Тестирование и развитие когнитивных навыков

Содержание:

Что такое когнитивная психология?

На сегодняшний день когнитивная психология занимает прочное положение среди направлений психологии и имеет множество разных определений и описаний как перспективное и молодое направление. Формальное начало когнитивной психологии – это 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Когнитивная психология является продуктом воздействия на психологию достижений в смежных технических дисциплинах, например в инженерной психологии. 

Все познавательные процессы задействуются на разных этапах получения, хранения и воспроизведения полученной информации. Познавательные процессы рассматриваются как функции психики человека, которая выполняет операции, связанные с получением, хранением, обработкой и выдачей информации, то есть когнитивная психология рассматривает и изучает процесс переработки информации в знания, процесс формирования понятий и ассоциаций.

Ученые проводят аналогию между работой головного мозга человека и работой компьютера. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» и успешно применяют его в своих научных психологических трудах. Таким образом, когнитивная психология основывается на представлении о человеке как о системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира,  а также перерабатывающей и хранящей поступающую информацию.

При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе и стадии обработки она находится определённое время и представлена в различной форме. 

Основная идея когнитивной психологии сводится к тому, что все знания, полученные человеком, преобразуются в схемы или так называемые шаблоны, которые хранятся в памяти и извлекаются оттуда по мере необходимости. Создание шаблона позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако, это не статичные схемы, а динамичные, и изменяются они благодаря тому, что человек получает новые знания, так как познавательная деятельность происходит непрерывно. Ведь именно знания позволяют извлечь опыт из ситуации или принять верное решение. Таким образом, появляются новые схемы и обновляются старые.

С этой позиции главная задача когнитивной психологии состоит в том, чтобы найти максимально эффективные и естественные методики работы психики для получения и обработки информации. В соответствии с этой задачей, целью когнитивной психологии является понимание и моделирование процессов познания, формулировка алгоритма работы мозговых функций.

Когнитивный подход. Фото Tim Gouw, Unsplash

Рекомендации для HR, T&D/L&D-менеджеров, бизнес-тренеров и специалистов по обучению

О содержании и функциях когнитивного подхода в обучении сотрудников

Обучение сотрудников в когнитивном подходе — это захватывающий и активный процесс, который задействует конструктивным и долгосрочным способом чувства всех участников процесса. Он научит участников максимизировать потенциал их мозга и облегчит соединение новой информации с существующими идеями, углубляя память и удерживая потенциал.

Обучение сотрудников в когнитивном подходе концентрируется на их существующих знаниях и опыте. Оно обучает размышлять над материалом и связывать его с прошлыми знаниями и опытом для более надёжного усвоения материала. Это не только делает когнитивный подход более эффективным способом обучения, но и делает сотрудника «лучшей версией себя» в долгосрочной перспективе, т.к. прививает ему желание и любовь к самообразованию.

Значимые факторы для процесса когнитивного обучения

  • Понимание: Когнитивные стратегии обучения подчеркивают понимание. Вы должны понять причину изучения предмета в первую очередь и роль, которую эти знания играют в работе обучаемого специалиста(ов).
  • Память:  В когнитивном обучении цель состоит в том, чтобы понять предмет на более глубоком уровне, а не заучить его наизусть. Это создаёт эффект погружения, который помогает вспомнить и улучшает способность обучаемых специалистов связывать новые знания с прошлой информацией.
  • Применение: Стратегии когнитивного обучения побуждают обучаемых сотрудников задуматься о материале и о том, как применять его в текущих и будущих ситуациях. Благодаря этому они развивают навыки решения проблем, навыки и дальновидные лидерские качества, которые могут помочь им увидеть то, что другие не могут увидеть с той же ясностью.

Когнитивный подход: преимущества. Фото Dylan Gillis, Unsplash

Литература

  • Лангаккер Р. У. Когнитивная грамматика. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — 56 с.
  • Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. — М.: «Прогресс», 1996. — 416 с.
  • Краткий словарь когнитивных терминов. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 245 с.
  • Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х тт. — М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.
  • Когнитивная наука и интеллектуальные технологии: Реф. сб. АН СССР. — М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, 1991. — 228 с.
  • Деннет Д. Онтологическая проблема сознания / Пер. с англ. А. Л. Блинова // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) / Сост. Грязнов А. Ф. — М.: ДИК «Прогресс-Традиция», 1998. — С. 361—375.
  • Churchland, P. S. (1986) Neurophilosophy: Towards a Unified Theory of Mind Brain, Cambridge, Massachusetts, Bradford Books/MIT Press
  • Fodor, Jerry (1998). Concepts: Where Cognitive Science Went Wrong. New York: Oxford University Press
  • Jackendoff, R. (1987) Consciousness and the Computational Mind, Cambridge, Massachusetts, Bradford Books/MIT Press
  • Pinker, S. (1997). How the Mind Works. presented at the New York, New York: W. W. Norton & Company
  • Varela, F., Thompson, E. and E. Rosch (1991) The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience, Cambridge, MA: MIT Press

Факторы снижения когнитивных способностей

Ухудшить когнитивные способности могут:

  • Неправильное питание. Если рацион будет однообразным, организм начнет испытывать дефицит витаминов и минералов, это отразится на работе мозга: привычные умственные задачи будут вызывать у человека серьезные затруднения.
  • Нарушение режима труда и отдыха. Для нормальной работы мозга человек должен спать не менее 8 часов в сутки. Хроническое недосыпание приводит к снижению памяти, рассеянности, переутомлению.
  • Длительное физическое и психоэмоциональное напряжение. Физические и эмоциональные перегрузки истощают нервную систему. В таком состоянии человек не способен продуктивно работать.

Таким образом, когнитивные способности человека обеспечивают его результативность в учебе и работе. Если соблюдать режим дня, правильно питаться, избегать стрессов, выполнять специальные упражнения для развития когнитивных навыков, то можно быть успешным в любом виде деятельности и профессиональной сфере.

Успех в работе

Чем опасны когнитивные расстройства

Нарушение одной или нескольких когнитивных функций, например, ухудшение памяти, внимания или способности мыслить, вызывает гибель нейронов головного мозга и связей между ними. Сначала это проявляется в виде незначительной забывчивости, рассеянности. Многим доводилось на «автопилоте» убрать ключи в карман, а потом искать по всей квартире с мыслями, что кто-то их спрятал. Вскоре эти моменты становятся все очевиднее.

Мозг нужно тренировать: помогут кроссворды, чтение книг, арифметические операции не с калькулятором, а в уме. Если этого не делать, недуг будет прогрессировать, мозг начнет пропускать новые знания, «стирать» те достижения, которыми индивид мог похвастаться несколько лет назад.

Обратите внимание! Каждому человеку свойственна рассеянность, но забыть лица родных – это когнитивное расстройство

Важно обращать внимание на человека, особенно на детей, получивших травму головы. Ряд «привычных» болезней, таких как гипертония, может вызвать когнитивные расстройства

Работая в офисе, человек мало движется, значит, у него нарушается циркуляция крови, он редко выходит подышать кислородом, от чего им не насыщается организм. Вскоре это приведет к начальной стадии когнитивного расстройства

Ряд «привычных» болезней, таких как гипертония, может вызвать когнитивные расстройства. Работая в офисе, человек мало движется, значит, у него нарушается циркуляция крови, он редко выходит подышать кислородом, от чего им не насыщается организм. Вскоре это приведет к начальной стадии когнитивного расстройства

Важно обращать внимание на человека, особенно на детей, получивших травму головы. Ряд «привычных» болезней, таких как гипертония, может вызвать когнитивные расстройства. Работая в офисе, человек мало движется, значит, у него нарушается циркуляция крови, он редко выходит подышать кислородом, от чего им не насыщается организм

Вскоре это приведет к начальной стадии когнитивного расстройства

Работая в офисе, человек мало движется, значит, у него нарушается циркуляция крови, он редко выходит подышать кислородом, от чего им не насыщается организм. Вскоре это приведет к начальной стадии когнитивного расстройства.

Вклад Карла Прибрама

Одно из вызывающих большой интерес у учёных направлений когнитивной психологии — разработка голографической модели функционирования психики. Эта модель получила широкую известность благодаря работам Карла Прибрама, которые стали результатом его сотрудничества с известным американским психологом и физиологом Карлом Спенсером Лешли. Прибрам оказывал ему помощь в систематизации результатов исследований по резекции части головного мозга у животных. В результате проделанной работы Прибрам сделал вывод, что память и имеющиеся навыки сохраняются у подвергшихся резекции животных и после удаления обширных участков мозга. Это означает, что память и выработанные навыки распределены по всему объёму мозга, а не локализованы в его определённых участках. Прибрам использовал работы физика Дэвида Бома и уподобил функционирование памяти физической голограмме. Сущность голограммы состоит в сохранении в материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, которые испускаются когерентными источниками. Один из источников представляет собой отражение определённого объекта, а при интерференции этих двух источников происходит формирование интерференционного изображения в виде светлых и темных колец. Освещение голограммы лучом лазера приводит к появлению объёмного изображения объекта, зафиксированного в голограмме. Особенность голографической матрицы состоит в том, что при отделении от неё части любого размера в этой части сохраняется вся картина целиком, хотя и менее чёткая. Некоторые положения этих теоретических построений были экспериментально подтверждены А. Лурией, Б. Величковским, В. Кучеренко. Хотя предложенная Прибрамом голографическая модель не получила всеобщего признания научного сообщества, она обсуждается многими известными психологами, а также играет важную роль в трансперсональной психологии.

Когнитивные функции что такое

Когнитивные (познавательные) функции – это сложные функции главного органа центральной нервной системы – головного мозга. С помощью них человек не только познает окружающий мир, но и активно с ним взаимодействует.

Когнитивные функции подразделяются на 6 познавательных способностей:

мышление;
речь;
внимание;
память;
гнозис (ориентация в пространстве, а также узнавание времени и места);
праксис (целенаправленная двигательная активность).

Благодаря познавательным функциям, формируется личность человека, а также определяются его способности к образованию, работе и другим сферам жизни.

Научная сторона вопроса. Эксперимент Толмана

Американский психолог, член Национальной академии наук США, автор концепции «когнитивных карт» Эдвард Чейс Толмен внёс значительный вклад в теорию когнитивного обучения. По его словам, люди воздействуют на убеждения, мысли, отношения, чувства и стремятся к целям.

Эдвард Толман считал, что окружающая среда предлагает несколько опытов или подсказок, которые используются для развития ментального образа, т.е. когнитивной карты.

Таким образом, теория когнитивного обучения основана на когнитивной модели человеческого поведения, то есть она делает упор на свободную волю и позитивные аспекты человеческого поведения. Познание относится к мыслям, чувствам, идеям, знаниям и знаниям человека о себе и окружающей среде. Таким образом, организм применяет это познание в обучении, что приводит не только к ответу на стимул, но и к применению внутреннего образа внешней среды для достижения цели.

Толман провёл эксперимент, чтобы выяснить теорию когнитивного обучения. Он научил крысу поворачивать направо в лабиринте «Т», чтобы получить еду. Однажды он привёл крысу из противоположной части лабиринта: согласно теории оперантного кондиционирования, крыса должна была повернуть направо из-за прошлой обусловленности, но вместо этого она повернула к тому месту, где хранилась еда.

Таким образом, Толман пришёл к выводу, что крыса сформировала в своём уме когнитивную карту, чтобы выяснить, где находится еда, и подкрепление не было предварительным условием для обучения.

Причины

Существует несколько десятков нозологических форм, в рамках которых развиваются когнитивные нарушения. К этим нозологическим формам относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматоневрологические и психические расстройства, отрицательно влияющие на когнитивные функции.

Основными причинами когнитивных нарушений могут являться:

Нейродегенеративные заболевания

  1. Болезнь Альцгеймера
  2. Деменция с тельцами Леви
  3. Фронто-темпоральная дегенерация (ФТД)
  4. Кортико-базальная дегенерация
  5. Болезнь Паркинсона
  6. Прогрессирующий надъядерный паралич
  7. Хорея Гентингтона
  8. Другие дегенеративные заболевания головного мозга

Сосудистые заболевания головного мозга

  1. Инфаркт мозга «стратегической» локализации
  2. Мультиинфарктное состояние
  3. Хроническая церебральная ишемия
  4. Последствия геморрагического поражения головного мозга
  5. Сочетанное сосудистое поражение головного мозга
  • Смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные нарушения
  • Дисметаболические энцефалопатии
  1. Гипоксическая
  2. Печёночная
  3. Почечная
  4. Гипогликемическая
  5. Дистиреоидная (гипотиреоз, тиреотоксикоз)
  6. Дефицитарные состояния (дефицит В1, В12, фолиевой кислоты, белков)
  7. Промышленные и бытовые отравления
  8. Ятрогенные когнитивные нарушения (применение холинолитиков, барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков, солей лития и др.)

Нейроинфекции и демиелинизирующие заболевания

  1. ВИЧ-ассоциированная энцефалопатия
  2. Губчатый энцефалит (болезнь Крейтцфельдта — Якоба)
  3. Прогрессирующие панэнцефалиты
  4. Последствия острых и подострых менингоэнцефалитов
  5. Прогрессивный паралич
  6. Рассеянный склероз
  7. Прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия
  • Черепно-мозговая травма
  • Опухоль головного мозга
  • Ликвородинамические нарушения
  1. Нормотензивная (арезорбтивная) гидроцефалия

Другие

Обратимые нарушения

При большинстве хронических сосудистых и дегенеративных заболеваний мозга когнитивные расстройства носят необратимый характер, однако в случаях, когда причиной когнитивных расстройств являются системные метаболические нарушения, коррекция этих нарушений приводит к восстановлению психических функций. В таких случаях говорят об обратимых когнитивных расстройствах.

К обратимым когнитивным расстройствам относят дисметаболическую энцефалопатию, нарушения высших мозговых функций при нормотензивной гидроцефалии и, в некоторых случаях, при опухоли мозга; причиной обратимых нарушений могут быть также расстройства тревожно-депрессивного ряда. До 5% случаев когнитивных нарушений на стадии деменции (и, по-видимому, существенно больший процент на стадии лёгких и на стадии умеренных когнитивных расстройств) являются полностью обратимыми.

Поскольку когнитивные нарушения не всегда развиваются в результате первичного заболевания головного мозга, необходимо, кроме оценки неврологического статуса, общее физикальное исследование по органам и системам. Необходимыми мероприятиями являются общий анализ крови и мочи, исследование активности печёночных трансаминаз и гамма-ГТ, гормонов щитовидной железы, исследование концентрации билирубина, альбумина, креатинина и азота мочевины, при возможности — концентрации витамина В12 и фолиевой кислоты. Восстановление когнитивных функций после коррекции метаболических нарушений служит подтверждением диагноза.

Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей

Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.

  1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
  2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
  3. Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание (+1000 к выносливости).
  4. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
  5. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.

Основные методы когнитивной психологии в образовании

Как применяется когнитивная психология в школе? Современная образовательная система, наряду с обучением школьника и студента, одновременно выполняет дополнительную функцию – функцию развития у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей.

Область педагогической психологии включает изучение концептуальных процессов и индивидуальных различий через когнитивную психологию в концептуализации новых стратегий процессов обучения у людей.

Процесс обучения – явление многогранное: например, внимание ученика, восприятие им предлагаемых знаний ведут к обучению. Это означает, что человек не может изучить что-то до тех пор, пока полностью не воспримет информацию и не осмыслит ее

Наряду с этим обучение часто является неосознанной и не понимаемой нами деятельностью, то есть обучающийся не знает и не понимает, каким образом оно протекает. Многие когнитивные теории были разработаны для того, чтобы объяснить различные аспекты обучения.

Обычно полагаются на два подхода к объяснению процесса обучения. Первый рассматривает его как когнитивный, или мыслительный, процесс. Второй – как формирование поведения человека.

Когнитивные психологи проявляют интерес к принципам и механизмам, которые управляют феноменом человеческого познания. Пытаются найти принципы, которые могут быть общими для всех когнитивных процессов человека и учитывают вариации и уникальность человеческой личности.

Основным методом когнитивной психологии является лабораторный эксперимент. Основные методологические установки исследователей следующие:

1. источник данных – ментальные образования;

2. познание определяет поведение;

3. поведение как молярный (целостный) феномен;

В применение методов когнитивной психологии в образовании важно учитывать, как было отмечено ранее, использование реальных задач, соответствующих экологической валидности, а это значит, что брать во внимание ряд переменных, способных оказывать влияние на эксперимент в учебной среде. Методы когнитивной психологии, используемые в образовании

Методы когнитивной психологии, используемые в образовании

Моделирование — создание схем переработки информации психикой по аналогии с другими науками.

Математическое моделирование — создание информационных моделей по законам математики.

Когнитивные схемы — схемы движения информации от простейших ощущений до мыслительных операций и процессов воображения.

Раскрыть их можно следующими способами анализа и интерпретации данных:

— Анализ ключевых понятий когнитивных процессов в учебной деятельности;

— Метод когнитивного эксперимента;

— Методы анализа хронометрических данных;

— Изучение межличностных различий;

Отличительная особенность методов когнитивной психологии в образовании:

1. Ведущая роль отводится сенсорно-перцептивным и эмоционально — интуитивным способам приобретения знаний и метакогнитивным процессам.

2. Методы сосредоточены на когнитивной деятельности и способах облегчить ее.

3. Позволяют осуществить доступ к каждому ученику.

Отвергаются интроспективные методы, так как jони не обладают той точностью, которая необходима для изучения указанных объектов. Серьёзное достоинство когнитивной психологии – точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась долгое время. 

Когнитивная психология в школе: основные методы в образовании

К наиболее часто используемым педагогическим технологиям, совмещённым с методами когнитивной психологии, относятся: 

1) алгоритмизация обучения, 

2) программированное обучение, 

3) коллективная учебно-познавательная деятельность, 

4) проблемное обучение, 

5) обучение «погружением», 

6) оптимизация обучения, 

7) интенсификация обучения, 

8) развивающее обучение, 

9) дифференцированное обучение, 

10) личностно-ориентированное обучение, 

11) здоровьесберегающее обучение, 

12) уровневая дифференциация, 

13) эвристическое обучение, 

14) компьютерное обучение.

Упражнения на воображение

Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.

  1. Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
  2. Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).

Я мысленно дорисовала девочку. А вы?

  1. Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
  2. Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.

Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек — швейцарский нож»

  1. Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?

Какие науки изучают эти процессы

Наук, которые подвергают изучению когнитивные процессы в психологии, достаточно много. В этот список входят неврология, философия, социология, антропология и лингвистика. По этому вопросу написано большое количество трудов, курсовых и дипломных работ.

Ученые из разных научных отраслей еще более пятидесяти лет назад своими исследованиями способствовали тому, что произошла революция в вопросе когнитивных исследований. Из-за этого умственные процессы стали изучаться еще более углубленно.

К сведению. В современные дни когнитивные процессы поддаются очень глобальному изучению, а те знания, которые удается добыть, с успехом применяются в маркетинге и психотерапии.

Лечение когнитивных нарушений

Успех в излечении от недуга зависит от применения комплексного подхода. Он заключается в следующем:

  1. Чем раньше провести диагностику и установить диагноз, тем успешнее будет лечение.
  2. В лечебный процесс должны быть включены мероприятия по снижению риска от заболеваний соматического характера (сердечно-сосудистых, ожирение, диабет).
  3. Установить оптимальный режим жизни (физические нагрузки, полноценный сон). Снижение умственной работоспособности хорошо преодолевается путем смены видов деятельности.
  4. Применять медикаментозные препараты по рецепту врача. Эффективными средствами являются статины («Аторвастатин», «Питавастин», «Розувастатин»).
  5. Проводить терапию нейрометаболическую. Врачи прописывают к применению нейропротекторы («Пирацетам», «Цераксон», «Церебролизин»).

https://youtube.com/watch?v=BnojClJQ4ro%250D

Формы когнитивных нарушений

По причинам возникновения заболевания подразделяют на органические и функциональные. Природа первых основана на дисфункциях мозговых связей из-за болезней организма или получения физической травмы черепа. Они присущи людям старческого возраста. Когнитивные расстройства второго типа появляются после перенесения больших нервно-эмоциональных перегрузок и стрессовых ситуаций.

По степени развития выявлены следующие формы:

  1. Легкие. Характерные психометрические показатели находятся в пределах средней статистики каждой возрастной категории. Однако больной жалуется на снижение способностей.
  2. Умеренные. Показатели уже вышли за норму. Пациент еще не потерял своей независимости и самостоятельного поведения. Дезадаптация в быту не замечается.
  3. Тяжелые когнитивные нарушения. Наступает полное слабоумие. Пациент перестает связанно говорить, теряет координацию в пространстве и времени, не может логически мыслить.

Легкое когнитивное нарушение

Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:

  • заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
  • плохая оперативная память;
  • неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
  • быстрая утомляемость при умственной работе;
  • большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
  • затруднения в подборе слов.

Умеренное когнитивное нарушение

Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие. Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности. Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.

Тяжелое когнитивное нарушение

Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:

  1. Деменция. Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
  2. Делирий. Отмечается помрачением сознания.
  3. Выраженная афазия. Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
  4. Апраксия. Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).

Диагностика когнитивной сферы

Существует, в том числе в интернете, большое количество тестов, которые позволяют определить, на каком уровне развития находится когнитивная сфера у человека. С основными методиками диагностики можно ознакомиться в таблице.

