Что такое когнитивность?

Как когнитивные способности влияют на профессиональный успех?

Ответ на этот вопрос зависит от вида профессии.

Несомненно, существуют профессии, в которых требования к когнитивным способностям высоки, и при которых сами когнитивные способности постоянно развиваются.

Важным ключом к совершенствованию когнитивных способностей являются условия труда и рабочая атмосфера. Хорошие условия способствуют созданию когнитивного резерва, который позволяет смягчить последствия возрастных когнитивных ухудшений.

Концепция когнитивного резерва объясняет почему люди, поддерживающий мозг “активным”, в форме, способны минимизировать возрастное снижение умственных способностей, возникающее в процессе естественного старения.

Для разных профессий нам могут понадобиться различные когнитивные способности. Однако в целом, чем лучше развиты когнитивные навыки, тем выше производительность труда. Безусловно, для достижения профессионального успеха нужно работать, прежде всего, с теми когнитивными способностями, которые нужны вам в вашей сфере, а также поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе.то важнее — эмоциональный или когнитивный интеллект?

Причины когнитивных нарушений

Чтобы помочь человеку в лечении когнитивных проблем, нужно знать, что вызвало этот недуг, ведь от верной постановки диагноза зависит результат. Когнитивные нарушения могут развиться в любом возрасте при различных соматических, психических и неврологических заболеваниях. Среди основных причин можно выделить:

  • болезнь Альцгеймера;
  • сосудистые заболевания головного мозга (церебральная ишемия, инфаркт мозга);
  • болезнь Паркинсона;
  • опухоль головного мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • демиелинизирующие заболевания и нейроинфекции (ВИЧ, рассеянный склероз, болезнь Крейтцфельдта-Якоба, прогрессирующий панэнцефалит);
  • переутомление, негативные эмоции и депрессия;
  • дисметаболические энцефалопатии (бытовая и промышленная интоксикация, дефицит белков, витаминов группы В и фолиевой кислоты, почечная и печеночная недостаточность, ятрогенные когнитивные нарушения).

Если у человека наблюдаются хронические дегенеративные и сосудистые заболевания головного мозга, в этом случае когнитивные нарушения побороть практически невозможно. В любом другом случае исправить положение поможет своевременная коррекция. Для этого можно использовать дуэт когнитивного функционирования и лекарственных препаратов.

Дополнительная информация. Когнитивное функционирование – это свод видов деятельности, которые помогут «активизировать» и улучшить познавательные функции.

К нему можно отнести следующий перечень простых занятий:

  • изучение иностранных языков;
  • освоение новых маршрутов и территорий;
  • игру на музыкальных инструментах;
  • развитие позитивного мышления;
  • занятия йогой, танцами или силовыми упражнениями.

Ятрогенные нарушения

Нередко нарушение когнитивных функций напрямую связано с приемом большого объема лекарственных препаратов и побочными эффектами от них.

Что такое ятрогения

Неблагоприятный эффект на когнитивные функции оказывают следующие лекарственные препараты:

  • нейролептики;
  • диуретики;
  • антидепрессанты;
  • средства с бромом;
  • опиаты;
  • косметические средства с висмутом;
  • противогрибковые антибиотики;
  • препараты против опухолей;
  • седативные средства.

Также развитие ятрогенных нарушений может произойти из-за лучевой терапии, которая проводится при борьбе со злокачественными образованиями в организме. Любые лекарственные препараты, которые оказывают действие на функционирование нейронов или общий гомеостаз, должны в первую очередь рассматриваться в качестве основной причины развития когнитивных недугов.

Чтобы обезопасить себя и близких от снижения памяти, мышления, внимания и других способностей, необходимо правильно питаться, больше гулять на свежем воздухе, тренировать когнитивные навыки, заниматься активными видами спорта и не принимать никакие лекарства без предварительной консультации со специалистом.

Как определить ослабленные когнитивные функции?

Для успешного обучения ребёнку важны такие основные когнитивные способности, как память, внимание, обработка и упорядочивание информации. Память является необходимым навыком для успешного обучения

Если у ребёнка плохо развита, например, рабочая память, ему будет трудно учиться, поскольку он не сможет воспроизводить получаемую информацию. Например при слаборазвитой рабочей памяти дети смогут запомнить только первое полученное задание (например, если учитель просит нарисовать красный круг, жёлтый треугольник и синий квадрат, такой ребёнок сможет только запомнить, что ему нужно нарисовать красный круг)

Память является необходимым навыком для успешного обучения. Если у ребёнка плохо развита, например, рабочая память, ему будет трудно учиться, поскольку он не сможет воспроизводить получаемую информацию. Например при слаборазвитой рабочей памяти дети смогут запомнить только первое полученное задание (например, если учитель просит нарисовать красный круг, жёлтый треугольник и синий квадрат, такой ребёнок сможет только запомнить, что ему нужно нарисовать красный круг).

Другой значимой когнитивной функцией является внимание. На уроке детям нужно слушать, воспринимать и понимать информацию

Дети с ослабленным вниманием легко отвлекаются, им может мешать фоновый шум за окном и т.д. — такой ребёнок может просто не понять получаемую информацию и быстро потерять интерес к занятиям. ​

Ещё один важнейший когнитивный навык — обработка информации. Дети со слабыми навыками обработки информации испытывают трудности с языком, чтением, письмом и математикой. Большую часть информации мы получаем с помощью слуха или зрения, поэтому дети с ослабленным зрением испытывают трудности с восприятием визуальной информации (например, им трудно распознать, что написано на доске). Дети с проблемами слухового восприятия часто неточно различают звуки в словах. Им труднее отвечать на вопросы преподавателя и следовать инструкциям.

Как определить ослабленные когнитивные навыки? Фото Antoine Dautry, Unsplah.com

Кроме того, для успешного обучения необходим такой навык, как упорядочение полученной им информации. Дети с ослабленным навыком упорядочивания информации могут испытывать значительные трудности при правильном написании слов и предложений, составлении или пересказе рассказов и т.п.

Как мы уже упомянули выше, внимание, память, обработка и упорядочивание информации — это основные когнитивные навыки, необходимые для обучения. При нарушении одного из них ребёнок будет испытывать трудности в учёбе и нуждается в коррекции когнитивных способностей

Возможные последствия нарушений развития у детей

К каким жизненным проблемам могут привести нарушения когнитивного развитии? В первую очередь — это ухудшение способности к абстрактному мышлению: ребёнок не понимает значения отдельных слов, не может сделать самостоятельное умозаключение, выделить основное из поступающей ему информации. А в современном мире информация — это то, чем мы вынуждены оперировать непрерывно. Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций.

В социальном плане абстрактное мышление отвечает за формирование дружеских и партнёрских связей в будущем: ребёнок должен учиться понимать окружающих людей, свои сходства и отличия от них, чтобы выстраивать коммуникацию и налаживать бытовые связи. Это то, без чего невозможно представить нормальную человеческую жизнь. В крайней форме проблемы когнитивного развития, обусловленные нарушениями в эмоциональной сфере, могут в дальнейшем привести к развитию социопатии.

Все факторы, так или иначе влияющие на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка, можно условно поделить на 2 большие группы: органические и социокультурные. К органическим факторам относятся генетические задатки, которые ребёнок наследует от своих родителей. Разумеется, и эта наследственность не безусловна и во многом зависит от того, как протекала беременность. Непрерывный вредные привычки матери, недостаток кислорода и питательных веществ и другие потенциально опасные обстоятельства внутриутробного развития ребёнка в дальнейшем могут привести к различным патологиям в его психическом и личностном развитии.

Но не менее важным в формировании здоровой эмоциональной и интеллектуальной конституции ребёнка является его социальное окружение, которое, в первую очередь, характеризуется таким понятием как социоэкономический статус

Хороший социоэкономический статус подразумевает, что в распоряжении родителей есть достаточно времени и средств, чтобы обеспечить своему ребёнку всё необходимое для его благополучного ментального развития — прежде всего, своё внимание

Другой тип проблем, связанных с нарушениями когнитивного развития, — это сужение личностных интересов: когда ребёнок не интересуется ничем, кроме своих базовых, примитивных потребностей. Это значительно сужает социальное окружение ребёнка: он не в состоянии поддерживать отношения с теми людьми, дружба с которыми развивала бы его как личность.

Когнитивные нарушения у детей: виды, признаки и симптомы, диагностика

Что же такое когнитивное нарушение? Когнитивное нарушение – это снижение вышеперечисленных функций по сравнению с их исходным  уровнем или недостаточное их развитие.

Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка? Когнитивные нарушения встречаются примерно у 20 % детей и подростков. Чаще всего они  проявляются в снижениях и , функций памяти, психомоторной координации, мыслительных процессов, внимания и пр.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.

Общий когнитивный тест CogniFit поможет измерить основные когнитивные навыки

В медицинской практике когнитивные нарушения у детей, в зависимости от величины из проявлений, подразделяют на три вида: лёгкая, умеренная и тяжелая степень.

  • При лёгком  когнитивном  нарушении проявления будут  незначительными и только в одном из когнитивных аспектов (возможно , чрезмерная утомляемость и затруднения в решении каких-либо задач).
  • При умеренном  когнитивном нарушении  проявляются  ухудшения сразу нескольких когнитивных функций.
  • При тяжёлом когнитивном нарушении очевидны серьёзные проблемы с восприятием окружающей действительности. Наблюдается значительное количество симптомов когнитивных нарушений.  Тяжёлые когнитивные нарушения проявляются в более зрелом возрасте или на фоне заболеваний.

Также когнитивные нарушения можно классифицировать в зависимости от механизма их возникновения

  • органические  – к их возникновению приводят патологические нарушения в работе головного мозга (например, поражения мозга, травмы или инфекционные/генетические заболевания), и нарушения могут приобрести  необратимую форму;
  • функциональные – проявляются в период высоких умственных, психических нагрузок и носят временный характер;
  • нейрокогнитивные  – нарушения свойственны для органических психических расстройств.

Признаки когнитивных расстройств у детей  могут начать проявляться в самом раннем возрасте. Существуют специальные методики оценки и диагностики когнитивных способностей. Они используются профессионалами при проведении диагностических работ.

Но на что же обратить внимание родителям?  Обратите внимание на :

задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения  – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр.  ;

слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр);

недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр);

– развитие речевых функций у ребёнка

Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;. – ориентирование ребёнка в пространстве ( понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);

ориентирование ребёнка в пространстве ( понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);

связанность изложения своих мыслей;

понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр. ;

Также вам будет полезно узнать, каковы у ребёнка.

Таким образом, если вы заметили некие особенности в поведении и развитии своего ребёнка – обратитесь к специалистам. Они помогут провести диагностику и при необходимости назначить лечение или определить корректирующие упражнения.  Покажите ребёнка неврологу, и доктор назначит необходимые для диагностики исследования.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист

Заключение о наличии когнитивных нарушений может сделать только специалист

Когнитивный диссонанс и психическое здоровье

Наш мозг всячески пытается избежать дискомфорта, связанного с когнитивным диссонансом. Для этого зачастую он прибегает к так называемым когнитивным искажениям, которые мы упоминали выше. Когнитивные искажения — это типичные ошибки восприятия, свойственные всем людям. Наш мозг не всегда способен корректно обработать всю поступающую извне информацию и стремится “упростить её”. Это приводит к тому, что нам кажется правильным то, что легко и понятно, а сложное и запутанное воспринимается как ошибка. Другими словами, когнитивные искажения — это попытка сознания убедить нас в том, что на самом деле не является действительностью.

Ниже мы рассмотрим случаи депрессии и патологической зависимости от азартных игр как примеры психических расстройств, при которых когнитивные искажения служат в качестве корректирующей системы для снижения дискомфорта при когнитивном диссонансе.

Когнитивный диссонанс: когнитивные искажения при депрессии

Исследования показали, что депрессивные люди испытывают более глубокое чувство вины, более нерешительны и воспринимают негативные события тяжелее, чем остальные люди. Наиболее распространёнными при данном расстройстве когнитивными искажениями являются

селективная абстракция (когда внимание уделяется только одной детали — например, из разговора “вырван” какой-то один контекст, а всё остальное игнорируется);
дихотомия (события оцениваются на противоположных полюсах без промежуточной степени, т.е. либо “чёрное” либо “белое”);
чрезмерное обобщение (к ним можно отнести выражения, в которых используются слова “всегда”, “никогда”..

и т.п.);
катастрофизм;
персонализация (когда любой негативный факт приписывается себе);
чтение мыслей (когда человек убеждён, что знает, что думает другой и почему так поступает);
эмоциональное рассуждение ( человек полагает, что то, что он чувствует, верно независимо от представленных доказательств).

Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию, присутствуют ли тревожные когнитивные признаки и симптомы, которые могут указывать на наличие этого расстройства. Получите подробный отчёт с результатами и персональными рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.

Узнайте, присутствуют ли у вас или ваших близких когнитивные симптомы депрессии

Когнитивный диссонанс: когнитивные искажения при “патологической игре”

При патологической зависимости от азартных игр (“патологическая игра”) когнитивные искажения способствуют поддержанию аддиктивного поведения. Когнитивные искажения присутствуют как у хронических игроков, так и у обычных — разница лишь в степени их выраженности. К наиболее распространённым когнитивным диссонансам, превратившимся в когнитивные искажения, в данном случае относятся

  • иллюзия контроля (“Я контролирую результат”);
  • предсказание результата (“Я выиграю”);
  • азарт как процесс самокоррекции (“Я не могу продолжать проигрывать”);
  • удача как ответственная за результат (“Я чувствую, что выиграю”);
  • объяснения постфактум (“Не получилось, потому что….);
  • гибкая атрибуция (“Если выигрываю я, это потому, что я отличный игрок, но если я проигрываю — то игра нечестная, в игровом автомате что-то “подкрутили” и т.д.);
  • почти выиграть (“Я поставил на ноль, а выпала единица”);
  • Иллюзия корреляции и суеверия (“Чтобы выиграть, я должен одеть что-то чёрное”);
  • Фиксация на абсолютной частоте выигрыша (Игрок фиксируется на том, что за год выиграл 3 раза, однако не учитывает количество проигрышей);
  • Доступность (Игрок помнит о выигрышах, но забывает о проигрышах);
  • Персонализация игрового автомата (“Давай, помоги мне….”)

Профилактика когнитивных нарушений

Чтобы избежать такого рода патологий, необходимо родителям позаботиться в раннем возрасте о развитии своих детей. Существует ряд действенных методик, развивающего характера. Они укрепляют мозговые механизмы и нервную систему в целом. Такие упражнения полезно делать в любом возрасте. Нарушение когнитивных процессов можно предотвратить, если выполнять следующие действия:

  1. Принимать препараты, обеспечивающие организм всеми необходимыми веществами и витаминами (например, антиоксиданты).
  2. Вести жизнь по правильному распорядку (питание, физические нагрузки, сон).
  3. Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию (тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления).
  4. Очень полезно изучение иностранного языка или освоение музыкального инструмента.

Важность когнитивных способностей для достижения профессионального успеха

Когнитивные способности — это способности человека, связанные с обработкой информации. Речь идёт о памяти, внимании, восприятии, креативности, абстрактном или аналоговом мышлении. Таким образом, когнитивные способности очень тесно связаны с умом, обучением и опытом.

Важно отметить, что когнитивные способности позволяют развивать знания на базе информации, полученной с помощью органов чувств

Наиболее значимые когнитивные функции

Ориентирование: способность к временно-пространственному осознанию себя и окружения.

Внимание: способность замечать детали и фокусироваться на одной или нескольких ситуациях (селективные процессы, процессы распределения, поддерживающие процессы). Сюда также относятся способность к , , время отклика и др.

Восприятие: это самый первый навык, который мы используем для получения какой-либо информации из внешней среды

Его функция заключается в кодировании и координации различных базовых ощущений для придания им значений и смысла, полученных как из внешней, так и внутренней среды.

Память: способность кодировать, хранить и эффективно восстанавливать запомненную информацию. Мы обладаем различными типами памяти: сенсорная память (от 1 до 3 секунд), кратковременная память (от 18 до 30 секунд) и долговременная память.

Речь и язык: процесс соотнесения системы кодов со значениями — объектов, действий, качеств и т.д. Речь и язык тесно связаны с памятью.

Метапознание или метакогнитивность (способность человека думать о своем мышлении, знать о знании, осознавать свое осознание) позволяет нам учитывать наши способности и знания, анализировать тип информации, которая нам нужна, и совершенствовать наши ответные реакции

Важность и ценность этих навыков заключается в том, что полученные знания могут передавать с помощью языка, речи или системы представления идей

Робототехника

  • Роботы (робототехника)
  • Робототехника (мировой рынок)
  • Обзор: Российский рынок промышленной робототехники 2019
  • Карта российского рынка промышленной робототехники
  • Промышленные роботы в России
  • Топ-30 интеграторов промышленных роботов в России
  • Карта российского рынка промышленной робототехники: 4 ключевых сегмента, 170 компаний
  • Технологические тенденции развития промышленных роботов
  • В промышленности, медицине, боевые (Кибервойны)
  • Сервисные роботы
  • Collaborative robot, cobot (Коллаборативный робот, кобот)
  • IoT — IIoT — Цифровой двойник (Digital Twin)
  • Компьютерное зрение (машинное зрение)
  • Компьютерное зрение: технологии, рынок, перспективы
  • Как роботы заменяют людей
  • Секс-роботы
  • Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
  • Обзор: Искусственный интеллект 2018
  • Искусственный интеллект (рынок России)
  • Искусственный интеллект (мировой рынок)
  • Искусственный интеллект (рынок Украины)
  • В банках, медицине, радиологии, ритейле, ВПК, образовании, Автопилот, транспорте, логистике, спорте, СМИ и литература, видео (DeepFake, FakeApp), музыке
  • Национальная стратегия развития искусственного интеллекта
  • Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР)
  • Российская ассоциация искусственного интеллекта
  • Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники
  • Международный Центр по робототехнике (IRC) на базе НИТУ МИСиС

Robot Control Meta Language (RCML)

  • Машинное обучение, Вредоносное машинное обучение, Разметка данных (data labeling)
  • RPA — Роботизированная автоматизация процессов
  • Видеоаналитика (машинное зрение)
  • Машинный интеллект
  • Когнитивный компьютинг
  • Наука о данных (Data Science)
  • DataLake (Озеро данных)
  • BigData
  • Нейросети
  • Чатботы
  • Умные колонки Голосовые помощники
  • Безэкипажное судовождение (БЭС)
  • Автопилот (беспилотный автомобиль)
  • Беспилотные грузовики
  • В мире и России
  • Летающие автомобили
  • Электромобили

Беспилотный летательный аппарат (дрон, БПЛА)

  • Четвертая промышленная революция. Популярно о главном технологическом тренде XXI века
  • Самая многообещающая технология. Чем вызвано всеобщее помешательство на машинном обучении?
  • Как данные стали сырьем XXI века
  • К чему приведет слияние интернета людей, вещей и сервисов

Когнитивный диссонанс и домашнее насилие

В случае домашнего насилия когнитивный диссонанс возникает, с одной стороны, между насилием, и с другой — с поддержанием этих деструктивных отношений.

На первом этапе когнитивные диссонансы, превращающиеся в наиболее распространенные в случае насилия когнитивные искажения, это:

отрицание или минимизация проблемы, нормализация ситуации (“у нас есть некоторые разногласия, вызванные совместной жизнью”),
самообман и отрицание факта того, что страдающий от домашнего насилия является жертвой (“оскорбления не являются домашним насилием”),
оправдание насилия (“он меня так сильно любит, что иногда выходит из-под контроля”),
селективное внимание к позитивным аспектам отношений в паре (“он попросил прощения, больше это не повторится”),

Далее, как правило, переоценивается способность обидчика измениться (“когда мы поженимся, он успокоится”) и возрастание чувства вины. На последнем этапе продолжение отношений оправдывается эмоциональной зависимостью и смирением (“как выбросить на помойку 20 лет брака?”, “в браке именно так и бывает”).

Как справиться с когнитивным диссонансом?

Взаимодействующие компоненты когнитивных функций

Находясь в обществе, человек развивается и формируется как личность. Он начинает воспринимать собственную персону как индивидуальное «Я». Постепенно развивается самосознание, выстраиваются социально-нравственные устои.

Познавательное развитие человека

Обратите внимание! Благодаря когнитивным функциям, индивид получает представление о своей внешности, значимости в обществе, делает выводы о способностях. Образ «Я» постепенно наполняется

Психологи и психиатры выделяют 4 основных взаимодействующих компонента познавательных способностей человека. С каждым из них тесно связана определенная когнитивная функция.

Связь когнитивных функций и основных компонентов

Взаимодействующие компоненты
Связь с когнитивными функциями
Восприятие информации
Осуществляется за счет вкуса, обоняния, тактильного гнозиса, слухового и зрительного аппарата.
Обработка и анализ полученных сведений
Задействованы «исполнительные» функции, к которым относятся обобщение, произвольное внимание, обнаружение различий и сходств, установка ассоциативных связей, построение логических связей и выводов. Интеллект и мышление помогают адаптироваться в окружающем мире, спокойно реагировать на постоянно меняющуюся обстановку, осуществлять корректировку своего поведения в зависимости от сложившихся ситуаций.
Запоминание и последующее хранение проанализированной информации
Компонент неразрывно связан с памятью и способностью к обучению

Обмен сведениями, планирование, а также последующее осуществление задуманных действий
Задействованы «экспрессивные функции», к которым относятся праксис и речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector