Как в средневековье воины выдерживали осаду крепостей, чтобы не отдать врагу
Содержание:
- Литература
- История возникновения и развития
- Строительство
- Средневековый замок внутри
- Проблемы с гигиеной
- Замок Поенари (Крепость Поенари), Валахия, Румыния
- 4Замок Лаукен (поселок Саранское, Калининградская область)
- Устройство средневекового замка — описание и схема строительства крепости
- Дома средневековой деревни
- 2. ФОРТ МЕХРАНГАРХ
- Стенобитная монета
- Пометки, тоннели и оружие массового «заводнения»
- Викторианская эпоха в английском интерьере
- Эдвардианский (концентрический) замок
Литература
- Виоле-ле-Дюк Эжен. Крепости и осадные орудия. Средства ведения войны в Средние века / Пер. с франц. А. А. Цыпленкова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 256 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-2980-2.
- Гамильтон Томпсон А. Английский замок. Средневековая оборонительная архитектура / Пер. с англ. А. Л. Андреева. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2011. — 448 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4980-0.
- Граветт Кристофер, Николь Дэвид. Норманны. Рыцари и завоеватели / Пер. с англ. А. З. Колина. — М.: Эксмо, 2007. — 256 с.: ил. — (Военная история человечества). — ISBN 978-5-699-23549-0.
- Харит, Михаил Давидович. Знаменитые дома, замки, усадьбы.- 2008 г., UAB Spaudos Konturai, Вильнюс, Литва , 524 стр, ил., порт., табл. ISBN 978-5-9900539-39
- Жарков С. В. Рыцарские замки, метательные машины и пушки Средневековья. — Мн.: ОДО «Друк-С», 2006. — 180 с.: ил. — ISBN 985-90037-6-9.
- Иванов К. А. Средневековый замок и его обитатели. — М.: Ленанд, 2014. — 5-е изд. — 160 с. — (Академия фундаментальных исследований: История). — ISBN 978-5-9710-0740-1.
- Марчук И. А. Цитадели самураев. Исторический обзор замков Японии. — М.: Золотое сечение, 2011. — 296 с.: ил. — ISBN 978-5-904020-29-3.
- Носов К. С. Замки Японии: История. Конструкция. Осадная техника. Путеводитель. — СПб.: Атлант, 2005. — 240 с.: ил. — (Замки мира). — ISBN 5-98655-004-8.
- Носов К. С. Русские средневековые крепости. — М.: Эксмо, 2013. — 352 с.: ил. — (Военная история человечества). — ISBN 978-5-699-48952-7.
- Окшотт Эварт. Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения / Пер. с англ. А. А. Анваера. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 208 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-2934-5.
- Симс Лесли. Замки / Пер. с англ. М. В. Жуковой. — М.: РОСМЭН, 2003. — 104 с.: ил.
- Тернбулл С., Дэннис П. Японские замки. 1540-1640 гг. / Пер. с англ. А. А. Шевченко. — М.: ОГИЗ; ООО «АСТ»; Астрель, 2005. — 72 с.: ил. — (Цитадель). — ISBN 5-17-029172-8.
- Шокарев С. Ю. Замки. Дворцы. — М.: «Мир энциклопедий» Аванта+, Астрель, 2011. — 216 с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые). — ISBN 978-5-98986-114-9.
История возникновения и развития
Первыми предшественниками замков стали укрепления VIII—VII веков до н. э., воздвигавшиеся на территории Ассирии. Прототипы замков можно видеть в архитектуре Древнего Рима. В эту эпоху укреплялись загородные дворцы римских императоров, как, например, дворец императора Диоклетиана в Салоне (предместье современного Сплита, Хорватия). Древнеримские укрепления оказали значительное влияние на архитектуру европейских замков эпохи Средневековья. Фортификационные сооружения получили большое распространение в Византии, откуда они к IX веку проникли в Западную Европу.
В связи с феодальной раздробленностью и, как следствие, частыми междоусобными войнами, жилище феодала должно было выполнять и оборонительную задачу. В Западной Европе замки, как именно жилища дворян-феодалов, стали массово появляться с X века («озамкование» по терминологии П. Тубера). В Англии замковое строительство достигло наибольшего расцвета в XII веке.
С окончанием эпохи Средневековья замки стали утрачивать свою первоначальную — оборонительную — задачу, которая уступила теперь место жилой. С развитием артиллерии оборонительная задача замков исчезла окончательно; черты замковой архитектуры сохранялись лишь в качестве элементов декора (французский замок Пьерфон, конец XIV века).
Возобладала регулярная планировка с четко выраженной симметрией, главное здание приобрело дворцовый характер (Мадридский замок в Париже, XV—XVI века) или Несвижский замок в Белоруссии (XVI век). В XVI веке замковая архитектура в Западной Европе окончательно вытеснилась дворцовой. Оборонительную задачу дольше всего сохраняли замки Грузии, которые активно строились вплоть до XVIII века.
Существовали замки, принадлежавшие не одному феодалу, а рыцарскому ордену. Такие замки отличались бо́льшими размерами, в пример можно привести Кёнигсбергский замок.
Многочисленные замки сохранились в долинах Рейна, Луары, в Испании и Палестине (замки крестоносцев).
Строительство
Строительство замка Куси во Франции
Строительство замка начиналось с выбора места и строительных материалов. Замок из дерева стоил дешевле, и построить его было проще, чем замок из камня. Стоимость строительства большинства замков не дошла до наших дней; большинство сохранившихся документов по теме относится к королевским дворцам. Замок из дерева с мотт и бейли мог быть построен неквалифицированной рабочей силой — зависимыми от феодала крестьянами, которые уже обладали навыками, необходимыми для строительства деревянного замка (умели рубить лес, копать и работать с деревом). Вынужденным работать на феодала рабочим, скорее всего, ничего не платили, так что строительство замка из дерева обходилось дешево. По оценкам специалистов, для постройки холма средней величины — 5 метров высотой и 15 метров в ширину — требовалось 50 рабочих и 40 дней. Известный архитектор , ответственный за строительство замка Бомарис, так описывал расходы, связанные со строительством замка:
Если Вы думаете, куда может тратиться так много денег за неделю, сообщаем, что нам требовалось и будет требоваться в будущем 400 каменщиков, а также 2000 менее опытных женщин, 100 телег, 60 повозок и 30 лодок для поставки камня; 200 рабочих на каменоломне; 30 кузнецов и плотников, чтобы положить поперечные балки и полы, а также для выполнения другой необходимой работы. Это всё не учитывая гарнизон… и покупку материалов. Которых требуется большое количество… Выплаты рабочим всё еще задерживаются, и мы испытываем большие трудности, удерживая рабочих, потому что им попросту негде жить. |
Замок Ланже во Франции
Замок Мариенбург в Польше, крупнейший в мире средневековый кирпичный замок
Было проведено исследование, изучавшее издержки, связанные со строительством замка Ланже, построенного в 992 году во Франции. Каменная башня 16 метров в высоту, 17.5 метров в ширину и 10 метров в длину со стенами в среднем 1.5 метра. Стены содержат 1200 квадратных метра камня и имеют поверхность 1600 квадратных метров. Было оценено, что для строительства башни потребовалось 83 000 человеко-дней, большинство из которых требовали неквалифицированной рабочей силы.
Каменные замки было дорого не только строить, но и поддерживать в хорошем состоянии, поскольку они содержали большое количество древесины, которая часто была невыдержанной и нуждалась в постоянном уходе.
Средневековые машины и изобретения оказались незаменимы во время строительства; античные методы строительства деревянного каркаса были улучшены. Поиск камня для строительства являлись одной из основных проблем; часто решением становилась каменоломня поблизости от замка.
Из-за нехватки камня использовались альтернативные материалы, например, кирпич, который также использовали из эстетических соображений, так как он был в моде. Поэтому, даже несмотря на достаточное количество камня, некоторые строители выбирали кирпич как основной материал для постройки замка.
Материал для строительства зависел от местности: в Дании мало каменоломен, потому большинство её замков из дерева или кирпича, в Испании большинство замков из камня, в то время как в Восточной Европе замки обычно были построены с использованием дерева.
Средневековый замок внутри
Важной частью внутреннего устройства замка было наличие в нем колодка, а поскольку замки часто строились на скалистых возвышенных местностях, порой колодец приходилось прокладывать на глубину более 100 метров. (Например, колодец замка Кенигстайн в Саксонии был проложен на глубину в 140 метров)
По той причине, что вода добывалась с таким трудом, вопросы личной гигиены и санитарии для жителей замка оставляли желать лучшего.
Также в замке находился ряд построек, призванных полностью обеспечить быт его жителей при долгой осаде: пекарня, паровая баня и кухня.
Хозяин замка обычно жил в его центральной башне, которая в зависимости от его богатства и временного периода, могла быть, как роскошно обставленной, так и весьма аскетичной.
Так, например, выглядит палата в немецком замке Марксбург.
Также в замке часто имелась тюрьма, она же темница, где содержались разные преступники из простолюдинов, в то время как знатные пленники, взятые в плен с целью получения выкупа (обычная практика в средневековье) содержались в специальных охраняемых «VIP покоях» главной башни замка.
Также обязательным атрибутом замка было наличие маленькой часовни, а то и церкви (если замок побольше). А среди жителей замка всегда был капеллан или священник, который помимо своих священнических обязанностей выполнял роль писаря и учителя (в те времена даже далеко не каждый дворянин был грамотным).
А вот так интересно выглядит туалет в замке – в виде такой пристройки к стене. Интересно знать, что туалеты в средневековых замках не отапливались, и посещение их зимой было особенно малоприятным действом.
Да и в целом жизнь в средневековом замке, особенно с точки зрения нас, избалованных благами современной цивилизации, была не простой – в первую очередь в каменных замках было очень темно и холодно, частыми гостями там были сквозняки. Окна средневекового замка в силу своего фортификационного характера пропускали мало солнечного света, а часто они даже не были застеклены. Каминное отопление немного выручало, но все равно имейте ввиду, что стены средневековых замков покрывались различными толстыми коврами и гобеленами не только лишь из эстетических побуждений, но и банально, чтобы сохранить больше тепла.
Средневековый романский замок
Проблемы с гигиеной
Пожалуй, не будет секретом, что во времена Средневековья, с которыми прочнее всего ассоциируется строительство замков, с гигиеной были большие проблемы. Реальность далека от романтических фильмов, рассказывающих о героях того периода. В первую очередь, была острая нехватка туалетов.
Туалет в замке – это выступающее со стены крохотное помещение с канавой или рвом внизу. Обычно их делали у стены замка, противоположной парадным. Примечательно, что эти комнатки называли «гардеробами», так как здесь же было принято развешивать одежду. Сильный смрад отпугивал насекомых. Не лучше обстояли дела и с утилизацией мусора, девать который было попросту некуда. Запах перегнивающих отходов присоединялся к общей зловонной симфонии.
Замок Поенари (Крепость Поенари), Валахия, Румыния
Замок Поенари.
Легендарный замок Поенари настолько украшен различными вдохновляющими деталями, что кажется, будто он сошёл со страниц какой-нибудь сказки о принцессах и драконах. Когда-то он принадлежал Владу Импалеру, воеводе (герцогу) Валахии, который вдохновил Брэма Стокера на написание его знаменитого романа о графе Дракуле. Подъём по бетонной лестнице из 1480 ступеней в похожую на орлиное гнездо крепость, создаёт в этом замке на скале непередаваемое ощущение одиночества и изоляции. На такой высоте легко почувствовать головокружение, особенно если учесть, что разрушение замка частично вызвано оползнем. Из-за этого замок опустился на целых 400 метров ниже к реке.
Реконструкция замка Поенари.
Замок Поенари построен очень хитрым образом. В своё время сам хозяин, Влад Импалер, избежал гибели, бежав от осаждающих замок воинов, через секретный проход в Карпаты. Крепость была укреплена землёй и известью, впоследствии воевода соорудил дополнительные башни для защиты замка. Сейчас замок закрыт для посетителей из-за того, что там расхаживают медведи. Власти планируют решить эту проблему в ближайшее время, а также соорудить подвесную дорогу, чтобы облегчить туристам подъём из долины.
Средневековые замки всегда вызывают наш интерес своей неподражаемой уникальной архитектурой и ореолом романтики.
4Замок Лаукен (поселок Саранское, Калининградская область)
Около 1260 года в местечке Ловке, на месте будущего замка, были построены орденские вальные укрепления. С 1270 года крепость Лаукен являлась плацдармом на правом берегу Лабы для натиска Тевтонского ордена на Надровию.
В 1327 году был построен каменный замок. Лаукен упоминается в 1466 году в документах II Торнского мира и Краковском договоре 1525 года. Во времена герцога Альбрехта замок использовался как охотничий дом. По указанию герцога Георга Фридриха в 1581—1584 годах Лаукен был перестроен архитектором Блазиусом Бервартом. После этого замок получил название Фридрихсбург. Вскоре после перестройки Георг Фридрих дал в замке аудиенцию шведскому послу. В последующие годы замок, став рыцарским имением, неоднократно перестраивался. В конце XIX века Лаукен стал собственностью семьи фон Биберштайн, последним владельцем был Людвиг фон Биберштайн.
