Жизнь после смерти или что такое клиническая смерть?

Виды биологической смерти

Естественное прекращение жизни обуславливается, например, наступлением определенного (преклонного) возраста. В этом случае предполагается, что смерть наступила сама собой, то есть ненасильственно. Между тем, прекращение жизни может обуславливаться действием внешних факторов. Например, посягательством со стороны другого субъекта. В этом случае изучение обстоятельств гибели лица осуществляется криминалистами.

Виды насильственной смерти классифицируются по определенным критериям. В первую очередь, выделяют внешние характеристики тела. Виды, признаки смерти при этом имеют практическое значение при расследовании преступлений. Например, гибель субъекта может наступить от удара тупым предметом, выстрела из огнестрельного оружия, побоев, нанесенных с особой жестокостью. Виды причинения смерти напрямую влияют на размер наказания для виновного.

Основные этапы

Духовная составляющая гибели человека ясна. Теперь попробуем выяснить, что такое биологическая смерть. Медики выделяют несколько стадий процесса умирания:

  1. Предагональное состояние. Длится от десятка минут до нескольких часов. Человек заторможенный, сознание неясное. Может отсутствовать пульс на периферических артериях, при этом прощупывается только на бедренной и сонной. Наблюдается бледность кожных покровов, присутствует одышка. Предагональное состояние заканчивается терминальной паузой.
  2. Агональный этап. Дыхание может прекращаться (от 30 секунд до полутора минут), артериальное давление падает до нуля, угасают рефлексы, в том числе и глазные. В коре головного мозга происходит торможение, функции серого вещества постепенно отключаются. Жизнедеятельность становится хаотичной, организм перестаёт существовать как единое целое.
  3. Агония. Длится всего несколько минут. Предшествует клинической смерти. Это последний этап борьбы человека за жизнь. Все функции организма при этом нарушены, отделы центральной нервной системы, расположенные выше ствола мозга, начинают тормозить. Иногда появляется глубокое, но редкое дыхание, происходит отчётливое, но кратковременное повышение давления. Сознание и рефлексы отсутствуют, хотя могут ненадолго возобновиться. Со стороны кажется, что человеку становится лучше, но подобное состояние обманчивое – это последняя вспышка жизни.

Затем следует клиническая смерть. Хотя это и последний этап умирания, он обратимый. Человека могут вывести из указанного состояния или же он самостоятельно возвращается к жизни. Что такое клиническая смерть? Детальное описание процесса изложено ниже.

Происходит ли перед смертью выброс эндорфинов?

Фактический момент смерти понять довольно сложно. Однако согласно результатам недавно опубликованного исследования, непосредственно перед смертью в организме увеличивается количество гормонов и химических веществ, связанных со стрессом. Эти же химические вещества присутствуют в организме больных людей и вызывают воспаление. Учитывая такое изменение химических веществ в организме, можно предположить, что непосредственно перед смертью может произойти мощный выброс эндорфинов — химических веществ, которые отвечают за удовольствие и чувство счастья. Так, результаты исследования, проведенного в 2011 году, показали, что уровень серотонина — другого химического вещества, который, как считается, также способствует ощущению счастья, утроился в мозге шести крыс в моменты их смерти. Таким образом, нельзя исключить вероятность того, что нечто подобное может происходить с людьми.

Мозг — самый сложный и малоизученный орган тела человека

Но что может вызвать эйфорические переживания во время смерти, кроме эндорфинов или других нейротрансмиттеров? Когда тело перестает функционировать, активность мозга также прекращается. Вполне возможно, что способ, которым это происходит, каким-то образом влияет на то, что именно мы испытываем в момент смерти. Американский нейроанатом Джилл Болт-Тейлор в своем выступлении на TED описала чувство эйфории, которое она испытала во время околосмертного опыта в результате травмы левого полушария мозга. Интересным является и то, что хотя травма Болт-Тейлор была на левой стороне мозга, травма на правой стороне мозга также способна усилить ощущение близости и причастности к высшей силе.

Процесс умирания является священным для представителей самых разных религий, в том числе для буддистов, которые верят, что момент смерти обеспечивает большой потенциал для ума

Они видят переход от жизни к смерти как самое важное событие в жизни — тот момент, когда человек переносит карму из этой жизни в другие жизни. Однако это не означает, что религиозные люди испытывают больше радостных переживаний в момент смерти

В конечном счете, каждая смерть уникальна и мы не можем предсказать кто и при каких обстоятельствах покинет этот мир.

И все же, результаты еще одного исследования, опубликованного в журнале Psychological Science свидетельствуют о том, что непосредственно перед смертью негативные мысли и страх сменяются счастливыми мыслями. Будем надеяться, что так оно и есть.

Эволюция понятия

У многих народов существовали представления о смерти, как о моменте, когда бессмертная душа человека расстаётся с телом и направляется к душам предков. Также имелись и обряды поклонения смерти.

Говоря об изучении смерти, академик В. А. Неговский в «Очерках по реаниматологии» писал, что…

Конец XIX и особенно XX век внесли в проблему смерти коренные изменения. Смерть перестала нести на себе отпечаток мистики, но тайна её сохранилась. Смерть, являясь закономерным завершением жизни, стала таким же объектом научных исследований, как и сама жизнь.

Один из основателей экспериментальной патологии, стоявший у истоков танатологии, знаменитый француз Клод Бернар в «Лекциях по экспериментальной патологии» писал: «…Чтобы знать, как живут организмы животного, человека, необходимо видеть, как множество их умирает, ибо механизмы жизни могут быть вскрыты и обнаружены лишь знанием механизмов смерти».

Альфред Нобель, учредитель Нобелевских премий, рекомендовал особое внимание обратить на изучение вопросов старения и умирания организма, фундаментальных проблем современной биологии и медицины.

Изменение научного отношения к смерти, низведение смерти до естественного физиологического процесса, требующего квалифицированного физиологического анализа и изучения, пожалуй, особенно рельефно проявилось в высказывании И. П. Павлова: «…Какое обширное и плодотворное поле раскрылось бы для физиологического исследования, если бы немедленно после вызванной болезни или ввиду неминуемой смерти экспериментатор искал с полным знанием дела способ победить ту и другую» (И. П. Павлов, собрание сочинений, т. 1, с. 364).

Таким образом, уже в начале XX века смерть из мистической «вещи в себе» превратилась в объект научного поиска, требующий специальных исследований и анализа. Объект, который позволяет не только понять причины прекращения жизни, но и подобно Гераклу вступить в непримиримую борьбу со смертью и даже изучить саму жизнь, понять первоосновы, отличающие живые объекты от неживых.
Хотя первоосновы уже, в принципе, найдены — наличие ДНК в объекте определяет, живой он или нет.

Французский историк Ф. Арьес, анализируя происхождение массовых представлений о смерти, выделяет пять этапов в развитии представлений о ней:

  1. С архаических времён и вплоть до XI в. — «нормальное» (т. н. «прирученная смерть»). Представление о том, что все люди когда-нибудь умрут, то есть смерть — это обыденное, неизбежное явление, которое не вызывает особого страха. Умершие рассматривались как уснувшие («усопшие») «до конца времён». Поэтому кладбища были не только местами захоронения, но и местами жизни (местом собраний, встреч и т. д.).
  2. Начиная с XII века — «смерть своя» (la mort de soi). Это представление о смерти появилось под влиянием роста индивидуального сознания и утверждения в обществе между XI и XIII столетиями идеи Страшного Суда. Значение ритуалов, связанных с предсмертным состоянием и захоронением, возрастает. Близость живых и умерших прекращается — кладбища выносят за городскую черту (территорию живущих). Вместе с тем, смерть находит активное выражение в искусстве.
  3. В эпоху Просвещения — «смерть далёкая и близкая» (la mort longue et proche). Смерть представляется как нечто дикое, необузданное. Это реакция на утрату механизмов защиты от природы.
  4. В эпоху романтизма — «смерть твоя» (la mort de toi). Смерть другого человека переживается тяжелее, чем близость собственной смерти. Феномен смерти эстетизируется.
  5. В XX веке — «смерть перевёрнутая» (la mort inversee). Появляется страх перед самим упоминанием смерти, эта тема становится запретной. Происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смертью (похороны, траур). Трупам умерших стараются придать вид, похожий на живых.

Обязательно ли делать вскрытие

От вскрытия можно отказаться «по религиозным и иным мотивам», если близкие родственники напишут соответствующее заявление. Но иногда вы не имеете права написать отказ.

Вскрытие обязательно, если:

  1. Есть подозрение в насильственной смерти.
  2. Невозможно установить причину случившегося.
  3. Умерший находился в больнице менее суток.
  4. Есть подозрение на передозировку препаратов или аллергическую реакцию на них.
  5. Смерть связана с медицинскими манипуляциями.
  6. У пациента было инфекционное заболевание или подозрение на него.
  7. Причина смерти связана с экологической катастрофой.
  8. Умерла женщина в родах или сразу после, а также беременная.
  9. Скончался ребенок до 28 дней жизни или родился уже мертвым.
  10. Нужна судмедэкспертиза.

Как не бояться смерти?

Большинство людей перед смертью боятся боли. Нет никаких оснований ожидать, что физический процесс умирания очень болезненный. Возможно, это также связано со страшным непониманием кажущегося загадочным процесса, посредством которого сознание, являющееся нашим «я», угасает или исчезает.

Давайте сначала разберемся со страхом мучительной смерти. Мы все боимся боли. У всех нас был большой опыт физических увечий на протяжении жизни. Все это заставляет нас бояться посмертной болезненности.

Физическая боль возникает из-за повреждения нашей живой ткани. Поскольку смерть — это окончательное разрушение наших живых тканей, мы, естественно, предполагаем, что смерть должна быть чрезвычайно болезненным процессом. Поскольку никто из умерших не может сказать нам, каково это было физически, у нас, естественно, есть огромный страх умереть.

От вируса, болезни погибают или умирают

Ответ на вопрос: люди от корона вируса или другой болезни погибают или умирают не может быть однозначным. Потому как и болезни разные, а смерти от недугов тем более. Иные больные отходят в мир иной спокойно. Тогда человек однозначно не погиб, а умер или скончался.

Но случаются и другие смерти – в муках и бесконечных страданиях. Вот и от коронавируса, судя по свидетельствам медиков, уходят люди в мир иной по-разному. Чаще умирают. Но в отдельных случаях вполне можно говорить, что погибают в муках.

Здесь следует добавить, что СМИ не различают два этих понятия. В число погибших от коронавируса они записывают всех умерших. В этом ошибка журналистов.

Основы ведических канонов

Мир виртуальный, воссозданный иллюзорными представлениями людей в желании приблизиться к Богу, имеет 33 тысячи вселенских слоёв.  Виртуальность – всего лишь четверть духовного мироздания.

Каждый из живущих людей духовно связан со Всевышним. Связь обусловлена расами (взаимоотношениями). Следуя ведическим канонам “Шримад Бхагаватам”, оторванность от Создателя является причиной неудовлетворённости и отчаяния.

Материальный мир для живого существа представлена дремучим лесом, в котором легко потерять истинно верный путь. Согласно ведическим учениям, материальный мир складывается из уровней сознания. Считается, что их 8 400 тысяч. Каждый из уровней — это своеобразный виток эволюционирования духовности материального мира.

Для перехода сознания с одного витка матрицы на следующую джива (живое существо) должно отработать определённые кармические задачи. Аюрведа полагает, что одной жизни для завершения процесса эволюционирования недостаточно, и за время прохождения каждого из витков человек способен перевоплотиться несколько раз.

Во многом карму предопределяет род, к которому привязан каждый.

4 непреодолимых видов страдания :

  1. рождение;
  2. болезнь;
  3. старость;
  4. смерть.

Если человек умер в больнице

О том, что умер человек в больнице его близкие обычно узнают по звонку из самой больницы. Чтобы вам могли сообщить любые сведения о состоянии здоровья родственника, оставьте свой верный контактный телефон и корректные данные о месте фактического проживания.

Смерть человека в больнице, к сожалению, рядовое событие с профессиональной точки зрения сотрудников. Поэтому хранение и омывание тела — это не дополнительные хлопоты, которые должны быть оплачены, а обычный страховой случай. Больница расскажет вам, куда надо явиться для соблюдения всех формальностей. Денег с вас могут потребовать только за дополнительные услуги. Например, макияж усопшего.

В трудную минуту сосредоточиться бывает нелегко. Перед визитом в морг стоит проверить, взяли ли вы с собой все необходимое:

  • нижнее белье;
  • носки/чулки/колготки;
  • одежду (костюм с рубашкой, галстук, свитер, платье и т.д.);
  • станок для бритья;
  • расческу;
  • мыло;
  • небольшое полотенце;
  • некоторые также берут одеколон/туалетную воду.

Это могут быть чистые вещи усопшего или то, что вы приобрели для погребения. В морге вы назначите выдачи тела и забираете врачебное заключение (свидетельство) о смерти. Личные вещи покойного и его документы будут храниться в том отделении больницы, где он скончался. Вы должны будете их забрать.

[править] IRL

Я научился смотреть на смерть просто как на старый долг, который рано или поздно придётся заплатить.

— Эйнштейн

Только идиот празднует приближение собственной смерти.

— Бернард Шоу о твоём дне рождения

(спойлер: )

Начнём с того, что на заре известных нам цивилизаций к смерти относились примерно как к должному. Кто-то загнулся? Не повод для печали — он просто уснул… вечным сном.

Так в Индии, например, если кшатрий шёл в последний бой, то его жена должна была перед этим боем совершить самосожжение, нередко вместе с детьми, а сам он, если вдруг оставался живым после бойни, совершал самоубийство. Примерно так же было и у чукчей, с той разницей, что он сам должен был перед последним боем убить жену и детей, однако, если он вдруг оставался жив, то не самоубивался подобно кшатрию, а мог взять новую жену и зачать новых детей. Можно также припомнить упоротых самураев, которые только и делали, что выпускали себе кишки без права на реабилитацию.

«Человек Средневековья, отвергнувший все земное, давно уже задерживал свой духовный взор на мрачной картине копошащихся червей и жалкого праха. В религиозных трактатах о презрении к миру богословы уже возглашали неотвратимость леденящих ужасов разложения».

Йохан Хейзинга. Осень Средневековья.

И только в наше время неизбежная смерть начала вселять трепет и ужос в сердца смертной челяди. А разгадка одна — всё больше людей перестаёт верить в чудо и всяких надуманных божков, обещающих вечное блаженство посмертно.

Памятник 5-ти%

Сабж в реальной жизни — довольно щепетильный вопрос, ибо касается каждого без исключения. Тебя тоже, разумеется. Собственно, весь цимес заключается в том, что 95% человек таки не удаётся насытиться этой бренной жизнью и успеть сделать всё желаемое за такой крайне короткий промежуток времени. В 95% случаев смерть является, когда ей вздумается, а значит волю Великого Рандома предсказать не представляется возможным. Это касается и естественной смерти. Отсюда и проистекают все фобии, связанные с её приходом. В остальных случаях, таких как некоторые болезни или преднамеренное убийство/самоубийство, приход сабжа обычно очень легко предсказать. Смерть — это, пожалуй, единственный аспект бытия, на который не распространяется правило 95%. Настигает абсолютно всех — 100%.

IRL выглядит довольно мерзко, если, конечно, ты не любитель пялиться на предсмертные конвульсии, кровоточащее мясо или оторванные конечности.

Смерть — начало новой жизни

«Рождение — не начало; смерть — не конец».

— Чжуан-цзы

«Remember that death is not the end, but only a transition».

— Метрополис

Как известно, всё сущее и не-сущее состоит из молекул, которые, в свою очередь, состоят из атомов, атомы — из элементарных частиц… Отсюда следует вполне логичное умозаключение, что смерть — начало новой жизни.

Разберём на пальцах, если ещё не дошло

Человек ли умирает, растение ли — неважно, ибо всё в итоге разлагается и распадается на элементарные составляющие. Что-то отдало концы, разложилось и превратилось в питательные вещества для растения, например

Растение дало плод. Хуман сорвал его и вкусил, тем самым забрал жизнь у плода, но переварив его, высрал и какбэ вернул в природу кирпичики, из которых тот состоял. Почва впитала в себя органику и готова насытить ею очередное растение, которое, возможно, даст плод или просто сгниёт, тем самым повторяя суть пути плода. Это называется круговоротом говна в природе. В физике подобное зовётся законом сохранения энергии, переходящей в другую энергию или в массу — и наоборот.

Знай, в каждом атоме тут, на земле таится
Дышавший некогда кумир прекраснолицый.
Снимай же бережно пылинку с милых кос:
Прелестных локонов она была частицей.

— Хайям жив

А можно провести другую, более КОпетанскую, аналогию. Предположим, что кто-то слёг. Совсем. Как водится, происходят похороны, и тушка оказывается в деревянном макинтоше. Далее происходит обычный процесс, в котором мертвяк сыграет пиздецки огромную роль для других организмов, а именно — червия. Это просто великолепное зрелище: в прошлом живая материя становится ульем зергов для них чревом-рассадником и едой одновременно. Проще говоря «червя ест курица, курицу ест король, короля ест червь, червя…», ну ты понел. Разве это не прекрасно? Ничего не пропадает зря, польза будет даже от такого бесполезного говна, как ты.

Что же касается существования сознания после смерти мозга, вы удивитесь, но полного консенсуса среди представителей науки по этому вопросу нет до сих пор — одни уверены в материальности сознания, другие — не уверены, но не более того.

Смерть в искусстве и литературе

И может быть, на мой закат печальный Блеснёт любовь улыбкою прощальной

Пушкин

Смерть в изобразительном искусстве

Камилла Моне на смертном одре. Клод Моне 1879 г.

В живописи и графике существует целое ответвление портретного жанра — «портрет на смертном одре». Чаще всего на портретах изображались умирающие или умершие члены семьи художника, а также царственные или известные персоны: монархи, поэты, композиторы и др.

  • Иван Никитин. Пётр I на смертном ложе, 1725
  • И. Н. Эндер. Наполеон II на смертном одре, 1832
  • Аполлон Мокрицкий. Пушкин на смертном одре, 1837
  • М. Штоль. Портрет Н. В. Шаховской на смертном одре, 1847
  • Неизвестный художник вт. пол. XIX в. Портрет торопецкой купчихи на смертном одре.
  • Иван Крамской. Н. А. Некрасов в период «Последних песен», 1877—1878
  • Клод Моне. Камилла Моне на смертном одре, 1879
  • Константин Маковский. Портрет Александра II на смертном ложе, 1881
  • Э. К. Липгарт. И. С. Тургенев на смертном одре, 1885

Проблема смерти завораживала художников позднего средневековья. Часто она представала в антропоморфном образе. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения Пляски Смерти и более редкие, характерные больше для Северной Европы, изображения Смерти, играющей в шахматы.

В скульптуре обычай снимать с покойников посмертные маски существует очень давно и ведет свою историю от погребальных масок, не требовавших сходства с покойником. Кроме портретов, маски используются для создания бюстов, памятников и надгробий.

С развитием фотографии функцию посмертного портрета стала выполнять фотография post mortem.

Смерть в музыке

Образ Смерти, сметающей всё на своём пути, является основой «Пассакальи о жизни», приписываемой, хотя и без достаточных на то оснований, итальянскому композитору Стефано Ланди (1587—1639).

Особенно широко образ смерти представлен в рок- и байк-культуре: различные изображения черепов.
Но особенно стоит выделить жанр музыки дэт-метал (смертельный металл), названный так в честь одного из родоначальников данного направления — группы Death. Особенно темы смерти были характерны для творчества групп, игравших в данном музыкальном стиле в конце 80-х — начале 90-х годов XX века.

Также темы смерти не чужды для Трэш-метала и Хэви-метала.

Образ смерти

Образ смерти, выкашивающей смертельно больных холерой. Обложка журнала начала XX века

В искусстве образ смерти чаще всего представляют в виде костлявого существа (живого скелета) в чёрном балахоне с косой. В Европе до Раннего Средневековья и начала монополии христианской церкви в вопросах погребения, индивидуализации смерти и превалирования христианских ритуалов над народными обрядами покойников изображали в виде иссушённых, обескровленных трупов. Постепенное усиление темы страха смерти и загробной жизни, призывов к покаянию, распространение макабра превратили образ смерти из высохшего тела в зловещий остов, живой человеческий скелет.

Поэт конца XIX — начала XX века Максимилиан Волошин в стихотворении «Мятеж» писал:

Чтобы не дать материи изникнуть,
В неё впился́ сплавляющий огонь.
Он тлеет в «я», и вещество не может
Его объять собой и задушить.
Огонь есть жизнь.
И в каждой точке мира
Дыхание, биенье и горенье.
Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье —

Творящий ритм мятежного огня.

Духовная смерть

В литературе, искусстве и религии имеется понятие духовной смерти — психической деградации личности. Примеры:

  • Живой труп, пьеса Льва Толстого
  • Мертвые души — Гоголь
  • Библиография Ф. М. Достоевского
  • Живой труп (фильм, 1968), фильм по пьесе

Понятие смерти в религии

Все основные религии имеют учение, описывающее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку большинство религий утверждает существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или жизни вечной (в христианстве).

  • Реинкарнация в индуизме предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела. «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Бхагавадгита, II.22).
  • О реинкарнации также идёт речь в почитаемом буддистами «Тибетской книге мёртвых», служащей своего рода инструкцией для умирающих.[источник не указан 126 дней]
  • В буддизме существует, однако, Анатмавада — доктрина, согласно которой душа не существует.
  • В христианстве смерть — это следствие грехопадения человека. Согласно поучениям христианских святых смерть бывает телесной (прекращение жизнедеятельности тела) и душевной (нечувствие души при живом теле). Кроме того, для бессмертной души смерть — это ещё и граница между земной жизнью и небесной. Поэтому многие христианские мученики принимали свою смерть с радостью — для них день смерти на земле становился днем рождения на небесах. В Откровении апостола Иоанна Богослова написано, что смерть прекратится после Страшного Суда, в грядущем Царстве Бога: «Отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк. ).
  • Синтоизм предполагает, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя вовсе не обязательно реинкарнируется. Духи умерших, по представлениям этой религии, могут оказывать помощь живым родственникам, и часто являются объектом поклонения.
  • В исламе после смерти человек попадает в барзах (от араб. — перешеек) — состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях, после чего определён либо в ад, либо в рай.

Смерть святых

  • В христианстве и некоторых других религиях существует представление о том, что смерть праведных, святых людей может быть связана с особыми обстоятельствами. К примеру, смерть Еноха и Илии согласно Библии отсрочена и произойдет незадолго до Страшного Суда, а сами они живыми вознесены на небо. Другой пример: св. Лазарь, умирал дважды (в первый раз — был воскрешен Иисусом Христом через несколько дней после смерти). Кроме того, останки некоторых святых — мощи — могут проявлять необычные свойства (благоухать, мироточить и т. п.).
    • Вознесение Господне
    • Вознесение Богоматери
    • Вознесение Бахауллы празднуется 29 мая См. Календарь бахаи
    • Вознесение Абдул-Баха празднуется 28 ноября См. Календарь бахаи
    • Успение Богородицы
    • Мощи

Смерть и воскрешение

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира

Во многих религиях описываются случаи чудесного воскрешения после смерти.

В Библии описано девять случаев воскресения после смерти:

Джотто ди Бондоне. Воскрешение Лазаря

  • Воскрешение отрока Ильёй. (3 Цар. )
  • Воскрешение ребёнка Елисеем. (4 Цар. )
  • Воскрешение человека от прикосновения к костям Елисея. (4 Цар. )
  • Воскрешение дочери Иаира Иисусом. (Марка. )
  • Воскрешение Иисусом сына вдовы у ворот Наина. (Лк. )
  • Воскрешение Лазаря Иисусом. (Иоан. )
  • Воскресение Иисуса Христа
  • Воскрешение Тавифы Петром. (Деян. )
  • Воскрешение Евтиха Павлом. (Деян. )

Русский философ Н. Ф. Фёдоров проповедовал, что человечество само должно научиться тому, как воскресить всех когда-либо живших людей, благодаря дальнейшему развитию научно-технического прогресса[источник не указан 2206 дней].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector