Архитектурные стили замков средневековья

Примечания

  1. Liddiard (2005) — стр. 15-17
  2. Herlihy (1970) — стр. 27-28
  3. Coulson (2003) — стр. 16
  4. Creighton & Higham (2003) — стр. 6-7
  5. Duffy (1979) — стр. 23-25
  6. Allen Brown (1976) — стр. 2-6
  7. Turnbull (2003) — стр. 5
  8. Ворота // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  9. Воротники, сторожа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. McNeill (1992) — стр. 39-40
  11. McNeill 1992, стр. 39-40.
  12. McNeill 1992, стр. 43.
  13. Bachrach 1991, стр. 47-52
  14. Erlande-Brandenburg 1995, pp. 121—126.
  15. Higham & Barker 1992, стр. 84-88.

Средневековые замки Европы, видео

И напоследок интересный документальный фильм об истории средневековых замков в Европе.

https://youtube.com/watch?v=mnaaoLPtDf0

P. S. И почти на правах рекламы, но ключевое «почти», особым вдохновением при написании этой статьи стала недавно вышедшая компьютерная игра Kingdom come Deliverance, которая сделана на основе настоящих исторических событий, некогда происходивших в средневековой Чехии, и представляет собой помимо всего прочего отличный виртуальный экскурс в историю европейского средневековья. Одним словом, наш исторический сайт ее рекомендует всем читателям.

Стили историзма в архитектуре

Это направление тяготеет к осознанному воссозданию форм и содержанию исторических стилей архитектуры прошлого. Может одновременно соединять в себе несколько старинных направлений и вносить новые элементы. Это, своего рода, плавное отмежевание от классицизма, время эклектизма в архитектуре.

Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Ostend, неоготика, 1899–1908 Бельгия

К нему относят

  • субъективные интерпретации неоготики и неоренессанса с новыми для них элементами,
  • комбинации с неомавританским или византийским стилями,
  • вариации на тему барокко — необарокко
  • и тему греческого стиля — неогрек.

Историзм в России оформился в «псевдорусский стиль».

Гармоничное сочетание форм прошлых стилей характерно для чистого историзма. Позднему историзму присуще ориентироваться на период барокко в возрождении — необарокко.

Современная архитектура, используя этот стиль в наше время, создала ещё один вид, которое получило название Нео-историзм.

Более полное описание архитектурных стилей этого периода читайте и смотрите в статьях «Историзм в архитектуре» и «Эклектика в архитектуре«.

Неприступные исполины

Такие башни возводили из камня. Деревянные крепости уже не могли обеспечить должную защиту от огня, метательных и осадных орудий. Помимо этого, каменное сооружение гораздо лучше подходило знати – появилась возможность сделать большие и безопасные комнаты, которые были хорошо защищены от непогоды. В них можно было делать огромные камины, которые обогревали бы холодные каменные помещения. А деревянное здание позволяло сделать лишь небольшой очаг.

Архитекторы всегда учитывали рельеф местности при строительстве и выбирали самые выгодные места для обороны под будущие замки. Донжоны, в свою очередь, высоко поднимались даже над уровнем крепости, что не только позволяло улучшить обзор и давало преимущество лучникам, но делало их практически недосягаемыми для деревянных осадных лестниц. Как правило, строительство крепости начиналось именно с главной башни, и уже потом она обрастала другими сооружениями.

Определяющие характеристики

Замок Химэдзи («Замок Белой Цапли») — один из самых популярных среди туристов замков в Японии

В отличие от крепостей, кремлей или окруженных стенами городов Константинополя и Антиохии, замки не являлись общественным защитным сооружением, а были построены и принадлежали местным феодалам. Соответственно, замки были предназначены для феодала и его сюзеренов. Ленно-вассальная система основана на взаимосвязи между сюзереном и его вассалами, где в обмен на военную службу вассала сюзерен предоставлял ему свои суверенные земли и ожидал лояльности.

Во время первого крестового похода западные армии встречали города-крепости и форты, которые они назвали замками, но они не будут рассматриваться в качестве таковых в условиях современного определения. Следует понимать разницу между крепостью и замком. Если замок — это, фактически, одно строение (здание), в котором в единое целое соединены и стены, и мосты, и жилые помещения, и башни, и рвы, и другие сооружения, то крепость — это, по сути, участок земли, обнесённый стеной с башнями.

При этом территория может быть как плотно застроена (домами, церквями, складами и т. п.), так и пуста — в этом случае можно говорить о крепостном дворе. Кроме того, крепость, как правило, имеет намного большую площадь, чем замок, что и позволяло застраивать внуреннее пространство крепостей различными строениями.

Термин «замок» также неправильно используется для обозначения зданий, укреплений железного века, например, Замок Девы в Дорсете

Замок использовался не только как крепость и тюрьма, но, что не менее важно, как место, где рыцари могли пировать вместе со своими товарищами. Хотя замок долгое время служил для защиты от вражеских сил, со временем эстетическая составляющая берёт верх в архитектуре замков, потому как внешний вид и размер являются отражением престижа и власти владельца.

Существует ложное представление о том, что замки существовали только в Европе, где они возникли, и на Ближнем Востоке, куда их перенесли крестоносцы. Вопреки этой точке зрения в Японии XVI и XVII века появляются аналогичные структуры, где они развиваются без прямого контакта и влияния из Европы и обладают совершенно другой историей развития, строятся отлично от европейских замков и разработаны, чтобы противостоять атакам совершенно иного характера.

Структура

Ранние европейские замки строились преимущественно из дерева; они опоясывались деревянной оградой — палисадом; уже тогда вокруг замков стали появляться рвы. Примером такого замка может служить Вышгородский замок киевских князей. Каменное замковое строительство распространилось в Западной и Центральной Европе лишь к XII веку.

Замок эпохи ренессанса — Эгесков в Дании

Вассершлос в Шверине (ФРГ)

Главной частью средневекового замка являлась центральная башня — донжон, выполнявшая функции цитадели. Помимо своих оборонительных функций, донжон являлся непосредственным жилищем феодала. Также в главной башне часто находились жилые комнаты других обитателей замка, колодец, хозяйственные помещения (склады продовольствия и др.). Часто в донжоне располагался крупный парадный зал для приёмов. Элементы донжона можно найти в замковой архитектуре Западной и Центральной Европы, Кавказа, Средней Азии и т. п.

Обычно замок имел небольшой внутренний двор, который окружали массивные зубчатые стены с башнями и хорошо укреплёнными воротами. Далее следовал внешний двор, включавший в себя хозяйственные постройки, а также замковые сад и огород. Весь замок был окружён вторым рядом стен и рвом, через который перебрасывался подъёмный мост. Если позволял рельеф местности, то ров заполнялся водой и замок превращался в замок на воде.

Замок Розенберг в Кронахе. Ров и вентиляционные башенки слуховой галереи

Центрами обороны стен замка были выступающие за плоскость стен башни, позволяющие организовать фланговый обстрел идущих на приступ. В русской фортификации участки стен между башнями назывались пряслами. В связи с этим замки представляли собой в плане многоугольник, стены которого следовали рельефу местности. Многочисленные примеры подобных сооружений дошли до наших дней на территории Великобритании, ФРГ, Франции, Украины и Белоруссии (например — Мирский замок в Белоруссии или Луцкий замок на Украине).

Со временем структура замков усложнялась; в территорию замков включались уже казармы, суд, храм, тюрьма и другие сооружения (замок Куси во Франции, XIII век; замок Вартбург в Германии, XI век; замок Харлек в Великобритании, XIII век).

С началом массового применения пороха начинается закат эпохи строительства замков. Так, осаждающие начали проводить в случае, если это позволял грунт, сапёрные работы — незаметно копать сапы, позволявшие подвести под стены большие заряды взрывчатого вещества (штурм Казанского кремля в XVI веке). В качестве мер борьбы осаждённые заблаговременно на заметном удалении от стен рыли подземную галерею, из которой вели прослушивание с целью обнаружения подкопов и своевременного их уничтожения.

Однако развитие артиллерии и увеличение её разрушительного действия в конце концов заставили отказаться от использования замков как основы оборонительных стратегии и тактики. Наступило время крепостей — сложных инженерных сооружений с развитой системой бастионов, равелинов и т. п.; развилось искусство построения крепостей — фортификация. Признанным авторитетом фортификации этой эпохи был главный инженер Людовика XIV, маршал Франции Себастьен де Вобан (1633—1707).

Такие крепости, иногда развившиеся со временем из замков, использовались и во Вторую мировую войну для сковывания сил противника и задержки его наступления (см.: Брестская крепость).

Средневековое застолье в замке сеньора

Стол в огромном зале донжона замка собирали из досок, которые специально клали на козлы. Белая скатерть — огромная редкость, предназначенная исключительно для праздничных дней. О столовых полотенцах речи даже не шло. А золотая или серебряная посуда находилась в серванте: часто графы и герцоги использовали оловянную или глиняную кухонную утварь.
Вилки и ложки зачастую отсутствовали, а нож был один на пару, сидящую рядом. Супы, гуляш или каши ели из посуды с «ушками», которые также были рассчитаны на двух человек. Хлебали по очереди. Мясо, рыба и более твёрдая пища подавалась на больших кусках хлеба, которые были пропитаны соусами или соками. Гости за столом разделывали их ножом, а потом с удовольствием поглощали яства без столовых приборов.

Вино перед трапезой наливали в чаши на несколько человек: соседи за столом либо пили из одной емкости, либо использовали индивидуальные кубки (если таковые были у хозяина поместья). Виночерпий по требованию гостей обновлял сосуды с вином.

Только что приготовленные блюда на стол приносили накрытыми полотенцем. Оно снималось в момент подачи гостю. Подобный обычай существовал не только как способ сохранения температуры блюда, но и как мера безопасности: считалось, что таким образом можно помешать отравлению еды. Литература повествует также о специальных слугах, которые занимались дегустацией приготовленной пищи. Существуют и совершенно фантастические рассказы об профилактических свойствах зуба змеи и рога единорога, с помощью которых выявляли яд в блюде.

Готовка дичи. ()

Сам порядок подачи яств на трапезе плохо освещён в источниках той поры. Хроники и литературные произведения той эпохи рисуют совершенно полярную картину. Обед в замке гостеприимного сеньора открывали и пирогами, и супом, и сырами, и даже фруктами. Хотя пироги в отдельных случаях являлись финальным пунктом в банкете хозяина поместья и его гостей.
Средневековые миниатюры изображают господский стол со всеми блюдами сразу: горячие и холодные закуски, дичь, соленья и сладости. Неудивительно предположение, что на подобной трапезе ели всё и сразу. Но если мы говорим о мясных и рыбных блюдах, то крупную дичь ели в первую очередь, а затем — птицу и рыбу. Употребление выпивки завершалось сладкими винами (ликёрами) или особой настойкой с пряностями.

Продолжительность подобного мероприятия варьировалась от пяти до восьми часов. Обед длился около полутора часа, а ужин — два с половиной и более. Вечерняя трапеза затягивалась, ведь гостей ждала развлекательная секция — жонглёры, паломники с рассказами о путешествиях, труверы со стихами и музыкальное сопровождение.

Храмовая архитектура Японии

Первые японские культовые постройки появляются ещё в древности. В Средние
века активно строятся синтоистские и буддийские святилища и монастыри. Большое
влияние на храмовую архитектуру Японии оказал Китай.

Синтоизм

Синтоизм – традиционная древняя японская религия, основанная на
поклонении духам умерших. Для постройки культовых сооружений – ворот, небольших
храмов – использовались природные материалы: необработанное неокрашенное
дерево (чаще всего кипарис) для стен, трава для крыши. Часовни-синто приподняты
над землёй, закреплены на врытых в землю сваях. Двухскатная плоская крыша
выходит за периметр здания.
Вокруг главного помещения расположены веранды. Синтоистские монастыри –
комплекс симметрично расположенных построек.

В синтоистском святилище обязательно выделяют следующие детали:

  • Тории – бесстворчатые П-образные
    ворота оранжевого или красного цвета. Они символизируют переход между миром
    людей и духов.
  • Комаину – охранные статуи
    стилизованных львов или собак по бокам от входа.
  • Источник с очищающей водой для мытья
    рук и полоскания рта перед входом в часовню.
  • Главный зал со святыней, зал для
    молитв и подношений.
  • Сцена для спектаклей театра но.

Самый старый из синтоистских храмов находится в Исэ на острове Хонсю. Он посвящён
богине Солнца.


Храм Исэ-дзингу

Буддизм

Буддизм приходит в Японию из Китая примерно в VI–VII вв. н. э. и приносит новые
архитектурные формы:

  • каменный фундамент;
  • выгнутые крыши с поднятыми углами;
  • яркие цвета;
  • декоративные детали: резьба, росписи,
    лакировка, позолота.

Для буддийского храма главное – не симметрия, а слияние с природой.
На это нацелены легкие, плавные линии, водоемы, сады камней и т. д. Обычно в
храмовый комплекс входят:

  • ограда с воротами;
  • главный храм;
  • помещение для проповедей;
  • колокольная башня;
  • сокровищница;
  • книгохранилище;
  • многоярусная сужающаяся пагода в 3–5
    этажей.

Монастыри Тодай-дзи (VIII в. н. э.) и Хорю-дзи (VII в. н. э.) – самые известные
буддийские храмовые сооружения.


Монастырь Тодай-дзи

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.

Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.

Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.

Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение в строений 17—19 веков.

Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.

Замковый камень: вид, назначение

Что касается декоративного убранства сооружения, то замковые камни бывают простыми, состоящими из трех частей клиновидной формы, центральная из которых выступает больше, чем боковые. Часто украшаются рельефом или маскароном — рельефным изображением морды животного или лица человека.

Животные мотивы в оформлении замковых камней имели символическое значение, сходное по смыслу с древними оберегами, изображавшимися на «полотенцах» — досках, соединяющих стык причелин кровли торцевого фасада избы. В обоих случаях они выполняли защитную функцию. А еще на замковом камне мог помещаться знак, содержащий информацию об авторе здания. Что-то наподобие клейма или монограммы. Эта традиция сохраняется с эпохи Средневековья. Наиболее распространено изображение львиных морд. Ведь именно львы были традиционным символом стойкости, силы, мужества и храбрости, а также власти в средневековых городах. Они охраняли вход в дома вельмож и изображались даже на входных ручках.

Замковая архитектура, которая покоряет

Романский стиль. В Средние века наличие замка демонстрировало не только знатное иерархическое положение своих владельцев, но и было обязательным условием безопасности. Именно тогда, практически одновременно, в Англии зародился нормандский, а в Европе романский стили, которые были идентичны в своих архитектурных особенностях. Крепости строились с большими нишами в форме арок, которые напоминают отголоски римской архитектуры, узкими окнами-бойницами, зубчатыми внутренними галереями. Англосаксонские замки были абсолютно лишены декора, не отличались изяществом, зато их неоспоримым преимуществом было удобство защиты семьи феодалов. Подъемные мосты, рвы с острым частоколом, амбразуры в мощных стенах и минимальные внутренние удобства.

Яркие примеры того времени: замок Хендингхем в Эсексе, Белая башня Тауэра.

Эпоха готики. Просуществовав до конца XII века, романский стиль уступил место готике. В основе готических замков – каркасные конструкции со стрельчатыми сводами, многообразие вытянутых заостренных арок, взлетающие ввысь шпили. Все элементы подчинены вертикали. В это время замки начали постепенно преображаться, превращаясь в великолепные дворцы. Фасад готических замков богато украшен вимпергами, тимпанами, архивольтами, а солнечный свет попадает во внутренние помещения через витражные окна.

Примеры готической архитектуры: замок аббатства Мон Сен-Мишель во Франции, замок Левенберг в Германии, замок Бран в Румынии.

Ренессанс. В начале XV века в Италии зарождается стиль Ренессанс, который лишь спустя столетие придет в Европу. Междоусобные войны практически закончились, а значит, исчезла и необходимость в строительстве замков-крепостей. На смену оборонительным сооружениям пришла мода на изящные сооружения. Вместо изломанных и устремленных по вертикали готических замков появились лаконичные замки-дворцы, вытянутые по горизонтали.

Архитекторы Ренессанса черпают вдохновение в античной эпохе, придавая большое значение симметрии и декоративной отделке фасадов. В оформлении активно используется лепнина, сграффито (декоративная штукатурка), четко прослеживается деление здания на этажи, непременным условием является ордерная система, наличие монументальных колонн, пилястр. Проектированием и строительством замков в эпоху Возрождения занимаются известные скульпторы и архитекторы: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Гийом Сено, Жан Фуке, Колен Биар, Пьер Делорм, Бертран де Мейналь.

Замки Ренессанса отличаются утонченной архитектурой и многообразием авторских решений. Среди наиболее известных — замок Гайон в Нормандии, замок Шамбор во Франции, замок Чески Крумлов в Южной Чехии, Палаццо Питти в Италии.

Эпоха Ренессанса завершилась к концу XVII в., уступив пышному великолепию барокко. Замки превратились достояние истории, окончательно растворившись в дворцовой архитектуре.

Скульптура

В начале 12-го столетия наступает широкое распространение монументальной скульптуры и в особенности рельефа. На смену языческому византийскому стилю приходят церковные композиции, которые олицетворяют сцены из евангельского писания.

Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Как правило, скульптуры использовались для создания целостной картины экстерьера соборов и качестве памятников.

Месторасположение рельефов не имело определенных границ: они могли находиться на западных фасадах, возле порталов, на капителях или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки, находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую форму, а на несущих колоннах – удлиненные пропорции.

Новое время и современность

Вступив на путь модернизации к середине XIX в., японские архитекторы
освоили западные технологии, новые материалы, но, в то же время, сохранили
самобытность. К концу XIX века начинают развиваться неостили, эклектика. Основные
достижения архитектуры
Японии в это время:

  • использование кирпича, камня при
    строительстве государственных зданий и учреждений;
  • формирование западных кварталов в
    портовых городах;
  • применение железобетонных перекрытий;
  • разработка проектов сейсмоустойчивых
    типов зданий.

После II Мировой войны для строительства японских домов начинают применять бетон
и сталь. Страна постепенно становится лидером по архитектурным технологиям.

В 1950-70-е годы в Японии зарождается и развивается архитектурное направление метаболизм. Его главный принцип – незавершенность, недосказанность. Самый
яркий пример – башня-капсула «Накагин» (Токио).


Башня-капсула Накагин

Сейчас японские дома
в основном возводят на сваях. При этом используют маятники, амортизаторы,
стальные каркасы и рельсовые платформы для защиты от землетрясений. Высокотехнологичные
материалы грамотно сочетаются с природными элементами: садами камней, прудами,
мостиками, зелеными зонами и т.д.

Самые необычные современные японские здания:

  • 634-метровый токийский небоскреб
    Skytree;
  • стеклянная школа в Канагаве;
  • дом-занавес в Токио;
  • музей науки в Нагое.


Музей науки в Нагое

Основные функции замка

Само определение «замок» подразумевает архитектурное сооружение, которое совмещает в себе хозяйственную и оборонительную задачи.

Исходя из этого, замок феодала в Средние века выполнял следующие функции:

1. Военную. Сооружение не просто должно было защищать обитателей (самого хозяина и его семью), но также и слуг, сослуживцев, вассалов. Кроме того, именно здесь дислоцировался штаб военных операций.

2. Административную. Замки феодалов были своеобразными центрами, откуда осуществлялось руководство землями.

3. Политическую. Государственные вопросы также решались во владениях сеньора, отсюда отдавались поручения управленцам на местах.

4. Культурную. Атмосфера, царящая в замке, позволяла подданным составить представление о последних веяниях моды — будь то одежда, направления в искусстве или музыка. В этом вопросе вассалы всегда ориентировались на своего сеньора.

5. Хозяйственную. Замок был центром для крестьян и ремесленников. Это касалось и административных вопросов, и торговли.

Неправильным будет сравнивать замок феодала, описание которого приведем в данной статье, и крепость. Существуют между ними принципиальные отличия. Крепости призваны были защищать не только хозяина территории, но и всех жителей без исключения, тогда как замок являлся фортификационным сооружением исключительно для феодала, живущего в нем, его семьи и самых ближних вассалов.

Крепость – это укрепление некоторого участка земли, а замок – это защитное строение с развитой инфраструктурой, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

Характеристика стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость.

После 1100 года, когда свое место в романском стиле нашла скульптура, постройки стали немного более «легкими» и привлекательными.

Тем не менее, не зависимо от времени, в романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол — мрамор, плитка с рисунком. Зеркала — шифоновая бронза. Стены — венецианская штукатурка. Роспись — религиозные мотивы.

Пизанский собор, Италия

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом просматривается рациональная простота конструкций.

Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Франция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector