Неуправляемый полет: что погубило су-57 в хабаровском крае

Что JIT рассказала о ходе расследования

«В 2015 году Бельгия, Украина, Нидерланды, Малайзия и Австралия объединили усилия в рамках JIT, чтобы провести одно из самых сложных криминальных расследований, которые когда-либо предпринимались», — сказал, открывая пресс-конференцию, представитель австралийской полиции Питер Крозьер.

Главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке в начале своего выступления подчеркнул, что JIT уверена в том, что четыре человека, чьи фамилии были названы группой, ответственны за появление «Бука», которым был сбит самолет, на востоке Украины.

  • Следствие: «Боинг» над Украиной сбили из «Бука» российской 53-й бригады
  • Bellingcat: сбивший MH17 «Бук» принадлежал воинской части из Курска

После этого собравшимся показали видео о ходе расследования. Из него следовало, что самолет был сбит «Буком», который прибыл на Украину из России, и после катастрофы пусковая установка вернулась в Россию. Изначально группа очертила круг из примерно ста человек, которые могли быть так или иначе задействованы в транспортировке «Бука» и атаке пассажирского самолета. Дальнейшее расследование показало, что большинство этих людей не были вовлечены цепь событий, приведшую к падению «Боинга».

По словам главы центрального департамента уголовных расследований национальной полиции Нидерландов Уилберта Паулиссена, расследование состояло из криминалистической экспертизы, поиска и допроса свидетелей и экспертов, анализа данных радаров и спутниковых снимков, анализа перехваченных телефонных разговоров и работы с «большими данными». При этом место крушения до сих пор недоступно для обследования.

Причины катастрофы

Пентагон признал потерю самолета только после появления видео и фото от представителей афганского движения «Талибан» (запрещено в России). На них были продемонстрированы обломки с идентификационными знаками военного самолета, обгоревшими документами и ID одного из членов экипажа.

— Непохоже, чтобы самолет разрушился в воздухе, — заявил Дмитрий Болтенков. — Его обломки расположены компактно. Скорее всего, основные повреждения E-11A получил на земле от возникшего пожара. Это может говорить о том, что воздушное судно пыталось совершить вынужденную посадку после возникновения технических неисправностей. То, что катастрофа произошла на территории, контролируемой силами движения «Талибан», затруднит расследование.

Американское командование пока не дает комментариев об официальных версиях гибели дорогостоящего самолета и количестве погибших. На борту могли находиться от двух до десяти человек — в зависимости от выполняемой задачи в конкретном полете.

самолет

Cамолет США E-11A BACN, разбившийся в Афганистане

Фото: TASS/AP/Saifullah Maftoon

«Известия» направили запрос командованию операции «Решительная поддержка», которую США проводят в Афганистане, а также в Пентагон и Центральное командование войск США. На момент публикации ответов не поступило.

Спикер движения «Талибан» ранее заявил, что группировка не вела огонь по упавшему самолету и не причастна к его гибели. Пресс-секретарь американской группировки в Афганистане подтвердил, что нет признаков того, что Е-11 был сбит огнем противника. Машины этого типа применяются на больших высотах, недоступных для средств ПВО боевиков. В то же время представитель США заявил, что сведения «Талибана» о крушении в районе катастрофы еще и вертолета афганской армии не соответствуют действительности.

Истребитель пятого поколения проходил летные испытания

1
1
В Хабаровском крае разбился истребитель Су-57

Перспективный российский истребитель пятого поколения Су-57, принадлежащий Комсомольскому-на-Амуре авиазаводу (КнААЗ) имени Гагарина, который выпускает данный самолет, разбился в тайге в 111 километрах от аэродрома Дземги, находящегося на северо-востоке города. Пилот летательного аппарата, которому удалось катапультироваться в ходе штатного срабатывания системы аварийного покидания, был эвакуирован с места происшествия на вертолете Ми-8 и доставлен в больницу. Там стало ясно, что травм летчик не получил. Жертв и разрушений на земле также нет.

2
2
На истребителе проводились летные испытания двигателя

Существуют две версии случившегося. Согласно первой, в ходе полета возникли неполадки с двигателем первого этапа — АЛ-41Ф1 (изделие 117). Вторая версия — ошибка пилотирования. В настоящее время в обстоятельствах произошедшего, согласно Объединенной авиастроительный корпорации (ОАК), куда входит КнААЗ, разбирается специальная комиссия.

3
3
Инцидент стал третьим для Су-57 и самым серьезным

В августе 2011 года на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2011) в Жуковском (Московская область) у Су-57 при разгоне произошел выпуск тормозного парашюта, вследствие чего истребитель так и не покинул взлетно-посадочной полосы. Причина инцидента — сбой в работе автоматики силовой установки. Второй случай с Су-57 произошел в июне 2014 года и тоже в Жуковском, когда после посадки у самолета наблюдалось задымление над правым воздухозаборником, а затем — локальное возгорание, которое удалось потушить.

4
4
Упавший Су-57 был первым серийным истребителем

До конца года Воздушно-космические силы (ВКС) России должны были получить первый серийный Су-57. Им, согласно источнику «Интерфакс», и был упавший в тайге самолет, который завод должен был передать военным до конца года. В следующем году ВКС также запланировали получить только один Су-57. После этого объемы производства истребителя на КнААЗ должны вырасти кратно. Всего до 2028 года ВКС должны получить 76 таких самолетов.

5
5
В России произведено тринадцать опытных экземпляров Су-57

Из них десять являются образцами для летных испытаний, в том числе пять — с прототипами двигателя второго этапа (изделие 30). Три остальных экземпляра предназначены для наземных статических испытаний. Таким образом Су-57 как действующего боевого истребителя пятого поколения, проходящего штатную эксплуатацию в ВКС, в настоящее время не существует.

6
6
Су-57 дважды испытывались в Сирии

В феврале 2018 года четыре российских истребителя пятого поколения впервые прилетели в Сирию, где отработали боевое применение перспективных оперативно-тактических крылатых ракет, предположительно, Х-59МК2 «Овод», которые должны получить данные самолеты. В декабре текущего года в генштабе российских вооруженных сил заявили о повторной апробации Су-57 в Сирии, в ходе которой все запланированные задачи успешно выполнены. Конкретные даты испытания при этом не разглашались.

7
7
Су-57 нельзя считать истребителем пятого поколения

Если за эталонный пример машины пятого поколения взять первый такой самолет в мире, американский F-22 Raptor, то российский Су-57, разрабатываемый с начала 2000-х годов, нельзя считать истребителем пятого поколения. Существуют две основные претензии к российскому самолету. Первая — фактическое игнорирование стелс-технологий, обеспечивающих низкую радиолокационную заметность машины (для этого достаточно сравнить технологические припуски на американском и российском самолетах). Вторая — отсутствие серийного двигателя второго этапа, который должны получить все Су-57, в том числе и те, которые сегодня оснащаются установками первого этапа. Последнее обстоятельство стало одной из формальных причин приостановки Индией сотрудничества с Россией по программе Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA), предполагающей создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения.

Что дальше?

В 2019 году следователи назвали обвиняемых в причастности к крушению «Боинга». Это граждане России Игорь Гиркин (экс-министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики), Сергей Дубинский, Олег Пулатов и гражданин Украины Леонид Харченко. Следствие считает, что никто из четырех лично не участвовал в запуске ракеты, однако они причастны к доставке зенитно-ракетного комплекса на Донбасс.

Игорь Гиркин (Стрелков)
Гражданин России, был полковником Федеральной службы России, на момент крушения «Боинга» на Донбассе — министр обороны самопровозглашенной ДНР. С августа 2014 года Гиркин находится в России. Прокуратура Нидерландов отмечала, что Гиркин, будучи военным офицером, поддерживал связь с РФ.
Сергей Дубинский (Хмурый)
Гражданин РФ, бывший офицер ГРУ. В 2014 году был главой разведки ДНР, заместителем Гиркина. Нидерланды утверждают, что он также поддерживал регулярные контакты с официальными лицами в России. По данным Bellingcat, именно он попросил доставить «Бук» на Донбасс для помощи сепаратистам.
Олег Пулатов (Гюрза)
Гражданин России, бывший офицер спецподразделения российской военной разведки. В 2014 году был замначальника разведывательной службы самопровозглашенной ДНР, подчиненным Дубинского.
Леонид Харченко (Крот)
Гражданин Украины. По данным следователей, получал приказы непосредственно от Дубинского. В июле 2014 года был командиром боевой части в Донецкой области.

Игорь Гиркин (Стрелков)
Гражданин России, был полковником Федеральной службы России, на момент крушения «Боинга» на Донбассе — министр обороны самопровозглашенной ДНР. С августа 2014 года Гиркин находится в России. Прокуратура Нидерландов отмечала, что Гиркин, будучи военным офицером, поддерживал связь с РФ.Сергей Дубинский (Хмурый)
Гражданин РФ, бывший офицер ГРУ. В 2014 году был главой разведки ДНР, заместителем Гиркина. Нидерланды утверждают, что он также поддерживал регулярные контакты с официальными лицами в России. По данным Bellingcat, именно он попросил доставить «Бук» на Донбасс для помощи сепаратистам.Олег Пулатов (Гюрза)
Гражданин России, бывший офицер спецподразделения российской военной разведки. В 2014 году был замначальника разведывательной службы самопровозглашенной ДНР и одним из депутатов Дубинского.Леонид Харченко (Крот)
Гражданин Украины. По данным следователей, получал приказы непосредственно от Дубинского. В июле 2014 года был командиром боевой части в Донецкой области.

На арест подозреваемых выдано четыре ордера, они объявлены в международный розыск, однако запрос на их экстрадицию следователи делать не намерены, т. к. законы России и Украины не предусматривает такой возможности.

Два фигуранта — Гиркин и Дубинский — уже заявили, что не намерены давать показания в суде, так как «не о чем».

Генпрокурор Украины Юрий Луценко обещал, что в стране постараются задержать Леонида Харченко, чтобы он предстал перед судом. В МИД РФ снова назвали обвинения голословными.

Теперь следствие сосредоточено на установлении личности тех, кто был в экипаже «Бука», и тех, кто принимал решение о запуске ракеты. Следствие интересует цепочка людей, принимавших решение.

Доказательства против обвиняемых будут представлены в суде. Его профинансируют Нидерланды, Австралия, Бельгия, Малайзия и Украина, соответствующий договор они подписали в начале 2019 года. Слушания начнутся в марте 2020 года в Окружном суде Гааги. Следователи заявили, что суд пройдет вне зависимости от того, будет ли там представлен кто-то из обвиняемых. Для первой части судебного разбирательства здание суда зарезервировано на период с 9 по 13 марта и с 23 по 27 марта. В прокуратуре Нидерландов отмечали, что первая часть судебного процесса не будет содержать существенных деталей уголовного дела.

 

Памятный знак о жертвах крушения «Боинга» на Донбассе установлен на месте падения в поселке Грабово Донецкой области. Фото: Reuters

Для написания материала использованы данные из открытых источников, в том числе «Комсомольская правда», «Настоящее время», Радио «Свобода», The Sydney Morning Herald, Интерфакс, Иносми.

«Повременить с полётами»

Жертвами второй за минувшие полгода авиакатастрофы Boeing 737 MAX 8 стали 8 членов экипажа и 149 пассажиров из более чем 30 стран. Лайнер Ethiopian Airlines рухнул на землю через 6 минут после взлёта из аэропорта Аддис-Абебы. Все находившиеся на борту люди погибли. В числе жертв оказались трое россиян — инструктор по парашютному спорту Сергей Вяликов, а также сотрудники Сбербанка Александр и Екатерина Поляковы. Упавший самолёт находился в эксплуатации порядка четырёх месяцев. 

«Судя по фотографиям с места крушения, Boeing развалился на множество небольших обломков. Такое происходит, когда машина находится в крутом пикировании, то есть входит в землю практически вертикально. О причинах трагедии говорить рано. Важнейший источник информации — это чёрные ящики, но, скорее всего, они будут сильно повреждены», — отметил в беседе с RT глава международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов» Сергей Мельниченко.

Также по теме


Сотрудники Сбербанка, чиновники ООН и итальянский археолог: что известно о жертвах авиакатастрофы в Эфиопии

Двое сотрудников Сбербанка погибли в катастрофе Boeing 737 авиакомпании Ethiopian Airlines. Эту информацию подтвердили в пресс-службе…

Авиакатастрофа в Эфиопии привела к частичной приостановке эксплуатации Boeing 737 MAX 8. Полёты на этом лайнере прекратили Ethiopian Airlines, британская компания Cayman Airlines, мексиканская Aeromexico, а также перевозчики из Китая и Индонезии. Власти Австралии временно запретили полёты Boeing 737 MAX над своей территорией.

«Поначалу в Ethiopian Airlines заявили, что у них нет сомнений в надёжности самолёта. Однако после приостановки эксплуатации со стороны Китая, а следом — компании с Кайманских островов, в Эфиопии также решили повременить с полётами», — рассказал Мельниченко.

Кроме того, под угрозой срыва оказались поставки Boeing 737 MAX во Вьетнам. 11 марта руководитель Управления гражданской авиации республики Динь Вьет заявил, что Ханой не будет принимать от местных авиакомпаний заявки на выдачу эксплуатационного сертификата на новые американские самолёты до выяснения причин аварии в Эфиопии. Предполагается, что до 2025 года Вьетнам должен получить 20 Boeing 737 MAX 8 и 80 Boeing 737 MAX 10.

В связи с трагедией в Эфиопии американская компания отложила на неопределённый срок запланированную на 13 марта презентацию широкофюзеляжного самолёта Boeing 777 X. Мероприятие должно было пройти в Сиэтле. Приостановку эксплуатации своих самолётов Boeing пока никак не комментирует.

В России единственным перевозчиком, который располагает Boeing 737 MAX 8, является S7 Airlines. Первый такой самолёт компания получила в октябре 2018 года. В ближайшие годы ей будут поставлены ещё около десяти лайнеров. На текущий момент S7 не собирается приостанавливать эксплуатацию Boeing 737 MAX 8.

«Специалисты авиакомпании внимательно следят за расследованием (крушения самолёта в Эфиопии. — RT) и находятся в постоянном диалоге с производителем. Пока никаких рекомендаций от Boeing о необходимости приостановки полётов на Boeing 737 MAX в авиакомпанию не поступало», — говорится в сообщении S7 Airlines.

  • Boeing 737 MAX 8 в сборочном цеху

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в беседе с журналистами переадресовал вопрос эксплуатации Boeing 737 MAX 8 и закупок новых самолётов Министерству транспорта. В то же время он отметил, что ситуация с использованием американских лайнеров «действительно весьма актуальная».

XM29 OICW

Футуристическая винтовка, так и не вышедшая в серию. /Фото: wikiрedia.org

В девяностых годах прошлого века две компании — американской Alliant Techsystems и немецкой Heckler & Koch — начали разработку совместной программы по созданию принципиально нового вида оружия, построенного по модульной схеме: в результате должна была получиться наполовину винтовка со стандартными пулями 5.56 мм, наполовину гранатомёт калибра 20 мм с боезапасом осколочного боеприпаса дистанционного (воздушного) подрыва.

Примерно в 1999 году необычный концепт обрел материальную форму в виде модели XM29 OICW. При многообещающих технических характеристиках внешний вид оружия оказался соответствующим — неоднократно отмечалось, что оно похоже на футуристическую «пушку» из видеоигр. Однако на деле концепт не оправдал ожидания заказчиков, оказавшись малоэффективным: неудовлетворительное поражающее действие гранаты, а также «неприемлемая масса» самого оружия поставило точку в его дальнейшей разработке, и проект был закрыт в 2004 году.

Очевидцы: «Мама, у нас труп в кухне»

Жители поселка Рассыпное, куда в том числе попали обломки «Боинга», рассказывали, что тела падали прямо в их огороды и дома. Представители самопровозглашенной ДНР запретили им трогать трупы до тех пор, пока их не заберут на экспертизу.

Свидетель трагедии так рассказывала: «Сын выходит и говорит: „Мама, у нас труп в кухне“. Я захожу в кухню, там дырка в потолке, в крыше дыра, и эта женщина лежит на куче глины и песка». «Я видела, как девочка летела с неба, вот так она крутилась-крутилась и упала во дворе моей соседки», — рассказала еще одна очевидица. А дети вспоминали, как возле их дедушки упал обломок самолета. Те, кто видел, как падал лайнер, говорили, что казалось, будто самолет летит прямо на них.

По словам главы Грабовской сельской администрации Владимира Бережного, момент падения он не видел, но когда услышал сильный грохот, выбежал из здания и увидел пожар. Он вызвал пожарных, те быстро приехали и «минут за 15 погасили возгорание». «Потом мы с группой местных жителей поднялись метров на 100 выше и увидели кошмарную картину: поле усеяно трупами», — рассказал мужчина. Тогда местные поняли, что упал большой самолет. Потом появились военные и попросили всех уйти. В тот же день прибыла группа из МЧС, человек 150. На следующий день было около тысячи человек, в том числе волонтеры. По его словам, местные помогали искать трупы и обломки, люди работали безвозмездно. В первые дни после катастрофы было очень много журналистов, а потом и экспертов. По воспоминаниям Бережного, тела увезли 19 июля вечером.

С поля, где упал самолет, уносят тела погибших пассажиров. Грабово, 19 июля 2014 года. Фото: Reuters

Некоторые жители говорили, что видели незадолго до крушения украинские Су-25. Агентство Reuters нашло свидетелей из поселка Красный Октябрь (Червоный Жовтень) Донецкой области, которые видели, как над ними летела ракета перед крушением «Боинга».

TUT.BY удалось поговорить с Анной, которая родилась в селе Грабово Донецкой области, рядом с ним упал самолет. Жила она в селе Никишино Донецкой области. Дом ее семьи сгорел в июне 2014 года после артобстрела. Она вместе с мужем и двумя маленькими детьми бежала в Ростов-на-Дону. Взять с собой удалось только документы. В Грабово живет мать Анны. 17 июля она рассказала дочери, что возле их населенного пункта подбит самолет и пока нет связи и электричества. Вечером Анна узнала из новостей подробности случившегося. Мама женщины была в доме, когда все случилось, она рассказала, что был сильный грохот и стало очень жарко.

— До первого дома от места падения было метров 10, люди падали из самолета, все пылало, — пересказывает женщина то, что услышала от матери.

Следователи работают на месте крушения «Боинга-777» «Малайзийских авиалиний». Установленный знак предупреждает о том, что останки жертв все еще могут находиться на месте крушения. Деревня Грабово, Донецкая область, 16 апреля 2015 года. Фото: Igor Tkachenko / Reuters

По словам женщины, в поисках тел погибших пассажиров и их личных вещей участвовали сепаратисты и местные жители. В месте, где что-то обнаруживали, люди устанавливали белые флажки (палка с кусочком материи). Анна приезжает в родное село раз в три месяца, до сих пор ее семья не может получить гражданство или статус беженцев в РФ. В первый раз после трагедии она приехала к матери в сентябре, по ее словам, тогда еще в селе стоял запах трупного разложения, а в апреле 2015 года все еще лежали осколки лайнера (поисковая операция завершилась в мае 2015 года, но и позже находили обломки самолета и останки погибших). Мама Анны до сих пор живет в Грабово.

Во время последнего отчета международной группы следователей сообщили, что около 300 человек стали свидетелями по делу о крушении «Боинга».

Новые записи переговоров

На пресс-конференции были представлены перехваченные телефонные разговоры, которые, по мнению расследователей, имеют прямое или косвенное отношение к гибели лайнера. Разговор, в котором Сергей Дубинский («Хмурый») спрашивает у собеседника с позывным «Библиотекарь», прибыл ли Бук в Донецк с экипажем, состоялся 17 июля 2014 года в 09:08 утра. Эта запись уже публиковалась в 2015 году.

Дубинский заявил Русской службе Би-би-си, что не видит смысла сотрудничать со следствием. При этом свою причастность к трагедии он отрицает и утверждает, что с 6:30 утра 17 июля в течение десяти дней не покидал Донецк.

«Хмурый» отрицает причастность к гибели MH17 и не видит смысла сотрудничать со следствием

Впервые была продемонстрирована переписка некой девушки по имени Анастасия с солдатом, находившимся в колонне, которая 23 июня 2014 года покинула базу 53-й бригады в Курске и отправилась в направлении Миллерово в Ростовской области. В состав этой колонны, по данным JIT, входил «Бук», из которого предположительно и был сбит «Боинг». В переписке солдат раскрывает, где служит, и в ответ на вопросы девушки дает понять, что бойцы соседнего батальона направлялись на Украину.

Image caption

Обломок ракеты, которая, по версии следственной группы, сбила «Боинг», летевший над Донбассом

Маловероятно, что экипаж «Бука» отправился на восток Украины по собственной инициативе, заключают расследователи. Из попавших в их распоряжение данных следует, что на протяжении нескольких месяцев до падения «Боинга» лидеры самопровозглашенной ДНР неоднократно запрашивали у России военную помощь. Такие запросы исходили от «премьер-министра ДНР» Александра Бородая и «министра обороны ДНР» Игоря Стрелкова. Последний 8 июня 2014 года связывался с Сергеем Аксеновым — главой аннексированного Крыма. Тот давал понять, что договаривается о помощи для сепаратистов.

Аксенов: «Здорово, Игорех. Молодцом там, вижу. Как всегда ты, в своем стиле. В двух словах — смотри ситуация какая. Я во вторник был там, где надо по ситуации. Вот эти были визиты все вчера и сегодня. У меня вечером сегодня связь с теми, кто это решение уже принял. Сейчас у меня были те, кто работали здесь, ты всех знаешь. Они уже получили всю картину — все, кто были в обоих зданиях. Сегодня буквально надо будет, чтобы в 22:30 мы с тобой по этому же каналу пообщались. Я тебя уже прямо проинформирую. Уже и лицо, и единый координационный центр по этой ситуации уже есть. Не хочу по телефону в открытой форме».

Русская служба Би-би-си направила запрос Сергею Аксенову. Игорь Стрелков отказался от комментариев.

Разговор тогдашнего руководителя ДНР Александра Бородая с помощником президента России Владиславом Сурковым, состоявшийся, по данным JIT, в июле 2014 года, Би-би-си приводит целиком.

Сурков: Але.

Бородай: Да, Владислав Юрьевич.

С.: Алло.

Б.: Але-але-але. Да.

С.: Привет, это я.

Б.: Да, слышу, слышу.

С.: Ну я поговорил там с нашими, так сказать, товарищами старшими — старше не бывает — кто там отвечает за военную историю. Ну, сказал им. «Ну мы, типа, да, до нас все доходит, мы все знаем, все понимаем, готовим (…) Но я, честно, Саш, не поручусь за качество этих ответов, поскольку ты понимаешь — они хоть и мои товарищи, но доверять полностью — чего они там готовят, или не готовят…

Б.: Да, я все понимаю. Неделю продержались — тяжело, но еще продержимся.

Электронный отказ

Как рассказали «Известиям» знакомые с ситуацией источники в оборонно-промышленном комплексе и военном ведомстве, в настоящее время рассматриваются две основные версии потери самолета: человеческий фактор и отказ бортовых систем.

Одной из возможных причин ЧП собеседники назвали отказ электро-дистанционной системы управления самолета (ЭДСУ). Система могла выйти из строя в результате отказа одного из ее компонентов или сбоя программного обеспечения.

С помощью ЭДСУ осуществляется управление летательным аппаратом, пояснил «Известиям» Герой России, летчик-испытатель Олег Мутовин.

— В процессе полета ЭДСУ передает управляющие движения летчика или системы автоматического управления с помощью электрических сигналов на органы управления — аэродинамические рули или устройства отклонения вектора тяги. Поэтому на Западе для нее принята аббревиатура FBW — Fly-by-Wire, «управление полетом по проводам». Она начала внедряться в 70-х годах и в настоящее время используется не только на военных самолетах, но на гражданских лайнерах и даже на некоторых типах вертолетов.

По словам эксперта, ЭДСУ имеет множество преимуществ — например, избавляет от необходимости использования жестких тяг между органами управления и рулевыми поверхностями. Это позволяет серьезно экономить в весе и в объеме планера, что особо ценится в авиации. Непосредственно рулевые поверхности отклоняют электроприводы. Использование ЭДСУ позволяет достичь боевым самолетам высокой маневренности и эффективности, а гражданским — улучшить экономичность и производительность.

fhvbz

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

— На Су-57 многоступенчатая система защиты от ошибок пилотирования, — рассказал «Известиям» представитель ВПК, знакомый с ситуацией. — Она не позволяет «загнать» самолет на критические режимы полета. За счет бортовых компьютеров и двигателей с изменяемым вектором тяги машину можно вывести из самых сложных ситуаций. Летчику достаточно нажать на кнопку, и система управления вернет машину в горизонтальный полет.

Полный отказ такой системы в настоящее время — большая редкость, отметил Олег Мутовин, так как обычно сигналы управления передаются одновременно по четырем каналам. Отказ одного из них или поступление по нему ложной информации — повод для перезапуска. При отказе двух каналов лучше вернуться на аэродром, подчеркнул эксперт.

При отказе трех каналов летчик должен перейти в режим «Прямая связь», как его называют на боевых самолетах, — пилот управляет машиной вручную. Алгоритм управления становится упрощенным, но полет поддерживается. Опытный пилот выйдет из такой ситуации без проблем, отметил эксперт.

Другой возможной причиной мог стать отказ двигательной автоматики. Эта система регулирует режимы работы двигателей Су-57 и подачу топлива.

«Алмазная галька»

Сеть противоракетных спутников с поэтичным названием. /Фото: trinixy.ru

Программа «Алмазная галька» (в других переводах — «Бриллиантовая галька») разрабатывалась в рамках так называемой Стратегической Оборонной Инициативы (сокр. СОИ, также «звездные войны»), которая, в свою очередь, представляла собой глобальную противоракетную сеть США в период Холодной войны. Ее начало объявил президент Рональд Рейган 23 марта 1983 года, а состояла она как из научно-исследовательской деятельности в данном направлении, так и опытно-конструкторских проектных работ.

Согласно сохранившимся свидетельствам, программа «Алмазная галька» была предложена в 1986 году и предусматривала создание сети из 4000 военных кинетических спутников-перехватчиков, которые должны были сбивать советские ракеты с помощью с помощью кинетического удара при прямом столкновении. Именно данная система считалась наиболее перспективной среди ряда других разработок программы СОИ, однако это не обеспечило ей достойного будущего, которое разбилось об исторический контекст. Проект не был реализован в конце 1980-х, а после развала СССР в нем уже не было необходимости, и его закрыли в 1994 году.

Полтора часа на спасение

После возникновения аварийной ситуации в 4:14 мск (11:14 по местному времени) пилот истребителя катапультировался. Спустя десять минут к месту падения вылетел дежурный заводской вертолет Ми-8 поисково-спасательной службы. Готовы были присоединиться к поисково-спасательной операции самолет Ан-30 и еще один вертолет с аэродрома Хабаровск, но их помощь не потребовалась. Менее чем через полтора часа после катапультирования летчик-испытатель был доставлен на аэродром Дземги.

Бортовые самописцы обнаружили в тот же день. Они находятся в удовлетворительном состоянии. Как сообщил «Известиям» источник с завода, на самолете было также установлено новое тестовое оборудование, которое передавало разработчикам основные параметры полета и работы бортовых систем в режиме реального времени. Эта информация вместе с данными «черных ящиков» поможет ускорить поиск причины летного происшествия.

армия

Фото: РИА Новости/МЧС РФ

Точные причины происшествия установит комиссия, которая уже приступила к работе. Самолет еще не был официально передан ВКС и оставался в реестре экспериментальной авиации. Поэтому в соответствии с законодательством расследованием занялся Минпромторг России. По сообщению пресс-службы ведомства, возглавит расследование заместитель министра Олег Бочаров. В комиссию, по данным «Известий», войдут также представители Главкомата ВКС, специалисты ОАК, ОКБ Сухого, ЛИИ имени Громова и 929-го Государственного летно-испытательного центра Министерства обороны.

Санкционная технология

«У России или ополченцев не было абсолютно никаких мотивов сбивать MH17. Но это никого не волнует, потому что есть заказ на то, чтобы травить Россию, — отмечает Андрей Кошкин. — Это технология, чтобы обложить страну экономическими санкциями, оказать военно-политическое давление. И одним из многих механизмов — рычагов этого давления — является расследование по самолёту рейса МН17, именно поэтому никаких достоверных результатов нет».

По мнению Александра Асафова, главный выгодоприобретатель в этом процессе — Соединённые Штаты.

«Как только удастся на основании самооговора или других сфабрикованных доказательств привязать это дело к России, будут введены санкции. А санкции — это эффективный инструмент недобросовестной экономической конкуренции. По ряду рынков США находятся в напряжённой конкуренции с Россией, например по рынкам поставок углеводородов в Европу или торговле вооружением. Поэтому им нужны всё новые и новые поводы для введения ограничительных мер против России. А обвинение нашей страны в гибели Boeing 777 — это и есть повод для таких санкций».

Причины

Свидетели на земле сообщили, что слышали взрыв в небе и видели дым, выходивший из оперения самолёта до того, как тот врезался в землю.

В официальном отчёте виновником катастрофы был назван экипаж, который в условиях облачности был дезориентирован и снизился ниже безопасной высоты. В ответ родственники 100 погибших подали в суд на авиакомпанию Air Philippines, заявив, что самолёт был неисправен, имел нарушения целостности конструкции, а также неисправный высотомер. Страховые компании в ответ согласились на выплату компенсации в 165 000 000 долларов США для урегулирования судебных исков.

«Тэйлситтеры»

Один из первых самолетов вертикального взлета. /Фото: popmech.ru

Пожалуй, концепция вертикально взлетающего летательного аппарата появилась едва ли не с начала эпохи авиации, однако попытки воплотить ее в жизнь были предприняты гораздо позже. Так, одна из первых разработок, призванных удовлетворить данный запрос, был открыт к середине прошлого века.

Проект по созданию так называемых «Тэйлситтеров» был начат в 1950 году, а представлял собой одну из первых вариантов самолетов, «сидящих на хвосте», то есть таких, которые взлетали бы вертикально. Казалось бы, что успешно отстроенные опытные образцы обеспечат успешный исход испытаний, однако на деле все случилось иначе

Выяснилось, что взлёт и приземление самолетов данного типа требовали от летчиков большой осторожности и мастерства. Угроза жизни управлении и стали причиной закрытия проекта, хотя основные составляющие концепта тэйлситтеров в дальнейшем использовались при создании летающих дронов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector