Посещая туалет на паруснике, древние моряки рисковали оказаться за бортом
Содержание:
- Охрана окружающей среды
- Как дело с туалетами обстоит сегодня
- Антисанитария и наказание
- 7.
- Туалеты для офицеров
- 10.
- Где располагался туалет для матросов и пассажиров
- Опасное предприятие
- Оснащение кораблей первыми туалетами не решило всех проблем
- Комфорт с риском, или почему матросам не нравилось ходить в туалет на старинных кораблях
- Новые технологии расширяют возможности
- Как первый астронавт NASA сходил прямо под себя
Охрана окружающей среды
Туалеты современных судов безопасны. Но при этом и экологичными уборные ходящих по морю в наши дни кораблей, к сожалению, в большинстве случаев назвать нельзя. Ведь конструкция туалетов на многих судах такова, что стоки из них попадают непосредственно в море.
Однако обеспечению чистоты океана в настоящее время все же уделяется довольно-таки много внимания. Касается это в том числе и корабельных туалетов. Согласно международным правилам, к примеру, в некоторых зонах океана сливать нечистоты категорически запрещается.
Поэтому, помимо собственно самих туалетов, на кораблях сегодня обычно устанавливаются и специальные танки-септики. Нечистоты, попадающие в такие емкости из гальюнов, сначала измельчаются, а затем заражаются и перерабатываются особыми бактериями. В итоге в септике остается малоопасная для окружающей среды биомасса.
В последующем такие переработанные отходы из уборных обычно также просто выбрасываются за борт. Но в некоторых местах океана в воду международными правилами запрещается отправлять и такую переработанную биомассу. Поэтому иногда моряки бывают вынуждены везти преобразованные в септиках нечистоты в порты и сдавать их в специальные приемные пункты.
Как дело с туалетами обстоит сегодня
В наши дни на круизных лайнерах и пассажирских кораблях, поскольку путешествия на них стоят дорого, безусловно, предусматриваются достаточно комфортные и хорошо оснащенные туалеты. Однако при этом на обычных судах, используемых для перевозки товаров и грузов или же военных, еще и сегодня зачастую обустраиваются, хотя и безопасные, но не слишком удобные уборные.
Во многих случаях на современных судах можно видеть туалеты, представляющие собой обычную чашу с подставками для ступней с двух сторон и присоединенной снизу трубой, выходящей прямо в море. Из таких унитазов при сильном шторме, помимо всего прочего, может бить столб воды, что, конечно же, не слишком приятно.
Антисанитария и наказание
Туалеты на парусниках, таким образом, были крайне небезопасными. Из-за этого посещать их древние матросы зачастую попросту избегали. Чтобы лишний раз не рисковать жизнью, во время шторма моряки просто-напросто справляли нужду в укромных частях корабля — за пушками, в темных углах трюма и пр.
Перестала выбрасывать арбузные корки, когда узнала, что из них делают варенье
«Стены-змеи» из одного кирпича: почему еще эта конструкция является выгодной
Прямые или изогнутые? Какие огурцы выбрать, чтобы не разочароваться во вкусе
От риска быть смытыми в море члены команды парусника в плохую погоду, таким образом, избавлялись. Но при этом матросы сильно рисковали пострадать материально. Для борьбы с антисанитарией на российских парусниках в 1720 г. в устав был включен специальный пункт, вменяющий в обязанности корабельных профосов — лиц, отвечающих за исполнение телесных наказаний и содержание провинившихся под арестом — следить за чистотой на борту.
Матросы, уличенные в разведении антисанитарии на корабле, штрафовались на ощутимые суммы. Помимо этого, попавшийся член команды еще и рисковал быть арестованным и в дальнейшем выпоротым. Однако подобные меры моряков в прошлом все же не останавливали. Лишиться жизни, посещая носовой туалет парусника, было перспективой куда более сомнительной, чем обычная порка.
7.
Модель четко передает назначение носовой части парусника.
Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря – это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.
Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.
Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос – должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, – следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.
Туалеты для офицеров
Гальюны для простых матросов на древних парусниках не отличались не только удобством, но и элементарной безопасностью. При этом туалеты для офицеров и почетных пассажиров на кораблях в минувшие века были все же относительно комфортными.
Располагались гальюны для корабельной элиты обычно в задней части судна. При этом работали они по тому же принципу, что и туалеты в средневековых замках. По обеим сторонам кормы древних парусников выступали штульцы — специальные круглые свесы. В одном из таких помещений хранились морские карты и разного рода навигационные приборы. Другой же представлял собой собственно гальюн, предназначенный для офицеров.
Конечно же, уборная на корабле, оборудованная для командного состава, была тесной и не особенно комфортной. Однако все же это было имеющее со всех сторон стены помещение. А потому быть смытыми в море офицеры древних кораблей не рисковали. Безопасные туалеты на судах в далекие времена считались одной из основных привилегий командного состава.
В Пекине вновь запрещен туризм из-за нового всплеска коронавируса
Маша Малиновская показала результат еще одного свого бьюти-преображения
Валерия — мамина дочка. Галина Николаевна в свои 82 года — настоящая красотка
10.
А вот, как обстояли дела у старших офицеров и капитана корабля.
Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.
В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.
Интересности
24 сентября, 2018
862 просмотра
Где располагался туалет для матросов и пассажиров
Древние суда с их роскошными парусами и фигурами мистических существ на носу, безусловно, навсегда останутся символом романтики и стремления человека к новым открытиям. Любоваться легкими бригами и бригантинами можно бесконечно. Однако жизнь самих моряков, плававших на таких судах в прошлом, была, к сожалению, очень тяжелой. Быт матросов минувших веков имел множество неприглядных сторон.
Носовые части древних парусников, восхищающие современных романтиков, изначально устанавливались на судах для устрашения врагов, представляя собой фигуры гурий, драконов и пр. Позднее такие деревянные скульптуры превратились в чисто декоративную деталь, украшающую корабль.
Выглядели носовые части древних парусников, безусловно, эффектно. Но при этом, по-сути, представляли они собой внешнюю отделку корабельного туалета. Именно за этими декоративными скульптурами на кораблях когда-то и располагались уборные, предназначенные для простых матросов.
Материнская любовь: женщина много лет искала дочь, пропавшую во время Холокоста
Spatial позволяет встречаться через виртуальную реальность
Она учит Драко ненавидеть: хорошие и плохие качества Нарциссы Малфой как матери
На самом носу палуба древнего парусника плавно переходила в решетчатый настил с отверстием. Над последним устанавливалось специальное сиденье-унитаз для матросов.
Опасное предприятие
Располагалось отхожее место, предназначенное для матросов и простых пассажиров, на парусниках, таким образом, непосредственно на открытой палубе. При этом от морской стихии носовой туалет отделяли только тонкие поручни или даже просто натянутые канаты. Соответственно, и посещение такой уборной было делом очень опасным.
Во время штормов часто случалось так, что матросов при посещении туалета просто-напросто смывало водой за борт. Оказаться же посреди бушующих волн в открытом море было равносильно смерти. Как правило, к тому моменту, когда пропажу одного из моряков замечали, парусник уже уходил от места происшествия настолько далеко, что искать бедолагу было предприятием абсолютно бесполезным.
Оснащение кораблей первыми туалетами не решило всех проблем
Так наступила эра космических шаттлов, а вместе с ними в космос пришли женщины и, наконец, туалеты! Для того чтобы женщины-астронавты могли справлять маленькую нужду во время запуска и выходов в открытый космос NASA разработало систему Disposable Absorption Containment Trunk, представлявшую все те же шорты с несколькими абсорбирующими слоями.
Такой подгузник мог впитывать до 3,75 чашек урины
Космические шаттлы начали комплектоваться настоящими туалетами Waste Collection System стоимостью 50 000 долларов каждый. Тем не менее использовать в условиях невесомости их было нелегко. Диаметр отверстия унитаза составлял всего 10 сантиметров, что равнялось примерно четверти диаметра отверстия земного аналога. Для того чтобы пользоваться таким туалетом, астронавтов несколько месяцев тренировали на Земле. В некоторых случаях под сидением использовалась установленная камера, которая помогала лучше «прицелится».
Симулятор космического туалета шаттла
Разумеется, никакой туалетной бумаги здесь не предусматривалось. Она могла создать дополнительный источник загрязнения.
Астронавт Майк Массимино как-то рассказал, что для того чтобы удобно уместиться на космическом унитазе он использовал поручни. В итоге все выглядело так, как будто астронавт держался за ручки чоппера (американский мотоцикл с удлиненной рамой). Сегодняшние астронавты и космонавты, работающие на борту Международной космической станции, имеют гораздо больше удобств. В туалетах вместо воды используется вакуум. Твердые отходы собираются в специальные сетчатые пластиковые мешки, которые некоторое время хранятся в алюминиевых 20-литровых контейнерах. Заполненные контейнеры перекладывают в транспортный грузовой корабль «Прогресс» для дальнейшей утилизации. После всасывания жидкие отходы собираются с помощью специального шланга с насадкой, которым могут воспользоваться как мужчины, так и женщины, а затем передаются системе регенерации, восстанавливающей их до состояния питьевой воды, которая используется в техническом контуре станции.
Итальянский астронавт Европейского космического агентства Саманта Кристофоретти демонстрирует мешок для сбора твердых отходов.
Бывший астронавт NASA Пегги Уитсон, которая провела в космосе больше любого другого астронавта NASA, в интервью Business Insider рассказала о том, что находится в невесомости, в состоянии парения – здорово, но вот ходить в туалет – та еще морока.
Комфорт с риском, или почему матросам не нравилось ходить в туалет на старинных кораблях
Во все времена люди ценили комфорт. И сегодня каждый из нас максимально им обеспечен, вне зависимости от того, где находится – и на суше и в море. Конечно, среди удобств основным должно быть удовлетворение физиологических потребностей. Проще говоря, без туалета никуда. Но если в современном мире все допустимые удобства в любых условиях – это норма, то в прошлом дело обстояло несколько иначе. Ведь, несмотря на то, что отхожие места на старинных парусниках все-таки были, каждое их «посещение» сопровождалось немалым риском.
Несколько веков назад люди также заботились о своем комфорте в меру своих возможностей. Поэтому практически все судна, особенно те, которые были предназначены для дальних плаваний, были оснащены гальюном – «туалетом флотилии». Вот только особенности его расположения и конструкции сегодня кажутся довольно необычными.
Вот такой он матросский гальюн
Гальюн находился в носовой части судна на верхней палубе, где был небольшая открытая площадка. Она являлась началом бушприта – деревянной балки, наклоненной под углом 30-40 градусов и предназначенной для установки определенных частей вооружения корабля.
Непосредственно туалеты располагались на этом участке вдоль правого и левого бортов. Гальюн был матросским отхожим местом, поэтому особыми удобствами не располагал и представлял собой только лишь сидение с отверстием снизу.
И именно та самая носовая часть судна часто была украшена красивыми резными скульптурами людей или животных. Из-за близкого нахождения к отхожему месту матросов эти статуи назывались «гальюнными фигурами».
Интересный факт: довольно часто на нос корабля помещались именно женские фигуры, хотя нахождение особы женского пола на борту по-прежнему считалось плохой приметой. Причиной столь оригинального выбора были все те же поверья: считалось, что эти статуи играют роль талисмана и «ангела-хранителя» судна и могут защищать от невзгод во время плавания.
Сами матросы не любили свои туалеты. Причиной была их небезопасность. Дело в том, что находящиеся на открытом пространстве гальюны никак не могли защитить человека от высоких волн или сильных порывов ветра, которые могли выбросить несчастного за борт.
Для офицеров гальюны были более комфортные
К сожалению, в те времена падение в открытое море или океан часто заканчивалось трагично. Ведь человек в одиночку не был способен справиться с водной стихией. Но даже если его заметят, то спасение не всегда поспевало вовремя – парусники очень зависели от потоков воздуха, и судно уходило слишком далеко, прежде чем упавшему за борт могли помочь. А сам человек никак не мог угнаться за кораблем.
На современном корабле гальюны более комфортные. Могут быть одноместные…
Постоянный риск, с которым было связано простое удовлетворение физиологии, не прибавляло матросам любви к гальюнам. Поэтому они нередко, вместо опасного путешествия к носу корабля находили какой-нибудь темный угол в трюме или пушку, за которой можно было спрятаться.
…А могут быть и многоместные
Удивительно, но эта нелюбовь к гальюну среди матросов дала старт новой должности на корабле. Так, в 1720 году российским морским уставом была официально закреплена должность корабельного профоса – лица, следившего за арестантами и ответственного за «раздачу» телесных наказаний. В том числе в обязанности человека на этой должности входило поддержание чистоты на корабле.
Проще говоря, профос должен был заниматься уборкой за заключенными и не очень смелыми матросами продуктов их жизнедеятельности из неположенных для этого мест. Конечно, тех, кого ловили за «разведением» антисанитарии, подвергали телесным наказаниям. Но даже угроза получить палкой или кнутом по спине прибавляла некоторым морякам желания подвергать свою жизнь риску использованием гальюна.
А это уже супер комфортабельный современный корабельный гальюн
У офицеров флота таких проблем не возникало, так как пользоваться туалетом на палубе им попросту не было необходимости. Для высших чинов на корабле были предусмотрены более комфортные условия для удовлетворения своих физиологических потребностей.
Проживая в кают-компаниях, офицеры и отхожие места имели поближе к нему. Это были штульцы – круглые свесы по бокам в кормовой части судна. Помимо собственно, кабинки туалета, там также могли храниться путевые карты или оборудование для навигации.
Новые технологии расширяют возможности
В прошлом году NASA провело конкурс на разработку портативной системы, которая позволит астронавтам ходить в туалет при долгом нахождении в скафандрах, например, при длительном полете на Марс. Устройство ниже на фотографии получило первый приз в размере 15 000 долларов.
Система подразумевает наличие небольшого соединительного отверстия в районе промежности скафандра, к которому можно будет подключать трубки и пакеты для сбора жидких и твердых отходов. Если верить описанию, система даже позволяет менять астронавту нижнее белье без необходимости снимать скафандр.
Разработчик устройства Тэтчер Кардон вместе со своей женой и детьми днями и ночами работали над созданием рабочего прототипа.
В NASA говорят, что пока не готовы полноценно использовать придуманную Кардоном портативную систему утилизации отходов в своих нынешних скафандрах, однако в будущем агентство может принять на вооружение «некоторые особенности» устройства при разработке будущих скафандров.
Кардон считает, что аналогичный дизайн клапанов на скафандрах может очень пригодиться в будущем. Например, при необходимости проведения экстренных медицинских операций.
Обсудить все тяготы, с которыми пришлось столкнуться американским астронавтам, можно в нашем официальном Telegram-чате Hi-News.ru.
Как первый астронавт NASA сходил прямо под себя
Когда 5 мая 1961 года Алан Шепард, первый в истории США человек, отправился в космос, в планы NASA не входила вероятность того, что этому человеку может захотеться в туалет в самый ответственный момент. Планируемая продолжительность полета составляла всего около 15 минут. Однако инженеры агентства не учли того, сколько фактически времени Шепард может провести внутри космического аппарата, ожидая запуск.
Астронавт Алан Шепард рядом с капсулой космического корабля «Меркурий» после приземления.
Какое-то время все шло хорошо, но затем Шепард почувствовал, что его мочевой пузырь очень некомфортно переполняется. Команда миссии по отправке первого американца в космос настояла на том, чтобы астронавт оставался на своем месте, поэтому Шепард дал понять ЦУПу, что собирается сходить по-маленькому прямо под себя. И сходил.
После этого случая в NASA стали думать об оснащении астронавтов средствами, позволяющими сходить в туалет в любой момент космической миссии. Первые мочесборники выглядели как огромные сворачивающиеся презервативы и шли в трех разных размерах. Нужно ли говорить, что устройство подразумевалось только для использования мужчинами? Ни о каких женщинах-астронавтах в то время речи не велось.
Космический мочесборник.
Выполненный из латекса, мочеприемник соединялся с пластиковой трубкой, клапаном на скафандре со специальным зажимом, а также специальной сумкой-мочесборником. Система была далеко неидеальной и иногда давала течи. Однако эти мочеприемники использовались, например, Джоном Гленном в рамках первого для США орбитального космического полета миссии «Меркурий-Атлас-6». Длительность полета составила 4 часа 55 минут.
Во времена «Джемини», второй программы космических полетов в 60-х годах, в NASA стали думать о том, как позволить астронавтам ходить «по-большому». Следует отметить, что первые устройства, предназначавшиеся для этого, выглядели как обычные мешки, прилепленные к пятой точке астронавтов.
Приспособление, которое использовалось в программе «Аполлон» оказалось не многим лучше и удобнее, поскольку в нем по-прежнему использовалась мешочная система. В итоге хождение в туалет в космосе всегда оказывалось настоящим приключением. По этому поводу в NASA даже вели отчет о том, сколько раз тот или иной астронавт ходил в туалет в рамках очередной миссии «Аполлон».