Визуальные и приборные правила полетов
Содержание:
К Компас
Тут наверное все понятно, касательно зачем он нужен, однако следует обмолвиться, что помимо всем известного магнитного компаса в авиации используют еще и другие его разновидности. Вообще в авиации работает принцип «приборов много не бывает». Так что и с компасами та же история.
Знакомьтесь, радиокомпас использовал электромагнитные волны для навигации еще до того, как это стало мейнстримом. Принцип работы предельно прост радиомаяк на земле излучает сигнал, а приемник на самолете принимает и пеленгует его, то есть определяет направление, откуда он пришел. Таким образом, зная положение маяка, можно определить направление на него, от него, на север и вообще куда хочешь. А если маяков несколько, то и положение самого самолета, при этом делать это можно и автоматически без регистрации и СМС, если конечно система достаточно крутая.
Авиационный радиокомпас.
Помимо радиокомпаса существуют еще и гирокомпасы, а если говорить более широко, то инерциальная навигация. Принцип действия инерциальной навигации состоит в определении ускорений и угловых скоростей с помощью с помощью специально обученных акселерометров, гироскопов. То есть система инерциальной навигации, это круче, чем просто гирокомпас, это как компас Ultimate limited edition + 300 кабельных каналов и кешбек 3%. По данным от акселерометра и гирокомпаса можно вычислить текущую скорость, путь и положение самолета. Разумеется, точность этих, как и других систем иногда отставляет желать лучшего, поэтому они могут дублироваться, а также сравнивать свои показания с другими системами, что крайне положительно сказывается на надежности.
Лазерная инерциальная навигационная система ЛИНС-100РС
Ну и, конечно, куда уже без GPS/ГЛОНАСС по ним самолеты научились летать значительно раньше, чем они появились у тебя на смартфоне, и даже задолго до того как у тебя появился и сам смартфон.
Современные самолеты оснащены бортовыми компьютерами, которые очень значительно облегчают жизнь пилотам, в том числе в вопросах навигации, они могут визуализировать маршрут, оценивать показания различных систем и т д.
Визуализация маршрута на экране бортового компьютера.
Ну и, конечно, самый обычный магнитный компас. Авиационный магнитный компас, разумеется, это не обычный полевой компас который используют, скажем туристы. Но в целом основной принцип его работы такой же.
Магнитный авиационный компас.
Вот, наверное и все. Разумеется у современного лайнера еще полно других приборов, которые никак в этой статье не были упомянуты, но это и не Руководство по летной эксплуатации, а всего лишь небольшой ликбез. Возможно, теперь при взгляде на приборную панель самолета какие-то из них вам покажутся знакомыми, а может наоборот вы пилот Ту-154 с 154 летним стажем, давно уже установили все эти приборы себе на автомобиль и даже велосипед и знакомы с ними еще с рождения.
Так или иначе, спасибо, что дочитали да этого места.
Приземлились — что дальше
Три важных правила
- Не хлопайте при посадке, даже если люди вокруг это делают.
- Не вставайте с места, пока лампочка с изображением ремня безопасности не перестанет гореть. Да, некоторые начинают доставать свои сумки с полок сразу, как только самолёт касается земли. Это отстой и так делать нельзя.
- Даже когда самолёт перестал двигаться, а лампочка погасла, нет смысла вставать с места и толпиться в проходе. Вы не выйдете раньше, чем пассажиры, сидящие впереди. Дождитесь, пока люди не начнут свободно продвигаться к выходу. Да, многие пассажиры толпятся в надежде не пойми чего. Не делайте так.
Если летите стыковочным рейсом
Когда вы покупаете билет со стыковкой, это означает, что у вас будет 2 перелёта в одну сторону по одному билету. В нашем поиске такие билеты выглядят вот так:
Когда вы выйдете из самолёта, вам нужно будет пройти в транзитную зону. Там для вас уже не будет никаких новинок.
Если первый самолёт задержался и вы опоздали на второй — авиакомпания посадит вас на следующий рейс бесплатно.
Выбор критерия
Принцип полёта
- Принцип полёта — понятие определяющее категорию основных физических законов, принятых для описания движения заданного летающего объекта, в заданных условиях полёта.
Принцип полёта определяется тем, каким образом и за счёт чего создаётся подъёмная сила. В настоящее время техническое значение имеют следующие принципы полёта, в которых подъёмная сила определяется:
- аэростатический — Архимедовой силой, равной силе тяжести вытесненной телом массы воздуха;
- аэродинамический — подъёмная сила создаётся через силовое взаимодействие движущегося сквозь воздушную среду летательного аппарата. Таким образом, сила тяжести преодолевается благодаря аэродинамической силе, как силе реакции на отбрасывание вниз части воздуха, обтекающего несущие поверхности летательного аппарата.
- инерционный — силой инерции летящего тела за счёт начального запаса скорости или высоты, поэтому такой полет называют также пассивным;
- ракетодинамический — реактивной силой за счёт отбрасывания части массы летящего тела. В соответствии с законом сохранения импульса системы возникает движение при отделении от тела с какой-либо скоростью некоторой части его массы;
- В безвоздушном пространстве летательный аппарат может совершать инерциальный полёт или на других физических принципах (например, с помощью солнечного паруса, на площадь которого оказывает давление звёздный ветер, либо получением ускорения после витка между относительно массивными планетами, выполнив гравитационный манёвр (см. Вояджер-2).
Почему больше нет сверхзвуковых пассажирских самолетов
ТУ-144 хоть и был во многом лучше Конкорда, но он очень быстро ”отсеялся”. Про это я расскажу в отдельной статье. Проект Boeing по организации сверхзвуковых пассажирских перевозок так и не достиг своей реализации. Конкорд просто стал никому не нужен.
Boeing тоже пыталась, но не смогла.
На самом деле, спрос на него может и был бы, но авиакомпании все больше теряли терпение от того, сколько денег они тратили на перевозки, часто просто не окупая их. В итоге, к окончанию истории самого известного пассажирского сверхзвукового самолета привело трагическое обстоятельство.
Крушение Конкорда в 2000 году
Единственная на сегодняшний день (маловероятно, что они снова начнут летать) авария Конкорда произошла 25 июля 2000 года — 20 лет назад. В результате инцидента самолет загорелся и упал на отель, который находился рядом с аэропортом.
Так выглядела единственная катастрофа Конкорда.
Следствие установило, что авария произошла из-за куска колеса, который остался на полосе после взлета DC-10. Этот кусок пробил крыло Конкорда, которые шел на взлет и в результате этого вспыхнул пожар, самолет ”потерял” два двигателя и уже не мог обеспечить себе достаточной тяги во взлетном режиме. Хотя, она бы все равно не спасла, учитывая возгорание.
В результате крушения погибло 100 пассажиров, 9 членов экипажа и 4 человека на земле. Авария еще больше подкосила и без того туманное будущее самолета и к 2003 году эксплуатация этого воздушного судна окончательно прекратилась.
Можно ли совершать перелет при повышенной температуре взрослому и ребенку?
В первую очередь стоит определиться со степенью жара. Если температура не превышает 38 градусов, то можно спокойно садиться в самолет. В противном случае, когда температура достигает 39 градусов и выше, лучше всего от поездки отказаться. Ведь такая высокая температура может свидетельствовать о наличии серьезной болезни, среди которых:
- воспаление червеобразного отростка (аппендицит);
- пневмония;
- менингит;
- холецистит.
Такие недуги требуют немедленного профессионального лечения и помещения в стационар, ведь они могут привести к серьезным последствиям вплоть до летального исхода. Перелет может значительно усугубить течение таких заболеваний. Поэтому садиться в самолет с температурой около 39 градусов можно только на свой страх и риск.
Большую роль играет возраст. После 40 лет нужно аккуратно относиться к перелетам, не говоря уже о том, чтобы лететь с температурой. Если же речь идет о ребенке, то верным решением будет перенос рейса на другое число. Детский организм очень чувствителен, и даже температура в 38 градусов может пагубно отразиться на его здоровье.
Как возникает подъемная сила?
Как возникает подъемная сила?
Крыло современных самолетов является статичной конструкцией и само по себе не может самостоятельно создавать подъемную силу. Возможность поднять многотонную машину в воздух возникает только после поступательного движения (разгона) летательного аппарата с помощью силовой установки. В этом случае крыло, поставленное под острым углом к направлению воздушного потока, создает различное давление: над железной пластиной оно будет меньше, а снизу изделия – больше. Именно разность давлений приводит к возникновению аэродинамической силы, способствующей набору высоты.
Подъемная сила самолетов состоит из следующих факторов:
- Угла атаки
- Несимметричного профиля крыла
Наклон металлической пластины (крыла) к воздушному потоку принято называть углом атаки. Обычно при подъеме самолета упомянутое значение не превышает 3-5°, чего достаточно для взлета большинства моделей самолетов. Дело в том, что конструкция крыльев с момента создания первого летательного аппарата претерпела серьезные изменения и сегодня представляет собой несимметричный профиль с более выпуклым верхним листом металла. Нижний лист изделия характеризуется ровной поверхностью для практически беспрепятственного прохождения воздушных потоков.
Схематично процесс образования подъемной силы выглядит так: верхним струйкам воздуха нужно пройти больший путь (из-за выпуклой формы крыла), чем нижним, при этом количество воздуха за пластиной должно остаться одинаковым. В результате верхние струйки будут двигаться быстрее, создавая согласно уравнению Бернулли область пониженного давления. Непосредственно различие в давлении над и под крылом вкупе с работой двигателей помогает самолету набрать требуемую высоту. Следует помнить, что значение угла атаки не должно превышать критической отметки, иначе подъемная сила упадет.
На что обращать внимание
Смотрите на наличие в городе или регионе аэропорта. Простой пример с Биробиджаном: въезд столицу Еврейской автономной области закрыли с 1 апреля из-за режима самоизоляции в связи с Covid-19. Но аэропорт в Биробиджане давно уже не работает.
Также если вы увидите информацию о закрытии города, в котором всё-таки есть аэропорт, и вы уже собрались туда лететь, читайте такую информацию очень внимательно. Опять-таки пример с Биробиджаном: въезд и выезд закрыли только для автомобилей. Получается, если бы даже там был аэропорт, скорее всего, рейсы сохранились. Читайте подобные новости об ограничениях не между строк, а буквально вдумываясь в каждое слово
Сейчас это очень важно
Не забывайте и про табло вылетов и прилётов. Они всегда доступны онлайн. Если собираетесь лететь в другой город, следите за информацией именно на табло. Как правило, это самый быстрый способ узнать об отмене или переносе рейса. Для этого зайдите на сайт аэропорта в городе вылета и на сайт аэропорта в городе прибытия, чтобы сравнить данные.
Сдвиг ветра и его влияние на полёты
Сдвиг ветра является показателем, характеризующим изменение его скорости и направления между определёнными двумя точками воздушного пространства. Он может быть вертикальным или горизонтальным. Вертикальный сдвиг бывает попутным, встречным или боковым. Изменение скорости и направления ветра может вызвать помехи в полёте, болтанку, а иногда даже привести к аварийной ситуации при снижении.
Причины возникновения сдвига ветра
Вертикальный сдвиг способен повлиять на точность приземления авиалайнера, совершающего посадку. Пилоту необходимо противодействовать метеоусловиям, чтобы приземлиться в заданной точке ВПП. Опасность такого явления в том, что снижаясь, лайнер переходит из верхнего слоя с одним значением ветра в нижний слой с другим показателем. При этом меняется и скорость самолёта, а это, в свою очередь, приводит к отклонению от траектории снижения и неточной посадке.
Сдвиг оказывает влияние на полёты. Пилоту необходимо как можно раньше его выявить и увеличить мощность двигателя. Это явление не менее опасно, если самолёт снижается по предпосадочной прямой. Чем выше скорость снижения лайнера, тем сильнее на него воздействует сдвиг ветра. Одинаковый показатель этого явления по-разному влияет на разные типы самолётов, имеющие различную посадочную массу.
Хотя даже меньшие величины представляют серьёзную опасность для лайнеров, совершающих приземление. Сдвиг ветра 0,5 м/с в сочетании с сильными ветряными порывами может привести к проблемам для экипажа судна в момент посадки. Пилоту необходимо будет частично изменить траекторию своего снижения, чтобы уменьшить неблагоприятное воздействие ветряного сдвига.
Высота
Высота полета самолета различается в зависимости от типа, модели самолета, его размера, наличия определенного оборудования и функций. Небольшие самолеты гражданской авиации и некоторые реактивные небольшие самолеты летают не выше 6000 метров. Большие и высокоскоростные авиалайнеры летают в верхних слоях на высоте 7000-13000 метров. Маленькие легкомоторные самолеты обычно не поднимаются выше 2000 м.
Для коммерческих пассажирских самолетов идеальная высота 10-12 км. На этой высоте почти нет вертикального воздушного потока. Именно на этой высоте самолет летит плавно благодаря небольшой плотности воздуха, небольшому сопротивлению воздуха. Также на этой высоте достигается максимальная экономия топлива на большой скорости. Именно на этой высоте пассажирские авиалайнеры летят на большой скорости.
Некоторые пассажирские бизнес-джеты летают выше: обычно их полет проходит на высоте 15000 метров. Это необходимо для максимальной экономии топлива. Обычно бизнес-джеты из-за своих размеров не могут похвастаться огромным запасом топлива. В итоге для максимальной дальности полета некоторые современные модели бизнес-джетов поднимаются на высоту 15 км.
Что касаемо военных сверхзвуковых самолетов, то, чтобы уменьшить расход топлива, военные летчики поднимают некоторые самолеты на высоту 13500-18000 метров или выше. Это необходимо для максимального снижения сопротивления воздуха.
Рекорд же высоты полета принадлежит американскому испытательному гиперзвуковому военному самолету North American X-15, который может подниматься на высоту 108 000 метров.
Вот крейсерские высоты и практические потолки нескольких распространенных моделей самолетов (Боинг в качестве примера):
Крейсерская высота самолетов Боинг
Боинг 737-100 – 10 670 метров
Боинг 737NG – 12500 метров
Боинг 747 – 10670 метров
Боинг 747-800 – 13100 метров
Боинг 777 – 11000 метров
Боинг 777-200 – 13140 метров