Смерть на эвересте: тела погибших альпинистов до сих пор лежат на его склонах
Содержание:
Английский воздух
Лучший защитник от гипоксии — баллон со сжатым кислородом, постоянный спутник большинства высотных альпинистов. Впервые кислород на Эверест привезли англичане в 1922 году. Шерпы только посмеивались над «английским воздухом». «Стандартный комплект для Эвереста — четыре баллона на человека, — говорит Андрей Максимов, замдиректора НПО «Поиск», компании — производителя кислородного оборудования. — Но лучше брать с запасом. Был случай, когда группу застала непогода выше 8000 м. Они там пять дней сидели и пошли дальше на восхождение. А если бы не достаточное количество кислорода…» Если же кислород кончится, альпинист мгновенно «переносится» в гораздо более суровую среду. «Как можно быстрее вниз! — говорит Андрей Максимов. — Пока вы в здравом уме и твердой памяти».
Лишь сотни альпинистов во всем мире (в России около десятка) способны подняться на вершину мира без кислорода. И дело не только в большой выносливости, но и в исключительной удаче. Ибо ни один человек не властен над погодой на Эвересте. Кроме того, сложные маршруты и спасработы без кислорода крайне опасны либо совершенно невозможны.
«Это древний спор, — рассказывает Валентин Божуков. — Одни считают, что гипоксия — такая же помеха восхождению, как мороз, ветер, лавины, и против нее не зазорно защищаться. Другие — что бескислородное восхождение — это величайшее достижение. А кислород — допинг. Но это все равно как сравнивать прыжки в высоту — обычные и с шестом. Восхождения на Эверест с кислородом и без — это два разных вида спорта».
Впрочем, даже при наличии самого современного снаряжения альпинизм остается крайне опасным занятием. Однако люди продолжают стремиться к «вершине мира», несмотря на холод, лавины и гипоксию. Почему? Джордж Мэллори, погибший во время штурма Эвереста в 1924 году, на этот вопрос отвечал коротко: «Потому что он существует».
Статья опубликована в журнале «Популярная механика»
(№2, Февраль 2009).
Первые жертвы Эвереста
7 июня 1922 года погибло сразу 7 человек. Это считается первым официально задокументированным фактом смерти при попытке подняться на Джомолунгму. Всего было осуществлено три подъема под начальством Чарльза Гранвиля Брюса. Первые две оказались неудачными, а третья обернулась трагедией. Врач экспедиции считал, что последняя попытка была невозможна, так как вся группа уже утратила силы, но другие члены команды решили, что риски малы, и отправились дальше. Джордж Мэллори повёл часть группы через обледенелые склоны, но одно из скоплений снега оказалось довольно неустойчивым. В результате чего произошёл обвал и образовалась лавина, частью которой накрыло первую группу. В ней находился Говард Сомервелл, Колин Кроуфорд и сам Джордж Мэллори. Им посчастливилось выбраться из снежных завалов, а вот следующую группу унесло тоннами, летящего сверху снега. Девять носильщиков накрыло. Только двоим шерпам удалось выбраться, а остальные погибли. Еще один участник не был найден, и его также посчитали мёртвым. Их имена: Норбу (Norbu), Тэмба (Temba), Пасанг (Pasang), Дородже (Dorje), Сангэ (Sange), Тупак (Tupac) и Пема (Pema). Эта трагедия открыла официальный список жертв Эвереста и также положила конец экспедиции 1922 года. Оставшаяся группа прекратила восхождение и сошла с горы 2 августа.
Первые восходители на Эверест. Слева стоят Эндрю Ирвин и Джордж Мэллори.
Джордж Мэллори делал ещё две попытки восхождения, к сожалению, третий раз оказался трагичным вновь. 1924 года 8 июня двое молодых и уверенных в себе альпинистов вышли из высотного лагеря направляясь к вершине. Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин последний раз были замечены примерно в час дня. Чуть ниже Второй ступени (8610 метров), Ноель Одэлл, ещё один участник экспедиции, рассмотрел две чёрные точки, которые медленно скрылись в дымке. После этого Мэллори и Ирвина больше не видели. Оделл долгое время ждал их немного выше последнего лагеря на высоте 8170 метров, после чего он спустился к их месту ночлега и сложил два спальных мешка в палатке буквой «T», это был знак для людей из базового лагеря, что означало: «Следов не обнаружил, остаётся только надеяться, жду указаний».
Тело Джорджа Мэллори
Тело Джорджа Мэллори было найдено спустя 75 лет на высоте 8155 метров. Его труп был запутан в останки страховочной верёвки, которая была перебита в некоторых местах. Это указывало на возможный срыв альпиниста. Также недалеко был найден ледоруб Эндрю Ирвина, но его самого до сих пор так и не обнаружили. У Мэллори не нашли фотографию его жены и флаг Британии, а именно эти вещи он намеревался оставить на вершине. Двое альпинистов стали жертвами Эвереста, и как сотни других, на века остались легендами для всех, кто пытается взойти на вершину этой горы.
Автомобиль-вертолёт
Один из проектов летающего автомобиля. /Фото: reddit.com
И до Второй мировой войны, и во время нее инженеры пытались создать такое оружие или военную технику, чьи способности и характеристики кажутся впечатляющими даже сейчас. Одним из таких откровенно странных проектов можно смело назвать разработку нового летательного аппарата в виде гибрида вертолета и автомобиля.
Подобную машину решили спроектировать военные инженеры британской армии. В конечном итоге у них получился агрегат, который представлял собой внедорожник, оснащенный хвостом и несущим винтом от вертолёта. Поразительно, но эта машина действительно неплохо летала. Однако крест на развитии необычного концепта поставила банальная практичность: быстро стало ясно, что транспортировка наземной техники осуществляется немного проще посредством самолётов, нежели путем создания десятков и сотен гибридов.
Акклиматизация
Поэтому на осаду Эвереста в среднем уходит полтора месяца, хотя на сам штурм вершины нужна всего пара дней. Остальное время занимает акклиматизация — адаптация к тяжелым горным условиям. И в первую очередь — к недостатку кислорода. «Чтобы нагнать больше кислорода, человек дышит глубже и чаще, — объясняет специалист по гипоксическим тренировкам Алла Цветкова. — А сердечно-сосудистая система старается быстрее отнести кислород к тканям и органам: повышается пульс, давление, объем крови. Происходит выброс гормонов, стимулирующих образование эритроцитов. Растет уровень гемоглобина».
Но адаптация происходит не мгновенно — некоторое время человек испытывает губительное действие гипоксии. «Сонливость, вялость, головные боли — это первые признаки, — объясняет Алла. — В первую очередь нарушается работа мозга. Отсюда усталость, головокружение, давление в висках. Появляется одышка, холодеют руки и ноги, наступает упадок сил».
А что, если?
В последние годы шерпы по указаниям экспедиционных лидеров передвигают тела от тропы – и даже это крайне сложный процесс.
Сегодня бóльшая часть погибших на классическом маршруте с Севера (со стороны Тибета) лежит в так называемом «Кулуаре смерти». Он расположен ниже Второй ступени, выше 8 тысяч метров: примерно там нашли тело Джорджа Мэллори. Т.е. если человек погиб на гребне при восхождении или спуске – его тело найдет свой приют в этом кулуаре, либо на вертикальных отвесах Южной Стены. Там не пролегают маршруты, там не ходят люди.
При восхождении со стороны Непала альпинисты могут погибнуть в других местах; до 2015 года особую опасность представляла ступень Хиллари. Как раз тогда вертикальный гребень из снега и льда высотой 13 метров, окруженный отвесными скалами, разрушило землетрясение. В мае 2017 года английский альпинист Тим Мосдейл (Tim Mosedale) подтвердил, что ступени больше нет, и, по его мнению, теперь подъем и спуск будут еще опаснее. Потому что раньше путь шел по хорошо закрепленным веревкам, а теперь склон нестабилен.
Возвращаясь к разговору о полноценном «спуске» погибшего вниз – это не просто сложно, а архисложно. Как мы уже писали – речь идет о замерзшем «в лёд» теле весом 100 кг. Если удастся отделить его от склона, нужно будет не только тащить альпиниста вниз силами 10-15 шерпов, но и спускать его по отвесным скалам, которых немало на маршруте. Для этого потребуется целая система закрепленных веревок и не менее десятка опытных восходителей. Которые, увы, тоже могут пострадать – как произошло с непальцами, собиравшимися эвакуировать тело Ханнелоры Шматц.
Можете сами произвести приблизительный расчет стоимости экспедиции по спуску погибшего – с учетом того, что затраты на восхождение одного участника составляют от 40 до 100 тысяч долларов. Не забудьте прибавить цену аренды вертолета: от $5000 до $20000 (максимум, куда они поднимаются – Базовый лагерь Эвереста, высота 5364 м). А полеты с Тибетской стороны и вовсе запрещены китайским правительством (за исключением единичных случаев).
Конечно, известны факты, когда один вертолет поднялся до 12000 метров, а другой садился на вершину Джомолунгмы – но это единичные случаи, которые проходят по разряду «подвиг» (или «маркетинг» – кто как считает), повторять их на постоянной основе не получится.
Исрафил Ашурлы
Когда я собирался на Эверест (MP: Исрафил Ашурлы совершил восхождение в 2007 году по маршруту с Севера), было довольно много информации о том, что «вы будете переступать через тела», «люди будут гибнуть и вы через них будете ходить» – и вы однозначно увидите тех, кто уже умер: и тех, кто давно ушел, например, погибшего в 1996 году индийского восходителя Цеванга Палджора, более известного, как мистер «Зеленые ботинки», и тех, кто умер недавно – Марко Лихтенекер из Словении, погибший в 2005 году. Также в 1999-м на Эвересте обнаружено тело Джорджа Мэллори, который погиб 1924 году.
Перспектива того, что мне придется видеть оставленные тела, в определённом смысле омрачала предстоящую экспедицию. Мне до сих пор не очень по себе, когда я вспоминаю об этом. Но, по счастливому стечению обстоятельств, в ночь моего штурма выпал снег. И когда я поднимался и спускался, я не увидел ни одного тела. Группа, которая шла на следующий день, застала более хорошую погоду, снег растаял, и ее участники видели тела погибших. Возможно, касательно меня – высшие силы распорядились таким образом из-за того, что я так переживал…
Тела, конечно, хорошо бы убрать или, может быть, заложить камнями? В моем понимании, погибшие должны быть преданы земле. Я исхожу из традиций старой школы: людей надо спасать, а тела – спускать. Если не можешь спустить, значит, должен захоронить. Оставлять на всеобщее обозрение, думаю, неправильно: если человек ушел, его тело не должно так напоминать о трагедии.
Кладбище под открытым небом
Эверест не раз был свидетелем высочайшего проявления духа, и глубин человеческого падения. Но, стоит отметить, что за последние годы ситуация с трупами на маршрутах Эвереста понемногу меняется. Передвинута вдаль от тропы «Спящая красавица» (Фрэнсис Дистефано-Арсентьева), первая американская альпинистка, совершившая бескислородное восхождение, и не сумевшая спуститься с высоты 8200 метров в 1998-м.
Фрэнсис Дистефано-Арсентьева.
Шквальные ветра унесли «Зеленые ботинки» (тело было снова обнаружено в 2017-м, но поодаль от маршрута). С трупом «Немки» случилась такая же история (Ханнелора Шматц погибла на спуске в 1979-м). В 1984 году ее пытались передвинуть – но при попытках погибли два непальца. А затем ветер много лет сносил вниз по склону замерзшую в сидячем положении женщину с развевающимися волосами и, наконец, сделал свое дело: сегодня Ханнелору не видно с тропы.
Стряхнул пепел на ледник – штраф 400 долларов
– За несколько последних десятилетий экологическое состояние Эвереста ухудшилось. Его давно называют «самой высокогорной свалкой мира». Эльбрус на грани экологической катастрофы. А справедливо, что из-за желания людей проверить себя на прочность так страдает экология?
– В значительной степени все зависит от организаторов, от их жадности. Они получают много денег и могли бы потратиться на то, чтобы это все оттуда убрать. Конечно, убрать с больших высот сложно. Но там работает природа. Приходишь в промежуточные лагеря на вершинах через год – ни веревок, ничего нет. Но горы нуждаются в помощи человека.
В 2015 году я был на восхождении на пик Ленина на Хан-Тенгри. Там на леднике организуют лагерь. Закончился сезон – люди собрали свои вещи, сели в вертолет и улетели. А следы их пребывания – железные конструкции, доски, рванье, туалеты – все брошено. А на следующий год они уже сделают лагерь в другом месте. Таких свалок не одна, много.
На Аляске и в Антарктиде очень жесткие требования. Мне друг рассказал: «Я покурил на леднике, стряхнул пепел на ледник – 400 долларов». И это правильно. Бросил бумажку и ушел – вернись, забери – 1000 долларов заплати. В этом году Китай заявил экологическую акцию – они наняли 200 шерпов специально для того, чтобы очищать склоны Эвереста со своей стороны. Со стороны Непала пока этого нет, но они приняли решение, что ты должен отходы сдавать.
Это, к сожалению, привело к тому, что люди стали в туалет ходить не в базовом лагере, а наверху. Вот и все. Зачем спускаться в базовый лагерь, там надо за то, что я сходил в туалет, платить. А я лучше буду там, наверху, где никто не проконтролирует.
– Отношение к экологии у профессиональных альпинистов и у туристов-экстремалов отличается?
– Конечно. За всех я не ручаюсь, но во всяком случае большинство относятся с уважением к горам, это та территория жизни, которую они любят. И гадить на своей территории неприлично. А коммерциализация привела к тому, что «я ж заплатил – наймите кого-нибудь, пусть он уберет».
– Экозащитники предлагают ограничить число людей, которые могут подняться. Какой выход видят альпинисты?
– В определенной степени это и есть выход. Это повысит ценность горы. А кроме того, гора в конечном итоге не выдержит, еще что-то сотворит. Это же живое существо, оно все понимает. Всех денег не заработаешь, а природу можно загубить.
Фото: photo.brestcity.com
Кто первый покорил Эверест?
Британская экспедиция на Джомолунгму (1924): Эндрю Ирвин — крайний слева в верхнем ряду, Джордж Мэллори — оперся ногой о товарища.
Задолго до первого успешного восхождения на вершину «крыши мира», которое состоялось 29 мая 1953 года благодаря усилиям двоих смельчаков — новозеландца Эдмунда Хиллари и шерпа Тенцинга Норгея, успели состояться около 50 экспедиций в Гималаи и Каракорум.
Участникам этих горовосхождений удалось покорить ряд семитысячников, расположенных в этих районах. Они также пытались подняться на некоторые из восьмитысячников, но успеха это не имело.
Действительно ли Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей были первыми? Вполне может быть, что они были не первопроходцами, ведь ещё в 1924-м Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин начали свой путь к вершине.
Последний раз они попадали в поле зрения коллег, будучи всего в трёх сотнях метров от рокового пика, после чего альпинисты скрылись за окутавшей их облачностью. С тех самых пор их больше не видели.
Ещё очень долго тайна исчезновения пионеров-исследователей, пропавших среди камней Сагарматхи (так непальцы называют Эверест), будоражила умы многих любопытствующих. Однако чтобы выяснить, что же случилось с Ирвином и Мэллори, потребовались многие десятилетия.
Так, ещё в 1975-м один из членов китайской экспедиции уверял, что видел чьи-то останки в стороне от основной тропы, но не стал приближаться к тому месту, чтобы не «выдохнуться», а ведь тогда человеческих останков там был куда меньше, чем в наше время. Отсюда следует, что вполне вероятно, это был Мэллори.
Прошла ещё четверть века, когда в мае 1999 года поисковая экспедиция, организованная энтузиастами, наткнулась на скопление человеческих останков. В основном все они погибли за предшествовавшие этому событию 10-15 лет. Среди прочего обнаружили мумифицированное тело Мэллори: он лежал лицом к земле, распластавшись, буд-то прижимаясь к горе, а голова и руки примёрзли к камням на склоне.
Его тело опутывал страховочный канат белого цвета. Он был перерезан или перебит — верный признак срыва и последовавшего за этим падения с высоты.
Его коллегу — Ирвина найти не удалось, хотя канатная обвязка на Мэллори указывала на то, что альпинисты были вместе до конца.
По всей видимости, канат перерезали ножом. Возможно, напарник Мэллори прожил дольше и был способен передвигаться — он оставил товарища, продолжив спуск, но также нашёл свой конец где-то ниже по крутосклону.
Когда тело Мэллори перевернули, то его глаза были закрыты. Это значит, что его не стало, когда он заснул, пребывая в состоянии гипотермии (у многих погибших альпинистов, сорвавшихся в обрыв, глаза остаются открытыми после смерти).
При нём обнаружили множество артефактов: высотомер, солнцезащитные очки, спрятанные в кармашке на полуистлевшей и растрёпанной ветром куртке. Также обнаружилась кислородная маска и детали дыхательного оборудования, какие-то бумаги, письма и даже фотография его супруги. А ещё — «Юнион Джек», который он планировал водрузить на вершине горы.
Его тело не стали спускать вниз — это сложно, когда у тебя нет дополнительных сил тащить тяжесть с высоты 8,155 метров. Его похоронили там, обложив булыжниками. Что касается Эндрю Ирвина — напарника Мэллори по экспедиции, то его тело пока не обнаружено.
Горы – лаборатория по деланию классных людей
– На вершину Чанга-Бенг вы поднимались по отвесной стене 16 дней без перерыва. Ночевали тоже на стене, на натянутом брезенте в подвешенном состоянии. Ради чего вы это делали?
– Эта вершина Чанга-Бенг 1600-метровый отвес. Мы, спортсмены, альпинисты, не говорим – ради чего. Мы постепенно проходим все более сложные маршруты, и вот этот маршрут был один из сложнейших, в общем-то, может быть даже самый сложный на планете. Северную стену Чанга-Бенг никто не прошел. Англичане прошли по гребню с одной стороны и потом с другой, но по центру стены никто не прошел. Мы считали за честь пройти такой маршрут, и нам это удалось. Это большой успех, он был высоко оценен международным сообществом.
– Что это дает?
– Я думаю, что это, в первую очередь, дает самоудовлетворение. Ты грамотно оценил сложность маршрута и свои возможности, все очень правильно рассчитал и смог командно пройти этот маршрут. В одиночку его, конечно, пройти невозможно. С тех пор никто ни рядом не прошел, ни наш маршрут не повторил. Пока альпинисты примериваются, хотя гора известная, описанная и, в общем-то, считается знаковой.
– А это особенно опасный маршрут?
– Я думаю, что нет. Он технически очень сложный. Там ведь все-таки 1700 метров отвес, и верхняя часть, как карниз, который надо преодолеть. Там даже нет нигде пола, где можно нормально встать или сесть, поэтому ночевки у нас были висячие. Мы подвешивали специальную платформу размером 80 сантиметров на метр и так спали 15 дней. Много ли человеку надо? Человеку на самом деле для жизни, для удовлетворения, для счастья нужно немного. Горы, в общем, предоставляют возможность понять это, а с другой стороны, оценить потом комфорт. Поживете в таких условиях, тяжело работая, перетаскивая грузы, прокладывая маршрут, а потом уже ночь в палатке – это высший комфорт. Понимаете? Вот это есть ощущение разнообразия жизни. Начинаешь ценить ее более осознанно и более высоко.
– Что вообще такого хорошего в лазании по горам, когда холодно, опасно и тяжело дышать. Зачем люди это делают?
– Это сложный вопрос. Дело в том, что человек вообще такое существо, которому интересно все. А горы – это природное явление, которое имеет особую энергетику. И людей, безразличных к горам, в мире нет. Они все равно оставляют у любого человека след. Или он их полюбит, или он их будет ненавидеть. Но, пожалуй, для меня важнейшим в горах является взаимоотношение между людьми. Люди находятся в опасной среде, где требуется много знаний, умений, навыков взаимодействия, потому что один человек – это один, когда их два – это уже связка, а четыре – это уже вообще сильная организация. И они, взаимодействуя друг с другом, помогая друг другу, совершают восхождение. Это особый уровень взаимоотношения между людьми. Горы – это такая, я бы сказал, лаборатория по деланию уникальных и классных людей.
Сколько времени занимает процесс восхождения на Джомолунгму?
Подъём на вершину самой высокой горы в мире занимает около двух — трёх месяцев, что предполагает сначала установку лагеря, а затем — довольно длительный процесс акклиматизации в базовом лагере, а также короткие вылазки на Южное седло с той же целью — адаптация организма к недружелюбному климату Гималаев. В среднем за это время альпинисты теряют в массе 10 — 15 кг, ну или расстаются с жизнью — кому как повезёт.
Чтобы лучше понять, каково это, покорить Эверест, представьте следующее: вы надели на себя всю одежду, что есть в вашем шкафу. У вас на носу прищепка для белья, так что вынуждены дышать через рот. За спиной у вас рюкзак, в котором находится кислородный баллон, вес которого — 15 кг, а впереди — 4,5 км отвесного пути из базового лагеря к вершине, на большем протяжении которого придётся идти на носочках, противостоять ледяному ветру и карабкаться вверх по склону. Представили? Теперь вы хоть отдалённо представляете, что ждёт каждого, кто решится бросить вызов этой древней горе.
Oxygenium
Еще в XVII веке ученые доказали, что воздух содержит какое-то необходимое для жизни вещество. Благодаря бесцветному, безвкусному и невидимому O2 (кислороду) вы сейчас читаете эти строки. С ростом высоты падает давление воздуха, он становится разреженным. Вдох на вершине Эвереста (8848 м) принесет в три раза меньше кислорода, чем на уровне моря. Поднимитесь туда быстро без специального оборудования — и вас захлестнет жесткая кислородная недостаточность (гипоксия). Ощущение пустоты при вдохе, рябь в глазах, боль во всем теле, потеря сознания и…
«При разгерметизации кабины самолета на 8000 м пилот теряет сознание через две минуты, — говорит доцент кафедры экстремальных и прикладных видов спорта РГУФК, заслуженный мастер спорта Юрий Байковский. — Высокогорье очень агрессивная среда. Сухой воздух, ураганные ветра, непогода, резкие перепады температур от +30 днем до -20 ночью. При этом человек идет вверх, несет груз. Альпинистам в таких условиях иногда приходится жить 2−3 недели. Это возможно только при медленном подъеме — организм приспосабливается».
Адреналин
«Дышите ногами»: сверхлегкая альтернатива аквалангу
«Величайшие вершины казались маленькими холмиками. Никогда я еще не видел такого зрелища и никогда не увижу больше — дикое, прекрасное, ужасное!»