Методики для диагностики когнитивной сферы

Процесс когнитивной сферы
Процесс когнитивной сферы
Внимание
Методика Кольца Ландольта

Методика «корректурной пробы»

Методика «Мюнстенберга»
Память
Проба для анализа ассоциативной памяти. Для этого требуется зачитать 10 пар однородных слов, которые взаимосвязаны по смыслу

После этого проверяющий должен зачитать первое слово, а испытуемый – произнести второе.

Субтест Векслера

Проба по запоминанию 10 слов, между которыми отсутствуют смысл и общая связь.
Воображение
Тест «Мыслитель-Художник»

Тестирование Торренса

Тест Тулуза-Пьерона

Благодаря этим тестам, можно выявить проблемы, которые присутствуют в когнитивной сфере человека.

Что такое когнитивный подход?

На основе полученных данных исследований создан когнитивный подход, в центре которого – исследования структуры и организации памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, ощущений, то есть когнитивный подход охватывает весь спектр психических процессов и сфер поведения.

Согласно такому подходу, обучающиеся являются не только объектом обучающей деятельности преподавателя, но и активными участниками процесса обучения. При этом обучающиеся опираются на свои когнитивные процессы и уже имеющиеся знания, которые находятся в основе понимания и применения этого явления при общении в ситуации обучения. 

Если характеризовать когнитивный подход в общих чертах, то он заключается в том, чтобы понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения. 

Диагностика когнитивных нарушений

Диагностика когнитивных нарушений проводится с помощью простых тестов. Например, «Мини-Ког», суть которого в том, чтобы запомнить три слова, сказанные врачом, нарисовать циферблат, где стрелки будут указывать точное время, а затем назвать пресловутые три слова. Если пациент не сможет нарисовать циферблат или не вспомнит хотя бы одно слово, необходимо обращаться к специалисту, поскольку нарушение начало развитие.

Другое задание – Монреальская шкала когнитивной оценки, подразумевает ответить на ряд вопросов. Желательно делать это в спокойной обстановке, чтобы человек не нервничал и не чувствовал себя некомфортно. Вопросы следующего характера:

  1. Индивиду показывают картинку с животными и просят назвать каждого;
  2. Назвать ему цифры вразброс, чтобы он повторил, а затем назвал их в обратном порядке;
  3. За минуту нужно назвать максимальное количество слов на одну букву алфавита (например, П);
  4. Задать несколько простых арифметических задачек, например, сколько будет 100-3;
  5. Найти общее между двумя мало похожими предметами, например, это могут быть часы и линейка.

В дальнейшем диагностика проводится в медицинских учреждениях в более серьезной атмосфере и с инструментарием.

Как разрешаются когнитивные диссонансы?

Когнитивный диссонанс — это механизм, которые мы используем, чтобы чувствовать себя комфортно

Важно понимать, когда нужно его использовать, чтобы не впасть в самообман

Существуют 3 способа снизить когнитивный диссонанс:

Изменение убеждения
Изменение отношения
Изменение важности элементов

В первом случае мы можем задуматься о том, что наше представление не совсем верно. Например, я знаю 2 вещи: “курение вызывает рак” и “я курю ежедневно”. Поскольку моё поведение (курение) приносит мне больше удовлетворения, мне будет легче поменять свои убеждения. Поэтому при возникшем когнитивном диссонансе я подумаю, что “курение не так уж и плохо”, что позволит мне продолжить своё поведение и придавать меньше значения моему убеждению.

Во втором случае цель — получить новые аргументы в пользу продолжения своего поведения, т.е. уменьшить когнитивный диссонанс, оправдывая себя. Например: “я считаю, что физические упражнения полезны для здоровья”, но “я никогда не занимаюсь спортом”. Аргументы, которые я могу найти, чтобы и дальше не заниматься физическими упражнениями: “у меня нет времени”, “я не могу найти подходящий спортзал”. Как мы видим, поведение не меняется и занятия спортом откладываются, поскольку найдено больше аргументов, позволяющих это делать.

И, наконец, в третьем случае, речь идёт о переоценке важности элементов, формирующих когнитивный диссонанс. Мы всегда будем делать то, нам легче: если сложнее поменять убеждение, то мы будем менять поведение

В случае с курением сложнее справиться с зависимостью, поэтому модулируется убеждение: “я уверен/а, что на развитие рака влияет не только табак”.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector