Рвв-ае
Содержание:
- Совместимость[ | код]
- Тактико-технические характеристики[12]
- Зарубежные варианты
- Боевое применение
- Боевое применение
- Модификации[править | править код]
- Кратко о носителях
- Модификации
- Эксплуатация
- Зарубежные варианты
- Модели 27АЭ и 27П
- Управление
- Разработка
- Серия Р-27Т
- Описание авиационной ракеты Р-27
- Сравнительная характеристика
- Носители
- Как попасть в авианосец?
Совместимость[ | код]
Крепление к носителю | код
Носители | код
Ракетой Р-77 могут быть оснащены модернизированные истребители семейства Су-27 и МиГ-29. В начале 1990-х годов она успешно прошла государственные испытания и в 1994 году была принята на вооружение российских ВВС. Серийный выпуск ракеты Р-77 для ВВС Советского Союза налаживался в Киеве на ГАХК «Артем» и после развала СССР был прекращён после выпуска опытных партий. Серийное производство Р-77 для российских ВВС не велось, а на экспорт ракеты РВВ-АЕ изготавливались опытным производством ГосМКБ «Вымпел». Дальнейшее развитие Р-77 — РВВ-СД — на 2009 год проходила государственные испытания, после чего должна начаться закупка ракет данной модификации для ВВС России. Ракета закупалась небольшими партиями для прошедших модернизацию строевых Су-27СМ (основная опция модернизации — возможность применять ракеты семейства Р-77), а также для новых Су-27СМ3, Су-30М2 и МиГ-29СМТ, недавно поставленных ВВС РФ. В настоящее время Р-77-1 серийно производится ГосМКБ «Вымпел».
Тактико-технические характеристики[12]
ГСН ракеты К-13
Модификация | Р-3С | Р-3Р | Р-13М | Р-13М1 |
---|---|---|---|---|
изделие 310 | изделие 320 | изделие 380 | изделие 380М | |
Принятие на вооружение | 1962 | 1967 | 1974 | 1976 |
Самолёты-носители/боекомплект | МиГ-19/2, МиГ-21/2, МиГ-23/4, Як-25/4 | МиГ-21С/2, МиГ-21СМ/4, МиГ-21бис, МиГ-23/4 | МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4, МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4 | МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4, МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4 |
Максимальная дальность, км | 7,6 | 8 | 15 | 15 |
Минимальная дальность, км | 0,9 | 1,5 | 0,9 | 0,3 |
Длина ракеты, мм | 2838 | 3417 (3120) | 2875 | 2876 |
Диаметр корпуса, мм | 127 | |||
Размах крыла, мм | 528 | 632 | 651 | |
Размах рулей, мм | 127 | 420 | 453 | |
Стартовая масса, кг | 75,3 | 83,5 | 87,7 | 90,6 |
Время управляемого полёта, сек. | 21 | 21 | 54 | 52 |
Максимальная скорость, м/с | 550 | |||
Допустимая перегрузка при пуске, g | — | — | 3,7 | 5-6 |
Перегрузка перехватываемой цели, g | 3 | 2 | 7 | 8 |
Боевая часть | ОФ 11,3 кг | Стержневая 11,3 кг | ||
Система наведения | ИК ГСН ТГС-13К | ПАРЛ ГСН ПАРГ-13 (10-20 ГГц) | ИК ГСН «Иней 70» с охлаждением фреоном | ИК ГСН «Иней-М» с охлаждением фреоном |
Взрыватель | неконтактный оптический 454-К | неконтактный радиовзрыватель «Ястреб» | неконтактный радиолокационный «Синица» | |
Двигательная установка | ПРД-80А | ПРД-80А | ПРД-240 | ПРД-240 |
Зарубежные варианты
Внешние изображения |
Изображения модификаций К-13 |
Лицензионное производство модификации ракеты с инфракрасной головкой самонаведения под индексом A90 было налажено на предприятиях военно-промышленного комплекса Социалистической Республики Румыния в начале 1989 года, экспорт ракет за рубеж осуществлялся государственной компанией «Ромтехника» в структуре Министерства национальной обороны Румынии. Первые серийные образцы экспонировались 2—6 мая 1989 г. на выставке вооружений «Международная оборона, электроника и авионика» (.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}IDEA ’89) в Анкаре. По заявлению румынской стороны, 90% комплектующих изготавливались на месте и только 10% ввозились из СССР.
Боевое применение
Ракеты Р-3/13 применялись во многих вооружённых конфликтах, где достигли значительных успехов.
- В ходе войны во Вьетнаме, лётчики МиГ-21 с помощью ракет Р-3С по минимальным оценкам сбили 76 американских летательных аппаратов, в это число входят 36 самолётов F-4, 17 F-105, 2 B-52B, 2 RF-101C, 1 EB-66C, 1 RA-5C, 1 F-102A, 1 A-7B, 1 вертолёт HH-53B и 4 БПЛА AQM-34. Стоит отметить это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.
- В ходе израильского вторжения в 1967 году египетские лётчики МиГ-21 с помощью Р-3С сбили как минимум 3 израильских истребителя, 2 SMB.2 и 1 Mirage-III.
- В последующей войне на истощение пилоты МиГ-21 сбили максимум 4 израильских самолёта.
- В ходе индо-пакистанской войны 1971 года индийские МиГ-21ФЛ с помощью ракет Р-3С сбили 3 пакистанских F-104A, не понеся потерь.
- В ходе войны Судного дня 1973 года египетские пилоты сбили не менее 10 израильских «Фантомов» и «Миражей». Сирийцы одержали как минимум 25 воздушных побед при помощи Р-3. Это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.
- В 1974 году в ходе сражений за гору Хермон сирийские МиГ-21 одержали не менее 2 воздушных побед с помощью Р-3 и ещё 2 победы одержали МиГ-23.
- В 1981 году сирийские МиГ-23 с помощью ракет Р-13 над Ливаном сбили два израильских штурмовика A-4.
- В ходе израильского вторжения в Ливане в 1982 году ракетой Р-13, выпущенной сирийским МиГ-21 был сбит израильский истребитель F-4.
- В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-21 и МиГ-23 использовали ракеты Р-13 в первой половине войны. С помощью их им удалось одержать как минимум 13 воздушных побед, вероятно это число может быть несколько или значительно выше.
- Ракеты также применялись в инцидентах мирного времени. 26 сентября 1964 года чехословацкий истребитель МиГ-21 был сбит над ГДР советским истребителем при помощи Р-3С.
Итого, по неполным данным, с помощью ракет Р-3/13 было достоверно сбито около 170 самолётов, вертолётов и БПЛА.
Боевое применение
Ракеты Р-3/13 применялись во многих вооружённых конфликтах, где достигли значительных успехов.
- В ходе войны во Вьетнаме, лётчики МиГ-21 с помощью ракет Р-3С по минимальным оценкам сбили 76 американских летательных аппаратов, в это число входят 36 самолётов F-4, 17 F-105, 2 B-52B, 2 RF-101C, 1 EB-66C, 1 RA-5C, 1 F-102A, 1 A-7B, 1 вертолёт HH-53B и 4 БПЛА AQM-34. Стоит отметить это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.
- В ходе израильского вторжения в 1967 году египетские лётчики МиГ-21 с помощью Р-3С сбили как минимум 3 израильских истребителя, 2 SMB.2 и 1 Mirage-III.
- В последующей войне на истощение пилоты МиГ-21 сбили максимум 4 израильских самолёта.
- В ходе индо-пакистанской войны 1971 года индийские МиГ-21ФЛ с помощью ракет Р-3С сбили 3 пакистанских F-104A, не понеся потерь.
- В ходе войны Судного дня 1973 года египетские пилоты сбили не менее 10 израильских «Фантомов» и «Миражей». Сирийцы одержали как минимум 25 воздушных побед при помощи Р-3. Это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.
- В 1974 году в ходе сражений за гору Хермон сирийские МиГ-21 одержали не менее 2 воздушных побед с помощью Р-3 и ещё 2 победы одержали МиГ-23.
- В 1981 году сирийские МиГ-23 с помощью ракет Р-13 над Ливаном сбили два израильских штурмовика A-4.
- В ходе израильского вторжения в Ливане в 1982 году ракетой Р-13, выпущенной сирийским МиГ-21 был сбит израильский истребитель F-4.
- В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-21 и МиГ-23 использовали ракеты Р-13 в первой половине войны. С помощью их им удалось одержать как минимум 13 воздушных побед, вероятно это число может быть несколько или значительно выше.
- Ракеты также применялись в инцидентах мирного времени. 26 сентября 1964 года чехословацкий истребитель МиГ-21 был сбит над ГДР советским истребителем при помощи Р-3С.
Итого, по неполным данным, с помощью ракет Р-3/13 было достоверно сбито около 170 самолётов, вертолётов и БПЛА.
Модификации[править | править код]
Модификации ракеты Р-77. Сверху вниз:Р-77 (РВВ-АЭ) ,Р-77ПД (РВВ-ПД),РВВ-ЗРК,К-77М (изделие 180),К-77МЭ (изделие 180-БД)
- Р-77 (К-77, изделие 170) — базовый вариант. Первоначально производилась на заводе «Артем» в Киеве, затем была снята с производства. Для ВВС РФ Р-77 не закупалась.
- РВВ-АЕ (изделие 190) — экспортный вариант Р-77. Активно поставлялась третьим странам.
- РВВ-АЕ-ПД — модификация ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, что существенно увеличило дальность пуска; создание завершено в 1999
- РВВ-АЕ-ЗРК — зенитная модификация ракеты.
- Р-77-1/РВВ-СД — модификация, представленная в 2009 году, с увеличенной до 110 км дальностью пуска, испытания завершены в 2013 году. Р-77-1 поставляется на вооружение ВВС РФ.
- Изделие 180 (К-77М) — в разработке, ракета средней дальности для перспективных истребителей пятого поколения.
- Изделие 180-БД (К-77МЭ «энергетическая») — в разработке, с повышенной по сравнению с К-77М дальностью.
Кратко о носителях
Транспортировку и запуск ракет Р-27, которые по стандартам НАТО именовались АА 10 Alamo, осуществляли несколько отечественных истребителей.
Среди них:
- Су-27 – советский, а потом российский многоцелевой истребитель четвертой генерации. Первый полет состоялся в 1977-м, а эксплуатация ведется с 1985 года. Указанная модель – один из основных летательных аппаратов ВВС РФ, предназначен для получения военного превосходства в воздухе.
- Су-33 — еще один представитель четвертого поколения истребителей РФ, состоящий на вооружении с 1998 года, отличается большой грузоподъемностью и дальностью полета. Особенность – возможность выполнять функции самолета-заправщика.
- Су-34. Мультифункциональный истребитель-бомбардировщик, ориентированный на поражение и бомбардировку наземных целей, противостояния объектам противника в воздухе. Особенности – уникальные боевые характеристики и наличие инновационных приборов противодействия радиоэлектронным системам.
- Су-35. Этот военный самолет известен еще как Су-27М, соответствует параметрам истребителей пятого поколения.
- Як-141 – всепогодный многоцелевой военный летательный аппарат с возможностью вертикального взлета и посадки. Первый вылет совершен в 1987 г.
- МиГ-29. Многоцелевой истребитель четвертой генерации, на вооружение принят в 1983 году.
Модификации
- Р-3С (AA-2 Atoll B) —
- Р-3Р (AA-2 Atoll C) — модификация с полуактивной радиолокационной ГСН
- Р-13М (К-13М, «изделие 380», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается формой оперения и рулей, более чувствительной охлаждаемой фреоном ГСН «Иней-70», новым радиовзрывателем. Разработана в 1969 году. Принята на вооружение 3 января 1974 года.
- Р-13М1 («изделие 380М», AA-2 Atoll D) — модернизированная. Отличается увеличенным крылом двойной стреловидности, ГСН «Иней-М».
- К-13ВВ — упрощённый вариант по технологии «военного времени»
- PL-2 — китайский вариант Р-3С созданный на базе документации по К-13 и натурных образцов переданных КНР в соответствии с советско-китайским соглашением от 30 марта 1961 года, по Постановлению Правительства № 513—214 от 30 мая 1961 года.
- A-91 — румынский вариант Р-3С, производившийся по лицензии
Эксплуатация
Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.
В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.
Зарубежные варианты
Внешние изображения |
Изображения модификаций К-13 |
Лицензионное производство модификации ракеты с инфракрасной головкой самонаведения под индексом A90 было налажено на предприятиях военно-промышленного комплекса Социалистической Республики Румыния в начале 1989 года, экспорт ракет за рубеж осуществлялся государственной компанией «Ромтехника» в структуре Министерства национальной обороны Румынии. Первые серийные образцы экспонировались 2—6 мая 1989 г. на выставке вооружений «Международная оборона, электроника и авионика» (.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}IDEA ’89) в Анкаре. По заявлению румынской стороны, 90% комплектующих изготавливались на месте и только 10% ввозились из СССР.
Модели 27АЭ и 27П
Версия Р-27АЭ – это управляемая ракета средней дальности, основное предназначение которой – борьба с различными воздушными объектами. ГСН включает в себя комбинацию активной радиолокации и систему инерционной коррекции. Эти узлы активируются поочередно, в зависимости от фазы полета. Действует ГСН по принципу срабатывания от получения указания цели радиолокаторами самолетов-носителей либо наземных зенитных установок. Моноимпульсная многофункциональная система наведения разработана в МНИИ «Агат», способна гарантировать поиск, захват, сопровождение и уничтожение обозначенных целей.
Режимы указанной ГСН:
- автономная работа по начальным объектам, не требующая локационной поддержки прочих РЛС в полете;
- инерционно-корректируемая программа с поддержкой РЛС;
- режим кодирования, в котором допускается введение обновленных программ.
Еще одна интересная модификация – Р-27П – относится к пассивным видам оружия. Наводится головка на мишень, ориентируясь на работающие радиолокационные станции, включая приспособления AWACS. Проектировка указанной версии велась МКБ «Кулон», следующими стадиями создания занималось ПО «Автоматика», считающееся головным в сфере разработки пассивных РЛС. На этом предприятии создавались все отечественные системы пассивных головок наведения для ракет «земля-воздух». Поскольку указанная конструкция прежде не разрабатывалась, работы существенно затянулись. Пилотный проект Р-27П конструкторы защитили в 1981 году, заводское и летное тестирование проводилось только с 1984 г.
Управление
В период полета ракеты высокой дальности «воздух-воздух» управление осуществляется посредством нескольких пар рулей решетчатого типа, смонтированных в хвостовом отсеке. К особенностям рассматриваемого оружия относят изменение конструкции указанных элементов. Они получили новое крепление, иные механизмы привода и стойки. Благодаря усовершенствованиям размах рулевых приспособлений удалось снизить на 70 миллиметров, наряду с повышением аэродинамических показателей. Средняя часть ракеты РВВ-СД оснащена боевой кумулятивной частью, вес которой составляет 22,5 килограмма.
Разработка
Разработка управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности К-13 началась в ОКБ-134 в 1958 году. При разработке были использованы образцы предоставленной Китаем американской ракеты AIM-9 Sidewinder — одна из неразорвавшихся, после воздушных боёв Второго Тайваньского кризиса, ракет после поисков была найдена в прибрежной грязи и предоставлена СССР в начале 1958 года.
Ещё одним образцом послужила неразорвавшаяся AIM-9B, доставленная на аэродром китайским МиГ-17 в собственном фюзеляже. Эта ракета была выпущена тайваньским F-86 Sabre во время воздушного боя 28 сентября 1958 года, но после попадания не взорвалась.
Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в это же время подробные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).
Ракета К-13 представляла собой почти полную копию американской ракеты. Исключения составили ТПГСН и ракетное топливо, которые были разработаны советскими учёными. Серийное производство ракеты началось в 1960 году.
Последующая проверка этой серии ракет, захваченных НАТО, показала, что детали от AIM-9 могут быть совместимы с деталями от К-13 и такая комбинация будет работать.
Серия Р-27Т
Отличительным моментом этой модификации является наличие инфракрасного элемента самонаведения. Конструкция ракеты включает в себя следующие узлы и детали:
- В носовом отсеке под обтекателем расположен детектор инфракрасной ГСН.
- В следующей части корпуса находится аппаратура головки.
- Головная часть оборудована четырьмя рулями, сконфигурированными по схеме «утка».
- Боевая часть установлена за отсеком силовых приводов рулей. Там же предусмотрено место для взрывателя.
Корпусная часть в своем большинстве занята ракетным силовым агрегатом. Непрерывная работа составляет 3 часа (вместе с включенным охлаждающим контуром фотоприемника).
Описание авиационной ракеты Р-27
Изначально модель разрабатывалась с учетом нормальной схемы самолетной аэродинамики. В дальнейшем ее изменили на конфигурацию «утка», базирующуюся на асимметричном крестообразном размещении рабочих поверхностей. В конструкцию внедрили технически сложные аэродинамические рули. Эти элементы имеют значительное удлинение, стреловидность переменной конфигурации (на фронтальной кромке) и суженный корневой отсек.
Подобная схема (типа «бабочка») дала возможность использовать рули в дифференциальном режиме не только для управления и стабилизации полета по основным показателям, но и аналогичного действия по каналу крена. Конструктивные особенности гарантировали стабильный коэффициент момента крена во всем доступном диапазоне чисел. Соответственно, нивелировалось реверсное явление, характерное для других аналогов, созданных по системе «утка».
Сравнительная характеристика
- Советские и российские аналоги
Ракета | Дальность полёта, км | Высоты, м | Максимальная скорость ракеты, М | Максимальная скорость цели, км/ч | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Система наведения | Типы поражаемых целей |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Р-77/РВВ-АЕ/СД | 80/110 | 20-25000 | 4 | 3600 | 175/190 | 22 | ИНС с радиокоррекцией + АРГСН с возможностью пассивного наведения | самолёты (в т. ч. постановщики помех), вертолёты, КР, РВВ/РВП |
Р-27П/ЭП | 72/110 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 248/346 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ПРГСН | самолёты (в т. ч. постановщики помех) |
Р-27Р/ЭР | 75/110 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 253/350 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ПАРГСН | самолёты |
Р-27Т/ЭТ | 65/80 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 245/343 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ТГСН | самолёты, вертолёты |
Р-33 | 160 | 20-28000 | 4,5 | 3700 | 500 | 47 | ИНС + полуактивная радиолокационная ГСН | самолёты, КР |
- Зарубежные аналоги
Ракета | Изображение | Год | Дальность, км | Скорость, число М | Длина, м | Диаметр, м | Размах крыла, м | Размах рулей, м | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Тип БЧ | Тип двигателя | Тип наведения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AIM-7F | 1975 | 70 | 4М | 3,66 | 0,203 | 1,02 | 0,81 | 231 | 39 | ОФ | РДТТ | ПАР ГСН | |
AIM-54C | 1986 | 184 | 5М | 4,01 | 0,38 | 0,925 | 0,925 | 462 | 60 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120A | 1991 | 50-70 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,533 | 0,635 | 157 | 23 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120C-7 | 2006 | 120 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,445 | 0,447 | 161,5 | 20,5 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
MICA-IR | 1998 | 50 | 4М | 3,1 | 0,16 | 0,56 | 110 | 12 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+ТП ГСН | ||
MICA-EM | 1999 | 50 | 4М | 3,1 | 0,16 | 0,56 | 110 | 12 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | ||
Р-77 | 1994 | 100 | 4М | 3,5 | 0,2 | 0,4 | 0,7 | 175 | 22 | стержневая | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
PL-12 | 2007 | 100 | 4М | 3,93 | 0,2 | 0,67 | 0,752 | 199 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | ||
MBDA Meteor | 2013 | >100 | 4М | 3,65 | 0,178 | 185 | ОФ | ПВРД | ИНС+РК+АРЛ ГСН |
Носители
Эксплуатация новой управляемой ракеты в комплекте вооружения истребителей осуществляется при помощи авиационного катапультного приспособления типа АКУ-170Е. В устройстве используется поршневая механика с гидравлическим приводом. Основным источником энергии служит пиропатрон модификации ЭПК-28Т-2. Рассматриваемая катапульта отличается несколькими особенностями, среди которых возможность удержания боеголовки в заданном положении до момента отделения от носителя. Такая конфигурация дает возможность избежать разворотов ракеты по курсу и крену. Также допускается транспортировка оружия на протяжении 30 дней без снятия и дополнительных проверок.
В качестве носителей для ракеты Р-77 могут использоваться отечественные военные летательные аппараты различных типов. Основным из таких самолетов является многофункциональный истребитель Су-35С. Предположительно именно из-за задержки по созданию полноценного авиационного комплекса затянулись испытания рассматриваемого оружия.
Как попасть в авианосец?
В 1962 году в уральском СКБ-385 (ныне ОАО «ГРЦ КБ им. академика В.П. Макеева») приступили к разработке универсального комплекса Д-5 с баллистической ракетой Р-27К, предназначенной для поражения надводных кораблей, и традиционной баллистической ракетой Р-27, которая предназначалась для поражения наземных целей. Длительное время о проекте знал лишь ограниченный круг специалистов. Только спустя 45 лет головной разработчик раскрыл некоторые подробности создания этого уникального вида оружия.
Поражение надводных кораблей баллистической ракетой было принципиально новой в мировой практике технической задачей. Созданные к тому времени баллистические ракеты могли поражать только неподвижные наземные объекты. Реальным тогда было использование на БР только пассивной системы самонаведения по электромагнитному излучению кораблей АУГ. Первоначально рассматривали применение на одноступенчатой ракете управляемой головной части. Она должна была иметь высокое аэродинамическое качество, оснащаться пассивной радиотехнической системой и аэродинамическими рулями. Антенную систему предполагалось разместить в носовом отсеке головной части на гиростабилизированном основании под радиопрозрачным обтекателем. Трудности с созданием радиопрозрачного обтекателя с требуемыми характеристиками, аппаратуры системы управления и системы наведения в заданных весах и габаритах, а также низкие возможности систем разведки и целеуказания не позволяли реализовать этот вариант ракеты. Поэтому были дополнительно проработаны варианты уже двухступенчатой ракеты.
Один из вариантов предусматривал двухэтапное наведение на цель — на внеатмосферном и атмосферном участках полета. Сначала, после захвата цели боковой антенной системой (дальность обнаружения до 800 км), предусматривалось проведение коррекции траектории полета повторным запуском двигателя второй ступени. На втором этапе, после захвата цели носовой антенной, головная часть должна была наводиться на цель уже в атмосфере. С учетом достижимого уровня точности для поражения морских целей требовалось применение ядерного заряда малого класса мощности. Конструкция ракеты и бортовых систем в этом варианте получалась достаточно сложной, и кроме того существенно сокращалась максимальная дальность полета.