Ф. М. Гарковский, А. Я. Навядовский, В. И. Бирюков.

Это было первое орудие, оснащённое клиновым затвором с инерционной полуавтоматикой. В 1915 году пушка была модернизирована, угол возвышения ствола был увеличен с 65° до 75°. Лафет тумбовый. Компрессор гидравлический, накатник пружинный. Длина отката 420—450 мм. Механизм ВН секторный от −5° до +65° — 75°. Скорость ВН 2 град/с, ГН 3,6 град/с. Скорострельность фактическая 10 — 12 выстр./мин. Боекомплект пушек с большим разнообразием, к ней подходили все снаряды 76-мм полевой пушки обр.1902 г., из которых, чаще всего применялась шрапнель Ш-354П весом 6,5 кг, длиной 3,6 клб, с 260 пулями диаметром 12,7 мм весом 10,7 г. Кроме того, создано несколько десятков зенитных снарядов. Лишь наиболее распространённые или особо интересные из них — около десятка вариантов стержневой (палочной) шрапнели весом около 6,5 кг, содержащей от 24 до 96 стержней весом от 110 до 46 г каждый. Трубка Т-3 или 22-секундная. Индекс стержневой шрапнели — Ш-354Р. В 1922 году приняли шрапнель с накидками (Ш-354Г) системы Гартца весом 6,58 кг с 22-секундной трубкой. Шрапнель имела цилиндрические или шаровые пули, попарно соединённые стальными тросиками, образующими «накидки». В шрапнели Гартца 28 — 30 накидок по 85 г, длина троса 76 — 95 мм, диаметр троса 3 мм. Пули стальные полые. Было и небольшое количество траловых снарядов, которые разрывались в полёте на две половинЫ, соединённые тросом длиной 1 — 2 м. Снаряды весом 6,5 кг имели V0 = 588 м/с. Максимальная горизонтальная дальность до 9500 м. Досягаемость по высоте с 22-секундной трубкой — 5800 м, а с Т-3 — 6100 м.

В конце 1914 года было изготовлено четыре опытных образца пушки, установленных на грузовых автомобилях, в феврале 1915 они прошли успешные испытания на Петроградском полигоне. Первый заказ составил лишь 12 орудий, всего же до конца 1917 года было изготовлено 76 орудий и поставлено из Британии и Франции 6 75-мм зенитных пушек (хотя минимальная потребность армии в зенитной артиллерии оценивалась Управлением инспектора артиллерии Ставки в 146 батарей с 584 орудиями).

В автомобильных батареях в качестве шасси использовались американские грузовики «Уайт» и российские «Руссо-Балт-Т».

История эксплуатации

За отсутствием других зенитных орудий пушки 21-К устанавливались на все классы кораблей советского флота — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линейных кораблей. Довооружение вспомогательных судов, используемых для транспортировки оружия и боеприпасов, 45-мм АУ 21-К позволило в 2 раза сократить потери этих судов на Северном флоте.

Установка 21-КМ с увеличенным весом уменьшала и без того невысокую метацентрическую высоту катеров. Сами щиты из-за большой площади повысили парусность, а во время шторма волны стремились оторвать пушку от палубы, поэтому на малых судах от них вскоре отказались.

В послевоенное время 21-К устанавливали на стволах пушек главного калибра крейсеров для выполнения учебных стрельб и сбережения ресурса более дорогих тяжелых орудий.

Орудия 21-КМ и сейчас применяются на кораблях российского ВМФ в качестве салютных пушек.

20-мм зенитная пушка Flak 38. Германия

Большинство исследователей рассматривают это орудие как модернизацию уже упомянутой нами Flak 30. Однако, это все-таки другая пушка, несмотря на внешнюю схожесть.

Говоря о Flak 30, мы упомянули тот факт, что уже к 1940 году немцы поняли, что против скоростных самолетов 30-я не эффективна. Необходимо было увеличивать скорострельность пушки. Фирма «Рейнметалл» в это время занималась другими орудиями, поэтому решение проблемы передали фирме «Маузер».

При внешней схожести пушек, Flak 38 внутри была совершенно новой. «Маузер» решил проблему заедания механизма подачи снарядов и повысил скорострельность орудия. При этом оставил без изменения станину и систему прицеливания. 38-я имела темп стрельбы в 420-480 выстрелов в минуту. Пушка выпускалась в огромных количествах (более 100 тысяч единиц) и имела спаренные и счетверенные модификации.

Достоинства:1. Высокий темп стрельбы.2. Универсальность.3. Возможность лёгкой разборки и сборки для транспортировки, например, на лошадях.

Недостатки:1. Использование старых систем подачи боеприпасов и станины.2. Слабый снаряд.

20 mm/65 Breda Mod. 1935. Италия

Как видно из названия, создателем итальянской зенитной пушки «Канноне-Митральера 20/65 модель 35» была компания «Бреда» из города Брешиа.

Если итальянцы хотели создать универсальное орудие, надо признать, у них получилось. Пушка изначально предназначалась для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. В «Бреде» создали орудие, которое могло перемещаться практически на всем, что ездило, плавало или ходило.

Размещалась пушка на двуосной тележке и легко перевозилась даже легким грузовиком. В боевой же обстановке расчет (3 человека) катал орудие по позициям без особых усилий самостоятельно. Даже перевозка пушки на лошадях была предусмотрена. Кроме того, как и все итальянское, пушка вполне нормально разбиралась на 4 узла и транспортировалась на вьюках или руках.

Боеприпасы располагались в 12-снарядном лотке, куда подавались заряжающими. Причем пушка стреляла не только фугасными, но и бронебойными снарядами. Для зенитных фугасных снарядов применялся чувствительный взрыватель, что гарантировала разрыв боеприпаса даже при легком соприкосновении с самолетом. На случай промаха снаряд оснащался самоликвидатором.

Пушку любили солдаты сразу нескольких армий: итальянской, немецкой, американской, британской, французской… Многие армии с удовольствием использовали захваченные орудия для установки на бронетехнику. А побережье Италии охраняли модернизированные пушки 35-й модели, которые больше известны как модель 39. Отличалась модель 39 стационарным пьедесталом. 

Достоинства:1.Универсальность (ПТО и ПВО).2. Небольшая масса, удобство при перемещении и транспортировке.3. Возможность разборки на узлы для ручной или вьючной транспортировки.4. Усиленные снаряды как для ПВО, так и для ПТО.

Недостатки:Считаем, что их нет.

Производство и испытания

Производство орудий

Валовое производство 45-мм пушек 21-К было начато на заводе №8 в 1934 г., за этот год было сдано 213 орудий, из которых 137 — для ВМФ и 76 — для плавсредств НКВД. На 1935 г. заводу был дан план на 300 пушек для ВМФ и 82 — для НКВД, но завод сдал всего — 357.

К началу 1941 г. в ВМФ имелось 1617 пушек 21-К (из которых 322 — на Балтийском, 290 — на Тихоокеанском, 284 — на Черноморском, 194 — на Северном флотах, 25 — на Амурской, 83 — на Каспийской и 14 — на Пинской флотилиях. К 22 июня 1941 года насчитывалось уже 2156 пушек 21-К, из которых в 1941 году было потеряно 507. За второе полугодие 1941 г. флот получил 71 орудие, в 1942 г. — 388 и в 1943 — 345.

В 1944 г. вместо 21-К в производство была запущена ее модификация 21-КМ. В 1944 г. было поставлено 486, в 1945 г. — 373, в 1946 г. — 140, и в 1947 г. — 50 пушек 21-КМ, после чего их производство было прекращено.

Испытания

Заводские испытания орудия были проведены с 27 июня по 3 июля 1933 года. С 21 июля по 1 августа 1933 года на Морском артиллерийском полигоне под Ленинградом установка 21-К прошла полигонные испытания. Морские испытания были проведены с 21 по 26 марта 1934 года на черноморской подводной лодке типа «М» VI серии.

По типу калибров

Принято различать несколько типов зениток в зависимости от размера калибра ствола пушки. По такому принципу выделяют оружие мелкого калибра (так называемая малокалиберная зенитная артиллерия). Он варьируется от двадцати до шестидесяти миллиметров. А также среднего (от шестидесяти до ста миллиметров) и крупного (более ста миллиметров) калибров.

Для данной классификации характерен один закономерный принцип. Чем больше калибр пушки, тем она массивнее и тяжелее. Следовательно, крупнокалиберные пушки сложнее перемещать между объектами. Зачастую крупнокалиберные зенитки размещались на неподвижных объектах. Мелкокалиберная зенитная артиллерия, напротив, обладает наибольшей мобильностью. Такое орудие легко транспортируется при необходимости. Следует отметить, что зенитная артиллерия СССР так и не пополнилась крупнокалиберными пушками.

Особый вид вооружения — зенитные пулеметы. Калибр таких орудий варьировался от 12 до 14,5 миллиметра.

20-мм автоматическая зенитная пушка «Эрликон». Швейцария

Пушка появилась на свет в 1927 году. Производитель — швейцарский концерн «Oerlikon». Но говорить о разработке именно этим концерном орудия будет не правильно. «Эрликон» реализовал в металле конструкторскую разработку компании SEMAG.

Конструктором данного орудия является талантливый немецкий инженер-конструктор Рейнхольд Беккер. Да и само орудие было разработано ещё в годы Первой мировой войны. На собственном заводе Беккер даже выпустил эту пушку в 1914 году. В пушке применялся патрон калибра 20×70 мм, скорострельность достигала 300 выстрелов в минуту. Впоследствии это орудие получило наименование «Oerlikon F».

Новая пушка нашла применение в качестве авиационной и зенитной модификаций, но как-либо заметно повлиять на ход боевых действий новинка не успела. В Швейцарии же орудие оказалось из-за Версальского договора. Официально дорабатывать пушку немцы просто не могли.

Фирма SEMAG (Seebach Maschinenbau Aktien Gesellschaft), используя наработки Беккера, модернизировала орудие. В 1924 году выпустила вариант под более мощный патрон 20×100 мм с несколько увеличенной скорострельностью, достигавшей теперь 350 выстрелов в минуту. Эта пушка предлагалась в качестве противотанковой или легкого орудия поддержки пехоты. Но пушка успеха не снискала, а в истории осталась как «Oerlikon L».

Ну и третья попытка создания пушки, выполненная уже инженерами «Эрликона», «Oerlikon S». Патрон снова потолстел, 20×110 мм, обладал более высокой начальной скоростью снаряда (830 м/с), что сопровождалось увеличением массы конструкции и снижением скорострельности до 280 выстрелов в минуту.

Сегодня это звучит довольно странно, но модель S была действительно серьезным противотанковым средством на тот момент. Она могла поразить любой существующий на тот момент (1927 год) танк. При этом модель использовалась, как и предыдущие, в авиации и ПВО.

Все пушки «Эрликон» и их «потомки» имеют одинаковый принцип действия и аналогичное устройство. Это орудие отличается тем, что механизму производства выстрела помогает большая кольцевая пружина вокруг ствола. Между собой пушки отличаются только незначительными изменениями в конструкции, начальной скоростью снаряда и скорострельностью.

«Эрликон» можно смело назвать прародителем всей малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) и самым массовым оружие такого типа. По оценкам некоторых экспертов в мире этих орудий, включая модификации, было выпущено от 500 до 800 тысяч единиц

Достоинства:1. Универсальность и простота применения.2. Надежность конструкции.3. Наличие огромного для такого калибра спектра боеприпасов.4. Легкость.5. Возможность модернизации под любое применение.

Недостатки:1. Сложность в производстве.2. Слишком малый калибр, не обеспечивающий гарантированного поражения самолета.3. Дальность огня не обеспечивала необходимой эффективности при работе с бомбардировочной авиацией. Орудия стреляли уже по отработавшим самолетам. 

Производство и испытания

Зенитный артиллерийский комплекс Mark 15 Phalanx разрабатывался для борьбы кораблей с низколетящих целями (самолеты, ракеты). Однако она имеет ограниченное применение и не полностью удовлетворяет потребности в борьбе с надводными целями, поскольку имеет недостаточную огневую мощь.

Первый прототип системы был представлен ВМС США для испытаний на USS King в 1973 году. В ходе испытаний было установлено, что система нуждалась в доработке с целью повышения производительности и надежности. После модернизации и доработки зенитно-артиллерийский комплекс Mark 15 Phalanx в 1977 году на борту USS Bigelow успешно прошел испытания боевых характеристик и надежности.

В 1978 году был принят на вооружение. В этом же году был получен заказ на производство 23 комплексов для ВМС США, а также и 14 комплексов для других стран. Первым кораблем, на котором был установлен комплекс Mark 15 Phalanx CIWS стал USS America в 1980 году.

37-мм зенитное орудие Flak 36. Германия

Тоже разработка «Рейнметалла», но несколько позднее, в 1936 году. Эта пушка уже относится к средним зенитным орудиям.

История разработки весьма интересна. «Рейнметалл» разрабатывал зенитную пушку Flak 18 в Швейцарии в начале 30-х годов. Разработка орудия проводилась по заказу СССР. Мы даже изготовили 44 орудия (индекс 2К) по германским чертежам на заводе в Подлипках. 

А Flak 36 – это дальнейшая модернизация Flak 18. В конструкцию лафета ввели гидравлический тормоз, двухосная повозка заменена на одноосную, установили новый прицел. Пушка реально стала более универсальной, хотя имела те же боевые характеристики, что и Flak 18. Боеприпасы для зенитки подавались в 6-снарядных обоймах.

Орудие выпускалось до конца войны. Было основным средством поражения низколетящих самолетов. Использовалось на разных шасси, устанавливалось на кораблях, в том числе на подводных лодках. Главным недостатком системы была склонность механизма поворота к заклиниванию. Поэтому расчет должен был обладать достаточной силой для работы на этой пушке.

Достоинства:1. Достаточно большой эффективный потолок.2. Универсальность.3. Возможность использования на различных шасси.4. Эффективность снарядов.

Недостатки:1. Сложное в производстве.2. Большой расчет (7 чел.).3. Низкая скорострельность.

Описания и характеристики орудия

Устройство орудия образца 1914/15 года

Первоначально орудие имело скрепленный ствол, который представлял из себя трубу, на которую в горячем состоянии насаживался кожух.

В 1925 году началось производство лейнированных стволов. Ствол с лейнером представлял собой обычный ствол, в расточенную трубу которого вставлен лейнер – тонкостенная труба толщиной 12 мм. Канал лейнера тождественен каналу с обычной трубой. Ствол с лейнером можно внешне отличить от ствола без лейнера по гайке на дульной части.

Патронная камора аналогична 76-мм полевой пушке образца 1902 года, что позволяло использовать те же боеприпасы.

Затвор вертикальный клиновой полуавтоматический. Полуавтоматика инерционного типа. Существовало два варианта полуавтоматики: без амортизаторов и с амортизаторами.

Данные 76-мм пушки образца 1914/15 г.
Калибр, мм 76,2
Длина ствола, мм/клб 2307/30,5
Длина нарезной части, мм/клб 1790/23,5
Длина патронника, мм 398
Объем каморы, дм3 1,7
Крутизна нарезов, клб 30
Число нарезов 24
Глубина нареза, мм 0,76
Ширина нареза, мм 7,19
Ширина поля, мм 2,79
Вес затвора, кг 40
Вес ствола с затвором, кг 437-440
Живучесть, выстр. 5 000

Производство

В отличие от выпускавшихся по лицензии американских модификаций шведского зенитного орудия «Бофорс» и швейцарского «Эрликон», 37-мм автоматическая зенитная пушка M1 за исключением отдельных деталей и приборов (таких как прибор управления зенитным огнём британского изготовления) была изделием национального производства, что весьма упрощало технологический процесс, так как, во-первых, не требовало перевода всех расчётов из метрической в американскую систему мер, во-вторых, позволяло организовать производство на основе чертежей американских конструкторов, знакомых с особенностями местной индустрии, в-третьих, не требовало согласования лицензионных вопросов с патентодержателями, так как единственным правообладателем на данный образец вооружения выступала Colt Patent Fire Arms Manufacturing Company (полное наименование компании на тот момент). Несмотря на свою репутацию и длительный стаж поставщика Армии США, компания «Кольт» давала весьма скромные показатели производства, не отвечавшие растущим потребностям вооружённых сил, — корпоративный менеджмент не справлялся с постоянными накладками, связанные с недоукомплектованностью предприятий рабочей силой, и не обеспечивал выполнение производственного плана, — так за 1941 г. было изготовлено и поставлено в войска 390 орудий. На следующий же день после нападения сил Императорского флота Японии на Пёрл-Харбор, 8 декабря 1941 г. заместитель военного министра США Роберт Паттерсон отдал распоряжение руководству компании «Кольт» и всех законтрактованных ею субподрядчиков, перевести производственные мощности и рабочий персонал на семидневную рабочую неделю с круглосуточной загрузкой станков и оборудования до тех пор, пока нехватка в зенитных пушках не будет восполнена, для этих же целей через несколько дней Паттерсон распорядился сменить менеджмент Хартфордского завода «Кольт» и назначил начальника Управления вооружения Армии США генерал-майор лично ответственным за выполнение подрядчиком заказа, тот, в свою очередь, посетил упомянутый завод и призвал персонал и администрацию завода повысить показатели производства. Кроме того, Вессон счёл ненужными кадровые перестановки, вместо этого он приказал руководству Спрингфилдского арсенала командировать на завод «Кольт» группу инженерно-технических специалистов под руководством полковника (будущий начальник Управления вооружения армии). Данные организационные мероприятия принесли хорошие результаты — свыше 6000 орудий было произведено в 1942 году, что более чем в пятнадцать раз превышало показатели производства за аналогичный период предыдущего года и почти в четыре раза превосходило президентский заказ на 1942 год (Президент США Ф. Д. Рузвельт требовал от американской военной промышленности всего 1600 зенитных пушек M1 в 1942 году, то есть увеличения объёмов производства на 300%, а они возросли на 1540%).

Этапы производственного цикла, слева-направо показаны: сборка вращающейся части лафета, завершающий этап сборки орудий, перерыв в работе

Производство приборов управления зенитным огнём M7 (включал в себя 1820 узлов при 11130 отдельных деталей) было развёрнуто на заводах «Форд».

20-мм пушка «Тип 98». Япония

Когда нормальный европеец видит принятую на вооружение в 1938 году 20-мм пушку «Тип 98», у него возникает чувство нереальности увиденного. С одной стороны, архаика на деревянных колесах, странная для нормальной пушки станина, странный «пулеметный» магазин сверху ствола. А с другой стороны? Прекрасные боевые характеристики, универсальность и возможности работы практически в любых условиях.

Орудие изначально проектировалось как универсальное. Конструкторы заложили в систему множество возможностей. Даже деревянные колеса тележки имели свой смысл. Пушку можно было возить на конной тяге, не говоря уже о легких грузовиках или легковых машинах. Кроме этого, была предусмотрена и возможность разборки орудия на части для переноски расчетом или перевозки на лошадях.

Понимая, что главным недостатком данной пушки является низкая скорострельность, японцы для ПВО создали спарку данной модели пушки. Но количество их было не велико.

Боеприпасы, усиленные снаряды, с большой для этого калибра бронепробиваемостью, располагались в магазине по 20 штук. Магазин располагался сверху ствола орудия. Расчет, в зависимости от выполняемых задач, 2-3 человека.

Достоинства:1. Легко транспортировалась любым тягачом или лошадью.2. Могла менять позицию в бою без использования тягачей силами расчета.3. Возможность ведения стрельбы как с колес, так и с платформы.4. Универсальность (ПТО и ПВО).5. Большой потолок эффективного огня за счет мощного снаряда.6. Легко разбиралась на узлы и собиралась расчетом.

Недостатки:1. Устаревший лафет.2. Низкая скорострельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector