Почему древние египтяне поклонялись кошкам?

Собачье кладбище в Египте

Культ животных процветал в Древнем Египте в период с 747 примерно по 30-й год до нашей эры. В эпоху Древнего Рима он пришел в упадок. Впервые о захоронениях священных животных упомянул в 1897 году французский археолог Жак де Морган. Он же составил карту двух подземных некрополей, где были погребены мумии животных. Но в прошлом веке археологи так и не смогли их исследовать, а после землетрясения 1992 года доступ к одному из некрополей и вовсе оказался закрыт.

Лишь в нашем столетии удалось наконец изучить сеть длинных туннелей, куда не проникает дневной свет. Их датируют IV веком до нашей эры.

Не так давно издание Egyptian Gazette сообщило, что в катакомбах Саккары под Каиром найдено гигантское кладбище собак. На нем покоится около восьми миллионов мумифицированных собачьих трупов. Среди них были и взрослые псы, и щенки. Захоронение возникло около 2,5 тысяч лет назад близ руин древнего храма бога Анубиса.

Анубис являлся одним из самых популярных древнеегипетских богов. Его изображали с головой шакала и считали покровителем умерших. Египтяне приносили ему в жертву животных более низшего порядка. Видимо, та же участь постигла и несчастных собак. Возможно, их даже не убивали. Как установили эксперты, многие из них умерли от голода и жажды, а следов насилия на трупах нет. Возраст некоторых щенков к моменту мумификации составлял от нескольких часов до нескольких дней.

Кроме собачьих останков, в катакомбах были обнаружены также мумии шакалов, лис, ястребов, соколов, бабуинов, мангустов, останки быков (они символизировали бога плодородия Аписа), крокодилов (символов Себека — бога воды и разлива Нила, отпугивавшего силы тьмы), ибисов, которые считались символами Тота, бога мудрости и правосудия…

Многие из мумий, хранившихся в специальных глиняных кувшинах, оказались повреждены. Это могло быть делом рук так называемых «черных копателей», а также грабителей и торговцев. Между прочим, некогда мумии использовались египетскими крестьянами на полях в качестве удобрений.

Средневековые кошачьи неприятности

Считается, что начало котофобии положил папа Григорий IX, опубликовав в 1233 году послание под названием Vox in Rama. В нем говорилось о поклонниках Люцифера и их ритуалах. Бурная фантазия понтифика родила обряд сатанистов, в ходе которого те целовали под хвост черного кота. Также в документе описывалось явление адептам самого Князя Тьмы, который представал в виде гибрида кота и человека.

Впечатленные творчеством папы христиане тут же принялись топить, вешать и жечь кошек, причем под горячую руку попадали не только черные экземпляры, а все, до которых можно было дотянуться. Еще интенсивнее начали бороться с этими животными с появлением инквизиции. В отчетах отцов-иезуитов часто попадаются упоминания, что ведьму сожгли или утопили вместе с ее кошкой.

Та самая сцена с поклонением Люциферу

Справедливости ради нужно отметить, что иногда черные кошки бывали оправданы. Это случалось, если во время «расследования» на шерсти находили «метку ангела», то есть белое пятнышко. Но так бывало не везде и не всегда и в большинстве случаев страдали даже животные с рыжей или, вообще, белоснежной шерстью.

В первой половине 14 столетия во Франции, при короле Филиппе IV Красивом, прошел ряд громких процессов над членами рыцарского ордена тамплиеров. Их обвиняли в ереси и поклонении Бафомету — демону, являвшемуся людям с головой кота или козла. Рыцарей активно сжигали, а имущество ордена, который был богаче, чем все королевские дворы Европы, взятые вместе, постепенно отходило католической церкви.

Пик гонений на кошек совпал с эпидемией чумы, что совсем неудивительно. В лишенных кошек городах и деревнях в огромных количествах расплодились крысы и мыши, переносчики смертельной инфекции. При этом в приходе «черной смерти» часто опять же обвиняли кошек и чем сильнее разгоралась болезнь, тем активнее шло уничтожение «сатанинских отродий».

Демоны с кошачьими головами в одной из средневековых книг

Но далеко не все считали кошек слугами нечистой силы и причиной всех бед. В европейских еврейских общинах кошек любили и берегли и, возможно, именно поэтому процент умерших от чумы иудеев был на порядок ниже. Как всегда, успехи евреев не радовали христиан и вскоре по зачумленным городам пронесся слух о том, что именно они заражают людей смертельной болезнью.

В 1344 году во французском Меце началась еще одна эпидемия, на этот раз очевидного психиатрического происхождения. Люди внезапно начинали танцевать и не останавливались до тех пор, пока не падали без сил или не умирали. Ученые до сих пор спорят о том, что могло вызвать такие странные симптомы, но тогда все всем было ясно. Виновными оказались бесы с кошачьими головами.

Жители Меца сжигают кошек

В Меце убили последних кошек, а затем регулярно ввозили их из других городов, чтобы с изощренной жестокостью уничтожать. В течение последующих 400 лет в этом французском городе ежегодно сжигали на главной городской площади 13 кошек в железной клетке. Так как танцевальная эпидемия больше не возвращалась, считалось, что этот обряд помогает.

Уход за кошками египетская мау

В отношении пищи мау неприхотливы, поэтому в домашних условиях их можно смело кормить натуральными продуктами. Правильный рацион должен включать в себя:

  • нежирное мясо;
  • молочные продукты;
  • рыбу.

Для поддержания здоровья кишечника необходимо добавлять в пищу растительные волокна, которые находятся в овощах, зелени и фруктах.

Обратите внимание! Упругую и здоровую шерсть обеспечат растительное масло, рыбий жир, добавки в виде меди, цинка и кальция. Среднесуточная норма пищи составляет 90-100 ккал на 1 кг общего веса

Среднесуточная норма пищи составляет 90-100 ккал на 1 кг общего веса.

Как ухаживать за шерстью

Вычёсывать питомца необходимо раз в неделю в обычное время и 2 раза в период линьки. Для процедуры подойдет рукавица-щетка, массажная щетка с натуральной щетиной или расческа с закругленными зубьями.

Выпавшую шерсть рекомендуется убирать ежедневно, проводя мокрыми руками по телу животного.

Купать кошку рекомендуется 1 раз в 3-4 месяца при помощи шампуня для короткошерстных пород. После процедуры питомца протирают мягким полотенцем и оставляют для естественного высыхания в помещении без сквозняков.

Кражи и грабежи

Кражи суды Древнего Египта обычно карали штрафами. Причем сумма обычно превышала ценность похищенного не менее чем в три раза. Но это только в том случае, если дело касалось частной или общественной собственности. Если египтянин позарился на государственное, то его обязывали выплатить ущерб в 180-кратном размере!

Также преступник должен был публично попросить прощения за свой поступок. Он должен был поклясться, что больше не повторит своего проступка. Иногда после этого вору наносили 100 ударов кулаками, что иногда заканчивалось увечьями и даже смертью. Впрочем, насмерть старались не бить, ведь осужденному еще предстояло вернуть краденное и заплатить или отработать штраф.

Воришка, упорно не желавший признавать свою вину или отказывавшийся от публичного покаяния, автоматически переходил в разряд неисправимых злодеев и его бросали в реку к крокодилам. Примерно так же обходились и с грабителями, если те убивали своих жертв.

Кошки в повседневной жизни

Изображение кота в гробнице Небамона. Зал № 61 в Британском музее

Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

или
miw miw

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

Дж. Р. Вегелин. Погребальный обряд кошки (1886).

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок

425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным». Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Саркофаг кошки принца Тутмоса Та-миу (XVIII династия). Каирский музей

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Убийство

Жизнь человека дарована высшими силами и тот, кто ее отнимает, сам достоин смерти. Так с давних пор рассуждали люди, жившие на берегах Нила. Но при этом в Египте различали умышленные и непредумышленные убийства. Умышленное убийство также не всегда каралось лишением жизни — иногда назначались психологические наказание и оно могло быть гораздо страшнее смерти.

Человек, убивший отца или мать, подвергался страшным пыткам и лишь потом его казнили. Родителей, убивших ребенка. наказывали еще изощреннее. Их привязывали к мертвому телу жертвы и на трое суток помещали под охрану, в жаркое место. Казнили убийц только после того, как тело начинало разлагаться.

Французский египтолог Франсуа Дюма утверждает, что египтяне не были особо изощрены в казнях. Чаще всего приговоренного к смерти просто бросали в реку на съедение крокодилам. Иногда смертники удостаивались особой милости — им давали возможность самостоятельно свести счеты с жизнью.

В те далекие времена суд вполне мог претендовать на звание справедливого. Если удавалось доказать, что убийство было непредумышленным, виновному сохраняли жизнь и приговаривали его к штрафу в пользу семьи погибшего. Кроме этого, убийце приходилось пройти особый очищающий ритуал, только после которого он мог войти в свой дом.

Сокрытие факта убийства или недоносительство карались египетскими судами максимально жестоко. Виновные, чаще всего, разделяли участь убийцы и приговаривались к смертной казни. За умышленное убийство священного животного или птицы, например, кошки или ибиса, выносили смертный приговор. Случайное убийство могло повлечь за собой внушительный штраф.

История породы кошек египетская мау

Порода кошек египетская мау является одной из самых древних в мире. Родиной животных является Египет, поэтому мау можно считать потомками нубийских кошек, которые в свое время считались священными.

Как выглядит порода

Порода появилась 5000 лет назад от африканской дикой кошки. Эти хищники жили вместе с людьми, имели спокойный и покладистый характер. По легендам именно дикие кошки начали ловить мышей и змей, тем самым защищая домашнее хозяйство от нашествия вредителей.

Египтяне начали поощрять кошек, и со временем животные стали жить в домах людей.

Современные упоминания египетской мау кошки начинаются в 1951 г. Именно тогда русская княгиня Н. Трубецкая приобрела у египетского посла двух котят. Вскоре княгиня отправилась в США и забрала с собой питомцев. При помощи методов селекции удалось установить максимальные сходства породы с древнеегипетскими предками.

В 1967 г. египетский кот получил признание всей Америки, и вскоре появился первый питомник, а также сообщество владельцев.

Кошки в древнем Египте

Первые упоминания об изображениях кошек датируются 5000-3000 г. д. н. э. Животных боготворили, содержали в уюте и комфорте.

Одна из легенд гласит, что в тело кошки вселялся бог Ра. Быстрый и сильный хищник бросил вызов повелителю тьмы Апофису. После победы Ра о выигранном сражении бога Солнца каждый день напоминал рассвет.

Некоторые считают, что мау была олицетворением богини плодородия и любви Бастет. В древних записях можно часто встретить изображение богини с кошачьей головой.

Лысые сфинксы по легендам были проводниками между миром людей и миром богов. Статуи с изображением этих необычных кошек стояли на входе в святилище египетских фараонов.

Кошка в Египте считалась храмовым питомцем, поэтому к ним относились с особым теплом. После гибели животного тело поддавалось бальзамированию, после чего отправлялось в место упокоения. Хозяева погибшей кошки долго скорбили, носили траур, а также сбривали брови в честь вечной памяти.

К сведению! Убийство кошки кем-то из людей означало, что человека ждет суровое наказание, приравниваемое к смертной казни.

Изображение кошачьих встречается во многих культурах человеческих цивилизаций. Например, бронзовые статуэтки находились в Риме, а крупные изображения являлись неотъемлемой частью скульптур и ювелирных изделий.

Египетская богиня с головой кошки

Кошка в Древнем Египте была объектом поклонения. Их главной покровительницей считалась богиня Бастет.

Богиня с головой кошки очень часто изображалась на объектах массовой культуры, а также до сих пор является символом Египта. Бастет символизировала семейный очаг, благополучие, плодородие, любовь и красоту. Она была признана всевидящей, поэтому входила в стражу бога Ра.

Египетская богиня кошек имела 2 воплощения:

  • положительное — женский облик с головой кошки;
  • отрицательное — женский облик с головой львицы.

Греки ставили богиню Бастет наравне с Афродитой и Артемидой.

В городе Бубастиса был установлен целый храм, посвященный богине Бастет. Именно здесь проводили собрания культа поклонения покровительнице кошачьих.

Как называли кошек в Древнем Египте

Божественных кошек древние египтяне называли «мау», что в переводе означало «видеть». Жители верили, что глаза кошки способны исполнить желание, увидеть загробную жизнь и вызвать дух.

Кошка — священное животное Египта

По мнению большинства ученых и согласно сохранившимся до наших дней документам, кошки занимали особое, почетное место в истории Египта. Именно египтяне первыми приручили это гордое и независимое животное, одомашнив его. Многие исследователи вообще склонны считать, что сама история возникновения домашних кошек неразрывно связана с историей Египта.

Официальная позиция ученых гласит, что именно на территории этой страны произошло скрещивание дикой евро-африканской кошки с камышовым котом, что и послужило толчком к возникновению домашних пород кошек, которые знакомы нам в современности. Археологи в один голос утверждают, что самые первые изображения кошек датируются примерно двухтысячным годом до нашей эры!

Почему же египтянам так приглянулись именно кошки?

Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос. Во-первых, не стоит забывать о том, что Египет всегда считался аграрной страной, для которой самым настоящим бедствием были грызуны

Спасение урожая от этих мелких вредителей становилось практически делом государственной важности. Сохранение зерновых запасов в периоды разлива Нила означало, что население не будет голодать

Именно поэтому сама природа подтолкнула грациозную кошку к восхищенным ее ловкостью и охотничьими навыками египтянам. Кроме того, многие египтяне существенно преуспели в таком нелегком деле, как дрессировка кошек. Оказалось, что эти умные животные прекрасно слушаются команд и с легкостью могут охотиться на всевозможную пернатую дичь и мелких грызунов.

Однако если бы египтяне просто содержали кошек в хозяйственных целях, вряд ли они бы стали таким ярким событием в их жизни и практически наверняка не стали бы частью истории страны.  Но египтяне не просто обожали кошек, они стали поклоняться этому животному, возведя его в один ряд с божественными существами, практически сделав их богами. Для подтверждения этого, можно упомянуть тот факт, что вывоз кошки из Египта (а это расценивалось как похищение кошки у фараона) считался наистрашнейшим преступлением и карался смертной казнью.

Наивысшего расцвета культ поклонения кошек достиг к 1813 году до нашей эры. Именно в это время в дельте реки Нил был возведен храм богини Баст, традиционно изображавшейся в виде женщины с головой кошки. Это место стало центром паломничества египтян со всех уголков страны. Богине преподносили в дар специально созданные маленькие статуэтки кошек, выполненные из керамики и отлитые из бронзы. Неподалеку от храма размещался некрополь, где были забальзамированы и захоронены в специальных саркофагах умершие кошки.

Однако такая огромная любовь к кошкам однажды очень дорого обошлась египтянам. В 525 году до нашей эры Египет подвергся нападению персов. Их царь, Камбиз Второй, пошел на коварную подлость. Зная о невероятной любви и о чувствах святости египтян к кошкам, он приказал своим воинам привязать к своим щитам кошек. Таким образом, у египтян просто не осталось выбора — они не могли стрелять в священное животное и были вынуждены открыть ворота и сдаться практически без боя. Тем самым, Камбиз своей изощренной жестокостью смог завоевать Египет.

Изображения кошек встречаются практически на всех папирусах и стенах гробниц. Археологи и по сей день находят статуэтки кошек, выполненные из самых разнообразных материалов — слоновой кости, камня, глины и многих других. У египетских девушек было принято носить специальные амулеты с начертаниями кошек, которые символизировали плодородие. Кошкам же молились о детях, поэтому и количество котят на амулетах означало то количество детей, которое семья хотела бы иметь.

Отношение к кошкам сегодня в Египте похоже на отношение к ним в любой другой стране: кто-то их на дух не выносит, а кто-то просто обожает. Но многовековое поклонение этим изящным животным не могло не оставить свой отпечаток — кошек стараются не обижать, и до сих пор кошек с упоением рисуют на картинах, снимают о них фильмы, упоминают в повседневных разговорах. Любовь и почитание к кошке, пожалуй, заложено в египтянах на генетическом уровне.

3 Малоизвестные факты

Потомками священных нубийских кошек являются современные египетские мау, которые прославились на весь мир благодаря своему природному леопардовому окрасу. Существует также версия о том, что первые кошки страны пирамид были потомками камышовых и степных котов. Особую роль при дворе фараона играли и бесшерстные животные — сфинксы, которые со временем исчезли с территории Египта и возродились к жизни в Канаде только в 70-х годах XX века.

Интересные факты о древнеегипетских кошках, которые лишь подчеркивают их значимость для жителей страны пирамид:

  • Почти у всех простых египтян была своя пушистая любимица. Для нее оставляли в качестве угощения свежую рыбу, ухаживали, как за самым почетным членом семьи, и верили, что за это она будет защищать всех жильцов дома. Если внезапно начинался пожар, питомицу выносили из пылающего здания первой и только потом детей.
  • Египтяне оберегали священную кошку и препятствовали ее вывозу за пределы страны, поскольку зверек являлся собственностью самого фараона. Нарушение этого правила каралось смертной казнью, а животные, покинувшие государство, возвращались обратно домой с помощью выкупа или похищения.
  • Даже за неумышленное убийство маленького крысолова преступник расплачивался собственной жизнью. Греческий историк Диодор Сицилийский засвидетельствовал случай, как один из римлян случайно проехал по зверьку на колеснице и был за это растерзан разгневанными египтянами.
  • Если пушистая любимица погибала, ее похороны проходили с большими почестями и погребальными песнями, а хозяева сбривали брови и волосы на голове в дань уважения и погружались в длительный 70-дневный траур.

Умерших животных мумифицировали, оборачивая в льняную ткань с орнаментами и священными молитвами и умащивая тело благовониями и маслами. Считалось, что душа питомца благодаря этому обряду обретет способность возрождаться в новом теле. Богатые граждане надевали на мумию золотую маску, помещали ее в деревянный, бронзовый или золотой саркофаг и оставляли в гробнице любимые игрушки и забальзамированные тушки мышей.

Фото мумии кошки, выставленной в Лувре

Но поклонение пушистой любимице некогда сыграло с египтянами злую шутку. Если верить записям историка Птолемея, в 525 г. до н.э. кошки отрицательно повлияли на результаты осады персидскими войсками пограничного города Пелузия. Обстоятельства вынудили персов встать под стенами, поскольку они не отличались умением штурмовать хорошо защищенные города.

Тогда царь Камбиз II приказал поймать множество кошек и привязать их к доспехам и щитам воинов, шагающих впереди всего войска. Увидев это, египтяне не осмелились применить копья и стрелы, чтобы не покалечить ни одно священное животное. В результате битва была проиграна. Но несмотря ни на что кошки продолжали обожествляться в Египте вплоть до завоевания страны греками, а чуть позднее римскими легионами.

Культ кошек в древнем Египте

Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумии помещались в деревянные или известняковые саркофаги, иногда украшенные золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенных саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй–четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э). Закон был также на стороне этого священного животного. За убийство кошки, даже непредумышленное, грозило суровое наказание вплоть до смертной казни.

Поклонение кошке однажды подвело египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они хорошо были видны (по другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога до завоевания страны греками, а чуть позднее и римлянам.

Что интересно. Распространению кошек за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось. Это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Чем оно каралось, думаю, говорить не стоит. Когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы вернуть тех обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

Почему в Египте почитали кошек

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допустите Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа семейной любимицы могла возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ею при жизни, и даже мумии мышек.

Взяточничество

Случаи взяточничества обычно не рассматривались судами. Пойманных за этим чиновников просто увольняли и понижали в социальном статусе до уровня простого крестьянина. Но были и судебные процессы.

Не все были этим довольны. В одной из найденных рукописей обнаружилась молитва осужденного к богу Амону: «Услышь меня, о Амон. Я бедный человек, а суд требует серебра и золота. Сделай что-нибудь, о Амон».

Когда дела о взяточничестве доходили до суда, некоторые обвиняемые проявляли находчивость. В одном из папирусов описывается, как обвиняемый дал взятку писарю суда, и тот вынес на улицу и передал ему все материалы дела.

Правообладатель иллюстрации Universal History Archive/Getty Images

Один из обвиняемых, который был задержан в связи с разграблением гробниц во время правления Рамзеса IX, утверждал, что также был освобожден из-под ареста после того, как заплатил взятку.

«Меня арестовали и держали в кабинете городничего Тибы. Я отдал им мою долю из 20 слитков золота», — приводятся его слова в книге «Преступление и наказание в Древнем Египте».

Характер и поведение кошек египетская мау: достоинства и недостатки

Эта порода имеет мягкий и игривый характер. Питомцы отличаются особой верностью своим хозяевам. Если семья состоит из нескольких человек, то животное выбирает себе одного представителя, которому будет верно служить.

Представители данной породы не любят одиночество и предпочитают проводить время в компании хозяина. Мау очень умны и активны, поэтому им требуется большое разнообразие игрушек. У кошек прекрасно развит инстинкт охоты, поэтому они часами могут выслеживать добычу. Прекрасными игрушками для мау станут вещи, которые двигаются, например, веревки, фантики, привязанные на нитку мышки.

Достоинства породы:

  • крепкое здоровье;
  • преданность хозяину;
  • игривость;
  • поддаются дрессировке;
  • неприхотливы в еде.

Недостатки:

  • редкая порода;
  • высокая стоимость;
  • не переносит одиночество;
  • мошенничество при покупке;
  • склонны к перееданию.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector