Гибель «лузитании». три версии

Роковая торпеда

Для Швигера это был настоящий подарок судьбы. Едва обнаружив «большой пассажирский пароход», он решил нанести удар. Между 14:09 и 14:10 прозвучала команда «Пли!», и с расстояния 700 метров торпеда с углублением три метра и установленной скоростью 22 узла устремилась к цели. Впередсмотрящий на баке «Лузитании» 18-летний матрос Лесли Мортон заметил устремленную к судну предательскую белую полоску в воде. Он крикнул на мостик в мегафон: «Торпеды с правого борта!». Через считанные секунды раздался взрыв, а следом — второй, гораздо более мощный. В правом борту, чуть ниже ватерлинии, образовалась пробоина, в которую свободно мог бы пройти паровоз. Сотни тонн воды устремились внутрь судна. Сразу после взрывов возник крен на 15 градусов на правый борт. Через четыре минуты он составлял уже 20 градусов, через семь минут — 30. Поскольку тонущий лайнер по инерции продолжал двигаться вперёд, первые же две спешно спущенные на воду шлюпки резко развернуло, опрокинуло, и сидевшие в ней люди оказались в воде. Далее спуск шлюпок стал крайне затруднённым из-за большого крена: по правому борту они слишком далеко отошли от борта, попасть в них стало очень проблематично, а с левой стороны шлюпки задевали и буквально ложились на борт. В итоге из 48 спасательных шлюпок (22 обычных и 26 складных) благополучно спустить на воду удалось лишь шесть. Через 18 минут после взрывов «Лузитания» опрокинулась вверх килем, зарылась в воду носом и на 70 метров задрала кверху корму, после чего стремительно погрузилась и скрылась в свинцовых водах Атлантики. Переданный в эфир SOS был услышан радиостанциями на побережье Ирландии и находившимися поблизости кораблями. На помощь тонущим устремились старенький крейсер «Джуно», несколько крупных судов и целая флотилия траулеров, буксиров и мотоботов. Однако из 1959 находившихся на борту лайнера людей погибло 1198. Среди жертв трагедии — 123 гражданина США. Американцы были крайне разгневаны. Газеты называли торпедирование «преднамеренным убийством» и «подлым поступком». Немцы же во всём винили Британию и утверждали, что на борту лайнера находились боеприпасы и другие военные грузы, не заявленные в судовых документах, — огромная контрабанда. Впрочем, доказать хоть что-нибудь им не удалось даже спустя многие годы. Однако даже в Британии и США историки поныне говорят о возможном заговоре чиновников с целью поссорить США и Германию, чтобы вовлечь Штаты в войну на стороне Антанты. И тут, конечно, есть несколько существенных вопросов. Почему такой большой корабль затонул от попадания единственной торпеды? Почему Адмиралтейство не выслало навстречу пассажирскому лайнеру ни одного противолодочного корабля? Мог ли капитан Тёрнер получить тайный приказ пренебречь мерами безопасности и забыть об особых правилах судоходства в зоне боевых действий? Почему на «Лузитанию» не сообщили, что лодка U-20 по маршруту следования лайнера недавно потопила несколько судов? Наконец, что имел в виду председатель британской следственной комиссии лорд Мерси, когда заявил, что гибель «Лузитании» и связанные с ней события являют собой образчик «чертовски грязного дела»?

Метки: Загадки истории, Англия, Германия, война, Первая мировая война, корабль, США, Антанта, Атлантика, подлодка, , Лузитания

Самый обычный рейс

Рейс, в который «Лузитания» отправлялась из Нью-Йорка 1 мая 1915 года, не предвещал ничего необычного. На судне находились 702 члена команды и 1257 пассажиров. Кроме того, в трюмах располагался груз: листовая бронза, медь, механизмы из Бостона, продукты питания, несколько тюков с кожами, 4200 ящиков боеприпасов для винтовок, свыше 100 ящиков пустых шрапнельных стаканов и незаряженных дистанционных трубок. Груз в целом оценивался скромно — в 750 тысяч долларов. Впрочем, ходили слухи, что на судно погрузили на шесть миллионов долларов золота в слитках, которые были заперты в одной из кладовых на нижней палубе, но этот груз не был задекларирован. Отплытие «Лузитании» всегда было великолепным и величественным зрелищем и, как обычно, прошло при большом стечении народа. Тёрнер был спокоен: лайнер мог уйти от любого немецкого корабля, за исключением немногих крейсеров. На борту находились граждане нейтральных государств, и «Лузитания» была безоружна — хотя она принадлежала к числу резервных вспомогательных судов. Адмиралтейство отказалось от её использования в качестве вспомогательного крейсера. Тем временем у южных берегов Ирландии, мимо которых предстояло пройти лайнеру, появилась группа немецких подводных лодок. В том числе U-20, командиром которой был 30-летний капитан-лейтенант Вальтер Швигер. 5 мая в районе мыса Олд-Хед-оф-Кинсейл восемью снарядами подлодка отправила на дно большую шхуну «Эрл оф Латам», которая везла в Ливерпуль груз ирландского бекона, картофеля и яиц. На следующий день субмарина торпедировала лайнеры «Кандидат» и «Центурион». «Лузитания» же стремительно продвигалась к ирландским берегам. Утром 7 мая лайнер вошёл в полосу тумана, из-за чего был вынужден снизить скорость. К 11 часам туман наконец рассеялся, и через пару часов можно стало различить ирландский берег. Можно было видеть деревья, верхушки крыш и церковные шпили. Адмиралтейство прислало радиограмму об опасности со стороны подводных лодок, но Тёрнер считал, что противолодочный зигзаг следует применять только в том случае, если субмарина обнаружена. Поэтому столь внушительная цель, как «Лузитания», шла в десяти милях от берега с постоянной скоростью 18 узлов.

Последнее путешествие и гибель

Отправление

«Лузитания» выходит 1 мая 1915 года из Нью-Йорка в последний рейс

«Лузитания» покинула пирс № 54 в Нью-Йорке в полдень субботы 1 мая 1915 года.

5 и 6 мая U-20 потопила три судна, и Королевский Военно-морской флот разослал на все британские суда предупреждение: «Подлодки активны у южного берега Ирландии»

Капитан 6 мая дважды получил это сообщение и принял все меры предосторожности: были закрыты водонепроницаемые двери, задраены все иллюминаторы, удвоено количество наблюдателей, все шлюпки были расчехлены и вывалены за борт для ускорения эвакуации пассажиров в случае опасности.. В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тёрнер скорректировал курс

Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.

В пятницу 7 мая в 11:00 Адмиралтейство передало другое сообщение, и Тёрнер скорректировал курс. Вероятно, он думал, что подлодки должны быть в открытом море и не подойдут со стороны берега, и «Лузитания» будет защищена близостью к суше.

В 13:00 один из матросов германской подводной лодки U-20 заметил впереди большое четырёхтрубное судно. Он сообщил капитану Вальтеру Швигеру, что заметил большой четырёхтрубный корабль, идущий на скорости около 18 узлов. К тому моменту U-20 истратила значительную часть топлива, на борту оставалось две торпеды, и командир имел решение отказаться от продвижения в сторону Ливерпуля. Швигер намеревался задержаться в северной части Кельтского моря и атаковать суда, направляющиеся в сторону Бристольского залива, затем, когда останется 3/5 запаса топлива, возвращаться на базу, обойдя Ирландию с восточной стороны. Но тут на U-20 заметили, что «Лузитания» медленно поворачивается правым бортом к лодке.

Гибель

Основная статья: Потопление «Лузитании»

Сравнение «Лузитании» и погубившей её подводной лодки. Рисунок из журнала «Природа и люди»,

Гибель «Лузитании»

«Лузитания» была приблизительно в 30 милях (48 км) от ирландских берегов, когда она попала в туман и уменьшила скорость до 18 узлов. Она шла в порт Куинстауна — ныне Коб — в Ирландии, до которого оставалось 43 мили (70 км) пути.

В 14:10 вперёдсмотрящий заметил приближающуюся торпеду с правого борта. Через мгновение торпеда попала в правый борт под мостик. Взрыв взметнул столб обломков стальной обшивки и воды вверх, затем последовал второй, более мощный внутренний взрыв, из-за которого «Лузитания» начала сильно крениться на правый борт.

Радист «Лузитании» безостановочно посылал сигнал бедствия. Капитан Тернер приказал покинуть судно. Вода затопила продольные отсеки правого борта, вызвав 15-градусный крен на правый борт. Капитан попробовал развернуть «Лузитанию» к ирландскому берегу в надежде посадить его на мель, но судно не слушалось руля, так как взрыв торпеды перебил паровые магистрали рулевого управления. Тем временем судно продолжало двигаться со скоростью в 18 узлов, из-за чего вода быстрее поступала внутрь.

Спустя около шести минут бак «Лузитании» начал погружаться. Крен на правый борт сильно усложнял спуск спасательных шлюпок.

Большое число спасательных лодок опрокинулось при погрузке или были опрокинуты движением корабля, когда они касались воды. «Лузитания» несла 48 спасательных шлюпок — более чем достаточно для всей команды и всех пассажиров, — но только шесть шлюпок удалось благополучно спустить, — все со стороны правого борта. Несколько раскладных спасательных шлюпок смыло с палубы, когда лайнер погружался в воду.

Несмотря на принятые капитаном Тернером меры, лайнер не дошёл до берега. На борту поднялась паника. К 14:25 капитан Швигер опустил перископ и ушёл в море.

Капитан Тернер оставался на мостике до тех пор, пока его водой не смыло за борт. Будучи отличным пловцом, он протянул в воде три часа. От движения судна вода попадала в котельные, некоторые котлы взорвались, включая те, которые были под третьей трубой, из-за чего та рухнула, остальные же трубы обрушились чуть позже. Судно прошло около двух миль (3 км) от места торпедной атаки до места гибели, оставляя след из обломков и людей за собою. В 14:28 «Лузитания» опрокинулась килем вверх и затонула.

Лайнер затонул за 18 минут в 8 милях (13 км) от Кинсейла. 1198 людей погибли, включая почти сотню детей. Тела многих жертв были похоронены в Куинстауне в Кинсейле — городе у места гибели «Лузитании».

11 января 2011 года в возрасте 95 лет умерла Одри Пирл, последняя выжившая пассажирка лайнера, которой на момент катастрофы было всего три месяца.

Исполинское чудо техники

В контракте на постройку двух лайнеров, позже названных «Мавритания» и «Лузитания», правительство Соединённого Королевства брало на себя обязательство оплатить фирме Cunard Line постройку обоих судов, если их стоимость не будет превышать 2600000 фунтов стерлингов. Помимо быстроходности, на лайнерах в случае необходимости должно быть установлено 12 шестидюймовых скорострельных пушек, машинное отделение должно быть расположено ниже ватерлинии и защищено по бортам угольными бункерами. Кроме того, ни один из руководящих постов компании Cunard Line не могли занимать иностранные подданные. «Лузитания» имела весьма впечатляющие размеры: длина — 240 метров, ширина — 27, осадка — 10,5, водоизмещение — 44765 тонн. Наиболее значительным новшеством, внедрённым на лайнере, была замена обычных поршневых машин паровыми турбинами. «Лузитания» имела шесть турбин и четыре гребных винта. Боковые винты приводились во вращение четырьмя турбинами высокого давления, средние — двумя турбинами низкого давления. Благодаря этим гигантским турбинам общей мощностью 70 000 лошадиных сил судно могло развить скорость свыше 25 узлов. К услугам пассажиров имелись детская комната, диетическая кухня для младенцев, лазарет с доктором и няньками, помещения для собак и других домашних питомцев, лифты, телефоны и электрические сигнальные лампочки, а также помещения для горничных и слуг. Элегантную и близкую к домашней атмосферу создавали арочные дверные проёмы, канделябры, инкрустации из красного дерева, дамасские диваны, глубокие и удобные кресла, висячие зимние сады и пальмы в кадках. Судно имело двойное дно и надёжные водонепроницаемые отсеки с дистанционно закрываемыми дверьми, а потому считалось непотопляемым. Уже в 1907 году «Лузитания» пересекла Атлантический океан за 4 дня 19 часов и 52 минуты, вернув «Голубую ленту Атлантики» Великобритании. В дальнейшем у неё имелся лишь один достойный противник — систершип «Мавритания». Вплоть до Первой мировой войны эти лайнеры попеременно отвоёвывали друг у друга «Голубую ленту». За восемь лет службы «Лузитания» перевезла через Атлантику четверть миллиона человек, проделав свыше 200 рейсов.

Описание

Лузитания на карте Римской Испании после реформы Цезаря Августа в 27 до н. э.

Название провинции происходило от индоевропейского племени лузитанов, подвергшихся сильной романизации во времена классической античности, а затем вошедших в состав современной португальской нации. Лузитания образовалась в 15 году до н. э. после отделения её от провинции Римская Испания. Согласно указаниям справочника Portugal, под территорией Лузитании подразумеваются главным образом земли между реками Дору и Тежу. Когда римляне овладели территорией всего Пиренейского полуострова, которую они называли Испанией, разделили западную окраину на три большие провинции: Таррагонезу, Лузитанию и Бетику. Две первые из них были имперскими, а третья — сенаторской. Лузитания на севере по реке Дору и на востоке граничила с провинцией Тарраконская Испания, на юге с провинцией Бетика. Таким образом, Лузитания не включала относящиеся к современной Португалии долину реки Минью и горный район Траз уж Монтеш.

В свою очередь Лузитания делилась на три области, столицами которых были Эмерита (Мерида), Пакс Юлия (современная Бежа) и Скалабис (лат. Scalabis, современный Сантарен). Начиная с 930—950-х годов старая Лузитания стала именоваться Португалией, а к концу X века чаще использовалось название Португалия, когда многие лузитане уже называли себя португальцами. Фердинанд I Великий официально назвал владения Португалией, когда передал их своему сыну Гарсии в 1067 году. С того времени название Лузитания перестало использоваться в официальных документах.

Карта Лузитании

Экономическое значение Лузитании основывалось на богатых запасах серебра и железа, которые были весьма востребованы римлянами. Учитывая что весь Иберийский полуостров был покорён римлянами и подвергся сильной романизации, а также тот факт, что обширный Атлантический океан стал естественным защитным барьером Лузитании, необходимость в её милитаризации вскоре отпала и все римские легионы были выведены из провинции, ставшей, в силу своего географического положения, самым спокойным регионом империи. Основная масса римских войск была выведена в Германию и Дакию.

Португальский язык

Несмотря на свою долгую историческую ассоциацию с современной Португалией, португальской культурой и португальским языком (говорящие по-португальски именуются лузофоны), Лузитания как таковая не является местом происхождения португальского языка. Ранний галисийско-португальский язык сформировался к северу от реки Дору в провинции Тарраконская Испания (ныне Галисия — Испании) и имеет (как и французский язык) сильные следы индоевропейского по происхождению кельтского субстрата. Римская Лузитания же имела гораздо больше общего с самой южной провинцией Бетика. В условиях арабского господства в южной половине полуострова сформировался так наз. мосарабский язык. Португальский язык постепенно вытеснил родственный, но отличный от него, мосарабский, использовавший арабский алфавит. Ареал его распространения в конечном счёте практически совпал с территорией античной провинции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector