Баллистическая ракета «сатана» ss-18 (р-36м)

Жидкое топливо

Большая часть массы ракеты приходится на горючее, находящееся в ступенях. Все стратегические носители условно делят на три основных категории:

  • легкие, массой до 50 тонн;
  • средние, весящие от 51 до 100 тонн;
  • тяжелые, до 200 тонн весом, больших пока нет.

Эта градация обусловила и дальность полета: чем больше топлива, тем продолжительнее радиус действия. К примеру, американские «Минитмены» имеют массу 35 тонн и относятся к классу легких. Малый вес – большое преимущество, такие ракеты требуют менее объемных шахт, их легче транспортировать и прятать. Но практически все они твердотопливные. И это дает массу преимуществ: срок хранения значительно увеличивается, не используются высокотоксичные компоненты, обслуживание дешевле. Но беда в том, что энергонасыщенность твердого топлива ниже, чем жидкого. Так вот, «Сармат» — ракета с жидким топливом. Больше о силовой установке пока неизвестно ничего, кроме того, что ее энерговооруженность не имеет в мире равных.

Роль РВСН в российской военной доктрине

Ко второй половине 2010-х годов российские РВСН подошли в ситуации глубокого реформирования этого рода войск, в первую очередь связанного с масштабным улучшением материально-технической базы и номенклатуры вооружений.

РВСН — самый малочисленный вид войск в составе российских Вооруженных сил. Общий списочный состав РВСН составляет всего 60.000 человек, из которых 6 тысяч ежесуточно находятся на постоянном боевом дежурстве. Для сравнения, в Сухопутных войсках России служит 270.000 человек, в ВМФ — 148.000, а наиболее многочисленным видом войск являются Воздушно-космические силы РФ, в рядах которых проходят службу 430.000 человек.

Такое превосходство ВКС над Сухопутными войсками показывает реалии современной высокотехнологической войны. Она во многом осуществляется за счет создания глобального военно-технического превосходства в воздухе, которое потом конвертируется в победы на земле.

С этой точки зрения, РВСН представляют собой еще более передовую и радикальную концепцию ведения войны, являясь «оружием одного удара», чье применение может обеспечить не просто подавление, но полное уничтожение возможного противника. К счастью, такого рода крайние меры никогда не применялись для защиты российского государственности, но стоит сказать, что именно существование и полная боеготовность РВСН всегда были залогом прочного мира между сверхдержавами.

Военно-техническое превосходство РВСН всегда обеспечивалось их нахождением на острие научно-технического и военного прогресса, наличием в их составе самых передовых вооружений.

На рубеже 2010-х годов РВСН во многом сохраняли советскую номенклатуру вооружений. Их основу составляли шахтные ракеты Р-36М («Воевода», известная на Западе как «Сатана») и УР-100Н, а также мобильные комплексы РТ-2ПМ («Тополь») и РС-24 («Ярс»). Из этих ракет только «Ярс» являлся уже полностью российской разработкой, в то время как остальные модели ракетного вооружения РВСН либо имели прочные советские «корни», либо и вовсе были изготовлены во времена СССР.

Как у США не получилось

На первый взгляд, не совсем ясно, почему вероятный противник не повторил Р-36М. Да, за океаном приняли на вооружение ракету «Минитмэн» с разделяющимисяголовными частями ещё в 1970 году — на несколько лет раньше «Сатаны». Это только в громких названиях СССР был агрессором, создавшим «адские»средства уничтожения. В реальной жизни Штаты начали ядерную гонку первыми и оставались в ней первыми до конца правления Брежнева. И всё же «Минитмэн» нёс всего три боевых блока, а не 10, как серийные Р-36М. Казалось бы, что стоило более богатой заокеанской стране вложиться в новые носители и ликвидировать разрыв с СССР?

Помешало этому то, что американскиеядерные силы выбрали принципиально другой путь созданиямощных ракет — твёрдотопливный. Сухое топливо можно хранить в ракете без проблем годами. Более ранние ракеты на керосине и кислороде, типа «Фау-2», от которой ведут своё происхождение все боевые ракеты мира, были не так удобны. Жидкий кислород в ракете долго хранить не получится — их надо заправлять перед стартом. За время заправки может прилететь чужая ракета, «выстрелившая» первой, что неприемлемо. Поэтому-то в Штатах и выбрали в качестве топлива для ракет твёрдый вариант и с тех пор даже не пытались создавать жидкотопливные МБР. 

Советские конструкторы на это идти не хотели. Жидкое топливо было энергетическиэффективнее, то есть им можно было забрасывать больший вес — и больше боевых блоков. И у нас задумались, нельзя ли сохранить выгоды жидкого топлива, добавив к ним плюсы твёрдого? Так родилась советская схема ампулизированных баллистических ракет на жидком топливе. Вместо брауновских керосина и кислорода, до сих пор доминирующих в мирном космосе, их заправлялинесимметричным диметилгидразином и тетраоксидом азота (окислитель). Они не так просто утекают из ракеты,как жидкий кислород, и в таком виде Р-36М можно хранить полностью заправленной десяток лет. При этом на приведение в боевую готовность ей нужна всего минута. Зато с учётом выбора правильного топлива «Сатана» имеет полезную нагрузку в 4,2% от своей массы, а не 3,3%, как поздние «Минитмэны». Поэтому на твёрдотопливную ракету типа последней просто не взгромоздить по 10 боеголовок, да ещё и средства обмана ПРО, как у Р-36М. То есть взгромоздить можно, но вес и стоимость получившегося монстра будут заоблачными.

Смертельно опасное отставание

Разработка Р-36М («Сатана»по классификации НАТО) началась в далёком 1969 году в довольно специфичных условиях — настолько специфичных, что нам сегодня их даже трудно представить. Если сегодня Россия несколько превосходит Штаты по числу ядерных боеголовок, то в конце 60-х мы имели их всего десяток тысяч, а за океаном было развёрнуто более 25 000. Цифры эти могут шокировать — ведь Советский Союз принято считать эдаким единым военным лагерем, слаженно работающим на обеспечение обороны. Однако на деле всё было чуть иначе — советская реакция в той или иной области вооружений следовала за американскими шагами в этой же области. Москва не рассматривала варианта ядерного нападения первой, поскольку считала его бессмысленным. Сомневались у нас и в готовности США идти на бессмысленный риск. Ситуация стала меняться лишь после разработки систем противоракетной обороны. В начале 1960-х годов в СССР были испытаны первые такие системы. Не имея конкретных данных о состоянии аналогичных разработок в США, советское руководство подозревало худшее — что там есть свои эффективные средства ПРО. Как позднее отмечал маршал Ахромеев, занимавший высшие посты в советской военной иерархии, трудно было поверить, что США готовы потратить миллиарды долларов на ПРО, не собираясь использовать её по назначению.

В условиях появления ПРО советское руководство резко озаботилось своим отставанием по числу ядерных боеприпасов. У нас о нём неплохо знали и опасались, что оно может побудить противника атаковать, заслонившись от более слабого советского ответного удара щитом ПРО.

К этому добавлялись и иные проблемы. Лидеры СССР подозревали, что американские ракеты точнее отечественных, имеют меньшее круговое вероятное отклонение. Вопреки распространённым мифам, ядерное оружие не творит чудес. Взорвавшись в нескольких сотнях метров от прочного сооружения, атомная БЧ часто не может его разрушить

Особенно важно это, если мы атакуем базы, где находится ядерное оружие. Низкая точность даёт противнику шанс сохранить ядерные боеголовки в данной точке и использовать их для дальнейших ударов по СССР

Перед ЦК вырисовывался печальный сценарий. Без угрозы гарантированного ответного ядерного удара по США там могли решиться на уничтожение СССР посредством атомной войны.

Система амортизации

Разработка ракетного комплекса велась на основе достижений прошлого с использованием по максимуму имеющихся современных инженерных сооружений, коммуникаций и систем. Как следствие, «Воевода» — ракета, которая отличается высокой эффективностью, работает на жидком топливе, полностью ампулизирована и рассчитана для поражения особо важных объектов в разном диапазоне дальности. Разработка ракеты велась по двухступенчатой схеме, в которой последовательно располагались ступени и системы, разводящие основные элементы оснащения. Энергетические возможности комплекса были увеличены за счет нескольких факторов:

  1. Были улучшены характеристики двигателя, внедрена оптимальная схема выключения ДУ.
  2. В полости горючего была выполнена двигательная установка II ступени.
  3. Улучшению подверглись аэродинамические характеристики.

Двигательная установка разведения – это четырехкамерный ЖРД, который оснащен поворотными камерами сгорания – они выдвигаются в полете в рабочее положение. В ракете также используется универсальная жидкостная система, которая стала залогом быстрой и качественной сборки комплекса на заводе.

Обмануть Америку

За тестовыми запусками самой ракеты внимательно следили в США. Особенно их интересовали разделяющиеся боеголовки — это была первая наша ракета с такой схемой боевой части. Во время испытательных пусков у камчатского полигона Кура в нейтральных водах постоянно находился американский разведывательный корабль, в воздухе барражировала летающая лаборатория на базе бомбардировщика B-52. Как только самолет улетал на дозаправку, наши выполняли пуск.

Неласковая «светка»: за что солдаты критиковали СВТ

Огромным достижением стала возможность перенацеливать ракету перед запуском — эта опция также появилась на МБР впервые. Бортовая электроника «Сатаны» была максимально защищена как от последствий ядерного взрыва, так и систем радиоэлектронного подавления — для этого кабельную сеть проложили в глубине корпуса, прикрыв агрегатами и изолирующими материалами. Снаружи РС-36М защищал панцирь из термо- и радиопоглощающих материалов. На случай остановки двигателей в полете из-за ионизирующего излучения был предусмотрен их повторный запуск. Прямое попадание ядерной боеголовки в пусковую шахту Р-36М могло лишь отсрочить запуск ракеты на 3-5 минут — чтобы пыль улеглась.

«Воевода»

В конце восьмидесятых годов была произведена модернизация ракеты Р-36М с целью повышения ее устойчивости к последствиям возможного ядерного удара и улучшения характеристик по точности. Кроме этого, требовалась доработка с учетом новых возможностей новейших американских систем ПРО. КБ «Южное» (г. Днепропетровск) успешно справилось с заданием, результатом работы стало изделие 15А18М, названное «Воеводой». При составлении текста договора СНВ-1 ее обозначили кодом «РС-20Б», а по своей сути это был все тот же ракетный комплекс «Сатана», только модернизированный.

Изменение международной обстановки, выраженное в стремлении руководства стран НАТО, и в первую очередь США, размесить свои базы как можно ближе к границам России, побудили пересмотреть условия договора СНВ-2, который так и не прошел ратификации, в той его части, которая касается многозарядных МБР. Ракеты 15А18М (вооруженные моноблоками), стоящие на боевом дежурстве в настоящее время, планируется заменить новыми российскими комплексами «Сармат», способными нести разделяющиеся боеголовки. Но о них рассказ уже другой…

Как запустить тяжелую ракету из шахты

Корпус ракеты сделан из алюминия и магния — металлов довольно мягких. Толщина стенки – 3 мм, иначе снаряд получится слишком тяжелым. Вес ракеты – более 210 тонн, и ее нужно запустить из глубокой шахты. Несложно представить, что произойдет, если столь тяжелый и хрупкий предмет начнет омываться раскаленными газами, вырывающимися из сопел. Внутри – 195 тонн топлива, не просто горючего, а взрывоопасного. Но и это не все. В головной части находятся ядерные боеприпасы мощностью в четыреста Хиросим.

Вот такая техническая задача. И ее советские инженеры решили. Ракету плавно и бережно извлекают на поверхность три особых пороховых заряда, называемых аккумуляторами давления, поднимают на десятки метров, и только после этого запускаются предварительно подготовленные («поддутые») двигатели стартовой ступени.

Это решение позволило также существенно увеличить боевой радиус системы. На начальное преодоление силы тяготения расходовалось большое количество топлива, в данном случае его экономия составляет примерно 9 тонн.

Это только один из примеров изящества решений, иллюстрация гениальности великого Уткина. Их много, на описание других ушла бы целая книга. Возможно, многотомная.

Качественное перевооружение

Какие же новые системы оружия получат российские РВСН в результате программы испытаний 2018 года?

Во-первых, в 2018 году должны пройти первые летно-конструкторские испытания новой тяжелой МБР «Сармат» шахтного базирования. Эта ракета должна в перспективе заменить устаревающие МБР Р-36М «Воевода» и УР-100Н.

Дополнительной проблемой «Воевод» является то, что эти ракеты в свое время проектировались КБ «Южное» (г. Днепропетровск, Украина), а производились на заводе «Южмаш», расположенном там же. В настоящее время договоренности с Украиной в части сопровождения Р-36М со стороны КБ «Южное»/«Южмаша» находятся под угрозой срыва, а зависимость от украинского ВПК в этом вопросе является критической уязвимостью российских РВСН.

В силу этого, конечно, разработка собственной тяжелой шахтной ракеты является насущной необходимостью для России, так как позволяет не только полностью задействовать существующую инфраструктуру базирования, унаследованную от Р-36М и УР-100Н, но и снабдить новую ракету новейшими системами прорыва противоракетной обороны вероятного противника.

Судя по всему, «Сармат» будет снабжен гиперзвуковыми маневрирующими блоками Ю-71, которые были успешно испытаны в октябре 2016 года и сейчас, возможно, уже установлены на новые ракетные комплексы «Ярс». Кроме того, энергетика тяжелой ракеты позволяет наносить удары по так называемым «глобальным» траекториям (например, через Антарктиду), чтобы поражать цели в обход существующих развернутых систем ПРО.

Второй целью программы запусков 2018 года станет дальнейшее совершенствование систем ракет «Тополь», «Ярс» и «Булава», во многом связанных между собой на уровне отдельных блоков и компонентов. Эти три разработки, включая новую ракету «Булава» для следующего поколения подводных ракетоносцев, представляют собой единое «семейство» ракет, унифицированных между собой.

Такой подход даже вызвал негодование США в части постановки на боевое дежурство «Ярса»: согласно договору START, Россия и США договорились не увеличивать число боевых блоков на существующих моделях ракет, в то время как на «Ярсе» устанавливаются 3–6 боевых блоков вместо единственного блока в «Тополь-М». При этом США считают «Ярс» лишь улучшенным вариантом «Тополя-М», тогда как Россия полагает «Ярсы» отдельной ракетой, хотя и увязанной с «Тополем-М» на уровне компонентов, как и морская ракета «Булава».

Ну и, наконец, третьим компонентом будущих пусков могут стать перспективные виды ракет, которые традиционно разрабатываются в России с соблюдением мер высокой секретности. Информация о любых перспективных системах оружия для российских РВСН достаточно обрывочна, да еще и связана с военной цензурой, пропагандой и дезинформацией, в силу чего носит вероятностный характер.

Так, до недавнего времени одним из «фаворитов» СМИ был комплекс железнодорожного базирования «Баргузин», который также разрабатывался на основе семейства ракет «Тополь-М», представляя собой модернизированный «Ярс». Однако в конце 2017 года российское Минобороны объявило, что работы над «Баргузином» приостановлены, несмотря на успешные предварительные испытания, проведенные в этом году.

Поэтому, судя по всему, новые ракетные комплексы в 2018 году будут либо испытаны в условиях полной секретности, либо объявлены «существующими» по итогам успешных испытаний.

В общем, следим за российскими РВСН: 2018 год обещает быть интересным.

Таинственный «Сармат»

Завеса таинственности покрывает все, что связано с созданием этого комплекса. Это как раз тот случай, когда не каждый налогоплательщик сможет в ближайшее время узнать, на что идут отчисляемые им средства. Только скупые сообщения новостных каналов об удачных пусках и чистое небо над головой служат доказательством того, что государственные деньги расходуются не напрасно.

На самом деле, о «Сармате» в настоящее время известно очень мало. Именно этому классу носителей ядерного оружия предстоит, по всей видимости, при взаимодействии с системами мобильного, морского и авиационного базирования выполнять роль главного щита страны. Опубликованы лишь некоторые разрозненные сведения о том, что представляет собой ракета «Сармат». ТТХ также приводятся приблизительные: радиус действия превышает 11 тыс. км, но при этом возможно поражение целей через Южный полюс.

На Красноярском машиностроительном заводе, где планируют выпускать тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету «Сармат», как выяснила «РГ», идет глубокая модернизация. Программа технологического перевооружения предприятия рассчитана на годы вперед, а предусмотренные на эти цели бюджетные средства, по оценке экспертов, позволят выйти на серийный выпуск новой ядерной ракеты уже к концу нынешнего десятилетия.

Пока ничего не предвещает неожиданностей. В этом убедились руководители Минобороны во главе с Сергеем Шойгу, посетившие «Красмаш» в конце января. Заказчиков в первую очередь интересовали ход модернизации завода и его способность массово производить новый ядерный боеприпас. Позже замминистра Юрий Борисов, курирующий в военном ведомстве исполнение оборонных контрактов, заявил: работы по «Сармату» идут планово. Более того, на предприятии гостям даже показали отдельные фрагменты конструкции будущей ракеты.

Выбор именно этого завода в качестве головного исполнителя стратегического заказа был, разумеется, не случаен. На «Красмаше» уже много лет делают другую межконтинентальную баллистическую ракету — морскую РСМ 54 «Синева». О характере этого оружия и качестве его сборки можно судить по такому факту. Заложенное туда конструкторами уникальное соотношение массы ракеты к мощности ее двигателей делает «Синеву» в своем классе лучшей в мире. Не случайно, семь лет назад РСМ-54 поставила рекорд дальности полета для баллистических ракет: выпущенная с подводного крейсера, она преодолела более 11 тысяч километров.

— Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования дает возможность доставлять боевые блоки к целям не только по энергетически оптимальным траекториям с жесткими азимутами подлета, но и наносить удары с различных направлений, включая доставку блоков через Южный полюс, — ранее заявил бывший руководитель 4-го ЦНИИ Минобороны генерал Владимир Василенко.

Если такие старты — дело будущего, то бросковые испытания «Сармата» планируют выполнить уже в этом году. Они покажут, как ракета ведет себя при запуске, как идет отделение ее ступеней. То есть впору вести речь о практической стадии в реализации этого проекта.

Напомним, «Воевода», на смену которому придет «Сармат», и не менее грозный РС-18 «Стилет» давно несут боевое дежурство. Их эксплуатационные сроки постоянно продлевают, но так продолжаться до бесконечности не может. Помимо временных рамок на судьбе ракет сказывается еще и географический фактор. Дело в том, что «Воеводы» и «Стилеты» в свое время производили на «Южмаше». Сейчас это предприятие находится на территории Украины, в Днепропетровске. Чтобы продлить жизнь ракетам, командованию РВСН многие годы приходилось договариваться с соседями. Появление в России собственной тяжелой ракеты устранит такую зависимость. По словам командующего РВСН Сергея Каракаева, при ее создании «нет никакой необходимости использовать потенциал украинской оборонной отрасли».

С чего все начиналось?

К средине 20 века человечество попало в «ядерную западню». По сравнению с другими видами вооружений, простое качественное и количественное превосходство единиц ОМП любой из стран мира не гарантировало победу. Сам факт массового использования ядерных боеголовок одной из стран может привести к гибели всего человечества. С 70-х годов стратегический паритет выступает гарантией мира, однако, оружие массового поражения выступает инструментом оказания политического давления.

Гарантированный ответ или первый удар?

Сегодня само наличие и количество зарядов отыгрывает уже второстепенную роль. Теперь актуальная задача заключается либо в возможности безнаказанной атаки, либо обеспечить возмездие стране-агрессору. Если разворачивание глобальной системы ПРО американского производства призвано выполнять наступательную доктрину, то разработка оружия ответного удара – главное и приоритетное направление развития стратегических сил России.

На сегодняшний день основой РВСН выступают носители «Воевода» (они известны, как «Сатана»). ИХ не могут перехватить никакие противоракетные системы. Эти МБР производились еще в советское время в Днепропетровске, который после распада СССР стал украинским.

При всех своих преимуществах комплексы стреляют, как и любая военная техника. Не так давно военные аналитики предполагали, что срок их эксплуатации продолжился до 2022 года, но современная политическая ситуация, связана с конкретными вопросами технического обслуживания, диктуют уменьшение оставшегося до их тестирования времени. Но задача принятия на вооружения современного стратегического носителя «Сармат» стала еще более актуальной. В 2018 году ракета должна сменить стоящие на вооружении в шахтах «Воеводы».

Соотношение сил

На сегодняшний день ядерное оружие, находящееся на вооружении всех стран распределено таким образом: приблизительно 45% подобных боевых запасов приходится на РФ и США. Число зарядов известно и согласно договору СНВ-3 составляет приблизительно по 1550 шт. наземного и морского базирования плюс 700 шт. на авиационных средствах.

По количеству носителей картина немного другая. У России их 528, а у Америки – 794. Но это не говорит о преимуществах вероятного противника, просто США располагает большим количеством моноблочных систем.

90% всех атомных (нейтронных, водородных) зарядов находится на вооружении американской и российской армии. Остальными 10% располагают КНР, Британия, Франция и прочие страны «ядерного куба». Сложно сказать какую сторону выберут государства при глобальном конфликте. Не исключено, что многие из них (которые не входят в НАТО) выберут нейтралитет.

Страшный атомный поезд

СССР недаром называли великой железнодорожной державой. Большие расстояния побудили строить рельсовые магистрали невиданными темпами еще царскую Россию, в советские же годы были протянуты новые линии, покрывшие всю территорию нашей страны сетью путей. День и ночь по ним идут составы, среди которых никогда нельзя отличить те, под крышами вагонов которых притаились многие мегасмерти. Передвижной комплекс «Сатана» мог базироваться на железнодорожной платформе, замаскированной под обычный поезд, отличить который от обычного не сможет самый совершенный разведывательный спутник. Разумеется, вес пусковой установки в 130 тонн не позволял использовать простой подвижной состав, так что, помимо технических задач, пришлось решать и транспортные, причем во всесоюзном масштабе. Деревянные шпалы меняли на железобетонные, качество и прочность полотна доводились до высочайшего уровня, ведь любая авария мгновенно могла превратиться в катастрофу. Ракетная установка «Сатана» имеет длину 23 метра, как раз под размер рефрижераторного вагона, но головной обтекатель пришлось разрабатывать особый — складной конструкции. Были и другие проблемы, но результат оправдывал затраты. Ответный удар мог быть нанесен из непредсказуемой точки, а значит, был гарантированным и неотвратимым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector