Развитие мозга: полезные советы и упражнения

Упражнения для развития правого полушария мозга

Стоит отметить, что при рождении все люди имеют правостороннее мышление, позже некоторые из нас меняют сторону работы интеллекта. Чтоб активизировать работу правого полушария, правшам следует начать выполнять повседневные дела левой рукой. По началу могут возникнуть трудности, позже процесс станет естественным и привычным. Результатом станет то, что человек начнет мыслить творчески и откроет в себе новые таланты. Чтоб натренировать полушарие быстрее, рекомендовано выполнять некоторые другие упражнения.

Звуковые тренировки

Первое занятие заключается в следующих действиях: необходимо найти спокойное место, расслабиться, закрыть глаза и представить, будто кто-то зовет вас. Теперь нужно определить, чей из знакомых был голос, прислушаться и понять, что он говорит еще.

Техника второго упражнения аналогична, только теперь необходимо вспоминать слова любимой песни и разрешить ей «поиграть в голове», с четко представленной речью.

Визуализация

Методика визуализации заключается в представлении белого листа бумаги, на котором пишется имя. Теперь нужно представлять, как буквы начинают менять цвет, если получится, то желательно и изменять фон бумаги, это поможет быстрее усовершенствовать работу правого полушария.

Тактильные ощущения

Следующее упражнение, как развить правое полушарие мозга, — это использование тактильных чувств. К примеру, визуально представляем, что кушаем какое-либо блюдо. Таким же методом, можно представить какой–либо запах или нарисовать образ.

Отзеркаливание

Методика зеркального рисования способствует развитию обоих полушарий мозга. Вам необходимо подготовить листок бумаги и 2 ручки, которыми нужно одновременно нарисовать одинаковые предметы. Выполняя подобные упражнения для развития обоих полушарий мозга, человек станет мыслить креативно.

Творчество

Активация правой доли мозга происходит благодаря творческой деятельности. Ребенок и дошкольник получает зарядку для интеллекта во время занятий в школе или кружке. Взрослому или подростку для развития необходимо посещать музеи, театры, слушать хорошую музыку и читать книги.

Тренировка пальцами

В этом упражнении работа происходит за счет движения пальцами. Сжимаем кулаки и начинаем поочередно выправлять сначала большой палец правой руки, после указательный на левой. Потом указательный палец на правой и большой палец на левой. После того как получится выполнять упражнение правильно, темп необходимо ускорить.

Рисуем цифру 8

Тренируют правую сторону следующим способом: левая рука выставляется вперед, на это же плечо кладется голова. Теперь фокусируем взгляд на указательном пальце, которым прорисовываем в воздухе цифру 8. Повторив движение 10 раз, необходимо сменить руку и положение головы.

Работа с осязанием

Для выполнения данного упражнения, человеку нужно представлять что-либо на ощупь. Можно попытаться почувствовать руками мягкость кошачьей шерсти, шершавость бумаги, холодную или горячую воду.

Параллельность движения

Данное упражнение включает рисование 2 параллельных линий. Получившийся рисунок должен быть размещен на уровне глаз. Теперь необходимо шагать, касаясь левой ладонью левого колена, а правой рукой – правого колена.

Последствия

Последствия ишемического инсульта в правом артериальном бассейне кровоснабжения головного мозга могут быть различной тяжести, на них оказывают влияние следующие факторы:

  • Размер омертвевшего участка мозга. Чем он меньше, тем благоприятнее прогноз.
  • Своевременно и быстро (в течение 3-6 часов) оказанная квалифицированная медицинская помощь.
  • Возраст больного (чем старше, тем тяжелее проходит восстановление) и наличие параллельно опасных заболеваний (например, сахарный диабет).


Итак, с какими последствиями, может столкнуться пациент после перенесенного инсульта?

  • Ограничение движения мышц или паралич левой части тела.
  • Эпилепсия.
  • Трудности мыслительной деятельности. Потеря ориентации в пространстве, рассеянность внимания, амнезия, нарушение краткосрочной памяти.
  • Психические и поведенческие расстройства. Депрессия, частая смена настроения.
  • Снижение или потеря зрения с левой стороны.
  • У левшей возможна потеря речи.

Строение больших полушарий

Поверхность конечного отдела ЦНС покрывает кора, которая занимает около 44% объема больших полушарий. Площадь этой структуры у обычного человека примерно равна 2200 см², причем большая ее часть залегает в глубоких бороздах или как их еще называют – мозговых извилинах. Благодаря наличию борозд и извилин площадь коры значительно увеличивается.

Величина и форма извилин зависит от индивидуальных особенностей человека – как известно головной мозг различных людей и даже полушария одного индивида между собой визуально отличаются. Это явление среди специалистов носит название «функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Согласно наблюдениям такая особенность сказывается на психике человека: например, некоторым людям легче дается изучение точных наук, а другие больше используют творческий подход при решении насущных проблем.

В коре происходит подготовка к осознанным движениям, формируется речь, происходит мышление и запоминание наиболее значимой информации. Также она отвечает за условные рефлексы – приобретенные ответные реакции организма на перемены.

Кора формируется из скопления тел нейронов, которые формируют ее слои. С их помощью большие полушария осуществляют свои функции. Количество слоев коры на разных участках не равнозначно: в зависимости от места расположения зоны и ее типа их может быть от 2 до 6.

Специалисты выделяют в коре на 4 вида поверхностей: древнюю (палеокортекс), старую (архикортекс), новую (неокортекс) и промежуточную кору, которая состоит из промежуточной древней и промежуточной старой коры.

По последним подсчетам количество нейронов коры варьируется в пределах 10-14 млрд. единиц. Они связаны между собой при помощи синапсов – специальных связей, которые позволяют моментально передавать импульсы от одного нейрона к другому. Передача сигнала по синапсу происходит химическим путём с помощью активных химических элементов или электрическим путём, посредством прохождения ионов.

Под корой располагается белое вещество. Его формируют скопление пучков аксонов нейронов коры, которые покрыты миелином. Химическое строение оболочки отростков нервных клеток позволяет передавать импульс между нейронами в 5—10 раз быстрее, чем по немиелинизированным связям.

Ниже белого вещества, в стволе располагаются центры бессознательных рефлексов и контролирующие структуры внутренних органов и систем органов.

Участки полушарий

Всю поверхность коры больших полушарий условно делят на несколько зон. Каждая из них выполняет определенные функции. Границы зон обозначены наиболее выдающимися извилинами.

Зоны не являются какими-то отдельными участками мозга, в которых происходят только конкретные психические и физиологические процессы, так как они постоянно взаимодействуют между собой, что подтверждается многочисленными исследованиями в области психики.

Топографически выделяют следующие участки коры полушарий:

  • Затылочная. Отвечает за восприятие и хранение данных получаемых от органов зрения.
  • Височная. Ее функции основаны на восприятии, анализе и воспроизведении речи и звуков, понятием слуховой информации, и данных поступающих от органов вкуса и обоняния. Участвует в запоминании информации, а именно накапливает ее.
  • Теменная доля БП головного мозга. В этой зоне располагаются функциональные центры анализатора окружающей среды. Она отвечает за расположение частей тела в пространстве.
  • Лобная. Является самым большим участком, с помощью которого мозг выполняет следующие функции:
  1. движение и регуляция направленных действий;
  2. письмо;
  3. речь, а именно выговор отдельных звуков, тембр, интонацию;
  4. программирование сложных поведенческих реакций, принятие решений, планирование, анализ полученного результата, а также спонтанного поведения;
  5. лобной зоне располагается обонятельный нервный центр.

Таким образом все зоны: теменная, затылочная, лобная и височная, занимаются восприятием информации из окружающей среды, а также определяют поведение человека во время наиболее значимых изменений.

Некоторые участки могут выполнять сразу несколько функций. Это становится особенно заметно при повреждении соответствующих зон мозга в результате ЧМТ – со временем их функция частично восстанавливается, так как соседние берут на себя работу утраченных центров.

Клетки мозга

Основные клетки называются нейронами. Они занимаются обработкой информации, их количество достигает 20 млрд. Глиальных клеток в 10 раз больше.

Организм тщательно защищает головной мозг от внешних воздействий, расположив его в череп. Нейроны находятся в полупроницаемой мембране и имеют отростки: дендриты и один аксон. Длина дендритов невелика по сравнению с аксоном, который может достигать нескольких метров.

Строение головного мозга, химическое взаимодействие нейронов изучено поверхностно. В покое нейрон обладает электрическим потенциалом в 70 милливольт. Возбуждение нейрона происходит посредством потока натрия и калия через мембрану. Торможение проявляется в результате действия калия и хлоридов.

Задача нейрона заключается во взаимодействии между дендритами. Если возбуждающее действие преобладает над тормозящим, то активируется определенная часть мембраны нейрона. Благодаря этому возникает нервный импульс, который двигается по аксону со скоростью от 0,1 м/с до 100 м/с.

Таким образом, любое запланированное движение формируется в коре лобных долей больших полушарий. Двигательные нейроны отдают команды частям тела. Простое движение активирует функции отделов головного мозга человека. При разговоре или мышлении бывают задействованы обширные части серого вещества.

Промежуточный мозг

Он состоит из нескольких частей:

  • вентральной части (представленной гипоталамусом);
  • дорсальной части (в которую входят: эпиталамус, таламус и метаталамус).

Для того чтобы организм человек мог своевременно приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды все раздражения внешнего мира поступают в одно и то же место: таламус. Уже оттуда они поступают в большие полушари

я головного мозга строение которых было рассмотрено ранее.

Регуляция вегетативных функций происходит в подкорковом центре, представленном гипоталамусом. Он воздействует на организм человека через нервную систему и железы внутренней секреции. Гипоталамус также влияет на обмен веществ и регулирует работу некоторых эндокринных желез. Гипофиз находится именно под ним. От него непосредственно зависит температура тела человека и как протекает работа пищеварительной и сердечно сосудистой системы. В свою очередь, гипоталамус влияет на пищевое и питьевое поведение, а также регулирует сон и бодрствование человека.

Как мандала влияет на мозг

Мандала является священным узором Тибета и индуской религии. Созерцание этого рисунка можно назвать первым шагом с работой правого полушария. Мандалу можно нарисовать или найти в Internet готовую.

Расслабьте тело, начиная от кончиков пальцев ног и заканчивая мышцами лица

Сконцентрируйте внимание на центре узора (3 минуты). Спустя время Вы заметите, что рисунок стал «играть», как в калейдоскопе. Кстати, в Тибете монахи используют рисование мандалы, как одну из сложнейших практик

Они собирают узоры из цветных зернышек. Такое занятие может длиться не день и не два, порой доходя до несколько месяцев. По окончании рисования, узор стирают одним взмахом руки

Кстати, в Тибете монахи используют рисование мандалы, как одну из сложнейших практик. Они собирают узоры из цветных зернышек. Такое занятие может длиться не день и не два, порой доходя до несколько месяцев. По окончании рисования, узор стирают одним взмахом руки.

В 1975 году в штате Калифорния была вручена премия за выдающиеся исследования Полу Деннисону. Ученый предложил через различные упражнения задействовать те участки мозга, которые менее активны.

В процессе тестирования были выявлены следующие результаты:

  • Улучшилась концентрация, и способность запоминать больше данных за небольшой промежуток времени.
  • Увеличилась стрессоустойчивость.
  • Адаптация к новым условиям происходила легче и быстрее.
  • Контроль за эмоциональным состоянием.
  • После различных нагрузок организм быстрее восстанавливался.
  • Развитие творческого потенциала.

Упражнения с такими результатами актуальны не только для младшего поколения, но и для взрослых.

Занятий по методу «brain gym» достаточно много, рассмотрим самые популярные.

Симметричные упражнения

  1. Движения в параллели

Когда Вы ходите, то дотрагивайтесь левой рукой до колена левой ноги, а правой – правого колена. Сделать необходимо 12 шагов. Необходимо следить, что бы руки касались колен поочередно, не сбиваясь с ритмом. При этом необходимо смотреть на рисунок с двумя параллельными линиями, который должен находиться на уровне глаз.

  1. Бесконечность

Прижмите ухо к левому плечу, а левую руку вытяните вперед. Сконцентрируйтесь на указательном пальце и нарисуйте горизонтальный знак «восьмерки». Рисовать следует от центральной точки вверх и лево. Сделайте такое упражнение восемь раз, а затем повторите с правой стороной тела.

  1. Симметричный рисунок

Примите удобное положение тела стоя или сидя. Одновременно руками нарисуйте одинаковые, но с зеркальным отражением рисунки. Их можно рисовать как на бумаге, так и в воздухе.

Несимметричные упражнения

  1. Перекресток

Упражнение выполняется аналогично симметричному заданию. Разница в том, что ладонями нужно касаться противоположного колена, т.е. левой ладонью – правого колена, и наоборот. Рисунок для визуального сопровождение – X.

  1. Гимнастика для пальцев

Обе руки сожмите в кулак. Одним движением выпрямите указательный палец правой руки и большой палец на другой. Затем зеркально распрямите указательный палец на левой руке и большой на правой. Верните в исходное положение. Просто? Увеличьте темп.

Ещё один вариант этого упражнение – одновременно выбросьте другие пальцы на руках. Например: на левой руке – мизинец, а на правой – средний. Затем указательный плюс безымянный.

Чтобы усложнить задачу, можно к чередованию пальцев добавить круговое или иное движение.

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы

Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности

В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Правополушарная гимнастика. Физические упражнения или гимнастика, способствующая развитию межполушарного взаимодействия в работе мозга

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма. Научные исследования, проводимые в психологии и нейрофизиологии, выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система – Образовательная Кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.

Примеры упражнений

1. «Кнопки мозга» помогают проснуться и настроиться на работу.Исходное положение: Выполняется стоя. Одна рука массирует углубление под ключицей с правой или левой стороны. Другая рука находится на пупке. Выполнять 10 круговых движений двумя руками, изменяя положения рук.

2. «Колено – локоть» активизируют зону обоих полушарий. При этом образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивающих причинно-обусловленный уровень мышления. Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

3. «Кулак». «Ребро». «Ладонь». Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения. Исходное положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга.1. Сжатая в кулак ладонь.2. Положение ладони ребром на плоскости стола.3. Распрямлённая ладонь на плоскости стола.Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.

4. «Слон». Это наиболее интегрирующее упражнение. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине. Исходное положение: Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

5. «Ленивые восьмерки для глаз». Исходное положение: Стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8–10 раз.

6. «Ленивые восьмерки для письма». Обводим контур рукой от центра против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру; затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центру. Каждой рукой рисуется пять или более восьмёрок, затем так же обеими руками.

7. «Зеркальное рисование». Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта в дошкольников» «Обучение детей с учетом психофизиологии»

http://malyutka.net/2015/02/gimnastika-mozga-i-neyrogimnastika.html

Патологии полушарий головного мозга

При поражении коры любой доли больших полушарий головного мозга возникают различные неврологические симптомы и синдромы.

Причинами развития таких состояний являются:

  1. травмы головы;
  2. онкологические заболевания (доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга);
  3. атрофические заболевания головного мозга (болезнь Пика, болезнь Альцгеймера);
  4. врожденные нарушения (недостаточное развитие структур нервной системы);
  5. родовые травмы черепа;
  6. гидроцефалия;
  7. инфекционно-воспалительные процессы в оболочках мозга (менингит, энцефалит);
  8. нарушение кровообращения в сосудах головного мозга.

Нарушения в коре лобной доли

При поражении коры лобной доли, в зависимости от локализации, возникают следующие симптомы:

  • лобная атаксия – нарушение равновесия, шаткость походки;
  • повышенный мышечный тонус в конечностях (пассивные движения ограничены или затруднены);
  • паралич конечности/конечностей с одной стороны;
  • тонические/клонические судороги;
  • припадки (тонико-клонические или эпилептические);
  • затруднение речи (человек не может подобрать синонимы, падеж, время действия) – афазия Брока;
  • симптомы лобной психики (человек ведет себя дурашливо, раскрепощенно, может появляться ярость без причины);
  • «лобные знаки» (появление примитивных рефлексов, таких как у младенца – хоботкового, хватательного и др.);
  • утрата обоняния с одной стороны.

Кроме выраженных симптомов лобной психики, больной может вести себя апатично, безразлично, не вступать в контакт с окружающими. В тяжелых случаях может возникнуть склонность к аморальным общественным поступкам: драки, дебоши, поджоги.

Патологические нарушения в коре теменной доли

При поражении коры теменной доли возникают нарушения чувствительности и окружающего восприятия. Характерны следующие симптомы:

  • нарушения кожной чувствительности;
  • постуральность (изменения положения в пространстве, пассивные движения, которые больной ощущает, но с ним этого не происходит);
  • отсутствие восприятия частей своего тела;
  • неспособность или отказ реагировать на воздействие раздражителей в зонах поверхностной и глубокой чувствительности;
  • утрата навыков чтения, письма, счета;
  • неспособность находить знакомые места;
  • при исследовании предметов с закрытыми глазами больной не может распознать знакомую вещь.

Патологические нарушения в коре височной доли

Основными проявлениями поражения височной доли являются:

  • корковая глухота (утрата слуха, при которой нет травмы уха);
  • афазия Вернике – утрата способности воспринимать речь, музыку и т.д;
  • шум в ушах;
  • подобные сну состояния (больной вспоминает то, чего раньше не видел и не слышал, но утверждает, что это было с ним наяву, а не во сне);
  • возникновение слуховых галлюцинаций;
  • кратко- или долговременная утрата памяти (амнезия);
  • возникновение моментов дежавю;
  • сочетанные галлюцинации (слуховые + зрительные, слуховые + обонятельные);
  • височные припадки.

Патологические нарушения в коре затылочной доли

Повреждения коры данного участка сопровождаются проблемами со зрительным анализатором. Развиваются такие состояния, как:

  • корковая слепота (полная утрата зрения без повреждения зрительного анализатора);
  • утрата зрения, при которой больной утверждает, что он не потерял зрение;
  • гемианопсия – выпадение полей зрения с одной из сторон;
  • неспособность вспомнить предмет, цвет или лицо человека;
  • изменения окружающих предметов, которые кажутся маленькими – зрительные иллюзии;
  • зрительные галлюцинации – вспышки света, зигзаги, индивидуальные для каждого глаза.

При поражении лимбической системы происходит утрата памяти или спутанность воспоминаний, наблюдаются отсутствие возможности создавать и запоминать яркие моменты жизни, низкая эмоциональная лабильность, отсутствие обоняния, утрата способности анализировать и принимать решения, а также овладевать новыми умениями.

Большие полушария выполняют огромную функциональную роль в организме человека. Умения писать, читать, анализировать информацию, воспринимать и ориентироваться в пространстве, чувствовать, слышать, видеть, обонять помогают организму приспособиться к окружающему миру. При повреждении определенных участков коры возникают патологические синдромы и симптомы, с помощью которых можно указать локализацию пораженного участка.

Латеральная поверхность

Конечный мозг в этой области включает в себя роландову (центральную) борозду. С ее помощью разделяются теменная и лобная доли. Также на поверхности присутствует сильвиева (боковая) борозда. Посредством нее теменная и лобная доли отделены от височной. В качестве передненижней границы затылочной области выступает условная линия. Она проходит от верхнего края теменно-затылочной борозды. Линия направлена к нижнему концу полушария. Островок (островковая доля) прикрыт участками височной, теменной и лобной областей. Пролегает он в боковой борозде (в глубине). Рядом с мозолистым телом по медиальной стороне располагается лимбическая доля. Она отделяется от прочих областей посредством поясной борозды.

Кинезиологические недостатки

Кинезиологический анализ, в свою очередь, показывает негативный аспект асимметрии. Он заключает в том, что люди используют для деятельности только доминирующую сторону. Это часто приводит к мышечному дисбалансу, напряжению доминирующей конечности (напр., руки и кисти), что подтверждается не только миографией, но и односторонними головными болями, шумом в ушах, другими неврологическими проблемами.

Известны также:

  • жевательный дисбаланс (жевание только на одной стороне);
  • различия в мимических мышцах;
  • локомоция нижних конечностей (перегрузка левой ноги правшами, ношение сумок на правом плече);
  • смещение туловища к недоминантной стороне (функция поддержки при выполнении деятельности доминирующей стороной);
  • прикладывание телефона к голове, использование компьютерной мыши доминирующей рукой;
  • смещение туловища в положении сидя с различной нагрузкой на седалищные кости и т.д.

Решение заключается в осознанном, симметричном движении, более частых расслабляющих паузах, расширении идеомоторного репертуара (йога, тай-чи, упражнения Фельденкрайза, танцы, массаж, индивидуальная физиотерапия и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector