Колесные французские танки в world of tanks

Понятия и определения

В первую очередь обозначим общие понятия и дадим определения.

Под ходовой частью понимают совокупность имеющихся на боевой машине движителей c системой подрессоривания. Иногда вместо ходовой части применяют термин шасси.

Средний танк Т-44 с гусеничным движителем
БТР-80 с колесным движителем
САУ на базе полугусеничного БТР М2 с колесно-гусеничным движителем
Боевые аэросани

Движитель — совокупность агрегатов ходовой части, непосредственно взаимодействующих с окружающей средой для создания внешнего тягового усилия, движущего боевую машину. Современные основные боевые танки имеют только сухопутный движитель. Легкие танки, БМП и другие боевые машины кроме сухопутного могут иметь и водоходный движитель. Сухопутный движитель, кроме основной задачи по обеспечению движения машины, используется для передачи на грунт веса боевой машины.

В качестве сухопутных на боевых машинах могут использоваться гусеничный, колесный, колесно-гусеничный, лыжно-гусеничный, аэросанный движители, а так же комбинации этих движителей. Так, например, современные танки и БМП имеют гусеничный движитель; БТР — колесный (БТР-152, БТР-70, БТР-80) или гусеничный (БТР-50, американский М113); бронеавтомобили — колесный; колесно-гусеничный движитель ранее использовался на некоторых БТР (германские Sd Kfz 250, Sd Kfz 251, американский М2); боевые аэросани использовались во время Великой Отечественной войны в северных районах СССР. Примером комбинации двух движителей, гусеничного и колесного, могут служить танки в основном 20-30-х годов — колесно-гусеничные танки Кристи и их наследники БТ, танк Скофилда, танки фирмы Виккерс и другие.

Следует сразу обратить внимание на некоторую неоднозначность применения терминологии. Под колесно-гусеничными, как правило, подразумеваются танки, которые имели два движителя — колесный и гусеничный, использовавшихся независимо друг от друга (например, танк БТ мог двигаться с использованием или колесного или гусеничного хода)

В то же время, машины с колесно-гусеничным движителем (обычно управляемые колеса впереди, гусеницы сзади) называют полугусеничными. Иными словами, полугусеничные машины имеют колесно-гусеничный движитель, колесно-гусеничные — колесный и гусеничный попеременно (возможны варианты, например: колесный и колесно-гусеничный).

На современных танках применяются гусеничные движители, они по сравнению с другими имеют высокие показатели проходимости и быстроходности по пересеченной местности, надежны в эксплуатации, меньше уязвимы на поле боя, удобны в обслуживании и замене отдельных узлов.

Гусеничный движитель — движитель, в котором тяговое усилие создается за счет перематывания гусеничных лент состоящих из отдельных звеньев — траков. Гусеничный движитель состоит в общем случае из ведущего колеса, опорных катков, направляющего колеса (ленивца), поддерживающих катков (роликов) и гусеничной ленты. В некоторых устаревших источниках опорные катки называются поддерживающими.

Движители. Рисунок С.Буркатовского

Системой подрессоривания или подвеской танка называется совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания состоит из узлов подвески. Узлом подвески называется совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих ось одного катка с корпусом или нескольких взаимосвязанных катков, соединенных с корпусом через единый упругий элемент. Каждый узел подвески в общем случае включает упругий элемент (рессору), амортизатор (демпфер) и балансир. В старых источниках балансир индивидуальной подвески иногда именуется кривошипом.

Узел независимой подвески. Рисунок С.Буркатовского

Статический ход катка — перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного упругого элемента (например, при поднятии танка краном) в положение его нагружения под действием веса танка (после опускания на грунт) на ровной горизонтальной площадке.

Динамический ход катка — перемещение опорного катка по вертикали от статического положения до упора в ограничитель хода катка.

Полный ход катка — перемещение опорного катка по вертикали из положения полностью разгруженного опорного элемента до упора в ограничитель хода катка, определяется как сумма статического и динамического ходов катка.

Так как в настоящей работе основной задачей ставится рассказать про ходовую часть в основном танков, то в дальнейшем под ходовой частью будем подразумевать ходовую часть с гусеничным движителем, если иное особо не оговорено.

Описание конструкции танков серии БТ

Танк БТ-5 создавался для замены не слишком удачной первой модификации машины – БТ-2. По своей компоновочной схеме он практически полностью копировал своего предшественника. Позже эта схема станет классической для многих поколений советский танков. В передней части машины находилось отделение управления с местом механика-водителя, за ним следовало боевое отделение, а в кормовой части танка располагалось моторно-трансмиссионный отсек. В состав экипажа танка БТ-5 входило три человека.

В боевом отделении машины находилась башня с орудием и пулеметом, а также места командира машины и пулеметчика-заряжающего.

Корпус танка был изготовлен из катаных броневых листов, которые соединялись с помощью заклепок. Машина не имела рациональных углов наклона, исключение составляла лишь передняя часть, которая напоминала усеченную пирамиду. Подобная форма была необходима для обеспечения поворота ведущих колес. По сравнению с БТ-2, бронирование «пятерки» практически не изменилось. Слегка усилена была броневая защита крышки люка водителя. В целом бронирование корпуса и башни защищало экипаж от осколков и пуль стрелкового оружия.

В носовой и кормовой части корпуса располагались буксировочные крюки.

В боевом отделении на уширенном погоне устанавливалась башня эллиптической формы с 45-мм пушкой 20К и пулеметом ДТ, спаренным с ней. На некоторых танках на турели устанавливался еще и зенитный пулемет ДТ. Место командира танка, который также выполнял функции наводчика, располагалось слева от пушки, справа от нее находился заряжающий. В крыше башни находились два люка для высадки и посадки членов экипажа.

В ниши башни части танков БТ-5 устанавливалась радиостанция.

Орудие 20К имело неплохие для своего времени характеристики. Бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 760 м/с и мог пробить 37-мм броню на дальности в один километр. Для поражения живой силы неприятеля и его открытых огневых средств в боекомплекте танка входили осколочные снаряды. Прицельные приспособления состояли из прицелов ПТ-1 и ТСМФ.

Башня обеспечивала возможность кругового обстрела из пушки и пулемета с углами наведения по вертикали от −6 до +25º.

Боекомплект обычного танка составлял 115 выстрелов, командирского – 72 выстрела.

Обычно для связи использовали сигнальные флажки, а на командирских машинах были установлены радиостанции 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной, расположенной вокруг башни.

Танк БТ-5 оснащался авиационным бензиновым двигателем М-5 с двенадцатью цилиндрами. Его мощность составляла 400 л. с., что позволяло боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 72 км/ч и 50 км/ч – на пересеченной местности. Емкость топливных баков танка составляла 360 литров, на поздних модификациях БТ-5 она была увеличена до 530 литров. Следует отметить, что большой расход бензина был одним из главных недостатков всех танков серии БТ. Не исключением был и БТ-5. Мощный авиационный двигатель обеспечивал боевой машине прекрасную скорость и маневренность, но в то же время отличался исключительной «прожорливостью».

Гусеничный движитель состоял (по каждому из бортов) из гусеницы гребневого зацепления с открытым шарниром, направляющего колеса, опорных катков (четыре штуки), заднего ведущего колеса с ведущими роликами. Опорные катки оснащались резиновыми бандажами. На гусеничном ходу управление осуществлялось с помощью рычагов, которые были связаны тягами с фрикционами.

При переходе с гусеничного на колесный движитель гусеницы снимались и закреплялись на полках. Управление машиной осуществлялось за счет рулевого колеса, соединенного тягами с передними управляемыми катками. По тогдашним нормативам перевод машины на колесный ход осуществлялся за тридцать минут.

БТ-5 был оснащен стационарной системой пожаротушения, которая состояла из тетрахлорного огнетушителя и нескольких распылителей, расположенных в моторном отделении танка.

Холодный душ

Начало войны отрезвило немецкое руководство — ещё бы, план производства основного среднего танка был сорван, а тяжёлых танков в войсках не было вообще! Несколько лучше обстояли дела с лёгкими танками, поскольку Pz.Kpfw.II Ausf.C с новой подвеской на листовых рессорах оказались хорошими танками и смогли компенсировать провал Pz.Kpfw.I Ausf.C и Pz.Kpfw.II Ausf.D. Так как Pz.Kpfw.III Ausf.E и Ausf.F поступили в войска в небольших количествах и регулярно ломались, фирма «Крупп» смогла отстоять производство своего Pz.Kpfw.IV. Эрих Вёльферт отказался прав: конструкцию полугусеничных тягачей не удалось адаптировать к танкам.

Руководство Третьего рейха начало процесс возрождения конкуренции и предоставления фирмам большей свободы в создании танков. По инициативе Адольфа Гитлера и рейхсминистра Фрица Тодта была создана Танковая комиссия (Panzerkommission). Она занималась не только созданием новых танков, но и оценкой проектов, то есть была фактически конкурентом Отделу №6. 3 сентября 1939 года главой комиссии стал Фердинанд Порше, а уже в декабре фирма «Порше» начала работы по тяжёлому танку VK 30.01 (P). В октябре 1939 года фирма «Даймлер-Бенц» получила разрешение вести проектирование нового среднего танка VK 20.01 (D) независимо от Отдела №6, по собственному видению. Наконец, 31 июля 1940 года к работам по новым лёгким танкам подключили чешские фирмы «Шкода» и BMM. Таким образом, немцы подстраховались по всем трём направлениям.

Гитлер проклинал Управление вооружений за его неспешность и неадекватность. Мало того, что оно допустило целый ряд ошибок, так ещё и медленно их исправляло. Хотя малое количество танков новых типов обычно объясняют неготовностью немецкой промышленности, во многом был виноват Отдел №6 и его неадекватный подход к разработке. Для решения подобных проблем в 1940 году Фриц Тодт был назначен рейхсминистром вооружения и боеприпасов. Глава Управления вооружений генерал Карл Эмиль Беккер пытался противостоять растущему влиянию Тодта, но представитель «Крупп» вовремя намекнул о наличии компрометирующих его семью сведений. Раздавленный критикой фюрера Беккер застрелился в тот же день.

После войны эти важнейшие процессы не были поняты, поэтому родилось множество объяснений, которые исходят из допущения, что немцы вели разработку танков более-менее адекватно. В начале войны мало танков новых типов? Так это просто заводы работали как в мирное время и не осилили выпуск. Тяжёлых танков не было в войсках? Да зачем они немцам для блицкрига, так и было задумано. Два похожих средних танка выпускаются параллельно? Ну, так один из них на самом деле тяжёлый, и проблемы нет. Одним словом, что ни случись, немцам от этого только лучше стало. Неясно, правда, как они при этом проиграли войну.

Что касается Книпкампа, то его не сняли с должности, не отправили валить лес и не поставили к стенке. После серии дорого обошедшихся провалов он продолжал занимать одно из ключевых мест в Отделе №6 и не растерял свой авторитет. Правда, теперь ему пришлось до конца войны противостоять оппонентам, отказавшимся исповедовать его концепцию гусеничных шасси. Уже после войны Книпкампа спросили, зачем он требовал достижения настолько высоких скоростей танков. Книпкамп ответил, что не знает, какой в этом мог быть тактический смысл, тем более что на дальние расстояния танки перевозятся по железной дороге, однако скорость в 65 км/час всё равно была достигнута. Вот бы ещё прибавить, какой ценой.

Автор выражает Александру Сотникову признательность за помощь в работе над статьёй.

Источники и литература:

  1. Документы BAMA (Bundesarchiv)
  2. Протокол допроса Генриха Книпкампа о танках E-серии, 31 августа 1945 года
  3. М24 Ausf Sd.Kfz.8 (https://hotdoc-71.livejournal.com)
  4. Юрий Пашолок. Торсионы невезения (https://warspot.ru)
  5. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. D.W. to Tiger I: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 2000
  6. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen I: Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01 (Panzer Tracts Nr.1–2) — Panzer Tracts, 2002
  7. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen III Ausf.E, F, G, und H development and production from 1938 to 1941 (Panzer Tracts Nr. 3–2) — Panzer Tracts, 2007
  8. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen III Umbau (Panzer Tracts Nr. 3–5) — Panzer Tracts, 2011
  9. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen IV (Panzer Tracts Nr. 4–1) — Darlington Productions, 1997
  10. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz, and Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr. 20–1) — Panzer Tracts, 2001
  11. Karl Ludvigsen. Professor Porsche’s Wars — Wharncliffe, 2015

Советы по оборудованию

Новичку: оборудование дорого стоит и в начале игры кредитов на него не хватает. Это нормальная ситуация. За несколько вечеров игры можно достичь 5 уровня. Танки и ПТ-САУ на этом уровне обладают высокой рентабельностью, поэтому имеет смысл задержаться на них и пофармить кредиты. Приобретение стандартного набора (Стереотруба+Маскировочная сеть+Ящик с инструментами) облегчит вам дальнейшую игру.

В игре регулярно проводятся акции, в том числе и 50% скидки на всё оборудование

Во время акций закупайтесь оборудованием впрок, это позволяет сэкономить огромные средства.

Не забывайте снимать оборудование перед продажей техники.

Обратите внимание, что Стабилизатор и Мокрая боеукладка бывает двух видов, Подбой и Вентиляция — трёх, Досылатель — четырёх, а Рессоры — двадцати! При покупке оборудования через магазин, будьте внимательны: удостоверьтесь, что вы покупаете то, что надо.

Демонтируйте оборудование с тех машин, на которых не играете. Это обойдётся дешевле, чем приобретать новое.

Использование вентиляции без боевого братства у экипажа не рекомендуется

Прибавка слишком мала.

Усиленные рессоры и их аналоги не влияют на ходовые качества боевой машины.

Роль колесной техники в игре

По словам представителей Wargaming, у игроков было огромное количество опасений по поводу нового класса техники в игре, наиболее частый из которых — «не боитесь ли вы, что колесная техника сделает бои и в игре очень быстрыми».

Все опасения были отфиксированы и проверены на практике. Только черновое тестирование заняло полгода, имелась статистика, показатели техники и отзывы, все это было подвергнуто анализу, после чего было решено большинство проблем.

Оказалось, что варианты поведения колесных танков не так однозначны, как опасались игроки и они не должны каким-то образом сломать привычный ход боя, рандом или балансировщик. На конкретный вопрос по поводу «турбобоев» глава отдела балансировки Юрий Филипповский ответил, что колесная техника может их как ускорить, так и затормозить.

Во время закрытого стрима было подчеркнуто, что разработчикам удалось избежать противопоставления колесной техники с легкими танками. «Колясочники» просто другие: у них слабые орудия, их проще уничтожить, их тактика действий направлена на активный засвет противников, а не на перестрелки, как у легких танков.

Машины не могут стоять на одной точке, игроку нужно ясно понимать, что он делает, каков его маршрут движения и как он уедет с позиции. Стрельба ведется не из классических позиций и ситуаций, а на ходу, в борт или тыл техники, из незаметных или невидимых для врага точек.

Активная разведка, отвлечение на себя внимания противника, занятие тактических и стратегических точек на карте. В 2011-2012 году этот геймплей отыгрывали многие виды легких танков, но за последние годы их серьезно переработали. Теперь эту роль им выполнять сложнее. Им на помощь приходит колесная техника.

Поскольку колесная техника еще легче, чем «легкие танки», то, с точки зрения командной игры, её стоит выбирать опытным игрокам. Уровень сложности еще немного подрастает, к ним нужно будет дольше привыкать, адаптироваться к механике.

Еще одна интересная фишка колесных танков — возможность передвигаться задним ходом с такой же скоростью, что и передним, или просто быстрее легких танков. При этом в случае повреждения одного или двух колес машина может продолжить движение, но не так быстро, как раньше.

Основное применение танка во Второй мировой войне

Большинством специалистов признано, что танк Т-34 оказал существенное влияние на исход многих сражений

Важно отметить, что Т-34 за военный период был серьёзно  усовершенствован, и танки 1945 года заметно отличался от тех же машин, действовавших в 1941 году. Но определяющим фактором для конечных итогов сражений на разных этапах Великой Отечественной войны в наибольшей степени являлась тактика применения танковых сил

В начальный период войны Т-34 представляли собой почти «неуязвимые» для противника танки, в прямых столкновениях с которыми немецкие войска несли самые ощутимые потери. На этом этапе в противостоянии с германскими Т-III и Т-IV Т-34 имел серьезное преимущество в дистанции огневого боя: они могли поражать противника на дальности до километра, рискуя получить ответный поражающий удар с расстояния не более 300 метров.

Тем не менее, преимущество советских боевых машин в подавляющем большинстве случаев немцам удавалось свести на нет. Прежде всего это достигалось массированием применения своих бронетанковых сил на главных направлениях. Концентрированные удары вермахта легко взламывали оборону советских войск, а в сочетании с манёвром это приводило к стремительным прорывам вглубь обороны и к потере управления частями РККА, что обеспечивало немцам общий успех.

Такому итогу способствовала постоянная поддержка немецких ударных танковых сил самоходной артиллерией. После первых же столкновений с советскими танками Т-34 и KB состав боевых групп танковых дивизий оперативно укрепили батареями 88-миллиметровых зенитных орудий, приспособленных для противотанковой борьбы. Кроме того, танковые части вермахта тесно и эффективно взаимодействовали со своими военно-воздушными силами.

Следует отметить, что к началу войны для танков Т-34 было реально подготовлено не более 150 экипажей. Стараясь сберечь моторесурс новейших танков, экипажи для них обучали на устаревших типах машин БТ-7 и Т-26. О том, сколько потерь Т-34 имел причиной неумелые действия экипажа, можно только догадываться.

Танк Т-34 во время Висло-Одерской наступательной операции

Советские войска ничуть не хуже немцев владели умением наносить удар концентрированным бронетанковым «кулаком». Но обеспечить достаточную массированность своих ударов у них, после тяжелейших потерь начальных месяцев войны, получалось не всегда. Вплоть до Сталинградской битвы прорывы советских танковых бригад, корпусов и даже армий в большинстве случаев заканчивались окружением прорвавшихся войск и большими потерями, поскольку нужной степени поддержки мобильной артиллерией и авиацией обеспечить не удавалось.

Даже в середине войны ошибки советского командного состава часто приводили к неверной тактике применения танков Т-34, делая эффективность использования этих машин в целом невысокой и несопоставимой с понесёнными потерями. По мнению специалистов, большое количество потерянных Т-34 в первые два с лишним года войны объясняются в основном не недостатками самой машины, а неграмотным применением танковых сил командирами РККА.

Лишь в отдельный период (1943 год) немцы смогли в заметной степени обеспечить себе качественное превосходство своих новейших танков перед Т-34. Но такая ситуация продлилась сравнительно недолго. Советские танки после переоснащения их 85-миллиметровыми пушками смогли вернуть себе преимущество в противостоянии с равными по классу противниками, а также опереться на эффективную поддержку САУ и собственных тяжёлых танков.

На завершающих этапах Второй мировой войны мобильность советских Т-34 начала использоваться в полной мере. В ходе глубоких прорывов как немецкой, так и позднее японской обороны именно эти танки сокрушали тылы и коммуникации противника. За счёт достаточного запаса хода и высокой мобильности они могли, уклоняясь от вражеских контрударов, упреждать занятие противником резервных рубежей обороны. Самым ярким примером подобного рода служит Висло-Одерская операция,  в которой танковые армии 1-го Белорусского фронта преодолели 11 хорошо подготовленных немцами оборонительных рубежей и укреплённых районов.

Автор статьи:

Роев Олег

ПОДВЕСКА

Подвеска служит для смягчения ударов и толчков, получаемых танком при движении по местности.

Устройство подвески

Подвеска танка (рис. 94 и 95) независимая, торсионная, она состоит из двенадцати балансиров 2 и двенадцати торсионных валов 3. Амортизация ударов и толчков, получаемых танком, происходит, в основном, благодаря скручиванию торсионных валов и частично за счет деформации резиновых амортизаторов опорных катков.

I. БАЛАНСИР

Балансир (рис. 94 и 95) крепится верхней головкой на шлицах оси балансира 6 нижней; головкой балансир напрессовывается в горячем состоянии на ось 5 катка и заваривается на ней. Ось балансира 6 вращается в двух бронзовых втулках, 4 и 11, установленных в кронштейнах 1 корпуса танка. От продольного смещения ось балансира удерживается буртом, упирающимся внутри корпуса танка в разрезное кольцо 9, а снаружи — в фланец 7, закрепленный на бортовом листе корпуса танка. Между буртом оси балансира и разрезным кольцом 9 установлен сальник 8. Внутренней шлицевой частью ось балансира укреплена на торсионном валу. С наружной стороны ось балансира закрыта крышкой 13, предохраняющей торсионный вал от продольного смещения. Бронзовые втулки 4 и 11 оси балансира смазываются через отверстия, имеющиеся в кронштейнах корпуса танка.

2. ТОРСИОННЫЙ ВАЛ

Торсионный вал 3 изготовлен из высококачественной стали. На концах вала имеются шлицы трехгранного сечения. Один конец вала соединен шлицами с осью балансира, другой закреплен неподвижно в бортовом кронштейне 1 корпуса танка. Для монтажа и демонтажа в торцах вала имеются отверстия. Одно отверстие (с резьбой) служит для постановки съемника, другое —для выбирания вала из кронштейна.

Рис. 94. Подвеска (разрез и общий вид): 1 —кронштейн; 2 — балансир; 3 — торсионный вал; 4 — втулка; 5 — ось катка; б — оси балансира; 7 — фланец; 8 — сальник: 9 — разрезное кольцо, 10 — упор балансира; 11 —втулка: 12 — регулировочные прокладки; 13 — крышка.

Для ограничения вертикального перемещения балансиров при движении танка по неровной местности на борту корпуса танка

Рис. 95. Детали, подвески: 1 — кронштейн; 2 — балансир, 3 —торсионный вал; 4 — втулка; 5 — ось катка 6 — ось балансира; 7 — фланец.

установлены упоры 10, которые четырьмя болтами крепятся к борту танка. Каждый упор (рис. 96) состоит из корпуса диска 2, резиновых колец 3, направляющих дисков 4 и болта 5. Диск 2

Рис. 96. Упор балансира: 1- корпус; 2 — диск; 3 — резиновые кольца; 4-направляющие диски; 5-болт; 6-болт.

закрепленный в упоре при помощи болта 5, воспринимает удар балансира и передает его резиновым амортизационным кольцам 3, чередующимся с направляющими дисками 4 в корпусе упора.

УХОД ЗА ХОДОВОЙ ЧАСТЬЮ

(рис. 97)

Ходовая часть танка подвергается наиболее быстрому износу, поэтому уход за ней должен быть особенно тщательным.

Уход состоит в следующем:

1. Регулярно перед каждым выходом танка проверять крепление ведущих колес, направляющих колес, нижних и верхних катков, балансиров. Проверять наличие пробок в смазочных отверстиях! Проверять целость торсионных валов, приподнимая нижние катки при помощи лома. Проверять правильное натяжение гусеницы и шплинтовку пальцев траков.

Рис. 97. Схема расположения точек смазки ходовой части танка: 1 — опорные катки; 2 — поддерживающие катки; 3 — направляющее колесо; 4 — ось кривошипа; 5 — натяжной механизм: 6 — ведущее колесо; 7 — фланец.

2. Регулярно при ежедневном осмотре (каждый раз после эксплоатации танка) проверять состояние траков, шплинтовку пальцев траков и натяжение гусениц, состояние амортизационной резины нижних катков, крепление крышек катков, балансиров, упоров, ведущих и направляющих колес. Проверять наличие и затяжку пробок смазочных отверстий.

3. Регулярно, через 800-1000 км пробега танка, смазывать (рис. 97) нижние катки 1 (12 точек); через 1400-1500 км пробега смазывать верхние катки 2 (6 точек), направляющие колеса 3 (4 точки), натяжные механизмы 5 (4 точки), оси кривошипа направляющего колеса 4 (2 точки), ведущие колеса 6 (4 точки).

Все детали ходовой части смазывать солидолом «Л», «М» или «Т» при помощи шприца через смазочные отверстия, закрываемые пробками с резьбой. Резиновые бандажи верхних катков и амортизаторы нижних катков необходимо предохранять от попадания на них масла.

Уязвимые места танка „Тигр В“ (фиг. 9, 10)

Танк «Тигр В», несмотря на усиление брони и связанное с этим резкое увеличение веса, в общем остался таким же уязвимым, как и танки «Тигр» и «Пантера».

Наиболее уязвимым местом его является ходовая часть, которая поражается всеми видами танковой и противотанковой артиллерии со всех действительных дистанций ведения огня.

Фиг. 9. Уязвимые места танка „Тигр В“.

Борты башни и корпуса танка поражаются танковой и противотанковой артиллерией всех калибров; кумулятивным снарядом со всех дистанций и всех калибров; подкалиберным снарядом калибром 45—57 и 76 мм с дистанции 400—800 м; бронебойным снарядом калибром 57, 75 и 85 мм с дистанции 700—1200 м.

Фиг. 10. Уязвимые места танка „Тигр В“.

Более крупные калибры поражают со всех дистанций действительного огня.

Лобовая часть танка, нижний лист корпуса и маска башни поражаются бронебойным снарядом 122 и 152 мм с дистанции 1000—1500 м.

Пулеметный огонь и ПТР очень эффективен по смотровым приборам, так как они имеют большие габариты, совершенно не защищены и трудно сменяемы после поражения.

По ходовой части и крыше танка действительны и эффективны мины и противотанковые гранаты.

Танк «Тигр В» появился на поле боя летом 1944 г. в тяжелое для гитлеровцев время, и они рассчитывали, видимо, скорее на моральный эффект, чем на боевые качества танка.

Поспешность выпуска этого танка на поле боя подтверждается незаконченным монтажем ряда трубопроводов для увеличения преодолеваемого брода, наличием на машине наклеек, сделанных на аммиачной бумаге, а инструкция, захваченная в танке, отпечатана на машинке и во многом не соответствует танку.

Танк, вследствие поспешности выпуска, имеет большое количество конструктивных недостатков, главными из которых являются:

1. Бортовая передача разрушается полностью через 250—350 км пробега вследствие недостаточной механической прочности подшипников.

2. Зубцы венцов ведущих колес, ввиду применения двойного трака с одной цевкой, изнашиваются полностью через 250—350 км и к дальнейшей эксплоатации не пригодны. Кроме того, выход зуба венца из цевки гусеницы не отработан, в результате чего гусеница наматывается на ведущее колесо или проскакивает.

3. Направляющие гребни заклиниваются между дисками опорных катков, так как неучтено изменение профиля между дисками катков, вызванного деформацией резины внутренней амортизации катков.

4. Коробка перемены передач и механизм поворота перегреваются; наспех поставленный резервуар с водой для охлаждения масла КПП, при отсутствии циркуляции воды, не оправдывает своего назначения.

5. Двигатель, благодаря большому весу танка, перегружен и также имеет тенденцию к перегреву и заклиниванию вала, в результате чего на машине введен ряд предохраняющих приспособлений.

Выводы

Новый немецкий тяжелый танк «Тигр В» является дальнейшим развитием танка «Пантера» с использованием трансмиссии танка «Тигр Н» и вооружения «Фердинанда».

Компановка танка и его механизмы не имеют ничего нового по сравнению с ранее выпущенными танками.

Общим принципиальным недостатком танка «Тигр В» является его громоздкость по габаритам и, как следствие, излишне большой вес, что в свою очередь привело к низкой маневренности, плохой проходимости, танка и ненадежности его в работе.

Бронирование и вооружение танка явно не соответствуют его весу. В танке «Тигр В» немцы окончательно перешли не только на форму корпуса танка Т-34, но и скопировали его башню, доказав еще раз всему миру преимущества классического по корпусу танка Т-34.

В танке «Тигр В» заслуживают внимания:

а) углекислотная противопожарная автоматическая установка для тушения пожара;

б) монокулярный ломающийся призматический прицел с переменным полем зрения;

в) электрообогрев аккумуляторов и термосифонный обогреватель для облегчения запуска двигателя в зимних условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector