Квадроци́кл
Содержание:
В чем отличие квадроцикла от квадрицикла?
Согласно новым поправкам, внесенным в ПДД, на сегодняшний день выделяют два четырехколесных мотоцикла с созвучными наименованиями, из-за чего многие мотолюбители задаются вопросом о том, в чем разница между квадроциклом и квадрициклом. Собственно, заключается она в следующи нюансах:
- В сравнении разница между квадроциклом и квадрициклом в первую очередь заключается в посадке: в первом случае она осуществляется «верхом», то есть как на мотоцикле, а во втором — как в автомобиле, то есть сиденьем является диван или кресло.
- В квадрицикле руль выполнен в виде классической «баранки», в квадроцикле руль мотоциклетный.
- Разница между квадроциклом и квадрициклом также кроется в педалях: в первом все функции выполняются как у мотоцикла, в то время как квадрицикл оснащен акселератором, сцеплением и тормозом, которые выполнены в виде отдельных рычагов.
- Последнее различие — салон. В квадроцикле он отсутствует, а вот квадрицикл им оснащается. Разницей между техникой — квадрициклом и квадроциклом — можно назвать и то, что первая «игрушка» встречается в несколько раз реже и не так популярна.
Нужны ли права?
Многих пользователей интересует, надо ли получать права, чтобы пользоваться современными квадрициклами и кататься на них на законных основаниях? Надо иметь в виду, что с 2013 года была введена новая специальная категория – В1, которая была разработана для квадрициклов.
Подобные разновидности транспортных средств признаются мототранспортными агрегатами. Чтобы человек мог беспрепятственно и законно ездить на подобной технике, он обязательно должен получить права с новой категорией B1. Получить необходимое водительское удостоверение возможно в ГИБДД.
Все водители, которые уже имеют категорию B, могут спокойно пересаживаться на 3- или 4-хколесный вид транспорта. Главным документом, который должен иметься у квадрицикла, является паспорт самоходной машины (ПСМ). Подобные документы обычно выдаются и для управления трактором. По этой причине квадрицикл у многих людей вызывает ассоциации с маленьким трактором.
Из всего вышеописанного напрашивается вывод о том, что для управления современной моделью квадрицикла нет необходимости иметь категорию А1. Это произошло, потому что квадрициклы стали относить к самоходным машинам внедорожного типа.
Каждый владелец такой техники должен знать о том, что в соответствии с принятыми правилами ПДД и квадрициклы, и квадроциклы относятся к механическим транспортным средствам, поэтому водители обязательно должны иметь при себе необходимые документы, оговоренные законом. Их следует предъявлять по первому требованию сотрудников ГИБДД.
Как выбрать квадроцикл по техническим характеристикам?
Покупателю необязательно выбирать самый мощный квадроцикл, поскольку он обойдётся в копеечку. К примеру, Sportsman XP 1000 HL, под капотом которого 85 л.с, стоит 18 тыс. долларов
Зная на что обратить внимание, можно выбрать резвую и бюджетную лошадку, вроде Stels Guepard 850
Учитывать нужно:
- Мощность. Идеальное решение – утилитарный квадроцикл с рабочим объёмом мотора 500-600 куб.см. Такая машина подойдёт как для туризма и охоты, так и для транспортировки грузов.
- Проходимость. Аппарат должен уверенно держаться на пересечённой местности, проезжать по грязи, песку, снегу и заболоченным участкам.
- Габариты. Большой квадроцикл подойдёт для туризма, а для рыбалки и езды по лесу лучше выбрать что-то компактное.
- Безопасность. От аварий не застрахован никто, поэтому в аппарате должна быть защиты для рук и чека экстренной остановки двигателя. Не помешают и расширители арок, которые защищают водителя от грязи.
- Вес квадроцикла. Покупать тяжёлые аппараты стоит только для работы или туризма. Чем легче машина, тем лучше будет управляемость и манёвренность. Среднестатистический утилитарник весит в пределах 290-380 кг, в зависимости от экипировки.
- Комплектацию. Чаще всего, производители выпускают несколько версий аппарата, отличающихся только набором поставки. Для комфортного использования техники потребуется: передний отбойник, багажники, мощное главное освещение. В машинах, предназначенных для туризма или работы, должна быть лебёдка, защита для рук, сиденье со спинкой.
При выборе квадроцикла стоит учитывать и дизайн. Многие производители не заморачиваются с внешностью, делая «серые» и неброские машины.
Квадроцикл: предложения
Сразу отметайте китайскую технику со странными и неизвестными названиями. Отсутствие сервисного центра ставит под сомнение покупку такого транспорта. Даже, если технику предлагают в 5-10 раз дешевле раскрученных брендов.
Ведущие производители на рынке: Honda, Yamaha, Stels, Kawasaki, CF Moto. Квадроциклы перечисленных брендов раскручены хорошо. Есть на рынке запчасти и мастера, которые с закрытыми глазами быстро проведут технический ремонт.
Особенности выбора
Выбор квадроцикла начинается с потребности, которая определяет характеристики транспорта, а соответственно и формирует цену.
- Детские. Миниатюрные квадроциклы безопасны для малышей, а скорости и маневренности хватит с головой.
- Для сельского хозяйства. Транспортировка прицепа, перевозка инструмента, езда по пересеченной местности в любых погодных условиях.
- Спортивные. Трюки, прыжки, соревнования – максимальная мощность в приоритете.
- Любительские. Семейный квадроцикл с посадкой на несколько человек, большая грузоподъемность.
- Экстремальные. Пересеченная местность, горные спуски, сугробы и устойчивость к любому климату.
Основываясь на потребности покупателя, продавец сам предложит нужную модель. Лучше довериться профессионалу, чтобы правильно подобрать квадроцикл по соотношению цена-качество.
Детские квадроциклы
Транспорт предназначен для детишек возрастом 7-13 лет. Максимальная скорость байка не превышает 45 километров в час при грузоподъемности до 55-60 килограмм.
Преимущества:
- низкая цена;
- идеальная система безопасности;
- приемлемая грузоподъемность;
- простой уход и обслуживание;
- привлекательный внешний вид.
Недостатки:
- ограничение по возрасту и весу – ребенок вырос, байк не нужен;
- детские квадрики работают от аккумулятора, соответственно есть ограничение по дальности передвижения.
Транспорт для сельских нужд и экстрима
Такие квадроциклы называют универсальными, ввиду того, что они способны удовлетворить потребности любого покупателя. Мощный двигатель, отличная подвеска, огромный просвет под колесами, большая вместимость и грузоподъемность.
Преимущества:
- мощный двигатель, который быстро разгоняет квадроцикл до предельной скорости и помогает вырваться из любой ловушки на дороге;
- вместительный бак для горючего для длительных поездок;
- широкие колеса с грунтозацепами;
- жидкое охлаждение.
Недостатки:
- большие габариты и вес;
- завышенный расход топлива;
- высокая стоимость.
Любительские квадроциклы
Собрался семьей, сел и поехал куда угодно. Иначе, любительские байки называют шоссейными. Но они все равно отлично идут по пересеченной местности.
Преимущества:
- привлекательный дизайн;
- хорошая устойчивость на шоссе (у тех же экстремальных квадриков, из-за мягких грунтозацепов, наблюдаются проблемы с удержанием байка на ровном асфальте, при развитии максимальной скорости);
- литые диски.
Недостатки:
- малый запас хода на длительные поездки из-за малого объема бака;
- большинство шоссейников оборудованы механической коробкой передач.
Спортивные квадроциклы
Для выполнения трюков важен малый вес байка. Снижение массы достигается за счет установки пластика.
Преимущества:
- хорошая мощность;
- отличная подвеска;
- высокая посадка.
Недостатки:
- низкий дорожный просвет;
- завышенная стоимость байка и запчастей;
- квадроцикл оборудован маленьким топливным баком.
Подбирая байк, эксперты рекомендуют обратить внимание на два критерия – расход топлива и мощность. Параметры взаимосвязаны, придется найти компромисс
Приоритет лучше отдать в пользу автоматической КПП. Подвеска и трансмиссия, идущие с квадроциклом обходятся дешевле, нежели модернизация транспортного средства. Диски, сигнализация, освещение, подкрылки – это мелочи, которые можно докупить и поставить в любой момент.
Туристические квадроциклы
Это модельный ряд квадроциклов, созданный на основе утилитарных моделей и пользующийся немалой популярностью в реалиях нашей страны.
Среди отличительных особенностей туристических квадроциклов стоит отметить колеса с низким давлением, что позволяет мототранспорту проходить снежные, грязевые и песчаные трассы. Четырехколесные квадроциклы спортивного типа, в отличие от классических двухколесных, являются всесезонными.
Туристические модели оснащаются АКПП с вариатором и полным приводом, что позволяет водить транспорт даже новичкам. Багажниками такие квадроциклы не комплектуются, однако для них предусмотрено свободное пространство.
К преимуществам можно отнести пассажирское место, поскольку туристические квадроциклы чаще всего выпускаются двухместными.
Наиболее заметна разница на фото: квадроцикл и квадрицикл обладают разным дизайном, что сразу же бросается в глаза и привлекает внимание
Трициклы
Общее определение трицикла дано в ГОСТ Р 52051-2003. «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 07.05.2003 N 139-ст.
В соответствии с упомянутым стандартом к трициклам относятся трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства. Рабочий объем двигателя при этом (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. Таким образом, трицикл – это трехколесный мотоцикл.
Расположение колес у трицикла может быть следующим: одно колесо — спереди, два колеса — сзади или два колеса — спереди, одно колесо – сзади.
Трицикл
Для управления трициклом необходимо иметь водительские права категории В или подкатегории В1.
Еще раз о квадрициклах и квадроциклах: в чем основные отличия
При трактовке этих терминов часто возникает путаница. Кто-то не видит разницы в написании слов, кто-то считает, что это просто одно и то же транспортное средство. Выше мы описали особенности каждого и показали основные различия. Ниже показаны различия более наглядно.
В таблице приведены схематично лишь основные различия. Некоторые модели могут иметь смешанные признаки. Например, квадрицикл может не иметь педалей, а квадроцикл может иметь крышу. В любом случае вид транспортного средства устанавливает его производитель или соответствующая техническая экспертиза.
Итак, имеются две группы различий – конструктивные и юридические. Все они сведены в нижеприведенной таблице.
Квадрицикл | Квадроцикл | |
Конструктивные различия | ||
Салон | Есть (как правило) | Нет (как правило) |
Управление | Рулевое, педальное. Имеется коробка переключения передач. Как в автомобиле | Как правило – только на руле, как на мотоцикле |
Руль | Круглый, как в автомобиле | Мотоциклетный (или велосипедный) |
Педали | Акселератор, тормоз, сцепление, как в автомобиле | Отсутствуют, либо многофункциональные, как на мотоцикле (например, педаль для переключения скоростей) |
Посадка | Как в автомобиле (кресло или диван) | Верхом», как на мотоцикле |
Юридические различия | ||
Где надо регистрировать транспортное средство | В органах ГИБДД | В Гостехнадзоре |
Какое нужно удостоверение для вождения | Обычное водительское удостоверение | Удостоверение тракториста-машиниста |
Что же выбрать?
Разобравшись в отличиях квадроцикла и квадрицикла с трициклом можно точно заявить, что техника абсолютно разная. У каждого аппарата есть свои сильные и слабые стороны, поэтому выбор машины зависит от нужд.
Для любителей скорости и драйва, предпочитающих гоночные треки и общие дороги, подойдёт трицикл. Аппарат подарит необходимый адреналин и заряд энергии. Несмотря на свои габариты, по скорости техника не уступает многим спортивным мотоциклам.
Поклонникам спокойное и размеренной езды, которые не гонятся за скоростью, стоит обратить внимание на квадрицикл. Компактная и манёвренная техника отлично впишется в городской трафик и позволит проехать практически где угодно
Ощутимой преимущество машины – подобие крыши, которое защитит водителя от пыли и небольшого дождя.
Для понимания, что такое квадрицикл и квадроцикл, достаточно одного взгляда на технику. Внешность мотовездехода намекает на езду по бездорожью и высокую мощность. Квадроцикл это настоящая рабочая лошадка, с которой можно не только перевезти груз, но и отправиться на рыбалку. Единственный недостаток техники – ограничение на использование квадроциклов на общественных дорогах. Но учитывая проходимость машины, это не станет проблемой.
Устройство квадроцикла
Устройство квадроцикла представляет собой конструкцию, состоящую из рамы, на которую устанавливается стальной каркас. В центре шасси помещён мощный (2- или 3-цилиндровый) агрегат (до 800 см3). Полноприводной квадроцикл оснащён четырёхтактным двигателем, для запуска которого предусмотрен электростартёр. У некоторых моделей установлен автоматический бесступенчатый клиноремённый вариатор, воздушная или жидкостная система охлаждения. У ATV одна, иногда две ведущих оси, две независимые подвески. Заднего дифференциала не предусмотрено. На подножках квадроцикла укомплектованы специальные сетки безопасности. Спереди под корпусом помещён, индивидуальный для каждой модели, топливный бак.
Для улучшения технических характеристик в квадроцикле предусмотрен: стальной бампер; выносной радиатор; лебёдка; легкосплавные диски; спортивный амортизатор; шины с «зубастыми» протекторами; гусеницы. Для работы в различных областях: прицеп; навесы; ковш для снега; фаркоп (прицепное устройство). Для комфорта: ветровое стекло; подогрев сидения; крепления; светодиодные фары. Утилитарные квадроциклы оснащены ремнём и двумя муфтами, у них автоматическая трансмиссия. В спортивном квадроцикле трансмиссия механическая. Управляется ATV с помощью рулевых рукоятей, которые прикреплены к колонке рулевой тягой. На них установлены контрольные приборы: рычаги тормоза, сцепления, дросселя, переключатель передач, рычаг дифференциала, кнопка стартёра.
Stels и Baltmotors
Квадроциклы российского производства сегодня пользуются большим спросом у покупателей, и это не случайно. Во-первых, они обладают достаточной мощностью. Во-вторых, в модельном ряду большинства марок найдется решение под требования и финансовые возможности каждого покупателя. Так, модель ATV 800D популярна благодаря несколько агрессивному дизайну, большой скорости и отличной проходимости. К преимуществам модели покупатели относят следующее:
- продуманную конструкцию, в которой бросается в глаза сочетание больших габаритов с высоко посаженным сиденьем водителя, что защищает от брызг воды, грязи, которые летят из-под колес;
- 4-тактный двигатель мощностью 44 л. с.;
- крупные колеса, которые идеально ведут себя на любом дорожном покрытии;
- хорошую управляемость.
На эти квадроциклы российского производства цена отличается доступностью, как и на модель, которая собирается в Калининграде. Считается, что это транспортное средство уже европейского производства, несмотря на то, что собирается оно на территории России
Кроме агрессивного дизайна, модель привлекает внимание большей мощностью двигателя – 49 л. с
Благодаря узкому сиденью данный квадроцикл относят к категории спортивных.
Технические особенности квадроцикла
Итак, что такое квадроцикл? Попытки дать определение данному транспортному средству, как правило, приводят к терминологическим и прочим трудностям. На самом деле определение квадроцикла дано в государственном стандарте РФ ГОСТ Р 52008-2003 «Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования». Правда термина «квадроцикл» в указанном стандарте вы не найдете. В нем используется термин «мотовездеход», который вполне можно приравнять к термину «квадроцикл».
В соответствии с указанным стандартом, мотовездеходом является мототранспортное внедорожное четырехколесное средство с шинами низкого давления, имеющее сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенное для передвижения только одного человека (водителя) вне дорог общего пользования. Данное определение вполне можно рассматривать, как определение квадроцикла – устоявшегося термина для обозначения внедорожных четырехколесных средств.
Как известно, законом о безопасности дорожного движения установлены категории и подкатегории транспортных средств. Так вот, ни одна из категорий и подкатегорий, установленных упомянутым законом, не включает в себя мотовездеходы (читай — квадроциклы). Почему так?
Дело в том, что для большого класса самоходных машин, к которым относятся и мотовездеходы (квадроциклы), установлены специальные категории, которые существуют самостоятельно и никак не связаны с категориями транспортных средств, установленными законом о безопасности дорожного движения. Эти специальные категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 N 796 (ред. от 17.11.2015) В сответствии с указанным Постановлением квадроциклы относятся к категории А I (не путать с категорией A1, установленной законом о БДД).
Что же дает право на управление квадроциклом? Какой документ? Такое право дает только удостоверение тракториста-машиниста. Это означает, что иметь обыкновенное водительское удостоверение совсем не обязательно. Но если у вас есть только водительские права, то для управления квадроциклом этого недостаточно. Нужно, повторимся, иметь удостоверение тракториста-машиниста. О том, как получить такое удостоверение, вы можете узнать в .
Обращаем внимание на то, что ездить на квадроциклах можно лишь за городом, вне дорог, либо на закрытых площадках. Передвижение на этих транспортных средствах по дорогам общего пользования категорически запрещено
Регистрация квадроциклов осуществляется в органах Гостехнадзора. Так сокращенно называются Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Остановимся на технических особенностях квадроциклов и некоторых юридических аспектах.
Технические (конструктивные) особенности квадроцикла состоят в следующем:
- квадроцикл, как правило, не имеет салона;
- органы управления располагаются на руле;
- руль – мотоциклетного (велосипедного) типа;
- педали отсутствуют либо являются многофункциональными, как на мотоцикле;
- посадка на квадроцикле – «верхом», как на мотоцикле.
Юридические моменты:
- зарегистрировать квадроцикл можно только в Гостехнадзоре;
- право на управление дает только удостоверение тракториста-машиниста;
- к сдаче экзаменов на получение прав на управление квадроциклом допускаются лица, достигшие возраста 16 лет.
Отличия от квадроцикла
Многие люди ошибочно полагают, что квадрицикл и квадроцикл – это одинаковые устройства, просто они имеют разные наименования. На самом деле это мнение ошибочно. Это 2 разных агрегата, которые отличаются друг от друга по многим характеристикам и особенностям, поэтому путать их не следует.
Разница между квадрициклом и квадроциклом видна с первого взгляда. Но есть и много мелких особенностей, отличающих агрегаты друг от друга.
Рассмотрим подробнее, в чем же заключаются основные различия этих типов транспортных средств.
- Одно из самых «разительных» отличий между этими агрегатами заключается в особенностях посадки. В стандартных моделях квадроциклов она выполнена таким образом, что водителю приходится усаживаться на нее, словно верхом, как на мотоциклетное сиденье. В квадрициклах же предусмотрена знакомая всем классическая автомобильная посадка. Здесь часто в роли сиденья выступает удобное кресло или небольшой диванчик – все зависит от конкретной модели и ее комплектации.
- Отличаются агрегаты и рулем, который установлен в их конструкциях. В квадроциклах эта деталь выполнена в мотоциклетном ключе. В современных квадрициклах рулевая запчасть выполняется круглой, как и в обычных автомобилях.
- В конструкциях этих мототранспортных средств присутствуют разные педали. Например, в квадроциклах управление тормозной системой происходит точно так же, как и при использовании мотоциклов. Если же речь идет о квадрицикле, то в нем будет предусмотрен специальный акселератор, сцепление и тормоз. Все компоненты реализуются в форме отдельных рычагов, каждый из которых выполняет свою конкретную функцию.
- В квадрициклах и квадроциклах присутствуют разные типы салонов. Можно сказать, что в квадроцикле как такового салона практически и нет. Квадрициклы же подобную составляющую имеют, поэтому считаются более удобными и комфортными в эксплуатации. Это одна из самых ярких отличительных черт.
- Квадрициклы и квадроциклы отличаются по уровню распространения. Первые агрегаты можно встретить гораздо реже, нежели вторые. Именно квадроциклы люди покупают гораздо чаще, как и используют в обычной жизни.
- Регистрация этих устройств должна осуществляться в различных органах. Квадрициклы регистрируют в соответствующих отделениях ГИБДД, как и в случае с простыми машинами. Если вы хотите зарегистрировать квадроцикл, то придется отправляться в другую организацию – Гостехнадзор.
- Квадрициклы имеют в своей конструкции кузов или специальную деталь – «накрывашку» (крышу). За счет этой составляющей пользоваться агрегатом удобно, да и непогода водителю и его пассажирам не страшна. В квадроциклах обычно нет кузова, здесь пользователи оказываются максимально открытыми.
- Указанные технические устройства подчиняются различным ГОСТам. Квадрицикл относится к ГОСТам Р51815-200, а вот мотовездеход зависит от ГОСТа Р2008-2003 (касающегося внедорожных видов транспорта).
Типы квадроциклов
Все изготавливаемые ныне в мире квадроциклы условно делятся на две большие группы – утилитарные машины и спортивные. Первые предназначены для развлекательных прогулок и применения в хозяйстве, вторые – для спорта. Основные отличия аппаратов этих групп. Спортивные модели обычно меньше и легче, чем утилитарные; колёса – маленькие. Привод на два колеса, а не на четыре. Они быстро набирают скорость, имеют ручную коробку передач и могут разгоняться до 145 км/ч. Утилитарные модели ощутимо больше и тяжелее, у них полный привод и максимальная скорость не превышает 100 км/ч. Они также могут перевозить небольшие грузы и буксировать прицепы. Многие потребители смогли приспособить ATV для фермерских нужд. Все спортивные модели принято также разделять по признаку, для каких конкретно гонок они предназначены. Есть модели для мотокросса, кросс-кантри (гонки по пересечённой местности со спусками, затяжными подъёмами, скоростными и техническими участками), для гонок по песку, холмистой местности, езды по льду и снегу, для спидвея, трофи-рейд (соревнование по преодолению бездорожья, обычно на полноприводных машинах, в т. ч. квадроциклах) для дрэг-рейсинга (гоночное соревнование, являющееся спринтерским заездом на дистанцию в 402 метра – ¼ мили) и т.д. Некоторые производители выделяют в отдельный тип туристические квадроциклы. Их называют также спортивно-утилитарными. Это модели, которые пытаются объединять преимущества спортивного и утилитарного вариантов, взяв от них всё лучшее. В особый класс выделяются 6- и 8-колёсные аппараты. Обычно это машины с полноценным пластиковым корпусом, который позволяет им играть вдобавок и роль амфибии, т. е. преодолевать небольшие водные преграды. Это машины многоместные, чаще всего рассчитанные на 4 человек. Привод у них может быть как на все 6 или 8 колёс, так и на часть из них. Такие машины бывают не только на колёсном, но и на гусеничном ходу. Эти машины обычно медленные (не более 40–50 км/ч) и маломощные (до 30 л. с., чуть больше 22 кВт). При этом у них зачастую нет руля, а управляются они рычагами и поворачивают за счёт торможения всех колёс с одной стороны. Правда, в последнее время уже появились модели мини-амфибий с мотоциклетным рулём. Существуют и детские модели квадроциклов, которые являются уменьшенными копиями своих «взрослых» моделей; обычно рассчитаны на детей в возрасте 11–15 лет. Их максимальная нагрузка – 60 кг. Они достаточно просты в конструкции, лишены большинства присущих взрослым моделям удобных опций, чаще всего имеют маленький (до 50 см3) двигатель и могут разгоняться до 60 км/ч.