Чем заправляют самолеты?

Достигает ли топливо земли? Опасен ли сброс для экологии?

Многие люди, особенно живущие вблизи аэропортов, считают, что сброс топлива крайне вреден, что керосин оседает на их домах, загрязняет поля и леса и чуть ли не льется на голову. Тревоги добавляют громкие протесты «зеленых» и раздутые заголовки СМИ.

Так было, например, в 2016-м, когда французский лайнер вынужденно сбросил топливо над лесом Фонтенбло. Причем особенно горлопанили почему-то российские телеканалы: «Пилоты Air France слили десятки тонн керосина на заповедник под Парижем» – как будто те злостно устроили экологическую катастрофу масштабов Чернобыля. Однако даже возмущенные французские СМИ отмечали, что топливо, к счастью, испарилось, не достигнув земли.

Конечно, нельзя сказать, что сброс топлива абсолютно безвреден. Но это и не жуткое бедствие, тем более что случается редко.

Во время этого процесса и после на землю не льется «керосиновый дождь», потому что диспетчеры направляют лайнер на безопасную высоту, где оно рассеивается в мелкий туман и испаряется. Если что-то и достигает земли, то незначительные частицы. Иногда может чувствоваться керосиновый запах, это допустимо.

В целом, на улице обычного большого города вы подвергаетесь токсинам куда больше, чем в зоне сброса топлива с самолета.

Авиационные бензины

Основная область применения авиационных бензинов — топливо высоконагруженных поршневых двигателей внутреннего сгорания.

Основной способ добычи авиационных бензинов — прямая перегонка нефти, каталитического крекинга или риформинга без добавки или с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и различных присадок.

Для авиабензина основными показателями качества являются:

  • детонационная стойкость (определяет пригодность бензина к применению в двигателях с высокой степенью сжатия рабочей смеси без возникновения детонационного сгорания)
  • фракционный состав (говорит об испаряемости бензина, что необходимо для определения его способности к образованию рабочей топливовоздушной смеси; характеризуется диапазонами температур выкипания (40—180(°)С) и давлений насыщенных паров (29—48 кПа))
  • химическая стабильность (способность противостоять изменениям химического состава при хранении, транспортировке и применении).

Классификация авиационных бензинов основывается на их антидетонационных свойствах, выраженных в октановых числах и в единицах сортности. Сорта советских авиационных бензинов ранее маркировались по системе: буква Б и через дефис — цифра, обозначающая октановое число. Как пример, в СССР середины XX века выпускались авиационные бензины — Б-59, Б-70, Б-74, Б-78б и Б-78г, причём два последних несколько различались по химическому составу, что обозначали литеры после цифры: б — это из бакинских месторождений нефти, а г — из грозненских.

В дальнейшем для повышения октанового числа в бензин вводилась антидетонационная присадка:

  • продукт Р-9 (тетраэтилсвинец — 55 %, бромистый этил — 35 %, монохлорнафталин — 10 %, красный краситель)
  • продукт В-20 (тетраэтилсвинец — 55 %, бромистый этил — 35 %, дихлорэтан — 10 %, синий краситель)

Присадка добавлялось по объёму от 1 до 4 куб. см. жидкости на 1 литр. Бензины с присадкой имели маркировку:

  • на основе Б-59: 1Б-59(73), 2Б-59(78), 3Б-59(81), 4Б-59(82)
  • на основе Б-70: 1Б-70(80), 2Б-70(85), 3Б-70(87), 4Б-70(88)
  • на основе Б-74: 1Б-74(85), 2Б-74(88), 3Б-74(90), 4Б-74(92)
  • на основе Б-78: 1Б-78(87), 2Б-78(92), 3Б-78(93), 4Б-78(95)

где цифра перед буквой Б означает объём количества присадки в см³ на литр бензина. В скобках число показывает итоговое октановое число смеси бензина с присадкой. Также готовились топливные смеси, с добавлением в бензин бензолов и изооктанов, с октановым числом 95:

  • Смесь № 1: 60 % Б-70, 20 % изооктана и 20 % неогексана.
  • Смесь № 2: 60 % Б-70, 20 % алкилбензола и 20 % неогексана.
  • Смесь № 3: 60 % Б-70, 32 % изооктана и 8 % изопентана.

С распространением турбореактивных двигателей производство авиационных бензинов было значительно сокращено. К концу XX века в производстве оставались этилированные бензины Б-91/115 и Б-95/130, которые маркируются по ГОСТ 1012-72 через дробь: в числителе — октановое число или сортность на бедной смеси, в знаменателе — сортность на богатой смеси. Затем производство этих бензинов на территории РФ было полностью прекращено, а парк легкомоторной авиации начал использовать автомобильный бензин АИ-95 или импортный бензин AVGAS 100LL (с осени 2016 года 100LL производится в РФ по ГОСТ Р 55493-2013).

Также осталось производство бензина Б-70, который долгое время применялся в качестве горючего для турбостартеров двигателей самолётов типа Ту-16, Ту-22, МиГ-21 и ряда др. В настоящее время этот бензин в основном применяется при техническом обслуживании техники в качестве растворителя.

Как заправляют самолёты

Топливо заливают в самолёт прямо на стоянке в аэропорту. Баки расположены в крыльях и в центре, иногда ещё есть бак в хвосте. Часть из них служит запасными баками: все они соединены между собой топливными шлангами, по которым при необходимости можно перекачать керосин из одного в другой. Изготовлены они из пластичного, но крепкого резинового материала, поэтому устойчивы к перегрузкам и ударам.

К лайнеру подъезжает цистерна, оборудованная шлангами, их вставляют в горловины баков, и начинается заправка. Керосин автоматически распределяется равномерно по всем имеющимся бакам, чтобы не нарушилась центровка самолёта.

Пока самолёт не заправят, пассажиров на его борт не пустят.

Количество необходимого топлива определяет командир экипажа, затем техник запрашивает нужный объём. Перед заправкой керосин проверяют на присутствие в нём воды, а после заправки сливают конденсат или воду со дна бака через специальное сливное отверстие.

Преимущества керосина над бензином в авиации

Таким образом, керосин служит базой для авиационного топлива. У него есть ряд преимуществ над бензином и дизелем именно в авиационной сфере:

  • безопасность;
  • физические свойства;
  • экономическая выгода.

Безопасность – один из ключевых аспектов. Возгорание является недопустимым, когда речь идет о работе двигателя самолета. Существует понятие температуры вспышки – это минимальная температура, при которой воспламеняется вещество. Стоит искре попасть на бензин, он моментально загорится. Керосин же воспламеняется с трудом и горит ровным пламенем.

Система ЦЗС – централизованной заправки самолетов (аэропорт Домодедово)

Среди физических свойств авиатоплива одним из наиболее важных является устойчивость к замерзанию. Самолеты поднимаются на высоту около 10 км, где температура окружающей среды падает до -55 градусов. И бензин, и керосин не замерзают при таких отметках термометра. Однако авиационный бензин при этом обретает вязкость, в отличие от керосина.

В плане экономической выгоды все очевидно. Производить топливо на основе керосина дешевле, чем тот же объем авиационного бензина. Конечно, цены постоянно колеблются, но, согласно общей тенденции, стоимость одной тонны авиакеросина в 1,5 раза дешевле бензина.

Использование керосина в качестве основы разных сортов авиатоплива предпочтительнее по нескольким причинам. Он устойчив к воспламенению, не замерзает при низких температурах и не меняет физические свойства. Также производство авиационного керосина дешевле по сравнению с бензином.

Пожароопасность

Для предотвращения пожаров и взрывов паров топлива при аварийных ситуациях (боевые повреждения или вынужденные посадки) все военные и некоторые гражданские самолёты имеют систему заполнения баков т. н. «нейтральным газом» (НГ). Обычно это азот или техническая углекислота в баллонах высокого давления, иногда применяются бортовые генераторы нейтрального газа (например, на Ил-76 или Ан-22). Нейтральный газ подаётся в баки по мере выработки топлива от той же самой топливной автоматики, управляющей порядком расхода.

На пассажирских самолётах на законцовках крыла устанавливаются ударные датчики, срабатывающие при посадке «на брюхо» и вызывающие мгновенную подачу НГ в баки.

Процесс заправки авиалайнера

Рассмотрев вопрос о том, на чем летают самолеты, необходимо перейти к обсуждению процесса заправки воздушного транспорта. Порядок проведения этой процедуры зависит от текущего сезона. В зимние месяцы в топливо добавляются специальные компоненты, которые препятствуют загустению и появлению смол в топливных баках. Такие присадки гарантируют полное сгорание смеси. Многих людей интересует расположение топливных баков в пассажирских авиалайнерах. Как правило, подобные устройства устанавливаются в центральной части фюзеляжа и возле крыльев. Смесь, содержащаяся в центральном баке, напрямую подается в двигатель. В некоторых моделях воздушных кораблей устанавливается дополнительный бак, который находится в хвостовой части. Этот бак применяется с целью улучшения регулировки центровки самолета в процессе полета.

Устройство топливных баков может различаться в зависимости от конструкторских решений. Некоторые авиастроительные компании применяют дренажные системы, а отечественные инженеры используют технологические отверстия. Эти отверстия делаются в топливных баках для того, чтобы снизить уровень давления внутри бака и создать сообщение с атмосферой. В противном случае топливо перестанет поступать к двигателям.

Перед заправкой лайнера, остатки горючего сливаются из топливных баков. Данный процесс способствует устранению излишней влаги. Эту задачу выполняют бортинженеры и техники. Перед тем как заправить баки авиалайнера, техники должны провести процедуру контроля, поступившего на склад горючего. В ходе подобной проверки выявляется процент содержания воды в горючей смеси. После всех подготовительных этапов топливо заливается в баки самолета через специальные шланги. Для заправки лайнеров используются специальные машины. Перед тем как начать заправку, к самолету крепится специальный трос, который используется как заземление. Еще один трос крепится к топливозаправщику и точке заземления.

Рассматривая вопрос о том, как заправляют самолеты, необходимо уделить внимание нескольким важным факторам. Для того чтобы исключить проливание топлива в баки самолета встраивается обратный клапан, который включается в случае увеличения давления

После того как уровень давления снижается, клапаны закрываются в автоматическом режиме. Лайнеры заправляются до того момента, как пассажиры поднимутся в салон транспортного средства.

Необходимо отметить тот факт, что заправщики не могут залить больше горючего, чем помещается в бак. После того как уровень керосина в баке достигнет определенной отметки, клапаны закроются в автоматическом режиме. В случае поломки автоматики, высокое давление в топливных баках приведет к тому, что топливо начнется сливаться на землю. Текущий уровень топлива отображается на специальных приборах, которые установлены в кабине пилотов. Перед тем как взлететь, пилоты проверяют показания с этих устройств. Если в топливных баках будет разный уровень давления, то самолет во время полета начнет кренить в определенную сторону.

После заправки техники проводят сравнение количества залитого керосина с показателем, необходимым для преодоления конкретной дистанции. Совпадение данных параметров свидетельствует о готовности лайнера к рейсу. Через пятнадцать минут после окончания вышеописанного процесса, техники сливают отстой из основных баков и заново проверяют уровень влажности. Этот процесс является последним этапом заправки авиалайнера.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о количестве используемого топлива. Как правило, современные Боинги используют около пятнадцати тонн горючего за один рейс. В случае с Аэробусом, данный показатель увеличивается до двадцати пяти тонн. Конкретные параметры рассчитываются пилотами лайнера на основе длины маршрута. Помимо этого, учитываются резервы, которые могут потребоваться в случае возникновения форс-мажоров.

Производство авиационного бензина – это сложный процесс

Безопасность топливных баков

Боевые самолеты и некоторые пассажирские машины используют нейтральный газ для заполнения баков, который подается по мере расходования горючего. В качестве газа используют углекислоту или азот. Это позволяет предотвратить пожар на борту или взрыв топливного бака из-за механических повреждений. Подобную схему заполнения газами топливного бака использовали еще во Второй мировой войне, только в качестве газа использовали охлажденный выхлоп из коллектора двигателя.

Большинство пассажирских самолетов заправляют реактивным топливом
. Каждая модель самолета рассчитывается на определенный вид горючего, использование которого обеспечат максимальные показатели. Также есть допустимые аналоги, при котором двигатели не теряют своих характеристик.

Расход топлива

Определить, сколько топлива расходуют самолеты, бывает затруднительно. Для этого следует учитывать множество внешних факторов. Само же потребление может выражаться удельным или часовым расходом.

Вы видели как происходит заправка авиалайнера?

ДаНет

От чего зависит расход топлива

Существует большое количество факторов, влияющих на то, сколько тратит топлива самолет во время полета. Поэтому при создании проекта будущей машины учитываются многие элементы и вероятные затраты горючего, связанные с ними.

Основные факторы:

  • крейсерская скорость;
  • вес самолета без нагрузки;
  • коммерческая нагрузка;
  • погодные условия;
  • модель двигателя;
  • конструкционные особенности.

Также повлиять на уровень расхода могут некоторые условия полета и использование дополнительного оборудования. Последнее особенно актуально для эксплуатации военной авиации с продвинутыми электронными системами.

Удельный и часовой расход топлива

Под удельным расходом топлива понимают количество использованного самолетом горючего на единицу времени или расстояния относительно мощности либо тяги двигателя, установленного на машине. Такой тип исчисления используется чаще всего. При этом учитывается несколько параметров, из которых будет происходить расчет.

Единицы исчисления:

  • вес или объем горючего (грамм, килограмм, литр);
  • затраченное время или расстояние (час, километр);
  • мощность или тяга силовой установки (лошадиных сил или килограмм-сила).

Из них получается определенная величина. Обычно за основу берется кг/кгс-ч или г/л.с.-ч. Для пассажирских авиаперевозок зачастую применяется другой расчет, в который входит вес использованного топлива на один километр с количеством пассажиров на борту. Он обозначается как г/пасс.-км. Рассчитать затраты на 100 км можно, умножив итоговое значение на 100. Такой показатель полезен для определения топливной эффективности, так как помогает найти выгодный самолет для перевозки заданного числа пассажиров с минимальными затратами на топливо.

Вторым типом исчисления трат горючего считается часовой расход. Под ним подразумевают количество использованного топлива за час полета. Для расчета берется величина, получаемая при движении самолета на крейсерской скорости и предельной коммерческой нагрузке. Иные условия недопустимы и считаются недостоверными. При таком исчислении обозначением параметра выступает кг/ч. Его среднее значение для большинства авиации варьируется от 1 до 15 тыс. кг/ч.

Под крейсерской скоростью, используемой при этом расчете, понимают базовую скорость, при которой производятся все перевозки пассажиров на конкретной модели самолета. Обычно она составляет около 80% от максимальной и ограничена с целью повышения безопасности полета или увеличения допустимой коммерческой нагрузки. Последняя подразумевает количество пассажиров, а также их общий вес, включая багаж, ручную кладь и прочие вещи.

При просчете грузовых или пассажирских рейсов второй тип исчисления считается более логичным, так как их целью становится доставка груза на нужное расстояние при минимальных затратах топлива. Удельный расход полезен только для расчета максимального количества времени, которое может провести в воздухе самолет. Тем не менее закрепился в технических характеристиках именно он.

Как рассчитывают количество топлива на полет

Перед отправлением самолета в рейс производится подсчет количества топлива, которым нужно наполнить баки. С этой целью применяются специальные формулы, доступные определенному кругу лиц, работающих на авиакомпанию. Для каждого самолета они могут быть разными. Поэтому универсального способа определить будущие затраты нет.

Примерная таблица расчета количества топлива на полет

Несмотря на недоступность формул для общественности, посчитать примерный расход все же можно. Для этого потребуется учесть несколько важных факторов:

  • масса топлива, которое будет затрачено при выполнении определенного рейса с предполагаемой коммерческой нагрузкой;
  • количество топлива, требующегося при возникновении необходимости добраться из конечной точки рейса до самого удаленного аэродрома из числа запасных;
  • топливо, требуемое для выполнения двух дополнительных кругов над аэродромом перед посадкой;
  • запасное топливо в размере 5% от общей его суммы, необходимой для рейса, с учетом дополнительных факторов.

Сложив все эти значения, можно узнать, сколько горючего нужно для самолета. Правильно просчитать это получится только при знании точных летно-технических характеристик модели, расстояний и расположения дополнительных аэродромов. Поэтому полученные значения могут быть только приблизительными.

Виды авиатоплива

То, на каком топливе летает самолет, зависит от его характеристик. Всего применяется два вида: авиакеросин или авиационный бензин. В большинстве случаев используется керосин, называющийся также реактивным топливом.

Авиакеросин

Самолеты заправляют специальным керосином, представляющим собой жидкие фракции, полученные путем перегонки из малосернистых и сернистых видов нефти. В составе допускается присутствие некоторого объема бензиновых элементов.

Российский авиационный керосин бывает нескольких видов. Для дозвуковых пассажирских лайнеров применяется Т-1, ТС-1 или Т-2. Более технически продвинутые сверхзвуковые самолеты требуют тяжелого топлива. К таким относятся: Т-6 и Т-8В. Также существует горючее РТ, применяющееся для Су-27, Ту-22 и некоторых других самолетов.

Авиационный бензин

Второе топливо для самолетов – авиационный бензин. Его применяют для высоконагруженных поршневых моторов внутреннего сгорания. При производстве он получается из прямой перегонки нефти с добавкой высококачественных компонентов и присадок или без нее. Главными качествами бензина выступают: детонационная стойкость, фракционный состав и химическая стабильность.

Последними используемыми в России были Б-91/115 и Б-95/130. Сейчас от них отказались, отдав предпочтение автомобильному бензину АИ-95. Его используют для легкомоторной авиации. Изредка также применяется Б-70, но только в качестве растворителя при проведении техобслуживания.

Спецприсадки для авиационного топлива

Улучшить свойства авиационного топлива можно с помощью специальных присадок. Они могут исключить негативное влияние внешних условий, стабилизировать работу двигателя и повысить срок службы самолета.

Варианты присадок:

  • антистатическая – повышает электропроводность топлива, снижая накопление статического электричества, которое могло бы привести к взрыву;
  • противоводокристаллизационная – помогает исключить образование водных кристаллов, которые забивают топливные фильтры, приводя к остановке двигателей;
  • антиокислительные – компенсируют сниженную химическую стабильность, предотвращая возможное окисление;
  • противоизносная – восстанавливает противоизносные свойства топлива, снижающиеся при проведении гидроочистки.

Возможность использования топлива с присадками зависит от конкретной модели самолета и двигателя, установленного в ней. В отдельных случаях предпочтительно применять стандартные варианты горючего без добавок.

Сколько стоит авиатопливо и одна заправка самолета

Популярное высококачественное топливо, изготавливаемое в России, называется ТС-1. Оно часто используется для заправки пассажирских самолетов. Средняя цена составляет около 50000 рублей за тонну. Некоторые регионы продают его дороже. Например, на Камчатке приобрести тонну удастся только за 80000 рублей.

Стоимость одной заправки самолета зависит от дальности следования и объема топливных баков. При перелете Boeing 737 из Москвы в Санкт-Петербург затраты на горючее составят около 150000 рублей. Советский Як-40 выполнит тот же рейс при затратах около 450000 рублей, так как потребляет намного больше.

Чем заправляют самолеты?

Существует понятие авиационного топлива. Это горючее вещество, которое сжигается в камере сгорания двигателя и выделяет тепловую энергию. Топливо бывает двух видов:

  • авиационный бензин;
  • авиационный керосин.

Каждый тип топлива применяется в определенных целях, поэтому утверждение, что в авиации используют только керосин, неверно. Бензин необходим для работы поршневых двигателей. На авиакеросине летают воздушные суда с газотурбинными двигателями.

Заправка самолета через люк, расположенный в крыле

В прошлом разрабатывались поршневые моторы, которые должны были работать на дизельном горючем. Однако позже дизель заменили керосином. Поскольку запасы нефти истощаются, ведутся поиски новых видов топлива на основе других материалов. Рассматриваются варианты применения криогенного, синтетического и других альтернативных видов горючего.

Важно понимать, что любой авиадвигатель разрабатывается под определенный вид топлива, который позволяет ему работать в полную силу. Также предполагаются альтернативные сорта горючего, на которых техника сможет работать, но с некоторыми ограничениями

Интересный факт: первые авиамоторы работали на обычном бензине, которым заправляют авто. Позже появилась необходимость в совершенствовании топлива. Например, в СССР основными сортами авиабензина были Бакинский и Грозненский, потому что поставляли их заводы Баку и Грозного.

Авиабензин в нынешнее время используется мало, поскольку на смену ему пришло более подходящее топливо на основе керосина. Бензин должен быть устойчивым к детонированию, иметь стабильный химический и фракционный состав.

Чтобы добиться нужных параметров, производители топлива этилировали его тетраэтилсвинцом. Однако данное вещество крайне токсично и запрещено к использованию. Других вариантов улучшения качества бензина пока не найдено. Специалисты всего мира работают над этой проблемой.

Дозаправка самолета в воздухе

Для заправки того или иного вида авиации используются определенные марки реактивного топлива. В России и странах СНГ дозвуковые самолеты разного назначения заправляют топливом сернистым (ТС-1). В Европе в этих целях применяют Jet A-1 (более экологически безопасный аналог).

Сверхзвуковые самолеты летают на РТ – сорте авиакеросина, который проходит тщательную гидроочистку от различных примесей и соединений. Фактически его можно использовать и в дозвуковой авиации.

Двигатели некоторых сверхзвуковых самолетов нуждаются в еще более качественном термостойком горючем – например, марки Т-6 и Т-8В. Его производство требует существенных материальных затрат, поэтому используется исключительно в целях Министерства обороны РФ.

Как происходит заправка

Заправка лайнеров гражданской авиации осуществляется на земле. Баки наполняют до того, как пассажиры поднимутся на борт. Весь процесс представляет собой сложную, но хорошо отлаженную систему. В работе задействованы десятки людей, компьютер и несколько единиц техники, а топливо проходит длительный путь.

Начинается все на нефтеперерабатывающих заводах. Оттуда авиакеросин доставляют на склады ГСМ на территории аэропортов в железнодорожных цистернах или по трубопроводу, если расстояние между объектами это позволяет. «Пища» для самолетов переливается в специальные резервуары, а после распределяется по емкостям пунктов налива.

Заправляют лайнеры с помощью колонок или автомобилей-топливозаправщиков (ТЗК), отдавая преимущество последним. Машины заполняются у пунктов налива. Здесь же берется контрольная проба топлива. Ее цель – подтвердить качество и характеристики материала, определенные на предыдущих этапах проверки. Если все в порядке, наполненные ТЗК подъезжают к лайнеру.Техник в это время сливает отстой, убеждаясь в отсутствии воды в баках, а диспетчер подает запрос на количество горючего. Далее в дело вступают специалисты заправочной станции. Они контролируют подъезд ТЗК к авиатранспорту, соединяют машины насосной установкой и тросом заземления. Специалисты следят за процедурой, давлением и соответствием названого количества керосина.

Процесс этот не очень быстрый – баки «Боинга-747», одной из наиболее вместительных пассажирских моделей, наполняются примерно час. За этот промежуток времени сменяются до 6 топливозаправщиков. Через 15 минут после наполнения техник еще раз проверяет отстой на содержание воды, и на этом процедура заканчивается.

Некоторые военные суда способны набирать топливо в воздухе, во время полета. Людей и техники в процессе задействовано сравнительно мало, но процедура сама по себе опаснее наземной. Для заполнения одного из судов самолеты сближаются примерно на 20 метров и сильно рискуют.

Наполнить в воздухе можно подавляющее большинство единиц авиатехники ВКС РФ: бомбардировщики вроде Ту-160, Ту-95, истребители МиГ-29, МиГ-31, Су-27 и штурмовики типа Су-24М. Передает горючее специальный борт-заправщик или военные транспортные самолеты, оснащенные необходимым оборудованием. В России эту роль чаще всего играет Ил-87М.Для осуществления процедуры нуждающийся в «подпитке» самолет пристраивается за заправщиком. За управление процессом отвечает оператор. Скорость и высота судов регулируется световым сигналом в задней части впереди идущего.

Когда условия соблюдены, оператор направляет телескопическую трубу или шланг с конусом к соседнему летательному аппарату. С помощью контроллеров специалист подсоединяет заправщик к приемнику с датчиком. После этого защитные клапаны открываются, и горючее с огромной скоростью перекачивается из одной машины в другую.

На заправку уходит существенно меньше времени, чем на земле. Истребители наполняются примерно за 6 минут, танкеры – за 45. По завершении клапаны вновь закрываются, и второй замедляет ход, отцепляясь от соединения.

Посмотрите, как происходит дозаправка в воздухе на примере МиГ-31. В качестве заправщика на видео используется упомянутый Ил-78.

Заключение

При заправке самолетов чаще всего используется авиационный керосин, для различных моделей воздушных судов предназначены разные типы горючего. Для повышения качественных характеристик топлива используются специальные присадки, они позволяют улучшить характеристики двигателя. Топливо поставляется во все аэропорты, предварительная проверка позволяет предотвратить попадание некачественного горючего в самолет.

Топливный бак – это емкость, в которой хранится жидкое топливо, он размещается непосредственно на борту самолета. От топливных баков идут топливные провода к силовой установке, что и обеспечивает ее питание горючим. Также на борту самолета могут размещаться баки для снабжения горючим отопительных систем.

Турбовинтовые и турбореактивные двигатели самолетов в своей работе используют авиационный керосин с дополнительными присадками. Легкомоторная авиация, оснащенная поршневыми силовыми установками, в качестве горючего использует бензин с высоким октановым числом.

Топливный бак в крыле самолета

В современном самолетостроении используют кессон-баки, они имеют вид герметичных плоскостей. В основном они устанавливаются в крыльях, стабилизаторе и киле. Это мягкие баки, изготовленные из резиновых материалов, это позволяет сохранить их целостность при перегрузках и ударах. Кроме того, подобный материал очень надежен и эффективно занимает отведенное пространство.

Иногда используют баки-отсеки, которые выполняют как роль топливной емкости, так и роль силового элемента. Чтобы предотвратить проливание топлива из кессон-баков, на истребителях используют губчатый наполнитель по типу поролона.

Большие авиалайнеры, которые предназначены для дальних перелетов, имеют несколько топливных баков, которые дополнительно оснащаются насосами. Все топливные баки соединяются между собой системой топливных проводов, которые позволяют использовать топливо из любого бака или производить его перекачку. Перекачка топлива из одного бака в другой возможна благодаря осуществлению более эффективной центровки летательного аппарата. Топливо из расходных баков перекачивается в запасные соответственно с разработанной программы расхода горючего в полете.

Топливные баки изготовленные из стандартных алюминиевых канистр

Нужно отметить, что сам процесс заправки топлива в баки самолета происходит также в соответствии с планом центровки. Горючее подается в баки аппарата под давлением из специального заправщика через горловину, после чего оно распределяется между баками.

Каждый топливный бак в самолете имеет так называемую горловину слива, через которую можно слить все топливо. После каждой заправки проводится открытие данной горловины, что позволяет слить осевший на дне бака конденсат или воду. Естественно, в баке не должно быть никаких примесей, иначе это может послужить причиной отказа двигателя и аварии.

Также самолеты имеют системы аварийного сброса топлива прямо в воздухе. Данная система необходима при выполнении аварийных посадок, непосредственно после взлета, поскольку допустимая масса посадки летательного аппарата значительно меньше, нежели взлетная масса.

Топливный бак в лонжероне

Боевые самолеты, которым необходимо выполнять боевые операции на большом удалении от базы, могут оснащаться дополнительными баками подвесного типа. Они имеют обтекаемую форму для улучшения общей аэродинамики и подвешиваются к фюзеляжу или крылу самолета. После выработки всего горючего они сбрасываются. Также подобные устройства применяются для перегонки самолетов на другие аэродромы дислокации, они, как правило, установлены в середине корпуса.

Подвесные топливные баки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector