Тяжелые бомбардировщики третьего рейха

Гидросамолеты

  • МДР-2 (АНТ-8) Морской дальний разведчик. Туполев
  • МБР-2. Морской ближний разведчик. Бериев
  • МБР-7. Морской ближний разведчик. Бериев
  • МДР-5. Морской дальний разведчик. Бериев
  • КОР-1. (Бе-2) Корабельный разведчик. Бериев
  • КОР-2. (Бе-4) Корабельный разведчик. Бериев
  • ЛЛ-143 (Бе-6) Многоцелевая летающая лодка. Бериев
  • Бе-8. Многоцелевой самолет амфибия. Бериев
  • МК-1. (АНТ-22) Морской дальний разведчик. Туполев
  • МДР-4. (МТБ-1) Морской дальний разведчик. Туполев
  • МДР-6. (Че-2) Морской дальний разведчик. Четвериков
  • МТБ-2 (АНТ-44) Морской тяжелый бомбардировщик. Туполев
  • Ш-2 Многоцелевая летающая лодка. Шавров
  • Ш-7 Летающая лодка. Шавров
  • САМ-11. Учебная летающая лодка. Москалев
  • СПЛ. Самолет для подводной лодки. Четвериков

Consolidated B-24 Liberator

Consolidated B-24 Liberator. | Фото: Belleville News-Democrat.

Другим не менее известным тяжелым бомбардировщиком ВВС США был Consolidated B-24 Liberator, который также использовался Британией в битве за Атлантику. Считается самым массовым бомбардировщиком в истории авиации. Всего было произведено 18,5 тысяч экземпляров «Либерейтора». США часто использовали B-24 совместно с B-17 как часть стратегической бомбардировочной кампании над материковой Европой. В сравнении с «Летающей крепостью» конструкция «Либерейтора» была существенно доработана. Бомбардировщик был намного быстрее, мощнее и маневреннее.

Истребители

  • ВИ-100 Высотный истребитель. Петляков
  • Ил-1/2И Тяжелый истребитель. Ильюшин
  • ЛаГГ-3. Истребитель. Лавочкин
  • Гу-82. Истребитель. Гудков
  • Ла-5. Истребитель. Лавочкин
  • Ла-5Ф. Истребитель. Лавочкин
  • Ла-5ФН. Истребитель. Лавочкин
  • Ла-5УТИ. Учебно-тренировочный истребитель
  • Ла-5ТК. Высотный истребитель
  • Ла-7. Истребитель. Лавочкин
  • Ла-9. Истребитель. Лавочкин
  • Ла-11. Дальний истребитель. Лавочкин
  • И-200 (МиГ-1). Истребитель. Микоян Гуревич
  • МиГ-3. Истребитель. Микоян Гуревич
  • МиГ-3. Истребитель с АМ-38. Микоян Гуревич
  • И-230 (МиГ-3У, Д). Истребитель. Микоян Гуревич
  • И-231 (2Д). Истребитель. Микоян Гуревич
  • МиГ-5 (Т). Дальний эскорный истребитель. Микоян Гуревич
  • МиГ-5 (ИТ). Дальний эскорный истребитель. Микоян Гуревич
  • МиГ-9 (И-210, ИХ, изд. 65) Истребитель. Микоян Гуревич
  • МиГ-9Е (И-211) Истребитель. Микоян Гуревич
  • МиГ-13 (И-250) Истребитель. Микоян Гуревич
  • Пе-3. Тяжелый истребитель. Петляков
  • И-5. Истребитель. Поликарпов
  • И-15. Истребитель. Поликарпов
  • И-15бис. Истребитель. Поликарпов
  • И-153. Истребитель. Поликарпов
  • И-16. Истребитель. Поликарпов
  • И-16 тип 4. Истребитель. Поликарпов
  • И-16 тип 5. Истребитель. Поликарпов
  • И-16 тип 6. Истребитель. Поликарпов
  • И-16 тип 10. Истребитель. Поликарпов
  • И-16 тип 17. Истребитель. Поликарпов
  • И-16 тип 24. Истребитель. Поликарпов
  • И-16 тип 28. Истребитель. Поликарпов
  • И-16 тип 29. Истребитель. Поликарпов
  • И-17. Истребитель. Поликарпов
  • И-180. Истребитель. Поликарпов
  • I-185. Истребитель. Поликарпов
  • I-190. Истребитель. Поликарпов
  • ТИС Тяжелый истребитель сопровождения. Поликарпов
  • ИТП Истребитель с тяжелой пушкой. Поликарпов
  • Та-3 Тяжелый истребитель сопровождения. Таиров
  • ДИ-8 (АНТ-46). Дальний истребитель. Туполев
  • Ту-1. Тяжелый истребитель-перехватчик. Туполев
  • Су-5. Истребитель-перехватчик. Сухой
  • Су-7. Истребитель-перехватчик. Сухой
  • Су-9. Истребитель-бомбардировщик. Сухой
  • Су-11. Истребитель-бомбардировщик. Сухой
  • Як-1. Истребитель. Яковлев
  • Як-7. Истребитель. Яковлев
  • Як-7В. Учебно-тренировочный истребитель. Яковлев
  • Як-1М. Истребитель. Яковлев
  • Як-3. Истребитель. Яковлев
  • Як-9. Истребитель. Яковлев
  • Як-9Т танковый. Истребитель. Яковлев
  • Як-9Д. Дальний истребитель. Яковлев
  • Як-9М. Истребитель. Яковлев
  • Як-9П пушечный. Истребитель. Яковлев
  • Як-9ПД высотный. Истребитель. Яковлев
  • Як-9У. Истребитель. Яковлев
  • Як-9В. Учебно-тренировочный истребитель. Яковлев
  • И-21. Истребитель. Пашинин
  • И-28. Истребитель. Яценко

Летающая зажигалка

Кессельрингу концепция бомбардировщика виделась иначе. Новый самолет должен был быть универсальнее, дешевле и летать дальше. По первой версии требований дальность составляла 6600 км, пусть и всего с одной тонной бомб. Гвоздем программы стала бомбежка с пикирования — для тяжелой машины это экзотика, но опыт применения «Штук» в Испании на время затмил здравый смысл. Впрочем, угол пикирования все же ограничили 60 градусами, против 80 на Ju 87.

Через месяц после закрытия «Урал-бомбера» техзадание на тяжелый бомбардировщик, названный Bomber-A, получила фирма Heinkel. Так началась история одного из самых противоречивых самолетов Второй мировой.

Для улучшения аэродинамики было решено задействовать ноу-хау Хейнкеля тех лет — спаренную установку из двух двигателей DB 601, вращающих один винт через общий редуктор. Получившийся агрегат под названием DB 606 уже был опробован на полуэкспериментальном бомбардировщике He 119, позволив ему установить ряд рекордов скорости. Под общим капотом спарка имела такое же сопротивление, как один мотор. Все бы хорошо, но на самолете, предназначенном для серии, пришлось поменять систему охлаждения двигателей, а моторный отсек в погоне за характеристиками был сделан меньше, чем дозволяли правила. Результаты этого решения преследовали машину много лет. Цилиндры неравномерно охлаждались, бензонасосы засорялись, на форсаже моторы заливались бензином и временами загорались, а расположение электропроводки и маслопроводов впритык к выхлопным патрубкам довершало идиллию.

Boeing B-17 Flying Fortress

Самым известным бомбардировщиком США тех лет считается, конечно же, Boeing B-17 «Летающая крепость». Четырехдвигательный, тяжёлый, обвешанный со всех сторон пулемётами бомбардировщик Boeing B-17 Flying Fortress породил немало героических и фанатических историй. С одной стороны, лётчики любили его за лёгкость в управлении и живучесть, с другой стороны потери среди этих бомбардировщиков были неприлично велики. В одном из вылетов, из 300 «Летающих крепостей» не вернулись 77. Почему? Тут можно упомянуть полную и беззащитность экипажа от огня спереди и повышенный риск возгорания. Однако главной проблемой стало убеждение американских генералов. В начале войны думали, что если бомбардировщиков много и они летят высоко, то можно обойтись без всякого эскорта. Истребители Люфтваффе опровергли это заблуждение. Уроки они давали суровые. Американцам и британцам приходилось учиться очень быстро, менять тактику, стратегию и конструкцию самолёта. Стратегические бомбардировщики внесли свой вклад в победу, но цена оказалась высокой. Треть «Летающих крепостей» не вернулась на аэродромы.

5

Палубная авиация

Фейри Свордфиш

Совершенно особый род ударной авиации представляла собой палубная, предназначенная для базирования на авианосцы. У наиболее развитых в этом отношении держав — США и Японии — к концу 30-х гг. оформилось два класса таких самолетов: пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. В США пикировщики были представлены, главным образом, самолетами «Дуглас» SBD и «Кертисс» SB2C. В классе торпедоносцев на смену неудачному «Дугласу» TBD пришел «Грумман» TBF. Япония начала войну с пикировщиками «Аичи» D3A и торпедоносцами «Накадзима» B5N, а уже в ходе боевых действий приняла на вооружение пикирующие бомбардировщики «Йокосука» D4Y и торпедоносцы «Накадзима» B6N и «Аичи» В7А. Правда, ввиду потери большинства авианосцев этим самолетам в 1944-1945 гг. приходилось действовать преимущественно с береговых аэродромов.

В Великобритании основу палубной ударной авиации составляли тихоходные бипланы-торпедоносцы «Суордфиш» и «Альбакор» — оба разработки фирмы «Фэйри». Меньшая по сравнению с американскими и японскими кораблями самолетовместимость британских авианосцев вынуждала идти на ухищрения: в 1942 г. на вооружение принимают «Барракуду», следующее изделие «Фэйри», совмещавшее в себе качества торпедоносца и пикирующего бомбардировщика. Свои вариации на тему палубного пикировщика появились также во Франции (LN.410) и Германии (модификация Юнкерс Ju-87С), но ни в первом, ни во втором случае этим самолетам так и не было суждено действовать с палуб авианосцев.

* * *

Ударная авиация — бомбардировочная, торпедоносная, штурмовая — играла важнейшую роль во всех сражениях Второй мировой войны, выполняя самые разнообразные задачи, в числе которых поддержка истребителей (По истребительной авиации Второй мировой краткий обзор читайте здесь). Армады американских и британских четырехмоторных бомбардировщиков методично опустошали вражеские территории, «штуки» проламывали путь германским танковым клиньям, а «пешки» — советским. Над полями боев, в самой гуще зенитного огня, действовали штурмовики, обеспечивая непосредственную поддержку пехоте, ювелирными по точности ударами поражая вражеские танки и огневые точки. Судьбу морских сражений решали палубные торпедоносцы и пикировщики морской авиации, поставившие точку в судьбе не одного линкора и авианосца.

  • Харук А.И. Ударная авиация Второй Мировой — штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы  — М, 2012
  • Andersson H.G. SAAB Aircraft since 1937. — Putnam, 1989.
  • Barnes C.H. Bristol Aircraft since 1910. — Putnam, 1964.
  • Bowman M.W. Boeing B-17 Flying Fortress. — — Crowood, 1998.
  • Francillon R.J. Japanese Aircraft of the Pacific war. — Putnam, 1970.
  • Francillon R.J. McDonnell Douglas Aircraft since 1920. Vol. 1. — Putnam, 1988.
  • Lepage J.-D. Aircraft of the Luftwaffe. — McFarland, 2009.
  • Pace S. Boeing B-29 Superfortress. — — Crowood, 2003.
  • Smith P.C. Curtiss SB2C Helldiver. — Crowood, 1998.
  • Smith P.C. Vengeance! The Vultee Vengeance Dive Bomber. — Airlife, 1986.
  • Thompson S. Douglas A-26 and B-26 Invader. — Crowood, 2002.
  • Thompson S. Douglas Havoc and Boston. — Crowood, 2004.
  • Авиация Великобритании во Второй мировой войне. Бомбардировщики. — Авиационный сборник, вып. 6, 7.
  • Котельников В.Р. Бомбардировщик ТБ-3. Воздушный суперлинкор Сталина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКС-МО, 2008.
  • Котельников В.Р. Ил-4. «Воздушные крейсера» Сталина. — М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2009.
  • Котельников В.Р. «Хейнкель» Не 111. Бомбардировщик блицкрига. — М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2011.
  • Маслов М. «Летающие крепости» Сталина. Бомбардировщик Пе-8. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Дальний бомбардировщик Ер-2. Самолет несбывшихся надежд. — М.: Яуза, ЭКС­МО, 2012.
  • Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешка» ставшая ферзем. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Самолеты Франции. — Авиационный сборник, вып. 10, 11.
  • Хазанов Д.Б. Су-2 принимает бой. Чудо-оружие или «самолет-шакал»? — М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Харук А.И. Ил-2 против «Штуки» Ju.87. Что лучше — «лаптежник» или «черная смерть»? — М.: Яуза, ЭКС­МО, 2012.
  • Харук А.И. «Летающий танк» Гитлера. Штурмовик Hs 129 — от «самолета поля боя» до «убийцы танков». — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.
  • Харук А.И. Скоростные бомбардировщики Гитлера Do 17 и Do 217. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.
  • Якубович Н.В. Ту-2. Лучший бомбардировщик Великой Отечественной. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.

  • Расхождение политических взглядов — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.

  • Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

  • Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

  • Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

  • На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

  • Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

  • Защита слабого. Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.

  • Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

Япония

  • Ki-9
  • Ki-10
  • Ki-15 Кариганэ
  • Ki-17
  • Ki-21
  • Ki-27
  • Ki-30 Нагоя
  • Ki-32
  • Ki-34
  • Ki-36
  • Ki-43 Хаябуса
  • Ki-44 Сёки
  • Ki-45 Торю
  • Ki-46
  • Ki-48 Сокэй
  • Ki-49 Донрю
  • Ki-51
  • Ki-54
  • Ki-55
  • Ki-56
  • Ki-57
  • Ki-59
  • Ki-61 Хиэн
  • Ki-64
  • Ki-67 Хирю
  • Ki-70
  • Ki-71
  • Ki-74
  • Ki-76
  • Ki-77
  • Ki-79
  • Ki-83
  • Ki-84 Хаятэ
  • Ki-86
  • Ki-87
  • Ki-94
  • Ki-96
  • Ki-98
  • Ki-100
  • Ki-102
  • Ki-105 Отори
  • Ki-108
  • Ki-109
  • Ki-115 Цуруги
  • Ki-167
  • Ki-202 Сюсуй-Кай
  • A5M
  • А6М Зеро
  • A7M Рэппу
  • B4Y
  • B5N
  • B6N Тэндзан
  • B7A Рюсэй
  • C6N Сайун
  • D3A
  • D4Y Суйсэй
  • E7K
  • E8N
  • E11A
  • E13A
  • E14Y
  • E15K Сиун
  • E16A Дзуйун
  • F1M
  • G3M
  • G4M
  • G5N Синдзан
  • G8N Рэндзан
  • G10N Фугаку
  • H5Y
  • H6K
  • H8K
  • H9A
  • J1N Гэкко
  • J2M Райдэн
  • J4M Сэндэн
  • J5M Тэнрай
  • J7W Синдэн
  • J8M Сюсуй
  • J9Y Кикка
  • K5Y
  • K7M
  • K10W
  • K11W Сирагику
  • M6A Сэйран
  • N1K Кёфу
  • N1K-J Сидэн
  • P1Y Гинга
  • Q1W Токай
  • Q2M Тайё
  • Q3W Нанкай
  • R2Y Кэйун
  • S1A Дэнко

«Ил-4»

В 1939 году появился дальний бомбардировщик, внесший серьезный вклад в победу СССР над Германией в Великой Отечественной войне. Это был «Ил-4», разработанный под руководством Сергея Ильюшина в ОКБ-240. Первоначально он был известен как «ДБ-3». Только в марте 1942 года самолет получил наименование «Ил-4», которое и осталось в истории.

Модель «ДБ-3» отличалась рядом недостатков, которые могли стать фатальными во время боя с противником. В частности, самолет страдал от топливной течи, трещин в бензобаке, отказа тормозной системы, изнашивания шасси и т. д. На этой машине пилотам вне зависимости от их подготовки было крайне сложно выдержать взлетный курс во время подъема в воздух. Серьезным испытанием для «ДБ-3» стала Зимняя война. Финнам удалось найти у машины «мертвую» зону.

Исправление ошибок началось после завершения той кампании. Даже несмотря на форсированные темпы модификации самолетов, к началу Великой Отечественной войны далеко не все новоиспеченные «Ил-4» были избавлены от недостатков прежней модели. На первом этапе наступления немцев, когда оборонные заводы спешно эвакуировались на Восток, качество производимой продукции (в том числе и в авиации) заметно снизилось. У машины не было автопилота, при том что она постоянно заваливалась в крен или сбивалась с курса. Кроме того, советский бомбардировщик получил неправильно отрегулированные карбюраторы, из-за которых происходила чрезмерная трата топлива, а следовательно, и снижение длительности полета.

Только после перелома в войне качество «Ил-4» стало заметно улучшаться. Этому способствовало восстановление промышленности, а также осуществление новых задумок авиационных инженеров и конструкторов. Постепенно «Ил-4» стал основным советским дальним бомбардировщиком. На нем летали знаменитые пилоты и Герои Советского Союза: Владимир Вязовский, Дмитрий Барашев, Владимир Борисов, Николай Гастелло и т. д.

Участники дуэли

Главное и неоспоримое условие для участия в дуэли — равенство соперников.

Во-первых, драться на дуэли могли только дворяне, так как, в понимании людей того времени, хотя остальные сословия и могли обладать личным достоинством, но понятие чести было присуще только дворянству. Простолюдин не мог оскорбить или задеть дворянина: в этом случае оскорбление воспринималось не как унижение достоинства, а как бунт против вышестоящего. Конфликты дворян с мещанами, купцами и прочими сословиями, граница связи с которыми была более размыта, решались исключительно через суд, а дворянская честь при этом не страдала.

Во-вторых, драться на дуэли могли только мужчины — женщина считалась неспособной на оскорбления, и ее слова редко воспринимались всерьез. Тем не менее женщина могла быть инициатором конфликта.

В-третьих, драться могли только честные и благородные люди, те, кто ранее никак не запятнал свою репутацию. Например, бесчестным поступком считалось шулерство при игре в карты (так как сам факт лжи и плутовства претил дворянскому самосознанию), а также имевший место ранее отказ человека от дуэли: в этом случае «виновного» обвиняли в трусости. Сражаться на дуэли с лжецами и трусами было ниже дворянского достоинства.

В-четвертых, на дуэли не мог драться несовершеннолетний, причем речь шла не о возрасте, а о мировоззрении и манере поведения человека. Так, даже зрелый по годам человек, отличающийся инфантильностью и ребячеством, мог сойти за «несовершеннолетнего».

В-пятых, под строгим запретом были дуэли между родственниками, поскольку они относились к одному роду и, следовательно, должны были совместно защищать единую идею, а не бороться друг с другом. Наконец, кроме всего вышеперечисленного, на дуэли было запрещено драться больным людям, также против своего заимодавца не мог драться должник.

Так, препятствием для дуэли становилось неравенство в семейном положении, поскольку при дуэли женатого мужчины и холостого в случае смерти первого останется вдова. А вот разница в возрасте практически не мешала, при этом у мужчин преклонного возраста было несколько вариантов: либо попытаться уладить конфликт мирным путем, либо тряхнуть стариной и выйти к барьеру, либо отправить вместо себя сына, брата, однополчанина. Практически никогда не мешали дуэли и национальные различия.

Советские самолеты бомбардировщики времен Второй мировой войны

1. У-2ВС — Двухместный одномоторный советский многоцелевой биплан. Один из самых массовых самолетов, произведенных во всем мире. Максимальная скорость 150 км/ч; Дальность полета 430 км; Высота подъема 3820 метров; Построено 33000 шт.

2. Су-2 — Двухместный одномоторный советский легкий бомбардировщик с обзором на 360 градусов. Максимальная скорость 486 км/ч; Дальность полета 910 км; Высота подъема 8400 метров; Построено 893 шт.

3. Як-2 — Двух и трехместный двухмоторный советский тяжелый бомбардировщик разведчик. Максимальная скорость 515 км/ч; Дальность полета 800 км; Высота подъема 8900 метров; Построено 111 шт.

4. Як-4 — Двухместный двухмоторный советский легкий бомбардировщик-разведчик. Максимальная скорость 574 км/ч; Дальность полета 1200 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 90 шт.

5. АНТ-40 — Трехместный двухмоторный советский легкий скоростной бомбардировщик. Максимальная скорость 450 км/ч; Дальность полета 2300 км; Высота подъема 7800 метров; Построено 6656 шт.

6. АР-2 — Трехместный двухмоторный советский цельнометаллический пикирующий бомбардировщик. Максимальная скорость 475 км/ч; Дальность полета 1500 км; Высота подъема 10000 метров; Построено 200 шт.

7. ПЕ-2 — Трехместный двухмоторный советский самый массовый пикирующий бомбардировщик. Максимальная скорость 540 км/ч; Дальность полета 1200 км; Высота подъема 8700 метров; Построено 11247 шт.

8. Ту-2 — Четырехместный двухмоторный дневной советский высокоскоростной бомбардировщик. Максимальная скорость 547 км/ч; Дальность полета 2100 км; Высота подъема 9500 метров; Построено 2527 шт.

9. ДБ-3 — Трехместный двухмоторный советский дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 400 км/ч; Дальность полета 3100 км; Высота подъема 8400 метров; Построено 1528 шт.

10. Ил-4 — Четырехместный двухмоторный советский дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 430 км/ч; Дальность полета 3800 км; Высота подъема 8900 метров; Построено 5256 шт.

11. ДБ-А — Семиместный экспериментальный четырехмоторный советский тяжелый дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 330 км/ч; Дальность полета 4500 км; Высота подъема 7220 метров; Построено 12 шт.

12. Ер-2 — Пятиместный двухмоторный советский дальний моноплан бомбардировщик. Максимальная скорость 445 км/ч; Дальность полета 4100 км; Высота подъема 7700 метров; Построено 462 шт.

13. ТБ-3 — Восьмиместный четырехмоторный советский тяжелый бомбардировщик. Максимальная скорость 197 км/ч; Дальность полета 3120 км; Высота подъема 3800 метров; Построено 818 шт.

14. ПЕ-8 — 12-местный четырехмоторный советский тяжелый дальний бомбардировщик. Максимальная скорость 443 км/ч; Дальность полета 3600 км; Высота подъема 9300 метров; Боевая нагрузка до 4000 кг; Годы производства 1939-1944; Построено 93 шт.

Ла-5

В начале Великой Отечественной войны немецкая авиация делала в небе СССР что хотела. Только в 1942 году появился советский истребитель, который мог вести с «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» бой на равных. Это был «Ла-5» разработанный в конструкторском бюро Лавочкина. Создавался он в огромной спешке. Самолёт устроен настолько просто, что в кабине нет даже самых элементарных приборов вроде авиагоризонта. Но лётчикам «Ла-5» сразу понравился. В первых же пробных полётах на нём сбили 16 вражеских самолётов.
«Ла-5» вынес на себе основную тяжесть сражений в небе над Сталинградом и Курской дугой. На нём сражался ас Иван Кожедуб, именно на нём летал с протезами знаменитый Алексей Маресьев. Единственная проблема «Ла-5» помешавшая ему подняться в нашем рейтинге выше — внешний вид. Он совершенно безликий и невыразительный. Когда немцы впервые увидели этот истребитель, то сразу дали ему прозвище «новая крыса». А все, потому что он сильно походил на прозванный «крысой» легендарный самолёт «И-16».

7

Самолеты союзников

P-51 Mustang, США

Изначально эти самолеты проектировались американцами для английских союзников, но первые версии были очень посредственными. Оснащенные маломощным двигателем, ранние «Мустанги» не могли конкурировать на равных с немецкими истребителями на большой высоте. Но в 1943 году ситуация изменилась, и было принято решение усовершенствовать этот самолет.

Главным нововведением стало увеличение дальности полета, которая была так необходима для сопровождения бомбардировщиков вглубь Рейха. Также Мустанг укрепили и хорошо вооружили, так что он смог эффективно отбиваться от немцев, а более мощный двигатель значительно повысил скорость. Они активно использовались во время открытия Второго фронта, а особенно во время налетов на Токио.

Supermarine Spitfire, Соединенное Королевство

Он считался удивительно простым в обращении, что, в сочетании с производительностью, делало его излюбленным самолетом британских ВВС. Большим плюсом была его «гибкость», так что во время войны специалисты постоянно совершенствовали аппарат.

Кроме того, этот самолет был удивительно долговечен. Как потом вспоминал один из пилотов: «сплитфайры падали на землю, пробивали деревья, перерезали телеграфные и высоковольтные провода, сталкивались в воздухе, у них отваливались части крыльев, и все же они совершали безопасные посадки — с колесами или без них».

Spitfire доказал превосходную оборонительную боевую мощь в Битве за Британию с июля по октябрь 1940 года. В то темное лето «Спитфайр» стал символом британского неповиновения, поскольку в тот момент страна почти в одиночку противостояла немецкой военной машине.

Когда командир люфтваффе Герман Геринг отчитывал своих пилотов за низкую эффективность, он спросил, что им необходимо для победы над островами? Ответ был таким: «дайте нам эскадрилью Spitfire».

12.11.2019

22.05.2018

30.07.2019

10.04.2018

13.09.2018

18.02.2020

05.03.2019

28.02.2018

01.11.2018

07.11.2018

05.11.2019

18.06.2018

31.05.2018

04.10.2017

22.12.2017

01.10.2015

09.09.2019


Звезды за рулем

Макsим: «Всегда знаю, где газ, но плохо знаю, где тормоз»

Не долетевшие до Урала

Летом 1935 года фирмы «Дорнье» и»Юнкерс» получили заказ на тяжелый четырехмоторный бомбардировщик. Прототип Dornier, Do 19, впервые взлетел 28 октября 1936 года. Почти квадратное сечение фюзеляжа выдавало в машине наследника «летающих лодок»,

прославивших фирму в 1920-х. Самолет был цельнометаллическим, с убираемым шасси, двухлонжеронное крыло обшивалось стальным листом. Бомбоотсек вмещал до 16 бомб по 100 кг или 30 по 50. Два первых прототипа были безоружными, третий — со штатным вооружением, но с ним-то и возникли проблемы. Техзадание предусматривало по одному пулемету МG-15 в носу и хвосте и две башни на два стрелка каждая, сверху и снизу с 20-мм пушками. С пулеметами все было просто, а пушечные башни почему-то задумывались новаторскими — один стрелок поворачивал башню вправо-влево, другой наводил пушку вверх-вниз. Движения осуществлялись гидроприводом. Конструкция вышла тяжелее, чем думалось, и потребовала усиления фюзеляжа. Потяжелевшему самолету стало не хватать 600-сильных моторов. Проблему решили, поставив двигатели Брамо-Фафнир-323А-1 мощностью 830 л.с.

Ju 89 заметно отличался как внешне, так и конструктивно. Первый полет состоялся в декабре 1936 года. Как и Do 19, третий прототип должен был получить вооружение, причем такое же. Но до мучений с ним дело не дошло.


Управляемая бомба Hs.293 проектировалась фирмой Henschel с 1939 года. Поступила на вооружение Люфтваффе в 1943 году. Фактически это была стандартная фугасная бомба SC500 с крыльями и жидкостным ракетным двигателем «Вальтер» 109−107В. Масса боевой части — 295 кг. Бомба сбрасывалась с самолета-носителя на высоте от 300 до 2000 м, через секунду-полторы включался реактивный двигатель, работавший 10 секунд. Управление велось по радио вручную при помощи системы наведения FUG203 «Киль», позволявшей изменять высоту полета, но вот возможность поворота влево-вправо отсутствовала, что требовало от экипажей точного захода на цель.
Всего в 1943−45 гг. планирующими бомбами Hs.293 было потоплено 16 кораблей союзников, примерно столько же получили серьезные повреждения. Для мировой войны результат скромный.

3 июня 1936 года в авиакатастрофе погиб генерал Вефер. Очень торопясь, он приказал своему пилоту взлететь без предполетного осмотра. Как оказалось, элероны самолета были закреплены на время стоянки. На место Вефера был назначен Альберт Кессельринг — будущий фельдмаршал, один из великих полководцев Второй мировой и, увы, военный преступник. Но, все это будет потом, а в 1936 году «улыбчивый Альберт» безоговорочно ставил на первое место тактическую авиацию. Весной 1937 года программа была закрыта.

Распространено мнение, что бомбардировщики 1936 года предназначались для налетов на промышленные объекты Урала и Поволжья, во многих изданиях они так и называются — «уральские». Версия красива, но ее происхождение неясно: расстояние от восточных границ Германии 1935 года до Урала превышает проектную дальность бомбардировщика примерно вдвое.

Цель — Нью-Йорк!

К началу 1941 года заинтересованность США в исходе европейского конфликта стала очевидной, а вероятность вступления в войну — высокой. Министерство авиации предложило немецким фирмам изучить возможность создания сверхдальнего бомбардировщика, способного доставить бомбы через Атлантику. Mассового производства «американских» бомберов не предполагалось — речь шла о серии из нескольких десятков машин.

Свои проекты представили компании «Юнкерc», «Мессершмитт», «Блом и Фосс», «Фокке-Вульф». Заказчик отобрал четыре проекта: Ju 290, Me 264, BV 250, Fw 400.

BV 250 был переделкой сверхтяжелой летающей лодки BV 238, разрабатывавшейся с ноября 1940 года. У амфибии был снят редан, на его месте оборудовали бомбоотсек. Сначала планировалась установка четырех двигателей Jumo 223 мощностью по 2500 л.с., но к июлю 1941-го стало ясно, что эти моторы не появятся в серии в разумные сроки. Машину переделали под шесть двигателей DB 603D мощностью по 1900 л.с. Компания получила заказ на четыре прототипа, которые собирались параллельно с «исходными» летающими лодками BV 238. Но дело шло неспешно, и к закрытию программы в 1944 году ни одна машина закончена не была. Еще хуже сложилась судьба Fw 400: шестимоторный самолет, рассчитанный на доставку 10 т бомб на расстояние 8000 км, не продвинулся дальше продувки модели в аэродинамической трубе.

«Митчелл»

Другим американским средним бомбардировщиком стал B-25 Mitchell. Это был двухмоторный самолет с трехколесным шасси, расположенным в носовом отсеке фюзеляжа, и бомбовой нагрузкой в 544 килограмма. В качестве защитного вооружения «Митчелл» получил пулеметы среднего калибра. Они были расположены в хвостовой и носовой частях самолета, а также в его специальных окошках.

Первый прототип был построен в 1939 году в Инглвуде. Движение самолета обеспечивали два двигателя мощностью по 1100 лошадиных сил каждый (позже они были заменены на еще более мощные). Заказ на производство «Митчелла» был подписан в сентябре 1939 года. За несколько месяцев специалисты внесли некоторые изменения в конструкцию самолета. Была полностью переработана его кабина – теперь оба пилота могли сидеть в непосредственной близости друг от друга. У первого прототипа крылья находились сверху фюзеляжа. После доработки они были перемещены чуть ниже – на середину.

В конструкцию самолета были введены новые протектированные топливные баки. Экипаж получил усиленную защиту – дополнительные броневые пластины. Такие бомбардировщики стали известны как модификация B-25A. Данные самолеты приняли участие в самых первых боях с японцами после объявления войны. Модель с пулеметными турелями получила наименование B-25B. Оружие управлялось с помощью самого нового на тот момент электрического привода. B-25B были отправлены в Австралию. Кроме того, они запомнились участием в рейде на Токио в 1942 году. «Митчеллы» закупались армией Нидерландов, однако этот заказ был сорван. Тем не менее, самолеты все-таки отправились за границу – в Великобританию и СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector