Небесный тихоход: 90 лет назад состоялся первый полёт легендарного кукурузника

Примечания

Комметарии
  1. Одним из объектов съёмки первого полёта U-2 стал секретный авиазавод в Филях (Москва), ныне часть НПО имени Хруничева.
  2. 7 октября г., то есть за несколько месяцев до инцидента с U-2, силы ПВО КНР, применив ЗРК «С-75 Двина» советского производства, сбили высотный самолёт-разведчик RB 57D, предоставленный США Тайваню и пилотируемый тайваньским пилотом. Однако обстоятельства гибели разведчика остались неизвестными ЦРУ, поэтому программа полётов U-2 не была изменена.
  3. Фраза Grand Slam используется в нескольких значениях: «Большой шлем» — термин, используемый в различных видах спорта для обозначения победы в четырёх крупнейших турнирах. В данном случае у Пауэрса были четыре крупные цели для фотографирования; «Все обнаруженные самолёты [противника] сбиты» — кодовая фраза, традиционно применяемая в ВВС и палубной авиации ВМС США.
Источники
  1. . Дата обращения 12 января 2013.
  2. Orlov, Alexander .
  3. Семён Федосеев, Владимир Щербаков. . Вокруг света (28 апреля 2010). Дата обращения 24 ноября 2013.
  4. Докучаев, Анатолий . История. Независимая газета — ng.ru (17 мая 2002). Дата обращения 12 января 2014.
  5. Семен Федосеев; Владимир Щербаков. . журнал «Вокруг света», № 5, 2010 (28 апреля 2010). Дата обращения 10 декабря 2013.
  6. . Большая авиационная энциклопедия.. Уголок неба. Airwar.ru (2012). Дата обращения 14 января 2014.
  7. . LA Times.
  8. ↑ .
  9. Анатолий Докучаев. . Большая авиационная энциклопедия.. Уголок неба. Airwar.ru (2004). Дата обращения 12 января 2014.
  10. . The Wall Street Journal.
  11. . Газета.ru (1 мая 2018). Дата обращения 10 октября 2019.
  12. Семен Федосеев; Владимир Щербаков. . Рубрика «Арсенал». Журнал «Вокруг света» № 5, 2010 (май 2010). Дата обращения 13 января 2014.
  13. . Дата обращения 22 мая 2013.
  14. . РИА (1 мая 2015). Дата обращения 9 октября 2019.
  15. ↑ . Радио Свобода (28 апреля 2010). Дата обращения 10 октября 2019.
  16. Sean M. Lynn-Jones, Steven E. Miller, Stephen Van Evera. Nuclear Diplomacy and Crisis Management: An International Security Reader, p. 162—163.
  17. . Обвинительное заключение. Хронос hrono.ru (Госполитиздат. Москва, 1960). Дата обращения 13 января 2014.
  18. s:Закон СССР от 25.12.1958 Об уголовной ответственности за государственные преступления
  19. . Обвинительная речь. Хронос hrono.ru (Госполитиздат. Москва, 1960). Дата обращения 13 января 2014.
  20. .
  21. .

Заслуженная слава

История уничтожения вражеского самолёта-разведчика началась с того, что ранним утром 1 мая 1960 года старший лейтенант ВВС США Фрэнсис Гэри Пауэрс поднялся в небо с авиабазы Пешавар (Пакистан). В его задачу входила фотосъёмка важных стратегических объектов СССР. Получив строжайшее указание поддерживать режим радиомолчания, Пауэрс намеревался приземлиться на аэродроме Будё в Норвегии, пролетев, в частности, над территорией Казахстана и Архангельской области, где располагались объекты ракетно-ядерной инфраструктуры Советского Союза.

  • Самолёт-разведчик США Lockheed U-2

Хотя передвижение U-2 отслеживали радиолокационные станции (РЛС) армии СССР, однако сбить самолёт над Средней Азией было невозможно из-за нехватки соответствующих ЗРК и отсутствия высотных истребителей. Американский самолёт был способен подниматься на высоту до 24 км, которая была недосягаемой на тот момент для почти всех средств ПВО СССР.

«Помимо С-75, U-2 можно было сбить только зенитным огнём системы С-25, защищавшей Москву. Советская же авиация зачастую была бессильна. Конечно, истребители поднимались на перехват американских самолётов-разведчиков, но шансов на поражение, если противник летел на максимальной высоте, не было», — рассказал в беседе с RT полковник в отставке Михаил Ходарёнок.

Также по теме


«Востребованы в боевых условиях»: в чём главные достоинства российской системы подготовки офицеров ПВО

Уровень подготовки российских специалистов в сфере ПВО выше, чем у западных коллег. К такому выводу пришли в Минобороны РФ по итогам…

По словам экспертов, СССР удалось полностью решить проблему перехвата самолётов-шпионов с началом масштабного развёртывания С-75, а затем и других более совершенных ЗРК. В ту пору на одну цель советские зенитчики отводили три ракеты (сейчас две). В отсутствие помех радиоэлектронному оборудованию вероятность поражения вражеского самолёта расчётом С-75 составляла 60—80%, в условиях сильных помех — 50—60%.

В комментарии RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что появление С-75 на вооружении советской армии открыло новую эпоху в развитии сил противовоздушной обороны нашей страны. Комплекс был надёжным, относительно несложным в эксплуатации и недорогим в производстве оружием.

Боевая эффективность С-75 была доказана не только в небе над Свердловском (сейчас Екатеринбургом), но и во вьетнамской войне. В боях с авиацией США расчёты советских комплексов успешно сбивали американские самолёты. До конца 1965 года северовьетнамские зенитчики при поддержке специалистов ВС СССР уничтожили 93 американские машины.

24 июля 1965 года дивизионы первого зенитного ракетного полка Вьетнамской народной армии четырьмя ракетами, выпущенными из С-75, сбили три самолёта McDonnell Douglas F-4C Phantom II.

«С-75 снискал заслуженную славу одного из лучших ЗРК. Его боевой путь начался с удара по самолёту Пауэрса и не закончился до сих пор — некоторые государства продолжают эксплуатировать модернизированные версии советского комплекса», — подчеркнул Корнев.

Спорт — в массы

Однако у легендарного У-2 (По-2) не только героическое боевое прошлое, но и заслуги перед народным хозяйством. Ещё до войны самолёт активно применялся в агросекторе для распыления химикатов и аэросева. Для этих целей была построена модификация У-2АП.

Кроме того, биплан использовался для борьбы с вредителями: саранчой, малярийными комарами, наносившими серьёзный ущерб людям и сельскохозяйственным угодьям. После войны на сельхозработы были направлены многие боевые бипланы, переделанные под мирные цели. Именно тогда самолёт и получил своё название «кукурузник».

Впрочем, военная «карьера» У-2 продолжилась и в последующие годы: тактику советских ночных бомбардировок в 1950-х годах переняли северокорейские военные.

В СССР же самолёты стали важным компонентом системы регионального авиасообщения, значение которого в отечественных условиях сложно переоценить.

Преемником По-2 стал ещё один популярнейший многоцелевой лёгкий биплан — Ан-2, запущенный в производство уже после войны. В 1950-х годах По-2 начал постепенно выводиться из эксплуатации, в 1953 году серийное производство машины было остановлено.

По мнению абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу, лётчика-инструктора первого класса ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого» Светланы Капаниной, сегодня Россия нуждается в таком же доступном и демократичном самолёте, каким был в своё время У-2.

«К сожалению, на сегодняшний день у нас в стране почти не производятся доступные малые самолёты, не говоря о спортивных. Аналогом У-2 долгое время был учебно-тренировочный самолёт Як-52. Ещё эксплуатируются остатки самолётов «Сухого» — Су-26 и Су-31, но они сейчас тоже не производятся, — отметила Капанина в интервью RT. — Сейчас, к сожалению, выпуск малых спортивных самолётов закрыт, и, соответственно, нет поддержки молодёжного авиаспорта. Поэтому сегодня не летают не только женщины, но и мужчины. Если взять нашу команду, то её средний возраст уже под 50 лет, а молодёжи нет».

«Для этого необходимо либо восстановить производство прежних моделей, либо создать новые машины. Также важна доступность спорта. На первом этапе такие занятия должны быть бесплатными. В этом случае мы получим большое преимущество в масштабах страны: если вложиться в молодёжь, в результате получим уже хотя бы на четверть готовых специалистов, которые придут в авиационные училища, как военные, так и гражданские. России нужны и пилоты-любители, потому что при наших расстояниях сложно переоценить роль авиатранспорта. Мы должны летать», — подвела итог Светлана Капанина.

Тактико-технические характеристики

Модель U-2A U-2R TR-1 U-2S
Первый полёт (год) 1955 1967 1981 1994
Экипаж (чел.) 1 (2 в учебном варианте) 1 (2 в учебном варианте) 1 (2 в учебном варианте) 1 (2 в учебном варианте)
Площадь крыла (м²) ? 92,9 ? ?
Длина (м) 15,09 19,2 19,2 19,2
Высота (м) 4,9 4,9 4,9 4,9
Размах крыла (м) 24,38 31,4 31,4 31,4
Сухой вес (кг) 5 310 6 760 7 260 7 260
Максимальный взлётный вес (кг) 7 260 18 600 18 600 18 600
Тип двигателей P&W J57-P-37A P&W J75-P-13B P&W J75-P-13B GE F-118-101
Количество двигателей (шт) 1 1 1 1
Тяга (кН) 50,7 77 77 86
Максимальная скорость (км/ч) 850 821 797 ≈805
Скорость отрыва (км/ч) ? ? ? ?
Посадочная скорость (км/ч) ? ? ? ?
Разбег (м) ? ? ? ?
Пробег (м) ? ? ? ?
Дальность полета (км) 3 500 5 600 6 400 9 600
Перегоночная дальность (км) ? 17 700 ? ?
Практический потолок (м) 21 336 21 336 21 336 21 336
Динамический потолок (м) ? 26 800 ? ?
Продолжительность полёта (ч) 6,5 7,5 12 >10
Продолжительность полёта с ПТБ (ч) ? ? ? ?
Построено (экз) 30все модернизированы до более поздних моделей и списаны к апрелю 1989 г. 16 U2B15 U-2Rвсе модернизированы до более поздних моделей 25 TR-1A2 TR-1B2 ER-1 32 боевых в строю4 учебных

История полётов U-2 над СССР

В Женеве в 1955 году президент США Дуайт Эйзенхауэр на встрече с занимавшим тогда должность председателя Совета министров СССР Н. А. Булганиным предложил договориться о наблюдательных полётах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки. Фактически руководивший страной первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв отклонил это предложение. Концепция открытого неба была реализована только перед самым крахом СССР.

Отряд 10-10

Для фотосъёмки секретных объектов на территории СССР с помощью самолётов U-2 был создан «Отряд 10-10». Официально подразделение называлось 2-й (временной) авиаэскадрильей метеоразведки WRS (P)-2 и, по легенде, было подчинено NASA. Самолёты именно этого авиаотряда постоянно выполняли разведывательные полёты над территорией СССР из Турции, Ирана и Афганистана. Полёты осуществлялись и над другими социалистическими странами. Приоритетной задачей был сбор сведений о расположенных на территории СССР радиолокационных станциях и позициях ПВО.

Полёты

Президент США Дуайт Эйзенхауэр изначально был против полётов U-2, справедливо полагая, что их раскрытие будет воспринято как акт агрессии и приведёт к ухудшению отношений и даже вооружённому конфликту с СССР. Однако уже в июле 1956 года президент дал разрешение на проведение пяти разведывательных полётов. 4 июля 1956 года был совершён первый полёт над СССР на самолёте U-2. Он стартовал с американской авиабазы (англ.)русск. в Висбадене (ФРГ) и произвел полёт над Москвой, Ленинградом и Балтийским побережьем. Полёт прошёл удачно, самолёт не был обнаружен, а система ПВО не открыла огня. Мощная фототехника, установленная на U-2, позволяла получать снимки хорошего качества и большого разрешения. Полёты представляли собой глубокое вторжение в воздушное пространство СССР на высоте 19—21 км продолжительностью 2—4 часа. Они позволили получить невероятный объём разведывательной информации — определить многие элементы советской системы ПВО, алгоритмы её действия, аэродромы базирования истребителей-перехватчиков, позиции зенитной артиллерии, радиолокационных станций. Были отсняты другие важные оборонные объекты СССР, такие как базы Военно-морского флота. И, несмотря на опасения международного скандала, Эйзенхауэр не смог устоять перед соблазном получать разведывательные данные такого качества.
U-2 выполняли полёты на высотах, недостижимых для истребителей того времени. Также считалось, что советские ракеты не могут достигать такой высоты.

Факт вторжения самолётов США в воздушное пространство СССР был зафиксирован советскими средствами ПВО. В ноте от 10 июля 1956 года правительство СССР охарактеризовало действия США как «преднамеренное действие определённых кругов США, рассчитанное на обострение отношений между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки», и потребовало прекратить разведывательные полёты.

Однако в январе 1957 года полёты U-2 над СССР возобновились. Самолёты начали вторгаться глубже на территорию СССР, фотографируя территорию Казахстана и Сибири. Военных и ЦРУ интересовали позиции ПВО и полигоны Капустин Яр, а также обнаруженные ранее полигоны Сары-Шаган неподалёку от озера Балхаш и Тюра-Там (Байконур). До полёта Пауэрса в 1960 году самолёты U-2 вторгались в воздушное пространство СССР не менее 20 раз.

Предполагается, что в ходе своего визита в США 10 июля 1957 года премьер-министр Пакистана Хусейн Сухраварди уведомил Эйзенхауэра о разрешении на создание в его стране секретного разведывательного подразделения, официальное соглашение о создании комплекса в Пешаваре было заключено 2 года спустя. База, расположенная в Бадабере (10 км от Пешавара), использовалась АНБ для радиоэлектронной разведки. Также пакистанская сторона одобрила использование ЦРУ аэропорта Пешавар для совершения полётов U-2 над Советским Союзом.

9 апреля 1960 года самолёт U-2 под управлением Боба Эриксона совершил пролёт над советской территорией, засняв множество сверхсекретных военных объектов — Семипалатинский ядерный полигон, авиабазу стратегических бомбардировщиков Ту-95, полигон зенитных ракетных войск близ Сары-Шагана, ракетный полигон Тюра-Там (космодром Байконур). По тревоге были подняты значительные средства ПВО, однако межведомственная неразбериха (Семипалатинский аэродром подчинялся другому ведомству) и неготовность к проведению таких операций не позволили атаковать самолёт-нарушитель.

Конструкция

Фюзеляж — цельнометаллический монокок с несущей обшивкой. По бортам за крылом располагались тормозные воздушные щитки, открывающиеся вперёд.
Хвостовое оперение — свободнонесущее, цельнометаллическое. Рулевые поверхности оборудованы триммерами. На некоторых машинах устанавливался подфюзеляжный киль.

Шасси самолёта велосипедного типа, убирающееся в фюзеляж, со вспомогательными стойками под крыльями. Все стойки оборудованы спаренными колёсами. Хвостовые и крыльевые колёса небольшого диаметра со сплошными шинами. Тормозами оборудованы только колёса главной стойки. В контейнере задней части фюзеляжа установлен тормозной парашют.

Вспомогательные стойки крепятся к крылу втулкой с тросом. Противоположный конец троса находится в руках у техника, который при взлёте должен бежать рядом со стартующим самолётом, а затем выдернуть втулку тросом; после выдергивания втулки стойка с колесом отделяется от самолёта и остаётся на ВПП. С противоположной стороны самолёта другой член стартовой команды делает то же самое, и U-2 с возрастанием скорости взлетает. Однако чаще вспомогательные стойки отделяются самостоятельно, когда самолёт набирает достаточную скорость, и консоли немного прогибаются вверх.
При посадке лётчик сажает самолёт на носовую и хвостовую стойку одновременно и балансирует рулями крена до полной потери скорости (на манер планёра). С полной потерей скорости самолёт ложится на консоль крыла, законцовка которого представляет собой небольшой титановый полоз — лыжу. После этого команда обеспечения устанавливает вспомогательные стойки на место, и далее самолёт может передвигаться самостоятельно. Но чаще всего, что видно на кинохронике, наземной команде удаётся поймать самолёт за крылья перед самой остановкой и приладить стойки шасси.

Более того, из-за удлинённой носовой части самолёта и скафандра, в котором лётчик находится во время полёта, при взлёте и посадке он не может видеть ВПП. Для решения этой проблемы самолёт сопровождают специальные автомобили службы аэродромного обслуживания, из которых даются указания пилоту. Ряд подобных конструктивных особенностей — плата за уникальные характеристики высотного разведчика.

Подробнее о самолете

Кроме сверхмощного двигателя, самолет отличался от предыдущих моделей несколькими характеристиками:

  • конструкция была оснащена 2-мя поплавками;
  • размах крыльев был увеличен до 17 метров (стоит отметить, что размах крыла первых моделей не превышал 11.4 м);
  • максимальный набор высоты составлял 14 тыс. метров. Такой показатель должен был побить все мировые рекорды, в этой области, ведь ранее гидросамолетам удавалось подняться ввысь всего лишь на 13430 метров.

Также новая модель была оснащена дополнительным баком для топлива, что в свою очередь увеличило дальность полета. В действие новая модель была запущена в 1932 году в помощь Северному морскому порту СССР. К сожалению, свое основное предназначение техника смогла осуществлять всего лишь 3 года, пока самолет не попал в серьезную аварию.

Как ранее мы уже отметили, характеристики самолета-разведчика могли существенно отличаться, учитывая основную цель, с которой должен был справиться воздушный транспорт.

Стандартные технические характеристики самолета По-2/У-2:

  • чистая масса – 650 кг;
  • взлетный вес, учитывая массу бомб – 1400 кг;
  • максимальная скорость варьировалась от 130 до 150 км/ч;
  • крейсерская скорость – 120 км/ч;
  • дистанция пробега и разбега могла колебаться от 100 до 150 метров.

Именно на этих моделях самолетов проходили обучение пилоты, повышали свои навыки профессионалы своего дела, отзывающие о технических характеристиках техники исключительно положительно. В военные годы на этих моделях были подготовлены более 120 тысяч летчиков. Самолет–разведчик У-2 широко использовался в военное время для разведывания вражеской территории, для связи с отдаленными зонами фронта для транспортировки солдат, получивших ранения. Вдобавок техника использовалась для экстренного вывоза населения, работы с партизанскими отрядами и высадки парашютистов-разведчиков в тыл врага.

Ночной дозор

Во время войны самолёт не раз модернизировался для расширения областей применения. В частности, был выпущен У-2ЛШ — лёгкий штурмовик, вооружённый пулемётом ШКАС и способный нести бомбы массой 120 кг. Однако главным предназначением биплана была разведка и связь. Для связи был построен У-2ВС — основной самолёт связистов. Применялся У-2 и для эвакуации раненых. Под эти задачи были созданы модификации С-1, С-2 и С-3.

Именно У-2 вывозили детей из зоны карательной операции «Зимнее волшебство», проводимой на севере Белоруссии и в Псковской области прибалтийскими и украинскими коллаборационистами под руководством обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна. Тогда карателями были убиты тысячи мирных жителей, включая стариков и детей, многие из них были сожжены заживо. Выживших угнали в Саласпилсский концлагерь.

Одно из главных достоинств У-2 — дешевизна производства, простота ремонта и эксплуатации. Эти качества были незаменимы в условиях масштабной войны и даже нашли отражение в песне «Служили три пилота».

Тихоходность У-2 также сослужила свою службу. Напомним, максимальная скорость самолёта составляла всего 150 км/ч. Благодаря этому бипланы могли передвигаться на сверхмалой высоте, не попадая в поле зрения ПВО противника. Вес пустого самолёта составлял порядка 600 кг, гружёный снарядами биплан весил до 1400 кг. У-2 мог развивать скорость до 130—150 км/ч, потолок полёта составлял 3,8 км.

Также по теме

Воздушный щит: 105 лет со дня основания военной авиации России

12 августа в России отмечается День Воздушно-космических сил. 105 лет назад указом российского императора Николая II был сформирован…

«Самолёт По-2  — лёгкий матерчатый двухместный биплан далеко довоенной постройки, — отметил в интервью RT главный редактор портала Аviaru.net Роман Гусаров. — Нужно отметить, что он устарел уже к моменту начала Великой Отечественной войны. Сначала он использовался как учебный, а также для доставки почты. В качестве ночного бомбардировщика самолёт стали использовать, потому что он мог планировать и бесшумно подлетать к целям. Второй пилот в это время вручную сбрасывал бомбы. Главным его преимуществом была дешевизна и простота эксплуатации».

В основном У-2 использовались для ночных бомбардировок: днём самолёты становились слишком уязвимы. Зато по ночам «швейные машинки» (так их назвали немцы) разворачивали бурную активность. Именно на У-2 совершались «беспокоящие налёты», доставившие немало хлопот противнику.

Самолёт нёс на борту преимущественно осколочные малые бомбы и пулемёт, над немецкими позициями пилот сбрасывал снаряды и поражал из пулемёта все движущиеся объекты. Часто У-2 подбирался к цели бесшумно, выключив двигатели.

Хотя сбрасываемые У-2 бомбы не приводили к масштабным разрушениям, постоянные авианалёты подтачивали моральный дух солдат противника.

Многие советские лётчицы воевали в годы Великой Отечественной именно на У-2. К примеру, именно этими самолётами был укомплектован знаменитый 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк под командованием Евдокии Бершанской. Полк был полностью женским, включая техников и штурманов. За боевые заслуги полк удостоился в 1943 году звания гвардейского и был переименован в 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк.

  • «Ночные ведьмы» из женского авиационного полка

Немцы же прозвали формирование «ночными ведьмами»: полк совершал вылеты только по ночам. Известно, что до 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять на борт дополнительные снаряды.

Но 1 августа 1943 года взбешённое постоянными атаками У-2 немецкое командование бросило на лётчиц ночные истребители Messerschmitt Bf.110. Немецкий ас, кавалер Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок подбил тогда три советских самолёта. За годы Великой Отечественной войны десятки советских лётчиков, воевавших на У-2, удостоились звания Героя Советского Союза.

У-2 и его пилотам посвящено множество фильмов и песен: «Небесный тихоход», «В бой идут одни старики» и другие.

Модификации

  • U-2A — первоначальный вариант с двигателем J57-P-37A, построено 48 самолётов;
  • U-2B — двухместный вариант с двигателем J57-P-31; построено 5 самолётов;
  • U-2C — улучшенный одноместный вариант с двигателем J75-P-13 и изменёнными воздухозаборниками;
  • U-2D — улучшенный двухместный учебный вариант;
  • U-2CT — улучшенный двухместный учебный вариант, перестроенный из U-2D с изменённым расположением кресел; известно о 6 перестроенных экземплярах;
  • U-2G — вариант U-2A с усиленным шасси, посадочным гаком и спойлерами; переоборудовано три самолёта; предназначались для базирования на авианосцах
  • U-2R — увеличенный вариант U-2C с подкрыльевыми контейнерами и увеличенным запасом топлива; построено 12 машин;
  • U-2RT — улучшенный двухместный учебный вариант U-2R; построена одна машина;
  • U-2EPX — морской разведывательный вариант модели U-2R для ВМС США, построено 2 экземпляра;
  • WU-2 — вариант для проведения атмосферных и метеорологических исследований;
  • TR-1A — тактический разведчик на базе U-2R с РЛС бокового обзора, обновленной авионикой и улучшенным оборудованием РЭП, построено 33 экземпляра;
  • TR-1B — двухместный учебный самолёт для обучения пилотов TR-1A, построено 2 машины;
  • ER-2 — два самолёта TR-1A, переданные НАСА и переоборудованные для научных целей. Использовались в программах исследований земных ресурсов, атмосферы и океана;
  • U-2S — новое обозначение модели TR-1A; обновлён двигатель, улучшена разведывательная аппаратура, добавлена система GPS, переоборудована 31 машина;
  • TU-2S — новое обозначение двухместного учебного варианта TR-1B с улучшенным двигателем; переоборудовано 4 машины.

Технические характеристики

Первая модель, созданная советскими конструкторами, была выставлена на обозрение в берлинском авиационном салоне в 1928 году. Новый воздушный транспорт был оценен по достоинству, поэтому правительством СССР было решено запустить выпуск опытной модели У-2/По-2 в серийное производство. Воздушный транспорт изготавливался на промышленных авиационных заводах, специальных аэроклубах и даже авиамастерских.

Получив новый воздушный транспорт, пилоты сразу же отметили технические характеристики самолета По-2. Большая часть моделей собиралась на ленинградском заводе под названием «Красный летчик» вплоть до 1953 года. Как только удалось развернуть массовое изготовление техники, конструкторы стали вносить определенные изменения в ранее утвержденный макет самолета-разведчика.

Многочисленные доработки привели к так называемой неразберихе в сборочных цехах. Для решения этой проблемы специалисты ввели новую методику работы: в конструкцию разрешалось вносить единственное изменение, а далее необходимо было закончить усовершенствованную модель. В итоге удалось запустить в действие несколько моделей с определенными доработками. Отличить практически идентичную технику, возможно, было по годам выпуска. Отличая можно увидеть даже на фото самолета ПО-2.

Технические характеристики самолета По-2, конечно, также поддавались изменениям:

  • на первых моделях, созданных в 29 годах прошлого столетия, устанавливали двигатель М-11 с номинальной мощностью 100 лошадиных сил;
  • в начале 40-х годов самолет был оснащен более усовершенствованным мотором с номинальной мощностью в 125 лошадиных сил;
  • в послевоенные годы двигатель рассматриваемых моделей обладал мощностью в 160 л. с.

Кроме двигателя М-11 конструкторы оснащали технику и другими мощными моторами. Одним из самых мощных двигателей являлся мотор, разработанный американскими конструкторами – «Циклон» с мощностью в 714 л. с. Именно таким мотором был оснащен самолет-разведчик У-2/По-2 на ленинградском авиазаводе под руководством известного в те времена конструктора Н.Г. Михельсона. Новая модель получила не только собственное имя, но и обозначение. Транспорт решено было назвать «Рекорд высоты» (РВ-23).

Сложности полётов

По словам Пауэрса, разведывательные полёты были очень сложны для пилотов, как физически, так и психологически.

Опасность иногда представляли и сами объекты съёмки. Так, во время полёта 9 апреля 1957 года пилот Боб Эриксон прошёл над Семипалатинским полигоном и в прицельном устройстве увидел установленную на башню и готовую к подрыву ядерную бомбу.

Помимо всего этого, самолёт требовал от пилота значительных умственных и физических затрат на управление. В некоторых стратосферных режимах полёта разница между скоростью сваливания и превышением максимальной скорости составляла лишь 5—6 км/ч, что требовало постоянного внимания пилота, который при этом должен был вести фотосъёмку объектов на земле.[источник не указан 2453 дня] Из-за особенностей конструкции, создававших проблемы при полёте на малых скоростях, посадку приходилось осуществлять при помощи коллег-пилотов, передававших данные о расстоянии до полосы и ориентации аппарата из следовавшего за самолётом автомобиля (в 50-х и 60-х это были обычные грузовики, с 90-х годов используются такие спорткары как Chevrolet Camaro и Pontiac GTO).

Последствия инцидента

Политические

Официальной версией Госдепартамента США, озвученной 3 мая, было то, что самолёт U-2 1 мая производил исследование погоды, брал пробы воздуха в верхних слоях атмосферы в районе советско-турецкой границы, но из-за неисправности кислородного питания пилот потерял сознание, и самолёт сбился с курса и залетел на территорию СССР. Однако уже 7 мая Хрущёв выступил с речью, что пилот сбитого самолёта-шпиона — жив, взят в плен и даёт показания, предъявив документальные подтверждения, что самолёт попал на территорию СССР с разведывательной миссией. На пресс-конференции 11 мая Эйзенхауэр уже не смог уклониться от признания факта проведения шпионских полётов в воздушном пространстве СССР, ведущихся уже на протяжении нескольких лет.

С обвинительной речью выступал лично Генеральный прокурор СССР действительный государственный советник юстиции Роман Руденко.

Накануне полёта Пауэрса в Париже планировался саммит с участием руководителей СССР, США, Великобритании и Франции, первое за последние пять лет мероприятие на столь высоком уровне. На саммите планировалась встреча президента США Эйзенхауэра и генсека Хрущёва, на которой планировалось обсудить вопросы статуса разделённой Германии, а также наметить диалог между западными странами и СССР по различным вопросам мирного сосуществования, включая возможность контроля над вооружениями, ограничения ядерных испытаний и ослабление напряжённости между СССР и США. Внезапно возникший шпионский скандал, связанный с Паэурсом, не только провалил повестку саммита, но и усилил напряжённость между сверхдержавами. Саммит прошел всего за один день, в конце которого, 16 мая, и Хрущёв, и Эйзенхауэр выступили с заявлениями касательно инцидента. Хрущёв в свойственной ему риторике обвинил США в вероломстве и потребовал от Эйзенхауэра принести публичные извинения за инцидент с самолётом U-2 и впредь прекратить полёты разведывательных самолётов над советской территорией. Эйзенхауэр в свою очередь, уже не отрицая того, что шпионские полёты имели место, принёс только сожаления о случившимся. Не видя встречных шагов от американской стороны, Хрущёв отменил приглашение советской стороны Эйзенхаэуру посетить СССР.

16 мая 1960 года накануне встречи Хрущёва и Эйзенхауэра в Париже американские вооружённые силы были приведены в повышенную боевую готовность (DEFCON 3). Противостояние сверхдержав ушло в очередной виток холодной войны.

Личные

Фрэнсис Пауэрс был задержан в СССР и предстал перед судом. Судебные слушания проходили 17—19 августа 1960 года в Колонном зале Дома Союзов.

Обвинительное заключение за подписью председателя КГБ Александра Шелепина квалифицировало действия Пауэрса по Статье 2 Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления», предусматривавшей смертную казнь. Утвердивший обвинительное заключение и поддерживающий государственное обвинение в суде Генеральный прокурор СССР Роман Руденко запросил суд приговорить Пауэрса к пятнадцати годам лишения свободы.

Пауэрс сотрудничал со следствием и подробно отвечал на задаваемые ему в ходе судебного заседания вопросы. В последнем слове Пауэрс заявил:

Суд приговорил Пауэрса к лишению свободы на десять лет, с отбыванием первых трёх лет в тюрьме. Приговор был окончательным и обжалованию не подлежал.

После обмена на Абеля и Прайора и после возвращения в США Пауэрс был обвинён в нарушении служебных инструкций, однако военное дознание и расследование сенатского подкомитета по делам вооружённых сил сняли с него все обвинения. Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 год Пауэрс работал в Lockheed лётчиком-испытателем.

Посмертно награждён Медалью военнопленного, Крестом за выдающиеся лётные заслуги, Медалью за службу национальной обороне и Серебряной Звездой, третьей по значимости военной наградой США — за то, что «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне или быть эксплуатируемым в целях пропаганды».

Необходимые выводы

Как отметили эксперты, в тени истории о перехвате самолёта Пауэрса часто находится эпизод «дружественного огня». Тогда во время охоты на U-2 под прицел расчётов С-75 попали три советские машины, находившиеся в воздухе в тот момент: два МиГ-19 и один Су-9. Двум пилотам удалось выйти из-под удара, а третий лётчик, лейтенант Сергей Сафронов, погиб.

«Это была роковая случайность, объяснявшаяся прежде всего нехваткой опыта взаимодействия сил и средств ПВО. Этому навыку просто неоткуда было взяться. 1 мая в горячке боя зенитчики не понимали, был ли вообще уничтожен самолёт-нарушитель, и не знали, что в небе находятся ещё три советских самолёта», — рассказал Корнев.

  • Выставка предметов и разведывательного оборудования сбитого самолёта-разведчика Lockheed U-2
  • РИА Новости

Как пояснил Михаил Ходарёнок, расчёты С-75 под Свердловском действовали в чрезвычайно напряжённой обстановке. По его словам, 1 мая при перехвате самолёта Пауэрса зенитчики выпустили гораздо больше ракет, чем требовалось для уничтожения вражеского воздушного судна.

«Проблема была не в С-75, а в отсутствии отлаженной организации боевой работы… Советская система ПВО делала тогда только первые шаги, и ошибки были неизбежны», — сказал Ходарёнок.

По словам эксперта, командование противовоздушной обороны СССР сделало необходимые выводы из инцидента с U-2. На советских самолётах появилась запросная и ответная аппаратура, а в войска ПВО начались поставки автоматизированных систем управления (АСУ), которые значительно повысили эффективность боевой работы ЗРК. Советские самолёты больше не становились жертвами «дружественного огня».

Также по теме


«Направлялся в сторону объектов РФ»: Минобороны сообщило о сближении Су-35 с американским самолётом у границ Сирии

Истребитель ВКС России поднимался с авиабазы Хмеймим для сопровождения американского самолёта. Как сообщили в Минобороны,…

Что же касается Соединённых Штатов, то, как считает Александр Михайлов, перехват самолёта Пауэрса отрезвил военно-политическое руководство США — американская разведывательная авиация больше не позволяла себе полётов над территорией СССР.  

«До 1960 года самолётам США успешно удалось совершить более 20 разведывательных полётов над центральными и северными районами СССР. К примеру, 4 июля 1956 года U-2 пролетел через Балтийское море над Ленинградом и Москвой. Причём этот полёт прошёл незаметно для средств ПВО. Конечно, такое положение дел нельзя было оставлять безнаказанным», — подчеркнул Михайлов.

Как рассказал эксперт, ЦРУ, которое курировало аэрофотосъёмку объектов ракетно-ядерной инфраструктуры СССР, не предполагало, что 1 мая 1960 года в советском арсенале окажется эффективное оружие противодействия полётам их разведывательной авиации.

«Американцы не подозревали о возможностях новой советской ракеты и комплекса С-75. Случившееся в небе над Свердловском стало для них очень неприятным сюрпризом. А наша страна продемонстрировала, что способна сбивать новейшие разведывательные самолёты западных государств, причём на самых разных высотах», — резюмировал Михайлов.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector