Крымский мост сегодня

Конструкция

Пилон Крымского моста, 2009

Общая длина мостового перехода — 668 метров, из них на долю непосредственно моста приходится 262,5 метра. Ширина составляет 38,4 метра, из которых проезжая часть — 24,5 метра, балки жёсткости — 3,9 метра, два тротуара — по пять метров. Мост состоит из трёх пролётов: средняя часть перекрывает Москву-реку, а два береговых пролёта служат для проезда транспорта вдоль набережных. Крымский мост является единственным висячим мостом через Москву-реку.

Конструкция моста представляет собой две пары пилонов высотой 27 метров, подвешенных на цепях длиной 297 метров, закреплённых на балках жёсткости. Материал цепей — сталь типа «ДС» («Дворец Советов»), которая немного прочнее обычной для строительства стали маркировки 5. Цепь сделана из поставленных на ребро пластинчатых элементов толщиной четыре сантиметра и высотой 0,93 метра. При этом пилоны не соединены между собой по верху. Такой тип конструкции оригинален и встречается редко в мировой практике. Концы балок жёсткости утяжелены специальными ёмкостями с бетоном, которые помещены в грунт. На балках укреплены поперечные элементы двутаврового сечения, а по ним расположены прокатные двутавры высотой 50 и 45 сантиметров с расстоянием между ними 1,6 метра. Сечения балок жёсткости — коробчатые с высотой 3,5 метра в середине пролёта и 5,8 — на опорах.

Когда иду я через Крымский мост —

Стальные фермы — балки вперехлёст —
Заклёпки в два ряда — стальные шляпки —

Весь в солнце — над рекою — в пустоте
Теряя чешую монетки перья тряпки

Завидую высокой простоте
Из сонета «Мост» Генриха Сапгира

Стальные элементы моста были изготовлены на Новокраматорском машиностроительном заводе в Донецкой области. Опоры под пилонами сделаны на кессонных основаниях. На строительство моста потребовалось около десяти тысяч тонн металла, или примерно одна тонна на квадратный метр поверхности. Крымский мост — единственный мост в мире с таким удельным весом стали.

Проекты строительства моста в наше время

В XXI веке планы постройки Крымского моста через пролив периодически обсуждались ведущими специалистами, корректировались и изменялись. За период с 2000 по 2014 год подобных проектов Керченского моста была масса.

В 2007 году российской фирмой «Спецфундаментстрой» была вынесена на обсуждение очередная проектная документация по возведению конструкции через Керченский пролив. Инженеры этой компании рассчитали стоимость транспортной магистрали, она составила 480 миллионов американских долларов. Проект был рассчитан на два года. Предполагалось создать две железнодорожные ветви, автомобильную магистраль и пешеходную дорожку. Предусматривалась еще прокладка водопровода, нефтепровода и линии электропередач. Украинское правительство отказалось от финансирования строительства моста под предлогом неопределенности границ в Керченском проливе. Переговоры между Россией и Украиной возобновлялись еще не раз, но всегда сводились к прениям о границе акваторий.

В период с 2010 по 2013 год страны пришли к консенсусу, заключили соглашение на создание пути через море. Но строительство началось только в 2016 году, когда Крымская республика уже находилась под юрисдикцией Российской Федерации, стала одним из субъектов нашей страны.

40 тысяч машин в сутки и защита от землетрясения мощностью до 9 баллов

При строительстве нужно было учесть ряд сложностей: морской климат, сейсмическая активность и илистое дно. Глубина здесь варьируется от 2 до 10 метров.

Чтобы не препятствовать судоходству, были возведены несколько огромных арочных пролетов.

Они поднимаются над водой на высоту 35 метров, длина составляет 227 метров. Поэтому мост как бы идет в гору.

На автодорожной части между опорами и пролетами установили 760 шок-трансмиттеров. Это специальные устройства, защищающие конструкции от землетрясения, — по проекту выдержат толчки до 9 баллов.

«Это как ремни безопасности в автомобиле. Они позволяют пролетам моста „дышать“, то есть беспрепятственно смещаться при незаметных перемещениях, вызванных температурными условиями. А во время землетрясения шок-трансмиттеры срабатывают и распределяют сейсмическую нагрузку равномерно по опорам», — поясняли инженеры.

Кроме того, по этим соображениям пролеты относительно короткие — от 55 до 63 метров, а опор много, почти 600.

Секции сооружали на суше, а потом с помощью мощных домкратов по скользящим устройствам надвигали на основания с плавучих платформ (на фото снизу).

Видео: как надвигали последние метры моста со стороны Таманского полуострова

В итоге пропускная способность Крымского моста составит до 40 тысяч машин и 47 пар поездов в сутки. Автодорога состоит из четырех полос, покрытие — асфальтобетон. Только грузовики пустят к осени, а железнодорожное сообщение откроют в 2019 году.

На разделительной полосе и по краям моста имеются барьеры. Например, внешний в полтора метра высотой способен выдержать удар легковушки на скорости 100 км/ч или грузовика на 70 км/ч.

О сложных дорожных условиях водителей будут информировать специальные табло.

В проливе часто случаются густые туманы, поэтому по всей длине моста установлены мощные светильники. Они сконструированы так, чтобы выдержать воздействие морского климата.

Согласно проекту, на мосту можно безопасно организовать движение на скорости 120 км/ч. Но фактическую скорость еще согласуют с ГАИ, согласно ПДД она должна составить 90 км/ч.

Кроме того, были построены новые дороги с двух сторон моста. Например, в Крыму построили четырехполосную дорогу к новой трассе «Таврида», которая проходит через весь полуостров до Севастополя на 251 км. Со стороны Кубани построена новая дорога в 40 км, а берег укрепили во избежание оползней.

На строительстве моста с февраля 2016-го работали 10 тысяч человек. Заказчиком выступил «Росавтодор», генподрядчиком — «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Цена составила 228 млрд российских рублей, что примерно равно 3,6 миллиарда долларов.

Видео: 27 месяцев строительства за 3 минуты

Украина негативно относилась к этой задумке России еще сначала и называла строительство незаконным. После открытия президент Петр Порошенко резко высказался: «Мост обязательно понадобится оккупантам, когда они будут срочно покидать наш Крым».

Гибель на боевом посту

К 1 января победного года должна была завершиться замена временных деревянных свай на металлические. Планировалось к этому же сроку установить 123 ледореза. Но успели — только пять. Помешали буйные и затяжные в эту зиму шторма….

Из-за сильных морозов в Азовском море образовался аномально толстый слой льда. А когда в феврале наступило резкое потепление, ледяные глыбы двинулись в Черное море через Керченский пролив. И всей огромной массой навалились на опоры моста.

Из телеграммы начальника Главмостстроя от 26 декабря 1944 года.

Во время оккупации Поддубный ходил с советским орденом на груди

«В течение 15 дней шторм не прекращается. Ветер от 7 до 10 баллов. Вся эстакада обледенела. Воду перебрасывает через эстакаду. Не можем снять с берега буксир Арарат и плавкран. Идет бойка свай на эстакаде. Ветер сбивает людей, их меняем через четыре часа, больше не выдерживают. С воды работы вести нельзя. Волны до двух метров».

Главный инженер строительства Иван Цюрупа, трезво оценив ситуацию, запросил четыре ледокола и эскадрилью бомбардировщиков, чтобы разбить ледовые поля. Но получил лишь батарею из нескольких орудий, а ледоколов в составе Черноморского флота никогда не было. Несколько бомбометаний с самолетов оказались тщетными — бессмысленно бомбить море, равное по площади Австрии…

Спасти опоры пытались, взрывая лед динамитными шашками. Увы, не хватало ни людей, ни взрывчатки. Но железнодорожники держались до последнего.

Из журнала истории 36-го ОБВЖДС:

«Принимая участие по защите моста от ледохода, личный состав показал образцы самоотверженности и организованности. Рядовой Вальковский 7 марта 1945 года при сильном ветре, доходившем до 8-9 баллов, находясь на оконечной опоре с восточной стороны, один вел борьбу с ледоходом бессменно, в течение двух суток. Подрывая лед взрывчаткой. Благодаря его самоотверженности опора была сохранена».

20 февраля 1945 года под напором льда половина опор моста рухнула, увлекая за собой пролеты. За неделю до этого по нему успел пройти особо охраняемый литерный поезд, на котором с Ялтинской конференции вернулась в Москву советская делегация. Керченский мост продержался четыре месяца.

За это время по нему прошло более двух тысяч эшелонов с топливом и боеприпасами для фронта. Если вам кто-нибудь скажет, что Керченский мост был сталинской авантюрой, вспомните эту цифру: «2 тысячи эшелонов». Они, эти эшелоны, сделали Победу ближе.

А Сталин, которому доложили о гибели моста, говорят, даже не стал никого наказывать. Острая необходимость в соединении Крыма с Кавказом к этому моменту отпала: Красная армия уже форсировала Одер, от которого до Берлина советские танки могли дойти за световой день.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

На строительстве Керченского моста были задействованы:

35 передвижных электростанций

21 электросварочный агрегат

23 копра

6 стреловых кранов на железнодорожном и автомобильном ходу

1 плавучий 45-тонный кран

10 экскаваторов

230 грузовиков

10 паровозов

10 водолазных станций

3 передвижных механических мастерских на железнодорожном ходу

8 самоходных судов

Большое количество самодельных плотов на железных бочках из-под горючего.

10 000 строителей

КРУПНЫЙ ПЛАН

Этапы строительства

К концу 2015 года по обе стороны Керченского пролива была создана необходимая для строительства инфраструктура. Для обеспечения транспортной связи с морскими участками возведены временные рабочие мосты, с которых выполнялись технологические работы в акватории пролива. В октябре 2015 года первый рабочий мост длиной 1,2 км соединил Таманский полуостров и Тузлу. Еще два (протяженностью 1,8 и 2 км) — навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла — ввели в эксплуатацию летом 2016 года. 18 марта того же года стройку впервые посетил президент РФ Владимир Путин.

10 марта 2016 года строители начали возведение свайных фундаментов опор Керченского моста на суше, а 17 мая — на морских участках.

В середине июня 2017 года была завершена сборка судоходной арки железнодорожной части моста (вес — около 6 тыс. т, состоит из более 400 крупных элементов). Железнодорожный пролет представляет собой комбинацию из пролетного строения со сквозными главными фермами и аркой. Установка арки началась 27 августа 2017 года. К транспортному переходу ее доставила специальная плавучая система, затем начался подъем конструкции на фарватерные опоры. 29 августа железнодорожный арочный пролет был поднят на проектную высоту. Морская операция по транспортировке и подъему арки стала уникальной для российского мостостроения. По данным информцентра строительства, арочные пролеты с такими габаритами еще не устанавливали в морских условиях.

Без тендера

Официального тендера на проведение работ не проводилось. По имеющимся данным, окончательное решение было принято на совещании у премьера 20 января.

В интервью газете «Коммерсант» Ротенберг заявил, что ранее обсуждал вопрос лично с Владимиром Путиным.

Изначально планировалось, что мост построят за счет государственных и частных инвестиций, однако в конце июля прошлого года вице-премьер

Дмитрий Козак сообщил, что инвестором выступит

только государство.

Единым заказчиком, контролирующим сроки исполнения и качество работ, выступит специально созданное Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Росавтодора России.

По словам Ротенберга, министерство транспорта рассматривало более 70 предложений, но общественности известно лишь об одном альтернативном кандидате — компании «Стройтрансгаз».

Хозяин «Стройтрансгаза»

Геннадий Тимченко в августе выразил готовность заняться проектом, «если доверят и поручат», и заверил, что ресурсы для этого есть, но в начале декабря отказался, пояснив, что ему «не хочется брать на себя репутационные риски».

«Это очень рискованная история, я боюсь взяться и не осилить», — заявил он агентству Интерфакс.

Проект и характеристики

Согласно проекту, начало трассы проходит по уже существующей дамбе длиной 5 км и по острову Тузла. Следующий после острова участок моста пересекает Керченский пролив, при этом огибает самый южный мыс Керчи Ак-Бурун со стороны бухты и выходит на берег в районе Цементной слободки, недалеко от устья речки Джарджава. 

Мост включает автомобильную четырехполосную трассу, способную обеспечивать проезд до 40000 автомобилей в день при расчетной скорости до 120 км/ч. Для машин транспортное сообщение с Крымом через мост бесплатное.

Первый поезд через мост был запущен 23 декабря 2019 года, он отправился из Санкт-Петербурга с Московского вокзала в 14:00 и проследовал по обновленному маршруту до Севастополя. Продажа билетов на рейс стартовала в октябре.

Вскоре после первого поезда из Санкт-Петербурга, был запущен состав, связывающий Москву и Симферополь, а к весне 2020 года в расписании появились новые поезда из Екатеринбурга, Мурманска и Кисловодска. В дальнейшем планируется расширить количество маршрутов, проходящих через Крымский мост. Ознакомиться с расписанием можно на официальном сайте перевозчика. 

Проектная нагрузка на двух путях железной дороги Керченского моста — до 47 пар поездов ежедневно, как грузовых, так и регулярных пассажирских. Скорость для пассажирских составов — 120 км/ч, для грузовых — 80 км/ч. Железная дорога наряду с автострадой должна обеспечить стабильный товарооборот и пассажирский трансфер. Перед открытием в октябре 2019 года прошли испытания железнодорожных конструкций Крымского моста и настройка железнодорожной автоматики.

Судоходные арочные пролеты длиной 227 м и высотой над водой 35 м предусмотрены для сохранения судоходства в Керченском проливе.

Проект Крымского моста, most.life

Современность

В 2001 году мост был реконструирован, при этом движение по нему не останавливалось: на время работ проезжую часть перекрывали поочерёдно. В ходе ремонта заменили покрытие тротуаров и проезжей части, 5,5 тысяч м² гранитной облицовки, сборные плиты дорожного покрытия поменяли на монолит. Также обновили гидроизоляцию и провели антикоррозийную обработку металлических конструкций.

В 2012 году мост вновь реконструировали: заменили мостовое покрытие и деформационные швы. Капитальный ремонт начался через три года. Проект предусматривал демонтаж и замену внутренних стен, перегородок и полов подмостовых пространств. Планировалось гидроизолировать ростверки опор моста, обеспечить огнезащиту пролётных строений и водоотвод от деформационных швов пролётного строения, отремонтировать несущие конструкции: штукатурка огнестойким составом и покраска. По состоянию на январь 2018 года, ремонт не завершён.

Крымский мост: два года спустя

15 мая исполняется два года со дня открытия Крымского моста! В день открытия по мосту проехал президент России Владимир Путин, рядом с ним в кабине находились два мостостроителя. После этого даже появился знаменитый мем: «Мы не знаем, кто эти люди, но водитель у них Путин!». А 16 мая навстречу друг другу двинулись колонны автомобилей. Мост очень ждали по обе стороны Керченского пролива. Он связал Крым и Тамань, и теперь можно с комфортом доехать до родных людей за считаные минуты. 

За три зимы строители преодолели четыре месяца штормовых часов, 595 опор держат 260 тысяч тонн металлоконструкций пролетов моста. Столько весят 36 Эйфелевых башен! Количество строителей на объекте доходило до 14 тысяч одновременно – трудились в три смены и днем и ночью. Кроме того, за годы строительства Крымского моста ученые исследовали более 50 га суши и моря!

Крымский мост – настоящее чудо инженерии. Ранее были попытки соединить оба берега Керченского пролива, но сделать это в полном объеме удалось только сейчас. Историк Михаил Синельников-Оришак рассказал в студии программы «Прямой эфир», что первые предложения, первые расчеты по постройке моста появились еще в конце 19 века. Причем сделал их сын знаменитого химика Дмитрия Менделеева, инженер Владимир Менделеев. Проект представляли Николаю II, но в царской России не хватало технических возможностей для воплощения этого замысла. В советский период эта идея была не совсем экономически целесообразна, и ее все время откладывали в долгий ящик. Хотя в 1944 году советские войска соорудили железнодорожный мост через Керченский пролив – первая свая была забита 24 апреля 1944 года. А 3 ноября по мосту прошел первый поезд – от станции «Крым» до станции «Кавказ».

Стройка века обросла легендами. Про нее сочинили множество стихов и песен. Мост стал настоящим символом Крыма. А еще у него есть свой талисман – кот Мостик. Его подобрали строители еще котенком, он наблюдал за всеми этапами строительства и, как и положено по обычаю, первым ступил на мост.

В мире существуют десятки тысяч мостов, но лишь немногие из них поражают своими масштабами, уникальностью и впечатляющими характеристиками. Крымский мост также входит во всевозможные рейтинги. В его основании – почти семь тысяч свай, погруженных на глубину до 105 метров, а его общая длина – 19 км. Он стал не только самым длинным в России, но и в Европе, обогнав мост Васко да Гама в Португалии. Уникальность Крымского моста, по словам историков, географическая (стоит на перекрестке путей), историческая (соединяет прошлое и будущее) и климатическая (совокупность климатических факторов не располагает к строительству чего-либо, но и с этим создатели моста справились).

Политический обозреватель ВГТРК, глава общественного совета по строительству Крымского моста Николай Долгачев сегодня тоже вспоминает стройку века: «Это большая радость быть причастным к этому удивительному сооружению. Мы старались устраивать коммуникацию между строителями, местными жителями, властями, и вроде бы получалось. Благодаря обращениям людей где-то меняли подъездную дорогу, решали в индивидуальном порядке вопросы с отселением. И власти нас тоже слышали. У нас в составе совета есть историки, в том числе из Керчи, и с их участием проект менялся ради сохранения исторических объектов. Крепость в Керчи, например, удалось сохранить, достаточно сильно изменив конфигурацию моста. При этом он стал только симпатичнее. Словом, проект меняли прямо на ходу, исходя из той информации, которая поступала снизу».

Когда был открыт Крымский мост

Дата открытия Крымского моста была определена не сразу. По изначальным расчетам, автотранспорт мог бы переправляться по нему не раньше декабря 2018 года. Но весной В

Путин, президент России, подчеркнул важность более раннего начала движения. Сроки строительства сдвинули – и не только на бумаге

Открытие Керченского моста состоялось после того, как приемная комиссия подтвердила прохождение необходимых обследований. Торжественная церемония была проведена 15 мая 2018 года. Колонну, впервые пересекающую официально принятый мост, возглавлял «КАМАЗ» с российским президентом за рулем. Компанию ему, в согласии с древними традициями, составили строители Крымского моста.

А вот открытие Крымского моста для автомобилей обычных граждан произошло только на следующий день, 16 мая. В 5:30 утра первые водители отправились к другому берегу. На судоходной арке встречные потоки транспорта устроили настоящий концерт из приветственных гудков.

Уже к вечеру того же дня Крымский мост полностью оправдал необходимость постройки: суммарное количество автомашин, проехавших в обе стороны, лишь немного недотянуло до 14 тысяч. Это больше, чем проходило в любой день через Керченскую паромную переправу за все время ее существования.

Для легковых автомобилей

На первом этапе эксплуатации состоялось открытие движения для легковых автомобилей. При этом мост может пропускать до 40 тысяч машин в сутки по 4 полосам движения. Пока фактическая загруженность далека от предельной, так что ехать в Крым на машине в 2018 через мост вполне комфортно.

ЖД сообщение

Если для машин проезд по Крымскому мосту уже открыт, то железнодорожному транспорту придется пока подождать. Строительство путей для поездов – более сложный и долгосрочный проект. К июню были завершены только свайные фундаменты для них. По планам, железнодорожный Крымский мост откроется лишь к концу 2019 года.

Автобусы

Наряду с легковым автотранспортом пущены автобусы через Крымский мост. В отличие от автомобилистов, которые чаще направляются в сторону Крыма, автобусное сообщение более равномерное. С середины июня в день более сотни автобусов едут в Тамань, столько же идет в обратном направлении. Рейсовые и заказные автобусы по Крымскому мосту движутся постоянно, помогая перебираться через пролив всем желающим.

Грузовой транспорт

Тяжелые грузовые автомобили смогут ездить по автомобильной трассе лишь с октября 18-го года. Впрочем, первые грузовики по Крымскому мосту уже прошли – это был тот самый президентский «КАМАЗ».

Пока массовое грузовое движение производится старым методом, через паромную переправу. Все дело в запрете – не более 3,5 тонн разрешенной максимальной массы на машину. Он будет действовать до 1 октября. Однако впоследствии могут появиться и фуры на Крымском мосту.

Сколько стоит проезд по крымскому мосту?

На текущий момент стоимость проезда по Крымскому мосту еще обсуждается. С одной стороны, строительство велось за бюджетные средства, так что может быть реализован бесплатный вариант. С другой стороны, мост входит в состав крупной трассы. И если она будет преобразована в платную дорогу, то по аналогии с другими подобными проектами стоимость оценивают на уровне 60 рублей.

Влиятельная фигура

63-летний Ротенберг в детстве занимался дзюдо в одной секции с Владимиром Путиным. Окончил Ленинградский институт физкультуры, работал тренером, в начале 1990-х годов выступал спарринг-партнером будущего президента на тренировках.

В настоящее время является владельцем или крупным акционером нескольких банков и компаний, занимающихся строительством и поставками нефтегазового оборудования.

В частности, структуры Ротенберга участвовали в сооружении наземной части газопровода «Северный поток», газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи и платной автодороги Москва-Петербург через Химкинский лес.

Личное состояние бизнесмена, по экспертным оценкам, составляет около миллиарда долларов.

20 марта 2014 года Ротенберг вместе с некоторыми другими российскими предпринимателями, считающимися близкими к Владимиру Путину, попал под санкции США в связи с событиями вокруг Крыма. 30 июля его включил в свой санкционный список Евросоюз.

23 сентября 2014 года итальянские власти наложили арест на его недвижимость на сумму около 30 миллионов евро.

8 октября Госдума приняла в первом чтении так называемый

«закон Ротенберга», согласно которому потери российских граждан от конфискации их зарубежной собственности могут возмещаться за счет государства.

Восстановленная канатка

Перед отступлением гитлеровцы разрушили канатную дорогу через пролив, и нашим инженерам пришлось возводить ее заново. Установка опор велась силами трех мостостроительных батальонов под командованием майора Загребы, капитанов Грабовского и Крутикова. В их распоряжении — два деревянных рыбачьих сейнера, одна баржа, речная моторная лодка да трофейный катер.

В одну из ночей над проливом засверкали синие огни электросварки. Фашисты переполошились и открыли ураганную артиллерийскую стрельбу. Наши батареи ответили с обоих берегов

О том, как это было, оставил воспоминания Захар Кондратьев:

«Море часто штормило. Волны сильно качали установленные на плотах дизель-молоты, не давали забивать сваи. Ветер дул в стрелы копров, как в паруса, и плот каждую минуту мог опрокинуться в море или разбиться о металлические опоры. Чтобы не смывало водой, солдаты привязывались веревками… Штормовое предупреждение обязывало всех капитанов катеров немедленно выходить в пролив, брать плоты и подводить их к берегу. Однажды сильный туман не дал возможности судну своевременно подойти к плоту и отбуксировать его в надежное место. Плот с людьми унесло в Азовское море. Их искали несколько дней. Спасли полуживыми…

В одну из ночей над проливом засверкали синие огни пяти электросварочных аппаратов. Фашисты переполошились и открыли ураганную артиллерийскую стрельбу. Наши батареи с обоих берегов обрушили на противника ответный удар. А вдоль стройки непрерывно курсировали катера и с наветренной стороны ставили дымовые завесы. Дым разъедал глаза солдатам, снижал видимость. Но приходилось мириться, приспосабливаться. В конце концов, даже во время штормов плоты перестали уводить к берегу, а привязывали их к опорам…»

Поход через два океана: Как воевал ледокол «Красин»

Восстановленная (а по сути построенная заново) подвесная дорога использовалась для доставки боеприпасов на полуостров почти полгода, пока не пришел приказ ее демонтировать и передать войскам 4го Украинского фронта, ведущего наступление в Карпатах. Обратно «канатку» возвращать не стали.

К тому времени крымский и кавказский берега соединил настоящий мост.

Основные технические характеристики

  • Общая длина моста — 19 км (станет самым протяженным в России);
  • четырехполосная автомобильная трасса (по две полосы в каждом направлении) общей пропускной способностью до 40 тыс. автомобилей в сутки;
  • разрешенная скорость по трассе для автомобилей — 90 км/ч;
  • два железнодорожных пути с пропускной способностью до 47 пар поездов в сутки;
  • разрешенная скорость движения пассажирских поездов — 90 км/ч, грузовых — 80 км/ч;
  • пропускная способность — 14 млн пассажиров и 13 млн т грузов в год;
  • для судоходства предусмотрены арочные пролеты высотой 35 м.

Проект транспортного перехода также включает строительство железнодорожной и автомобильной инфраструктуры по обоим берегам Керченского пролива. Строится более 100 км автомобильных и железных дорог-подходов.

Железнодорожные подходы к мосту со стороны Краснодарского края и Крыма — это дороги протяженностью 40 и 17,5 км. Они будут введены в эксплуатацию в 2019 году, одновременно с железнодорожной частью перехода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector