Как немые люди могут вновь обрести дар речи?

Симптомы

В норме новорожденный ребенок не обладает способностью реагировать на все звуки вокруг себя. Родители об этом знают, поэтому отсутствие слуха у младенца некоторое время может оставаться незамеченным. Ситуация усугубляется, если ребенку не уделяют должного внимания – такое может наблюдаться в семьях:

  • неполных – при наличии только одного из родителей;
  • многодетных;
  • социально неблагополучных.

Нарушение или отсутствие слуха у таких детей может быть выявлено только при проведении так называемой прицельной диагностики.

Неведение родителей может усугубиться еще и тем, что в первые месяцы жизни такие дети плачут и кричат, как и все нормальные дети в этом возрасте. Плач и крик у них – рефлекторные проявления, которым не может ничто помешать, так как центральная нервная система и органы речевого аппарата не поражены.

Первые подозрения со стороны окружающих в том, что у ребенка не все в порядке со слухом и воспроизведением звуков, зачастую появляются, когда малышу исполняется 6-7 месяцев. В норме в таком возрасте он уже начинает:

  • «повтрюшничать» – пытаться повторять элементарные звуки, составляющие речь окружающих его людей;
  • выговаривать первые простые слоги. В возрасте 1 года в норме словарный запас ребенка должен составлять около 10 слов. Если развилась глухота, такая речевая активность не наблюдается.

Важно

Дополнительным сигналом должно стать то, что у ребенка с нарушенным слухом чрезвычайно развита мимика – с ее помощью он пытается донести свои эмоции и потребности.

Некоторые дети при этом повторяют движения губ родителей, благодаря чему издают отдельные звуки и наборы звуков, которые могут быть восприняты как речевая активность.

При приобретенной глухоте показателем нарушения слуха у ребенка является то, что он внезапно прекращает реагировать на внешние звуковые раздражители:

  • не откликается на имя;
  • не проявляет эмоций во время звучания музыки, которая раньше его интересовала;
  • не пугается резких и/или громких звуков

и так далее.

Если слух утрачен не полностью, в 3-4-летнем возрасте такие дети уже способны пожаловаться, что у них в ушке что-то шумит или что они не услышали обращение к ним мамы или папы. При этом искажается их речь, ранее уже сформированная – она становится:

  • слишком громкая;
  • слишком тихая;
  • скандированная – ребенок выговаривает слова, существенно разделяя слоги и делая на каждом из них ударение;
  • монотонная – без эмоциональной и интонационной окраски, с одинаковой громкостью голоса, без крика и шепота.

В ряде случаев могут присоединиться вестибулярные нарушения.

Их наличие и выраженность зависит от основного заболевания, которое привело к развитию глухоты. В основном вестибулярные нарушения при сурдомутизме проявляются ухудшенным чувством равновесия – особенно:

  • в условиях темноты (даже неполной);
  • при закрытых глазах.

В возрасте после трех лет такие дети начинают осознавать неполноценность своих коммуникативных возможностей, возникающих из-за сурдомутизма, и реагировать на них в виде психоэмоциональных проявлений. У таких детей могут развиваться:

  • замкнутость, нежелание коммуницировать с кем-либо, помимо близких людей;
  • отчуждение;
  • смена настроения – вспыльчивость и раздражительность, которые могут сменяться плаксивостью.

Обратите внимание

В ряде случаев наблюдается, казалось, парадоксальный феномен – больной ребенок с сурдомутизмом проявляет чрезмерные коммуникабельность, веселость и активность. Но с их помощью он просто пытается развлечь себя, а с другой стороны – компенсировать затрудненную коммуникацию.

Что провоцирует / Причины Глухоты (глухонемоты):

Глухота бывает двух видов: врожденная и приобретенная. При приобретенной форме, часть речи у детей сохранена, поскольку ребенок запомнил окружающие звуки и пытается их повторить. Глухонемота – результат недоразвития органа слуха, или следствие заболеваний ушей. Глухонемота может быть осложнением после перенесенной болезни. При этом слух понижается до той степени, когда ребенок не слышит разговорной речи, после чего речь не развивается. Врожденная глухота – это неправильное развитие органа слуха. На появление врожденной глухоты влияют следующие факторы:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности, например, корь, краснуха, эпидемический менингит, энцефалит, брюшной тиф, средний отит и т.д.
  • Врожденные инфекции, которые передались ребенку от матери во время внутриутробного развития – токсоплазмоз, краснуха, герпес, ВИЧ;
  • Патологическая наследственность. Указывает на предрасположенность ребенка, если заболевание имеется у одного из родителей. Генетические причины составляют 50%, и могут быть результатом генетического синдрома Тернера, синдрома Клайнфельтера.
  • Глухонемота часто встречается у детей, рожденных в браках, где супруги являются родственниками.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Перинатальные факторы: недоношенность, низкий вес при рождении, асфиксия, тяжелая гипербилирубинемия и сепсис.
  • Черепно-лицевые аномалии или любой синдром, связанный с нейросенсорной тугоухостью.
  • Нейродегенеративные расстройства.
  • Отравление организма матери тяжелыми токсинами – алкоголь, наркотики, промышленные токсины.

Приобретенная глухота встречается чаще, нежели врожденная. Она появляется по ряду причин, к которым относятся:

Родовая травма. Внутриутробное развитие ребенка могло быть нормальным, но во время прохождения через родовые пути существует риск получения травмы, к примеру, сдавления головки при узком тазе, применение акушерами щипцов (могут повредить центральную нервную систему и отразиться на слухе).

Повреждение центральной нервной системы и кровоизлияния в среднем ухе. Осложнения после воспалительных заболеваний, таких как менингит, лабиринтит, отиты, корь, скарлатина, эпидемический паротит, болезнь Меньера и другие. Осложнения недолеченных инфекционных заболеваний (сифилис, герпес и другие). Невриномы слухового нерва (доброкачественные и обычно медленно растущая опухоли). Длительное воздействие громкого шума. Хронические ушные инфекции. Слуховая нейропатия (нарушение передачи сигнала от внутреннего уха к мозгу). Влияние ототоксичных медикаментозных преапратов. Пресбиакузис – нарушение в виде потери слуха, которое происходит постепенно по мере взросления. Как правило, ребенок не слышит высокочастотные звуки, например, ему трудно услышать щебетание птиц на улице или звонок телефона. Но этот ребенок может ясно слышать низкие тона, к примеру, звук грузовика. Пресбиакузис чаще всего поражает оба уха одинаково

Поскольку процесс потери слуха постепенный, дети с пресбиакузисом не понимают, что их слух снижается, только родители могут начать тревожиться, обратив внимание на определенную симптоматику в виде частых переспрашиваний или рассеянного внимания ребенка

Патогенез (что происходит?) во время Глухоты (глухонемоты):

Глухота является частичной или полной потерей слуха (может сопровождаться немотой). Нормальный диапазон восприятия звука 0-20 децибел (дБ), при восприятии шепотом – 30 дБ, в 50 дБ измеряются средние домашние шумы и в 60 дБ – разговорная речь. Болевой порог начинается со 140 дБ. Потеря слуха измеряется в децибелах (дБ) по следующей шкале:

25-39 дБ – не слышит шепот (легкая степень). 40-69 дБ – не слышит разговорной речи (средняя степень). 70-94 дБ – не слышит крика (тяжелая, или глубокая, степень). Более 95 дБ – не может слышать звуки, которые были бы болезненными для человека с нормальным слухом.

Детям с легкой потерей слуха трудно распознавать речь, в частности, в шумной обстановке. Дети со средней глухотой испытывают трудности при восприятии речи без слухового аппарата. Дети с глубокой глухотой распознают речь посредством чтения по губам, даже со слуховым аппаратом. При глубокой степени дети могут общаться только с помощью чтения по губам и языка жестов.

Есть три типа потери слуха:

  • Проводящая потеря слуха: проявляется у 4% всех детей школьного возраста. Почти все случаи из-за отитов. Звуки, воспринимаемые мозгом снижаются, но, как правило, не искажаются.
  • Нейросенсорная тугоухость: проявляется у 0,3 % всех школьников. Снижается восприятие звуков мозгом, что приводит к их искажению. Степень искажения не зависит от степени потери слуха.
  • Смешанная потеря слуха имеет признаки как проводящей, так и нейросенсорной тугоухости.

Потеря слуха может быть результатом повреждения или сбоев в любой части слухового аппарата от простой серы, блокирующей ушные каналы до изменений в сенсорных клетках улитки. Потеря слуха происходит в основном, когда внутреннее ухо или слуховой нерв повреждены, либо, когда звуковые волны не могут достичь внутреннего уха. При отсутствии своевременного лечения, проблемы со слухом только усугубляются.

Методики лечения тугоухости у детей

Выбор тактики лечения тугоухости у детей зависит от степени и вида патологии. Полностью восстановить слуховые функции можно только на начальной стадии заболевания. В некоторых случаях для восстановления слуха достаточно простых медицинских манипуляций, позволяющих устранить препятствие в ухе. Самый простой пример такой процедуры — удаление серной пробки.

Консервативные способы лечения тугоухости включают в себя использование определенных лекарственных средств.

Ноотропы (глицин, винпоцетин). Эти препараты усиливают процесс восстановления клеток нервных волокон внутреннего уха, нормализуют кровоснабжение мозга.

Препарат Фото Цена
Глицин от 30 руб.
Винпоцетин от 48 руб.

Антибиотики и противовоспалительные препараты (амоксиклав, кетонал). Применяются в случае, когда запускающим фактором  стали воспалительные процессы среднего уха.

Препарат Фото Цена
Амоксиклав от 129 руб.
Кетонал от 116 руб.

Витамины группы В (тиамин, мильгамма). Способствуют нормальному функционированию слуховой ветви лицевого нерва.

Препарат Фото Цена
Тиамин от 33 руб.
Мильгамма от 295 руб.

Антигистаминные препараты (супрастин). Направлены на устранение отека, возникшего в результате воспалительного процесса.

Препарат Фото Цена
Супрастин от 133 руб.

Свою эффективность в лечении тугоухости доказали физиотерапевтические методы (УВЧ, электрофорез, лазер), направленные на улучшение обмена веществ, очищение крови, стимуляции ЦНС. Массаж и дыхательная гимнастика улучшают кровоснабжение, тренируют барабанную перепонку. Продувание уха применяется при нарушении слуха в результате баротравмы.

Другие методы лечения

В лечении тугоухости хорошо зарекомендовала себя микротоковая рефлексотерапия. Особенно хорошие результаты этот метод дает при врожденной патологии. Физиотерапевтические методы используются в комплексе с лекарственными и увеличивают эффективность  медикаментозной терапии.

На начальных стадиях заболевания наряду с вышеперечисленными способами можно применять и народные средства. Хорошо зарекомендовал себя отвар хмеля. При тугоухости на фоне отита прекрасно помогает лимон. Для этого нужно ежедневно съедать ¼ часть лимона с кожурой. Отличным местным средством признан перетертый чеснок, смешанный с 2 каплями камфорного масла. Тампон, смоченный в такой кашице, аккуратно вставляют в ухо.

Лечение тугоухости 1 и 2 степени имеет благоприятный прогноз. Комплексная терапия способна остановить прогрессирование болезни, а спустя некоторое время восстановить слуховую функцию. Тугоухость 3 и 4 степени лечению не поддаются. Больному присваивается инвалидность по слуху.

В случаях значительного снижения функции обращаются к хирургическим методам. Для восстановления целостности барабанной перепонки, делают мирингопластику, поврежденные ткани заменяют на синтетические.

Тимпанопластика применяется для восстановления положения слуховых косточек. В особо тяжелых случаях детям с тугоухостью показано проведение кохлеарной имплантации, так как слухопротезирование является единственно возможным способом устранения патологии. Реабилитация детей с пороками слуха включает в себя занятия с логопедом, психологом, сурдопедагогом и дефектологом.

Причины глухонемоты

Первопричиной всегда является врожденная или приобретенная в раннем возрасте потеря слуха. Немота возникает вторично в результате неспособности изучать и воспроизводить слова. Врожденная глухонемота может быть спровоцирована следующими факторами:

  • Врожденные инфекции.
    Чаще всего это заболевания из группы TORCH-инфекций: токсоплазмоз , краснуха , цитомегалия, герпетическая инфекция , сифилис , гепатит В .
  • Генетические мутации.
    Глухота входит в состав более 400 генетических синдромов. Наиболее распространенными являются синдромы Ваарденбурга , Стиклера, Пендреда, Альпорта, брахио-ото-ренальный синдром, нейрофиброматоз II типа , дисплазия Мондини, болезнь Рефсума и недостаточность биотинидазы.
  • Внутриутробная интоксикация.
    Врожденное отсутствие слуха может вызывать злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами во время вынашивания ребенка, а также контакт с химическими веществами в условиях производства.

В случаях приобретенной глухонемоты слух у ребенка на момент рождения присутствует, но через короткий промежуток времени резко ухудшается или полностью исчезает. Причиной может быть:

  • Родовая травма новорожденного .
    Неправильно выбранный метод родоразрешения и некорректное использование акушерских пособий может привести к повреждению анатомических структур среднего и внутреннего уха, корковых центров головного мозга.
  • Поражение внутреннего уха, слухового нерва.
    Рецидивирующий лабиринтит , осложненное течение болезни Меньера , двухсторонний кохлеарный неврит и врожденные аномалии развития внутреннего уха могут становиться причиной нарушения функции кортиевого органа и, как следствие – глухоты.
  • Ототоксические медикаменты.
    Потеря слуха может выступать в роли побочного эффекта при приеме антибиотиков из групп полипептидов и полимиксинов, некоторых аминогликозидов и петлевых диуретиков.
  • Инфекционные заболевания.
    К глухоте может приводить перенесенный в детском возрасте цереброспинальный менингит , скарлатина , корь , брюшной тиф , сифилис, грипп , дифтерия и коклюш .

Глаза вместо ушей

Человеческое желание общаться очень сильное и способно преодолеть любые препятствия. У неслышащих людей функцию изучения языка обычно принимает на себя зрение. Жизнь сводила таких людей вместе, и они сами разрабатывали особый способ общения, известный как жестовый (кинетический) язык. Со временем он обрастал новой лексикой и являл собой целую лингвистическую систему. Конечно же, многие из нас хотя бы раз видели, как общаются глухонемые.

Раньше неслышащим во многих школах запрещали использовать жесты, при этом заставляли их читать по губам, а свои мысли выражать на письме. Но те из них, которые вначале освоили кинетическую речь, легче справлялись с учебой и быстрее научились читать и писать.

А на каком языке думают На своем родном — жестовом. Слышащие люди формулируют свои мысли в голове на том же языке, на котором общаются. Так же дело обстоит и с глухими.

Многие ошибочно думают, что неслышащие не могут говорить. Но как правило, звуковой аппарат у них не поврежден, просто он не разработан.

Со стороны кажется, что это усовершенствованная пантомима, так как там тоже активно используются мимика, телодвижения и окружающее пространство.

Также его называют языком картинок, потому что некоторые жесты напоминают внешний вид предметов, которые они обозначают (например, чтобы показать слово «дом», две ладони соединяют в виде крыши). Правда, и то, и другое мнение правильно только отчасти. Дело в том, что большинство жестов вообще никак не напоминают те объекты, о которых идет речь. Особенно это касается абстрактных понятий. Например, чтобы сказать «спасибо» на русском жестовом языке, надо сжатым кулаком дотронуться сначала до своего лба, а потом до подбородка.

Разработана также специальная дактильная азбука — система ручных знаков, соответствующих буквам. Если каждое слово передавать с ее помощью, то в таком случае выражение мысли занимает много времени.

Есть такие кинетические языки (кубинский, португальский, испанский), где мимика играет главнейшую роль, она бывает даже слишком выразительна. Обычно это присуще тем народностям, которые сами по себе более эмоциональны по своему психотипу. Но мимика в основном исполняет еще и грамматическую функцию. С ее помощью можно отличить вопрос от повеления, от утверждения.

В географическом отношении ареал использования жестовых и устных языков не всегда совпадает. Русская кинетическая речь распространена на территории Украины, Белоруссии, Израиля. В Пуэрто-Рико глухие общаются с помощью американских жестов, хотя слышащих — испанский.

А как общаются глухонемые из разных стран? Ведь для того, кто владеет британским жестовым языком, американский — то же, что иностранный. Поэтому ученые со всего мира разработали универсальную систему обозначений, в которую входит примерно 1500 понятий.

Кроме лексики каждый кинетический язык имеет свою грамматику. Например, в его американском варианте, равно как и в русском, в начале предложения указывается предмет обсуждения, а затем о нем что-то сообщается. Если в устной речи определение обычно стоит перед подлежащим, то в жестовой все наоборот. Основная черта многих таких языков состоит также в построении событий исключительно в хронологической последовательности.

Патогенез

Ведущее нарушение при глухонемоте – стойкое ухудшение слуха или его полное отсутствие. Причинами глухоты могут быть структурные аномалии, инфекционные и воспалительные заболевания внутреннего уха или непосредственно звуковоспринимающего аппарата (кортиевого органа), слухового нерва и задних отделов верхней височной извилины – области Вернике. Речевые центры (лобная извилина – зона Брока) и органы артикуляционного аппарата не поражены. При врожденной глухоте ребенок с рождения не воспринимает окружающие звуки, в том числе человеческую речь, что делает невозможным ее изучение – формируется вторичная немота. При потере слуха в возрасте старше 1 года дети уже имеют некоторый словарный запас, но при отсутствии специальных мероприятий по развитию речи приобретенные навыки быстро теряются.

Общие сведения

Существует две основные формы глухонемоты – врожденная и приобретенная. Второй вариант встречается более чем у 70% от общего количества больных. Свыше 50% случаев врожденной формы заболевания спровоцировано генетическими мутациями. Согласно статистическим данным мировой отоларингологии , распространенность глухонемоты выше на территориях с высокой частотой близкородственных браков. Порядка 35% случаев приобретенной потери слуха происходит на первом году жизни ребенка, 25% – на втором. Мальчики и девочки болеют с одинаковой частотой. Всего на территории Российской Федерации проживает порядка 200 тысяч глухонемых.

До 12 лет делал вид, что слышу нормально

Тимур Дугаров – степной бурят, родился в многодетной семье в поселке Кункур Агинского района Читинской области. С детства привык к работе – помогал родителям пасти коров и овец, сгребал сено, еще мальчишкой освоил разные виды техники – научился управлять трактором, ездил на мотоцикле и «шестерке». 

После детского сада Тимур стал часто болеть, перенес разные инфекции, после этого слух у него резко стал снижаться. 

– Не могу точно сказать, что повлияло на это – мои недуги или же наследственность, – рассказывает он. – В моей семье есть родственники с нарушениями слуха. Нас, детей, пятеро, я самый старший. Мой брат слышит хорошо, сестренка слухопротезированная, братья-двойняшки – один хорошо слышал с рождения, у другого были проблемы со слухом, но по линии военкомата его вылечили – сделали операцию, он отслужил в армии, сейчас слышит хорошо. Мой отец тоже плохо слышал, но стеснялся носить слуховой аппарат.

Тимур Дугаров

Тимур стыдился своего плохого слуха и в школе до 12 лет делал вид, что слышит нормально. В результате учился на одни тройки, и все думали, что так и надо – просто такие способности у ребенка. Но потом тугоухость скрывать стало невозможно.

– Все поняли, что я плохо слышу, дети обзывали глухим.

Было, конечно, обидно, но со временем я стал больше наблюдать за такими, как я, и понял, что жизнь на этом не заканчивается.

Например, у нас в деревне жил один глухой, но у него были просто золотые руки, поэтому даже мысли не возникало о его неполноценности. И таких людей много, – говорит Тимур. 

Профилактика Глухоты (глухонемоты):

Профилактика глухонемоты начинается с беременности женщины, ещё в женской консультации, когда будущая мама становится на учет. Врачи следят за всеми нарушениями и патологиями во время беременности и предупреждают о последствиях. Задача докторов вовремя диагностировать заболевание, последствиями которого является глухонемота.

Чтобы избежать неприятных последствий будущие родители должны вести благополучную жизнь – отказаться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни, следить за питанием.

Глухонемота не поддается полному излечению, поэтому дети больные этим недугом, проходят специальное обучение, где их учат членораздельной речи (артикуляционным движениям)

При обучении группа детей состоит из 7-10 человек, чтобы педагог мог уделить внимание каждому ребенку. Изучив жесты детям легче общаться с окружающими людьми

Цель лечения и профилактики глухонемоты – сделать детей говорящими, а их жизнь полноценной, как у слышащих детей.

Немые люди: причины невозможности говорить

Мы уже пришли к мнению, что немота всегда приобретенная. Причем она может настигнуть человека в любом возрасте. И вызвать ее могут разные факторы. Немые люди теряют возможность говорить при следующих обстоятельствах.

  1. Поражение мозга. Оно может быть травматическим или физиологическим. Чаще всего немоту вызывает удар по голове, пришедшийся в определенную зону, рак мозга либо кровоизлияние в него. Нередко лишены речи больные аутизмом, притом, что все слышат.
  2. Дефекты органов, ответственных за речь. Это могут быть травмы связок или их деформации вследствие какого-то заболевания. Реален вариант паралича языка — достаточно вспомнить Сильвестра Сталлоне, у которого язык парализован частично, но речь при этом была сильно невнятной до тех пор, пока актер не начал интенсивно его разрабатывать. Упоминать лишение этого органа, пожалуй, не стоит — такой исход весьма маловероятен.
  3. Мутизм. Расстройство психомоторного типа, в результате которого человек перестает говорить. Его вызывают тяжелые стрессовые ситуации или сотрясение мозга. Немые люди при этом понимают обращенную к ним речь и реагируют на нее, но сами преодолеть безмолвие не в состоянии. При этом немота может быть выборочной — например, касаться только мужчин, в то время как с женщинами человек говорит свободно. Лечится растормаживающими методиками.

В случае если возможность говорить утрачена окончательно и восстановлению не подлежит, человеку могут помочь в общении письмо и язык немых. Правда, последний смогут понять только специально обученные люди.

Немота – не приговор

И даже более тяжелые травмы и состояния не могут стать препятствием для полноценного и насыщенного существования. Примером подобной жизненной активности может служить англичанин Стивен Хоукинг, известный астрофизик и физик‑теоретик. В расцвете творческих и физических сил у ученого начала проявляться специфическая разновидность склероза, вызвавшая паралич. А после трахеостомии, ставшей необходимой из-за тяжелого воспаления легких, он к тому же стал немым. Подвижными остаются исключительно пальцы на правой руке. Ими он и управляет специально разработанными креслом и ноутбуком, который стал его голосом. В конце концов, он оказался парализован полностью, и управляет оборудованием движением мимической мышцы – единственной, сохранившей подвижность. Такие ограничения не повергли физика в депрессию: он профессорствует в Кембридже (на должности, некогда занимаемой Ньютоном), в 2007 полетал в невесомости на особом самолете, а в 2016 стал соавтором проекта по отправке исследовательских аппаратов к звезде Альфа Центавра.

На что обратить внимание

Не всегда нужно копаться в причинах случившегося. Возможно, вы узнаете, что явилось причиной и привело к снижению слуха у ребенка. А ввозможно, причина так и останется загадкой. Генетика – это всего лишь статистика. Ее не исправишь. Конечно, хочется знать и понимать, как можно было избежать глухоты. Однако когда проблема уже есть, то важнее ставить другой вопрос: «Как помочь малышу?»

Часто нарушение слуха у крохи воспринимается родителями трагически. Переживание глубоких душевных страданий может помешать увидеть самое главное – своего ребенка. А для него снижение слуха совсем и не горе. При своевременном обращении к специалистам ребенок становится полноправным членом общества и развивается так же, как все остальные. Иногда даже лучше.

Случай из практики: мальчик, кохлеарные имплантаты установлены на оба уха. Первый – в 2 года, второй – в 4. В 14 лет он приехал из Чечни вместе с отцом на очередную настроечную сессию. По развитию мальчик ни в чем не уступает сверстникам. Участвует в олимпиадах по физике, знает несколько языков: русский, чеченский, английский. Тем не менее в конце визита отец спрашивает у врача: «Как же так? Почему нам не повезло?»

А ведь у мальчика все хорошо! У него две руки, две ноги и два глаза. У него есть семья. Ребенок живет полноценной жизнью и слышит. Современные слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты позволяют скорректировать практически любую потерю слуха и дают возможность наслаждаться жизнью во всей ее полноте.

При постановке диагноза самое важно для родителей – помнить о самом ребенке и стремиться помочь ему в развитии и компенсации слуха

К сожалению, не все родители принимают диагноз своих детей и предлагаемую специалистами схему лечения. Они готовы использовать сомнительные методы без гарантии какого-либо результата: рефлексотерапию, иглоукалывание, капли и таблетки. Однако все эти методы не способны компенсировать слух. Они лишь отнимают время, которое может быть использовано для развития.

Физический слух компенсируется слуховыми аппаратами. В случае необходимости – кохлеарными имплантатами. Впрочем, во время ожидания операции на второе ухо все же целесообразно использовать на нем слуховой аппарат.

Ребенку для полноценного развития нужно слышать, понимать речь и говорить самому. Еще важнее – любовь родителей, которые готовы принимать его таким, какой он есть.

Диагностика

Первыми «звонками» про развитие патологии становятся изменение реакции ребенка на звуковые раздражители внешнего мира и ухудшение его речевых возможностей. Диагноз подтверждают с помощью дополнительных методов исследования, при выполнении которых изучают:

  • звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты;
  • анатомо-физиологические характеристики мозговых центров, которые находятся в височных и лобных отделах коры головного мозга.

Некоторые сложности при проведении инструментальных методов исследования заключаются в том, что они проводятся в виде тестов с применением камертона и аудиометра, но такие тесты непонятны для детей в возрасте до 2 лет. Отоларинголог изучает звуковое восприятие у маленьких детей следующим образом:

  • обращается к ним голосом с разной громкостью;
  • предлагает поиграть звучащими игрушками.

Чтобы ребенок не реагировал на тактильные ощущения (например, от выдыхаемого врачом воздуха) или не «включал» визуальное восприятие губ своего взрослого собеседника, врач:

  • надевает маску;
  • прикрывает рот листом бумаги.

В случае глухоты ребенок не реагирует на звуки.

В диагностике сурдомутизма могут быть использованы многие инструментальные методы исследования – их выбор зависит от спровоцировавшей сурдомутизм патологии, наличие которой подозревает у ребенка врач. В частности, применяются следующие методы:

  • рентгенография височной кости – с ее помощью выявляют морфологические изменения в кости, которые могут сигнализировать про изменения со стороны слуха. При положительном результате назначаются другие, более информативные методы диагностики;
  • компьютерная томография височной кости (КТ) – компьютерные срезы позволят получить более подробную информацию, чем рентгенологическое исследование;
  • магнитно-резонансная томография височной кости – цели и задачи одинаковые с целями и задачами КТ;
  • магнитно-резонансная томография головного мозга – позволяет подтвердить или исключить патологию участков головного мозга, в которых находятся структуры, отвечающие за функцию слуха;
  • ABR-тест – во время него проводят звуковую стимуляцию органа слуха, при этом оценивают электрическую активность мозга в ответ на звуковые раздражители. С помощью теста можно проанализировать состояние проводящих нервов и слухового отдела ствола мозга. Если эти структуры поражены, то нервный импульс из внутреннего уха не передается на них или же не воспринимается соответствующими участками ЦНС;
  • ДНК-диагностика – позволяет исключить или подтвердить наличие генетического заболевания, на фоне которого и развилась врожденная глухота.

Профилактика проблем слуха

Слух – одна из самых важных функций, так как с помощью него мы взаимодействуем с внешним миром

Крайне важно правильное формирование слухового аппарата начиная с детского возраста. Нарушение этой способности может привести к проблемам с адаптацией ребенка в социуме, задержке в развитии

При раннем обнаружении тугоухости в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и его восстановления.

Профилактика тугоухости у детей подразумевает правильный образ жизни будущей мамы, а затем предупреждение простудных заболеваний у ребенка, проведение вакцинации, отказ от ототоксических препаратов, которые могут дать осложнения на слух.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector