10 самых знаменитых замков в мире

Шамбор

Французский замок XVI века, расположенный в долине реки Луары. Для создания этого монументального сооружения потребовались усилия около 1800 рабочих и более 220 тыс. т камня. В замке 426 комнат. Сегодня этот архитектурный ансамбль признан шедевром эпохи Ренессанса и представляет собой одну из самых узнаваемых французских достопримечательностей.

Примечательно то, что в отличие от других замков, это строение никогда не носило оборонительный характер и всегда считалось просто загородной резиденцией, где знать могла в праздности и достатке провести время. Несколько поколений замок был резиденцией правящих королевских династий, затем казармой. После свержения монархии, он превратился в загородный особняк элиты.

Наполеон отдал замок маршалу Бертье. После этого строение несколько раз меняло владельцев, было госпиталем для раненых во время войны, а также играло роль других не менее важных социальных объектов. В конечном итоге, в середине XX века, особняк был признан культурным наследием и реставрирован. Сегодня в нем располагается музей.

Добраться сюда можно из Парижа, с вокзалов Аустерлиц или Монпарнас. Ехать нужно в Блуа, отсюда ходят нерегулярные автобусы к замку. Дорога займет около 3 ч.

Королевский замок[править]

Королевский замок — резиденция монарха. Его внешний вид и устройство сильно зависит от того, что это за монарх. Суровый и жестокий император-завоеватель будет жить в невысоком, массивном романском замке, сером, с толстенными стенами и приземистыми башнями, очень хорошо укрепленном и неприступном. Замок короля, помешанного на роскоши и потребительстве, представляет собой скорее дворец, чем замок; укрепления в нем только для видимости, а все пространство отдано под украшательства. В любом случае, в королевском замке будет расположен королевский двор. Совсем отдельная песня — замок черного властелина.

Замок Мельник

Мельник
Валентина Корчагина

В стародавние времена чешские короли не разводились — они отсылали нелюбимых жен в крепость Мельник, или же королевы по собственному почину сбегали в Мельник от ненавистных мужей. Замок стал именоваться «градом королев», и получил убранство, подобающее великосветским забавам чешских аристократок. Легкомысленному настроению, витавшему в помещениях замка, немало способствовало то, что Мельник всегда славился своим вином. Этот факт не перестает удивлять туристов, уверенных в том, что Чехия известна единственным напитком — пивом. Между тем, традиции местного виноделия насчитывают уже тысячу лет. Самые известные вина Мельника — красные «Ludmila» и «Chateau Melnik».

Сегодня замок принадлежит исконным владельцам — семье Лобковиц. Хозяева не только проводят экскурсии по замку, но и приглашают на дегустацию местного вина в замковые подвалы.

Чешский Штернберк

Штернберк
Наталия Семчина

Готический замок Чешский Штернберк расположен на скале над рекой Сазава. Это один из старейших замков Чехии — он был основан в 1241 году Здеславом из Дивишова. Из оборонительного сооружения в комфортный замок строение превратилось во II-ой половине XVII века, после реконструкции в стиле раннего барокко. Замком сегодня владеет семья Штернберк — крепость была возвращена своим исконным владельцам в 1992 году. Нынешний хозяин — Зденек Штернберк — самостоятельно проводит экскурсии по залам, и рассказывает туристам о том, как замок конфисковали коммунисты, а семья Штернберк согласилась выполнять черную работу за возможность ютиться в коморке под лестницей.

В замке имеются потрясающие исторические интерьеры, меблированные в различных стилях: ренессанс, барокко, ампир, богато декорированные — лепниной работы Карло Брентана (XVII в.), хрустальными люстрами и изразцовыми каминами. Кроме того, стоит увидеть уникальное собрание серебрянных миниатюр XVII века, коллекцию оружия времен Тридцатилетней войны, охотничьи трофеи, собрание фамильных портретов.

Орденский замок[править]

Жилище рыцарского ордена. Значительно крупнее своих частных собратьев, поскольку должен на постоянной основе вмещать в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч жильцов, не считая прислуги, а по праздникам принимать у себя всех братьев ордена. Классический пример — Мариенбургский замок. В фэнтези обычно показываются именно орденские замки, даже если живёт там обычный феодал, ибо размер и эпичность.

Также у орденского замка может быть данцкер — вынесенная за пределы замка башня, соединённая с остальной частью крепости мостом. Во время боя данцкер используется как гнездо для лучников, а в мирное время — это туалет. Да-да, если не хотите в своём замке навозных веков, делайте в нём данцкер.

Замок Кастель дель Монте

Замок Кастель дель Монте располагается на юге Италии в городе Андрия. Название переводится дословно как «замок на горе», а построено это сооружение было по воле императора Римской империи Фридриха II. И хотя этот замок считается одним из самых известных, но характерных для замков черт он не имеет.

Тут не было ни моста, ни вала, ни рва. Кроме того, нет кладовых, хранилищ и конюшни. Назначение этого строения неизвестно до сих пор. Одни историки считали замок охотничьей резиденцией, а другие утверждают, что тут проводились смелые эксперименты по превращению металлов.

Позднее замок был заброшен практически полностью и лишь изредка использовался в качестве убежища то знатных семей, то пастухов, то бандитов. Но в 1966 году он был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

6Выборгский замок (Выборг, Ленинградская область)

Выборгский замок был основан в 1293 году во время третьего шведского крестового похода. Шведы высадились на побережье Финского залива в районе нынешнего Выборга и разорили поселение карел и карельский сторожевой пункт на небольшом острове. Шведы заложили на острове замок и назвали его Выборгом (в переводе со старошведского — «Святая крепость»). Вокруг центральной возвышенной части острова была сооружена каменная стена. А в центре острова — возведена четырехугольная каменная башня-донжон. Шведы назвали ее башней Святого Олафа в честь короля Олафа II Харальдссона, утвердившего христианство в Норвегии.

Замок стал резиденцией наместника шведского короля. Долгие годы Выборгский замок был основной пограничной крепостью Швеции на востоке и административным центром Выборгского лена. Наивысшего расцвета Выборгский замок достиг в середине XV века, в годы наместничества Карла Кнутссона Бунде, ставшего впоследствии королем Швеции Карлом VIII. В это время был перестроен главный корпус, где располагались покои наместника и апартаменты, в которых во время визитов в Выборг останавливались короли и высокопоставленные чиновники. Перед главным корпусом и башней Святого Олафа построили южную оборонительную стену с четырьмя башнями: Новой, Караульной, Пожарной и Тюремной. На северо-восточной стороне острова возвели башню Сапожника, на юго-востоке — Райскую башню. Главные ворота устроили в проездной арке Пожарной башни.

В 1555 году Выборгский замок посетил король Густав I Ваза, лично инспектировавший королевские замки Швеции. Недовольный состоянием укреплений и башен король приказал начать масштабную реконструкцию крепости, мало приспособленной к ведению артиллерийской обороны. Работы начались в 1559 году. На Замковом острове сооружались новые опорные стены, перестраивались башни замка и его главный корпус. Реконструкция замкового донжона началась в 1561 году и длилась четыре года. Башню Святого Олафа разобрали до уровня второго яруса, а затем надстроили кирпичом: третий и четвертый ярусы — четырехгранные, три верхних получили восьмигранную форму. Высота башни (без кровли) составила 38 метров. У бойниц верхних этажей установили пушки крупного калибра. В 1580-е годы реконструкции подверглась южная оборонительная стена. В 1582 году началось возведение каменной наружной стены, дугой охватившей остров с запада и с севера. В 1606—1608 годах Пожарная башня и привратный дом при въезде на остров были перестроены и объединены в одно здание — Дом наместника, ставший позднее резиденцией выборгского губернатора. В 1710 году, в период осады Выборга войсками Петра I, стены и постройки крепости ощутимо пострадали от российской артиллерии. На протяжении всего XVIII столетия замковые сооружения многократно ремонтировались и перестраивались. В этот период появились сооружения Казарменного корпуса и арсеналов. В 1834 и в 1856 годах в Выборгском замке случились два разрушительных пожара. В 1891—1894 годах замок был восстановлен силами Выборгского крепостного военно-инженерного управления.

С 1944 по 1964 год Выборгский замок использовался советскими военными. В замке были размещены 71-й отдельный гвардейский батальон связи и 49-й отдельный гвардейский саперный батальон 45-й гвардейской дивизии. В помещениях замка жили семьи военнослужащих. В 1964 году Министерство обороны СССР передало Выборгский замок Государственной инспекции по охране памятников. В 1970 году здесь открылись первые экспозиции Выборгского краеведческого музея.

Замки в культуре

Замок Пена в Синтре

Стилизация средневековья в XIX веке — замок Нойшванштайн (ФРГ)

В XVIII—XIX веках интенсивное развитие такого культурного направления, как романтизм, спровоцировало настоящую «культурную экспансию» Средневековья — в обществе резко возрос интерес как к собственно Средневековью, так и его к разнообразным культурным проявлениям. Появился такой литературный жанр, как готический роман, и новое развитие получил исторический роман. Действие романтической прозы в этих жанрах часто разворачивается в эпоху Средневековья и (или) происходит в замках.

При этом последние нередко выступают в качестве объектов нападений или осад, обязательно с участием в них главных героев. Таковы описания Вальтером Скоттом осады замка барона Фрон-де-Бефа Торкильстон в романе «Айвенго» (1819) и Шонвальдского замка епископа Льежского в романе «Квентин Дорвард» (1823), или описания Артуром Конан Дойлом осады замка Вильфранш восставшими жаками в романе «Белый отряд» (1891) и замка бретонского барона Оливье де Сент-Ивона Ла Броиньер в романе «Сэр Найджел Лоринг» (1906).

Кроме того, романтизм и косвенно связанное с ним развитие мистицизма (особенно в высшем свете) резко усилили уже имевшуюся в различных слоях общества тенденцию населять замки разного рода призраками, духами и прочими мистическими существами. Вскоре стиль готического романа начал приобретать мистические черты, а по всей Европе прокатилась волна сообщений о контактах с призраками замков.

Волна романтизма также породила возникновение ряда архитектурных стилей (см. историзм), подражающих Средневековью, в частности, неоготики. Этим стилям было присуще общее тяготение к стилизации здания под замок, для чего широко использовались декоративные машикули и стены, высокие узкие окна, ложные бойницы и т. д.

В конце XVIII — начале XIX веков, на волне романтизма, строительство замков вновь несколько активизировалось. При этом новопостроенные замки часто стилизировались под средневековые, однако не имели никакого оборонительного значения — стены и башни этих замков, порой весьма внушительные, служили лишь декоративным целям. Первым примером такого замка, оказавшим влияние на другие замки стал королевский замок Пена в Синтре, Португалия. Характерными примерами подобного типа замков являются замки, построенные королём Людвигом II Баварским в середине XIX века (в особенности — замок Нойшванштайн). В России таким примером стилизованного готического замка был замок Храповицкого в Муромцево (Владимирская область).

Декор в стиле средневекового замка

Среди голых каменных стен и пола неуютно и веет холодом. Домашнюю обстановку помогут создать правильно подобранные предметы для декора.

Стены в замках украшают картинами, коврами и гобеленами. На сундуках и диванах – мягкие шкуры. У камина так же рекомендуется постелить шкуру животного. Гостиную украсить оружием и охотничьими трофеями, которые разместить на полках и крючьях.

При слове «Средневековье» первая ассоциация – рыцари, поэтому стоит приобрести доспехи, повесить герб, стяг, расположить геральдический узор. Изображения или фигурки драконов и лошадей тоже подойдут.

Заключение

Замок Локет

Локет
Николай Лебедев

Особый интерес у посетителей вызывает замок Локет, расположенный на скале в окрестностях города, в месте излучины реки Огрже.  Замок относится к памятникам архитектуры и культуры Чехии средних веков. Несмотря на то, что замок перестраивался, он сохранил свой изначальный облик.

Когда-то он принадлежал чешским королям и даже являлся административным центром Локетской области. Также замок Локет в былые времена служил охотничьей резиденцией Люксембургских королей.  Благодаря своим высоким каменным стенам, суровому убранству помещений, особому стилю построек, узким улочкам, древним площадям и другим элементам исторической и архитектурной ценности, Локет стал излюбленным местом туристов, посещающих Чехию. 

Своё название получил от слова «локоть». Именно форму изогнутой руки напоминает излучина реки Огрже, на берегу которой стоит Локет. В письменных источниках замок впервые упоминается в 1234 году. Вопрос кто из правителей Чехии основал крепость до сих пор остается дискуссионным. Среди возможных основателей называют князя Владислава II, короля Пржемысла I Отакара и короля Вацлава I. В 1822 году здесь сделали тюрьму, действовавшую до 1949 года. С 1968 года является памятником культуры и открыт для посещения как музей. В замке проходили съёмки фильма «Казино „Рояль“».

История средневековых замков

На самом деле история появления замков берет свое начало даже не средневековье, а в гораздо более ранние времена, возможно, что еще доисторические. И связано появление замков и крепостей как таковых с удовлетворением одной из базовых потребностей человека – потребности в защите. Ведь времена всегда были неспокойные, нет, разумеется, были времена относительно более мирные, но даже тогда где-то велись войны. А по большому счету войны велись всегда, пока существовало человечество. И даже если в какое-то время в каком-то месте они не велись, всегда находилась некая маргинальная часть общества, желающая полакомится добром ближнего своего (да и дальнего также).

То есть замки изначально создавались, как средство обеспечения защиты для себя и своих близких, чтобы в случае нападения, то ли войск неприятеля, то ли просто лихих разбойников и бандитов, можно было, где укрыться и успешно отбить нападение незваных гостей.

Первые замки в истории были совсем не похожи на то, что мы подразумеваем под ними сейчас – они строились из дерева и представляли собой пространство, огражденное деревянным частоколом, и вырытым вокруг этого частокола рвом.

Примерно так выглядели подобные деревянные замки. До наших времен они, разумеется, не сохранились.

Прогресс не стоял на месте, и вот на смену строительству из дерева пришло строительства из камня. Первые каменные замки начали строить еще римляне, часто они возникали в местах укрепленных гарнизонов римских легионов. С падением Римской империи и наступлением средневековья дело замкостроительства переняли уже многочисленные графы, бароны, феодалы и, разумеется, короли новообразованных европейских средневековых государств.

Средние века были весьма неспокойным временем, и потребность в защите была особенно сильна, поэтому замки возникали, словно грибы после дождя – в случае опасности все жители окрестных деревень бежали под защиту замковых стен. Впоследствии на месте расположения многих замков образовывались большие средневековые города. Например, родной город автора статьи – Львов, был образован из замка построенного князем (а впоследствии и королем) Данилой Галицким в 1240-х годах. А уже в 1256 году имеется первое письменное упоминание о городе, возникшим из поселения вокруг этого самого замка и названого на честь сына основателя Льва Даниловича – Львовом. К сожалению, до наших времен Львовский замок (он же Высокий замок) не сохранился.

Осажденный замок Мортон в Шотландии, средневековая миниатюра.

Со временем, в эпоху позднего средневековья, замки из обычных мест убежища и защиты превратились в атрибут роскоши, власти и престижа – бывало, что некий влиятельный и обладающий укрепленным замком феодал мог быть неподвластен даже самому королю. В общем, европейские феодалы частенько мерялись своими замками (привет дедушке Фрейду), на предмет, у кого замок больше и неприступнее.

Обыкновенный замок[править]

Стереотипный замок построен из серого камня, окружен стеной с башнями, а за стенами находится главная башня — донжон. Такова базовая конструкция, которая может дорабатываться в различные стороны. Если нужен более укрепленный замок, можно добавить еще один слой стен, и тогда у вас вас получится концентрический замок, больше башен, ров пошире и ворота покрепче. Если замок большой он может иметь захаб — коридор (часто изогнутый) между парой ворот с решётками простреливаемый лучниками. В кино захаб встречается, если хочется показать насколько хитроумны защищающиеся. Если же хочется показать, как защищающиеся героически превозмогают, несмотря на трудности, то коридор часто отсутствует — даже в тех случаях, если замок достаточно велик, чтобы его иметь.

Самое уязвимое место в замке — ворота, поэтому их защита должна быть самой серьёзной. Сами ворота обивались сталью, а изнутри запирались тяжёлыми железными брусьями. Во время осады ворота перекрывались снаружи порткулисой — опускающейся решёткой. Если у замка был ров, то ещё и подъёмным мостом. Для дополнительной защиты строились барбиканы — воротные башни, вынесенные за периметр стен. Враги, штурмующие ворота, оказываются зажаты между обороняющимися на барбикане и надвратной башне, откуда на них будут сыпаться стрелы, валиться камни и литься кипящее масло.

Стены в реальном Средневековье редко достигали высоты более 12 метров и толщины в 3 метра, но в фэнтези могут достигать и 50, и, в особо тяжёлых случаях, 100 метров, а по их боевому ходу может проехать конница в три ряда. Стены оборудованы зубцами с бойницами — чтобы обстреливать штурмующих с укрытой позиции, и парапетом — чтобы задача влезть на стену не была такой лёгкой. За парапетом идёт боевой ход, по которому гуляют дозорные, высматривая, не идут ли враги или гости, а во время обороны на нём собираются защитники стены. Чуть позже к этой нехитрой схеме добавились гурдиции, машикули и бартизаны — навесные оборонительные сооружения, выступающие на стены, из которых можно вести вертикальный обстрел.

Средневековый дом: эволюция постройки

Как выглядел дом среднестатистического европейца эпохи Средневековья? В этом вопросе нам может помочь иконография, но и она не до конца раскрывает всех тонкостей жилой застройки того времени. До XV века не сохранилось планов домов, тексты страдают неточностями, а иллюстрации довольно однотипные и упрощённые. Если иконография и может дать какое-то общее представление о жилищных условиях средневековой Европы, то углубиться в вопрос нам позволяют достижения археологии

Важно заметить, что раскопки в сельской местности дали намного больше данных, чем исследования в черте городов. На сегодняшний день специалистами изучено более сотни археологических памятников по всей Европе: от берегов Северного моря до Сицилии, с начала I тысячелетия нашей эры до эпохи Ренессанса

Находки в Кане, Париже, Туре или Арле дали намного больше учёным, чем годы изучений средневековых хроник и хартий.

Средневековый Париж. (Pinterest)

Жилая застройка формировалась за счёт географических особенностей региона и влияния культуры предшествующих эпох. Северная традиция (она же — германо-кельтская) представляла сельское жилище в виде «крытого рынка».

В немецком языке подобные постройки обозначают термином halle — дом, в форме длинного прямоугольника, 60 на 20 метров, который опирался на равномерно распределённые столбы. В такое помещение могло спокойно зайти около 50 голов скота или можно было разместить до полусотни людей. Ремеслом занимались в отдельных землянках, продукты питания хранили в ямах, но всё это делалось вблизи основного жилища. Приготовление пищи на огне происходило вдали от дома. Материалы для строительства такого жилища были самыми стандартными: глина, дерево, различные смеси древесины с грязью или глиняной массой.

Южная традиция отличалась более прогрессивными технологиями и надёжными материалами. Оно и понятно: ведь наследие античных архитекторов не кануло в лету. Строгая каменная постройка (камень брали совершенно любой, какой только попадался под руку), отдалённо напоминающая римские виллы с пристройками для рабов и колонов.

В черте города на севере застройка была простой и невзрачной, на юге же — более пёстрой и похожей на античные образцы жилых построек. Подобные характеристики относились к раннесредневековым домам. Постепенно германские традиции скотоводческих хозяйств и родового уклада стали отходить на задний план.

Сельский дом. (Pinterest)

С VII по XI век происходят заметные изменения в эволюции жилых построек

Родовые корпорации стали дробиться, развивалось городское ремесло и на селе стали больше уделять внимание агрикультурам. Люди видели перспективы развития жилых построек в направлении частных домов, размерами 20 на 6−10 метров

Подобные «квартиры» были рассчитаны на один очаг: супружеская пара или же небольшое семейство.

На селе эта перемена сразу бросалась в глаза, а вот в городе этот процесс скорее говорил о социальном расслоении горожан. Жильё бюргера или сеньора выгодно выделялись на фоне основной застройки своей индивидуальностью, а дома ремесленников объединяли собой несколько цехов или корпораций.

В XIII веке эти «диалектические» противоречия в городской среде и на селе достигли своего апогея. Рядом с роскошными особняками местных патрициев «красовались» многолюдные хибары бедняков.

Устройство средневекового замка

В целом каждый порядочный средневековый замок должен был соответствовать таким базовым требованиям:

  • находится в малодоступной для неприятеля и возвышенной местности, чтобы можно было с высоты обозревать значительные расстояния и издали видеть приближение потенциального врага (за это время успеть подготовится к обороне, закрыть ворота, нагреть смолу для незваных гостей и так далее),
  • иметь внутри источник воды – на случай возможной длительной осады,
  • выполнять репрезентативные функции, то есть всячески подчеркивать богатство и власть хозяина замка, будь-то граф, барон, князь или даже король.

Схема средневекового замка.

Одной из важных деталей средневекового замка является глубокий ров, вырытый по его периметру, а перед ним – вал вытянутой земли. В идеале, когда ров опоясывает стены замка полностью, но часто это не позволяет ландшафт и форма почвы. Если почва вокруг замка скалистая, то ров или не роют вовсе, или делают его не большим, способным задержать, лишь продвижение вражеской пехоты. Некоторые историки классифицируют виды средневековых замков, в зависимости от наличия у них рва, или наоборот его отсутствия.

Если глубокий ров таки имеет место быть, то вход в средневековый замок осуществляется через специальный подъемный мост, который обычно приводился в движение механизмами, спрятанными в здании над ним. Также в европейских замках часто встречались подъемные мосты, работающие по принципу качелей – одна их половина находилась внутри замка, другая снаружи. При нападение на замок, внутренняя часть моста поднималась, опуская внешнюю, тем самым, сбрасывая нападающих, которые успели на нее залезть, в спрятанную во рву «волчью яму». Также при закрытых воротах попасть в замок можно было через боковую калитку, которая имела также свой маленький подъемный мостик.

Чешский замок Тальмберг, скриншот взят из недавно вышедшей отличной исторической компьютерной игры Kingdom come Deliverance, сделанной Пражской студией Warhorse (о ней еще вспомним).

Ворота средневекового замка – наиболее уязвимая его часть, поэтому нападающие на замок, основные свои усилия направляли на то, чтобы первым делом выбить ворота специальным осадным тараном и ворваться в сам замок. Защитники же замка со всех сил пытались этого не допустить, и именно у ворот во время осады происходили самые яростные сражения. Сами ворота дополнительно укрепляли металлическими решетками, опускающимися за ними и стальными, железными засовами. Сверху же надворотная башня была оборудована так зваными «смоляными носами», через которые на штурмующих ворота, лилась раскаленная смола. (К слову очень действенное средство защиты от врагов в средневековье).

Так выглядят смоляные носы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector