Пушка «дора» железнодорожное орудие третьего рейха

Первые образцы сверхтяжёлых орудий

К моменту, когда фюреру пришла в голову столь амбициозная идея, немецкая промышленность уже имела опыт производства артиллерийских монстров. В конце Первой мировой войны Париж был обстрелян батареей, состоящей из трёх сверхтяжёлых орудий системы «Колоссаль». Стволы этих чудовищ имели калибр двести семь миллиметров и посылали свои снаряды на расстояние свыше ста километров, что по тем временам считалось рекордом.

Однако подсчёт урона, нанесённого французской столице этой батареей, показал, что её реальная эффективность незначительна. При исключительной дальнобойности точность попадания орудий была крайне низкой, и обстреливать из них можно было не конкретные объекты, а лишь огромные площади.

Лишь малая часть снарядов попадала при этом в жилые дома или иные сооружения. Орудия устанавливались на железнодорожных платформах, и для обслуживания каждого из них требовалось не менее восьмидесяти человек. Учитывая к тому же их высокую стоимость, выходило, что затраты на них во многом превышали тот урон, который они способны были нанести противнику.

Подготовка к операции в Крыму

Американцы позируют на «Доре»

Несмотря на грандиозные планы по применению нового оружия небывалых размеров Дора была задействована всего дважды за всю войну. Поначалу Гитлер хотел доставить артустановку к Гибралтару, о захвате которого давно мечтал. Но технически это оказалось невозможным, поскольку железнодорожные переправы на испанской территории не выдержали бы такого груза.

Тогда было принято решение отправить Дору на Крымский полуостров для атаки на Севастополь. Там началась масштабная подготовка к ее встрече. В чистом поле в условиях абсолютной секретности было развернуто строительство боевых позиций. Для работы, которая велась и днем, и ночью привлекли около 3 тысяч человек: военных, железнодорожных строителей, самих крымчан и военнопленных. Зону строительства в небе круглосуточно патрулировали истребители, а на земле — взвод со служебными овчарками. Три железнодорожные артсистемы Бруно были доставлены в Крым для прикрытия Доры

В это трудно поверить, но за целый месяц работ такое грандиозное строительство не было обнаружено советскими разведчиками.

История

После Первой мировой войны развитие немецкой артиллерии было ограничено положениями Версальского договора. Германии было запрещено иметь орудия калибра свыше 150 мм, а также любые противотанковые и зенитные пушки. Поэтому, по мнению лидеров нацистской Германии, создание мощной и крупнокалиберной артиллерии было делом престижа.

В 1936 году при посещении завода фирмы «Крупп» Адольф Гитлер потребовал у руководства концерна создать сверхмощное орудие для разрушения французской линии Мажино и бельгийских пограничных фортов (таких, как форт Эбен-Эмаэль). Орудие должно было обладать углом вертикального наведения +65° и максимальной дальнобойностью 35—45 км, а снаряд орудия должен был пробивать броню толщиной 1 м, бетон 7 м, твердый грунт 30 м. Конструкторскую группу фирмы «Крупп», занявшуюся созданием нового сверхмощного орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который обладал огромным опытом в данной области. В 1937 году проект был завершен, и в том же году фирме «Крупп» выдали заказ на изготовление нового орудия, после чего концерн взялся за его немедленное производство. В 1941 году фирмой «Крупп» было построено первое орудие, названое «Дора», в честь жены главного конструктора. В том же году было создано второе 800 мм орудие, которое получило название «Толстый Густав» в честь директора фирмы — Густава фон Болена и Гальбаха Круппа. Заказ обошёлся государству в 10 миллионов рейхсмарок. На эти деньги можно было произвести около 250 149-милиметровых гаубиц 15 cm sFH 18 или 20 240-милиметровых пушек К3 . Также было спроектировано, но не достроено третье орудие идентичного типа, но с калибром ствола 520 мм и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав».

В 1941 году орудия были испытаны на полигоне в Рюгенвальде и Хиллерслебен (в 120 км к западу от Берлина) в присутствии Адольфа Гитлера и Альберта Шпеера и других высокопоставленных армейских чинов. Результаты испытаний соответствовали требованиям технического задания, хотя установки не имели некоторых механизмов. К концу 1941 года все испытания были закончены и орудие было полностью готово к боевому применению, к этому времени было изготовлено более тысячи 800-мм снарядов.

Орудие было применено при штурме Севастополя в 1942 году. Орудие было тайно доставлено из Германии и размещено в специальном укрытии, вырубленном в скальном массиве в районе Бахчисарая. Орудие выпустило, в общей сложности, 53 семитонных снаряда.

22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав». В последующем всё, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

Вес снарядов пушки Дора

Шверер Густав использовал два типа снарядов: бронебойные (AP) и взрывчатые (HE). Боеприпасы AP были длиной 3,6 м. и требовали 2100 кг. порохового заряда. Снаряд AP был изготовлен из хромоникелевой стали. Он весил 7 100 кг. и нес 250 кг. взрывчатых веществ. Начальная скорость — 720 м/с, максимальная дальность — 38 км. На максимальной дальности снаряд AP достигал высоты около 12 км. и находился в воздухе в течение двух минут. Боеприпасы HE имели длину около 4,2 м. и требовали 2240 ​​кг. боевого заряда. Они весили 4 800 кг. и переносили 700 кг. взрывчатых веществ. Начальная скорость — 820 м/с, максимальная дальность — 47 км. При ударе снаряд HE создавал воронку шириной и глубиной 10 м. Начальная скорость снарядов AP и HE была более чем в два раза выше скорости звука, и оба были оснащены баллистической носовой частью из алюминиевого сплава. Для наведения выстрелов и оценки результатов использовались самолеты-корректировщики.

Такое мощное оружие как Шверер Густав требовало огромного количества ресурсов для создания и развертывания. Его размеры и сложность строго ограничивали время и условия использования, а также делали его уязвимым к воздушным атакам.

Строительство Шверер Густав началось весной 1937 года, но изготовление огромного и сложного ствола вызвало серьезные задержки. К 1939 году руководство компанией взял на себя Альфред Крупп из-за ухудшения здоровья отца. В конце 1939 года начались испытания образцов компонентов, и снаряд АР смог успешно пробить 7 м. бетона и 1 м. стали. Стало очевидно, что Шверер Густав в полной готовности не будет готов к марту 1940 года, как требовал Гитлер.

В мае 1940 года Германия вторглась в Бельгию и Францию. Поскольку линия Мажино заканчивалась в Бельгии, а не простиралась до Ла-Манша, Германия смогла просто обойти укрепления. 25 июня 1940 года Франция сдалась Германии.

После падения Франции Шверер Густав оказался больше не нужен, но последовали дискуссии относительно других укреплений, против которых можно было использовать оружие. Многие в вермахте понимали, что оружие не практично и не стоит затрачиваемых ресурсов, не говоря уже о необходимом персонале.

Однако Шверер Густав был одним из личных проектов Гитлера, поэтому его развитие продолжалось. Гитлер присутствовал на пробных стрельбах во время приемных испытаний оружия в начале 1941 года в Рюгенвальде, Германия (ныне Дарлово, Польша). Дальнейшие испытания и разработки продолжались до 1941 года. Некоторые источники указывают, что во время испытаний было произведено 250 выстрелов.

На курорте

25 апреля 1942 года пять эшелонов с разобранной артустановкой и обслуживающим дивизионом скрытно прибыли на полустанок Ташлых-Даир (ныне село Янтарное) в 30 км южнее железнодорожного узла Джанкой. Позиция для «Доры» была выбрана в 25 км от предполагавшихся к обстрелу целей в Севастополе и в 2 км к югу от железнодорожной станции Бахчисарай. Сверхсекретную позицию орудия решили строить в чистом поле, на голом как стол участке, где не имелось ни скальных укрытий, ни хотя бы небольшого леска. Невысокий холм между рекой Чурук-Су и железной дорогой был вскрыт продольной выемкой глубиной 10 м и шириной около 200 м, до станции Бахчисарай провели километровую ветку, а западнее холма уложили «усы», которые обеспечивали угол горизонтального обстрела в 45 градусов.

Работы по строительству огневой позиции велись круглосуточно в течение четырех недель. Было привлечено 600 военных строителей-железнодорожников, 1000 рабочих «Трудфронта» организации «Тодт», 1500 человек местных жителей и несколько сот военнопленных. Противовоздушная оборона обеспечивалась надежной маскировкой и постоянным патрулированием над районом истребителей из состава 8-го авиакорпуса генерала Рихтгофена. Рядом с позицией выстроили батарею 88-мм зенитных орудий и 20-мм зенитных автоматов. Кроме того, «Дору» обслуживали дивизион дымомаскировки, 2 румынские пехотные роты охраны, взвод служебных собак и специальная моторизованная команда полевой жандармерии. В общей сложности боевую деятельность орудия обеспечивало более четырех тысяч человек.

Проблемы, связанные с использованием орудия

Однако эти, несомненно, высокие показатели теряли смысл, если учесть, что пушка при крайне низкой прицельности огня требовала поистине масштабного обслуживания и затрат на эксплуатацию. Известно, например, что позиция, которую занимало железнодорожное орудие «Дора», составляла не менее четырёх с половиной километров. Доставлялась вся установка в разобранном виде, и её монтаж занимал до полутора месяцев, для чего требовались два 110-тонных крана.

Боевой расчёт такого орудия состоял из пятисот человек, но, кроме этого, к ним прикомандировывался батальон охраны и транспортный батальон. Для подвоза боеприпасов задействовались два железнодорожных состава и ещё один энергопоезд. В целом персонал, необходимый для обслуживания одной такой пушки, составлял полторы тысячи человек. Чтобы накормить такое количество людей, имелся даже свой полевой хлебозавод. Из всего этого видно, что «Дора» – орудие, требующее для своей эксплуатации неимоверных затрат.

Гигантская пушка Дора инженерное изыскание в эпоху войны

У Густава был огромный, нарезной ствол, который состоял из двух половин, задняя половина была закрыта кожухом. Полная длина ствола составляла 32,4 м., а его нарезка имела глубину 10 мм. К задней части ствола были прикреплены люлька и затвор. К люльке крепились четыре гидравлических амортизатора отдачи. Цапфы держали орудие в двух огромных держателях и позволяли поднимать ствол от 0 до 65 градусов.

Каждый держатель поддерживали четыре железнодорожных грузовика: два спереди и два сзади. Каждый из восьми грузовиков состоял из пяти осей, что дало Швереру Густаву в общей сложности 80 колес, которые передвигались по двум параллельным участкам железнодорожных путей. Орудие использовало дизельный генератор для обеспечения работы своих систем. Шверер Густав был 47,3 м в длину, 7,1 м в ширину и 11,6 м в высоту. Вес ствола, казенника и обоймы составлял 400 000 кг, а вся конструкция весила 1 350 000 кг.

Кроме параллельных путей, орудию был нужен путь, изогнутый на 15 градусов. У оружия не было встроенной способности к горизонтальному наведению, поэтому ему требовалось перемещение всего механизма вдоль изогнутой траектории. Были добавлены дополнительные крепления, чтобы предотвратить повреждение рельс из-за отдачи оружия. Чтобы перевезти и настроить Шверер Густав для стрельбы, требовались огромные усилия.

Оружие разобрали и доставили на 25 грузовых вагонах без учета экипажа и припасов. Рядом с местом, где должно было быть развернуто оружие, от главной железнодорожной линии проложили прямую ветку и три параллельных пути, где собирался Шверер Густав. Пушка располагалась на двух путях, а третий позволял ввозить детали и оборудование. По обе стороны трех параллельных путей был проложен монорельсовый путь, предназначенный для двух кранов, собирающих детали и перемещающих их в нужное положение для сборки.

Два параллельных пути простирались от точки сборки до огневой позиции. Высокие земляные заграждения по обе стороны от двойного пути были призваны защитить пушку от атаки и замаскировать ее. Шверер Густав собирали около 250 человек в течение 54 часов, а от 2000 до 4500 человек неделями прокладывали необходимые пути и подготавливали огневую позицию орудия. Кроме того, два батальона зенитных пушек Flak защищали оружие от нападения с воздуха.

Krupp построил специальные дизель-электрические локомотивы, чтобы перевести Шверер Густав в боевое положение и транспортировать боеприпасы. Четыре локомотива под названием D 311 были соединены по два и действовали как единое целое. Каждый локомотив был оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем MAN мощностью 940 л.с. (700 кВт). Боеприпасы доставлялись по двойным рельсам.

Подъемный механизм на задней части пушки поднимал боеприпасы на огневую палубу. Снаряд поднимался с одной стороны от пушки, а мешки с порохом и латунные гильзы – с другой стороны. Гидравлический толкатель загружал снаряд в ствол, затем следовали мешки с пороховым зарядом и гильза, после чего заряженную пушку поднимали в боевое положение. Требовалось от 20 до 45 минут, чтобы зарядить оружие и подготовить его к стрельбе. В день можно было сделать только 14-16 выстрелов.

Гнев фюрера и новые планы

Столь неутешительные результаты, показанные в ходе боевых действий орудием «Дора», вызвали гнев фюрера. Он возлагал на этот проект большие надежды. По его расчётам, орудие, несмотря на непомерно большие затраты, связанные с его изготовлением, должно было поступить в массовое производство и, таким образом, внести существенное изменение в баланс сил на фронтах. Кроме этого, серийный выпуск орудия такого масштаба должен был свидетельствовать о промышленном потенциале Германии.

После неудачи в Крыму конструкторы «Круппа» пытались усовершенствовать своё детище. Это должна была быть совершенно иная тяжёлая артиллерийская установка «Дора». Орудие предполагалось сделать сверхдальнобойным, а использоваться оно должно было на Западном фронте. В его конструкцию планировалось внести принципиальные изменения, позволяющие, по замыслу авторов, вести огонь трёхступенчатыми реактивными снарядами. Но подобным планам, к счастью, не суждено было осуществиться.

В годы войны, кроме пушки «Дора», немцы выпустили ещё одно сверхтяжёлое орудие калибром восемьдесят сантиметров. Оно получило название в честь главы фирмы «Крупп» Густава Круппа фон Боллена – «Толстый Густав». Эта пушка, обошедшаяся Германии в десять миллионов марок, оказалась также непригодна для использования, как и «Дора». Орудие имело практически все те же многочисленные недостатки и весьма ограниченные достоинства. В конце войны обе установки были взорваны немцами.

Металлолом

Помимо «Доры» в Германии были изготовлены еще две ее 800-миллиметровые сестры, которые, однако, в боевых действиях не участвовали. В 1944 году немцы планировали применить «Дору» для стрельбы с французской территории по Лондону. Для этой цели были разработаны трехступенчатые реактивные снаряды Н.326. Кроме того фирма Круппа спроектировала для «Доры» новый ствол с гладким каналом калибра 52 см и длиной 48 метров. Дальность стрельбы предполагалась 100 км. Однако сам снаряд содержал всего 30 кг взрывчатого вещества и его фугасное действие было ничтожно по сравнению с ФАУ-1 и ФАУ-2. Гитлер приказал прекратить работы над 52-см стволом и потребовал создания орудия, стреляющего фугасными снарядами весом 10 тонн с 1,2 тоннами взрывчатого вещества. Понятно, что создание такого орудия было фантазией.

22 апреля 1945 года, во время наступления в Баварии 3-й американской армии, передовые патрули одной из частей при прохождении через лес в 36 км севернее города Ауэрбах обнаружили в тупике железнодорожной линии 14 тяжелых платформ и разбросанные вдоль путей остатки какой-то огромной и сложной металлической конструкции, сильно поврежденной взрывом. Позже в близлежащем тоннеле были найдены и другие детали, в частности — два гигантских артиллерийских ствола (один из которых оказался неповрежденным), части лафетов, затвор и т. д. Опрос пленных показал, что обнаруженные конструкции принадлежат сверхмощным орудиям «Дора» и «Густав». По завершении обследования остатки обеих артсистем сдали в металлолом.

Третье сверхмощное орудие — один из «Густавов» — оказалось в советской зоне оккупации, и дальнейшая его судьба западным исследователям неизвестна. Автор обнаружил упоминание о нем в «Отчете уполномоченного Министерства вооружений о работе в Германии в 1945—1947 гг.» т.2. Согласно отчету: «…в июле 1946 года специальная группа советских специалистов по заданию Министерства вооружений предприняла изучение 800-мм установки «Густав». Группой составлен отчет с описанием, чертежами и фотоснимками 800-мм орудия и проведена работа по подготовке к вывозу 800-мм железнодорожной установки «Густав» в СССР».

В 1946—1947 годах эшелон с частями 80-см орудия «Густав» прибыл в Сталинград на завод «Баррикады». На заводе орудие изучалось в течение двух лет. По сведениям, полученным от ветеранов КБ, заводу было поручено создать аналогичную систему, но в архивах подтверждения этому я не нашел. К 1950 году останки «Густава» были отправлены на заводской полигон, где они хранились до 1960 года, а затем были сданы на лом.

Вместе с орудием на завод «Баррикады» было доставлено семь гильз. Шесть из них впоследствии сдали в металлолом, а одна, использовавшаяся как пожарная бочка, уцелела и позже была отправлена на Малахов Курган. Это все, что осталось от величайшего орудия в истории человечества.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика»
(№12, Декабрь 2004).

Переброска орудия на восточный фронт

Ввиду этих обстоятельств сверхтяжелое орудие «Дора» было направлено на восточный фронт. В феврале 1942 года оно прибыло в Крым, где поступило в распоряжение армии, безуспешно пытавшейся штурмовать Севастополь. Здесь 813-мм осадная пушка «Дора» использовалась для подавления советских береговых батарей, оснащённых 305-мм орудиями.

Непомерно многочисленный штат, обслуживающий установку здесь, на восточном фронте, потребовалось увеличить дополнительными силами охраны, так как с первых дней прибытия на полуостров пушка и её расчёт подверглись нападениям партизан. Как известно, железнодорожная артиллерия весьма уязвима для ударов с воздуха, поэтому для прикрытия орудия от налётов авиации пришлось дополнительно задействовать зенитный дивизион. К нему присоединилось также химподразделение, в задачу которого входило создание дымовых завес.

Боевое применение

Позицию для «Доры» во время облета окрестностей с воздуха выбирал сам лично генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек.

По замыслу германцев, пушка должна была быть укрыта в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, то для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.

Окончательно позицию оборудовали к июню 1942 года в 20 км от Севастополя. Перемещали собранную «Дору» два дизельных локомотива мощностью в 1050 л.с. каждый. Дополнительно, против укреплений Севастополя немцы применили еще и две 60-см самоходные мортиры типа «Карл».

Из истории обороны Севастополя известно, что с 5 по 17 июня «Дора» всего сделала 48 выстрелов. Вместе с полигонными испытаниями это исчерпало ресурс ствола, и орудие увезли в тыл.

Однако, в своих мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости гораздо больше, почти 80 снарядов. Немецкую громадину довольно скоро засекли советские летчики, которые нанесли по ее позиции бомбоштурмовой удар, в результате которого был поврежден энергопоезд.

В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: так, было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м.

В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

Об эффективности самой стрельбы, боевого применения «Доры» историки спорят до сих пор, но почти все сходятся на том, что, как и в случае с «парижской пушкой», «Дора» никак не соответствовала своим колоссальным размерам и стоимости установки. Их мнение подтверждают слова того, чьи войска непосредственно применяли это орудие в ходе штурма Севастополя:

Эрих фон МАНШТЕЙН:

В дальнейшем, после взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. А когда началась операция по прорыву блокады города, то немцы спешно эвакуировали свою суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.

Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Франц Гальдер:

В дальнейшем известно, что немецкие конструктора пытались модернизировать и сделать «Дору» сверхдальнобойной, для использования теперь уже на западном фронте.

С этой целью прибегли к схеме, похожей на так называемый проект Дамбляна, это когда из ствола пушки намеревались запускать трехступенчатый реактивный снаряд. Но дальше проекта дело не пошло. Как и сочетание 52-см гладкого ствола к той же установке и активно-реактивного снаряда с дальностью полета 100 км.

В годы второй мировой, немцами была изготовлена ещё и вторая 80-см установка, известная под именем «Тяжелый Густав» — в честь Густава Круппа фон Болен унд Гальбаха.

К концу войны «Крупп» смогла изготовить узлы и для третьей установки, но собрать ее германцы так и не успели. Отдельные части 80-см орудия, были захвачены советскими войсками, которые все это добро подобрали и отправили для изучения в СССР.

Вероятно, свой боевой путь все эти «Доры» и «Густавы» завершили, где то там, в советских мартеновских печах, когда победители перековали все эти орудия войны и устрашения на обыкновенные орала.

И, тем не менее, следует признать, что в чисто техническом отношении 80-см артиллерийская железнодорожная установка была хорошей конструкторской работой и убедительной демонстрацией германской промышленной мощи.

Технические характеристики орудия

Параметры «Доры» впечатляют:
Калибр — 813 мм.
Длина ствола — 32 м.
Вес снарядов составлял от 5 до 7,5 тонн (в зависимости от типа).
Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40.
По другим данным дальность стрельбы составляла 45 километров для разрывных снарядов и 37 километров для бронебойных.
Полная длина орудия — 50 м.
Общий вес — 1448 тонн.
Живучесть ствола — 300 выстрелов.
Скорострельность — 3 выстрела в час
Минимальный интервал между выстрелами составлял 15 минут.

Для обслуживания этого гиганта требовалось 1500 человек. Диаметр кратеров после взрыва снаряда “Доры” составлял 10 метров (и еще столько же в глубину). Пушка также была способна пробивать около 9 метров армированного бетона.

Работа над орудием затянулась на целых 5 лет, и, поэтому к моменту сборки первого орудия калибром в 80 см в 1941 году линия Мажино, как и укрепления Бельгии и Чехословакии, уже давно были в германских руках.

В результате в феврале 1942 года «Дору» направили в Крым в распоряжение 11-й армии, где ее главной задачей стал обстрел знаменитых советских 305-мм береговых батарей №30 и №35 и укреплений осажденного Севастополя, отразившего к тому времени уже два штурма.

Подготовка и обслуживание данного артиллерийского чудища носила по настоящему масштабный характер. Известно, что только фугасный снаряд «Доры» массой 4,8 т нес 700 кг взрывчатки, бетонобойный массой 7,1 т — 250 кг, большие заряды к ним весили соответственно 2 и 1,85 т.

Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и покоилась на четырех пятиосных платформах. Для подачи снарядов и зарядов служили два подъемника. Перевозилось орудие, конечно, в разобранном виде. Для его установки железнодорожный путь разветвляли, прокладывая четыре изогнутые — для горизонтальной наводки — параллельные ветки. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия. По внешним путям двигались два 110-тонных мостовых крана, необходимых для сборки орудия.

Сама позиция орудия занимала участок длиной 4120—4370 м. А в целом, подготовка позиции и сборка орудия длилась от полутора до шести с половиной недель.

Непосредственно сам расчет орудия составлял около 500 человек, дополнительно к орудию всегда были прикомандированы целый батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, отдельный энергопоезд, а для кормёжки всего этого войска имелся свой полевой хлебозавод и даже комендатура со своими полевыми жандармами.

Таким образом, численность личного состава только на одну установку возрастала до 1420 человек. Командовал расчетом такого орудия целый полковник.

В Крыму численность расчета «Доры» выросла свыше 1500 человек, так как артиллерийскому чудищу дополнительно придали группу военной полиции для его защиты от нападения диверсионных групп и партизан, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион, так как уязвимость от авиации была одной из главных проблем железнодорожной артиллерии. В итоге логово «Доры» было надежно прикрыто как на земле, так и с воздуха.

От «Круппа» с установкой направили группу инженеров.

Конец уникального проекта

Чем же закончилась операция? Проект оказался провальным. Супермощная артсистема показала себя из ряда вон плохо. Количество прицельных попаданий приближалось к нулю. После трехсот выстрелов ствол полностью износился и его отправили на ремонт.

Мнение эксперта
Эксперт Даниил Родионов

историк, лауреат Госпремии СССР, доктор исторических наук

В 1944 году «Дора» выстрелила еще около 30 раз во время Варшавского восстания. А в 1945 перед капитуляцией Германии обоих великанов и «Дору», и «Толстого Густава» взорвали сами немцы.     

Хотелось бы отметить, что на этот безумный проект было потрачено 10 миллионов немецких марок. Учитывая его бесполезность, можно сделать только один вывод — гигантомания Гитлера не имела ничего общего со здравым смыслом.

Орудие-призрак

Гестапо объявило весь район запретной зоной со всеми вытекавшими из этого последствиями. Принятые меры оказались столь успешными, что ни о прибытии в Крым, ни даже о самом существовании «Доры» советское командование так и не узнало до 1945 года!

Вопреки официальной истории командование Черноморского флота во главе с адмиралом Октябрьским творили одну глупость за другой. До 1943 года оно свято верило, что еще в июне 1941-го в Черное море вошел итальянский флот, и вели с ним упорные бои — ставили минные заграждения, бомбили мифические вражеские подводные лодки и торпедировали существовавшие только в воспаленном воображении вражеские корабли. В результате от собственных мин и торпед погибли десятки боевых и транспортных кораблей Черноморского флота! Командование Севастопольского оборонительного района то отправляло под трибунал за паникерство красноармейцев и младших командиров, докладывавших о взрывах огромных снарядов, то, наоборот, докладывало в Москву о применении немцами 24-дюймовых (610-мм) железнодорожных установок.

После окончания боев в Крыму в мае 1944 года специальная комиссия занималась поиском огневой позиции сверхтяжелого орудия в районах сел Дуванкой (ныне Верхнесадовое) и Заланкой (Фронтовое), но безуспешно. Документов об использовании «Доры» также не оказалось среди трофеев Красной армии, захваченных в Германии. Поэтому советские военные историки сделали вывод, что «Доры» под Севастополем вообще не было, а все слухи о ней — дезинформация абвера. Зато писатели «оттянулись» по «Доре» по полной программе. В десятках детективных историй героические разведчики, партизаны, летчики и моряки находили и уничтожали «Дору». Нашлись люди, которые «за уничтожение «Доры»» были награждены правительственными наградами, а одному из них даже присвоили звание Героя Советского Союза.

«Дора» и «Толстый Густав»

Орудие «Дора»

Первое орудие представляло собой огромную пушку весом 1350000 кг, длиной 47 м и высотой 11.5 м. Ствол, длиной 32.5 м, был рассчитан на снаряды калибром 807 мм. Для обслуживания этой артиллерийской установки требовалось 250 человек. Красавицу Мюллер назвал Дорой», в честь своей жены. Размеры артсистемы были настолько впечатляющими, что для ее передвижения нужно было строить специальные двойные железнодорожные рельсы, а сама пушка стояла на двух тяжелых транспортерах. Снаряды, которыми стреляла Дора», вмещали до 700 кг взрывчатки и могли пробить бетон толщиной 7 метров.

Еще одного гиганта с 800 мм диаметром ствола, брата Доры», выпущенного немного позднее назвали «Толстым Густавом, в честь самого Круппа. Оба орудия успешно прошли свои первые испытания в 1941 году под Берлином. Полюбоваться на плоды своего воображения прибыл сам фюрер. Ему эти монстры понравились, и он дал добро на их использование.

Психологическое оружие

Зарождению мифов вокруг «Доры» способствовало и действие ее 7-тонных снарядов, эффективность которых была близка к… нулю! Из 53 выпущенных 800-мм снарядов лишь 5 поразили цель. Наблюдательными постами дивизиона 672 отмечены попадания по батарее № 365, опорному пункту стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии и по командному пункту зенитного дивизиона 61-го полка ПВО.

Правда, Манштейн в своей книге «Утерянные победы» писал: «Орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на берегу бухты Северная, укрытый в скалах на глубине 30 м». Заметим, что ни одна из штолен Сухарной балки не была взорвана огнем немецкой артиллерии до последних дней обороны Северной стороны Севастополя, то есть до 25−26 июня. А взрыв, о котором пишет Манштейн, произошел от детонации боезапаса, открыто выложенного на берегу бухты и подготовленного для эвакуации на Южную сторону. При стрельбе по остальным объектам снаряды легли на расстоянии от 100 до 740 м от цели.

Штаб 11-й германской армии выбирал цели довольно неудачно. В первую очередь целями для бронебойных снарядов «Доры» должны были стать береговые башенные батареи № 30 и № 35, защищенные командные пункты флота, Приморской армии и береговой обороны, узлы связи флота, штольни подземных арсеналов, спецкомбинаты № 1 и № 2 и склады горючего, укрытые в толще Инкерманских известняков, однако по ним почти не стреляли.

Что же касается восьми снарядов, выпущенных по береговой батарее № 16, то это не что иное, как конфуз немецкой разведки. Установленные там 254-мм пушки были сняты еще в конце 1920-х годов, и с тех пор там никого не было. Кстати, я облазил и отснял всю батарею № 16 вдоль и поперек, но никаких серьезных повреждений не обнаружил. Позже начальник Генерального штаба вермахта генерал-полковник Гальдер оценил «Дору» так: «Настоящее произведение искусства, но, к сожалению, бесполезное».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector