Глава 3. утоляем жажду скорости
Содержание:
Введение[править]
Появление квантовой механики привело к огромной революции не только в физике, но и в смежных дисциплинах — в химии это объяснило структуру молекул и позволило предсказывать свойства новых соединений (см. квантовая химия). Квантовая теория помогла развитию и техники полупроводников, без которой совершенно немыслима современная электроника, а также способствовала созданию квантовых генераторов излучения — лазеров, прочно вошедших в повседневную жизнь человека.
Важнейшее последствие открытий в квантовой физике, теории относительности и ядерной физике — овладение ядерной энергией. Это наиболее известное широкой публике достижение физики.
Большой взрыв и расширение Вселенной
Наиболее впечатляющим достижением физики середины XX века, которое должно иметь огромные последствия для мировоззрения и философии — открытие расширения Вселенной, а впоследствии открытия существования «начала Вселенной» — Большого взрыва.
Сейчас крупные фундаментальные открытия происходят и ожидаются в астрофизике и в космологии. В космологии обнаружили существование тёмной материи и тёмной энергии — невидимой современными инструментами материи и энергии, которая, однако, участвует в гравитационном взаимодействии. Тёмная материя и энергия составляет подавляющую долю в массе вещества Вселенной и определяет её эволюцию и дальнейшую судьбу. Недавно открытое впечатляющее проявление тёмной энергии — ускорение расширения Вселенной. Важнейшее открытие астрофизики — обнаружение планетных систем у далёких звёзд (см. Экзопланеты). Это поможет ответить на важнейший вопрос — одиноко ли человечество во Вселенной, а также позволит выяснить, ограничено ли время жизни цивилизации, см. Уравнение Дрейка.
«Стандартная Модель» в физике элементарных частиц даёт нам законы поведения микромира практически при всех доступных человечеству энергиях. Однако она является не «окончательной теорией», а лишь низкоэнергетическим проявлением неких более глубоких, пока не известных нам законов. Поэтому поиск не предсказываемых Стандартной Моделью эффектов, которые были бы окном в мир «новой физики», является важным направлением современной физики элементарных частиц. Такие эффекты ищутся как на ускорителях, так и в неускорительных экспериментах.
В настоящее время физики интересуются не только «фундаментальными» эффектами (в частности, происходящими при высоких энергиях), но и «сложными», т. е. эффектами, которые описываются давно известными фундаментальными законами, но происходят в очень сложных для понимания (неравновесных и нелинейных) системах многих частиц. Построенная современной физикой картина окружающего мира не только позволяет предсказывать его изменения, но и подчеркивает принципиальную ограниченность таких предсказаний. Так, развитие теории устойчивости и нелинейной динамики привело к открытию спонтанного возникновения хаоса в детерминированных системах.
8 класс
01. Тепловые явления
- 01. Тепловое движение. Температура
- 02. Внутренняя энергия
- 03. Способы изменения внутренней энергии
- 04. Теплопроводность
- 05. Конвекция
- 06. Излучение
- 07. Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
- 08. Количество теплоты. Единицы количества теплоты
- 09. Удельная теплоёмкость
- 10. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении
- 11. Лабораторная работа. Измерение удельной теплоемкости твердого тела
- 12. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
- 13. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
- 14. Уравнение теплового баланса
02. Агрегатные состояния вещества
- 01. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
- 02. Удельная теплота плавления
- 03. Решение задач по теме Нагревание и плавление кристаллических тел
- 04. Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара
- 05. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации
- 06. Решение задач по теме Агрегатные состояния вещества. Переходы из одного агрегатного состояния в другое
- 07. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха
- 08. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания
- 09. Паровая турбина. КПД теплового двигателя
- 10. Решение задач по теме КПД
- 11. Решение более сложных задач по теме Изменение агрегатных состояний вещества
03. Электромагнитные явления
- 01. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов
- 02. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества
- 03. Электрическое поле
- 04. Делимость электрического заряда. Строение атомов
- 05. Объяснение электрических явлений
- 06. Электрический ток. Источники электрического тока
- 07. Электрическая цепь и ее составные части
- 08. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока
- 09. Сила тока. Единицы силы тока
- 10. Амперметр. Измерение силы тока
- 11. Электрическое напряжение
- 12. Электрическое сопротивление проводника. Единица сопротивления
- 13. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи
- 14. Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление
- 15. Реостаты
- 16. Последовательное соединение проводников
- 17. Параллельное соединение проводников
- 18. Решение задач на тему Электрическое сопротивление. Закон Ома
- 19. Решение задач по теме Смешанное соединение проводников
- 20. Работа электрического тока
- 21. Мощность электрического тока
- 22. Решение задач по теме Работа и мощность электрического тока
- 23. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца
- 24. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы
- 25. Короткое замыкание. Предохранители
- 26. Решение задач по теме Электрические явления
- 27. Варианты контрольной работы Электрические явления
- 28. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии
- 29. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты
- 30. Применение электромагнитов
- 31. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли
- 32. Действие магнитного поля на проводники с током. Электрический двигатель
- 33. Повторение темы Электромагнитные явления
- 34. Контрольная работа по теме Электромагнитные явления
04. Световые явления
- 01. Источники света. Распространение света
- 02. Отражение света
- 03. Плоское зеркало
- 04. Преломление света
- 05. Линзы. Оптическая сила линзы
- 06. Изображения, даваемые линзой
- 07. Лабораторная работа Получение изображения при помощи линзы
- 08. Повторение темы Световые явления
Основные теории
Хотя физика имеет дело с разнообразными системами, некоторые физические теории применимы в больших областях физики. Такие теории считаются в целом верными при дополнительных ограничениях. Например, классическая механика верна, если размеры исследуемых объектов намного больше размеров атомов, скорости существенно меньше скорости света, и гравитационные силы малы. Эти теории всё ещё активно исследуются; например, такой аспект классической механики, как теория хаоса был открыт только в XX веке. Они составляют основу для всех физических исследований. В рамках этих теорий М. В. Ломоносов объяснил причины агрегатных состояний веществ (твёрдое, жидкое и газообразное состояния) и разработал теорию теплоты.
Теория | Основные разделы | Понятия |
---|---|---|
Классическая механика | Законы Ньютона — Лагранжева механика — Гамильтонова механика — Теория хаоса — Гидродинамика — Геофизическая гидродинамика — Механика сплошных сред | Вещество — Пространство — Время — Энергия — Движение — Масса — Длина — Скорость — Сила — Мощность — Работа — Закон сохранения — Момент инерции — Угловой момент — Момент силы — Волна — Действие — Размерность |
Электромагнетизм | Электростатика — Электричество — Магнитостатика — Магнетизм — Уравнения Максвелла — Электродинамика — Магнитная гидродинамика | Электрический заряд — Напряжение — Ток — Электрическое поле — Магнитное поле — Электромагнитное поле — Электромагнитное излучение — Сопротивление — Электродвижущая сила |
Термодинамика и Статистическая физика | Тепловая машина — Молекулярно-кинетическая теория — Неравновесная термодинамика | Удельный объём (Плотность) — Давление — Температура — Постоянная Больцмана — Энтропия — Свободная энергия — Термодинамическое равновесие — Статистическая сумма — Микроканоническое распределение — Большое каноническое распределение — Количество теплоты |
Квантовая механика | Уравнение Шрёдингера — Интеграл Фейнмана — Квантовая теория поля | Гамильтониан — Тождественные частицы — Постоянная Планка — Измерение — Квантовый осциллятор — Волновая функция — Нулевая энергия — Перенормировка |
Теория относительности | Специальная теория относительности — Общая теория относительности — Релятивистская гидродинамика | Принцип относительности — 4-вектор — Пространство-время — Световой конус — Мировая линия — Скорость света — Относительность одновременности — Тензор энергии-импульса — Кривизна пространства-времени — Чёрная дыра |
Связываем ускорение, время и перемещение
Итак, в этой главе вы познакомились с четырьмя параметрами движения: ускорением, скоростью, временем и перемещением. Перемещение и время связаны следующим простым соотношением для скорости:
Аналогично, скорость и время связаны следующим простым соотношением для ускорения:
Однако эти соотношения связывают только по два “уровня” переменных, т.е. скорость с перемещением и временем, а ускорение со скоростью и временем. А как связать три “уровня” переменных, т.е. ускорение со временем и перемещением?
Допустим, что вы участвуете в гонке и после пробного заезда хотели бы знать ускорение, которое способен обеспечить ваш автомобиль по известному пройденному пути 402 метра за 5,5 секунд. Таким образом, получается задача, в которой нужно связать ускорение с перемещением и временем.
Итак, для решения этой задачи нужно вывести уравнение связи ускорения с перемещением и временем.
Не такие уж и далекие связи
Попробуем связать ускорение, перемещение и время, жонглируя разными переменными, пока не получим нужный результат. Перемещение равно средней скорости, умноженной на время:
Итак, у нас есть отправная точка. Какова средняя скорость автомобиля из предыдущего примера? Начальная скорость была равна 0, а конечная — очень большой. Поскольку ускорение было постоянным, то скорость росла линейно от нуля до конечного значения (рис. 3.5).
При постоянном ускорении средняя скорость равна половине суммы конечной и начальной скоростей:
Конечная скорость равна:
Тогда средняя скорость равна:
Теперь подставим это выражение для средней скорости в уравнение для перемещения \( s=\overline{v}t \) и получим:
Теперь вместо переменной \( t \) можно подставить исходную разность конечного и начального моментов времени и получим:
Ура! Мы вывели одно из наиболее важных соотношений между ускорением, перемещением, временем и скоростью, которые используются в физических задачах.
Выводим более сложные соотношения
А что если движение началось не с нулевой начальной скоростью? Как в таком случае связать ускорение, время и перемещение? Как такое начальное значение скорости, например 100 миль в час, повлияет на величину пройденного расстояния? Поскольку расстояние равно скорости, умноженной на время, то искомое соотношение имеет следующий вид:
Такое выражение не так уж и легко запомнить, если, конечно, вы не обладаете фотографической памятью. Сложно даже запомнить более простую формулу связи между перемещением и временем для движения с постоянным ускорением, с нулевого начального момента и с нулевой начальной скоростью:
Так каким же было ускорение автомобиля в одном из предыдущих примеров? Теперь мы знаем, как связаны перемещение, ускорение и время, и для ответа на этот вопрос нужно применить алгебраические навыки. Итак, мы имеем:
После деления обеих частей на \( t^2 \) и умножения на 2 получим:
Великолепно! Подставляя числа, получим:
Итак, получилось, что ускорение автомобиля равно 27 метров в секунду в квадрате. Насколько велико это ускорение? Например, ускорение свободного падения в поле тяготения Земли, \( g \), равно около 9,8 метров в секунду в квадрате, т.е. ускорение автомобиля приблизительно равно \( 2,7g \).
Что изучает физика?
Слово «физика» возникло в глубокой древности. Родоначальником физики был ученый Аристотель (Др. Греция 384-322 г.г. до н. э.). Он написал книгу «Физика», посвященную исследованиям природы. Значит, греческое слово «физика» — это наука о природе.
Примеры изучения физики: свет, звук, лёд, радуга (Источник unsplash.com)
Природа — все живое и неживое в окружающем нас мире. Все, что связано с любыми природными объектами, о которых можно судить по ощущениям человека – это материя. В классе – парты, стулья, учебники, карандаши, ручки; в столовой – вкусные обеды и завтраки, аппетитные запахи; на улице – машины, люди, здания, ветер, бегущие после дождя ручейки; дома – знакомые вещи, мебель; в лесу – деревья, кусты, трава, птицы, животные.
Эти и другие предметы называются физическими телами. Тело состоит из вещества. Например, линейка может быть деревянной, стальной, пластмассовой. Поэтому, сталь, дерево, пластмасса – это физические вещества.
Некоторые тела состоят из одного вещества, другие – из нескольких, например, бронза – сплав меди и олова. Тела, состоящие из одного вещества, называются однородными, а из нескольких веществ – неоднородными.
Вещество можно видеть, ощущать, фиксировать при помощи органов чувств. Но существует еще один вид материи, которая регистрируется только приборами. Это поле. Поле определяет притяжение тел к Земле, а планет к Солнцу. Останкинскую телебашню и телевизоры в домах соединяют между собой также физические поля.
Магнитное поле вокруг Земли ()
Понятия «материя» и «поле» более глубоко изучаются в старших классах.