Автомобиль «хорьх»: история известной марки
Содержание:
- Аугуст Хорьх
- Первая компания Horch
- Модельный ряд (легковые автомобили)
- Horch модель «18/22 PS»
- Audi как альтернатива Horch
- Модернизация Править
- Упадок популярности компании Horch
- Вторая компания Horch
- Путь к успеху
- Эксплуатация Править
- Об автомобиле Править
- «Horch» — это вовсе не «Audi»
- Абсолютная монархия
- Ошибки молодости
- «Horch тип 600» 1932 г
- Аугуст Хорьх
- Основание компании
- Техническая начинка Править
- Четыре кольца – четыре бренда
- История
Аугуст Хорьх
Квалификацию инженера Хорьх получил после завершения обучения в техническом университете города Миттвайд в Саксонии. Молодой специалист приобрёл немалый
опыт в автомобилестроительной отрасли, работая на предприятии Карла Бенца. Ему посчастливилось трудиться в отделе машиностроения в г. Мангейме.
Аугуст Хорьх
Соответствующее образование, полученный опыт, природный талант и желание творить позволили Аугусту Хорьху открыть собственную компанию. Компания прошла
регистрацию в Кёльне 14.11.1899. Спустя несколько лет (10.05.1904) фирма перегистрировалась в Цвиккау. С это дня она стала именоваться иначе: «August Horch
Automobilwerke GmbH». Из компании собственного имени Хорьху пришлось уйти в связи с неразрешимыми разногласиями между ним и акционерами. Новую компанию
Аугуст назвал «Audi».
По сути, обе его компании назывались одинаково. Для немцев слово «Horch!» означало призыв: «Послушай!». В переводе с латыни «Audi» звучало точно так же.
Первая компания Horch
Первую автомобильную компанию Аугуст основал в Кельне в 1901 году. Назвал её «Horch», по своей фамилии. Через два месяца сложились неблагоприятные обстоятельства, не хватило денег на развитие проекта. Из-за чего он был вынужден через год переехать в Рейхенбах. Затем, по той же причине, через 2 года компания переехала в Цвиккау. Все причины этих переездов были финансовые.В 1901 году Хорьх создал прототип своего первого четырёхцилиндрового автомобиля. Уже через два года, в 1903-м, он запустил его в серийное производство. А в 1907-м году увидела свет первая серийная модель с шестицилиндровым двигателем.Автомобили Хорьха оказались более технологически продуманными по сравнению с лидерами серийного автомобилестроения того времени — автомобилями марок Benz и Mercedes.Но финансовые проблемы вынудили Аугуста преобразовать свою компанию в закрытое акционерное общество. Целью было привлечение дополнительного финансирования для развития производства.
Модельный ряд (легковые автомобили)
Тип | Годы выпуска | Тип двигателя, к-во цилиндров | Рабочий объём | Мощность | Макс. скорость, км/ч |
---|---|---|---|---|---|
4-15 PS | 1900-1903 | рядный, 2 | 2.9-3.7 кВт (4-5 л.с.) | 60 | |
10-16 PS | 1902-1904 | рядный, 2 | 7.4-8.8 кВт (10-12 л.с.) | 62 | |
22-30 PS | 1903 | рядный, 4 | 2,725 см³ | 16.2-18.4 кВт (22-25 л.с.) | |
14-20 PS | 1905-1910 | рядный, 4 | 2,270 см³ | 10.3-12.5 кВт (14-17 л.с.) | |
18/25 PS | 1904-1909 | рядный, 4 | 2,725 см³ | 16.2 кВт (22 л.с.) | |
23/50 PS | 1905-1910 | рядный, 4 | 5,800 см³ | 29 кВт (40 л.с.) | 100 |
26/65 PS | 1907-1910 | рядный, 6 | 7,800 см³ | 44 кВт (60 л.с.) | 120 |
25/60 PS | 1909-1914 | рядный, 4 | 6.395 см³ | 40 кВт (55 л.с.) | 110 |
10/30 PS | 1910-1911 | рядный, 4 | 2,660 см³ | 18.4 кВт (25 л.с.) | |
K (12/30 PS) | 1910-1911 | рядный, 4 | 3,177 см³ | 20.6 кВт (28 л.с.) | 75 |
15/30 PS | 1910-1914 | рядный, 4 | 2,608 см³ | 22 кВт (30 л.с.) | 80 |
H (17/45 PS) | 1910-1919 | рядный, 4 | 4,240 см³ | 33 кВт (45 л.с.) | |
6/18 PS | 1911-1920 | рядный, 4 | 1,588 см³ | 13.2 кВт (18 л.с.) | |
8/24 PS | 1911-1922 | рядный, 4 | 2,080 см³ | 17.6 кВт (23 л.с.) | 70 |
O (14/40 PS) | 1912-1922 | рядный, 4 | 3,560 см³ | 29 кВт (40 л.с.) | 90 |
Pony (5/14 PS) | 1914 | рядный, 4 | 1,300 см³ | 11 кВт (15 л.с.) | |
25/60 PS | 1914-1920 | рядный, 4 | 6,395 см³ | 44 кВт (60 л.с.) | 110 |
18/50 PS | 1914-1922 | рядный, 4 | 4,710 см³ | 40 кВт (55 л.с.) | 100 |
S (33/80 PS) | 1914-1922 | рядный, 4 | 8,494 см³ | 59 кВт (80 л.с.) | |
10 M 20 (10/35 PS) | 1922-1924 | рядный, 4 | 2,612 см³ | 25.7 кВт (34 л.с.) | 80 |
10 M 25 (10/50 PS) | 1924-1926 | рядный, 4 | 2,612 см³ | 37 кВт (50 л.с.) | 95 |
8 Typ 303/304 (12/60 PS) | 1926-1927 | рядный, 8 | 3,132 см³ | 44 кВт (60 л.с.) | 100 |
8 Typ 305/306 (13/65 PS) | 1927-1928 | рядный, 8 | 3,378 см³ | 48 кВт (65 л.с.) | 100 |
8 Typ 350/375/400/405 (16/80 PS) | 1928-1931 | рядный, 8 | 3,950 см³ | 59 кВт (80 л.с.) | 100 |
8 3 ltr. Typ 430 | 1931-1932 | рядный, 8 | 3,009-3,137 см³ | 48 кВт (65 л.с.) | 100 |
8 4 ltr. Typ 410/440/710 | 1931-1933 | рядный, 8 | 4,014 см³ | 59 кВт (80 л.с.) | 100-110 |
8 4,5 ltr. Typ 420/450/470/720/750/750B | 1931-1935 | рядный, 8 | 4,517 см³ | 66 кВт (90 л.с.) | 115 |
8 5 ltr. Typ 480/500/500A/500B/780/780B | 1931-1935 | рядный, 8 | 4,944 см³ | 74 кВт (100 л.с.) | 120 |
12 6 ltr. Typ 600/670 | 1931-1934 | V12 | 6,021 см³ | 88 кВт (120 л.с.) | 130-140 |
830 | 1933-1934 | V8 | 3,004 см³ | 51 кВт (70 л.с.) | 110-115 |
830B | 1935 | V8 | 3,250 см³ | 52 кВт (72 л.с.) | 115 |
830Bk | 1935-1936 | V8 | 3,517 см³ | 55 кВт (75 л.с.) | 115-120 |
850/853 | 1935-1937 | рядный, 8 | 4,944 см³ | 74 кВт (100 л.с.) | 125-130 |
830BL/930V | 1937-1938 | V8 | 3,517 см³ | 60 кВт (82 л.с.) | 120-125 |
830BL/930V | 1938-1940 | V8 | 3,823 см³ | 67.6 кВт (92 л.с.) | 125-130 |
851/853/855/951/951A/853A/ | 1937-1940 | рядный, 8 | 4,944 см³ | 90 кВт (120 л.с.) | 125-140 |
Horch модель «18/22 PS»
Модель была оснащена четырехцилиндровым двигателем. Одной из конструктивных новинок была бесшумная коробка передач. Убранное в кожух сцепление находилось между коробкой передач и двигателем. Новинкой был и карданный вал между ведущей задней осью и КП. Победа 18/22 PS на Херкимеровых гонках 1906-го принесла фирме помимо спортивной славы большое число заказов.
Правда, третьи Херкимеровы гонки не были столь удачными, у акционеров возникли претензии к Хорху. Летом 1909 г. он оставил предприятие и создает в Цвиккау завод по выпуску автомобилей под названием Audi, что являлось латинским переводом его имени. В 1926 г. на автосалоне в Берлине был представлен тип 303, открывший целую династию автомобилей Хорха, оснащенных 8-ми-цилиндровыми двигателями. Он стал первым серийно выпускаемым автомобилем в Германии с восьмицилиндровым двигателем, конструктором которого являлся Пауль Даймлер. Всего в 30-е годы автозавод Хорха выпустил их более 30 тыс. экземпляров.
Audi как альтернатива Horch
1910 год стал годом рождения Audi, нового названия, которое сейчас знает весь мир. Хорьх переименовывал свою компанию в «Audi Automobilwerke GmbH» (Производство автомобилей Ауди)
Слово «Audi» является переводом с немецкого на латинский его фамилии Horch — «Внимание».Некоторые думают, что AUDI это аббревиатура. Но это латинское слово, его перевод «Внимание», по-немецки «Horch» тоже «Внимание»
Однокоренные слова с латинской основой — «аудитория» или «аудит».В августе 1928 датский инженер Йорган Расмуссен из DKW приобрёл контрольный пакет акций в Audi-Werke. В июне 1932 им были объединены производственные мощности Audi, DKW, Horch и Wanderer. Новую компанию называли Auto Union AG — Союз Автопроизводителей Германии.Логотип новой компании представлял из себя четыре пересекающихся кольца. Каждое кольцо символизировало каждую из четырёх входящих в союз компаний. Этот логотип, затем упрощённый до четырёх колец, и стал логотипом Audi в настоящее время.Закат
В новой компании Auto Union Аугуст Хорьх стал членом наблюдательного совета директоров.Наследие
Начиная с середины прошлого века и до настоящего времени Ауди известна как производитель технологически передовых «суперавтомобилей», которые высоко ценятся во всём мире. И это больше, чем Аугуст Хорьх мог бы предположить.Он являлся почётным гражданином Цвиккау и почетным профессором в Брауншвейгском Техническом Университете до смерти в 1951 году. В 1937 была издана его автобиография под названием «Ich Baute Autos» («Я делал автомобили»).
Многогранная, насыщенная событиями история известной автомобильной марки «Хорьх» уходит корнями в 19 век. 14 ноября 1899 года талантливый немецкий инженер Аугуст Хорьх основал в Кельне собственную компанию по производству транспортных средств Horch & Cie. Motorwagen Werke. Спустя год свет увидел марки «Хорьх», отличающийся конструкторскими инновациями. Впоследствии Аугуст Хорьх стал одним из первых прославившихся автомобильных конструкторов в мире.
Модернизация Править
При модернизации модели в 1940 году решили отказаться от вспомогательных колес. Опыт эксплуатации автомобиля показал, что армии необходима более просторная машина. Так появился модернизированный вариант Horch 901 Typ 40. Избавившись от третьей пары навесных колес, появилась возможность расширить кузов. Запаску оставили только одну — закрепленную в салоне с левой стороны. Последнее диктовалось уже экономией резины, поскольку Германия во время войны постоянно испытывала дефицит каучука. Теперь в салоне могли разместиться продольно в ряд сразу три бойца, что повысило общую вместимость автомобиля до восьми человек.
Кроме того, была изменена форма самих дверей, благодаря чему, в салон стало проще забираться — важный фактор в условиях боевых действий. Модернизация коснулась также и силовой установки — под капотом установили более мощный мотор объемом 3.8 литра, развивавший мощность 90 л.с. при 3600 об./мин. С ним тяжелый автомобиль мог разгоняться до 95 км/ч. Также Typ 40 получил 12-вольтовое электрооборудование.
Всего до 1943 года было изготовлено около 31 тыс. автомобилей серии «901» и «MPI» различных модификаций, из них на долю «Хорьха» пришлось чуть менее 15 тысяч. После войны они исчезли довольно быстро – сказались сложность конструкции, отсутствие запчастей и должного ухода. Тем не менее. это были вторые по распространенности легковые немецкие армейские автомобили после VW-82.
Упадок популярности компании Horch
Интересно что Хорьх 853 по каталогам выпускался с 1936 года… Это предсерийная модель 1935 года. По разным данным Хорьх-853 было сделано около 600-1200 штук.
Концерн Auto Union AG имел эмблему в виде четырех соединенных вместе кругов. Это символизировало объединение всех типов автомобилей — автомобиль Horch
класса люкс, большой и представительный Audi, автомобили «Wanderer» среднего размера и совсем небольшой «DKW». Имя Хорх перестало быть известным в 1957 году. В этом году предприятие, которое еще в 1947 году было национализировано, получило название Sachsenring Kaft Pahrzeug und Motorenwerk Zwickau /Sa. Выпуск автомашины Horch P2M был прекращен в 1958 году. Это был первый немецкий многоцелевой автомобиль, который приняла на вооружение народная армия ГДР. В 50-х годах в ГДР несколько увеличился воинский контингент Советского Союза. Это привело к тому, что увеличилась потребность в автомобилях. В рамках СЭВ в ГДР поставлялись автомобили советского производства. Но у вооруженных сил ГДР потребность в автомобилях постоянно увеличивалась. Кроме того, те автомобили, которые поставлялись из СССР, стали устаревать. Национальная промышленность Германии постепенно возрождалась, потенциал ее повышался. ГДР была уже в состоянии самостоятельно удовлетворить потребность своих вооруженных сил в автомобилях. Все это привело к тому, что разработчики вспомнили о чертежах предыдущих автомобилей фирмы Хорх и обратились к ним. В результате работы с этой документацией появился на свет автомобиль, называвшийся «Р3» с колесной формулой 4х4. Изначально этот автомобиль предназначался для пограничных войск ГДР и народной армии. Основная часть автомобилей, выходивших с заводов, отправлялась именно туда. Кроме того, автомобили использовались в лесном хозяйстве страны, пожарной охраной и народной милицией. Большинство заводов ГДР были переведены на производство советских военных внедорожников. В 1966 году производство Р3 было прекращено. За все время было выпущено около 3000 автомобилей.
Вторая компания Horch
Созданную компанию он назвал «Horch Automobil-Werke GmbH
» («Производство автомобилей Хорьха»). Логотип компании выглядел как «HoRcH». Но она стала прямым конкурентом покинутой им компании. Они затеяли судебные разбирательства о правомерности использования его фамилии в названии марки, но ранее зарегистрированной.После судебного разбирательства, инициированного со стороны первой компании, суд обязал Аугуста изменить название своей новой компании и постановил, что «Horch»
является зарегистрированной торговой маркой, которая принадлежит предыдущим партнёрам, в следствии чего Аугуст Хорьх более не имеет право использовать «Horch»
в названии своей компании.
Путь к успеху
От заказчиков на новый автомобиль «Хорьх» с двигателем мощностью 10-12 л. с. и бесшумной коробкой не было отбоя. Штат сотрудников вырос до девяноста человек. К работе над двигателем был привлечен талантливый инженер Фриц Зайдель. В прежних рамках компании стало тесно, и в 1902 году производство было перемещено в Райхенбах, а через два года в Цвиккау (Саксония), где компания была преобразована в акционерное общество с внушительным на то время уставным капиталом в 140 тысяч марок.
Первая модель, выпущенная новым производством, отличалась большим количеством конструктивных новинок. На ней была установлена новая коробка передач, работающая бесшумно, с шестернями из высоколегированной хромоникелевой стали. Сцепление располагалось между коробкой передач и двигателем. Крутящий момент на заднюю ведущую ось передавался при помощи карданной передачи. В 1906 году автомобиль «Хорьх» впервые одержал победу на автогонках, что принесло фирме еще большую популярность и еще больше заказов. В том же году новые модели Horch начали выставляться в Берлинском и Парижском автосалонах. Через год была представлена роскошная модель с шестицилиндровым восьмилитровым двигателем мощностью 60 л. с., первым обладателем которой стал султан индонезийского острова Ява.
Эксплуатация Править
Horch 901 и «его близнецы» являлись одними из самых популярных германских внедорожников времен Второй Мировой войны. Они участвовали во всех кампаниях Вермахта с самого начала военных действий Германии и до ее капитуляции. Автомобиль выпускался в различных модификациях и имел очень широкую сферу применения: транспортировка орудий, разведка, перевозка раненых, использовался также как носитель тяжелых пулеметов и радиостанций…
В зависимости от назначения различные модификации «901-х» имели некоторые отличия, порой даже заметные, как в конструкции кузова, так и в трансмиссии. Итак, в соответствии с автомобильной классификацией Вермахта, Horch-901 поставлялся для армии в следующих вариантах: Kfz.12 – исполнение с тентованным кузовом без дверей – использовался как многоцелевой тягач; Kfz.15 и Kfz.16 – тентованные варианты с дверями (со съемными стеклами) – использовались для разведки; Kfz.17 – полевая радиостанция, прокладчик телефонных линий, саперная, санитарная. В зависимости от исполнения и года выпуска автомобили Horch-901 имели полезную нагрузку 600-980 кг и полную массу 3300-3680 кг.
В 1940-1942 годах на базе модернизированных «901-х» (Horch-901 Typ 40) была собрана партия из 50 элитных 5-местных полноприводных штабных, представительских или парадных автомобилей «Тип 40 Кабриолет» или Kfz.21 для высших военных чинов. Внешне они почти не отличались от обычных гражданских престижных кабриолетов с открытыми 4- дверными кузовами, но их военное предназначение выдавали высокая посадка, 18-дюймовые вездеходные шины, светомаскировочные фары, специальные звуковые сигналы, запасные канистры на подножках, дополнительные багажники, сцепные крюки для буксировки прицепов или орудий.
Horch 901 Typ 40 Cabriolet (Kfz 21)
Об автомобиле Править
В середине 1930-х руководство Вермахта создало концепцию оснащения армии тремя типами полноприводных автомобилей — легким, средним и тяжелым. Они должны были унифицироваться и производиться сразу несколькими автозаводами. Так возникла своеобразная школа конструирования военных внедорожников, которую иногда называют немецкой. Концепция предполагала конструировать все модели армейских вездеходов по одной схеме: в основе — лонжеронная рама, обе подвески — независимые, обязательное наличие блокируемого межосевого дифференциала, ширина передней и задней колеи одинаковая, кузов простых форм с тентованным верхом. Силовой агрегат каждой производителю разрешалось использовать свой, унифицированный с легковыми и грузовыми моделями.
К концу 1930-х годов фирма Horch, с 1932 года входящая в концерн Auto Union, имела немалый опыт создания военных машин, поэтому назначение ее головным разработчиком среднего и тяжелого семейств внедорожников было вполне логичным шагом. Приняв за основу свои первые опытные полноприводные штабные машины моделей «740» и «770» образца 1932-1934 годов, фирма представила в 1937 году свой первый образец нового среднего семейства и быстро приступила к его производству. Новая машина получила индекс «901».
Horch 901 (Kfz.15) ‘1937–40
Auto UnionHorchWandererHorchWanderer
«Horch» — это вовсе не «Audi»
Неосведомлённые жители Советского Союза ошибочно полагали, что «Horch» и «Audi» — одна и та же фирма. Просто раньше она носила одно название, а позже
переименовалась.
Аналогичная информация поступала из специализированных СМИ. Подобное заблуждение распространяли журналисты в публикациях на протяжении нескольких десятков
лет.
Каждый член «Автомобильного союза» («Auto Union») устанавливал на своих изделиях эмблему единства – 4 кольца, поверх которых значилась надпись концерна —
«Auto Union».
В послевоенные годы четвёрка распалась и постепенно три компании прекратили существование. «Выжила» лишь «Ауди». Оставшись в одиночестве, она не стала
менять эмблему, разумно полагая, что её собственная в виде единички, давно забыта, а «кольца» узнаваемы и почитаемы. Так «Ауди» получила в наследство
раскрученный бренд, с которого осталось убрать лишь верхнюю часть – название «Auto Union», что ею и было сделано.
Абсолютная монархия
Флагман фирмы Horch да и всего могущественного в те годы концерна Auto Union, куда входили также фирмы Audi, DKW и Wanderer, стал культовым автомобилем на родине еще в 1930‑х. В 1937 году, когда 5-литровый двигатель форсировали до 120 л.с., фирма с помпой отметила выпуск 25‑тысячного автомобиля Horch с восьмицилиндровым двигателем. По этому показателю завод занимал в то время первое место в Европе. В центре по-имперски пышных торжеств по этому поводу (такие мероприятия в рейхе особенно любили и организовывали со смаком) находился именно кабриолет модели 853.
Владельцами машин становились не только богатые, но и знаменитые. Такой Horch был, например, у пилота заводской команды Auto Union итальянца Акилле Варци. А для лидера гоночной команды и любимца немецкой публики Бернда Роземайера и вовсе сделали в единственном экземпляре специальный автомобиль с кузовом купе. На кабриолете Horch 853 в конце 1930‑х ездил и почетный директор завода — сам Август Хорьх, основатель фирмы, переживший некогда период сложных с ней отношений, но к тому времени — член наблюдательного совета концерна Auto Union.
В передней стойке — флажок указателей поворотов.
Horch 853 предоставлял полноценный комфорт и для задних пассажиров.
Наверное, ни один трофейный автомобиль из тех, что попали в СССР, не оброс таким множеством мифов, как Horch 853. Чего только про него не рассказывали и не писали! Чуть ли не каждая вторая машина обязательно принадлежала кому-нибудь из верхушки Третьего рейха (особенно «повезло» Герингу), в крайнем случае — некоему прославленному советскому маршалу. Советские маршалы и генералы в Хорьхах после войны действительно поездили, но недолго — вскоре пересели на отечественные автомобили. Сохранились кинокадры: на одну из послевоенных московских строек на заднем «диване» Хорьха‑853 приезжает академик Алексей Щусев, знаменитый архитектор.
По современным меркам багажник невелик, и при необходимости дополнительный багаж крепили на кронштейнах.
Что касается верхушки Третьего рейха, официальными, парадными автомобилями фашистской Германии были Мерседесы. Однако в Хорьхах высокие военачальники тоже иногда ездили, а среди них, судя по сохранившимся фото, и Геринг. У него, страстного любителя роскоши, в собственности было несколько эксклюзивных автомобилей, - в том числе Horch 853, но со специальным, заказным кузовом работы ателье Erdmann & Rossi. Таких машин сделали всего пять, первую — именно для рейхсмаршала.
Но, в конце концов, все эти истории, правдоподобные или совсем мифические, лишь пена! Horch 853, шедевр 1930‑х, прекрасен и без них. И если бы в автомобильном мире был титул абсолютного монарха, его, вероятно, стоило бы присвоить этому автомобилю.
По крайней мере, он — один из главных претендентов.
ХОРЬХ, КОТОРЫЙ АВГУСТ
Август Хорьх
Август Хорьх (1868–1951) — инженер по образованию, работал на литейных и судостроительных предприятиях, затем в фирме Карла Бенца. В 1900 году основал в Цвиккау собственную автомобилестроительную компанию. В 1909‑м из-за разногласий с главными акционерами вынужден был покинуть ее. Вскоре там же, в Цвиккау, появилась новая фирма — Audi, еще одно детище Августа Хорьха (audi — латинский аналог немецкого глагола hören, по-русски — «слушать, прислушиваться»; нем. horch! — чу!).
Со времен Первой мировой войны Хорьх, у которого вновь возникли сложные отношения с акционерами, конструированием не занимался. Зато занимал ряд почетных должностей в государственных и окологосударственных структурах. После создания в 1932‑м концерна Auto Union Хорьх вошел в его наблюдательный совет, а позднее стал почетным директором завода Horch. С 1942‑го Хорьх — вице-президент концерна. В 1949‑м он стал почетным гостем на церемонии возрождения фирмы Auto Union (позднее — Audi) в Баварии.
Ошибки молодости
Теперь-то Horch 853 по праву числят культовым и легендарным. А ведь восемь десятилетий назад его карьера началась совсем не гладко.
Первый выставочный образец кабриолета Horch 853 (первоначально его назвали 850 Sport Cabriolet) c шасси номер 853/001 доделали всего за пару дней до открытия Берлинского автосалона — 11 февраля 1935 года. При этом второй автомобиль еще продолжали тестировать и даже повредили на трассе «Нюрбургринг».
На каждое колесо — отдельный встроенный гидравлический домкрат.
Под алюминиевым капотом — огромная рядная «восьмерка».
Horch 853 стал звездой автосалона. Огромный, но элегантный, величественный, но изящный, мощный и быстрый, комфортабельный кабриолет богатые покупатели приняли с энтузиазмом. И вскоре… разочаровались. В передней подвеске новых машин появлялись вибрации, поведение Хорьха в поворотах оказалось очень неуверенным, а шины быстро изнашивались. Заводу пришлось даже приостановить сборку флагманских кабриолетов и, по нынешней терминологии, отозвать уже проданные автомобили, чтобы доработать их за свой счет.
Но всё это никак не отразилось на репутации модели! Производство возобновили уже в 1936‑м, и спрос опять оказался высоким. А ведь за 14 900 рейхсмарок в 1937 году можно было купить, скажем, три вполне приличных седана Mercedes-Benz 170 V, штук шесть опелевских Кадетов или… один кабриолет Horch 853.
НА ПЛЕНЭР И НА ПОЖАР
Помимо стандартных заводских кабриолетов и родстеров существовали единичные образцы машин с редкими кузовами работы именитых немецких ателье.
Для основного пилота команды Auto Union Бернда Роземайера на шасси модели 853 построили купе с неофициальным именем Manuela — в единственном экземпляре. Несколько лет назад появилась реплика этого автомобиля.
На основе опытного образца с шасси номер 002, разбитого в 1935‑м на испытаниях, построили пожарный автомобиль, который многие годы служил на территории завода и сохранился до наших дней.
Очень редкий заказной родстер работы ателье Erdmann & Rossi 1939 года. Таких машин, по сохранившимся данным, сделали всего пять, одну — для Геринга.
«Horch тип 600» 1932 г
Эта модель, выпущенная в 1932 году, являлась наиболее успешным примером производственной программы Хорха. Автомобиль имел двенадцатицилиндровый V-образный двигатель, мощность которого составляла 120 л.с. при 3 тысячах об/мин. Наибольший интерес в модели представляли: смазка поршней при старте, которая регулировалась водителем, а также регулировка зазоров клапанов гидравлическая посредством давления масла.
В 1932 г. родился концерн Auto Union AG с эмблемой в виде 4-х соединенных между собой кругов, означающих объединение таких типов автомобилей, как небольшой «DKW», средний «Wanderer», люксовый Horch и большой Audi. «Хорх» занимал позицию в верхнем люксовом классе с емкостью двигателя больше 3 л. Автомобиль «951 А» — лучший представитель производственной программы 1938 года. Благодаря подобным моделям, автомобили марки «Хорх» имели репутацию элегантных, солидных и необыкновенно надежных. После войны, в 1947 г., предприятие было национализировано, в 1957 году компания была переименована.
Аугуст Хорьх
Будущий талантливый инженер и успешный предприниматель родился 12 октября 1868 года в городе Виннингене, в семье кузнеца. Семья Аугуста Хорьха не могла похвастаться достатком, а потому ему пришлось работать с 13 лет. Сменив несколько видов занятий, целеустремленный и неуживчивый Хорьх не вдохновился ни одним из них и в 1888 году решил поступать в Саксонское инженерное училище. Компенсируя недостаток знаний, настойчивый молодой человек успешно окончил учебное заведение и устроился работать сначала на литейный завод, а потом в проектный отдел судостроительной компании, где он впервые и столкнулся с двигателями внутреннего сгорания.
Его жизнь круто изменилась после того, как в 1896 году он попал на мотогонки. На то время это транспортное средство было чудом техники. Хорьх много расспрашивал механиков о мотоциклах и уже к вечеру принял решение написать письмо с подробной информацией о себе и просьбой о трудоустройстве в фирму Benz. Не ожидая быстрого ответа, Аугуст был приятно удивлен, когда в скором времени получил известие, что он принят и должен немедленно приступать к работе. 27-летний Хорьх был назначен помощником начальника в отдел двигателестроения, но уже через четыре месяца, благодаря усердию, был поставлен во главе производства автомобилей.
Основание компании
Карл Бенц был слишком консервативным для молодого амбициозного немца, и в 1899 году Аугуст Хорьх при финансовой поддержке одного состоятельного коммерсанта в пригороде Кельна Эренфельде открыл фирму Horch & Cie. Motorwagen Werke. На первых порах небольшая компания со штатом в 11 человек занималась исключительно ремонтом других автомобилей. Но уже через год после основания фирмы появился первый автомобиль «Хорьх» с двухцилиндровым двигателем мощностью 5 л. с. Начало истории по имени Horch было положено. В прессе еще обсуждали новый автомобиль, когда компания уже выпустила вторую модель — первый в Германии автомобиль с карданной передачей.
Техническая начинка Править
Независимая подвеска (!) 18-дюймовых колес была выполнена на двойных поперечных рычагах и пружинах, барабанные колесные тормоза диаметром 350 мм снабжались гидроприводом. Обе независимые подвески с рычагами и пружинами, примененные для наилучшего восприятия автомобилем неровностей грунта, вынудили конструкторов использовать карданные шарниры. Защита их (шарниров) от пыли и грязи возлагалась на специальные резиновые пыльники – гармошки, но в условиях бездорожья они очень часто рвались и терялись, что приводило к преждевременному выходу из строя карданов.
В подвеске Horch-901 использовалась сложная система централизованной смазки, состоявшая из большого количества масленок и медных трубок, при помощи которых масло поступало к нескольким десяткам точек подвески машины.
Интересной деталью автомобилей серии Horch-901 являлись два запасных вспомогательных вращающихся колеса, играющих роль опорных катков. Располагаясь в специальных полукруглых нишах, они помогали преодолевать сложный рельеф пересеченной местности, а также брустверы и окопы.
Четыре кольца – четыре бренда
Новаторский подход и постоянный поиск новых решений Аугуста Хорьха в конструировании автомобилей требовали постоянных финансовых вливаний. Это никак не радовало акционеров и приводило к постоянным разногласиям. Хорьх считал участие в автогонках лучшей рекламой для торговой марки. Автомобили компании становились постоянными участниками соревнований, причем конструктор нередко сам садился за руль.
Мир скоростей требует постоянных вложений и роста. Так, в 1906 году компания выпускает новую модель ZD. Немецкий автомобиль «Хорьх ZD» с 5,8-литровым двигателем и легким спортивным кузовом был специально собран для участия в престижных гонках Генриха Прусского. Неудачное выступление в соревнованиях привело к обострению и без того сложных отношений с акционерами, которые были крайне недовольны продажами предыдущей модели Horch Z. Упрямый конструктор отвергал любые предложенные компромиссы, всецело отстаивая свою точку зрения. В результате летом 1909 года под давлением акционеров Хорьх покинул основанную им компанию, но уже через месяц в том же Цвиккау он регистрирует новую фирму August Horch Automobilwerke GmbH.
Две фирмы почти с идентичным названием и практически на одной улице возмутили владельцев предыдущей компании. После судебного разбирательства, которое Хорьх проиграл, встал вопрос о новом названии. Во время дисскусии по этому поводу в доме своего друга сын хозяина, изучавший латынь, просто перевел Horch с немецкого на латынь. Так появилось название Audi, а впоследствии — и компания Audi Automobilwerke GmbH.
Знакомые сегодня четыре кольца AUDI появились значительно позже. Под влиянием экономического кризиса начала 30-х годов четыре компании решили объединиться в один концерн Auto Union AG. В объединение вошли Horch, Audi, Wanderer и DKW. Эмблема в виде четырех колец символизировала объединение этих четырех компаний и должна была присутствовать на всех автомобилях концерна. Horch и Audi производили автомобили класса люкс, Wanderer – средний класс, DKW – бюджетные и малолитражные автомобили. Существует ошибочное мнение, что автомобиль «Хорьх» — это то же, что и Audi, просто переименованный со временем. Дело в том, что через некоторое время трое из четырех представителей концерна перестали существовать. Осталась только Audi, которая и унаследовала эмблему.
История
Август Хорьх закончил Саксонский технический университет в Митвайде. Сначала он получил место в компании Карла Бенца в Мангейме (отдел моторостроения), а позже возглавил отдел конструирования автомобилей. Свою собственную фирму «Horch & Cie. Motorwagen Werke» Хорьх основал 14 ноября 1899 года в городе Кёльне
10 мая 1904 года в Цвиккау фирма была перерегистрирована под названием «August Horch & Cie. Motorwagenwerke AG».
В 1930—1940-х годах входила, вместе с другими немецкими фирмами Wanderer, Audi и DKW, в состав концерна Auto Union.
Многие люди на территории бывшего СССР ошибочно полагают, что Horch — старое название фирмы «Audi». Отечественные журналисты, даже специализированных изданий, несколько десятилетий тиражировали это заблуждение. Horch — не Audi и не «Ауто Унион», это одна из четырёх фирм (Horch, Wanderer, DKW, Audi), создавших ещё одну в 1932 году — Auto Union («Автомобильный союз»). Причём все четыре учредителя имели право (и должны были) носить знаменитые четыре кольца Auto Union, означавшие союз этих четырёх фирм. То есть каждое кольцо означало одну компанию. Audi — это всего лишь одно кольцо Auto Union.
В разное время после войны фирмы Horch, Wanderer и DKW прекратили своё существование, а фирма Audi отказалась от своей первоначальной эмблемы (единичка — значит «Первый»), но оставила себе разрекламированные четыре кольца концерна Auto Union, убрав надпись Auto Union с колец.
И Horch, и Audi последовательно основал один человек — Август Хорьх. Дело в том, что в 1910 году из-за финансово-правового конфликта с акционерами компании «August Horch Automobilwerke GmbH» сам Хорьх был вынужден уйти из фирмы, носящей его фамилию, и основать совершенно другую компанию — Audi.
В названиях двух автомобилестроительных компаний, основанных одним человеком, прослеживается игра слов: императив «Horch!» на простонародном немецком диалекте значит «Слушай!». Audi — то же самое по-латыни.
Во время Второй мировой войны компания «Horch» выпускала и военную автотехнику (офицерские и штабные автомобили, внедорожники, пожарные машины и др.).
В СССР автомобили Horch попали уже как трофеи (то есть захваченные во время войны) или в качестве репараций.
Многие известные люди Германии и СССР владели автомобилями фирмы Horch. Например, у маршала Советского Союза Г. К. Жукова было несколько подобных трофейных машин.
После войны
Основная статья: Заксенринг (предприятие)
После войны завод Horch в Цвиккау оказался в советской оккупационной зоне, а затем в ГДР. В 1948 году был построен опытный образец легкового автомобиля представительского класса с понтонным кузовом Horch 930S. Предприятие было национализировано и переименовано в Народное Предприятие «Хорьх Цвиккау» (VEB Horch Zwickau) и вошло в состав объединения производителей транспортных средств в ГДР (IFA). Основной задачей нового предприятия стало производство грузовых автомобилей. Ещё в 1947 году на заводе было налажено производство трёхтонного грузового автомобиля Horch H3, который был разработан на основе довоенного перспективного грузовика Auto Union A1500. В 1949 году началось производство трактора RS01 и нового грузовика H3A. К середине 50-х завод выпускал грузовики средней грузоподъёмности и армейские джипы. В 1953 году на предприятии вернулись к теме представительских легковых автомобилей. В 1956 году началось производство легкового автомобиля Horch P240. В мае 1958 года предприятие было переименовано в Народное Предприятие «Заксенринг» (VEB Sachsenring Automobilwerke), а все автомобили, выпускавшиеся заводом, были переименованы в «Заксенринг». Так марка Horch прекратила своё существование как часть компаний Auto Union.