Самолеты мира и россии. пассажирские самолёты

Революция в производительности офисного персонала

Пандемия пройдёт, и рядовые сотрудники со временем забудут об этом сложном периоде, полагает Митюков. Но генеральные директора и HR-менеджеры не забудут ничего. Их шок просто так не пройдет, а выльется в бизнес-изменения. Глава TalentTech предсказывает, например, что нас ждёт революция в производительности труда, в особенности офисного персонала.

«Многие предприниматели уже сейчас думают: зачем мне люди в офисе? Зачем мне вообще офис? Зачем мне вообще люди? По данным Росстата, в России около 75 млн трудоспособных людей, из них 60 млн заняты в бизнесе и на госпредприятиях. По оценке аналитиков, 15 млн — это офисные сотрудники. И если до самоизоляции в дистанционном формате работали только 5% из них, то за этот и следующий год на „удалёнку“ могут перейти уже 20–30% офисных сотрудников. Технологии были разработаны давно, но далеко не все хотели ими пользоваться. А сейчас произошел толчок, который сломал старые привычки».

Кроме того, утверждает Митюков, нас ждет революция и в сфере занятости. Многие компании научились управлять удаленными сотрудниками, и теперь им будет значительно проще нанимать людей из других регионов, в том числе фрилансеров.

Лидер по длине крыла

Прежде чем переходить к гигантам, вспомним уникальный Hughes H-4 Hercules. Именно он уже более 70 лет удерживает лидерство по размаху крыльев, а по высоте с ним сравнялся лишь современный Airbus А380-800.

История у самолета непростая. В начале Второй мировой войны правительство США заказало фирме «Hughes Aircraft» построить самолет-амфибию для грузопассажирских перевозок. Да, он должен был не только летать, но и уметь плавать. Главная цель, заявленная заказчиком — потратить минимум стратегического сырья, то есть сделать его не из металла, а из дерева.

«Летающая лодка» была призвана стать крупнейшим из всех существующих самолетов. Но поиски идеального решения затянулись, а самолет-амфибия был построен лишь спустя два года после завершения войны. Аппарат, получивший знаменитое прозвище «Еловый Гусь», полностью был сделан из фанеры. По оценкам на разработку и строительство самолета потребовалось 22 миллиона долларов из бюджета США, еще 18 миллионов вложил владелец компании Говард Хьюз.

Размеры «Геркулеса» в семь раз превышали параметры любого самолета. Длина составила 66,45 метра, высота – 24 метра, а размах крыла – 97,5 метра. Он весил 136 тонн, грузоподъемность составляла 59 тонн. Летающая лодка была способна вместить более 700 солдат.

По проекту самолет мог развивать скорость до 378 км/ч, набирать высоту более семи тысяч метров и пролетать 5,6 тысячи км. Но испытать его предельные возможности так и не удалось. Первый и единственный экспериментальный полет «Геркулес» совершил в ноябре 1947 года в гавани Лос-Анджелеса. Сделав несколько проходов по гавани, самолет-амфибия оторвался от воды и пролетел около двух километров на высоте 21 метра и скорости порядка 120 км/ч. После идеально совершенной посадки «Геркулес» вернулся в свой ангар, где его поддерживали в рабочем состоянии до 1976 года. Сегодня увидеть деревянного гиганта можно в музее штата Орегон США.

Кто изобрел самолет?

Разработки Уильяма Хенсона

Данное изобретение можно приписать английскому конструктору Уильяму Хенсону, который в 1849 году получил патент на разработку проекта самолета.

Летательный аппарат Хенсона также обозначали как «паровой воздушный экипаж». Крыло агрегата имело в своем строении лонжероны, нервюры и стойки, все это получило дальнейшее развитие в самолетостроении. Обшивка крыла была двухсторонней, поскольку нервюры имели разную кривизну обводов. Для облегчения конструкции были использованы продольные балки, это позволило сделать крыло пустотелым и более легким.

Летательный аппарат Хенсона

Крыло крепилось к верхней части фюзеляжа. В самом корпусе был установлен двигатель, который приводил в движение два винта толкающего типа. Также фюзеляж имел место для пассажиров и экипажа.

Хвостовое оперение крепилось к задней части корпуса. Оно имело подвижные детали, а именно рули направления, что касается киля, то он был неподвижный. Конструкция аппарата не имела элеронов, в силу чего мог возникать крен, но конструктор решал данную проблему за счет изменения оборотов винтов. Все это творение имело трехосное шасси с передним колесом.

Разработки Николая Афанасьевича Телешова

Что касается Российской Империи, то первый летательный аппарат был предложен конструктором Н.А. Телешовым еще в 1864 году. Проект конструктора имел название «система воздухоплавания», которая по первоначальному замыслу должна иметь возможность перевозки 120 пассажиров на борту. Данный самолет проектировался как цельнометаллический моноплан с крылом, расположенным на верхней части корпуса. Прямоугольное сечение внутренней части фюзеляжа должно было иметь две пассажирские палубы.

Н.А. Телешов — самолет (проект)

Нужно отметить, что предлагаемое крыло имело малое удлинение при больших геометрических параметрах самого фюзеляжа. Крылья имели немного изогнутый профиль и заострения к концам. Двойная обшивка позволила увеличить их прочность при снижении общего веса. За счет ферменной конструкции и системы расчалок крылья должны были выдерживать большие перегрузки.

Управление аппаратом осуществлялось за счет системы рулей направления и высоты. Всю конструкцию в воздух должен был поднять паровой двигатель, который вращал один винт толкающего типа. Нужно отметить, что сама силовая установка была размещена в средней части корпуса, а с винтом ее соединял большой вал. Для смещения центра тяжести в полете машина должна оснащаться дополнительным грузом, который нужно было перемещать с носовой части в хвостовую или наоборот. Самолет не имел собственной системы шасси, поэтому разбег осуществлялся с применением шасси-тележки. Конечно же, все это так и не было воплощено в реальность.

Разработки самолета Александром Федоровичем Можайским

Морской офицер А.Ф. Можайский в конце XIX века активно начал работы по созданию летательного аппарата, который в дальнейшем был изготовлен в натуральную величину. К сожалению, подробные данные об испытаниях сохранить не удалось. Все же некоторые источники утверждают, что полноценный полет так и не состоялся. Максимальным достижением был кратковременный отрыв аппарата с пилотом. В качестве силовой установки использовался паровой двигатель с недостаточной мощностью.

Это далеко не все мировые разработки летательных аппаратов, которые использовали паровые двигатели в качестве силовых установок. Все же основной проблемой неудач была недостаточная база наработок в области аэродинамики и конструирования аппаратов для полета.

Удивительная некомпетентность

«Правительства удивительно некомпетентны в предоставлении населению рекомендаций по здоровому питанию, — заявляет Марко Спрингман. — Чиновники большинства стран избегают давать ясные рекомендации по сокращению потребления мяса, несмотря на исключительно высокие эмиссии и ресурсоемкость его производства»

По его словам, свидетельства экологических последствий режима питания продолжают множиться, поэтому очень важно, чтобы официальные рекомендации учитывали повестку

Спаджик признается, что не удивлен результатами, поскольку многие национальные рекомендации, которые рассматривало исследование, не обновлялись в течение долгого времени и не содержат советов, связанных с экологической устойчивостью.

«В Австралии, например, рекомендации в последний раз были опубликованы в 2013 году, и в них отсутствуют диеты, которые учитывают устойчивое экологическое развитие», — говорит он. При этом ученые уже не один десяток лет призывают интегрировать вопросы здорового образа жизни в национальные рекомендации.

Для сравнения ученые также рассчитали возможные результаты применения рекомендаций по питанию ВОЗ (как оказалось, они ненамного лучше национальных рекомендаций), а также более радикальных советов комиссии ЕАТ-Lancet по здоровому питанию (2019). Лишь выполнение последних, по мнению ученых, пойдет на пользу как человеку, так и планете.

Начало авиастроения в России

Нужно отметить, что создание самолетов немного отставало от мировых наработок, поскольку большую ставку делали на создание дирижаблей, которые планировали использовать в военных целях. Также больше предпочитали создание вертолетов. Ярким примером является «Аэромобиль» конструктора В.В. Татаринова, которому в 1909 году было выделено на постройку 50 тысяч рублей. Кроме этого, было много пожертвований и всевозможной помощи от спонсоров. В итоге на проект потрачены колоссальные деньги, а результат нулевой. После провала данного проектирования практически ни один конструктор не мог получить субсидии на развитие собственных проектов, среди которых было много перспективных.

Все же после удачи братьев Райт правительство России решило обзавестись собственными летательными машинами. При этом покупать самолет «Флайер-1» не стали. Решено создать аппарат собственными силами, только была одна проблема – конструкторы России никогда не видели самолет и незнакомы с особенностями его создания. В силу этого было отмечено множество неудач и аварий еще при разбеге агрегатов.

Первой успешной летательной машиной, которая смогла пролететь несколько десятков метров без аварии, стал самолет Кудашева. Профессор политехнического института Киева Александр Кудашев в июне 1910 года смог пролететь на аппарате собственной конструкции.

Разработки Игоря Сикорского

Наиболее известной разработкой И. Сикорского, конечно же, является самолет «Илья Муромец», который был изготовлен на основе аппарата «Русский витязь». Нужно отметить, что машина принципиально новая и значительно отличалась от первого аппарата. Было изменено все, кроме общей схемы конструкции. Над созданием трудилась группа лучших конструкторов страны во главе с Игорем Сикорским.

«Муромец» был оснащен четырьмя двигателями типа «Аргус» с мощностью в 100 лошадиных сил. Это позволило аппарату обладать весьма большой подъемной силой. С 1915 года некоторые модели оснащались двигателем типа Р-БВ3, он имел 6 цилиндров и оснащался водным радиатором охлаждения. Данный летательный аппарат поистине может считаться первым в мире самолетом для пассажирских перевозок, поскольку имел отдельный от кабины экипажа салон, спальные комнаты и даже туалет с ванной. Также на борту аппарата имелось электрическое освещение и отопление от двигателя. Большим толчком в развитии авиастроения послужило начало Первой мировой войны.

Первый самолет «Илья Муромец» был изготовлен осенью 1913 года. Еще на испытаниях машины удалось установить несколько мировых рекордов. Первый рекорд по грузоподъемности был зафиксирован 12.12.1913 года, когда удалось совершить полет с 1.1 тонны полезного груза на борту. Ровно через месяц был установлен рекорд с 16 человеками и одной собакой на борту агрегата, при этом общая масса достигла 1,2 тонны. Управление самолетом осуществлял сам конструктор Сикорский.

В 1914 году на базе «Муромца» был изготовлен гидроплан с более мощными двигателями, это был самый большой гидроплан в мире до начала 1917 года.

Данной машине принадлежит первый полет по дальности, когда был осуществлен перелет из Петербурга в Киев всего с одной посадкой. При полете была достигнута и максимальная высота полета в 2 километра, при этом на борту было 10 человек. Все это состоялось 05.06.1914 года. Маршрут полета удалось пройти за 6,5 часов.

Все эти достижения и наработки послужили дальнейшему развитию авиационной отрасли как в России, так и во всем мире. 

Рекордсмен по грузоперевозкам

Самым грузоподъемным самолетом в мире официально признан Ан-225, получивший название «Мрия» («Мечта»). Вершина мысли советских конструкторов поставила порядка 250 мировых рекордов, многие из которых не превзойдены и по сей день.

Ан-225 был разработан и построен в Конструкторском бюро имени Антонова. Самолёт предназначался для решения специфичных задач при реализации советской космической программы «Буран». В частности, он должен был перевозить тяжелые компоненты космического корабля и ракеты-носителя, а также использоваться в качестве первой ступени системы старта космического корабля.

За основу конструкторы взяли Ан-124, это придало ему качества универсального грузового самолёта. А принципиальные улучшения позволили достичь рекордных показателей грузоподъемности: «Мрия» может транспортировать до 250 тонн на расстояние до четырех тысяч километров.

Свой первый полет Ан-225 совершил в 1988 году, а через год демонстрация его возможностей произвела фурор на Парижской авиавыставке.

Ан-225 поражает размерами. Его длина составляет 84 метра, высота более 18 метров (высота пятиэтажного дома), размах крыльев превышает 88 метров. Вес пустого самолета — 250 тонн.

«Мрия» способен перевозить сверхтяжелые грузы как в герметичной кабине, так и снаружи на фюзеляже. Длина грузовой кабиной составляет 43 метра, ширина – 6,4 метра, высота – 4,4 метра. На такой площади свободно разместятся 50 легковых автомобилей. Вторая палуба вмещает 6 членов экипажа и 88 пассажиров.

На сегодняшний день «Мрия» существует в единственном экземпляре. Самолет используется для перевозки грузов и при проведении спасательных операций. Второй самолет планировался к выпуску, но так и остался в полусобранном состоянии. Из-за отсутствия заказчика достройка и модернизация второго Ан-225 по-прежнему под вопросом.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 11 декабря 2012.
  2. Washington Post, June 18, 1910. Indianapolis, Indiana, June 17, 1910. Walter Brookins, in a Wright biplane, broke the world’s aeroplane record for altitude today, when he soared to a height of 4603 ft, according to the measurement of the altimeter. His motor stopped as he was descending, and he made a glide of 2 mi, landing easily in a wheat field.
  3. . — «Joseph E. Carberry, who holds the American record for altitude, accompanied by passenger, Capt. B. D. Foulois (англ.)русск., Lieut. T. DeWitt Milling (англ.)русск., Lieut. Ira A. Rader, Lieut, Carlton G. Chapman …».
  4. *Evangelisti, Giorgio, Gente dell’Aria vol. 6, Ed. Olimpia, 2000
  5. Owers 1993, p. 51.
  6. Flight 16 December 1920, p. 1274.
  7. Angelucci and Bowers 1987, p. 195.
  8. Flight 7 February 1924, p. 75.
  9. Andrews and Morgan 1988, pp. 205—206.
  10. ↑ Lewis 1971, p. 485.
  11. Taylor 1965, p. 346.
  12. Lewis 1971, p. 371.
  13. Lewis 1971, p. 389.
  14. PDF
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения 11 декабря 2012.
  16. Kane, Joseph Nathan. Famous First Facts: A Record of First Happenings, Discoveries, and Inventions in American History. — Fifth Edition. — The H.W. Wilson Company, 1997. — P. 47. — ISBN 0-8242-0930-3.
  17. . The New York Times.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения 21 февраля 2015.
  19. Книга рекордов Гиннесса. Пер. с англ. — М.: «Тройка», 1993. — С. 141. — 304 с. — ISBN 5-87087-001-1.
  20. . Institute of Space and Astronautical Science, JAXA. Дата обращения 29 сентября 2011.

Классификация

Истребитель-бомбардировщик Су-34

Штурмовик Су-25

Противолодочный самолёт (ДПЛС) Ту-142

Классификация самолётов может быть дана по различным признакам — по назначению, по конструктивным признакам, по типу двигателей, по лётно-техническим параметрам и так далее и тому подобное.

По назначению

Военные:

  • штурмовики (Су-25, А-10)
  • перехватчики (МиГ-31, F-15)
  • истребители
  • истребители-бомбардировщики (Су-34)
  • фронтовые бомбардировщики (Су-24)
  • стратегические бомбардировщики (Ту-95, B-52)
  • ракетоносцы
  • торпедоноcцы
  • самолёты-разведчики (, U-2)
  • топливозаправщики (Ил-78, KC-135)
  • воздушные авианосцы
  • противолодочные самолёты (Ил-38, P-8 Poseidon)
  • патрульные самолёты (Ан-72)
  • корректировщики
  • военно-транспортные самолёты (Ан-12, C-130)
  • многоцелевые и специальные
Гражданские
  • пассажирские
  • транспортные — транспортировка грузов
  • почтовые — перевозка авиапочты
  • курьерские
  • сельскохозяйственные
  • санитарные — оказание срочной медицинской помощи
  • пожарные — для тушения в основном лесных пожаров
  • геологоразведочные — воздушная разведка недр
  • экспериментальные — проведение лётных экспериментов (летающая лаборатория)
  • спортивные — занятия авиационным спортом
  • учебно-тренировочные — обучение лётного состава
  • учебно-боевой самолёт — обучение военного лётного состава.

По взлётной массе

Лёгкомоторный самолёт МАИ-223

  • Сверхтяжёлые;
  • Тяжёлые — свыше 136 тонн (300 тысяч фунтов);
  • Средние — от 7 до 136 тонн (15-300 тысяч фунтов);
  • Лёгкие — менее 7 тонн (15 000 фунтов);
  • Сверхлёгкие.
Классы по взлётной массе

(Класс самолёта связан с классом аэродрома, способного принять самолёт данного типа.)

  • 1-го класса (75 т и более);
  • 2-го класса (от 30 до 75 т);
  • 3-го класса (от 10 до 30 т);
  • 4-го класса (до 10 т);
  • легкомоторные.

По типу и числу двигателей

Звездообразный двигатель в разрезе

Компрессор турбореактивного двигателя (ТРД)

  • По типу силовой установки:
    • поршневые (ПД — Ан-2, Cessna 172)
    • (ТВД — Ту-95, DHC-8)
    • (ТРД — Як-130, А320)
    • с ракетными двигателями (БИ-1)
    • с комбинированной силовой установкой (КСУ)
    • с электрическими двигателями (электрический самолёт)
  • По числу двигателей:
    • однодвигательные (Ан-2, U-2)
    • двухдвигательные (Ан-24, Боинг 737)
    • трёхдвигательные (Як-42, DC-10)
    • четырёхдвигательные (Boeing 747, Ан-124 «Руслан», P-3 Orion)
    • пятидвигательные (АНТ-14, He-111Z)
    • шестидвигательные (Ан-225 Мрия)
    • семидвигательные (К-7)
    • восьмидвигательные (АНТ-20, Boeing B-52)
    • десятидвигательные (Convair B-36J)
    • двенадцатидвигательные (Dornier Do X).

По компоновочной схеме

Классификация по данному признаку является наиболее многовариантной (см. также Классификация самолётов по конструктивным признакам и силовой установке). Ниже приводится часть основных вариантов.

По числу крыльев:

  • монопланы
  • полуторапланы
  • бипланы
  • трипланы
  • полипланы

По расположению крыла (для монопланов):

  • высокопланы
  • среднепланы
  • низкопланы
  • парасоль

По расположению хвостового оперения:

  • стандартная схема (оперение сзади)
  • летающее крыло (бесхвостый)
  • бесхвостка
  • «утка» (оперение спереди);

По типу, размерам и этажности фюзеляжа:

  • однофюзеляжные:
    • узкофюзеляжные;
    • широкофюзеляжные;
  • двухбалочной схемы («рама»);
  • бесфюзеляжные («летающее крыло»).

По типу шасси:

  • Сухопутные;
    • с колёсным шасси:
      • с хвостовой опорой;
      • с передней опорой;
      • с опорой велосипедного типа;
    • с лыжным шасси;
    • с гусеничным шасси;
    • на воздушной подушке (ЭКИП и некоторые др. экспериментальные модели);
  • Гидросамолёты;

    • амфибии;
    • поплавковые;
    • «летающие лодки».

По скорости полёта

  • дозвуковые — максимальное полётное число Маха не более 0,7-0,8 (Ан-74, DC-3)
  • трансзвуковые — максимальное полётное число Маха от 0,7-0,8 до 1,2 (Ту-154)
  • сверхзвуковые — максимальное полётное число Маха от 1,2 до 5 (Ту-22М, Concorde)
  • гиперзвуковые — максимальное полётное число Маха свыше 5.
  • сухопутные
  • корабельные
  • гидросамолёты
  • летающая подводная лодка.

По типу взлёта и посадки

  • вертикального (ВВП — Як-38, Harrier)
  • короткого (КВП — Ан-72)
  • горизонтального (то есть обычного) взлёта и посадки — Ту-204, Боинг 707.
  • пилотируемые лётчиком
  • беспилотные (БПЛА, робо-самолёты).

Реплика

В течение последних пяти лет «Leisure Sport» была связана с развитием 500-акрового (2,023     км²) аквапарка в Торпе, графство Суррей. Ряд оригинальных и воссозданных кораблей и морских самолетов были собраны, показывая морскую историю британского народа. В 1972 году было решено построить копию Supermarine S 5 или S 6.

Компания обратилась к Рэю Хилборну, который до этого успешно создал реплики Avro Triplane и Pfalz D3. Его начальные конструкторские проработки показали, что мы джолжны строить цельнодеревянный подкосный гидроплан, оснащенный двигателем Rolls-Royce Continental 10-360. Он заключил, что было бы проще скрыть современный двигатель Fiat под капотом S 5, чем S 6.

реплика S-5 на слипе в Калшоте, август 1975 года

Различия

Реплика была разработана с общей массой 1500 фунтов (680,4 кг), по сравнению с 3242 фунтами (1470,57 кг) оригинала. Другими различиями были немного более узкие поплавки были установлены симметрично для компенсации меньшего веса и снижения крутящего момента двигателя, другой профиль крыла для  уменьшения скорости сваливания до 50 узлов (92,6 км/ч), кабина расширена на 2 дюйма (50,8 мм), чтобы разместить более крупного пилота, и добавление водяных рулей.

вид спереди на неокрашенную реплику S-5 показывает ее тонкие линии и небольшую лобовую поверхность. Поплавки не в масштабе, иначе гидросамолет находился бы слишком высоко над водой

Гидросамолет совершил свой первый полет 28 августа 1975 года — почти через три года после постройки и был запщен за два дня до того как аквапарк в Торпе был открыт для публики. До первого полета были проведены обширные рулежечные испытания, продемонстрировавшие, что самолет был на удивление мореходным. Перемещения при рулежке были довольно нормальными, за исключением того, что радиус поворота был несколько большим по сравнению с другими гидросамолетами одинакового в ним веса. Для поворота при свежем ветре требовались значительная мощность, со всей силой отвести ручку управления назад и полное отклонение руля направления. Когда двигатель работал на полную мощность, самолет быстро разгонялся, и ручку приходилось отклонять вперед, чтобы избежать барсирования задней части

Поскольку самолет был скоростной и видимость вперед у него была ограничена, то требовалось определенное внимание для поддержания прямолинейного движения при выходе на редан. Взлет происходил на скорости 60 узлов (111,12 км/ч)

В воздухе S-5 быстро ускорялся до 80 узлов (148,16 км/ч) и поднимался со скороподъемностью около 1200 фт/мин (365,7 м/мин, 6,1 м/с).

фотографии, сделанные автором на принадлежащем «Flight International» самолете Piper Seneca, пролетавшем над гравийными карьерами в Бедфордшире, где реплика S-5 базировалась перед своими выступлениями над Фарнборо в 1976 году

В полете реплика S-5 имеет широкий диапазон скоростей с максимальной скоростью около 180 миль/ч (289,62 км/ч) и скоростью сваливания 45 миль/ч (72,41 км/ч). В спокойную погоду на нем очень приятно летать, но тяжелых погодных условиях самолет был наказанием, если не сказать больше.

Посадка самолета

Посадка легче, чем взлет

Заход на посадку с работающим двигателем происходил на скорости в 70 узлов (129,64 км/ч), и самолет более или менее осторожно летел у воды. Как только двигатель выключался, гидросамолет замедлялся до 5-6 узлов (9,26-11,11 км/ч), являвшейся минимальной скоростью машины с работающим на холостом ходу двигателем

два цветных снимка были сделаны Родни К.Х. Пойнтоном (RODNEY C. H. POYNTON) во время испытаний реплики в Калшоте (в кабине Кейт Сиссонс). Вертолет Королевского флота Westland Whirlwind в погоне на нижней фотографии. «Leisure Sport», владелец реплики S-5, недавно завершила полноразмерную реплику триплана Fokker Dr.I, которая полетит в длижайшее время

В настоящее время Кейт Сиссонс (Keith Sissons) завершил летные испытания на получение сертификата летной годности. Самолет получил расширенное разрешение на полеты для появления в дни открытых дверей на показе общества британских авиаконструкторов (SBAC Show). В конечном итоге получившая номер гражданской регистрации G-BDFF реплика S 5 возвратилась в аквапарк, где после открытия парка она будет представлена с другими экспонатами Leisure Sport.

ЛТХ:  
Модификация   S.5
Размах крыла, м   8,15
Длина самолета,м   7,36
Высота самолета,м   3,38
Площадь крыла,м²   10,68
Масса, кг  
  пустого самолета   1215
  максимальная взлетная   1475
Тип двигателя   1 ПД Napier Lion VIIA
Мощность, л.с.   1 × 900
Максимальная скорость, км/ч 514
Крейсерская скорость, км/ч  
Продолжительность полета, ч   1,15
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector