Р-27 (авиационная ракета)

Тактико-технические характеристики[12]

ГСН ракеты К-13

Модификация Р-3С Р-3Р Р-13М Р-13М1
изделие 310 изделие 320 изделие 380 изделие 380М
Принятие на вооружение 1962 1967 1974 1976
Самолёты-носители/боекомплект МиГ-19/2, МиГ-21/2, МиГ-23/4, Як-25/4 МиГ-21С/2, МиГ-21СМ/4, МиГ-21бис, МиГ-23/4 МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4, МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4 МиГ-21бис/4, МиГ-23М/4, МиГ-23МЛ/4, МиГ-23МЛА/4, МиГ-23П/4
Максимальная дальность, км 7,6 8 15 15
Минимальная дальность, км 0,9 1,5 0,9 0,3
Длина ракеты, мм 2838 3417 (3120) 2875 2876
Диаметр корпуса, мм 127
Размах крыла, мм 528 632 651
Размах рулей, мм 127 420 453
Стартовая масса, кг 75,3 83,5 87,7 90,6
Время управляемого полёта, сек. 21 21 54 52
Максимальная скорость, м/с 550
Допустимая перегрузка при пуске, g 3,7 5-6
Перегрузка перехватываемой цели, g 3 2 7 8
Боевая часть ОФ 11,3 кг Стержневая 11,3 кг
Система наведения ИК ГСН ТГС-13К ПАРЛ ГСН ПАРГ-13 (10-20 ГГц) ИК ГСН «Иней 70» с охлаждением фреоном ИК ГСН «Иней-М» с охлаждением фреоном
Взрыватель неконтактный оптический 454-К неконтактный радиовзрыватель «Ястреб» неконтактный радиолокационный «Синица»
Двигательная установка ПРД-80А ПРД-80А ПРД-240 ПРД-240

Примечания

  1. СКБ-385. Указ. соч. — С. 88.
  2. СКБ-385. Указ. соч. — С. 88—89.
  3. ↑ СКБ-385. Указ. соч. — С. 87.
  4. ↑ , с. 515.
  5. ↑ , с. 516.
  6. ↑ Стратегическое ядерное вооружение России. Указ. соч. — С. 276.
  7. Ю. Л. Коршунов, Е. М. Кутовой. Баллистические ракеты отечественного флота. — СПб.: Гангут, 2002. — С. 19—20. — 41 с. — (Библиотека «Гангут»). — 1200 экз. — ISBN 5-85875-043-5.
  8. Н. И. Леонтьев, П. М. Митин. . Дата обращения 22 ноября 2009.
  9. СКБ-385. Указ. соч. — С. 86.
  10. ↑ СКБ-385. Указ. соч. — С. 89.
  11. ↑ Стратегическое ядерное вооружение России. Указ. соч. — С. 277.
  12. ↑  (англ.). Federation of American Scientists (FAS). Дата обращения 12 января 2010.
  13. Канбиков М. Ш., Лякишев Б. М., Телицын Ю. С., Шихов В. Б. . — К 50-летию Государственного ракетного центра «КБ им. академика В. П. Макеева». Дата обращения 6 декабря 2009.
  14. ↑ Стратегическое ядерное вооружение России. Указ. соч. — С. 278.
  15. , с. 516-518.
  16. Разночтение. Согласно справочнику «Стратегическое ядерное вооружение России», стр. 278, было выполнено 6 пусков с плавстенда.
  17. Александр Тихонов. . Красная звезда (14 января 2009). Дата обращения 6 декабря 2009.
  18. ↑ , с. 518.
  19. Андриан Николаев. . Военный паритет. Дата обращения 6 декабря 2009.
  20. А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественного ракетного оружия. Указ. соч. — С. 517.
  21. СКБ-385. Указ. соч. — С. 101.
  22. ↑ СКБ-385. Указ. соч. — С. 102.
  23. ↑  (англ.). Encyclopedia Astronautica. — Описание ракеты Р-27. Дата обращения 6 декабря 2009.
  24. ↑ СКБ-385. Указ. соч. — С. 346.
  25. ↑  (англ.). missilethreat.csis.org. Дата обращения 19 октября 2019.
  26. . ТАСС. Дата обращения 10 октября 2019.
  27.  (англ.). missilethreat.csis.org. Дата обращения 19 октября 2019.
  28. Л. Н. Ролин, Ю. Г. Руденко. . Дата обращения 6 декабря 2009.
  29.  (недоступная ссылка). The Arms Control Association (ACA). Дата обращения 12 января 2010.
  30.  (англ.). The Arms Control Association (ACA). Дата обращения 12 января 2010.
  31.  (англ.). The Arms Control Association (ACA). Дата обращения 12 января 2010.
  32.  (недоступная ссылка). Музей РФЯЦ–ВНИИТФ г. Снежинск.. Дата обращения 16 августа 2011.
  33. ↑ По данным западных источников.
  34.  (недоступная ссылка). 2003 г., «Красный Октябрь», г. Саранск. Дата обращения 19 декабря 2009.

Боевое применение

Ракеты Р-3/13 применялись во многих вооружённых конфликтах, где достигли значительных успехов.

  • В ходе войны во Вьетнаме, лётчики МиГ-21 с помощью ракет Р-3С по минимальным оценкам сбили 76 американских летательных аппаратов, в это число входят 36 самолётов F-4, 17 F-105, 2 B-52B, 2 RF-101C, 1 EB-66C, 1 RA-5C, 1 F-102A, 1 A-7B, 1 вертолёт HH-53B и 4 БПЛА AQM-34. Стоит отметить это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.
  • В ходе израильского вторжения в 1967 году египетские лётчики МиГ-21 с помощью Р-3С сбили как минимум 3 израильских истребителя, 2 SMB.2 и 1 Mirage-III.
  • В последующей войне на истощение пилоты МиГ-21 сбили максимум 4 израильских самолёта.
  • В ходе индо-пакистанской войны 1971 года индийские МиГ-21ФЛ с помощью ракет Р-3С сбили 3 пакистанских F-104A, не понеся потерь.
  • В ходе войны Судного дня 1973 года египетские пилоты сбили не менее 10 израильских «Фантомов» и «Миражей». Сирийцы одержали как минимум 25 воздушных побед при помощи Р-3. Это лишь известные случаи, реальное число может быть несколько или значительно выше. Также большое число летательных аппаратов получили значительные повреждения ракетами Р-3, но смогли вернуться на базу.
  • В 1974 году в ходе сражений за гору Хермон сирийские МиГ-21 одержали не менее 2 воздушных побед с помощью Р-3 и ещё 2 победы одержали МиГ-23.
  • В 1981 году сирийские МиГ-23 с помощью ракет Р-13 над Ливаном сбили два израильских штурмовика A-4.
  • В ходе израильского вторжения в Ливане в 1982 году ракетой Р-13, выпущенной сирийским МиГ-21 был сбит израильский истребитель F-4.
  • В ходе ирано-иракской войны иракские МиГ-21 и МиГ-23 использовали ракеты Р-13 в первой половине войны. С помощью их им удалось одержать как минимум 13 воздушных побед, вероятно это число может быть несколько или значительно выше.
  • Ракеты также применялись в инцидентах мирного времени. 26 сентября 1964 года чехословацкий истребитель МиГ-21 был сбит над ГДР советским истребителем при помощи Р-3С.

Итого, по неполным данным, с помощью ракет Р-3/13 было достоверно сбито около 170 самолётов, вертолётов и БПЛА.

Эксплуатация

Всего было произведено около 1800 ракет. Комплекс Д-5 эксплуатировался с по 1988 год. Всего было выполнено 492 пуска ракет, из которых 429 признано успешными. Максимальное количество пусков было в 1971 году — 58. Это своеобразный рекорд для советских и российских баллистических ракет подводных лодок. Комплекс удерживает также рекорд по среднегодовому количеству пусков — 23,4.

При эксплуатации комплекса Д-5У был выполнен 161 пуск, из них 150 успешных. Последние пуски ракет Р-27 и Р-27У по планам боевой подготовки были выполнены в 1988 году. После этого пуски осуществлялись только в исследовательских целях. За время эксплуатации дважды (по одному разу на Северном и Тихоокеанском флотах) были проведены стрельбы 8 ракет в одном залпе. Все пуски были признаны успешными. За весь период эксплуатации было выполнено более 10 тысяч погрузок-выгрузок ракет, лодками вооружёнными РСМ-25 было осуществлено 590 боевых патрулирований в различных районах Мирового океана.

За время эксплуатации произошло несколько аварий с разрушением ракет. Погибли 5 человек и потеряна одна подводная лодка — К-219.

При погрузке с нарушением процесса погрузки-выгрузки ракета с высоты 10 м упала на причал. Был разрушен бак окислителя. Два человека из погрузочной партии погибли от воздействия паров окислителя на незащищённые органы дыхания.

Трижды разрушалась ракета в шахте лодки, находящейся на боевом дежурстве.

На учениях «Океан-76» на лодке К-444 провели предстартовую подготовку трёх ракет. Был осуществлён пуск двух ракет, а стрельба третьей ракетой не производилась. Давление в баках ракеты из-за ряда человеческих ошибок было сброшено до всплытия лодки. Давление забортной воды разрушило баки ракеты, а при всплытии и осушении шахты окислитель протёк в шахту. Благодаря умелым действиям личного состава развития аварийной ситуации не произошло.

В 1973 году на лодке К-219 находящейся на глубине 100 м из-за ложного срабатывания системы орошения при открытом клапане осушения шахты и ручного клапана на перемычке между главной осушительной магистралью лодки и трубопроводом осушения шахты произошло сообщение ракетной шахты с забортной водой. Давление в 10 атмосфер разрушило баки ракеты. При осушении шахты произошло возгорание ракетного топлива, но своевременное срабатывание системы автоматического орошения предотвратило дальнейшее развитие аварии. Лодка благополучно вернулась на базу.

Пожар на К-219 в октябре 1986 года

Третий случай произошёл также на лодке К-219 3 октября 1986 года. По неустановленным причинам при погружении после сеанса связи в ракетную шахту стала поступать вода. Экипаж попытался отключить автоматику и слить воду нештатными средствами. В результате сначала давление сравнялось с забортным и разрушились баки ракеты. Затем после осушения шахты произошло возгорание компонентов топлива. Отключённая автоматика орошения не сработала и произошёл взрыв. Была сорвана крышка ракетной шахты, начался пожар в четвёртом ракетном отсеке. Потушить пожар собственными силами не удалось. Личный состав покинул лодку, отсеки заполнились забортной водой и лодка пошла ко дну. Во время пожара и задымления в ракетных 4-м и 5-м отсеках погибли 3 человека, в том числе командир БЧ-2.

Опыт эксплуатации ракет РСМ-25 был проанализирован и учтён при разработке новых комплексов. В результате при эксплуатации последующих ракет не было ни одного случая гибели людей.

Снятие с вооружения

Модификация Р-27У была снята с вооружения ещё до распада Советского Союза, в 1989 году. Другие модификации ракеты снимались с вооружения в России в рамках исполнения договора СНВ-1. Согласно сентябрьскому меморандуму 1990 года, на территории СССР на Р-27 было развёрнуто 192 ядерных боезаряда. По состоянию на июль 1997 года Украина, Белоруссия и Казахстан по Лиссабонскому протоколу отказались от ядерного оружия, а в России на Р-27 оставалось 16 развёрнутых боезарядов. Январский меморандум 2008 года подтвердил, что все Р-27 в России были сняты с вооружения.

Уникальная, но невостребованная

Другой из прорабатывавшихся вариантов основывался на применении двукратной коррекции траектории полета на баллистическом участке без наведения головной части на атмосферном участке полета. При этом значительно упрощались система управления, конструкция ракеты и головной части. Однако точность наведения на цель снижалась, и поэтому требовалось использование ядерного заряда повышенного класса мощности. Поскольку максимальная дальность полета ракеты соответствовала заданной заказчиком, этот вариант и был принят для дальнейшей разработки. Противокорабельная баллистическая ракета Р-27К в значительной степени была унифицирована со стратегической ракетой Р-27, включая двигатель 1-й ступени, ракетно-стартовую систему, технологии изготовления обечаек и днищ, технологию заводской заправки топливом и ампулизации. Создание ракетного комплекса Д-5 с ракетой Р-27 явилось революционным шагом в отечественном ракетостроении. В этой ракете были реализованы принципиально новые, оригинальные технические решения, определившие дальнейшее развитие ракетных комплексов с БРПЛ. Среди них — двигательная установка, «утопленная» в компоненте топлива, компоновка, исключающая традиционные сухие отсеки (хвостовой, межбаковый, приборный), не заполненные компонентами топлива, заправка баков ракеты на заводе-изготовителе и их ампулизация, применение резинометаллических амортизаторов вместо традиционных пружинно-рычажных систем).

Ввиду большой сложности разработка противокорабельной ракеты Р-27К шла с запаздыванием относительно стратегической ракеты Р-27 и ее усовершенствованного варианта Р-27У. Они были приняты на вооружение соответственно в 1968 и 1974 годах. Летные испытания ракеты Р-27К с ПЛ начались только в декабре 1972 года. Для испытаний по проекту 605 была переоборудована дизель-электрическая ПЛ проекта 629. В ноябре 1973 года испытания завершились двухракетным залпом. Из одиннадцати пусков с ПЛ десять были успешными. Максимальная дальность полета ракеты составила 900 км.

Однако к моменту окончания разработки все ПЛ проекта 667А, на которых предусматривалось размещение обоих вариантов ракет комплекса Д-5, были уже заняты стратегической ракетой. Противокорабельную ракету решили не размещать на ПЛ проекта 667А. Более приоритетным считалось оснащение этих лодок стратегическими ракетами. Для поражения крупных надводных кораблей, в том числе авианосцев, имелись авиационные ПКР Х-22, морские — «Аметист», «Малахит», «Базальт». На флоте в 1975 году начались испытания сверхзвуковой ПКР «Гранит», размещавшейся на ПЛ проекта 949А. Эта крылатая ракета впоследствии и была признана основным средством борьбы с авианосцами. Ракета Р-27К, в отличие от ПКР, имевших варианты ядерного и конвенционального оснащения, не могла применяться в условиях неядерного конфликта. Используемый пассивный способ самонаведения ограничивал боевые возможности оружия в случае радиомолчания или пауз в работе радиоизлучающих систем авианосца. Все это предопределило судьбу уникальной ракеты. Единственную подводную лодку проекта 605 с ракетами Р-27К в 1975 году приняли в опытную эксплуатацию, на которой она находилась до 1982 года.

История разработки

Р-21 в музее

Принятая на вооружение в 1963 году ракета Р-21 комплекса Д-4 с дальностью стрельбы 1400 км существенно уступала по основным характеристикам американским ракетам «Поларис A1» (1960 год, 2200 км) и «Поларис A2» (1962 год, 2800 км). Для ликвидации отставания требовалась разработка новой ракеты.

24 апреля 1962 года вышло постановление Совета Министров СССР № 386—179 о разработке новой ракеты Р-27 комплекса Д-5 для вооружения подводных лодок проекта 667А. Головным разработчиком по ракете и комплексу было назначено СКБ-385, главный конструктор — Макеев В. П. Разработка системы управления ракетой была поручена НИИ-592 (главный конструктор Семихатов Н. А.), а размещение комплекса на подводной лодке проекта 667А — ЦКБ-18 (главный конструктор Ковалёв С. Н.).

При разработке ракеты был применён ряд новаторских решений, надолго определивший облик ракет СКБ-385:

  • Максимальное использование всего внутреннего объёма ракеты для размещения в нём компонентов топлива — отсутствие традиционного разбиения на отсеки, размещение маршевого двигателя в баке горючего (так называемая утоплённая схема), использование общего днища бака горючего и окислителя, размещение приборного отсека в переднем днище ракеты.
  • Цельносварной герметичный корпус из вафельных оболочек полученных химическим фрезерованием плит, материалом для которых служил алюминиево-магниевый сплав АМг6.
  • уменьшение объёмов воздушного колокола за счёт последовательного пуска при старте сначала рулевых двигателей, а потом маршевого двигателя («динамический колокол»)
  • совместная разработка ракеты и элементов ракетно-стартовой системы — отказ от аэродинамических стабилизаторов и использование поясных резинометаллических амортизаторов;
  • заводская заправка ракет и ампулизация компонентов топлива.

Эти меры позволили резко повысить среднюю плотность компоновки ракеты, тем самым уменьшив её габариты, а также уменьшить потребный объём шахты и цистерн кольцевого зазора. Так, по сравнению с ракетой Р-21 дальность стрельбы увеличилась в 2 раза, длина ракеты сократилась на треть, масса пусковой установки уменьшилась больше чем в 10 раз, масса ракеты — почти на треть, объём кольцевого зазора — почти в 5 раз. Нагрузка на лодку в расчёте на одну ракету (масса ракет, пусковых установок, ракетных шахт и цистерн кольцевого зазора) уменьшилась в три раза.

Модификации авиационной ракеты Р-27

Указанное оружие изготавливается в нескольких версиях. Между собой они отличаются разновидностью головок наведения (полуактивный тип радиолокационного действия (ПАРГС)) и тепловой вариант (ТГС). Кроме того, у них разнятся конфигурации двигательных агрегатов, имеющие стандартный либо повышенный энергетический потенциал. Модификации с ТГС дополняются буквенными индексами «Т» или «ЭТ», версии с ПАРГС – «Р» и «ЭР».

Стоит отметить, что литера «Э» обозначает «энерговооруженная» модель. Многие ошибочно приписывали расшифровку — «экспортная» вариация. Такие экземпляры обладают твердотопливной силовой установкой повышенной мощности с увеличенным диаметром, по сравнению с фюзеляжным отсеком.

Некоторые общие показатели всех модификаций авиационной ракеты Р-27:

  • боевая часть — стержневая:
  • разновидность взрывателя – неконтактная/радиолокационная/контактная;
  • вес боевой части – 39 кг;
  • радиус при активации взрывателя – до 6 м;
  • двигатель – с одним режимом (РДТТ Р-300);
  • силовой агрегат на модификациях «Э» — обладает повышенной начальной тягой с дальнейшим ее уменьшением (РДТТ Р-300Э);
  • вес силовых установок – 95/192,5 кг.

Конструкционные особенности

На корпусе авиационной ракеты Р-27, перед рулями самонаводящихся головок, предусмотрены дестабилизаторы. Запас статической стабильности обеспечивался за счет указанных элементов, которые изменяли собственную площадь при смене боеголовок. Версия с радиолокационным способом наведения разработана с комбинированной корректировкой, позволяющей по максимуму использовать баллистические преимущества ракеты.

Они превышали почти в 2,5 раза дальность захвата мишени головкой. То есть на первом этапе траектории используется инерциальная наводка на цель с радиокоррекцией скоростного и позиционного фактора, с учетом маневра мишени. На финишной стадии основная роль отводилась самонаведению.

Для подвески на Су-33 и другие самолеты носители применяются идентичные пусковые приспособления рельсовой и катапультной конфигурации. Первая вариация АПУ-470 предназначается для установки боеприпасов под крыльями летательного аппарата, а катапульта служит рабочим отсеком под крыльями и фюзеляжем. Стоит отметить, что основным материалом конструкции является титан (для корпуса) и усиленная сталь (для оболочки двигателя).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector