Автомобиль папы франциска покорил американцев

Куда подевалась фигурка с капота?

Самый знаменитый маскот (т.е. фигурка на капоте) нашей страны — это, конечно же, олень с ГАЗ-21

Фигурки оленя часто воровали: красивая и дефицитная «зверюга» стоила рублей 30. Однако в конце пятидесятых олень ускакал с экспортных «волжанок», а в 1962 году — и со всех остальных. По этому поводу ходили легенды — якобы наши патентоведы проморгали точно такого же оленя на какой-то иномарке, а потому иностранные производители потребовали сатисфакции. На самом же деле убрать животное с капота пришлось по соображениям безопасности. При наезде Волги на пешехода тому и так приходилось несладко, а если в дело вмешивался олень, то… В общем, убрали — покупатели грустили, а воришки лишились стабильной статьи дохода.

Во все времена можно было встретить Волгу ГАЗ-21, выпущенную, согласно документам, еще до того, как эту машину стали производить! Но объяснение простое: таким образом владельцы Победы часто проводили «тюнинг», фактически превращая ее в Волгу. При этом на машинах заменяли кузова, двигатели, подвеску, тормоза. Между прочим, подобная практика существует на ГАЗеи сегодня, причем на законных основаниях.

Волга в кино

Фильм Саввы Кулиша «Мертвый сезон» дал Волге прекрасную возможность продемонстрировать преимущества разведчика над шпионом. Вспомните знаменитый синхронный разворот трех «волжанок» в сцене обмена!

Главную роль в рязановском «Берегись автомобиля» вместе с Иннокентием Смоктуновским играла, конечно же, Волга! Подобно истинной кинозвезде, она делала погоду на экране с первых кадров. Помните начало фильма — полумрак, крадущийся силуэт, еще ничего не понятно, но вот распахиваются ворота гаража, и все становится ясно — это она, главная героиня! Сейчас вспыхнут фары, взревет мотор, и красавица помчится пожирать пространство, небрежно сбивая массивную решетку ворот.

Кстати! Вы вряд ли замечали, но на стоп-кадре видно, что на одометре Волги, которую Деточкин угнал у Димы Семицветова, солидные цифры: более 60 тыс. км, машина-то, оказывается, не новая у него.

Стратегическое партнерство

Флиртом с Ватиканом Муссолини подготовил общество к своей решительной победе на плебисците 24 марта 1929 года, который легализовал диктатуру фашистской партии. Больше 90% итальянцев одобрили гегемонию Муссолини. Без поддержки католической церкви ему непросто было бы получить такой результат.

И вот Муссолини получил лавры великого стратега, примирившего церковь с государством. 50 лет политики и церковники не могли найти общий язык, а у дуче получилось. В националистическом мировоззрении зрелого Муссолини бесконфликтно уживались языческие и католические мотивы. Он гордился достижениями древних римлян, использовал в пропаганде римскую — языческую по сути — символику. В то же время говорил о «католической миссии» итальянского народа, связывая мировое распространение христианства исключительно с Римом.

Папа Римский Пий XI

Но вскоре после подписания желанных соглашений Муссолини снова изменил свое отношение к Ватикану. Он вполне резонно счел, что поддержка верующих итальянцев и так у него в кармане — и теперь следует окоротить потенциального конкурента. Муссолини заявил, что отныне церковь подчинена государству и не должна действовать вопреки воле правительства. Ватикан отреагировал нервно. Уже в 1931 году папа выступил с осуждением фашистской клятвы на верность дуче, которую подданные короля Виктора Эммануила давали с шести лет. На некоторое время церковь вступила в «борьбу за умы» с Муссолини.

Столкнувшись с твердостью дуче, Пий XI предпочел восстановить с ним добрые отношения. Но Муссолини уже принял решение. В конце концов он закрыл многочисленные католические молодежные клубы. Отныне опекать молодежь можно было только с фашистских позиций.

Король Италии Виктор Эммануил III

11 февраля 1932 года, в третью годовщину подписания Латеранских соглашений, папа пригласил Муссолини на личную аудиенцию в Ватикане. Недавний революционер картинно преклонил колена и поцеловал руку папы, а тот, как радушный хозяин, провел его по собственной библиотеке. Но это была лишь символическая демонстрация.

На прилавки книжных магазинов вернулись «еретические» романы в ярких обложках. А главное, фашистская партия не отдала под контроль клерикалам систему образования. Словом, роман Ватикана и Муссолини оказался скоротечным. Но в феврале 1929 года сотням тысяч итальянцев казалось, что сотрудничество государства и церкви в Италии будет долгим и взаимополезным.

«Вряд ли мир не заметил»

Это началось, как только понтифик ступил на американскую землю.

«Папа Франциск передвигается по DC на скромном Fiat», — написала USA Today.

«Папа променял лимузин на скромный Fiat», — сообщил Fox News.

За новостями пришла очередь комментариев.

«Папа Франциск и его маленький Fiat … вряд ли мир не заметил», — рассуждает New Yorker.

«Признание в любви Fiat 500: новый папамобиль», — говорится в заголовке Vogue.

«Папа, его черный Fiat и символизм за этим», — еще один заголовок в NPR.

Социальные медиа также были переполнены этой темой:

«Я хочу папамобильчик», «Я тоже хочу Fiat … это странно?», «По непонятной причине вдруг захотел Fiat «.

Другие интересовались тем, не будет ли случайно тот Fiat, в котором ездил папа по американской столице, выставлен на продажу.

В Google произошел настоящий всплеск поиска Fiat, Fiat 500 и Fiat 500L — именно той модели, которой пользовался папа. В день, когда понтифик впервые появился на своем авто, запрос на поиск слова Fiat был в пять раз чаще, чем за день до этого, а поиск Fiat 500 вырос в девять раз.

Image caption

Автомобиль папы в США был скромнее, чем машины сопровождения

Визит папы также отразился и на посещаемости автосалонов.

«Мы продали одну такую машину женщине, которая сначала интересовалась другими автомобилями. Вчера вечером она пришла и сказала, что папа ее убедил», — рассказал Марк Кодино, старший менеджер по продажам в автосалоне в 10 минутах от центра американской столицы.

«У нас также назначено несколько встреч, — люди звонят и говорят, что им нужен «папский Fiat». По моим ощущениям, в этом месяце мы продадим в два или три раза больше, чем обычно».

Происшествия

6 июня во время поездки папы Бенедикта XVI в его открытый белый Fiat попытался запрыгнуть 27-летний гражданин Германии. Папа не пострадал и, вероятно, даже не заметил, как нарушитель порядка перепрыгнул ограждение и попытался на ходу уцепиться за папамобиль. По меньшей мере 8 сотрудников службы безопасности помешали нарушителю и повалили его на землю. Мужчина был задержан полицией Ватикана и отправлен в больницу для психиатрического обследования.

В 2011 году житель немецкого города Дортмунда обратился в полицию, когда увидел, что папа римский Бенедикт XVI едет в своем «папамобиле» непристёгнутым. Инцидент произошёл в городе Фрайбурге во время сентябрьского визита понтифика в Германию. По мнению автора жалобы, понтифик подвергал опасности не только собственную жизнь, но и здоровье окружающих. Вскоре жалоба была отклонена, так как риск аварии был сведён к минимуму.

Вместительность, автомат и никакого шприцевания подвески

Сиденья ГАЗ-21 можно называть диванами: ни один другой наш автомобиль не умел превращаться в такую удобную спальню, как эта Волга.

Кадры из кинофильма «Три плюс два»

На первых Волгах устанавливалась коробка-автомат! Жаль, что пороху не хватило довести ее до ума — «автоматкой» оснастили всего семь сотен машин, передав по наследству Чайке. «Дожали» бы тогда — пользовались бы по сей день.

В 1958 году ГАЗ-21 вместе с Чайкой ГАЗ-13«командировали» в Бельгию — на Всемирную выставку технических достижений. Итог скромный: Гран-при. За тем и ехали.

На 21-х первых выпусков использовалась «мечта лентяя» —централизованная смазка узлов передней подвески. Не надо лазить за шприцем: достаточно один раз за 200 км нажать на педальку — масло само подается к нужным точкам.

Необычные папамобили

Существовали и крайне необычные папомобили, так как к посещению понтифика какой-либо страны, изготавливался новый автомобиль. В конце 70-х годов прошлого века во время визиты Папы в Ирландию, ему предоставили автомобиль построенный на платформе грузовика FordDсерии (самый большой папамобиль в истории). В 1987 году Мерседес построил микроавтобус для визита первосвященника в Чили. Спустя 8 лет во время визита на Филиппины, Папа прокатился на необычном автобусе построенным в филиппинском стиле.

Существует в гараже Ватикана и «святая велорикша» — транспортное средство с бронированной капсулой приводящаяся в движение педальным приводом. Это самый экологичный и экономичный папамобиль за всю историю.

«Автомобиль для обычного человека»

Папа Франциск известен отказом от роскошных авто в пользу более скромных машин.

В свой первый визит Папа также передвигался на Fiat, на Кубе для папы переоборудовали Peugeot, а в Италии понтифика возят на Ford Focus. В Аргентине он ездит на старом Renault 4, и такой же автомобиль получил в подарок от друга, как только переехал в Ватикан.

Выбор понтифика в пользу Fiat во время визита в США, как пишет авто-корреспондент Wall Street Journal Дэн Нейл, был «идеальным».

«Он волшебный и простой. Этот автомобиль именно для обычного человека», — говорит он.

«Есть также легкий намек на Ватикан и Италию, что свидетельствует о том, что ничто человеческое папе не чуждо — я уверен, что он встречался с председателем правления Fiat».

Fiat 500L не входит в двадцатку самых продаваемых автомобилей в США. На этом рынке, по последней статистике, доминируют пикапы и японские седаны, причем продажи пикапов и внедорожников растут.

Image caption

В августе продажи пикапа Chevrolet Silverado в США достигали двузначных цифр

Самыми популярными в августе были Ford F-Series, Chevrolet Silverado и Ram 1500, которых было продано около 71 тыс., 55 тыс. и 45 тыс. штук соответственно. Для сравнения, за август было продано лишь 350 Fiat 500Ls, а в целом Fiat реализовал в США в этом месяце 3388 своих машин.

Объем двигателя Ford F составляет от 2,7 до 5 литров, тогда как в Fiat 500L — всего 1,4 литра.

Harley-Davidson

Рассматривая 4-колесные экспонаты, не уходят от взора и не менее крутая 2-колесная техника. Самыми яркими звёздами в этой среде являются заокеанские мотоциклы Harley-Davidson. Некогда они были переданы в дар от внука их создателя – Вилли Дэвидсона. Следует отметить, что всего в коллекции Франциска 4 «Харлея». Один из этих байков с подлинным автографом, размещенным на бензобаке, был продан на аукционе Bonham’s за весьма внушительную сумму – 242 тыс. евро. Все вырученные деньги понтифик направил в один из итальянских сиротских домов. Сюда же были перечислены вырученные средства от реализации кожаной куртки, которая была дополнением к мотоциклу. Поскольку она выставлялась отдельно, в конечном итоге приют получил дополнительно от Папы 78,6 тыс. евро. Другой мотоцикл, вероятно, понтифик отдал полиции.

Папамобили

Citroen

Первой в 1929 году компания Citroen подарила Папе Римскому Пию XI Citroen C6E Lictoria тёмно-бордового цвета. Автомобиль имел 2,4 литровый двигатель V6 и разгонялся до максимальной скорости в 105 км/ч. Citroen C6E Lictoria получил номер SCV 5. Папамобиль наездил всего 155 км и был отправлен в музей Museo delle Carrozze.

Fiat

Первым в гараже Ватикана в 1929 году появился FIAT 525.

Папы часто используют простенькую модель FIAT Campagnola. Если во времена Иоанна XXIII они были всего-лишь машинами сопровождения, то папа Иоанн-Павел II сам был пассажиром. В 1981 году на него было совершенно покушение, когда он ехал в этой открытой машине. Папа Франциск так же часто использует FIAT Campagnola в качестве «служебного транспорта».

Mercedes Benz

2002 — Mercedes-Benz ML 430

Mercedes-Benz ML 430

В 2002 году для публичных выездов главы католической церкви папы римского Иоанна Павла II был разработан новый папамобиль на базе внедорожника Mercedes-Benz M-класс.

Очередной «Папамобиль» оснащён специальной стеклянной пуленепробиваемой кабиной с опускающимися стеклами, сидя в которой Папа может приветствовать встречающих его людей. В задней части этой кабины имеется специальная откидывающаяся наклонная плоскость, по которой можно поднимать внутрь и спускать кресло на колесиках для главы католической церкви. Внутри кабины имеется специальный микрофон и громкоговоритель, при помощи которого Папа может общаться с водителем или выступать перед собравшимися.

Для этого «Папамобиля», обычный внедорожник M-класс претерпел довольно сильные изменения, которые коснулись в основном задней части кузова. При этом неизменной осталась кабина водителя и 4,3-литровый двигатель. В то же время подвеска внедорожника была усилена и стала более мягкой, для обеспечения максимального комфорта единственного пассажира.

2012 — Mercedes-Benz ML

В 2012 году компания Mercedes-Benz передала Ватикану в подарок новый «Папамобиль», созданный на основе внедорожника ML (W166). Машина сконструирована по аналогии с предшественником: за передними сиденьями располагается огромная бронированная капсула, в которой находится кресло для Понтифика.

Seat

Seat Marbella (Einzelstück)

Во время своего визита в Испанию в 1982 году Иоанн Павел II использовал автомобиль, в основе которого лежал Seat Marbella (Panda). Автомобиль был уникальным и использовался только один раз.

Renault

5 сентября 2012 года компания Renault сделала дар Бенедикту XVI два новых электромобиля. Они были специально разработаны для нужд Понтифика и Ватиканской жандармерии на базе модели Renault Kangoo Maxi.

Нынешний папа римский Франциск иногда принципиально отказывается от папамобиля во время своих появлений на публике, чтобы показать, как он близок к народу.

Спортивные Ducati Multistrada

Еще два роскошных спортивных мотоцикла Ducati Multistrada 1200 красуются на автостоянке в резиденции Кастель Гандольфо. Эти экспонаты используются в качестве сопровождающих кортеж Папы Римского во время его торжественного шествия, поэтому они выкрашены в жёлто-белый цвет, флаг Ватикана. Кроме этого на байках установлены стробоскопы, телескопические фонари, устройства радиосвязи и спецсигналов.

Ducati Multistrada 1200 на страже Папы Римского

Таким образом, наличие подобного разнообразия: от самых раритетных экспонатов до современных эксклюзивных представителей, вызывает разные эмоции. Одно можно сказать, у Папы отличный вкус относительно «нероскошных» марок авто.

Папа Римский и Mercedes

Следующим автомобилем для Папы Римского, после бардового Citroen, стал Мерседес 460 Nurburg 1930-го г.в, роскошь отделки которого была на голову выше франко-итальянского лимузина. Золотая и серебряная вышивка, дорогие ткани, искусно обработанное дерево и конечно немецкое качество сборки. По слухам, автомобиль до сих пор на ходу, им еще пользовался Иоанн Павел IIв период своего восседания на Святом престоле.

Перед началом Второй мировой войны, первосвященник пресвятой Католической церкви пользовался машиной Mercedes-Benz230 кабриолет, которую передали в последствии в музей.

После войны, Ватикан долго не получал подарков в виде специализированных автомобилей и лишь спустя 13 лет в «святом гараже»стали появляться новые автомобили, среди которых представительский седан от Крайслера, купе-кабриолет от Лянча и четырехдверный седан с открытой крышей от Мерседес. Семью годами позже Мерседес поставил папскому гаражу новый Pullman S600 с двигателем объемом в 6,3 литра. После этого, каждая новая генерация Mercedes-BenzS-Class выходила со специальной открытой версией для понтифика.

С 1975 года, появилась мода на внедорожники и очередной Папа весьма положительно отнесся к новому папамобилю. Это был Тойота Ленд Крузер, высота посадки трона которого весьма поразила понтифика, а наличие пониженных передач, позволяющих автомобилю двигаться со скоростью пешехода очень порадовала водителя. Среди автопроизводителей вновь началась борьба за «Папу», свои версии представили LandRover, Fiat, Toyota, Mercedes и другие автогиганты. Однако, после покушения на Иоанна Павла II, ехавшего на Fiat Compagnola, компания Mercedesустановила планку безопасности для «святого автомобиля», которую долго не могли достичь другие производители. Они предложили интегрировать в кузов пуленепробиваемую прозрачную бронекапсулу, позволяющую вставать понтифику в полный рост и приветствовать публику. Кроме того, внедорожник был удобен для миссионерских поездок Папы в отдаленные уголки планеты, где дорожная инфраструктура оставляла желать лучшего.

Renault, Jeep, Cadillac, Isuzu, WAG, BMW и многие другие производители, отправляли на утверждение свои варианты папамобилей, некоторые из них использовались, а некоторые остались нетронутыми в загашниках «святого гаража» и музея. Самой известной машиной римского понтифика стал белоснежный Gelandewagen. Однако, в последние годы жизни первоиерарх выбрал ML 430 с механизмом закатывания инвалидной коляски, так как из-за проблем со здоровьем Папа уже не мог перемещаться самостоятельно. Все последующие понтифики также предпочитали угловатый внедорожник увенчанный трехлучевой звездой, правда жесткую прозрачную крышу было решено сменить на легкую быстросъемную обтекаемую капсулу, прозрачность стекл которой создавала эффект их полного отсутствия.

Волга у знаменитостей

В нынешней Польше вряд ли хотят вспоминать про любимый автомобиль Иоанна Павла II, пана Кароля Войтылы. А это была именно Волга. Причем одна из страшилок гласила, что некая черная Волга тихо ездила по вечерней Варшаве, похищая детей! Ее пассажирами были то ли монахи, то ли евреи, то ли вампиры, которые продавали детскую кровь богатым немцам, болеющим лейкемией. Фантазии, достойные эпохи.

У Владимира Высоцкого было много автомобилей,причем практически все они быстро попадали в серьезные аварии. Но считается, что первым автомобилем, который он приобрел в 1967 году на собственные средства, была именно Волга ГАЗ-21.

Главный автомобиль страны — вовсе на Аурус, а ГАЗ-21! Во владении В. В. Путина находятся две Волги 1960-го и 1965 годов выпуска. За рулем одной из машин, принадлежащих Владимиру Владимировичу, однажды посидел даже Джордж Буш! Целый круг на ней проехал.

Самая известная байка проВолгу Юрия Гагаринагласит, что он, дескать, побывал в космосе раньше, чем получил водительские права! Доподлинно известно, что он ездил на черной Волге с номерами 78–78 МОД — это автомобиль находится в музее. Но есть сведения и про другую Волгу с характерными номерами 12–04 ЮАГ (12.04, Юрий Алексеевич Гагарин). В любом случае, речь идет точно о Волге!

Гибридный Mercedes-Benz M-класса

Глава Daimler AG предоставил Папе лично в качестве подарка джип Mercedes-Benz M-класса с некими видоизменениями. Вместо кузова установлена кабина в виде возвышающегося трона. Попасть в неё можно благодаря специальной дверце, располагающейся с тыльной стороны авто. Для того чтобы добиться такого эффекта, разработчики уменьшили посадочную высоту машины, а также подвергли переработке большое число внешних элементов. Информация о технических характеристиках строго скрывается от пытливых умов посторонних. Известен лишь такой факт, утверждающий, что основой послужил гибридный двигатель, который позволяет проезжать более 30 км на одной электротяге, не требуя дополнительную зарядку.

Затянувшиеся итоги

Папа Пий XI считался сторонником Муссолини. Несколько раз он даже назвал диктатора «посланцем Провидения», «охраняемым Богом». Будущий диктатор еще в 1922 году приветствовал избрание кардинала Акилле Ратти на папский престол — став римским епископом и главой самой многочисленной деноминации христианства, Пий XI не забыл о тогдашней поддержке. Ему не раз приходилось идти против мнения большинства паствы, защищая Муссолини и его чернорубашечников. Многие католики симпатизировали левым, а кровавые расправы над политическими противниками фашистов вызывали протест тех самых «простых итальянцев».

Ватикан во всех случаях сохранял радикальную «антибольшевистскую» линию. Достаточно упомянуть, что папа фактически обрек на изгнание лидера католической народной партии Луиджи Стурцо, который оставался непримиримым противником фашизма. Народная партия, опиравшаяся на церковные приходы, долго оставалась в оппозиции к режиму дуче. Случалось, что Ватикан одергивал своих верных прихожан, наставляя их на путь лояльности по отношению к фашистскому государству. А Стурцо в конце концов оказался в вынужденной эмиграции. Он критиковал Латеранский пакт, потому что не верил в искренность Муссолини. Изгнанник был убежден, что властолюбивый дуче заманивает католиков в ловушку. Нашлись критики соглашений и среди фашистов, но, следуя партийной дисциплине, они смирились с решением вождя.

Ватикан_4

Лидер католической народной партии Луиджи Стурцо

Фото: ufficiostampabasilicata.it

Советский Союз, как и итальянские левые, реагировал на соглашения категорично: католическая церковь объединилась с чернорубашечниками, чтобы противостоять волне протеста итальянских трудящихся. В такой постановке вопроса был резон. Вскоре после Латеранских соглашений Муссолини удалось укрепить свою власть, надолго исключив из политической жизни потенциальных соперников.

Современная Италия мало чем напоминает муссолиниевскую. Да и католицизм за последние полвека, после Второго Ватиканского собора, изменился сильнее, чем за несколько предшествующих столетий. Но соглашения, подписанные 90 лет назад, до сих пор остаются основой взаимоотношений итальянского государства и Ватикана. После войны парламентские комиссии не раз ломали головы над пересмотром пунктов, но система устояла. Только статус «государственной религии» в 1984 году упразднили, а еще раньше — в 1969-м — депутаты узаконили разводы, что тоже было нарушением условий Конкордата.

Но в основном Латеранские соглашения действуют и в наше время. И государство Ватикан по-прежнему существует. А значит их подписание имело отношение не только к переменчивой политической конъюнктуре. Хотя многие страницы своей истории времен Муссолини современный Ватикан наверняка предпочел бы стереть.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector