Военно-транспортные самолёты

Тяжелые самолеты

Самый многочисленный парк грузовых самолетов России в эксплуатации представлен данным типом. Это различные модификации самолета Ил-76, сделанные в Ташкенте. Их было произведено чуть менее тысячи, и значительная их часть до сих пор в эксплуатации. Недавно начались поставки модернизированной версии самолета Ил-76МД-90А производства Ульяновского «Авиастара».

К тяжелым самолетам относится и грузовой самолет с боковой дверью Ил-96-400Т, на базе которого будет создана новая широкофюзеляжная пассажирская машина. Также в этом классе следует отметить самолет Ан-22 «Антей», оставшийся в эксплуатации, к сожалению, в единственном экземпляре.

«Масштабный проект»

Ил-76МД-90А — второе поколение советского военно-транспортного высокоплана Ил-76, разработанного под руководством легендарного конструктора Генриха Новожилова. Первый полёт машины состоялся 25 марта 1971 года. Серийное производство было развёрнуто на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова (ТАПО).

Ил-76 стал основным тяжёлым военно-транспортным самолётом армии СССР. Детище Новожилова было первой в стране машиной с турбореактивным двигателем. Ранее военно-транспортные самолёты летали на турбовинтовых силовых установках. 

Также по теме

Транспортный высокоплан: на что будет способен новейший самолёт ВКС России Ил-276

В России ведётся подготовка к опытно-конструкторским работам по проекту среднего военно-транспортного самолёта Ил-276. Об этом…

Ил-76 предназначен для переброски личного состава, военной техники, различных грузов и десантирования. В грузовой кабине могут разместиться три боевые машины десанта или 126 военнослужащих. Максимальная грузоподъёмность Ил-76 составляет 40—60 т, крейсерская скорость — до 800 км/ч, дальность без дозаправки (в зависимости от нагрузки) — от 4 тыс. до 6,5 тыс. км. 

Боевое крещение Ил-76 получил в Афганистане. Самолёты совершили свыше 14 тыс. рейсов в эту страну в 1979—1989 годах. В Ташкенте с 1971 по 1988 год было выпущено 940 машин различной модификации. Сейчас Ил-76 входит в авиапарк ВКС, МЧС, МВД, ФСБ и «Роскосмоса». Также этот самолёт эксплуатируется в Китае, Индии, Алжире, Анголе, Армении, Белоруссии и на Украине. 

Обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко пояснил в беседе с RT, что Ил-76 имеет «исключительно важное значение для Вооружённых сил». «Это в буквальном смысле крылья нашей армии

На него приходится перевозка большей части грузов. С лучшей стороны Ил-76 проявил себя в сирийской операции. Именно эта машина была основным средством переброски различной военной техники, оборудования и личного состава», — отметил эксперт. 

«Это в буквальном смысле крылья нашей армии. На него приходится перевозка большей части грузов. С лучшей стороны Ил-76 проявил себя в сирийской операции. Именно эта машина была основным средством переброски различной военной техники, оборудования и личного состава», — отметил эксперт. 

После распада СССР ТАПО оказалось в тяжёлом финансовом положении из-за отсутствия заказов на производство и модернизацию самолётов. В 2012 году предприятие было переименовано в АО «Ташкентский механический завод». Сейчас эта компания специализируется на сборке и ремонте железнодорожных вагонов.

В середине 2000-х годов перед Россией встал вопрос о модернизации парка Ил-76, в том числе за счёт поставок новых машин. Москва начала переговоры с руководством Узбекистана о включении ТАПО в состав ОАК, однако они завершились безуспешно.

  • Загрузка транспортных самолетов ИЛ-76 на забайкальском полигоне Цугол

Дрозденко рассказал, что в связи с этим было решено развернуть производство на мощностях завода «Авиастар-СП», который до середины 2000-х годов выпускал Ан-124 «Руслан». По словам эксперта, получение долгосрочного заказа Минобороны на Ил-76МД-90А стало стимулом для развития предприятия.  

«Авиастар» был переоборудован в 1998 году для серийного производства Ан-124. Это фактически новое предприятие, но после прекращения выпуска «Русланов» его необходимо было загрузить новым масштабным проектом. Им как раз и стал Ил-76МД-90А. Таким образом, Ульяновский завод на многие годы вперёд обеспечен необходимыми заказами», — отметил Дрозденко.

Военно-транспортная авиация: современное состояние

В настоящее время транспортная авиация вооруженных сил РФ имеет четыре типа самолетов, основным отличием которых является их грузоподъемность. Это легкие транспортные самолеты (Ан-26) с полезной нагрузкой 6 тонн, средние (Ан-12, грузоподъёмность 20 тонн), тяжелые (Ил-76, нагрузка до 60 тонн) и сверхтяжелые самолеты, к которым относится Ан-124 «Руслан», способный брать на борт нагрузку в 120 тонн. Общее количество транспортных машин, состоящих на вооружении российской армии, около 250 единиц.

Кроме вооруженных сил, свою транспортную авиацию имеет и МЧС России. В ее состав входят Ил-76 и Ан-74.

Наиболее массовым военно-транспортным самолетом российской армии (около 100 единиц) является Ил-76 различных модификаций. В 2012 году появилась модификация самолета Ил-76МД-90А, с более экономичными двигателями и современным бортовым оборудованием.

В Советском Союзе основным конструкторским бюро, которое занималось разработкой транспортных машин, являлось киевское ОКБ имени Антонова. Львиная доля транспортных самолетов, которые сегодня используются и в армии, и на «гражданке», разработана конструкторами этого бюро. После распада СССР для этого авиастроительного предприятия начались нелегкие часы. «Антонов» и сегодня занимается разработкой и строительством авиационной техники, однако количество выпускаемых самолетов уменьшилось в разы.

За годы, прошедшие с момента распада СССР, российские и украинские власти неоднократно пытались реанимировать былую кооперацию в авиастроительной области, однако большинство этих попыток так и остались нереализованными. Нынешняя ситуация в отношениях между двумя странами, вероятно, поставит жирный крест на сотрудничестве в этой области.

А как обстоят дела с транспортной авиацией у вероятных противников?

США имеет самый большой в мире флот транспортных самолетов, он насчитывает более 400 машин нескольких типов. Во многом это позволяет американской армии проводить масштабные операции за многие тысячи километров от своих границ. Основными транспортными самолетами ВВС США (и всего блока НАТО) являются C-130 Hercules (грузоподъемность 19 тонн) и C-17 Globemaster III (может поднимать до 80 т грузов) и C-5 Galaxy (до 120 тонн груза).

В настоящее время европейцы и американцы считают разработку и серийное производство транспортных машин с грузоподъемностью выше ста тонн дорогой и ненужной экзотикой, хотя при этом не стесняются нанимать «Русланы» для перевозки военных и гражданских грузов.

Состояние и перспективы

Сочетание советского наследства, наличие большого количества конструкторских бюро и авиационных заводов, конкуренция между ними — все это привело к разнородности парка самолетов грузовой авиации. Более того, каждый летательный аппарат имеет несколько вариантов исполнения или модификаций. Находящиеся в эксплуатации и производстве 4 типа машин разных марок отличаются малой унификацией, что обуславливает сложность и дороговизну их обслуживания.

Производство всей номенклатуры рамповых грузовых самолетов от сверхтяжелых до легких в одной стране — вообще уникальное явление. Тем более, здесь не может идти речи о крупносерийном производстве, так как основной заказчик — это армия, а основной источник средств — государственный бюджет.

В США из рамповой авиации производят только тяжелые и средние самолеты, в Европе — средние и легкие. В России, помимо тяжелого Ил-76, на различных стадиях подготовки находятся следующие машины:

  • легкий Ил-112В;
  • средний Ил-276;
  • сверхтяжелый ПАК ТА.

Что касается аппаратов с боковой дверью, они изготавливаются в рамках имеющихся мощностей по производству пассажирских самолетов и практически полностью унифицированы. Тем более выведенные из эксплуатации пассажирские самолеты зачастую переделываются в грузовые машины. В России все в рамках мировых тенденций. Самолеты с боковой дверью также производятся или намечаются к выпуску, как и модификации пассажирских самолетов. Это Ил-96, Ту-204 и Ил-114.

«Полностью отечественная машина»

Полковник в отставке Михаил Ходарёнок заявил RT, что налаживание серийного выпуска Ил-76МД-90А на «Авиастаре» стало грандиозным проектом для современной России. Помимо модернизации производственных мощностей Минобороны и ОАК требовалось наладить кооперацию между десятками предприятий.

«Решение разместить сборку Ил-76МД-90А в Ульяновске было абсолютно правильным. Ил-76 — это стратегически важный продукт для нашей страны. Поэтому неразумно вступать в кооперацию, по крайней мере тесную, с иностранным государством. Запуск серийного производства на «Авиастаре» был очень сложным процессом, приходилось многое делать с нуля, было немало проблем, но сейчас эта задача успешно решена», — подчеркнул Ходарёнок.

Также по теме

«Огромный модернизационный ресурс»: каким потенциалом обладают отечественные самолёты-амфибии

В России создаётся новое поколение самолётов-амфибий и проводится модернизация серийных образцов. Об этом сообщается в годовом отчёте…

Внешне Ил-76МД-90А почти не отличается от предшественника. Преимущества российского самолёта заключаются в более прочных конструкциях, современных двигателях и бортовом оборудовании. В частности, у машины абсолютно новое крыло, изготовленное из длинномерных панелей, усиленные элементы планера и шасси.

28 декабря главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов рассказал в интервью RT, что основным новшеством в Ил-76МД-90А стал отказ от двигателя Д-30КП2 в пользу более экономичного ПС-90А-76. Данная силовая установка соответствует требованиям к шуму и к эмиссии (выбросу) вредных веществ, которые установила Международная организация гражданской авиации. 

Ил-76МД-90А оснащён так называемой стеклянной кабиной — панелью управления с цифровыми дисплеями, а не традиционными аналоговыми датчиками. Также работу лётчикам облегчают новый пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией и цифровая система автоматического управления САУ-76.

Как отмечает разработчик, Ил-76МД-90А заметно превосходит предшественника по удобству в управлении, безопасности и различным эксплуатационным характеристикам. Реализованные в машине технические новшества позволили увеличить дальность полёта до 5 тыс. км, а максимальную грузоподъёмность — до 60 т. 

«Самолёт может выполнять взлёт и совершать посадку на грунтовых и бетонных аэродромах высотой от -300 до 3 тыс. м над уровнем моря и выполнять полёты в любое время суток над сушей и водными пространствами», — говорится в материалах «Авиастара».

  • Сборка самолёта Ил-76МД-90А в цеху окончательной сборки

Дмитрий Дрозденко отметил, что конструкторам ПАО «Ил» удалось решить все поставленные перед ними задачи без привлечения к кооперации иностранных компаний. По его словам, Ил-76МД-90А — вполне конкурентоспособная машина, которая может завоевать популярность за рубежом.

«Ил-76МД-90А имеет высокий экспортный потенциал. Сейчас машина будет востребована на пространстве СНГ, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Этот относительно недорогой самолёт позволит повысить мобильность любой армии. Но конкурентами Ил-76 будут Airbus и Boeing, которые продвигают на мировом рынке широкую линейку военно-транспортных самолётов», — сказал эксперт.

Как заявил ранее вице-премьер РФ Юрий Борисов, новой машиной интересуются Алжир и Казахстан.

Михаил Ходарёнок придерживается несколько иной точки зрения. Эксперт считает, что Ил-76МД-90А в большей степени будет востребован в ВКС РФ, чем на зарубежном рынке.

СУ-80 — универсальное транспортное средство

Многоцелевой транспортный самолет (Россия)

Этот самолет был создан в начале 1990-х годов» в ОКБ имени П. О. Сухого, прежде специализировавшемся на истребителях. Первый полет Су-80 совершил 4 сентября 2001 года, взлетев с подмосковного аэродрома Летно-исследовательского института имени М. М. Громова. Дебютный полет был удачным.

Су-80 является одной из наиболее перспективных российских разработок в области гражданской авиации

Су-80 разрабатывался как универсальный транспортный самолет Су-80ГП. Его особенностью является то, что он может быть быстро переоборудован из пассажирского варианта (до 30 пассажиров в комфортабельном салоне) в транспортный (после демонтажа кресел и багажных полок) и обратно. Наличие грузовой рампы позволяет транспортировать как стандартные авиационные контейнеры, так и автомобильную технику.

 Взлетно-посадочные характеристики Су-80, а также шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых, ледовых и заснеженных аэродромах. Сейчас произведено восемь таких самолетов. Также машину модернизировали под требования ВВС России, федеральной пограничной службы, МЧС России и федеральной службы поиска и спасения. После этого главной ее задачей стало выполнение патрульных и патрульно-транспортных операций. Военная версия Су-80ПТ оборудована пушкой 23-мм калибра, ракетами «воздух — воздух» и «воздух — земля», а также противотанковыми управляемыми ракетами. Самолет планируется как замена L-410, Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-28 и Ан-30.

Су-80 оснащен хорошо зарекомендовавшими себя двигателями СТ7-9В компании «Дженерал Электрик»

Двухбалочная схема Су-80 с П-образным оперением позволяет погрузчику подъехать вплотную к рампе

Средние самолеты

К средним грузовым самолетам России относятся машины грузоподъемностью до 20 тонн. В настоящее время вся рамповая техника представлена фактически одним самолетом Ан-12. К этому классу можно отнести и грузовой самолет, разработанный в России — Ту-204С, он находится в эксплуатации. Ведется разработка нового рампового среднего грузового самолета Ил-276. Изначально он планировался как результат совместной работы России и Индии. Однако индийские партнеры фактически отказались от идеи, сначала заморозив проект, а затем неофициально закрыв его.

Хотя совместная российско-индийская конструкторская бригада в Москве в течение года активно работала над созданием эскизного проекта. Главная причина выхода индусов из проекта — серьезные несоответствия требований к самолету по причинам различий в климатических и рельефных особенностях двух стран.

«ЛОКХИД C-141 СТАРЛИФТЕР» — «Воздушный грузовик» вьетнамской войны

Многоцелевой военно-транспортный самолет (США)

В конце 1950-х годов в США приступили к исследованиям на предмет создания дальнего военно-транспортного самолета, оснащенного турбореактивными двигателями и имеющего высокую грузоподъемность. Такие машины были необходимы для замены устаревших «Дугласов-124» с еще поршневыми двигателями.

«Горб» над кабиной — это приемник системы дозаправки в воздухе

 В августе 1960 года ВВС США разработали технические требования на создание такого «грузовика». Самолет должен был обладать взлетной массой не меньше 145 т и быть способным перелетать через Атлантику. По результатам объявленного конкурса, в котором к непременным «Боингу», «Дугласу» и «Локхиду» присоединился «Конваир», лучшим был признан проект фирмы «Локхид», с которой и был подписан контракт.

Самолет поднялся в воздух 17 декабря 1963 года. Два года спустя первая серийная машина была передана ВВС США. Летом 1965 года сформировали эскадрилью из 16 самолетов. Первоначально военные заказали 132 самолета, однако затем их количество увеличилось до 284, что было связано с начавшейся войной во Вьетнаме.

Все поставки этой машины, имевшей обозначение С-141А, завершились в 1968 году. В производстве участвовали 1334 предприятия США и Канады. В работах было занято в общей сложности около 12 000 человек, из которых 25% составляли инженеры.

Основным недостатком С-141 был относительно малый объем грузового отсека, поэтому самолеты часто летали недогруженными по тоннажу

Вначале самолет назвали «Супер-Геркулесом», однако затем переименовали в «Старлифтер». С августа 1965 года «Старлифтеры» широко использовались для переброски войск во Вьетнам.

Они считались основными частями «воздушного моста», призванного в случае большой войны соединить США и Западную Европу. В 1973 году эти машины создали надежный «воздушный мост» между США и Израилем во время очередной арабо-израильской войны.

Впоследствии появились самолеты с увеличенным объемом грузового отсека — С-141В и с улучшенными системами бортовой электроники и навигации — С-141С. На сегодня построено 285 «Старлифтеров».

Поделиться ссылкой

Боковая дверь

С развитием грузовых перевозок практически все основные аэропорты стали обладать необходимым погрузочно-разгрузочным оборудованием. Грузы перевозятся в стандартных контейнерах. Это делает излишним наличие соответствующих механизмов непосредственно на борту грузового самолета. Поэтому с экономической точки зрения самолет с боковой дверью всегда будет эффективнее, нежели рамповый. Хотя бы по причине легкой конструкции.

Обычно это переоборудованные пассажирские самолеты или летательные аппараты, создаваемые на их платформе. Такие грузовые самолеты в России представлены моделями Ил-96-400Т, Ту-204С, Ил-114Т. Механизмы могут использоваться для перевозки контейнеров и стандартных грузов. К сожалению, в эксплуатации их очень мало.

Российские авиакомпании применяют для этих целей в основном западную технику. И причина здесь весьма банальна. Малое количество самолетов в эксплуатации объективно ведет к плохому обслуживанию. Для нескольких летающих машин создание сети складов и технических центров абсолютно иррационально. Порочный круг.

История проектирования

Проектирование Ил-112 началось в первой половине 1990-х годов в пассажирской версии. Серийное производство предполагалось начать в 1994 году на Кумертауском авиационном производственном предприятии (г. Кумертау, Башкирия), однако из-за недостатка финансирования план не был реализован.

В 2000 году было возобновлено проектирование Ил-112 в военном варианте Ил-112ВТ. В апреле 2003 года он победил в конкурсе Минобороны РФ на лучший проект легкого военного транспортника, проект Ил-112ВТ был учтен в госпрограмме вооружения. Но в августе 2010 года руководство министерства приостановило финансирование проекта, а в мае 2011 года — приняло решение отказаться от него в пользу приобретения самолетов Ан-140 грузовой модификации. В июне 2011 года сборка первого образца с индексом Ил-112В на ВАСО была приостановлена.

Однако строительство военных Ан-140, которое предполагалось наладить на самарском «Авиакоре», вскоре столкнулось с трудностями. В 2015 году их производство в РФ практически прекратилось из-за непоставок комплектующих с Украины.

В декабре 2012 года главкомат Военно-воздушных сил России представил новому министру обороны Сергею Шойгу обоснования для возобновления разработки Ил-112В, 30 октября 2013 года министр утвердил техническое задание на самолет. 14 ноября 2014 года Минобороны РФ и ОАО «Ил» подписали госконтракт на завершение опытно-конструкторских работ по самолету и строительство трех опытных машин (на эти цели гособоронзаказом было предусмотрено выделение 7,9 млрд руб.) В разработке и постройке Ил-112В было решено задействовать около 30 российских предприятий и более 50 поставщиков комплектующих. Головным изготовителем (85% объема строительства самолета) утвердили ВАСО.

Конструкция

Airbus A310, верхний грузовой люк открыт

Транспортный самолёт может обладать следующими конструктивными особенностями, которые отличают его от пассажирских моделей. Они призваны, в первую очередь, облегчить погрузку и разгрузку самолёта:

  • компоновка «высокоплан» (позволяет расположить груз максимально близко к земле)
  • усиленное шасси с большим количеством колёс
  • грузовые люки внизу и вверху фюзеляжа
  • люки в передней части фюзеляжа («откидной нос») и в задней («распахивающийся» или «откидной» хвост), иногда совмещённые с рампой
  • уменьшенная дверь в кабину пилотов
  • отсутствие иллюминаторов

Основные характеристики

Грузоподъемность грузовых самолетов России, фото и их основные характеристики сведены в следующую таблицу:

Самолет Тип

Макс.

грузо-

подъм.

(тонн)

Макс.

взл.

вес

(тонн)

Кол-во

произв.

(штук)

Груз.кабина

габариты

(метров)

Макс.

скорость

км/час

Макс. дальность

с макс. нагрузкой

(км)

Ан-124 Р 120 392 55 6,4х4,4 865 4800
Ан-22 Р 60 225 69 4,4х4,4 650 5200
Ил-96-400Т Д 92 270 5 3,45х3,4 850 5000
Ил-76 (узбекистан) Р 48 190 950 3,45х3,4 850 3800

Ил-76МД-90А

(Россия)

Р 60 210 5 3,45х3,4 850 4000
Ту-204С Д 30 110 12 3,4х2,08 850 3900
Ан-12 Р 21 61 1248 3,5х2,6 660 1800
Ил-276 Р 20 68 3,45х3,4 870 2100
Ан-72/74 Р 7,5 32 200 2,2х2,15 870 2700
Ан-26 Р 5 24 1400 2,2х1,6 540 1100
Ил-112 Р 5 21,4 2,42х2,45 550 1000
Ил-114 Д 7 23,5 5 3,25х1,71 685 1000

Особенности конструкции

В связи с тем, что для размещения военной техники и живой силы внутри транспортников необходимо наличие большого внутреннего пространства, конструкция планера имеет одну особенность. Для загрузки оборудования в конструкции транспортных машин обязательно предусматривается наличие погрузочного люка. Он может располагаться спереди, под кабиной пилотов, или в задней части фюзеляжа.

К 1955 году сформировался круг требований к конструкции военно-транспортных машин:

  • свободнонесущий высокоплан со стреловидным крылом;
  • два или четыре турбореактивных двигателя на пилонах под крыльями;
  • грузовой люк сзади (реже – спереди) фюзеляжа;
  • грузоподъёмность – не менее 20 т.

В середине ХХ века транспортники снабжались поршневыми двигателями. На смену им пришли более современные, турбореактивные. Количество килей – один или два. Планер изготавливается из высокопрочной листовой стали, или из титановых сплавов. Сечение фюзеляжа большинства транспортных летательных аппаратов – круглое.

Некоторые из современных тяжёлых машин имеют фюзеляж грушевидной формы. Многоопорное шасси транспортников должно обеспечивать посадку на неприспособленные грунтовые площадки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector