«росатом»: под северодвинском взорвалась ракета с радиоактивным источником питания

Ракета «Р-16». Катастрофа Митрофана Неделина

В то время катастрофы ракет на Байконуре были редкостью, поскольку сам космодром появился совсем недавно. Произошедшую 24 октября 1960 года катастрофу считают самой страшной в истории космонавтики.

В тот день на стартовой площадке №41 шли работы по подготовке к запуску межконтинентальной ракеты «Р-16» конструктора Михаила Янгеля. После проведения полной заправки специалисты обнаружили неисправность в автоматике двигателя. Подобные случаи требовали полностью освободить ракету от топлива и лишь после этого приступать к устранению неполадок. Однако подобное задержало бы срок пуска ракеты, что непременно привело бы к «фитилю» от правительства.

Во избежание подобных неприятностей, маршал М. И. Неделин приказал устранить неисправность на заправленной ракете. Сказано – сделано. Никто не ожидал падения ракет, катастрофы на транспорте или чего-то подобного. Объект облепили десятки специалистов. Сам маршал стал наблюдать за ходом работ, устроившись на табуретке в нескольких десятках метров от корпуса ракеты. Катастрофы по-прежнему не ожидалось.

Однако все шло хорошо только до объявления 30-минутной готовности. На исправленный блок автоматики подали питание. И вдруг сработал двигатель второй ступени. С высоты вырвалась мощная струя горящего газа. Большинство людей, в том числе и сам маршал Митрофан Неделин, молниеносно погибли. Остальные рабочие бросились в рассыпную. Однако далеко убежать не удалось: ограждающий стройку ряд колючей проволоки оказался непреодолимым. Адское пламя испаряло людей, оставляя лишь очертания фигур, куски обугленных ремней да оплавленных пряжек.

Считается, что в этой катастрофе погибло 92 человека и было ранено 50. От маршала М. Неделина нашли лишь звезду «Героя Советского Союза». Конструктор Михаил Янгель в момент аварии отошел в бункер безопасности, что и спасло ему жизнь.

Катастрофа «Челенджера»

В 80-х годах прошлого века катастрофы космических ракет преследовали космонавтику Америки. Один из примеров описан ниже.

Эта катастрофа случилась 28 января 1986 года. В этот день многочисленные собравшиеся на космодроме мыса Канаверал, что в штате Флорида (США), могли наблюдать в чистом небе апельсиново-белый огненный шар. Он появился через 73 секунды после старта, когда в результате недостаточной герметичности уплотнительной резины на одном из твердотопливных ускорителей взорвался космический челнок «Челленджер». Американская космонавтика потеряла Френсиса Скоби, Майкла Смита, Рональда Макнейра, Эллисон Онизуку, Грегори Джарвиса и Кристи Маколифф. Последняя не была профессиональным космонавтом – она работала учителем в одной из средних школ г. Лэнема. Ее включили в команду по настоянию самого Рональда Рейгана.

Ночью перед стартом воздух во Флориде охладился до -27°С. Все окрестности, в том числе и корпус корабля, обледенели. Пуск следовало отложить, тем более что об этом предупредил один из инженеров компании Rockwell, отвечающий за старт. Однако его не послушали. Корабль упорно вели к гибели.

Через 16 секунд после старта челнок выполнил грациозный поворот и направился за пределы атмосферы. Вдруг между днищем корабля и его топливным баком появился мерцающий огонек. Спустя мгновение раздалась серия взрывов. Корабль развалился на куски и упал в воду. Все космонавты погибли почти мгновенно.

Словами «Челленджер», «ракета», «катастрофа» описывали произошедшее американские газеты. Нация скорбила. Развитие космической программы было приостановлено на три года. Однако полностью ее все же не закрыли.

«Аполлон-1»

Трагедия «Аполлона-1» случилась 27 января 1967 года во время имитации запуска на мысе Канаверал во Флориде. Экипаж — Верджил «Гус» Гриссом, Эдвард Х. Уайт-второй и Роджер Б. Чаффи — тренировался для будущего запуска, выполняя последовательность действий обратного отсчета на борту командного модуля, установленного на ракете «Сатурн» без топлива.

В 1:00 ночи три астронавта вошли в модуль и сразу столкнулись с проблемами. Гриссом сообщил о странном кислом запахе в его костюме, поэтому обратный отсчет был приостановлен до момента взятия образца кислорода. В следующие несколько часов технические неполадки буквально заполнили расписание — даже микрофон отключался. Обратный отсчет на 10 минут начался только в 6:30 утра.

Минутой спустя один из астронавтов сказал: «Пожар, я слышу запах пожара». Другой тут же поддержал: «Пожар в кабине». Спустя 17 секунд после первого сообщения все три члена экипажа погибли.

Удушье угарным газом убило всех. Тела космонавтов были покрыты ожогами третьей степени, но удушье было основной причиной. Пожару так и не нашлось объяснений. Все мы знаем, что богатая кислородом атмосфера, уязвимая проводка и сантехника, а также широкое присутствие горючих материалов внутри кабины составляют смертельную комбинацию.

Падение ракеты в Плесецке

23 апреля 2015 года российские и зарубежные СМИ поспешили сообщить о неудачном запуске экспериментального ракетоносителя. Следует заметить, в западной печати такие слова, как «очередная катастрофа», «взрыв ракеты», «космодром Плесецк», проходили через все сообщения. Однако они забыли важную вещь. Катастрофы ракет в России не так часты, как в СССР. Так что же произошло?

По сообщению пресс-службы правительства РФ по Архангельской области, запущенная с космодрома г. Плесецка экспериментальная ракета была обнаружена в 7-ми километрах от места старта. Как сообщают специальные службы, место происшествия принято в разработку специалистами испытательного полигона. Угроза находящимся неподалеку населенным пунктам отсутствует.

Ракета использовалась для вывода на орбиту спутника, оснащенного измерительной аппаратурой. Командование ракетных войск стратегического назначения заявило, что никакого отношения к данному инциденту не имеет и о пуске ничего не знает. После долгих выяснений стало известно, что аппарат принадлежит одному из предприятий оборонки, а точнее заводу, занимающемуся разработкой ракет «Ярс» и «Тополь». Так что из трех постоянно высказываемых выражений, как то: «катастрофа», «взрыв ракеты», «космодром Плесецк», истинным можно считать только последнее.

Авария «Челленджера»: катастрофа в прямом эфире

Эта трагедия стала одной из самых громких за всю историю освоения космоса, благодаря прямому телевизионному эфиру. Американский шаттл «Челленджер» взорвался 28 января 1986 года через 73 секунды после старта, за которым наблюдали миллионы зрителей. Погибли все 7 членов экипажа.

Что случилось

Было установлено, что разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя. Повреждение кольца при старте привело к образованию отверстия, из которого начала бить реактивная струя. В свою очередь это привело к разрушению крепления ускорителя и структуры внешнего топливного бака. Вследствие разрушения топливного бака сдетонировали компоненты топлива.

Шаттл не взорвался, как принято считать, а именно «разрушился» из-за аэродинамических перегрузок. Кабина экипажа не разрушилась, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки упали в Атлантический океан. Удалось найти и поднять многие фрагменты челнока, в том числе и кабину экипажа. Было установлено, что минимум три члена экипажа пережили разрушение челнока и находились в сознании, пытаясь включить приборы подачи воздуха.
После этой катастрофы «Шаттлы» были оборудованы системой аварийной эвакуации экипажа. Но стоит отметить, что в аварии «Челленджера» эта система не смогла бы спасти экипаж, так как она разработана для использования строго во время горизонтального полета. Эта катастрофа «свернула» программу «шаттлов» на 2,5 года. Специальная комиссия возложила высокую степень вины на недостаток «корпоративной культуры» во всей структуре NASA, а также кризис управленческой системы принятия решений. Руководители знали о дефекте уплотнительных колец, поставляемых определенным поставщиком, в течение 10 лет…

Гибель перед стартом. «Аполлон-1»

Оказывается, катастрофы ракет на старте преследовали не только советскую космонавтику. Описанную ниже историю вообще-то нельзя считать до конца таковой, все-таки ракета не взлетела.

Название «Аполлон-1» (Apollo-1) было постфактум присвоено несостоявшемуся старту корабля Apollo и ракетоносителя Saturn IBA204. Это должен был быть первый пилотируемый полет. Его планировали на 21 февраля 1967 года. Однако 27 января во время проведения наземных испытаний в 34-м стартовом комплексе на борту корабля произошел сильный пожар, в результате которого весь экипаж в составе В. Гриссома, Э. Уайта и Р. Чаффи погиб.

В качестве атмосферы в корабли серии Apollo закачивался чистый кислород под пониженным давлением. Его использование давало не только экономию в весе, но и возможность облегчить систему жизнеобеспечения. К тому же упрощалась операция по выходу в открытый космос, ведь в полете давление в кабине должно было составить всего 0,3 атм. Однако на земле подобные условия воспроизвести нельзя, поэтому использовался чистый кислород с избыточным давлением.

На тот момент специалисты еще не знали, что некоторые материалы при использовании их в кислородной среде являются пожароопасными. Одним из таковых оказалась застежка-липучка. В кислородной среде она стала источником множества искр. В данном случае для возникновения пожара хватило бы и одной.

Огонь распространился по кораблю за несколько секунд, повредив скафандры космонавтов. К тому же сложная система не позволила экипажу быстро открыть люк. Согласно выводам комиссии, астронавты погибли уже через четверть минуты после появления искры.

После пожара программа пилотируемых полетов была приостановлена, а 34-й стартовый комплекс демонтирован. На его остатках установили мемориальную табличку.

1983 год. Новый провал «Союза»

В сентябре 1983 года «Союз Т -10-1» намеревался доставить экспедицию к орбитальной станции «Салют-7», однако этого не случилось, так как случилось возгорание топлива.

Заработала система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который в итоге приземлился недалеко от стартового комплекса. По счастливому стечению обстоятельств никто из представителей экспедиции не погиб и не пострадал.

Ракета-носитель при этом самоуничтожилась. Началось возгорание  180 тонн горючего, пожар тушили в течение 20 часов.

После этого случая вплоть до развала СССР все старты на Байконуре случались в штатном режиме. Новые случаи аварий уже были после развала Союза.

Ракета-носитель «Протон». Фото: Журнал «Все о Космосе»

Новости

06.11.2014, 01:11
Причиной взрыва Antares назвали сбой купленного в России двигателя

Orbital Sciences обнародовала первые результаты расследования аварии ракеты Antares. Причиной крушения стал сбой в одном из двигателей, разработанном еще в советское время и купленном в России.

31.10.2014, 05:50
Ракету Antares в США взорвал оператор запуска

По последним данным, ракету-носитель ликвидировали после того, как стало понятно: она не полетит на орбиту.

30.10.2014, 03:59
Специалисты NASA завершили осмотр космодрома, где взорвалась ракета-носитель Antares

Команда специалистов завершила осмотр космодрома на острове Уоллопс на Восточном побережье США, где во вторник при неудачном запуске произошел взрыв ракеты-носителя Antares с кораблем Cygnus.

29.10.2014, 20:28
NASA: взрыв ракеты Antares стал ударом по американской космонавтике

Неудачный старт космической ракеты-носителя Antares стал большим ударом по американской космонавтике, говорят в NASA. Взрывом был уничтожен грузовой челнок Cygnus, на который американцы возлагали большие надежды. С его помощью США намеревались снизить зависимость от международных партнеров в вопросе доставки грузов на МКС.

29.10.2014, 17:38
Российские космонавты МКС поделятся с американцами едой и кислородом

Взрыв американской ракеты Antares с грузовым кораблем, который должен был доставить на МКС воду, кислород и продукты, не создаст проблем экипажу космической станции.

29.10.2014, 10:22
«Никаких зацепок»: взрыв ракеты Antares заставил экспертов НАСА поломать голову

В НАСА сегодня пытаются выяснить причины масштабной космической катастрофы. У побережья штата Вирджиния, едва стартовав, взорвалась ракета-носитель Antares с космическим грузовиком Cygnus, который она должна была отправить к МКС. Версий пока никаких.

29.10.2014, 06:41
В NASA пока не знают, что стало причиной взрыва ракеты Antares на старте

Специалисты Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства пока не располагают информацией о том, неисправность какого элемента в конструкции ракеты-носителя Antares привела к ее крушению во время запуска во вторник.

29.10.2014, 04:35
NASA: взрыв ракеты-носителя Antares не усложнит ситуацию на МКС

В NASA заявили, что взрыв ракеты-носителя Antares с американским кораблем Cygnus не окажет в ближайшее время негативного влияния на экипаж Международной космической станции, однако несколько затруднит научную деятельность.

29.10.2014, 02:37
При взрыве ракеты-носителя Antares в США никто не пострадал, Cygnus разрушен

В Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства США сообщили, что пострадавших при взрыве ракеты-носителя Antares нет.

29.10.2014, 01:43
Ракета-носитель Antares с американским кораблем Cygnus взорвалась во время старта

Ракета-носитель Antares взорвалась сразу после старта с космодрома на острове Уоллопс.

Гибель «Союза-11»

Этот случай также входит в список «Ракетные катастрофы: TOP-10», поэтому обойти его стороной невозможно.

Описанная ниже трагедия произошла 30 июня 1971 года. В этот день космонавты Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев, проработавшие на борту орбитальной станции «Салют-1» 23 дня, возвращались на землю. Рассевшись по своим местам и пристегнувшись ремнями безопасности, они приступили к проверке работы бортовых систем. Отклонений выявлено не было.

В атмосферу Земли спускаемый модуль «Союза-11» вошел в расчетное время. Раскрытие парашюта зафиксировали в 9 км от поверхности, но на связь экипаж не вышел. Радиоантенна, вшитая в его стропы, нередко отказывала при посадке, поэтому в ЦУПе не насторожились. Подобная неприятность часто сопровождала катастрофы советских ракет, но она была не фатальной. Через 2 минуты после приземления к спасательной капсуле подбежали люди. На стук в стенку никто не ответил. Открыв люк, они обнаружили космонавтов без признаков жизни. Их быстро вытащили наружу и приступили к реанимации. Попытки оживить экипаж продолжались более часа, но результатов не принесли – космонавты погибли.

Проведенное расследование показало, что гибель наших ребят наступила в результате несанкционированного открытия одного из воздушных клапанов, в задачу которого входило уравнивание давления воздуха внутри спускаемого модуля. Он произвольно открылся на высоте около 150 км. Воздух покинул кабину за несколько секунд.

Положение тел космонавтов свидетельствовало о наличии попыток найти и ликвидировать неисправность. Но в тумане, заполнившем кабину после разгерметизации, сделать это было затруднительно. Когда Г. Добровольский (по иным данным, В. Пацаев) обнаружил открытый клапан и пытался закрыть его, ему просто не хватили времени. Весь воздух уже вышел.

Гибель «Колумбии»

Катастрофу «Колумбии» (Columbia) считают одним из наиболее значительных событий в истории космонавтики. Она случилась 1 февраля 2003 года. Это связывают не только с числом одновременно погибших астронавтов, но и с влиянием, которое было оказано на развитие космической науки.

Старт «Колумбии» откладывался несколько раз. Первый полет планировался еще 11 мая 2000 года. Был момент, когда его вообще исключили из графика, однако вмешался американский конгресс. Правда, полет состоялся спустя более чем два года.

И вот он старт. На борт корабля поднялись командир Рик Дуглас Хазбанд, пилот Уильям К. МакКул, специалисты Дэвид М. Браун, Калпан Чавл, Майкл Ф. Андерсон, Лорелл Б. Кларк и израильский астронавт Иллан Рамон. Старт снимался несколькими телекамерами

Такие меры предосторожности помогают более подробно рассмотреть различные отклонения, в случае их возникновения. Именно с их помощью на 82-й секунде полета и был зафиксирован небольшой светлый объект, ударившийся в левое крыло челнока

Впоследствии оказалось, что это был кусок монтажной пены, ударивший в левое крыло корабля и пробивший в нем полуметровую дыру. Проведенное в НАСА моделирование не выявило возможных негативных последствий, поэтому полет продолжили.

Первый признак неисправности заметили при посадочном маневре в 16 ч 59 мин по Вашингтону. Аномальные показания датчиков давления заметили все. Сбой списали на плохую связь. Но именно в это время началось разрушение корпуса корабля. Он рассыпался на куски менее чем за минуту. Все астронавты погибли.

1960 год. Катастрофа Неделина

Самая страшная и первая крупная авария, произошедшая на Байконуре. За 30 минут до пуска произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени Р-16.

Произошло разрушение баков первой ступени, начался пожар итогом, которого стала гибель 74 человек, правда, по другим данным, погибло не менее 120 человек.

Информация о трагедии  в советской прессе была засекречена, учитывая, что пуск планировался к очередной годовщине Октябрьской революции. Причиной аварии в итоге было названо грубое нарушение правил техники безопасности. Как показало расследование, непосредственные виновники аварии погибли при взрыве. Никто из оставшихся в живых наказан не был.

Ежегодно на «Байконуре» вспоминают жертв трагедии. Проходят митинги с возложением венков у братской могилы погибших на проспекте Гагарина, у памятника на месте бывшей стартовой площадки Р-16.

Запуск ракеты-носителя «Союз ФГ». Фото: РИА Новости

1993 год. Старт «Протона» не удался

Не удалось вывести на орбиту один из спутников связи, космический аппарат «Горизонт №39Л». В 1999 году вновь произошли проблемы с «Протоном», дважды корабли падали в Карагандинской области. При первой аварии фрагмент корабля упал на жилую территорию, возник пожар ступеней на высотах 28-30 км.

Во время второй аварии обломки упали в малонаселенном районе Карагандинской области, тогда правительство Казахстана потребовало изменить правила аренды Россией Байконура и обеспечить безопасность полетов. Были и более радикальные предложения полностью запретить пуски «Протонов» с Байконура.

Уже после прихода к власти в РФ Владимира Путина договор об аренде действительно был пересмотрен, сам космодром перешел в ведение России до 2050 года. Вместе с тем Москва обязалась обеспечить безопасность полетов. Однако инциденты с «Протонами» продолжились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector