Древние люди
Содержание:
- Шелльский период
- Как жили древние люди: быт
- Под запись
- Древнейший мир и первые люди
- Вечер
- Эстрид Сигфастсдоттер.
- Рассказ о жизни древних предков людей. Жизнь первобытных людей
- Жизнь первобытных людей для детей.
- Жизнь древних людей для детей. «Первобытные люди». Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
- Неандерталка.
Шелльский период
Первые каменные орудия этого периода были обнаружены возле селения Шелль во Франции, отсюда и название. Речь идёт о ручных рубилах, оттёсанных по обе стороны. Не оттёсанная часть служила рукоятью. Им можно было рубить, резать, копать, охотится. Помимо этого в Шелльский период использовались острия, проколы, скребловидные орудия. В Шелльский период человека окружала красивая природа, обитал он на берегах озёр, рек в Европе, в Африке — тропические леса. Жилищем служили пещеры, примитивные шалаши, навесы. Одежда представляла собой шкуру животных. Питались люди за счёт охоты, собирали съедобные растения и насекомых.
Как жили древние люди: быт
В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.
Орудия труда и огонь
Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, изготавливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.
В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.
Рис. 1. Древний человек добывает огонь.
Охота и собирательство
Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?
И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.
Рис. 2. Первобытный охотник.
Земледелие и скотоводство
Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.
Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.
Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.
Под запись
Чем ближе к нашим дням, тем больше данных сохранялось. Правительства вводили обязательную выдачу свидетельств о рождении, о заключении брака, о смерти. Поначалу только для благородного сословия.
Все те записи показывают, что детская смертность оставалась по-прежнему высокой. Но если мужчина доживал до 21 года, не погибнув от несчастного случая, не став жертвой насилия или отравителя, он мог надеяться дожить практически до такого же возраста, что и мы сейчас.
В период . 21-летний в среднем доживал до возраста между 62 и 70 годами — за исключением XIV века, когда бубонная чума радикально снизила вероятную продолжительность жизни до 45 лет.
Image caption
Королева Елизавета I прожила до 70; в ее время, между прочим, сельчане жили дольше, чем члены королевской семьи
Помогали ли прожить дольше деньги или власть? Далеко не всегда.
В одном исследовании проанализировали данные о примерно 115 тыс. представителей европейской знати, и оказалось, что короли жили в среднем на шесть лет меньше, чем менее знатные дворяне, скажем, рыцари.
Историки-демографы, изучив записи в приходских книгах графств Англии XVII века, обнаружили, что вероятная продолжительность жизни сельчан , чем дворян.
«Аристократические семейства Англии обладали всеми необходимыми материальными средствами обеспечить себе вольготную жизнь, но вероятная продолжительность жизни дворян вплоть до XVII века отставала от таковой у простолюдинов», — пишут они.
Вероятно, потому, что члены королевской семьи предпочитали жить большую часть года в городах, где было больше возможностей заразиться опасной болезнью.
Жить на природе — действительно ли это лучше для здоровья?
Зато когда в медицине и в здравоохранении начались революционные перемены, это сыграло на руку прежде всего элитам. К концу XVII века английская знать, дожившая до 25, могла рассчитывать прожить дольше, чем их сограждане неблагородного происхождения, даже если дворяне и продолжали жить в опасных для здоровья городах.
Но послушайте, скажет кто-то, уж в эпоху-то Чарльза Диккенса, эпоху копоти, жизнь наверняка была очень нездоровой и, как следствие, короткой? Вовсе нет.
Как пишут исследователи Джудит Роуботэм из Плимутского университета и Пол Клейтон из университета Оксфорд Брукс, «как только проходили опасные детские годы, вероятная продолжительность жизни в викторианскую эпоху (в ее средний период) мало чем отличалась от сегодняшней». Девочка, которой исполнилось пять лет, могла прожить до 73, а мальчик — до 75.
Похоже, что эти цифры не просто сравнимы с нашими, они еще и повыше. Представители современного рабочего класса (если проводить более точные сравнения) живут в среднем до 72 (мужчины) и 76 (женщины) лет.
Image caption
Британская королева Виктория умерла в 1901 г. в возрасте 81 года
«Отсутствие прогресса поражает, особенно если учесть, насколько вредней была окружающая среда в викторианскую эпоху и насколько слабей была развита медицина, — пишут Роуботэм и Клейтон. — А ведь тогда не было ни современных лекарств, ни систем обследования, ни нынешних технологий в хирургии».
По мнению исследователей, если нам кажется, что нынче мы живем дольше, чем когда-либо, то это потому, что мы опираемся на записи, которые начали вести только на рубеже XX века.
Эту границу ученые называют основанием, вводящим в заблуждение, поскольку то было время, когда многие мужчины начали курить, а с продовольствием были проблемы.
Древнейший мир и первые люди
Наукой доказано, что первые люди появились на территории Африки. Человеческие общины появились не сразу, а в процессе долгого и кропотливого формирования особой системы взаимоотношений, которые сегодня называются «общественные» или «социальные». Постепенно древние люди перебирались с места на место и занимали новые территории нашей планеты. И примерно к концу 4 тысячелетия до нашей эры начали появляться первые цивилизации. Этот момент и стал переломным в истории человечества.
Времена первобытно-общинного строя пока что занимают большую часть истории нашего вида. Это была эпоха формирования человека как социального существа и как биологического вида. Именно в этот период формировались способы общения и взаимодействия. Создавались языки, культуры. Человек учился мыслить и принимать разумные решения. Появились первые зачатки медицины и врачевания.
Эти первичные знания стали катализатором развития человечества, благодаря которому мы живём в том мире, который есть у нас сейчас.
Анатомия древнего человека
Существует такая наука – палеопатология. Она изучает строение древних людей по останкам, найденным во время археологических раскопок. И по данным, полученным во время проведения исследований этих находок, ученые выявили, что древние люди болели точно так же, как и мы, хотя до появления этой науки всё было совсем иначе. Ученые считали, что доисторический человек вовсе не болел и был совершенно здоров, а болезни появились вследствие появления цивилизации. Благодаря познаниям в этой области современные учёные выяснили, что болезни появились раньше человека.
Выходит, что наши предки тоже были подвержены опасности со стороны вредоносных бактерий и разных болезней. По останкам было определено, что туберкулёз, кариес, опухоли и другие заболевания не были редкостью среди древних людей.
Образ жизни древних людей
Но не только заболевания создавали трудности нашим предкам. Постоянная борьба за пропитание, за территорию с другими племенами, несоблюдение каких-либо правил гигиены. Только во время охоты на мамонта из группы людей в 20 человек могло вернуться около 5-6.
Древний человек полностью полагался на себя и на свои способности. Каждый день он вёл борьбу за выживание. Об умственном развитии не шло и речи. Предки охотились и защищали территорию, на которой обитали.
Только позже люди научились собирать ягоды, коренья, выращивать какие-то зерновые культуры. Но от охоты и собирательства до аграрного общества, ознаменовавшего начало новой эры, человечество шло очень долго.
Продолжительность жизни первобытного человека
Но как же наши предки справлялись с этими болезнями при отсутствии каких-либо медикаментов или познаний в области медицины? Самым первым людям приходилось несладко. Максимум, до которого они доживали, был возраст 26-30 лет. Однако со временем человек научился адаптироваться к определенным условиям среды, и понимать природу тех или иных изменений, происходящих в организме. Постепенно продолжительность жизни древних людей начала увеличиваться. Но происходило это очень медленно по мере развития навыков врачевания.
Выделяют три стадии формирования первобытной медицины:
- 1 стадия – формирование первобытных общин. Люди только начинали накапливать знания и опыт в сфере врачевания. Пользовались животными жирами, прикладывали к ранам различные травы, готовили отвары из ингредиентов, которые попадались под руку;
- 2 стадия – развитие первобытной общины и постепенный переход к их распаду. Древний человек научился наблюдать за процессами протекания болезни. Стал сопоставлять изменения, которые происходили в процессе излечения. Появились первые «лекарства»;
- 3 стадия – распад первобытных общин. На этом этапе развития окончательно начала формироваться медицинская практика. Люди научились лечить определенные недуги действенными способами. Поняли, что смерть можно обмануть и избежать. Появились первые врачи;
В древности люди погибали от самых незначительных болезней, которые сегодня не вызывают никаких опасений и лечатся за один день. Человек погибал в расцвете своих сил не успевая дожить до старости. Средняя продолжительность человека в доисторическое время была крайне низкой. В лучшую сторону всё начало меняться в Средневековье, о котором дальше и пойдет речь.
Вечер
Позади сложный день. Ваши близкие заслужили праздник. В центре поселения уже горит большой костер, а сородичи приготовили флейты из бивней мамонта, молотки из рога северного оленя и барабаны из шкур животных. Инструменты богато украшены и достаются только в особые дни, как сегодня.
Искры от костра уносятся в небо, звучит музыка, и появляется оно — неведомое существо с длинной бородой, оленьими рогами и конским хвостом, с белыми полосами на измазанном углем теле, с ногами человека и когтями пещерного медведя. Дым от огня скрывает силуэт, давая волю воображению, и вот вы уже танцуете, повторяя за перевоплотившимся шаманом его безумные пляски.
Час-другой — и все стихает. Вы вместе с другими мужчинами перемещаетесь в большую длинную хижину, где шаман уже в привычном человеческом обличье расскажет вам то, чего никак не могут слышать женские уши, — откуда произошел мир.
Разложив перед собой костяные фигурки птиц, нанизанные на шнурок, чуринги и костяные пластины, он начинает: «В начале времен мир был покрыт водой. Летали над ним птицы. Садились они на воду, но негде им было свить гнездо. Нырнула гагара, но не смогла достать до дна, не смогла принести земли. Тогда нырнул лебедь. Еле-еле донырнул он до глубокого дна, ухватил горсть песка и поднял на поверхность. Раскидал песчинки вокруг, так и возникла суша. Стали птицы вить гнезда, стали и другие звери жить на земле».
Теперь вам известна тайна мироздания. С легким сердцем вы отправляетесь в свое жилище, где во сне продолжите охотиться на оленей.
Статья является интерпретацией археологических находок времен палеолита. В материале использованы данные из книги антрополога Станислава Дробышевского «Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей», а также сведения из этнографии — например, миф о сотворении мира, так называемый «миф о ныряльщике».
Эстрид Сигфастсдоттер.
Предполагается, что это Эстрид Сигфастдоттер, жившая в XI веке нашей эры. Она была влиятельной и богатой женщиной, и жила недалеко от Стокгольма, в Таби. Ряд рунных камней, найденных на месте захоронения, рассказывает о ее жизни и семье.
Она прожила очень долгую для тех времен жизнь — около 80 лет. И это несмотря на то, что в эпоху викингов продолжительность жизни составляла всего 35 лет. Появление женщины было восстановлено останками, найденными возле рунного камня, установленного в честь ее первого мужа, который умер в Византии. Вероятно, Эстрид занималась благоустройством родного края, строительством дорог и мостов.
Рассказ о жизни древних предков людей. Жизнь первобытных людей
Первобытные собиратели и охотники
2) Впишите недостающие слова.
Ответ: Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? лоб?) грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая челюсть без подбородка, уходящий на лоб. Главным отличием древнейших людей от животных было, что они умели делать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были камни, палка-копалка, дубина, рубило. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательством и охотой.
3) Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».
а) Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.
б) Закрасьте предполагаемую область прародины человека.
в) Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.
Ответ:
4) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 6). Перед Вами африка более двух миллионов лет назад: стаи каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.
Ответ: Они далёкие предки человека. Одни добывают пищу, а другие собирают камни. Изготавливают орудия. И осматривают окрестности.
5) Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?
Ответ: Над его пещерой. Я думаю это — медведь. Они напали на него. Чтобы согреться с помощью его шкуры и подкрепиться его мясом.
6) Впишите недостающие слова.
Ответ: Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным». Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения орудий труда, копьём, острым наконечником, гарпун.
7) Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.
Ответ: Вот начало рассказа: «Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов….» Предположите, куда и зачем. На колья которые закопали в яме или на небольшой обрыв, это называют ловушкой
+ Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.
Ответ: Для того чтобы они бежали к ловушке
+ 2) Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисункам, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?
Ответ: Я думаю он провалился в ловушку — да, она была опасна тем, что огнем можно было обжечься или тоже упасть в ловушку. Чтобы сделать из шерсти вещи и подкрепиться мясом мамонта.
8) Ответьте на вопросы.
а) Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
Ответ: Потому что в них были родственники. И они помогали своим сородичам во всем и везде.
+ б) Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество
Ответ: В общинах были только родные и сородичи. Было общее: дом, очаг, пещера, орудия и т.д.
+ в) Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?
Ответ: Я думаю тем, что «древние люди» считали женщин хранительницами очага, они их уважали и любили.
9) Выполните задания и ответьте на вопрос. Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое — для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?
Ответ:
а) Копье — для охоты на зверей
б) Гарпун — для охоты на рыбу и урожай
10) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника «Первобытный похоронный обряд». О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?
Ответ: Я думаю первобытные люди считали что: его вещи понадобятся ему в другом мире, а ожерелье для того чтобы другие знали, что он убил медведя. Его уложили потому что они думали что он спит.
11) Найдите ошибки
Ответ: Тем что они ели хлеб, что вожак умел говорить, что есть динозавр.
Жизнь первобытных людей для детей.
«Жизнь первобытных людей первобытных, людей»
Цель: обобщить знания детей о жизни первобытных людей.
Развивать интерес к историческому прошлому человека.
Задачи:
Образовательные
— Формировать представление детей, о внешним облике и бытом
первобытного человека; с важными достижениями первобытного человека:
овладением речью, умением добывать огонь, изготавливать одежду,
животных, рисовать наскальной живописью — познакомить детей с
элементами профессиональной деятельности палеонтолога через
практическую деятельность;
— формировать умение детей работать по операционной карте, создавать
орудия труда, шить одежду, создавать фигуру животного фигуру животного
по частям из разной по фактуре бумаги, передавая особенности внешнего
вида и выразительность образа;
Развивающие:
— закреплять навыки коллективной работы: умение распределять
обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг
другу, радоваться результатам коллективного труда;
-Закреплять умения работать с разной фактурой материала (мех, дерево,
косточки, ракушки, бусы)
-Развитие мелкой моторики.
Закрепить знания детей с элементами профессиональной деятельности
палеонтолога через практическую деятельность;
Воспитательные:
— воспитывать интерес к историческому прошлому планеты, желание ее
беречь и охранять. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение, умение
договариваться, оказывать помощь друг другу
Предварительная работа: — рассматривание иллюстраций и чтение книг по
данной теме;- беседы о профессии палеонтолога, археолога- просмотр
документального фильма о возникновении жизни на Земле;- игры с макетом
«Древний мир»;- занятие «Путешествие в прошлое человека»;-
рассматривание энциклопедических книг соответствующей тематики;-
изготовление плоскостных и объемных животных разными способами;
Оздоровительные задачи . Снятие мышечного и нервного напряжения.
Жизнь древних людей для детей. «Первобытные люди». Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
Елена Олейникова «Первобытные люди». Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о том, как давным – давно три миллиона лет назад жили древние люди . Ещё их называли первобытными людьми . Они жили небольшими группами , и чтобы совместная охота была успешной, им необходимо было согласовывать свои действия, как-то общаться друг с другом. И постепенно у людей развилась особая система общения – язык, позволяющий выражать мысли с помощью слов. Древние люди говорили мало и медленно, но именно язык и общение уже отличало человека от животного. Разговаривая, люди сообщают друг-другу свои мысли, чувства, просьбы. Без языка человечество не могло бы существовать. Ребята, а откуда мы, современные люди узнали , как жили в древности. Во- первых , нам помогли ученые-археологи. Они занимаются изучением найденных при раскопках предметов, изготовленных древними людьми. По остаткам поселений, оружию, орудиям труда, украшениям, посуде они могут рассказать, как жили люди в древности . Во-вторых, это делают путешественники, забираясь в самую глушь, где сохранились и живут дикие племена, во многом похожие на племена древних людей. Ребята, а древние люди сразу стали прямо ходить? Нет. Они долго ходили на четырех конечностях, но когда выпрямились – у них освободились руки. С помощью рук древние люди стали изготавливать и использовать орудия труда. Их делали из палок и камней. Также в качестве инструментов использовались кости умерших животных. Люди научились заострять камни и палки, чтобы разрезать шкуры, резать мясо животных и рыб, нанизывать и сбивать с деревьев плоды, охотиться и добывать огонь, рыть ямы для загона мамонтов. Дети, назовите орудия труда древних людей – остроги, копья, стрелы, рубила, молотки. Так как орудий из камня было в истории первобытных людей больше всего – этот период называли каменный век. Дети, подойдите к столу, посмотрите на макет. Возьмите по человечку. Пусть каждый из вас расскажет, что делает или готовится сделать каждый ваш человечек. Кто может нам рассказать, как жили древние люди ? Чем древний человек отличался от нас? Где он жил, спал, укрывался от непогоды? Как и какую добывал пищу, где её готовил? Как древние люди ловили животных и рыбу? Кто нам расскажет откуда древние люди узнали про огонь ? Как поддерживали его в очаге, обложив камнями, что кидали в огонь, чтобы костер долго горел. Как вы думаете, где находился очаг? Сначала внутри пещеры, а потом внутри хижины.
Дети, древние люди не умели многое из того, что умеем мы – считать, рисовать, есть вилкой и ложкой, работать на компьютере, но зато они прекрасно видели, слышали, различали запахи, были очень сильными, ловкими, выносливыми, умели по следам выслеживать зверя. Постепенно они поняли, что из семян можно вырастить новые вкусные съедобные растения и стали учиться обрабатывать землю.
Физминутка: Показываем, как ходили древние люди , выслеживаем зверя, ловим рыбу, обрабатываем землю, греемся у огня, едим плоды и насекомых, танцуем под барабан.
Дети, как вы думаете, чем отличалась жизнь древних мужчин и женщин? Чем занимались маленькие дети? Думаете играли? Но они в отличие от вас, как только начинали ходить, сами искали себе пищу, ловили рыбок, искали плоды, съедобные растения, вкусные корешки. Ребята а как вы думаете, древние люди любили своих детей ? Конечно любили, защищали, согревали, кормили, всему учили. Вы знаете, ребята, как еще археологи узнавали о жизни древних людей? Древние люди рисовали в пещерах на стенах различные сценки из своей жизни – охоту, танцы, животных, рыбную ловлю, древнюю семью, взрослых и детей. Так все это дошло до нас.
Неандерталка.
Эта женщина жила около 45-50 000 лет назад. Ее останки были обнаружены при раскопках в 1848 году в Гибралтаре.
На своей странице в Facebook археолог Оскар Нильссон отмечает: «Наконец, несколько слов о чем-то, о чем я подумал и с которым боролся, когда я увидел, как лицо неандертальца обретает форму. Насколько «человеческим» должно быть это лицо? У нее должен был быть человеческий взгляд. Как показывают недавние исследования, европейцы разделяют ДНК неандертальцев примерно на 2-4%. Поэтому они, должно быть, были похожи на нас, иначе потомство не было бы плодовитым.
Интересно посмотреть, как за последние годы изменился образ неандертальцев: от слюнявого дикаря до высококвалифицированного конкурента для нас. Стоит также отметить, что этот новый образ совпадает с пониманием того, что мы, европейцы, разделяем ДНК на 2-4% с неандертальцами.