Самый первый мультфильм в мире: история и факты

Второе пришествие

Эксперименты с компьютерной графикой начались еще в 1940-х, но каких-то адекватных результатов вышло достичь только в 60-х. В числе первых работ можно вспомнить ролик о вращении спутника вокруг Земли, созданный в Bell Laboratories в 1963 году, а также «Балет», выпущенный двумя годами позднее и считающийся ранним примером трехмерной анимации.

Советский Союз не оставался позади: важным достижением является «Кошечка» — творение советских программистов 1968 года, плавность анимации которого до сих пор удивляет. Кошечка считается первым анимированным персонажем, полностью созданным с помощью компьютера.

Следующие крупные шаги в компьютерной анимации были сделаны британским аниматором Питером Фолдсом. В «Метадате» (1971 год) использовалась техника интерполяции или преображения одного изображения в другое. Три года спустя все также с помощью компьютера он создаст первую короткометражную анимацию, состоящую не только из линий, но и использующую силуэты с отличающимся фоном. Речь идет о «Голоде», получившем приз на Каннском фестивале в год выхода.

Вплоть до 1973 года компьютерная анимация была уделом программистов, и лишь с появлением программного обеспечения от Atlas Computer Laboratory ситуация начала меняться. В их разработке Antics аниматоры могли использовать немалое количество привычных сегодня вещей, начиная от скелетной анимации (во многом схожей с традиционной перекладкой) и заканчивая применением интерполяции и простейших графических эффектов.

Параллельно с этим начались работы над 3D-анимацией. На сегодняшний день самым ранним примером анимированного в 3D ролика считается эксперимент Эда Катмулла и Фреда Парка — они попытались воспроизвести левую руку Эда. Позже дуэт войдет в число основателей легендарной студии Pixar.

Pixar появилась на основе Нью-Йоркского технологического института как площадка для людей, стремящихся создать анимационный фильм целиком с помощью компьютера. Всего за несколько лет они перейдут от примитивной скелетной анимации, которую можно увидеть в таких фильмах, как «Чужой» и «Звездные войны» до полноценной короткометражки с  современной, пусть и примитивной трехмерной графикой. Речь идет о работе Джона Лассетера «Приключения Андре и Уолли Би».

Конечно, Pixar не были первопроходцами: можно вспомнить мультфильм «Тони де Пельтри» 1985 года, в котором был показан персонаж с достаточно детальной для своего времени лицевой анимацией. Первым анимационным трехмерным мультфильмом с сюжетом считается «Полет мечты» 1982 года, куда более примитивный и все еще использующий скелетную анимацию вместо полноценной трехмерной.

Огромным прорывом можно считать мультфильм Нади Маненат Талманн и Дэниела Талманна «Свидание в Монреале» 1987 года, в котором были воспроизведены Хамфри Богарт и Мэрилин Монро. Уже в 1980-х программ для создания подобной анимации было в избытке: коммерческих предложений было около десятка, некоторые из их предлагали при этом «универсальные решения».

Конечно же, только о трехмерной графике речь не шла: для студии Disney, продолжавшей создавать традиционные рисованные фильмы, компьютеры также стали большим подспорьем

Первым полнометражным мультфильмом, созданным в CAPS (Computer Animation Product System) стала «Русалочка»: вместо привычных целлулоидных пленок, дорогостоящих красок, чернил и ксерографии на помощь аниматорам пришли новейшие технологии, позволяющие рисовать сразу в цифровом виде, а различные настройки вроде прозрачности и смешения любых цветов и вовсе открывали новые возможности для художников: некоторые из новейших приемов можно увидеть, например, во время исполнения легендарной песни: обратите внимание на падающий на камни свет и мягкую подсветку пузырьков

Зарождение мультипликации

История создания мультфильмов начинается с Плато, который изобрел анортоскоп в 1828 году, а четыре года спустя усовершенствовал его до фенакистископа. Доработанное изобретение успешно выпускалось в Лондоне и Париже в промышленных масштабах. Оба устройства, предназначенные для демонстрации движущихся рисунков, в последующие несколько лет усердно дорабатывались Уильямом Хорнером, бароном фон Ухациусом (первым спроецировал изображения на экран), Луи Жюлем Дюбоском и другими учеными, оптиками и фотографами.

Однако отцом современной мультипликации стал Эмиль Рейно, изобретатель и художник из Франции. Тридцатого августа 1877 года он запатентовал праксиноскоп – устройство, транслирующее с помощью специального фонаря последовательность изображений на небольшой экран. Далее французский оптик на протяжении долгих лет переделывал и совершенствовал свое изобретение. Итогом его работы является демонстрация «Светящихся пантомим» в парижском музее восковых фигур Гревен. Премьера небольших анимационных роликов состоялась двадцать восьмого октября 1892 года. И именно эта дата вошла в историю, как день рождения рисованной мультипликации.

Рейно продолжал выпускать небольшие рисованные сценки и радовать благодарную публику. А потомки оценили его труды – в честь дебютного показа «Светящихся пантомим» с 2002 года двадцать восьмого октября отмечается Международный день анимации.

Как придумали ротоскоп

Спустя определенное время пришли к выводу, что в обычном оживлении простых рисунков не достаточно убедительности. Возникла необходимость в таком подходе, который позволит создавать персонажей максимально естественными.

Свой вклад в развитие анимации сделал Макс Флейшер в 1914 году. Ввел в обиход применение метода проекции кадра кинофильма на просвет сквозь кальку на которой создавали рисунок содержимого кадра. С помощью этой техники получилось достигнут большего правдоподобия движения, и мультфильм был более естественным. Изобретение в дальнейшем приобрело «ротоскоп». Совместно со своими братьями Джо и Дейвом был произведен экспериментальный фильм, в дальнейшем переросший в знаменитую серию «Из чернильницы».

Мультфильм «Время сна», реж. Дейв Флейшер (1923)

Эта техника создания мультфильмов успешно применялась Диснеем для работы со всеми человеческими персонажами, например, Белоснежкой и других известных принцесс. В советской практике «ротоскоп» получил внутристудийное название «эклер».

В 1950-х годах технологию «эклер» использовали для создания с помощью мультипликации положительных персонажей в облике людей («Аленький цветочек», «Снегурочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.). Некоторые источники рассказывают, что этой технике аниматоры частично доверяли, думая, что точное копирование обедняет анимацию как искусство.

Применение запечатленных на пленке актеров использовали как вспомогательный метод, который необходим для повышения опыта художников. Споры относительно допустимой степени натурализма во время использования ротоскопа продолжались длительное время. Стоит заметить, что большинство профессионалов пользовались этой техникой избирательно, рассматривая как дополнительный прием при решении сложных технических задач.

Кадр из «Белоснежки» (1937) / Фото: Disney с сайта tvkinoradio.ru

Кто придумал применение целлулоида

Первым значимым изобретением которое помогло создавать мультфильмы произошло в 1888 году. Эмиль Рейно французский изобретатель усовершенствовал свой праксиноскоп (на фото ниже), Рейно первым нанес нарисованные изображения на 35-миллиметровую целлулоидную ленту. Применение ленты дало возможность демонстрировать движение картинок на экране. Вначале организовал импровизированный показ для знакомых. И только через четыре года, 28 октября 1892 года широкая аудитория получила возможность посмотреть на «Оптический театр». Событие состоялось в парижском музее восковых фигур Гревен. Сегодня эту дату принято считать днем рождения мировой анимации.

Праксиноскоп / Фото: Ronald Grant Archive / Mary Evans с сайта tvkinoradio.ru

По-настоящему значение целлулоида при производстве элементарной анимации открыл уже американец Джон Рэндолф Брэй. Применение этого изобретения удешевило и ускорило производство анимации. А уже в январе 1914-го года он предоставил патентную заявку на изобретение метода по выведению неподвижных частей изображения (фонов, декораций) на отдельный слой полупрозрачной бумаги. Этот процесс позволил избавиться от полноценной прорисовки в каждом следующем кадре. В своей заявке Брэй также описал возможность использовать бумажные вырезки для достижения объемного эффекта. Эту технику впоследствии назвали «плоской марионеткай».

Мультфильм «Полковник Хиза-лгун» (1915)

Компьютерные мультфильмы

С развитием техники мультфильмы получили второе дыхание, ведь компьютеры упростили задачу режиссеров, сделав фильмы более интересными и красочными. Многие убеждены в том, что первым мультфильмом, созданным при помощи компьютера, является «История игрушек», но это не так. Технически пальму первенства получил советский мультфильм «Кошечка» в 1968 году, полученный при помощи дифференциальных уравнений, введенных в машину БЭСМ-4, что создала движения кошки.

Первым 3D-мультфильмом является «Приключения Андре и пчелки Уолли», выпущенный в 1984 году, а полнометражная лента появилась лишь в 1995 году, когда мы и увидели «Историю игрушек», изменившую мир анимации раз и навсегда. Технология CGI – программа, списывающая реальные выражения лиц людей и переносящая их на героев мультфильмов. Первый мультфильм, снятый с ее помощью «Последняя фантазия: Духи внутри» появился в 2001 году.

В 2017 году в сети появилась новость о том, что снят первый мультфильм, который компьютер создал самостоятельно. Это не совсем так, ведь мультфильм – это формулы и сценарии, введенные в компьютер. Техника лишь при помощи математических алгоритмов нарисовала ленту с футуристическими изображениями, при этом мультфильм лишен сюжета и представляет собой красивые движущиеся картинки. Однако этот факт убеждает нас в том, что в скором времени может появиться первый мультфильм, сделанный без участия человека.

«10 000 лет до н.э.» — самый первый пластилиновый мультипликационный фильм

«10 000 лет до н.э.» — первый пластилиновый мультипликационный фильм. 1916 год считается годом начала пластилиновой анимации. Но именно это мультфильм принято считать первым фильмом в этом жанре. Создал его Уиллис Х. О’ Брайэн из Америки. Этот пластилиновый мультфильм о почтальоне, который из-за неприязни к своему конкуренту, подменил его послание к девушке, заменив признание в любви на оскорбительный текст. Но зло было наказано. Замечательная работа. К сожалению, пластилиновая мультипликация намного дороже рисованных мультфильмов, поэтому развитие этого мультипликационного жанра было приостановлено до 50-х годов прошлого столетия.

Первый нарисованный мультфильм

В 1900 году тот же Блэктон представил зрителям двухминутное видео «Очарованный рисунок». Считать его мультфильмом или нет, сказать сложно. На экране мы видим человека, который рисует портрет. Но выражение лица портрета меняется самостоятельно с помощью склейки кадров. В 1906 году Блэктон снял еще один похожий мультфильм — «Комические фазы смешных лиц». Но в этих мультфильмах не было ни героя, ни сюжета.

Потому первым полноценным мультфильмом все-таки считают «Фантасмагорию» французского изобретателя Эмиля Коля. Этот мультфильм показали в кинотеатрах в 1908 году, в нем уже было минимальное развитие сюжета и свой герой, по действиям которого можно составить мнение о характере. Двухминутная лента произвела впечатление на зрителей, анимация начала свой длинный путь.

Наши дни

В двадцать первом веке мультипликация продолжает развиваться в самых разных направлениях. Пока Pixar продолжает продвигать трехмерную анимацию, конкурируя с Dreamworks, подарившей зрителям «Шрека», «Кунг-фу панду» и «Мадагаскар», широкое распространение продолжают получать и другие школы и направления.

На весь мир, во многом благодаря творениям Хаяо Миядзаки и Макото Синкая, известно аниме. Объемную анимацию (симбиоз пластилиновой и 3D) продвигают британцы из Aardman Animations, творцы «Уоллеса и Громита», «Побега из курятника» и «Барашка Шона». А французы тем временем создают рисованные шедевры вроде «Трио из Бельвиля».

В 2002 году Американская академия киноискусства, наконец-то, созрела и стала ежегодно вручать «Оскара» полнометражным мультфильмам. Причем, в зависимости от общего количества выпущенных анимационных картин зависит и число номинантов – оно колеблется от трех до пяти. И за последние пятнадцать лет в число претендентов на золотую статуэтку попало двадцать девять компьютерных, семнадцать рисованных и восемь кукольных лент.

Лидером по количеству «Оскаров» пока что остается Pixar. Работы студии номинировались девять раз и восемь из них удостаивались престижной награды. Но кто знает, вдруг совсем скоро новые талантливые аниматоры сумеют побить этот рекорд? В любом случае, зрителей ждет еще множество красочных и интересных мультфильмов!

Время первых

Многие из используемых на протяжении десятилетий технологий были придуманы в годы зарождения анимации. Так, к примеру, Джон Рэндольф Брэй начал использовать прозрачную целлулоидную пленку: это позволяло сильно экономить время, так как кадры не нужно было перерисовывать полностью — достаточно заменить позу персонажа или подвижный элемент.

Макс Фляйшер, один из братьев Фляйшеров, в 1914 году запатентовал технологию ротоскопирования — покадровой перерисовки кинопленки. Аниматор берет за основу отснятое видео, но проецирует его на кальку и рисует уже полноценные иллюстрации, которые после становятся кадрами мультфильма. Первой лентой, созданной по такой технологии, считается «Из чернильницы», для которого Макс снял на пленку своего брата Дейва в костюме клоуна, а позже превратил в Коко, героя собственной серии мультфильмов.

Первой перекладной полнометражной анимацией в мире считается испанский «Апостол», к сожалению, не сохранившийся до наших дней: пленка погибла при пожаре в студии.

Первым популярным анимационным персонажем можно считать кота Феликса, который появился в 1919 году. Несмотря на то, что в этом мультфильме для героя все заканчивается не очень удачно, он появляется еще во множестве лент.

Семь лет спустя свет увидел первый полнометражный мультфильм Лотты Рейнигер «Приключения принца Ахмеда»: в основе анимации лежит принцип, схожий с театром теней. И если технически он не является чем-то уникальным, то по-настоящему выделяет мультфильм его длительность: в то время, как большинство аниматоров старались держаться в рамках до тридцати минут, Лотта сняла немой мультфильм длительностью больше часа — шаг, несомненно, смелый для своего времени.

Короткометражка «Чепуха» Уба Айверкса, друга и коллеги Уолта Диснея, является первой в мире цветной анимационной лентой. Правда, здесь использовалось только два цвета, красный и зеленый, который при смешении давали невиданный эффект и предвосхитили технический прогресс.

Следующие четыре крупнейших достижения принадлежат студии самого Уолта Диснея: в 1928 году вышел «Пароходик Вилли», который не только подарил популярность Микки Маусу (первые две немых короткометражки прошли без особого внимания), но и является первым в мире синхронно озвученным мультфильмом. Четыре года спустя на студии Disney вышли «Цветы и деревья» Берта Гиллетта — первый полностью цветной мультфильм в мире (в отличие от «Чепухи», здесь применялись красный, зеленый и синий, что позволяет передать полную цветовую гамму без каких-либо ограничений). В «Старой мельнице» уже в 1937 году Дисней придумал уникальную технологию, которая позволила передавать глубину перспективы изображения. Наконец, «Белоснежка и семь гномов» открыла двери для полнометражной анимации: да, это не первый мультфильм длительностью больше часа, но подобного коммерческого успеха ранее не смог достичь никто из аниматоров. К тому же «Белоснежка» была еще и на острие технологий: приемы, разработанные для «Старой мельницы», использовались и здесь, также как и ротоскопирование и трехцветный Technicolor.

Уместно вспомнить и Александра Птушко: в 1935 году советский режиссер-сказочник снял полнометражный кукольный мультфильм «Новый Гулливер», сочетавший на экране сотни кукол и живого актера — первая картина, сделанная в подобной технике. «Новый Гулливер» шел с успехом по всему миру даже несмотря на откровенную политическую ангажированность, а его детализация поражает до сих пор.

Самый первый мультфильм в мире

Кинематограф и мультипликация развивались параллельно друг с другом, и если с первым фильмом все понятно, то с первым в истории мультфильмом вопрос обстоит не столь однозначно.

Дело в том, что на звание самого первого мультфильма в мире претендуют сразу три работы. В первую очередь на роль наипервейшего анимационного произведения претендуют сраз две работы американца Джеймса Стюарта Блэктона, который был карикатуристом и художником. Так, в 1906 году он создал свои знаменитые «Смешные лица» — непродолжительный мультфильм, представляющий собой последовательно демонстрирующиеся картинки нарисованных человеческих гримас.

Затем, меньше чем через год, в 1907 г. он выпускает свое второе детище под названием «Отель с призраками». Это был более продвинутый в техническом плане мультфильм. Причем он снискал довольно большую известность в кругах кинолюбителей того времени. Однако он был кукольным, поэтому чаще всего пальму первенства отдают другому мультфильму.

Третьим и самым ярким претендентом на звание самого первого мультфильма в мире является «Фантасмагория» (1908), автором которой выступил француз Эмиль Коль. В отличие от вышеописанных мультфильмов, этот был полноценным рисованным мультфильмом в привычном нам понимании, поэтому именно его принято считать первым в истории анимированным мультфильмом.

Самый первый мультик Уолта Диснея в Америке

В1924 году (1 марта) — Дисней представил своим зрителя мультфильм «День Алисы на море», который в последствии открывал целый цикл из 56 серий про приключения Алисы.

Но это уже немного другая история — «Алиса в стране мультипликации». Здесь использовался комедийный жанр. Объединив кино и мультфильм (Алиса живой персонаж) — Уолт помещает героиню в нарисованный мир. Длительность мультфильма 12 минут. Маленькая Алиса и её друг пёс решили прогуляться на море. Там они познакомились с капитаном, который рассказал Алисе о своих морских приключениях.

Уставшая девочка решила вздремнуть в пустой лодке, на берегу ей приснилось, что она попадает на морское дно. На своём пути Алиса встречает много морских жителей, которые являются рисованными персонажами. Это лёгкая детская история в мультфильме с титрами и музыкальным сопровождением. Он не был слишком популярен. Это были первые работы великого мультипликатора.

Кто придумал графическую анимацию

Родоначальником графической анимации в ее классическом понимании считается француз Эмиль Коль. Он первым оживил рисунки человечков, которых он назвал «фантошами» («Фантасмагория или Кошмар фантоша», 1908). Для того, чтобы оживить рисунки Коль применил технику покадровой анимации. Он рисовал каждую позу вручную, впоследствии объединил каждый рисунок в единую последовательность действий.

Его одно из самых важных открытий мировой мультипликации стало объединение игрового фильма с нарисованным («Сияние испанской луны», 1909). В дальнейшем эту технику использовали в серии «Алиса в стране чудес» (1922-1927) Диснея, «Новый Гулливер» (1935) Александра Птушко и в более современном «Кто подставил кролика Роджера» (1988) Роберта Земекиса.

Мультфильм «Фантасмагория» (1908)

Когда вышел самый старый (аниме) — мультфильм в мире?

Аниме — является частью культуры Японии и очень популярно среди детей, подростков и взрослого населения во многих странах мира. Мультфильмы этого стиля выпускаются в разных жанрах. К сожалению, не установили автора, который создал самое старое японское аниме в 1907 году. Оно было смонтировано из рисованных картинок. Движущийся мальчик выкладывает из иероглифов слово «кино» и снимает шляпу перед зрителями. Длительность этого аниме 3 секунды.

Предшественником аниме считается Манга. Данное слово появилось в 1814 г. благодаря художнику Кацусике Хокусаю. Это чёрно-белые эскизы, рисованные тушью. Истории в картинках, в последствии комиксы. «Марумару Тимбун» — журнал впервые опубликовал комиксы на японском языке с европейским акцентом в 1877 году.

Многие считают первопроходцем в японском аниме Дэкотэна Симокаву, который в 1917 году делал с помощью мела зарисовки на доске и пытался их оживлять, при этом — записав на плёнку. Его работы не сохранились. Первые фильмы были не более 1-5 минут, их создавали художники (одиночки) стараясь применить уже имеющиеся знания, опыт и технику западных мультипликаторов.

Namakura Gatana (создан 30 июня 1917) считается одним из первых чёрно-белых аниме. Это маленький, двухминутный мультик был создан на японской студии Кобаяши Шокай. Переводится название, как «Тупой меч самурая». Это фильм рассказывает о некомпетентности самурая, который купил тупой меч. Затем, чтобы отомстить за своё унижение, он вернулся к продавцу разрешить конфликт.

К одним из первых аниме относится фильм — сказка о крабе и мартышке, которые также являются сказочными самураями. Сюжет фильма в том, чтобы отомстить подлой мартышке. Мартышка предала краба. Детки убитого краба мстят и убивают мартышку. Этот мультик, под названием «Как краб отомстил мартышке» — поставлен по старой японской сказке и имеет определённый смысл.

Каждый аниматор на восходе японской мультипликационной культуры внёс свой вклад в появление различных направлений и стилей японского аниме. Даже большие глаза героев Диснея в последствии будут преобладать над героями японского аниме. Только с 1958 года аниме в искусстве было признано официально.

Если же говорить не только о Японии, то есть спорное мнение, что самый первый европейский мультфильм был создан и отснят на киноплёнку с помощью камеры Эдисона, Блэктоном в 1906 году «Комические фазы весёлых рожиц».

Нарисован французским художником-карикатуристом Эмилем Коля. Назывался он «Фантасмагория». Понадобилось 700 рисунков, сделанных на белом бумажном фоне чёрными линиями. Всё это перепечатали на негатив, получив эффект рисунка мелом.

Самый первый мультфильм в России для малышей

Из сохранившихся первых мультфильмов для детей является «Каток». Фильм снят режиссёром, основоположником школы советской анимации Иваном Ивановым-Вано, по мотиву сказки Чуковского «Сенька Африканец».

Это ещё немой, музыкальный, рисованный фильм. Главный сюжет – это смелый маленький мальчик в будёновке, который побеждает толстяка «буржуя» и спешит на помощь фигуристке.

В 1913 году Владислав Старевичь снимает чёрно-белый, музыкальный с титрами, кукольный мультфильм «Стрекоза и муравей». Состоялся его грандиозный мировой успех в Российской империи. Этот фильм был предназначен и для юного, и более старшего возраста зрителей. За основу был взят сюжет басни Крылова, длительность мультика 4 минуты.

В Москве 1936 году (10 июня) — создаётся и начинает свою работу крупнейшая Российская студия «Союздетмультфильм». Начинают создаваться детские мультипликационные фильмы. Первый фильм был рисованный, чёрно-белый, выпущенный на студии, он был в жанре детской комедии и назывался «В Африке жарко». Здесь описывается приключение зверей.

Также в 1936 году выходит первый Российский цветной мультфильм на киностудии «Мосфильм», под управлением режиссёра Саррой Мокиль. Это кукольный трёхцветный, музыкальный, озвученный голосом фильм-сказка «Лиса и волк», снятый по русской сказке. Длительностью в 18 минут.

Время телевидения

Первым полноценным телевизионным мультсериалом в современном понимании можно считать «Кролика-крестоносца», созданного американским мультипликатором Александром Андерсоном в 1947 году. Он выходил на экраны с 1950 по 1959 год и за девять лет вышло более 400 серий приключений странствующего кролика и его друга — флегматичного тигра.

А вот шоу с получасовыми анимационными сериями появилось на ТВ только в 1958 году. «Пса Хакльберри» создали Уильям Ханна и Джозеф Барбера. Ему предшествовал анимационный сериал «Шоу Раффа и Реди», но прорывным он не стал из-за использования вставок с живыми актерами. Шоу, кстати, также было создано Ханной и Барберой. Вместе они также придумали поистине легендарный дуэт Тома и Джерри, на мультфильмах о котором выросло не одно поколение зрителей.

Следующий крупный шаг — появление первого анимационного шоу для взрослых на ТВ. Им стали «Флинстоуны», все так же творение Ханны и Барберы. Приключение семейства доисторических людей, пародирующее современное общество, полюбилось зрителям и прожило не один десяток лет.

Если взглянуть на Восток, то нельзя не отметить одного из ключевых аниматоров Японии Осаму Тэдзука: именно он, взяв за основу методы Диснея, создал уникальное направление — аниме. В числе его первых работ для телевидения числится «Астро бой»: шоу основано на одноименной манге самого Тэдзуки и является одним из первых примеров аниме в истории: многие привычные даже сегодня вещи были заложены именно Тэдзукой, которого впоследствии прозвали «богом манги».

В Советском союзе же первым мультсериалом считается «Маугли» (1967 — 1971 годы), основанный на «Книге джунглей» Редьярда Киплинга. До этого мультфильмы все чаще показывали в кинотеатрах.

https://youtube.com/watch?v=L-DHa1PZ2BQ

Последняя ключевая технология, сильно удешевившая процесс создания анимации — ксерография, фотокопирование изображений напрямую на целлулоид. Первым мультфильмом, сделанным в подобной технике, считается «101 далматинец», после чего вплоть до 1990-х Disney перешел от ручной перерисовки именно на ксерографию.

Выход из тени

Анимация уходит корнями глубоко в прошлое. Само слово образовано от латинского animatio — одушевление, что в данном случае означает «оживление» статичных изображений. К самым ранним опытам часто относят театр теней и волшебный фонарь, дедушку знакомого многим диапроектора. Первые кукольные теневые представления появились еще до нашей эры в Китае и Индии: за экраном из тонкой ткани с нанесенными на ней рисунками кукольники передвигали с помощью палочек статичные или подвижные фигурки, разыгрывая различные сюжеты. Чтобы зрителям было видно происходящее, кукол держали близко к экрану, а подсветка шла сзади.

Волшебный фонарь, в свою очередь, появился в XVII веке. Это один из первых проекторов: в деревянном или металлическом корпусе размещался источник света, а в специальное отверстие вставлялось изображение на стеклянной пластине. Позже конструкция была усовершенствована Этьеном Гаспаром Робертсоном: главной особенностью изобретенного им фантоскопа стала возможность показывать примитивную анимацию из нескольких кадров, сменявших друг друга. С помощью своего усовершенствованного волшебного фонаря он устраивал фантасмагорические шоу: в задымленных помещениях зрителям являлись призраки и скелеты, что изрядно пугало неподготовленных посетителей.

Следующим крупным шагом можно считать появление фенакистископа в 1828 году. Устройство состояло из диска с картинками, снабженного прорезями и зеркала: зритель смотрел через отверстия на отражающиеся изображения, что и создавало иллюзию движения за счет коротких промежутков между появлениями образов. Всего через пять лет Уильям Джозеф Горнер придумает новую конструкцию: вместо диска изображение наносится на внутреннюю поверхность цилиндра, что позволяло избавиться от использования зеркала.

Все в том же XIX веке фенакистископ породит еще несколько вариаций, в числе которых флипбук (хорошо знакомая многим забава: на отдельных листах нанесены изображения и быстрое их перелистывание создает подобие анимации) и праксиноскоп. Последний за счет хитрого применения зеркальной призмы дает ощущение более гладкой картинки. Эмиль Рейно довел устройство до ума: вместо привычного небольшого количества кадров он рисовал ленты на несколько сотен изображений, а праксиноскоп объединил с волшебным фонарем. По сути, именно он изобрел анимацию в привычном виде: на показах «светящихся пантомим» зрители наблюдали целые истории в музыкальном сопровождении (мелодия синхронизировалась с изображением), а длительность сеансов доходила до 20 минут.

Но в 1895 году мир узнает новое слово — «кинематограф», что положит конец экспериментам изобретателя: не в силах справиться с давлением нового медиума, который создавал движущуюся картинку с помощью кинокамеры, избавившись от  ручного труда рисовальщика, Эмиль Рейно разбил свой аппарат и утопил его в реке вместе со всеми лентами. Лучшую работу, «Вокруг кабинки», частично смогли восстановить — и сейчас она доступна в сети.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector