254-мм орудие образца 1891 г

Производство и испытания

Производство

Для создания ствола орудия, требовалось абсолютная слитка высококачественной стали массой более 140т без посторонних включений, раковин и т. п. Для этой отливки ствола, поступление жидкой стали велось сразу из двух мартеновских печей объемом 100 и 50 тонн. А сам слиток подвергался ковке на мощных прессах, а после обрабатывался термическим способом в масляных ваннах, а на специальных станках производилась его механическая наружная обработка до чертёжных размеров, глубокое сверление на всю глубину ствола, чистовая расточка, шлифовка и нарезка каналов. Изготовление одного ствола длиной 16м занимало при непрерывной обработке часто более года. Планировалось, что ежегодно, начиная с 1 января 1942 года, для нужд ВМФ будут поставлять по 24 пушки Б-37.

Изготовление ствола с затвором и казёнником поручалось заводу «Баррикады», люльки с механизмами качающейся части — Новокраматорскому машиностроительному заводу. Бронебойные и фугасные снаряды поручалось изготовлять заводу «Большевик», а фугасно-практические — заводу «Красный Профинтерн». Взрыватели изготовлялись в ЦКБ-22 НКБ.

Производство башенных установок должно было осуществляться на Ленинградском Металлическом заводе (№ 371 НКОП), контрагентами которого были Кировский и Ижорский заводы, заводы «Большевик», «Электроприбор», ГОМЗ, ЛОМЗ, ССБ, а также на судостроительных заводах № 198 (в Николаеве) и № 402 в Молотовске (современном Северодвинске).

Изготовление и сборка артиллерийских башен традиционно происходили на специальных заводских стендах — «ямах». Там они монтировались, после чего разбирались, транспортировались к месту установки, где происходили окончательная сборка, установка на корабль, отладка и сдаточные испытания. Башенная броня окончательно устанавливалась уже непосредственно на корабле. Монтаж башен главного калибра должен был производиться с помощью плавучих кранов большой грузоподъёмности.

В итоге, из-за отставания в постройке и оснащении башенных цехов на всех заводах и задержки с поставкой стального литья, брони и электрооборудования плановые сроки готовности всех башен МК-1 были отодвинуты. До начала Великой Отечественной войны строительство башенного цеха на заводе № 402 так и не началось, а изготовленные Верхне-Салдинским заводом металлоконструкции для этого цеха были с разрешения КО использованы для иных нужд. Ни одна из башенных установок МК-1 так и не была полностью изготовлена.

Испытания

В ходе самого испытания из орудия было произведено 173 выстрела, при этом 17 выстрелов было усиленными зарядами. Для снаряда весом 1108кг, был подобран заряд весом 310,4кг из пороха марки «406/50», начальная скорость снаряда составила 870м/с, давление в канале ствола при выстреле достигало 3200кг/см². Для стрельбы с меньшей начальной скоростью (830 м/с) был подобран заряд весом 299,5кг из пороха марки «356/52 1/39К». Скреплённый ствол выдержал все 173 выстрела.

Во время испытания пришлось прибегнуть к нетрадиционным решениям. Так, например, для выяснения причин повышенного рассеивания снарядов при стрельбе на 25 км пришлось построить специальную баллистическую раму-мишень высотой 40м. После очередного выстрела на раме-мишени меняли повреждённую снарядом проволочную сетку. Комиссией были отмечены повышенное рассеивание снарядов по дальности из-за некачественного пороха и ведущих поясков снаряда и неудовлетворительная прочность бронебойных снарядов. Правительственная комиссия рекомендовала также для последующего изготовления принять лейнированный ствол, и рекомендовала выдать задание на работы по увеличению скорости до 870 м/с, что допускалось конструкцией орудия.

В целом результаты испытаний были оценены как удовлетворительные, даже успешные, качающаяся часть МК-1 с орудием Б-37 рекомендовалась комиссией для серийного изготовления с внесением некоторых конструктивных изменений. По завершении испытаний, работы по доведению орудия до тактико-технического задания были продолжены. Второе орудие с лейнированным стволом было изготовлено в 1940 году и прибыло на НИМАП для испытания в конце этого же года.

Список литературы

«Battleships: Axis and Neutral Battleships in World War II», William H. Garzke, Robert O. Dulin, 1985
«Tirpitz: The Life and Death of Germany’s Last Super Battleship», Zetterling Niklas, Michael Tamelander, 2009
«I Sank the Bismarck», John Moffat, 2009
«German Capital Ships of World War Two», M. J. Whitley, 2000
«Bismarck: The Pride of the German Navy», John Asmussen
«German Warships: 1815—1945», Gröner Erich, 1990
«German Artillery of World War Two. 2nd corrected edition», Hogg, Ian V. 1997
«Линкоры фюрера» А. А. Малов, С. В. Патянин, С. В. Сулига
«Anatomy of he ship «The Battleship BISMARCK» Jack Brower
«Линкоры Бисмарк и и Тирпиц», Сергей Патянин, Арсений Малов

Примечания

  1. 100-мм универсальная палубная установка Б-34. Советская корабельная артиллерия. А. Широкорад. 1995. с.20
  2. 76-мм универсальная палубная установка 34-К. Советская корабельная артиллерия. А. Широкорад. 1995. с.12
  3. 85-мм универсальная палубная установка 90-К. Советская корабельная артиллерия. А. Широкорад. 1995. с.14
  4. 100-мм универсальная палубная установка Б-34. Советская корабельная артиллерия. А. Широкорад. 1995. с.20
  5. Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945. 2002. с.529
  6. 45/46-мм универсальная пушка 21-К. Советская корабельная артиллерия. А. Б. Широкорад. 1997. с.9
  7. Campbell J. Naval weapons of World War Two. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1985. — P. 139. — ISBN 0-87021-459-4.
  8. Campbell J. Naval weapons of World War Two. — P. 143.
  9. Campbell J. Naval weapons of World War Two. — P. 134.
  10. Campbell J. Naval weapons of World War Two. — P. 52.
  11. Campbell J. Naval weapons of World War Two. — P. 44.
  12. Campbell J. Naval weapons of World War Two. — P. 300.
  13. Campbell J. Naval weapons of World War Two. — P. 294.
  14. Campbell J. Naval weapons of World War Two. — P. 192.
  15. без затвора и досылателя
  16. Friedman N. The Naval Institute guide to world naval weapons systems, 1997 — 1998. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1997. — P. 461. — ISBN 1-55750-268-4.
  17. Friedman N. The Naval Institute guide to world naval weapons systems, 1997 — 1998. — P. 458.
  18. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — P. 502-503. — ISBN 1-55750-132-7.
  19. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — P. 504.
  20. Friedman N. The Naval Institute guide to world naval weapons systems, 1997 — 1998. — P. 459.
  21. Friedman N. The Naval Institute guide to world naval weapons systems, 1997 — 1998. — P. 450.
  22. Friedman N. The Naval Institute guide to world naval weapons systems, 1997 — 1998. — P. 449.
  23. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 939.
  24. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1023.
  25. Морская артиллерия отечественного военно-морского флота. — СпБ: Лель, 1995. — С. 81. — ISBN 5-86761-003-X.
  26. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 939 — 940.
  27. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 956 — 957.
  28. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1019 — 1021.
  29. Friedman N. The Naval Institute guide to world naval weapons systems, 1997 — 1998. — P. 462.
  30. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1038.
  31. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1039.
  32. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1040.
  33. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1041.

Орудийная установка

120/50-мм орудие применялось на кораблях в двух вариантах — двухорудийном башенном и одноорудийном щитовом для установки в казематах и на палубах.

Конструкция щитовой установки

120/50-мм корабельная щитовая установка изготавливалась на заводе Виккерс и на Обуховском заводе. Станки Виккерс и Обуховского завода устроены почти одинаково.

Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. Поворотный механизм червячного типа. Для быстрого поворота установки на большой угол при грубой паводке наводчик поворачивал зажимную рукоятку, при этом вращающаяся часть расцеплялась с поворотным механизмом, и ее можно было поворачивать вручную. Тормоз отката гидравлический.

Качающаяся часть орудия помещена в вертлюг, изготовленный из кованой стали и имеющий вилообразный вид. Верхней частью он образует две щеки, а нижней — штырь. Вертлюг упирается в шариковый подпятник, который состоит из кронштейна и 12 стальных шариков.

Установка имела броневой щит. На крейсере «Рюрик» толщина щита составляла 76 мм, на ряде других кораблей — 50,8 мм. Вес щита 1855 кг, полный вес установки 8700 кг.

Конструкция башни мониторов типа «Шквал»

Поперечный разрез башенной установки 120-мм орудия

Подъемный механизм винтовой с ручным приводом. Привод поворотного механизма электрический (в советское время установили муфты Дженни). Длина отката 279 мм. Высота оси цапф над плоскостью центров шаров 1519 мм, диаметр башни по шарам 2591 мм.

Бронирование башни: лоб и бока — 76,2 мм, крыша — 25,4 мм, неподвижная часть — 50,8 мм. Масса откатных частей 3300 кг, масса качающейся части 4440 кг.

Тактико-технические характеристики установок

ТТХ Башенная Казематная
Верт. наводка — угол, гр / скорость, гр/с -3 +27 / 3 -10 +20 / 3.5
Гор. наводка — угол, гр / скорость, гр/с . / 3.46 360/6.8
Количество личного состава 11 10
Скорострельность, выстр./мин 6,5 7
Макс. дальность стрельбы, кб 82 76
Масса АУ, т 45 8,7

Система подачи боеприпасов

Чертеж элеватора подачи боеприпасов к казематному орудию

Из погребов беседки с выстрелами поднимались выше броневой палубы и затем по верхнему податочному коридору перемещались к электрическим элеваторам, индивидуальным для каждого орудия. Система подачи обеспечивала достаточно высокую скорострельность противоминного калибра — до 10 выстрелов в минуту. На случай выхода из строя электрического привода элеваторов предусматривалась и ручная подача.

Оценка проекта

  • Скорострельность пушки достигнута оригинальной по тем временам конструкцией затвора. Хотя его закрытие производится в два приёма, но на практике это происходит так быстро и логически завершённо, что сливается в одно движение. Открытие затвора совершается в один приём.
  • Патронное заряжание сделало орудие универсальным в плане эксплуатации на флоте и в береговых частях.
  • Система компактна, что облегчало её размещение в стеснённых условиях кораблей и работу комендоров.
  • Отработанные механизмы наведения по вертикали и горизонтали позволяли увереннее, чем на предшествующих артиллерийских системах сопровождать быстроходные цели.
  • В процессе производства для орудия были разработаны новые станки, позволявшие вести более дальнобойный огонь на высоких углах вертикальной наводки. По этой же причине отпала необходимость приводить ствол для перезарядки в горизонтальное положение (+3°-3°), что являлось недостатком ранних моделей системы.

Орудия Armstrong

Конструкция затвора Армстронга

Английский инженер Уильям Джордж Армстронг (англ. William George Armstrong), проанализировав действия артиллерии в ходе Крымской войны, разработал новый тип орудий и технологию их производства. До этого времени стволы имели цельную конструкцию, отлитую или выкованную из чугуна или бронзы. Армстронг разработал систему сборки ствола из нескольких частей, одетых друг на друга и соединенных проковкой через проволочный или листовой повив. Такие стволы имели меньший вес и выдерживали большее давление пороховых газов. Конструкция составного ствола давала возможность создания орудий практически любых калибров. Другой особенностью орудий Армстронга было использование заряжания с казенной части, для чего им был разработан специальный замковый механизм.

RBL 12 pounder 8 cwt Armstrong

Одно из ранних нарезных орудий, принятых на вооружение флота Великобритании. Являлось модификацией одноименной полевой полевой пушки, от которой отличалась увеличенной длиной ствола. Устанавливалось в качестве вооружения на корабли небольшого водоизмещения. Из за проблем с механизмом заряжания было заменено на орудия RML 9 pounder 8 cwt и RML 9 pounder 6 cwt.

RBL 20 pounder Armstrong

Укороченная версия полевой пушки RBL 20 pounder, устанавливалась главным образом на шлюпы и другие корабли малого водоизмещения. На крупных кораблях использовалось в качестве салютной пушки, так как не обладало достаточной эффективностью в качестве противоминного оружия.

Орудие RBL 7 inch 110 pounder Armstrong

RBL 40 pounder Armstrong

Орудие с модернизированным затвором Армстронга. Выпускалось в вариантах 32 cwt и 35 cwt, использовалось в качестве орудий главного калибра, а также в полевой артиллерии. Обладало достаточно высокими боевыми характеристиками, благодаря чему находилось на службе до 1902 года, когда было заменено более современными моделями.

RBL 7 inch 110 pounder Armstrong

Нарезное орудие с заряжанием с казенной части, оснащенное замком Армстронга. Предназначалось для замены 68-фунтовых дульнозарядных орудий. Производилось в вариантах 72 cwt и 82 cwt. Массовое производство этих орудий позволило вооружить ими достаточно много кораблей, хотя их характеристики были недостаточными против бронированных кораблей. Во время боя у Кагосимы 14 августа 1863 года 110-фунтовые орудия показали себя не только неточными, но и достаточно опасными из за частых осечек и разрушения стволов. В результате Адмиралтейство приняло беспрецедентное решение о прекращении эксплуатации дульнозарядных орудий, которое было отменено лишь с появлением затвора Банжа в 1880-х годах.

Предыстория разработки орудия

После разработки АК-100 КБ «Арсенал» приступило к созданию корабельной универсальной автоматической двухорудийной АУ калибра 130 мм (АК-130). Задание ВМФ предусматривало достижение технических характеристик АУ, значительно (в 3-5 раз) превышающих аналогичные зарубежные образцы по скорострельности и количеству выстрелов, готовых к автоматической стрельбе (при возможности смены вида боезапаса во время стрельбы). Сложнейшей задачей был выбор наиболее рациональной схемы питания АУ боезапасом. Принятая схема должна была обеспечить наименьшее количество перегрузок боезапаса (при его автоматической подаче из подбашенного отделения на линию огня) и гарантировать его безопасность при перемещении боезапаса во всех устройствах АУ. Данная задача была успешно решена благодаря созданию научно-исследовательским машиностроительным институтом (НИМИ), впервые в артиллерийской практике, унитарного патрона калибра 130 мм. Это позволило значительно упростить устройства подачи боезапаса и довести надежность АУ до заданных требований.

Система подачи боеприпасов

Подача патронов, наведение на цель и производство стрельбы на артустановке АК-100 производится автоматически с помощью дистанционного управления от системы ПУС с центрального поста без участия обслуживающего артустановку расчета.Размещение боезапаса, готового к стрельбе в автоматическом режиме, осуществлено в подбашенном отделении установки в радиальных питателях, расположенных вокруг центрального приемника, который имеет возможность, поворачиваясь, автоматически подключаться к любому питателю, захватывать имеющиеся в нем патроны и направлять их в элеватор вращающейся части. Схема подачи боезапаса получила название «Лучевой»

Автоматическая система подачи выстрелов,подбашенное отделение установки

АК-130

Современные типы снарядов

Главной задачей производителей боеприпасов являлось увеличение силы взрыва. Это стремление и стало причиной создания ядерных снарядов – самого мощного оружия на сегодняшний день.

Ракеты и Реактивные комплексы

Появляются реактивные ракеты – непосредственно на снаряде устанавливается реактивный двигатель, который задает необходимую скорость полета. Такое оружие относится к разряду неуправляемых.

Залп с крейсера “Воряг”

Корректируемые (управляемые) боеприпасы имеют следующие варианты управления:

  • При полете на дальние расстояния система корректировки производится по навигационным системам, например, GPS.
  • Для поражения движущейся цели ее подсвечивают лазером. В этом случае снаряд реагирует на эту подсветку, запускается процесс самонаведения.
  • Кассетные снаряды – на определенном этапе ракета выпускает управляемые кассеты, которые реагируют на тепловые излучения.

Выделяют следующие виды современных снарядов:

  • Фугасные;
  • Осколочно-фугасные;
  • Зенитные;
  • Осколочно-фугасно-зажигательные;
  • Осколочно-трассирующие.

Использование корабельной артиллерии на суше

Корабельная артиллерийская установка 130/50 Б-13, стационарно установленная на форте «Красная Горка» (южный берег Финского залива, западнее пос. Лебяжье)

В истории имеется значительное количество случаев, когда орудия с разоружённых кораблей передавались для обороны береговых укреплений и приносили там ощутимую пользу.

Артиллерия эпохи парусного флота не имела стационарных установок на борту корабля и с лёгкостью могла быть перемещена на постоянные или временные береговые укрепления, чем часто пользовались. Так это имело место во время Крымской войны, когда корабельные пушки с затопленных по причине их боевой бесполезности кораблей были перенесены на сушу, в частности на Малахов курган в Севастополе

Корабельное орудие на Историческом бульваре в Севастополе

Та же практика продолжилась и после появления артиллерии современного типа, хотя теперь она и была сопряжена с определёнными сложностями ввиду всё более узкой специализации морских орудий. Запертые в Порт-Артуре корабли русского флота постепенно разоружались, а их орудия устанавливались на береговых и сухопутных укреплениях.

Во время Второй мировой войны орудия с крейсера «Аврора», в том числе и знаменитое носовое орудие, были установлены в районе Вороньей горы под Ленинградом и были захвачены неприятелем после гибели в бою команды корабля.[источник не указан 1254 дня]

Крупнокалиберные корабельные башенные артиллерийские установки также использовались при обороне Севастополя в 1942 году, входя в состав города-крепости, считавшейся в то время самой мощной в мире. Манштейн не начинал штурма Севастополя до тех пор, пока ему не были доставлены крупнокалиберные мортиры «Карл», предназначавшиеся для разрушения укреплений линии «Мажино». Только при использовании этой артиллерии ему удалось разрушить форты с этими орудиями.

Разработанная в Германии на базе корабельного орудия 105 мм пушка (10,5-cm-Flak 38) успешно применялось на суше для противовоздушной обороны. 130-мм корабельная пушка образца 1935 года (Б-13) на шасси танка Т-100 была основой экспериментальной самоходки СУ-100-Y. На базе корабельного орудия Б-34 была разработана пушка Д-10С, которая устанавливалась на самоходке СУ-100.

Задержка с постройкой крупных кораблей, главным образом линейных кораблей под уже созданные образцы орудий главного калибра, привела к тому, что эти орудия устанавливались на суше. К их числу относится 406-мм морская пушка Б-37, установленная на испытательном стенде полигона «Ржевка» и принимавшая участие в обстреле блокирующих Ленинград немецких войск. Также большую роль сыграли корабельные артустановки на железнодорожных транспортерах калибра от 130-мм до 356-мм. Большое количество орудий большой и особой мощности в береговой обороне морских крепостей СССР были или демонтированы со списанных или погибших кораблей или являлись их аналогами, созданными для нужд БОХР,

При создании укреплений «Атлантического вала» немцы воспользовались уже созданным для проектируемых линкоров класса «Н» орудием калибром 456 мм. Установленное в бункере это орудие многократно использовалось в пропагандистских целях для убеждения противника и собственного населения в надёжной защите с Запада.

Наш ответ Чемберлену

В конце 1957 года в СССР начались заводские испытания спаренной 100-мм башенной артустановки СМ-52, созданной в ЦКБ-34. Темп стрельбы одного автомата составлял 40 выстрелов в минуту при начальной скорости 1000 м/с и дальности стрельбы в 24 км, оснащенной радиолокационной системой управления стрельбой. Согласно корабельной программе на 1956−1965 годы, СМ-52 предполагалось устанавливать на крейсеры проекта 67, 70 и 71, корабли ПВО проекта 81 и сторожевые корабли проектов 47 и 49.

Увы, жертвой Хрущева пали как перечисленные корабли, так и все морские орудия калибра свыше 76 мм. Работы по ним были прекращены почти на 10 лет и возобновились только после отставки генсека.

29 июня 1967 года вышло Постановление Совмина СССР о начале работ над одноорудийной автоматической 130-мм башенной установкой А-217. В КБ ПО «Арсенал» она получила заводской индекс ЗИФ-92 (завод им. Фрунзе).

Опытный образец прошел полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом, но получить заданную скорострельность 60 выстрелов в минуту не удалось. К тому же вес установки превысил расчетный почти на 10 т, что не позволило установить ее на кораблях проекта 1135, и в результате работы над ЗИФ-92 были прекращены. Баллистика ствола, боеприпасы и бóльшая часть конструкции ЗИФ-92 были использованы при создании двухорудийной установки А-218 (ЗИФ-94).

Управление артустановкой осуществлялось системой «Лев-218» (МР-184), в которую входила двухдиапазонная РЛС сопровождения цели, тепловизор, лазерный дальномер, аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.

Стрельба велась унитарными патронами. Боекомплект размещался в трех барабанах, что позволяло иметь готовыми к стрельбе три различных вида боезапаса. В 1985 году установка ЗИФ-94 была принята на вооружение под индексом АК-130 (А-218). Кроме эсминцев проекта 956 А-218 была установлена на крейсерах проекта 1144 (кроме «Адмирала Ушакова»), а также проекта 1164 и БПК «Адмирал Чабаненко».

Сравнение характеристик орудия показывает, но наши конструкторы ориентировались все на ту же 127-мм американскую артустановку Mk 45. При той же дальности стрельбы обычным снарядом темп у АК-130 в 2,5 раза выше. Правда, и вес в 4,5 раза больше.

Во второй половине 1980-х годов в КБ «Арсенал» началась разработка 130-мм одноорудийной башенной установки А-192М «Армата». Баллистические данные и темп стрельбы новой установки по сравнению с АК-130 остались без изменений, но вес уменьшился до 24 т. Управление огнем установки должна была вести новая радиолокационная система «Пума». В боекомплект должны были войти, по крайней мере, два управляемых снаряда. Установками А-192М планировалось вооружить новые эсминцы проекта «Анчар» и другие корабли. Однако с распадом СССР все работы были приостановлены.

В настоящее время работы по А-192 М продолжены, так как именно ей будут вооружены новые фрегаты пр. 22350 для Российского флота, головной из которых — «Адмирал Горшков» — заложен в 2006 году на ПО «Северная верфь».

Мортира корабельная

В конце 15 века на кораблях появилось еще одно вооружение – короткоствольные мортиры. Они использовались для навесной стрельбы с углом возвышения свыше 45 градусов. Такое оружие позволяло использовать различные виды ядер, которые могли преодолевать высокие заслоны. Обычно корабли с мортирами на борту при боевых столкновениях становились во второй ряд военных судов.

Первые экземпляры имели длину ствола до 10 калибров. Дальность полета была меньше, чем у предыдущих моделей, однако такая пушка могла использовать ядра со взрывчаткой. Скорость движения снаряда из мортиры невысокая, а значит перегрузка при выстреле меньше, чем в предыдущих вариантах артиллерии. Ядро не разрывалось при вылете, при этом, взрываясь на вражеской палубе, создавало много проблем противнику. Кроме того, для ее производства не требовалось много усилий и большого количества материала. Данное вооружение имело неизменный внешний вид практически до 19 века.

Вооружение первых кораблей

История корабельного вооружения: Таран, Гарпаг, Абордаж

Мортира имела цельную структуру. Зажигательная смесь часто засыпалась со стороны дула. А поджигание осуществлялось через специальное отверстие в нижней части ствола.

Также данное вооружение использовалось при обстреле крепостей со стороны моря. Огромные пушки и бомбарды часто были не в состоянии пробить крепкие стены заграждения. В этом случае и применялись мортиры. Из них можно было запускать более тяжелые ядра или полые снаряды с взрывчатым веществом внутри. При этом они перелетали стены и поражали внутренние конструкции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector