Самые лучшие самолеты в мире
Содержание:
- «ГРУММАН F-14 ТОМКЭТ» — лучший истребитель-перехватчик 70-х годов
- 9.Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon (США)
- Су-27
- 2.F-22 Raptor (США)
- МиГ-15: революция в военном авиастроении
- «ЕВРОФАЙТЕР EF-2000 ТАЙФУН» — интернационалист
- ПАК ФА Т-50
- Ла-5
- Сверхскоростная новинка
- 7.McDonnell Douglas F-15 Eagle (США)
- Су-57: будущее боевой авиации
«ГРУММАН F-14 ТОМКЭТ» — лучший истребитель-перехватчик 70-х годов
Двухместный истребитель-перехватчик (США)
Для успешной посадки на короткие полосы пилот F-14 выпускает предкрылки (красные элементы на крыльях) и воздушные тормоза (красные створки в хвостовой части)
Подобно МиГ-23, Грумман F-14 имеет изменяемую геометрию крыла. Это наряду с высокой маневренностью позволяет отнести его к истребителям четвертого поколения. Самолет был разработан в начале 1970-х годов и предназначался для замены «Фантома F-4».
В 1969 году проект F-14 выиграл конкурс, объявленный в США с этой целью. Эскадрильи таких машин должны были располагаться на авианосцах и отражать направленные против них ракетные удары. Дальность обнаружения цели с этого самолета достигала 300 км. Для ближнего боя «Томкэт» имел встроенную 20-мм пушку, а его ракеты могли уничтожить противника раньше, чем он появится на экране радара самолета.
Для успешной посадки на короткие полосы пилот F-14 выпускает предкрылки (красные элементы на крыльях) и воздушные тормоза (красные створки в хвостовой части)
В 1970-х годах Военно-морским силам США было поставлено 478 таких машин и еще 79 проданы Ирану. В 1981 и 1989 годах «Томкэты» участвовали в стычках с ливийской авиацией над заливом Сидра, в ходе которых сбили два истребителя Су-22 и два МиГ-23.
F-14 были задействованы в операции «Буря в пустыне», в войнах против Югославии, Афганистана и Ирака, где наносили удары по наземным целям. Нужно сказать, что ни в одной из этих войн «Томкэты» не встречали равного себе противника. После введения в строй истребителя F-18 «Супер Хорнет» самолеты «Грумман F-14» были сняты с вооружения армии США, но остались в составе ВВС Ирана.
В носовой части, снизу, виден обтекатель системы поиска, обнаружения и сопровождения целей, а чуть выше сбоку выступает ствол 20-мм пушки М61А-1
9.Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon (США)
Ещё пару лет назад Falcon, расположившийся на девятой строке рейтинга самых лучших истребителей мира, был самым распространённым боевым самолётом в мире. Невысокая стоимость и качественные показатели сделали его главным экспортным продуктом американских ВВС. По состоянию на сегодняшний день, во всем мире истребителей F-16 насчитывается 4750 единиц. Модернизированный вариант будет производиться как минимум до конца 2017 года. Снимки данного самолёта неоднократно попадали в объективы камер военных репортёров, он успел поучаствовать в 100 конфликтах, наиболее известными из которых являются Операция НАТО против югославских войск и Иракская война. В армии Израиля F-16 Fighting Falcon являются наиболее эффективными боевыми истребителями. По официальным данным на их счету сорок воздушных побед.
Су-27
Су-27 начали эксплуатировать в 1985 году. Он был создан, чтобы превзойти американский F-15C, который к тому времени обладал значительными преимуществами в сравнении с советскими МиГ-21 и МиГ-23 третьего поколения.
«Фланкер», как его называют в странах НАТО, стал первым советским истребителем четвертого поколения, созданным для завоевания превосходства в воздухе. Большая полезная нагрузка, ракеты «воздух-воздух» Р-27 и чрезвычайно мощная импульсно-доплеровская РЛС Н001 (а позже более современные ракеты и радар) делали этот самолет грозным противником. Су-27 не имел себе равных по маневренности, что давало ему преимущество как в обычном воздушном бою, так и в бою, ведущемся за пределами дальности видимости, так как позволяло уклоняться от вражеских ракет большой дальности.
Свой среди чужих: полет легендарного МиГ-17 сняли на видео в США
Дальность полета, высокие скорость и практический потолок истребителя делали его идеальным для проникновения в зону ПВО противника и обеспечения превосходства в его воздушном пространстве. Это делало Су-27 идеальным дополнением к тактическим фронтовым бомбардировщикам Су-24.
Развитие истребителя и создание его модификаций вынудило США ускорить программу создания самолета пятого поколения, чтобы эффективнее противостоять «Фланкеру». По этой же причине были разработаны ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM для F-15C.
Усовершенствованный двухместный вариант Су-27 — истребитель Су-30 — появился уже после окончания холодной войны. Он получил двигатели с управляемым вектором тяги, что обеспечило ему сверхманевренность, а также более высокую полезную нагрузку и увеличенную дальность полета.
2.F-22 Raptor (США)
Мультифункциональный, экономичный, эффективный – в общем, перед вами лучший истребитель производства Соединённых Штатов. С 2014 года и по сегодня он составляет костяк ВВС в Сирии, где, начав борьбу против радикальных исламистов, продолжает создавать значительные проблемы войскам ИГ. Примечательным является случай, когда пилот, за один боевой вылет, не только выполнил боевую задачу, но и оставался в определённом участке ещё шесть часов, при этом не был замечен вражескими силами и передал координаты позиций противника, пытавшегося эвакуировать базу. За последние два года F-22 успешно выполнил около 210 боевых задач. Весь период эксплуатации включает лишь два случая потери во время конфликта, что свидетельствует о высоком качестве и надёжности Raptor.
МиГ-15: революция в военном авиастроении
Несмотря на то, что разделение авиатехники на поколения достаточно условно, система, выделяющая пять существующих поколений, считается широко принятой. К единому поколению относят все типы боевой техники, произведенной в разных странах, обладающие одинаковыми боевыми возможностям. Эта техника разрабатывается примерно в одно и то же время, а при ее создании используются похожие технические решения.
Первое поколение истребителей родилось в 1950-х годах. К нему относятся машины, летавшие с дозвуковыми скоростями, без каких-либо электронных средств обнаружения противника на борту, то есть радаров, и вооруженные преимущественно пушками малых калибров. Характерным примером такой машины может служить МиГ-15. Первый полет этого самолета состоялся 30 декабря 1947 года, а в 1949-м он был принят на вооружение.
МиГ-15 не только первым сформировал основу истребительной авиации ВВС СССР, но также стал самым массовым боевым реактивным самолетом в истории авиации. Всего за годы эксплуатации – с 1949 по 2006 годы – было выпущено более 15 тыс. экземпляров всех модификаций. МиГ-15 стоял на вооружении более 40 стран.
«ЕВРОФАЙТЕР EF-2000 ТАЙФУН» — интернационалист
Многоцелевой истребитель (Германия, Великобритания, Италия, Испания)
«Тайфун» ВВС Великобритании на боевом дежурств
К началу 1980-х годов на вооружении западноевропейских стран состояли преимущественно истребители первого и второго поколений, в основном американские «Локхиды» и «Фантомы». Когда вопрос об их замене приобрел остроту, американцы предложили своего «Боевого сокола» F-16 и еще один истребитель четвертого поколения «Макдоннел-Дуглас F/A-18 Хорнет».
Ничего подобного у европейцев тогда не было. Однако у них взыграло чувство национальной гордости: неужели на старом континенте нет собственных рук и голов? Да и американские монстры предназначались по большей части для нападения, а не для обороны, что также не устраивало европейцев. Заокеанский «Боевой сокол», например, вообще не имел на вооружении ракет средней дальности, предпочитая разить врага с безопасного расстояния.
У EF-2000 диаметр каждого сопла автоматически регулируется в зависимости от тяги двигателя
В 1970-х годах перспективный боевой самолет, способный противостоять, в том числе, советским Су-27 и МиГ-29, начали создавать в Великобритании. Вскоре похожими проектами занялись Германия и Франция. Сходство результатов и общность цели наводили на мысль объединить усилия.
В 1981 году об этом договорились авиастроительные фирмы Англии, Германии и Италии. Через два года Англия вплотную приступила к проектированию «общеевропейского» самолета, которому было присвоено имя ЕАР. В финансировании работ участвовали Германия и Италия. Самолет обладал высокой маневренностью, сверхзвуковой скоростью и имел аэродинамическую схему «утка» — с передним расположением горизонтального оперения.
В 1983 году к работам присоединились Испания и Франция (последней для этого пришлось свернуть деятельность по созданию собственного истребителя). Проект получил название «Еврофайтер», его штаб-квартира переместилась в Мюнхен, а перспективная машина стала именоваться EFA. К1986 году формирование облика этого истребителя было в основном завершено. В отличие от американских машин, его предполагалось оснастить в первую очередь ракетами средней дальности, а для ближнего боя — мощной встроенной пушкой.
Дозаправка в воздухе EF-2000 ВВС Великобритании
Во второй половине 1980-х годов интерес к созданию «общеевропейского» истребителя стали проявлять Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия. Однако с ослаблением, а затем и распадом СССР эти страны охладели к проекту.
Германия также выразила желание свернуть программу, особенно после того, как с прекращением действия Варшавского договора в состав ее Военно-воздушных сил вошел советский истребитель МиГ-29, почти не уступавший EFA по летным характеристикам. И все же программа была продолжена.
В 1992 году министры обороны Германии, Великобритании, Италии и Испании согласовали конкретные сроки поставки истребителя в летные части. Ему был определен срок службы до 2035 года, а новое имя звучало как «Еврофайтер EF-2000». Эту машину впервые представили в 1992 году в немецком городе Оттобрюн. Через два года она поднялась в воздух.
«Тайфун» уже доказал свою высокую эффективность, когда в учебном воздушном бою два испанских EF-2000 сбили восемь F-15C ВВС США, которые считались одними из лучших истребителей в мире
По словам изготовителей, боевые качества EF-2000 в пять раз превосходят возможности самолета МиГ-29. По мнению же представителей ОКБ Микояна и Гуревича, усовершенствованной модификации МиГ-29М «Еврофайтер» уступает процентов на 20. Первоначально этот многоцелевой истребитель создавался только для собственных нужд стран-участниц проекта, однако в 1998 году было принято решение о его экспорте, после чего имя машины дополнилось словом «Тайфун».
ПАК ФА Т-50
Т-50 не первая попытка создать в нашей стране истребитель пятого поколения, в конце 80-ых активно велись разработки МиГ 1.44 и Су-47, однако ввиду плохого экономического положения, в 90-ых годах эти проекты продвигались крайне медленно и успели отстать от развития технологий. В 2002 году было принято решение начать разработку принципиально нового истребителя пятого поколения, сильно отличающегося от его предшественников. Первый летный экземпляр поднялся в воздух в 2010 и спустя 6 лет истребитель был наконец принят на вооружение.
Технические характеристики самолета до сих пор держатся в секретности, однако о многих его компонентах известно уже сейчас. Т-50 полностью удовлетворяет характеристикам самолета пятого поколения. Основной его особенностью является сверхмалая заметность, которая достигается не только технологией АФАР, но и другими защитными элементами, составляя тем самым своего рода «Умную защиту». В сумме с мощнейшей системой РЭБ, этот самолет является практически неуязвимым, если использовать его по прямому назначению. Он не предназначен для прямого воздушного боя, а мощнейший арсенал современных технологий способен обеспечивать ему серьезное преимущество на расстоянии для нанесения точечных ударов и подавлении ПВО вероятного противника, оставаясь при этом незамеченным. Однако и в ближнем бою Т-50 может за себя постоять и мало кому оставит шансов. Благодаря двигателю с управляемым вектором тяги и высокой маневренности он не уступает фронтовым истребителям, а благодаря современному оборудованию и технологии стелс, он может выйти на цель незамеченным.
В настоящее время Т-50 оспаривает пальму первенства на звание лучшего истребителя с американским Ф-22, и по некоторым характеристикам даже его превзошел. Однако есть у него один недостаток, это высокая цена. Один Т-50 стоят как 4 МиГ-29СМТ, и он долгое время не будет основной рабочей лошадкой наших ВКС, как и у американцев в настоящее время модификации Ф-15 и Ф-18 выполняют большинство необходимых задач и прекрасно с ними справляются.
Основные технические характеристики с двигателем АЛ-41Ф1
Длина — 19 700
Размах крыла — 14 000
Тип двигателя — турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги
Тяга в обычном режиме / на форсаже — 8800х2 / 15000х2 кгс
Нормальная / Максимальная взлетная масса — 30600 / 37000
Максимальная боевая нагрузка: 10000
Максимальная скорость у земли / на высоте — 1400 / 2600 км/ч
Практическая дальность нормальная / с 2 ПТБ — 4300 / 5500 км
Практическая дальность с максимальной боевой нагрузкой — 2700 км
Практический потолок — 20 000 м
Ла-5
Легендарный самолет, созданный в ОКБ Лавочкина, один из символов победы, во время Великой отечественной войны. Появившийся в 1942 году, самый трудный год для России. Одна из главных особенностей — это использование нового двигателя М-82. Появились предкрылки на крыле, вооружение составляло 2 20-мм пушки. Машина имела хорошую управляемость, предсказуемо вводилась в штопор, так же и легко из него выходила. Молодым пилотам было не трудно освоить Ла-5. Летчики Люфтваффе по началу думали, что Ла-5 являлся модернизацией И-16, которого немецкие пилоты прозвали Ratte (крыса)
Но вскоре их вынудили внимательнее присмотреться к новой советской машине, «Внимание у тебя Ла-5 на хвосте», такие короткие фразы все чаще слышались от немецких пилотов
Ла-5 по своей схеме, компоновке, своим возможностям, новому двигателю дал достойный отпор асам вермахта. Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9 и Ла-11, славное семейство истребителей Лавочкина не только помогло одержать великую победу, появившись в такое острое для страны время, но и могли наравне воевать еще несколько лет после Отечественной войны, показав уже в реактивную эру авиации, что поршневые истребители еще не отжили свой срок.
Сверхскоростная новинка
Российские инженеры разрабатывают принципиально новое мощное вооружение для оснащения истребителей «Сухого», рассказали источники «Известий» в ВПК, не уточнив конкретную модель. Самолеты также получат модернизированную бортовую электронику.
Согласно документам, имеющимся в распоряжении «Известий», опытно-конструкторская работа (ОКР) по модернизации Су-30СМ началась в 2015 году и получила обозначение «Адаптация-Су». В ней задействованы несколько ведущих компаний ВПК, включая Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А.Я. Березняка. ГосМКБ является крупнейшим отечественным производителем сверхзвуковых и гиперзвуковых вооружений для авиации.
Для обеспечения применения новейших боеприпасов, согласно документам, будет модифицирована радиолокационная станция Н011М «Барс». Обновят также вычислительную систему истребителя и бортовой комплекс обороны, а иностранные компоненты заменят на отечественные. Окончание работ по разработке модернизации самолета запланировано на конец года.
Под названием ОКР «Адаптация-Су» есть несколько разных программ по созданию ракет для ударной авиации, рассказал «Известиям» редактор портала militaryrussia Дмитрий Корнев. К ним относятся работы по Х-32 — современной модификации достаточно старой ракеты Х-22, которая применяется на бомбардировщике Ту-22М3. Кроме того, в рамках этих ОКР создают и более современные гиперзвуковые ракеты, пока еще секретные.
— Х-32 — мощная ракета двойного назначения. Она может использоваться как противокорабельная либо для стрельбы по объектам с заранее известными координатами, — пояснил Дмитрий Корнев. — Чтобы пробить защищенный корпус корабля, применяется кумулятивно-фугасная боевая часть. Несколько таких ракет способны уничтожить авианосец. А одного попадания достаточно для вывода из строя любого корабля классом меньше. Если такой боеприпас приспособят для Су-30СМ, то любой полк фронтовой авиации сможет применять дальнобойные крылатые ракеты, обладающие почти гиперзвуковой скоростью. Потенциально «тридцатка» способна нести одну Х-32 на основном узле подвески под фюзеляжем.
Х-32 по всем параметрам превосходит советский прообраз. На высоте 40 км она способна разогнаться до пяти скоростей звука, что позволяет классифицировать ее как гиперзвуковую. При диаметре в 90 см вес ракеты достигает почти 6 т. Увеличенный запас топлива позволяет ей поражать цели на расстоянии до 1000 километров. Важным обновлением стала новая помехозащищенная головка самонаведения. Такие характеристики были выбраны для надежного преодоления самых мощных систем ПВО, включая защиту авианосных ударных группировок.
В 2016 году Минобороны объявило о принятии Х-32 на вооружение бомбардировщиков «Туполева». О возможности оснащения этими ракетами истребителей ранее не сообщалось.
В мае текущего года СМИ со ссылкой на источники в ВПК сообщили о проведении испытаний еще одного гиперзвукового боеприпаса для Ту-22М3М, не относящегося к линейке ракет Х-32. Его обозначение пока остается неизвестным.
7.McDonnell Douglas F-15 Eagle (США)
Наиболее успешный американский проект последних сорока лет занимает седьмое место в десятке самых лучших боевых истребителей в мире. F-15 Eagle гарантированно останется на вооружении до 2025 года, а значит успеет справить свой пятидесятилетний юбилей. Поразительно, но «Орел» за столь долгий период потерпел поражение в воздушном бою лишь однажды, при этом уничтожив около ста самолётов противника. С этим истребителем связана история летчика израильских ВВС по фамилии Пелед, который во время военного конфликта в Сирии смог уничтожить шесть самолётов противника и нанести значительные повреждения ещё четырём. Сейчас на вооружении различных стран находится шесть сотен F-15, и их не собираются списывать, ведь неполадки в среднем возникают всего лишь один раз за 50 тысяч часов полёта.
Су-57: будущее боевой авиации
Итак, главное отличие пятого поколения – это применений стелс-технологии и технологий уменьшения заметности, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика, в частности наличие АФАР.
Работы над истребителями пятого поколения начались с конца XX века. В США пятое поколение – F-22 Raptor – начали разрабатывать еще в 1986 году и завершили только в 2001 году. В России разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ им. Сухого. Первые испытания российского Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2009 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.
Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обладающей интеллектуальной поддержкой экипажа. Самолет способен обмениваться данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно.
Радиоэлектронная система Су-57 отличается от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолете установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных станций по всей поверхности самолета, фактически составляя так называемую «умную обшивку».
Основные элементы нового российского истребителя Су-57 производятся предприятиями Ростеха. Силовая установка разрабатывается Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Фонарь кабины и обшивку делают специалисты холдинга «РТ-Химкомпозит». В разработке бортового радиоэлектронного оборудования принимает участие КРЭТ.
Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов Су-57. На сегодняшний день уже создано десять летных прототипов.