После окончания Второй мировой войны здание замка осталось в хорошем состоянии. В первые послевоенные годы его переделали под школу, позднее с северной стороны пристроили еще одно здание. В таком виде здание сохранилось до начала XXI века. Сохранились подвалы орденских времен.
Устройство средневекового замка — описание и схема строительства крепости
Они — образец идеального композиционного решения, в котором сочетается слитность соображения обороны не позволяли живописно распределять строения по территории , многоуровневость построек главные и второстепенные и предельная функциональность всех составляющих. Элементы архитектуры замка уже стали архетипами — например, замковая башня с зубцами: ее образ сидит в подсознании любого мало-мальски образованного человека. Французский замок Саумур миниатюра 14 века. Пожалуйста, уважайте чужую точку зрения: будьте вежливы друг к другу и автору статьи.
Редакция оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие грубые высказывания и ненормативную лексику, оскорбления в адрес авторов и других пользователей, ссылки на другие ресурсы, рекламные сообщения. Работает фильтр — ваше сообщение может попасть на премодерацию. Если ваше сообщение не было пропущено модератором, значит, вы нарушили одно из этих правил. Акция продлится до 30 ноября года. Даю согласие на обработку моих персональных данных и принимаю пользовательское соглашение сайта.
Где купить журнал? Замок Бомари, принадлежавший Эдуарду I. Противовесы на подъемнике ворот. Ворота замка. Смоляные носы.
Цвингер в замке Ланэк. Пешеходная галерея на стене. Фланкирующая угловая башня. Донжон в замке Венсенн. Кухня в замке Марксбург. Основным принципом обороны замков была максимизация уязвимости атаковавшего врага при одновременной минимизации негативных последствий для обороняющихся. Хорошо построенный замок могла эффективно защищать даже небольшая армия и удерживать его очень долго.
Крепкая защита позволяла оборонителям замка удерживать натиск штурма или осаду до тех пор, пока придет подкрепление, или пока атаковавшие войска не вынуждены будут отступить из-за енхватки продовольствия, болезней или потерь. Крепость это маленький замок, часто входящий в большой замковый комплекс. Это сильно укрепленное здание, которое часто служило резиденцией владельца замка. В случае взятия врагом внешних стен замка, защитники могли отступить в крепость и продолжить обороняться.
Многие замки разростались из крепостей, которые были начальыми укрепленными пунктами. Со временем замки расширялись и старые внешние стены замков становились внешней обороной крепости.
Как родилась идея
Каменные стены защищали замок от поджога, стрел и прочих снарядов. Враги не могли взобраться на гладкие стены без специального оборудования, такого как лестницы или осадные леса.
Защитники на стенах могли стрелять вниз или сбрасывать на атакующих тяжелые предметы. Атаковавшие, находившиеся на открытой местности и стрелявшие вверх были в очень невыгодном положении по сравнению с оборонявшимися, которые были защищены и стреляли вниз. По возможности оборонительную мощь каменных стен старались усилить, строя стены на холмах и обрывах. Ворота и двери в стенах замков были немногочислеными и сильно укрепленными.
Дома средневековой деревни
Что же касается домов средневековой деревни, то в отличие от городских домов они также продолжали строиться из дерева, много домов были одноэтажными, максимум имели 2 этажа. Характерные для города 3 этажа в деревне были редкостью и столь большие дома себе могли позволить разве что деревенские старосты или самые зажиточные селяне.
Часто деревенские дома средневековья, особенно в Восточной Европе имели форму сруба – были собраны и обработаны из рубленых бревен.
Такой вид имеет типичный средневековый крестьянский дом, деревня Ржепора, Чехия, XIV век.
Внутреннее убранство деревенского дома было скромнее, чем у горожан, внутри обычно располагалась кровать, представляющая собой сбитую из досок раму на которую клали матрас из перьев и отходов ткацкого производства, деревянные стол с деревянной же скамьей. По углам располагались сундуки, где хранилась вся нехитрая хозяйственная утварь. Тепло в деревенском доме обеспечивала специальная печь, которая топилась дровами, впрочем, в некоторых глухих современных деревнях люди и по сей день живут практически как в средневековье.
Внутреннее убранство украинского средневекового дома, фото из музея «Шевеченковский гай».
2. ФОРТ МЕХРАНГАРХ
Где: Индия, Джодхпур
Общая площадь: 81 227 кв. м
Крепость Мехрангарх словно вырастает из обрывистых скал Марвара и возвышается на уровне 122 метров. Массивные стены форта имеют ширину 21 метр и высоту 36 метров. Форт был построен в 1459 году в районе Джодхпура правителем Рао Джодхой. Однако большая часть сооружений форта относится к 17 веку.
Сегодня на территории форта расположено несколько дворцов: Жемчужный, Дворец Удовольствий и Дворец Цветов, а также здания суда и квартиры. С верхней точки форта открывается захватывающий панорамный вид на город и окрестности, а чтобы добраться до подножия крепости, нужно преодолеть 5-ти километровую горную дорогу.
Музей Мехрангарха представляет собой образец раджпутской архитектуры: живописные внутренние дворики, роскошные залы, украшенные резьбой и настенными росписями. В экспозициях музея можно увидеть золотой трон, лучшую в Индии коллекцию сидений для езды на слонах, рукописи, головные уборы и древнее оружие времен династии Моголов. Настенные росписи, которые создавались на протяжении 10 лет, выполнены в интересной техники – с применением сусального золота, клея и… коровьей мочи.
Форт пользуется популярностью у голливудских режиссеров и часто становится местом съемок кассовых фильмов, например, таких как «Бэтмен». Для туристов фото и видео-съемка в помещениях форта платная – около 100 рупий.
А прежде чем мы перейдем к первому месту нашего рейтинга самых больших зарубежных крепостей, посмотрите увлекательный видеоролик о серебряном призере:
Стенобитная монета
Сложно взять? Подкупи. ¦Фото: otomosem.com.
Даже самая маленькая и простая Средневековая крепость – это заноза в пятой точке. Оставлять в тылу крепость крайне рискованно, особенно если в ней есть хотя бы небольшой рыцарский гарнизон. Обученные и мотивированные люди при первой же возможности покинут замок и найдут сто и один способ подпортить кровь врагу партизанскими методами, буквально грабя те самые караваны. Держать крепость в кольце тоже проблематично. Осада может затянуться на долгие месяцы. А дальше могут, может произойти одна из двух неприятных вещей – или подход к крепости деблокирующего войска или эпидемия в своих собственных рядах. Приступ крепости – это и все лотерея, которая требушет не только наличия узких специалистов и оборудования, но также и немалой доли удачи.
Интересный факт: приступы крепостей всегда готовились задолго до начала военного похода. Стенобитные машины, например, требует – это весьма сложные инженерные механизмы, которые нельзя было сделать из чего-то там и палок на месте. Поэтому их везли в обозах. Даже такая банальность, как осадная лестница зачастую привозилась на место осады вместе с тем самым обозом.
Пометки, тоннели и оружие массового «заводнения»
Знание местности — важнейшее оружие. |Фото: community.com.
У осаждающих над обороняющимися всегда было одно главное преимущество – возможности инициировать бой там, где им будет удобно. У обороняющихся помимо стен, башен и рвов были свои преимущества: знание местности и пристрелка. Дело в том, что и метательную, и позднее пороховую артиллерию использовали не только атакующие. В правильной крепости были свои собственные метательные машины. Могли быть даже требует, которые в общественном создании закрепились (почему-то) как инструмент исключительно осаждающих.
Точность у Средневековой метательной артиллерии была очень низкой
Очень важно было правильно пристреляться. Гарнизоны, имевшие метательные машины всегда «пристреливали» местность заранее
Поэтому если атакующие два дня собирали всем миром красивую осадную башню, а на третий день в нее с первого же попадания прилетел огромный камень из-за стены, удивляться не стоило.
Впрочем, подпортить жизнь атакующим можно было и многими другими способами. Например, небольшой отряд мог покинуть замок под покровом ночи и что-нибудь поджечь в лагере осаждающих. А самые находчивые и везучие защитники не чурались использовать против штурмующих, даже целые водоемы. Дело в том, что водяной ров часто был продуктом установления дамбы. И если враги неправильно поставили свой лагерь, их можно было просто взять и затопить. Как соседей снизу.
Викторианская эпоха в английском интерьере
К началу XIX века Георгианскую эпоху в Англии сменяет эпоха Викторианская (1837-1901 гг.), которая начинается с восшествием на Британский престол королевы Виктории. В это время империя богатеет, буржуазия процветает и много путешествует по миру, промышленность совершенствуется, появляются новые материалы и технологии, расцветает производство дорогих предметов роскоши. Начинается активная колонизация Африки и Юго-Восточной Азии, которая приносит в интерьеры английских домов множество этнических элементов экзотических культур.
Викторианская эпоха отказалась от односторонней строгости стиля в интерьере и создала эклектику – оригинальное смешение интерьерных традиций рококо, готики, классики, ренессанса и этники (Китай, Индия, Египет). В страну завозятся предметы роскоши и культурные традиции из колониальных стран, присутствие которых в английском особняке становится одним из характерных признаков викторианского интерьерного стиля, наряду с обязательными правилами:
- планировка и зонирование помещений становится более сложными;
- приобретает плавность и вытянутость линий, появляется богатая отделка лепниной, ценным деревом и текстилем, большие арочные окна и тяжелые деревянные двери.
- стены окрашиваются в «теплые» терракотовые оттенки и изобилуют цветочными восточными или строго вертикальными узорами (приобретают популярность вертикальные полосы в отформлении стен).
- камин по прежнему занимает центральное место в гостиной, отделывается мрамором и металлом;
- комнатные растения становятся обязательной частью обстановки и группируются в углах помещений;
- аксессуары выбираются только дорогие, антикварные или экзотические (картины в богатых рамах, старинные настенные часы, пуфики, ширмочки, вазы, шкатулки, кабинетные наборы и экзотические сувениры из Китая, Индии, Африки).
Пышный декор гостиной викторианского периода, замок Рэби
Викторианский стиль интерьера – это неограниченная ничем роскошь, сложный и многообразный декор, внимание к отделке мелких деталей обстановки, смешения множества декоративных элементов, украшений и аксессуаров со всего мира
Эдвардианский (концентрический) замок
В тот момент, когда вокруг донжона был вырыт первый ров, началась история эдвардианского (по имени Эдуарда I – короля Англии с 1272 по 1307 гг.), или же концентрического замка. Появились стены, строившиеся уже не в один, а в два ряда, и имевшие высоту от 8 до 12 метров и толщину до 2.5 метров. Также, стены концентрического замка — это уже не просто каменная конструкция, а целое оборонительное сооружение, в которой появляются внутренние и внешние бреташи и боевые галереи, которые значительно облегчали оборону замка. Во внутренней бреташи стояли воины, стрелявшие по врагам из орудий. Внешние же бреташи служили для подошвенного боя. В них находились машикули — отверстия, через которые на противников лили смолу, кипяток и всякого рода отходы. Долгое время бреташи делались деревянными и навесными.
Замок Бомарис — яркий представитель замка концентрического типа
Второй инновацией было появление в замке главного укрепления, задачей которого было прикрывать главные ворота и проход в замок. Укрепление было защищено двумя башнями снаружи и двумя внутри. В центре его была арка, откуда шел сквозной проход. Когда воины входили в ворота, они видели, что вход был изогнутый — входили в одно место, а выходили из другого. Сделано это было специально для того, чтобы враг не мог протащить таран внутрь замка — он банально застревал.
Еще одно нововведение — башни, стоящие «в стене». Находясь на определенном расстоянии друг от друга, они были нужны для того, чтобы обстреливать врага вдоль стены. Поэтому было совсем не обязательно, чтобы башни были выше стены. Главное, чтобы они выступали из нее, для возможности атаки. Двор замка делила на две части внутренняя стена. С одной стороны этой стены находился уже знакомый нам донжон — теперь «замок в замке», где жил хозяин, а с другой — хозяйственный двор замка.
Замок Кайрфилли — еще один яркий представитель концентрического замка
Со временем донжон перестанет быть местом обитания хозяина — он перебирается во дворец, а в первой половине XIV века задачи обороны замка вообще уходят на второй план. Его обитатели начинают думать больше о роскоши и удобстве, совсем забывая об истинном предназначении могучих крепостных стен. Замки трансформируются в роскошный дворец для житья…
Этим и заканчивается история средневекового замка. Оборонительная задача уступила место жилой, а окончательно замки утрачивают свое значение в период Столетней войны (1337 — 1453 гг.), когда прогремел первый пушечный выстрел — с развитием артиллерии оборонительная задача замков исчезла окончательно.