Как ликвидируются разливы нефти?

Сонник — Море

Шторм на море – убытки, разорение. Спокойное море в пасмурную погоду – беспокойство и волнение по поводу развития взаимоотношений с близкими людьми. Видеть остров в море – не оправдавшиеся надежды на поддержку и понимание друзей. Оказаться на острове в море – Ваше мнение о ком-то из Вашего окружения ошибочно. Упасть в море – оказаться в затруднительном положении. Долго плыть в море – почувствовать, что Вы одиноки в своем горе. Зайти в спокойное море в ясную погоду для того, чтобы поплавать, – ощутить прилив жизненных сил. Плавать по морю на корабле – преодолеть все свои сомнения, перестать беспокоиться. Видеть корабли в море – к сомнениям. Между прочим, матери Александра Македонского в то время, как она была беременна им, приснился сон, в котором она будто бы забеременела не то от змеи, не то от дракона. Сон свидетельствовал о том, что она родит сына, который станет великим человеком. Если наяву Вы готовы неустанно твердите о том, что дети – это Ваше очень отдаленное будущее, то разберитесь в своих сновидениях, может быть, судьба готовит Вам сюрприз.

Насколько нефти и газа хватит человечеству

Нефть и газ — исчерпаемые ресурсы планеты Земля. Двадцать лет назад прогнозы были неутешительны — скоро нефть должна исчезнуть. Вскоре пессимизма стало меньше. На Земле уже не осталось неизведанных мест, где можно поставить буровую установку и открыть месторождение. Текущих запасов нынешнему поколению должно хватить, если учитывать громадный потенциал технологического развития.

Самые богатые страны по количеству нефти:

  • Саудовская Аравия;
  • Венесуэла;
  • Канада;
  • Ирак;
  • Иран.

Россия — один из лидеров по запасам нефти. По расчётам многих статистических групп, окончательно иссякнут через тридцать лет. Всего человечеству при текущих расчётах нефти должно хватить на 50 лет. Учёные считают, что динамика потребления нефти увеличивается. Прогноз будет корректироваться.

Относительно газа прогноз более благоприятный. Специалисты насчитали около 200 триллионов метров кубических. Любопытно, что четверть — 25% газовых запасов находится в недрах Российской Федерации. Весь мир добывает за 12 месяцев четыре триллиона метров кубических. По самым грубым подсчётам, газа хватит на пятьдесят лет. Существует много факторов, указывающих, что потребление газа будет расти с каждым годом.

Пессимистические прогнозы предвещают человечеству жестокую борьбу. Прогнозируются войны за энергетические ресурсы. Радикальное развитие событий не поддерживают большинство компаний, занимающихся добычей нефти. У человечества есть громадный запас, чтобы придумать, как в будущем заменить нынешние ресурсы. В развитых странах задумываются над этой проблемой, вынося проблемные вопросы на ведущие промышленные семинары.

Затраты на добычу

Извлечение нефти со дна морей обходится значительно дороже. Процесс является рентабельным. Вложения практически всегда имеют необходимую отдачу. Безусловно, в акватории вкладываются большие денежные средства, которые не приносят прибыль, но такие случаи встречаются нечасто.

В начале XXI века добротным показателем считалось, когда ресурсы, полученные из морских месторождений, приносили прибыль в четыре раза больше затрат. В последние годы этот показатель снизился, но в будущем, когда нефтяные ресурсы начнут иссякать не исключён очередной ценовой скачок вверх.

Мировые лидеры вкладывают в развитие поисковых работ по глубинным месторождениям огромные деньги, но результатов всё меньше. Альтернативный путь — освоить глубоким бурением подводные пространства. Вполне возможно найти перспективные месторождения, которые помогут ещё не один десяток лет человечеству протянуть на текущих энергетических ресурсах.

В современных реалиях морская добыча ресурсов является одной из важнейших задач для развитых государств. Более 70% всей энергии, потребляемой в мире, дают именно эти ресурсы. Они — исчерпаемые, и человечество продолжает искать всё новые залежи природных ресурсов.

На суше подобных мест практически не осталось. Потенциал есть в глубоководных пространствах морей и океанов. Объёмы затрат на поиск новых месторождений будут расти, но, по прогнозам учёных, с учётом новых месторождений, нефти человечеству хватит не больше, чем на сто лет. Это не повод поддаваться панике, учитывая темпы разработок мировой науки.

Какой вред наносит разлив нефти?

Интересно отметить, что не только разливы нефти, но и операции по их очистке могут нанести ущерб окружающей среде и морской жизни. Масло наносит вред как внутри, так и снаружи, когда вступает в контакт с морской жизнью. Поскольку масло содержит ядовитые компоненты, оно может нанести вред как при вдыхании и проглатывании, так и при попадании на кожу и раздражении глаз.
Масло также покрывает перья и мех птиц и животных, препятствуя их гомеостазу (регуляции температуры тела). Поскольку большинство масел плавают, морские выдры и морские птицы больше всего страдают из-за контакта с поверхностными водами.

Как устраняют последствия?

Фото: редакция портала «Северный город»

Сейчас на месте аварии пытаются локализовать пятна нефтепродуктов, чтобы не допустить их попадание в другие водоемы. Росприроднадзор заверил, что никакого сжигания топлива не будет. А первый вице-президент «Норникеля» Сергей Дьяченко заявил о том, что компания рассчитывает за две недели очистить водные объекты от нефтяных пятен. Правда, по его словам, в сроки удастся уложиться при благоприятных погодных условиях. Также он рассказал, что компания будет вывозить загрязненный грунт на временные площадки, а затем займется его рекультивацией.

Фото: редакция портала «Северный город»

ЧС спустя четыре дня

Новость по теме

Разливом нефти на севере Красноярского края заинтересовался следком

ЧП произошло вечером 4 марта на базе АО «Красноярск­нефнепродукт», расположенной в п. Рыбное в 12 км от районного центра. В компании отметили, что разрыв трубопровода предположительно произошёл в результате подвижки грунтов. Администрация Мотыгинского района с помощью навигатора сделала замеры разлитого пятна: площадь загрязнённой акватории Ангары составила 8 тыс. кв. м с учётом береговой линии. И только спустя четыре дня в районе был введён режим ЧС. 8 марта на место происшествия прибыла комиссия из Красноярска во главе с первым заместителем министра экологии и регионального природопользования Игорем Варфоломеевым.

Как сообщают в администрации района, работы по локализации ЧС ведутся круглосуточно. Оперативно были перекрыты задвижки технологических трубопроводов. Создана подпорная стенка длиной 30 метров.

«Толщина льда составляет около 90 см, в связи с чем угроза загрязнения реки отсутствует, – говорит исполняющий обязанности главного инженера АО «КНП» Александр Будков. – Поверхность льда очищается от снега с применением спецтехники. Снег вывозится в специально отведённое место, имеющее ограждение высотой 1,5 метра, исключающее возможность утечки водно-дизельной смеси после таяния снега. Производится сбор нефтепродуктов с мест растекания».


Выбросам труба. В Красноярске взялись за решение экологических проблем
Подробнее

Экологические последствия катастрофы

В результате этой аварии одна треть акватории Мексиканского залива была  закрыта для рыбного промысла с полным запретом на ловлю рыбы в этом районе.

Результатом это нефтяного  разлива  в течение нескольких лет, прошедших со дня аварии, стало увеличение  смертности среди таких морских обитателей, как дельфины и  киты. По предварительным оценкам специалистов – экологов, смертность, к примеру,  дельфинов – афалин возросла в пятьдесят раз.

Колоссальный урон был нанесен расположенным в акватории этого залива тропическим коралловым рифам.

Океанологи США, тщательно следившие все это время за  ростом образующих тропические рифы кораллов, которые в загрязненной нефтью воде жить попросту не могут, пришли  к выводу, что размножение этих морских живых организмов возобновилось, и рост вернулся на прежний уровень. Что касается биологов, то ими было отмечено небольшое увеличение значения средней температуры воды в этой морской акватории.

Даже высказывались предположения, что температура  Гольфстрима понизилась на десять градусов, что привело к его разделению на  отдельные подводные течения. Стоит отметить, что с тех пор, как произошел этот грандиозный аварийный нефтяной разлив,  кое-какие погодные аномалии были отмечены синоптиками (взять хотя бы аномальные зимние морозы в европейских странах).

Однако, на сегодняшний момент мировая наука так и не пришла к единому мнению по вопросу того,  явилась эта экологическая  катастрофа  первопричиной описанных климатических изменений или нет. Нет согласия в научной среде и по поводу  влияния этой аварии на Гольфстрим. В любом случае, катастрофы такого масштаба бесследно не проходят, и повторения таких инцидентов глобального масштаба следует ни в коем случае не допускать.

Список используемой литературы:

  • Нефть и Нефтепродукты — Википедия
  • Хаустов, А. П. Охрана окружающей среды при добыче нефти/ Хаустов, А. П., Редина, М. М. Издательство: «Дело», 2006. 552 с.
  • Алекперов, В.Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее /Алекперов В.Ю. М.: Креативная экономика, 2011. – 432 с.
  • Издательство: «Нефть и газ», 2006. 352 с. Сургутнефтегаз.
  • Экономидес, М. Цвет нефти. Крупнейший мировой бизнес: история, деньги и политика/ Экономидес М., Олини Р. Издательство: «Олимп-Бизнес», 2004. 256 с.
  • Эрих В.Н. Химия нефти и газа. — Л.: Химия, 1966. — 280 с. — 15 000 экз.

Технологии морской нефтегазодобычи

добыча нефти и газа” width=”600″ height=”337″ />

В случае необходимости этот технологический процесс предусматривает применение  передовых разработок, позволяющих дистанционно управлять  буровыми  процессами, чем обеспечивается высокая точность проводимых работ. Такие системы предоставляют оператору возможность отдавать буровому оборудованию команды даже с расстояния нескольких километров.

Глубины добычи на морском  шельфе, как правило, находятся в пределах двухсот метров, в отдельных случаях достигая значения в полкилометра.  Применение той или иной буровой технологии напрямую зависит от глубины залегания продуктивного слоя и удалённости места добычи от берега.

В случаях, когда от места разработки до берега  – сотня или более километров, без использования плавучей нефтяной платформы уже никак не обойтись. Самыми простыми по своей конструкции  являются платформы стационарного типа, однако их можно применять только при глубине добычи несколько десятков метров, поскольку на таком мелководье есть возможность закрепить стационарную конструкцию при помощи свай или бетонных блоков.

На месте такие платформы удерживаются с помощью якорных систем и систем   позиционирования, которые представляют собой целый комплекс подводных двигателей и  якорей. Бурение на сверхбольших глубинах осуществляется с помощью специализированных буровых судов.

После того, как процесс бурения заканчивается, на дно ставится  многотонный превентор, который представляет собой противовыбросную систему, а также устьевая арматура. Все это дает возможность предотвратить  утечки добываемого сырья из пробуренной скважины в открытые воды. Кроме того, обязательно устанавливается и запускается контрольно-измерительное оборудование, следящее за текущим состоянием скважины. Сам подъем нефти на поверхность производится при помощи системы гибких шлангов.

Как становится понятно, сложность и высокий уровень технологичности процессов по освоению морских месторождений – очевидны (даже без углубления в технические детали таких процессов). В связи с этим возникает вопрос: «Является ли такая сложная и затратная нефтедобыча целесообразной?» Однозначно – да. Здесь основными факторами, говорящими в её пользу, являются постоянно растущий спрос на нефтепродукты при постепенном истощении сухопутных месторождений. Все это перевешивает затратность и сложность такой добычи полезных ископаемых, поскольку сырье востребовано и окупает затраты на свою добычу.

добыча нефти и газа” width=”600″ height=”414″ />

В настоящее время Россия и некоторые  азиатские страны в ближайшем будущем планируют нарастить  мощности в морской добыче углеводородов. И обусловлено это чисто практической стороной вопроса, поскольку многие российские месторождения имеют высокую степень выработанности, и пока они приносят доход, необходимо обустройство альтернативных месторождений с большими запасами сырья, чтобы впоследствии безболезненно перейти на морскую добычу.

Несмотря на существующие технологические проблемы, высокие трудозатраты и большие капитальные вложения, извлеченная с морского и океанского дна  нефть уже сейчас является конкурентоспособным товаром и прочно занимает свою нишу на мировом рынке углеводородного сырья.

Катастрофа танкера Exxon Valdez на Аляске

1989 год

В 1989 году танкер с нефтью Exxon Valdez сел на мель у рифа Блай в проливе Принс-Уильям, в двух с половиной километрах от суши, и в течение следующих дней в воду попало около 37 тысяч тонн нефти. По объему разлившейся нефти этот инцидент даже не в десятке, но он стал печально известен как разлив, нанесший наибольший вред окружающей среде.

Природа в этих местах считалась девственной и незатронутой глобализацией, а попасть сюда можно было только на вертолете, самолете или лодке, что сильно усложнило операцию по устранению последствий разлива. Сначала причиной происшествия называли человеческую ошибку, вплоть до того, что капитан танкера в момент возникновения пробоины был пьян. Однако на суде это было опровергнуто, после чего компанию Exxon заподозрили в поиске козла отпущения и халатности: на судне отсутствовало исправное оборудование, позволяющее обнаружить риф.

Разлившаяся нефть растянулась по побережью на две тысячи километров, покрывая воду, прибрежные камни и пляжи. Первым делом в воду начали сбрасывать диспергенты — химические вещества, разбивающие пленку нефти на мелкие капли, которые могут опускаться в толщу воды. Безопасность их применения до сих пор не доказана, как для животных, так и для людей.

Также использовались боны и скиммеры. Боны представляют собой плавучие заграждения высотой в 50–100 сантиметров, физически препятствующие распространению нефти, и в спокойном заливе Принс-Уильям, где почти полностью отсутствуют волны, им удавалось сдерживать распространение нефти. Скиммеры — это девайсы, собирающие нефть с поверхности воды с помощью фильтрации, но они в основном предназначены для использования на производстве и очистки воды в небольших количествах, а в случае огромных разливов их эффективность невелика.

Устранять последствия разлива помогали 11 тысяч местных жителей, но последствия для экосистемы всё равно были катастрофическими: погибли четверть миллиона морских птиц, почти три тысячи выдр, 300 тюленей и 22 косатки — самые крупные млекопитающие из семейства дельфиновых. Точное количество погибшей рыбы неизвестно, так как, помимо опасности для взрослых особей, нефть токсична для икринок даже при коротком контакте: капли нефти накапливаются на икринках и прерывают развитие сердечной системы и метаболизм липидов, что ведет к замедлению роста рыбы, повреждению кровеносной системы и ранней смертности — часто из-за того, что рыба не может пережить свою первую зимовку.

Спустя 14 лет после разлива в авторитетном журнале Science вышла статья, в которой говорилось: нынешние способы оценки экологического риска при разливах нефти в океане должны быть в корне пересмотрены. Ранее считалось, что последствия для экосистемы заключаются только в смерти животных, которая наступает сразу после разлива. Однако долгосрочные исследования прибрежной экосистемы Аляски показали, что спустя десятилетие нефть всё еще обнаруживалась в прибрежных зонах в токсичной концентрации и оказывала хроническое воздействие на обитателей.

Чтобы понять, попадает ли эта нефть в организмы животных, ученые изучали биомаркеры — молекулы (например, цитохром P450), которые участвуют в метаболизме токсинов, включая соединения нефти, и концентрация которых обычно повышена, если нефть попадает в организм. Повышенная концентрация обнаружилась у донных рыб, морских выдр и разных птиц. Это косвенно свидетельствует, что хроническое воздействие нефти ведет к снижению размера популяции и целому каскаду непрямых последствий для здоровья, роста и размножения.

Путь к арктической нефти

В послевоенный период были начаты работы по поиску и разведке нефти и газа в акваториях других регионов страны. В 1950-е годы были проведены первые рекогносцировочные геолого-геофизические исследования на Западно-Арктическом шельфе, по результатам которых была дана первая высокая прогнозная оценка перспектив недр на углеводородное сырье. Однако настоящие открытия здесь случились позднее.

К концу 1970-х годов ведущие транснациональные корпорации все больше внимания уделяли разработке морских месторождений нефти. Так, в период с 1960 по 1977 год ежегодный прирост морской нефтедобычи в мире составил 9,2%, в то время как на суше — 5,4%. Советское правительство также осознавало необходимость развития морских поисково-разведочных работ на нефть и газ, в том числе в арктических морях, где сосредоточена большая часть морских ресурсов шельфа страны.


Специалисты треста «Арктикморнефтегазразведка» начали геологические исследования Арктики в 1979 году

Лавры первооткрывателей промышленного нефтяного месторождения в арктическом секторе России достались специалистам геолого-разведочного бурового треста «Ярославнефтегазразведка». В 1975 году в сложнейших условиях Арктики они пробурили десять параметрических скважин на нескольких островах акваторий Баренцева и Карского морей. 8 марта 1982 года из скважины № 1 на Песчаноозерной площади острова Колгуев в Баренцевом море с глубины 1972 м был получен первый в мире приток нефти в Арктическом регионе. При продолжении бурения на глубине 1558–1561 м был получен еще более мощный приток нефти, дебит скважины составил 144 т в сутки. Добытая нефть была очень высокого качества и уникальна по своим свойствам, содержала минимальное количество солей, воды и механических примесей, в ней отсутствовали парафин и сероводород. Открытие месторождения на острове Колгуев стало знаковым событием, подтвердившим предсказания ученых, что на шельфе Арктики может находиться крупная углеводородная база, соизмеримая по своему потенциалу с прилегающими районами Западной Сибири и Европейского Севера.

В течение следующего десятилетия открытия в Баренцевом, Печорском, Карском морях и на сахалинском шельфе следовали одно за другим. Так, например, в 1979 году было открыто нефтегазоконденсатное месторождение Чайво с запасами 152 млн т нефти в Охотском море, на расстоянии 11 километров от береговой линии Восточного Сахалина. В 1983 году специалисты треста «Арктикморнефтегазразведка» приступили к работе в Баренцевом море, где в том же году открыли крупное Мурманское газовое месторождение с запасами природного газа в 120 млрд м3. А в 1988 году последовала сенсация мирового значения — в центральной части Баренцева моря, в 550 км к северо-востоку от Мурманска, буровыми судами ледового класса «Валентин Шашин» и «Виктор Муравленко» было открыто громадное Штокмановское газоконденсатное месторождение с запасами 3,94 трлн м3 природного газа и 56,1 млн т конденсата. В следующем году на шельфе Печорского моря, в 60 километрах от берега, нефтяным фонтаном с дебитом 400 т нефти в сутки из скважины № 1 было открыто Приразломное нефтяное месторождение. Промышленная добыча нефти на острове Колгуев началась 17 августа 1987 года, и российский порт Кандалакша принял первый танкер с колгуевской нефтью.


Добыча нефти на острове Колгуев в Баренцевом море началась 17 августа 1987 года

1994, Республика Коми, 94 тыс. тонн нефти

В июле-августе 1994 года в Усинском районе Республики Коми на нефтепроводе «Возей — Головные сооружения» из-за коррозии образовались многочисленные отверстия, из которых на грунт вылилось, по оценке экспертов МЧС России, до 94 тыс. тонн сырой нефти. Происшествие стало крупнейшей экологической катастрофой за предыдущие 20 лет в истории нефтедобычи на территории СССР и РФ. Причиной разлива стало плохое техническое состояние нефтепровода, который не имел действенной антикоррозийной защиты и работал с 1970-х годов без должного ремонта. Загрязненная территория включала в себя восемь населенных пунктов с общей численностью населения 63,5 тыс. человек, общая площадь загрязнения достигла 270 га. По реке Печора нефть дошла до Баренцева моря, нефтяное пятно растянулось на 18 км. В сентябре-октябре 1994 года в результате ливневых дождей произошло вторичное загрязнение большой территории вдоль рек Колва и Уса. Сбор нефти и рекультивацию на участках разливов удалось завершить только в первой половине 2000-х годов.

Под контролем

Следственный комитет России по Красноярскому краю и Республике Хакасия по заявлению прокуратуры начал проверку по факту ЧП на нефтебазе КНП филиала «Северный». В настоящее время следователями назначена техническая судебная экспертиза, опрашиваются сотрудники АО «КНП», получена интересующая следствие техническая документация. По результатам проверки будет принято решение о возбуждении уголовного дела. Также на месте с ситуацией разбираются инспекторы Росприроднадзора. Специалисты Центра лабораторных анализов и технических измерений взяли образцы на анализ. 

Новость по теме

«Добьёмся прозрачности»: глава Росприроднадзора о воздухе в Красноярске

«В воде обнаружено превышение концентрации нефтепродуктов от 2,4 до 6,6 раза. Пробы льда и снега ещё изучаем, проводим биотестирование талых вод. Сейчас рассчитываем вред, нанесённый окружающей среде, – сообщает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова. – Нефтяной компании дано указание до 16 марта зачистить и обработать сорбентом поверхность льда, а также устранить причину аварии. Инспекторы ведомства контролируют исполнение предписания. Лично слежу за ситуацией».

На льду рабочие вручную убирают снег вперемешку с дизельным топливом. Фото: Сайт «Красноярскнефтепродукт»

P. S. Как сообщили нам в пресс-службе КНП, на 17 марта из 8 тыс. кв. м площади разлива нефтепродуктов расчищено 7,5 тыс. Вывезено для дальнейшей утилизации 2,3 тыс. кв. м снежных масс. Поверхность льда ещё не до конца расчищена, с помощью вакуумно-компрессорных установок собран 181 куб. м водно-дизельной смеси. Остальное убирается с помощью сорбентов. Из-за потепления работы на льду производятся вручную, техника защищает территорию нефтебазы и берег. Круглосуточно на ликвидации масляного пятна задействованы около 100 сотрудников КНП и специалисты Центра аварийно-спасательных операций. Выше и ниже по течению Ангары взяты пробы воды на анализ качества. Режим ЧС до полной очистки территории снижен до уровня «повышенная готовность».

На нефтяных камнях

После окончания Великой Отечественной войны «Азнефть» вела разведочное бурение по нескольким перспективным направлениям, среди которых был и район Черных Камней, окруженный грядой подводных скал и находившийся в 42 км к востоку от побережья Апшеронского полуострова. С давних времен было известно о том, что нефть здесь естественным образом выходит на водную поверхность по трещинам на дне моря. В 30–40-е годы ХХ века здесь побывали разведочные партии «Азнефти», однако дальше геологических съемок удаленного от материка и сложного по своим гидрометеорологическим условиям участка дело не пошло.

В середине 1948 года начались работы по забивке в морское дно свай, однако из-за сложного каменистого дна такой подход был признан неэффективным. Тогда созрело необычное решение — создать в этом месте основание для буровой из специально затопленных судов, отслуживших свой срок. Первым был погружен пароход «Чванов», а затем к нему присоединилось еще шесть старых кораблей. Символично, что среди них оказался и первый российский танкер «Зороастр», построенный еще в 1878 году по чертежам Людвига Нобеля. На таком корабельном основании были построены первая буровая установка и небольшое помещение для буровиков. Летом 1949 года началось бурение первой скважины. А 7 ноября из скважины с километровой глубины был получен первый нефтяной фонтан с суточным дебитом 100 т, свидетельствующий об открытии нового богатого месторождения в Каспийском море. На то время оно оказалось крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти.


Буровые работы на Каспии, 1986 год


Месторождение Нефтяные Камни в Каспийском море


Корпус первого российского танкера «Зороастр» был использован в качестве основания буровой на месторождении Нефтяные Камни

В период 1950–1953 годов в Каспийском море было построено 139 морских стационарных платформ. В разработку были введены месторождения Нефтяные Камни (1949), Банка Дарвина (1951), Жилое-море (1952), начато разведочное бурение на структурах Песчаный-море, Григоренко-море, Дуванны-море и других. В феврале 1951 года первый танкер, заполненный нефтью месторождения Нефтяные Камни, встал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта Дюбенди. Бурение морских наклонно направленных скважин впервые в нашей стране было освоено на Нефтяных Камнях. Здесь же была разработана и внедрена в практику эффективная технология эксплуатации подводных месторождений нефти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector