Самые маленькие пилотируемые самолеты

Летно-технические характеристики легкого четырехместного самолета Цикада 4

Характеристика Единица измерения Параметры
Размах крыла метры 11,3
Площадь крыла метры2 15,8
Длина самолета на стоянке метры 7,4
Высота самолета метры 2,9
Ширина колеи шасси метры 1,8
Максимальная взлетная масса кг 950
Масса пустого самолета кг 505
Запас топлива литры 100
Экипаж человек 1+3 (4 кресла)
Полезная нагрузка кг 290 (440) кг.
Максимальная дальность полета км 650
Максимальная скорость горизонтального полета км/ч 190
Скорость горизонтального полета на одном двигателе с полной загрузкой (Н=200м.) км/ч 120 км/ч как на левом так и на правом двигателе (один МГ – второй Максимал).
Крейсерская скорость км/ч 150
Скороподъемность у земли м/с 7
Скорость взлетная км\ч 75 – 80
Эволютивная скорость км\ч 85
Длина разбега (взлетная диcтанция) метры 80м
Длина пробега (посадочная дистанция) метры 250м (с посадочным весом 900 кг.)
Двигатели 2xJabiru-2200
Мощность л.с. 2х85
Топливо (авт. бензин) ГОСТ АИ-95
Тип масла Аэро-Шелл W100 или аналог
Суммараный час. расход топлива л\ч 22,0
Эксплуатационная перегрузка ед. -1,5/+3,8
Скорость ветра: встречного / бокового м\с 15 / 6

Шаг 2. Планирование времени

Едва ли найдётся несколько человек, которые справлялись с проектом, требующим такого же внимания, усилий и времени, как строительство самолета с нуля. Это занятие не для дилетантов. Оно требует постоянных и размеренных усилий в течение длительного времени.

Для того чтобы задержек на этом пути было меньше, и прогресс над проектом не стоял на одном месте, можно разбить всю работу на много мелких задач. Работа над каждой задачей не покажется такой уж сложной, а успех придет постепенно по мере выполнения каждой задачи. В среднем строителю потребуется от 15 до 20 часов в неделю для того, чтобы закончить проект простого самолета за приемлемое время.

Для увлеченных строителей большинство авиационных проектов занимает по времени от двух до четырех лет. В среднем же строительство самолета может занять по времени пять и даже десять лет. Именно поэтому опытные авиационные строители никогда не станут назначать точную дату первого полёта, несмотря на постоянные вопрошающие взгляды друзей. В качестве отговорки можно сказать «дело не стоит» или «как только, так сразу».

Идеалистам здесь не место

Не все строители осознают важность правильного планирования времени. Самолетостроение не является социальным мероприятием, и в действительности во время работы может быть чертовски одиноко

Общительные натуры могут найти это занятие более трудным, чем можно себе представить. Поэтому каждый, кто посвятил себя этому делу, должен находить удовольствие в работе в одиночку.

Следующий самолет, который будет построен без нестыковок в отверстиях, станет первым за все времена. Роберт Пирсинг в своем культовом романе «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» рассказывает об ошибках при сверлении отверстий. Эти ошибки могут отбить у строителя стремление работать над проектом на долгое время. Подобные ошибки часто сопутствуют авиационным проектам и в том случае, если строитель не обладает личными качествами, которые бы подтолкнули его справиться с подобными трудностями, проект может быть закрыт.

Перфекционистам, которые стремятся к совершенству во всем, следует поискать другое занятие. Если бы все самолеты должны были идеально соответствовать законам аэродинамики, вряд ли бы кто-то осмелился взлететь. Перфекционизм часто ошибочно принимается за ремесло, но это крайне разные вещи. Не имеет значения, насколько хороша вещь: всегда можно что-то улучшить, сделать ярче и качественнее. Задача не в том, чтобы сделать лучший самолёт – задача в том, чтобы сделать практичный самолёт, чтобы строителю не было стыдно за него, и он не боялся на нем летать.

№6. Junior

Этот крошечный самолет с названием Junior был создан американцами Рэйем Ститсем и Мартином Янгом на противовес Wee Bee. Главной их целью было попасть в Книгу рекордов Гиннеса, благодаря миниатюрным размерам – размаху крыла в 2,8 м и длине 3,4 м.

Самые маленькие самолеты в мире. Stitts’ SA-1A Junior No-Cal

Интересно, что самолет собирался не с нуля, а на базе Taylorcraft L-2, разработанного для участия во Второй мировой войне. Для маленького самолета подбирали однопоршневые двигатели с мощностью от 36 до 75 л/с. В итоге Ститс остановил свой выбор на самом мощном варианте, поэтому предельная скорость самолета составляла 240 км/ч.

После успешной апробации, Junior был признан самым маленьким монопланом в мире. После этого Ститс вдохновился на создание целого модельного ряда малогаборитных самолетов.

Какая схема самолета считается стандартной?

Классическая аэродинамическая схема — это модель, по которой выстроено подавляющее большинство современных летательных средств. Формула ее проста: самолет имеет вытянутое обтекаемое «тело» и горизонтальные крылья.

Крылья могут быть прямыми, стреловидными, их может быть разное количество. Хвостовое стабилизирующее оперение тоже может иметь различные комбинации, но в целом любой человек, видя перед собой самолет стандартной схемы, может быть уверен: это именно летательный аппарат.

Необычный самолет отличается тем, что он избегает этой стандартной формулы, пытаясь вывести понимание воздушного транспорта на новый уровень. История знает множество примеров, когда отклонение от стандартной схемы было проведено собственно ради эксперимента, или отвечало каким-то особым задачам.

Многие из этих идей преданы забвению, некоторые продолжают бороться за свою реализацию

Так или иначе, нестандартные летательные средства привлекают внимание ученых и любителей техники

Выбор «воздушного коня»

В России самые покупаемые самолеты — Цессна и Циррус, оба американского производства. Цессна более дешевая, от 120 тыс. $, Циррус дороже. Для учебно-тренировочных целей покупают относительно недорогие чешские самолеты Ламбада, Коала, Еурофокс. Цены на них начинаются от 40000$. Сделав запрос в компанию-производитель, вы сможете получить расчеты эксплуатационных расходов на интересующую вас модель, узнать наличие в досягаемой близости сервисных центров и другую важную информацию.

Многие авиалюбители предпочитают покупать «киты» — наборы «сделай сам». То есть самолет поставляется в разобранном виде, упакованным в контейнер. Это выгодно, так как собранный самолет стоит значительно дороже. Кроме того, так можно сэкономить порядка 10% при растаможке — самолет оформляется как запасные части.

Полностью собранный самолет можно доставить к месту базирования своим ходом. Это непросто, но зато интересно.
В любом случае придется проходить таможню со всеми вытекающими расходами денег и нервов. Имейте в виду: растаможка обойдется вам приблизительно в половину стоимости самолета. То есть, купив борт за 50 тыс. долларов, вы отдадите еще около 25 тыс. на таможне. Оставить самолет зарегистрированным за рубежом нельзя, иначе придется летать только по-партизански, нелегально.

Новые самолеты стоят дороже, но более высокая стоимость при приобретении оправдывает себя. Современные самолеты лучше оснащены, до выработки ресурсов еще полно времени, и стоимость вашего приобретения может достаточно долгое время не только не снижаться, но в некоторых случаях даже повышаться. А старые самолеты, хотя и более дешевые, всегда обходятся дороже в содержании из-за большого износа. И их стоимость со временем только снижается. Стоит учитывать подобные нюансы, чтобы не стать иллюстрацией известной пословицы о скупце, который платит дважды.

Шаг 4. Где взять деньги на самолёт?

На втором месте после времени стоит вопрос денег. Во — сколько обойдется стоимость постройки самолёта? Здесь нет ответа, подходящего для всех: в среднем подобные проекты стоят от $50000 до $65000, а реальная стоимость может быть как ниже, так и значительно выше

Строительство самолета – это как поэтапная выплата кредита, важно правильно оценить весь объем требуемых ресурсов, как финансовых, так и временных до начала активной фазы вложений

Распределение расходов на проект начинается с определения задач, которые будет решать самолет. Современные производители воздушных судов готовы установить на свою продукцию всё, чего только можно пожелать. Домашние самолётостроители, в свою очередь, точно знают, чего они хотят. Если самолет не будет летать по приборам, то и необходимости ставить на него оборудование для полёта по приборам нет. Нет необходимости летать ночью – зачем ставить взлетно-посадочные огни за 1000$. Винт постоянного шага стоит в три раза меньше винта постоянной скорости, и в большинстве случаев не сильно проигрывает винту постоянной скорости в экономичности полёта.

Правильный вопрос – откуда взять деньги? Богатая тётушка Прасковья не оставит вовремя завещание для финансирования строительства, так что придется повременить с поездкой на юг, либо увеличить свои доходы.

Владелец сайта Van’s Air Force Даг Ривз предлагает первый подход. Его книга «десять шагов для получения самолета» включает в себя откладывание в долгий ящик покупки новой машины, отказ от кабельного телевидения, переход на легкую здоровую еду из овощей и фруктов, отказ от безлимитных телефонных тарифов в пользу экономичных планов. Вообщем Даг подсчитал, что принятие и следование этим шагам позволило ему сэкономить около 570$ каждый месяц. Он добросовестно откладывал эту сумму в копилку каждый месяц и теперь летает на RV-6.

Боб Коллинз, строитель RV, выбрал другую дорогу (не каждый, кто строит самолет – строит RV). Его работа в качестве редактора для общественного радио обеспечивала его и его семью, но этого не хватало для покупки самолёта. Вообщем, он стал «самым старейшим разносчиком газет». Семь дней в неделю, с двух до шести по полудню он разносил местную прессу. Это занятие в сочетании с его обычной работой, семейной жизнью и планами на самолёт не оставляло ему много времени на сон, но в конце концов он стал гордым обладателем RV-7A.

Основные особенности самолета Цикада 4:

  • Самолет в четырехместном варианте, с 4-я креслами
  • Фюзеляж имеет четыре двери для удобства посадки и высадки пассажиров
  • Кресло правого пилота съёмное. Изготавливаются специальные съёмные экраны, которые после демонтажа кресла устанавливаются на пол, для размещения на них грузов. Внутри фюзеляжа самолета монтируется 4 крепёжных узла для швартовки груза
  • Приборная доска — увеличенная на всю ширину кабины:
    Cлева — устанавливаются штатные пилотажные приборы + авиагоризонт AV2, + Радиостанция ICOM – A200(либо аналог),
    По центру — приборы контроля работы двигателей,
    Справа — указатель скорости УС, Высотомер, Топливный компьютер – FF3, авиагоризонт AV1, часы электронные)
  • Управление с двумя штурвалами с возможностью демонтажа одного штурвала и педалей для пассажирского варианта (кнопки управления р/ст. на левом и правом штурвалах)
  • Система управления – новая, изменена в соответствии с КД с целью более рационального использования внутреннего объёма кабины
  • Крыло самолета Цикада 4 новой конструкции с раздельным управлением закрылками и элеронами
  • На самолете устанавливается БАНО
  • На носовую стойку шасси (либо в другом месте) устанавливается посадочная фара
  • По желанию заказчика на самолет Цикада 4 возможна установка дополнительного оборудования

В пассажирском варианте на самолете Цикада 4 есть возможность снять правый штурвал и педали, для перевозки 3-х пассажиров и до 50 кг груза.
Gвзл.=950 кг.

В грузопассажирском варианте самолета (при предварительном заказе) снимаются задние и одно переднее кресло, пол закрывается специальными съёмными экранами и на них размещается груз общим весом в 290 кг.
При предварительном заказе вместо левой задней двери делается грузовой люк, вместо левого заднего сиденья делается грузовая платформа для размещения грузов либо дополнительного оборудования общим весом до 120 кг.

Starr Bumble Bee II

В 1988 году Роберт Стар, создатель миниатюрного и легкого самолета Bumble Bee, выпустил новую модель Starr Bumble Bee II, которая отличалась от предыдущей уменьшенным размахом крыла и облегченным корпусом. К сожалению, конструкция самолета оказалась настолько непродуманной, что в ходе первого испытательного полета Роберт Стар получил травмы. У Starr Bumble Bee II на высоте в 120 метров отказал двигатель кустарной сборки, после чего летательный аппарат упал на землю. Пилот, он же создатель мини-самолета, выжил, но от его детища остались одни обломки. Восстановить Starr Bumble Bee II после крушения не удалось.

Испытания самолета Цикада М

Для обеспечения гарантий прочности и надежности выпускаемых самолетов производителем проводится комплекс испытаний на каждом образце:

  1. Статические испытания эксплуатационной нагрузкой (n= 3.8) крыла и центроплана
  2. Статические испытания горизонтального оперения и хвостовой балки
  3. Статические и динамические испытания шасси
  4. Обкатка двигателей и стендовые испытания воздушных винтов
  5. Летные испытания

Проведение испытаний позволяет полностью исключить возможности некачественного изготовления узлов самолета, во время летных испытаний проводится окончательная балансировка самолета.

FlyNano

FlyNano – компактный вертолет, отличающийся от других подобных транспортных средств необычным дизайном и мощностью. Производитель модели, компания Fly Nano Ltd., называет его летательным аппаратом будущего, который спустя 5-6 лет сможет вытеснить автомобили.

Особенностью вертолета стал не только его небольшой размер, но и электрический двигатель. Он работает от встроенной батареи LiPo мощностью 1,7 kWh. Вес FlyNano всего 70 килограмм, а его предельная скорость – 120 километров в час. Летательный аппарат способен поднять пилота, вес которого не превышает 100 кг. Модель находится на стадии испытаний, и сказать, сколько она будет стоить, пока невозможно.

№1. BD-5J

Мини-самолет BD-5J был разработан в 1971 году в США авиаконструктором Джимом Беде. После летных испытаний представители Книги рекордов Гиннеса наградили его титулом «самый легкий в мире реактивный самолет». Кроме маленького веса в 162,7 кг, он выделялся и скромными габаритами – длина судна 3,66 м и размах крыла в 5,18 м.

Самые маленькие самолеты в мире. BD-5J.

При таких крохотных размерах, BD-5J был способен разгоняться до 483 км/ч, а его крейсерская скорость равнялась 386 км/ч. Запаса топлива малютке хватало для полетов длиной более 1,5 тыс.км. С учетом низкой цены на бензин в США, перелет на личном реактивном самолете стоил дешевле, чем билет на общественный авиалайнер.

Джим Беде постарался сделать BD-5J максимально легким в управлении, чтобы даже пилот-любитель мог пользоваться маленьким джетом. Данная модель была удобна не только в эксплуатации, но и в хранении. Ведь благодаря съемным крыльям, мини-самолет мог поместиться в обычный гараж.

Изначальная цена на маленький самолет была $1,799, но в процессе испытаний и последующих доработок выросла к $2,599. Но это нисколько не отразилось на популярности BD-5J. За 30 месяцев было раскуплено более 5000 единиц и еще 12 000 человек внесли предоплату, чтобы стать в очередь на приобретение необычного джета. Такими объемами продаж не может похвастаться ни одна авиакомпания мира.

Специфической особенностью всей серии BD-5 было то, что Bede Aircraft Corporation продавала клиентам не готовые самолеты, а комплект деталей с подробной инструкцией по их сборке. Заявленное время на монтаж летательного аппарата составляло 600-800 часов. В первой версии джетов предполагалось выполнение сварочных работ, а в последующих сериях все детали соединялись при помощи шурупов, что в значительной мере упростило процесс.

Внешне BD-5J похож на смесь истребителя со спортивным самолетом. Обтекаемый корпус, пропеллер в задней части судна и сверхлегкий вес наделили миниатюрный джет отличной маневренностью и скоростью. Эта модель является частым участником различных авиашоу, так как вызывает неподдельный восторг у зрителей.

К сожалению, данный самолет не может похвастаться высоким уровнем безопасности полета. Так из первых 25 полетов 14 закончились крушением, в результате которых погибло 9 человек. Основные проблемы в работе BD-5J были связаны с двигателем и браком при производстве деталей.

Когда в 1979 году Bede Aircraft Corporation обанкротилась, выпуск модели прекратили. Впоследствии многие авиаконструкторы модифицировали купленные самолеты BD-5J на свое усмотрение. Также в США появилось несколько частных компаний по обслуживанию этих маленьких джетов.

Реактивный кроха BD-5J даже участвовал в съемках кино про Джеймса Бонда в серии «Осьминожка». Сейчас тот самый самолетик находится в музее штата Аризона.

Преимущества сельскохозяйственного самолета Цикада М

  • Надежность
  • Прекрасные летные характеристики
  • Приемлемая стоимость, дешевизна эксплуатационных материалов
  • Максимальная безопасность полета
  • Предельно короткие дистанции взлета и посадки
  • При отказе одного из двигателей самолет Цикада может продолжать горизонтальный полет, а при отказе обоих двигателей может совершать планирующую посадку
  • Низкие минимальные скорости полета
  • Цикада простота в освоении
  • Эксплуатация не требует привлечения специалистов высокой квалификации
  • На самолет Цикада возможна установка дополнительного авиационного оборудования
  • Может эксплуатироваться с грунтовой площадки и бетонной полосы
  • Высокая ремонтопригодность самолета
  • Двигатели самолета Цикада работают на обычном автомобильном бензине
  • Самолет имеет высокое аэродинамическое качество
  • В сельскохозяйственном варианте, самолет имеет грузовой отсек, герметично отделенный от кабины.
  • Под крылом самолета предусмотрена установка химической аппаратуры. С этой аппаратурой самолет может применяться в сельском хозяйстве.
  • Самолет может использоваться для перевозки специалистов к месту работы в условиях отсутствия дорог, доставки срочных грузов, обеспечения связи и аварийно-спасательных работ.
  • Самолет Цикада имеет высокую экономическую эффективность применения.
  • Возможна установка дублированного управления для обучения пилотов.

Представим Вашему вниманию самые популярные модели летательных аппаратов малой авиации, которые выпускаются на сегодняшний день:

“Cessna 400″. Такой самолет был разработан по программе HACA, которая предназначена для улучшения судов с малой авиацией. После долгих разработок был выпущен самолет, который приходится одним из самых быстрых в своем классе. Максимальную скорость он может развивать до 318 км/ч, а его дальность полета может составить свыше двух тысяч километров. Количество пассажирских мест – 4.

“Beechcraft Bonanza G36″. Это весьма быстрый и надежный самолет. По своей конструкции он довольно прост. Максимальная его скорость составляет 318 км/ч, полет может быть пройден больше, чем 2 тысячи километров, а в салоне может поместиться 4 человека.

“Cirrus SR22″. Этот самолет можно назвать “мерседесом” среди летательных аппаратов малой авиации. Основной особенностью в конструкции данного аппарата является отделка салона кожей, а также наличие парашюта. Если вдруг на борту произошла авария, то такой парашют сможет спасти всех пассажиров и полностью весь самолет. Соответственно, из-за таких особенностей, цена такого самолета довольно высока по сравнению с иными моделями. Максимальную скорость он развивает до 296 км/ч, а дальность его полета может составить 1700 километров.

“Diamond Da-42″. Это довольно стильный и красивый летательный аппарат. В скором времени конструкторы выпустят такую же модель, которая будет уже работать на бензиновом двигателе. Максимальную скорость такой самолет достигает 245 км/ч, а дальность его полета приходится в 1366 километров.

“Pitts S2b”. Такой самолет можно собрать даже самостоятельным способом. У этой модели имеется большая популярность. Взяв за основу такую модель самолета, можно вполне изобрести свой собственный и неповторимый летательный аппарат. Стоит такая техника от 60 до 300 тысяч американских долларов. Максимальную скорость самолет достигает 180 км/ч и вмещает в свой салон два человека.

Самолеты с легкими моторами стоят не намного дороже некоторых автомобилей, и на сегодняшний день приобретают все большую популярность. И ни для кого не станет удивлением, если через несколько лет у каждого пятого человека будет в гараже стоять небольших размеров самолет вместо автомобиля. Сейчас в основном такой техникой пользуются только бизнесмены, звезды шоу-бизнеса, либо политики. При помощи такого летательного аппарата можно с легкостью экономить свое личное время и быть гораздо мобильнее. Можно смело заявить, что в будущем основным средством для передвижения будут приходиться именно легкомоторные самолеты.

Все большую и большую популярность приобретают легкие самолеты. Некоторые аналитики подсчитали, что где-то через 15 лет такие летательные аппараты будут приходиться на 45% населения.

Иметь свой самолет – право каждого частного пилота

Для осуществления мечт, связанных с небом, пилотам-любителям первым делом нужны самолеты, ну а все остальное, не менее любимое, потом. Мечты о полетах можно реализовывать, летая в свое удовольствие самому или со своими друзьями, например, совершая воздушную прогулку по «Золотому кольцу» России. При желании можно воплощаться в жизнь мечты о полетах других людей, например, обучая навыкам пилотирования или просто заняться покатушками всех желающих. В том и другом случае вам будет необходимо воздушное судно (вс), а вот его класс определяется задачами, которые вы себе поставили:

  • Вас устроит учебно-тренировочный легкий самолет в том случае, если вы создаете собственный аэроклуб для обучения и тренировок пилотов, а также для организации воздушных праздников и прогулок. Здесь есть один момент: для карьеры в авиации нужно получить свидетельство частного пилота (или PPL), а для этого вам нужно проходить обучение на воздушном судне, лицензированным для таких мероприятий. Для полетов в свое удовольствие и для покатушек вполне подойдут сверхлегкие вс со взлетным весом для 495 кг, типа «Птенец 2» они значительнее дешевле и требуют меньших затрат на содержание.
  • Можете позволить себе самолет из большей ценовой категории, например, четырехместный для воздушных путешествий, если вы достаточно состоятельны, чтобы позволить себе содержание дорогой игрушки, на которой можно заниматься авиаспортом или просто наслаждаться непродолжительными полетами в выходные.
  • Если вы — владелец и глава крупной корпорации, располагающей значительными средствами. Как правило, серьезные бизнесмены часто пользуются авиатранспортом для перелетов в разные точки по делам бизнеса. Статистика деловой авиации свидетельствует: более 80% перелетов в отрасли совершается в аэропорты, в которых нет постоянного расписания. Летая собственным бортом, вы не зависите от расписания и можете лететь туда, куда и когда вам удобно. Однако расчеты показывают: если вы и ваши коллеги проводите в небе менее 300 часов в год, содержание собственного борта невыгодно. В этом случае лучше пользоваться арендованными самолетами. Плюсы собственного самолета: комфорт и безопасность. Не борту нет никого постороннего, только экипаж, вы и ваши спутники.

Microjet 200

Сверхлегкий учебный самолет, созданный известным французским брендом Microturbo S.A., который на протяжении полувека специализируется на производстве газовых турбин. Его прототип, сделанный из дерева, впервые совершил полет в далеком 1980 году. Серийный выпуск металлических конструкций начался спустя пару лет. Они характеризовались мощными двигателями, усовершенствованной системой навигации и массой в 780 кг (без топлива и экипажа). Но, несмотря на это, Microjet 200 не получил ожидаемого спроса, хоть он и был самым дешевым на то время. Поэтому массовый выпуск модели приостановили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector