5 шагов, чтобы научить ребёнка понимать время и определять его по часам

Игры для закрепления результата

Обучение подкрепляйте несложными практическими заданиями в игровой форме. Выполняя определенное действие: ложась спать, просыпаясь, накрывая стол к ужину, просите ребенка смотреть и говорить вам, сколько времени показывают часы.

Включая мультики, компьютерную игру, отправляясь в гости или гулять, четко проговаривайте планируемый временной интервал: 15 минут, полчаса, час — и обращайте внимание на расположение стрелок при этом. Просите помощи у ребенка, выполняя домашние обязанности, например, попросите его напомнить вам выключить плиту через 5 минут, сказать, что пора ужинать, если большая стрелка стоит на цифре 6

Приучайте к пунктуальности: собираясь куда-нибудь, проговаривайте время на сборы и дорогу

Просите помощи у ребенка, выполняя домашние обязанности, например, попросите его напомнить вам выключить плиту через 5 минут, сказать, что пора ужинать, если большая стрелка стоит на цифре 6. Приучайте к пунктуальности: собираясь куда-нибудь, проговаривайте время на сборы и дорогу.

Вот несколько способов освоить временные категории играючи:

  • «Подскажи, который час». Установите время на макете. Возьмите игрушечного мишку, скажите малышу, что он торопится домой и спрашивает, сколько времени. Малыш должен ответить, если не сможет, помогите ему.
  • Усложните упражнение, меняя положение стрелок на циферблате. Повторите несколько раз для закрепления результата.
  • «Составь распорядок дня». Возьмите в руки макет часов. Выставьте стрелки на время, когда малыш обычно просыпается, затем, передвигая их ход, обговорите все действия, которые он выполняет в течение дня, утром, в обед и вечером.
  • «Верно — неверно». Выставьте стрелки на макете, спрашивайте у ребенка, правильно ли, что сейчас столько-то времени. Он должен подтвердить сказанное или опровергнуть. Если он в затруднении, задавайте наводящие вопросы.
  • «Расписание». Предложите малышу начать играть в автостанцию. Для отправления машин ему нужно самому выставить стрелки часов на заданное время. Сначала употребляйте целые числа, потом усложняйте задачу, применяя такие определения, как «полдень», «четверть часа».

Стрелки и циферблат часов

Первые элементы, которые показывают ребенку — циферблат с яркими, крупными цифрами и часовая стрелка. Лучше использовать специальный обучающий макет или сделать его собственноручно из плотного картона или одноразовой пластиковой тарелки. Объясните, что узнать время можно, посмотрев, на какую цифру указывает стрелка. Меняйте положение стрелки на циферблате, спрашивайте, сколько часов будет при том или ином расположении.

Напомните, что время идет только вперед. Расскажите про понятие «по часовой стрелке» и обратное ему значение. В процессе объяснения обговорите с ребенком все события из распорядка дня: в какое время он встаёт, идёт в садик, кушает и так далее.

Второй этап — ознакомление с минутной и секундной стрелкой. Секундная стрелка — самая шустрая. Длительность секунды ребенку понять легко: для этого достаточно хлопнуть в ладоши. Один хлопок — одна секунда. Нарисуйте на изготовленном циферблате деления от одного до шестидесяти и отметьте цифрами. Так ребенок наглядно поймет, что в минуте 60 секунд.

Advertisement

Пока секундная стрелка сделает круг по циферблату, минутная передвинется всего на одно деление. Самая медлительная — часовая стрелка, на то, чтобы описать круг, ей понадобится 12 часов.

Полезные советы

Закреплять информацию можно в ходе игры, когда взрослые рисуют циферблаты, а малыш чертит на них стрелочки, указывающие определенное время

Полезно обращать внимание малыша на стрелочные часы в гостях, общественных местах, в садике. Можно сходить на экскурсию в часовой магазин, рассказать о часах с маятником, гирями и кукушкой

Малыш быстрее научится понимать, который час, если ему будет интересно во время занятий. Найдите или сочините для него стишки и песенки о времени, расскажите о солнечных, водяных и песочных часах. Так вы сумеете не только научить дошкольника определять время, но и дадите пищу его фантазии, что полезно для развития.

Возобновление перехода на летнее и зимнее время

Перевод часов на летнее время был возобновлен 1 апреля 1981 года, но уже относительно декретного времени. Таким образом, летнее время стало опережать поясное на два часа. Дата перевода стрелок несколько раз менялась, с 1996 года переход на летнее время и обратно осуществлялся в последнее воскресенье марта и последнее воскресенье октября соответственно.

4 февраля 1991 года кабинет министров СССР постановил отменить декретное время, сохранив ежегодный перевод стрелок на летнее и зимнее время. В связи с тем, что отмена декретного времени «привела к сокращению продолжительности светового дня на значительной части территории РСФСР, вызвала недовольство населения и привела к увеличению расхода электроэнергии», Совет Республики Верховного совета РСФСР 23 октября 1991 года принял решение о восстановлении декретного времени. Возврат был осуществлен 19 января 1992 года.

В течение дня

Рассмотрим комбинации, которые попались на глаза в промежуток от обеденного времени до вечера.

  • 13.13 — вам завидуют, а это значит, будьте скромнее, чтобы не появились недоброжелатели.
  • 13.31 — ваша мечта точно сбудется, и очень скоро!
  • 14.14 — любовь уже на пороге, откройте ей свое сердце!
  • 14.41 — сегодняшний вечер лучше провести дома, в спокойной обстановке.
  • 15.15 — вам дадут совет, прислушайтесь, и сумеете поступить правильно!
  • 15.51 — кто-то очень интересуется вами. Возможно начало бурного романа!
  • 16.16 — относитесь к своей жизни и здоровью серьезнее, так советует нумерология.
  • 17.17 — в ближайшие дни следите за своими словами, будьте осторожнее, чтобы никого не обидеть.

Начинаем изучать часы

Лучше всего для обучения подойдет модель с крупным циферблатом и четкими цифрами. Лучше, если они будут круглыми, без отвлекающего декора. Макет можно изготовить своими руками из плотного картона вместе с ребенком.

Шаги обучения:

Мотивация. Расскажите малышу о том, что этот механизм нужен человеку, чтобы никуда не опаздывать. Кто умеет дружить со временем, много успевает. Поэтому выучить, как правильно определять время, необходимо всем.

Знакомство с часами. Дайте понять малышу, что такое циферблат, стрелки, для чего нужны цифры. Расскажите, что стрелки передвигаются только вперед. Предложите вместе подумать, почему нет обратного хода времени.

Механизм работы

Обратите внимание, что на обычных часах существует две стрелки: часовая и минутная, дайте знать, что есть модели и с секундной. Объясните, что такое секунда, минута, час.

Начинайте обучение с целых чисел, изображенных на циферблате

Для удобства снимите тоненькую минутную стрелку и работайте только с крупной. Скажите, что она считает количество часов. Тренируйтесь, перемещая стрелку, и просите кроху называть, который час она показывает.

Зачем нужно ребенка учить определять время?

Представьте, что вы совсем не можете ориентироваться во времени. Вы не знаете, когда вам нужно выходить на работу, когда возвращаться домой, когда наступит обед или же, во сколько ложиться спать и просыпаться.Также и ваш малыш не понимает, как долго нужно ждать, чтобы мама забрала его из садика. Он может капризничать, если вы говорите ему подождать пять минут, ведь он не понимает – сколько это, может ждать придется целый день.Если малыш подрос до того возраста, когда его можно оставлять одного дома, вы скажите ему, что вернетесь через два часа, а без умения определять время по циферблату ребенок будет растерян, он не будет знать, насколько долго мамы не будет рядом.Чтобы ваш малыш мог ориентироваться во всех этих вещах, а также был более дисциплинированным, а также готовым к школе, его необходимо обучить определению времени по часам.

Обучение

Прежде чем научить ребенка определять время по стрелочным часам, поясните, почему на часах 12 часов, а не 24. Расскажите про полдень и полночь. Объясните, как распознать часовую и минутную стрелку.

На обычных часах или разделенном на цветные сегменты картонном циферблате поставьте часовую и минутную стрелку, так, чтобы они указывала на цифру 12. Затем переведите часовую стрелку на цифру 1, пояснив, что прошел час. Для ребенка будет проще, если вы соотнесете время на часах с привычными действиями. К примеру «в два часа мы обедаем», «с пяти до семи мы гуляем», «в девять ты ложишься спать».

Обратите внимание ребенка на то, что минутная стрелка всегда указывает на цифру 12, когда наступает «ровное» время. Дайте малышу задание установить стрелки таким образом, чтобы они показали точно три или точно шесть часов, и т.д., полночь или полдень

Не забудьте научить ребенка тому, в каких случаях принято говорить «столько-то» часов утра, дня, вечера, ночи. Это лучше сделать в одно из последующих занятий, посвященных закреплению полученной информации о том, как узнавать время.

Знакомство с минутной стрелкой начните с рассказа о том, что каждый час вмещает в себя 60 минут. И каждый оборот минутной стрелки по циферблату означает, что прошел ровно час. Круг делится на 12 частей, и расстояние между цифрами равно пяти минутам.

Передвигайте на втором подготовленном циферблате или настоящих часах минутную стрелку с цифры 1 до цифры 12, сопровождая отсчетом «время три часа 5 минут» и т.д. Если у ребенка есть навык считать пятерками, он быстро усвоит информацию. По аналогичной схеме покажите, какую функцию выполняет секундная стрелка.

Чтобы не запутать ребенка, на первых порах не надо объяснять ему про половину и четверть часа, «без пяти» и т.д. К этому можно перейти, когда дошкольник станет понимать основные принципы. На этом же этапе следует научить, как определять точное время вплоть до минуты и как округлять значение.

Знакомим ребенка с электронными, солнечными, песочными часами

Когда ребенок научился определять время по часам со стрелками, пора познакомить его и с другими часами. Вам есть, куда двигаться дальше! Знакомство с электронными, солнечными, песочными часами поможет ребенку углубить свое понимание времени. Тем более, с ними будет не менее интересно разобраться.

Электронные часы более условны, чем часы со стрелками, по ним не отследить ход времени наглядно. Но если ребенок разобрался с тем, как считаются часы и минуты, то проблем возникнуть не должно. Обзаведитесь электронными часами и поручайте ребенку следить за временем и на них. В той же программе телепередач всегда указано время в электронном формате, поэтому первым делом можно запомнить, во сколько начинаются мультики и детские передачи.

Солнечные часы больше похожи на часы со стрелками, поэтому с ними будет проще разобраться. Осталось дождаться солнечного дня, начертить на песке круг, установить в центре деревянную палочку, сверить время с механическими часами и дорисовать циферблат. И можно завороженно наблюдать, как тень от палочки постепенно ползет по часовой стрелке.

Песочные часы также будет удобнее всего сопоставить со стрелочными. Они отмеряют совсем небольшие промежутки времени. Предложите ребенку одновременно наблюдать за секундной стрелкой на механических часах и ходом времени в песочных часах. Кстати, с ними намного веселее выполнять задания на время: застелить постель, сложить все игрушки в коробку и т.д., пока песок не перестанет сыпаться.

Научить ребенка понимать время не так сложно, как кажется. Решив эту проблему в детстве, вы поможете ребенку стать человеком пунктуальным, для которого ощущение времени не будет слабым местом.

В 5-7 лет у большинства детей — пик познавательной активности. И это во многом лучшее время, чтобы вместе интересно и разнообразно развиваться. Пока ребёнка не затянуло в школьные будни.

Родителям в помощь — занимательные логические задания, упражнения на развитие мышления, внимания, памяти и речи. Поделиться с друзьями: Подключайте к ЛогикЛайк

Тренируйтесь по 20 минут в день и наблюдайте прогресс уже через несколько месяцев. Ребёнок начнёт лучше понимать любую новую информацию.

Подготовительный этап

Для ребенка первых лет жизни время – нечто абстрактное. В первую очередь малыша в возрасте от двух лет знакомят с базовыми понятиями – настоящее время (сейчас), прошлое (вчера, давно), будущее (завтра, потом)

Важно приводить простые и понятные примеры из окружающего мира и жизни ребенка

Следующий этап – время суток. Понятия «утро-день-вечер-ночь» малыш освоит быстро, к ним легко «привязать» и структуру «прошедшее-настоящее будущее»: «Утром я умылся, в обед ем суп, вечером буду слушать сказку».

Далее настает знакомство с временами года и календарем. Используйте яркий календарь с тематическими картинками и надписями на русском языке. Объясните, из каких месяцев складываются зима, весна, лето и осень. На календаре можно указать будущие семейные праздники, вычеркивать прошедшие дни. Это повод научить ребенка счету и практиковаться в нем, пересчитывая дни, оставшиеся до какого-либо события – дня рождения, наступления лета и т.д.

В 3-3,5 года дети свободно оперируют понятиями «завтра – сегодня», «зима – лето», день – ночь», разбираются во временах года и могут назвать все 12 месяцев. Но перед знакомством со стрелочными часами следует хорошо освоить счет

Важно не только уметь считать до 60-ти, но и считать пятерками «5 – 10 – 15 – 20…». Этот навык детьми осваивается к 4-5 годам, если с ними заниматься

Значения цифр

Прежде всего, стоит понять и запомнить, какое значение имеет каждая цифра в отдельности. Такая нумерология позволит самостоятельно понимать, что означает совпадение на часах.

Единица — символ энергии и силы. Она также указывает на самого человека, его «я» и концентрацию на своей персоне.

Двойка считается символом мягкости, умеренности, сдержанности

Часто попадающаяся на глаза двойка — намек на то, что стоит быть спокойнее и мягче.

Три — это размышления и медитация, необходимость подумать о прошлом, его взаимосвязи с настоящим и будущим.

Четыре — призыв к активности и трудолюбию, совет быть организованнее и прикладывать силы для достижения целей.

Пятерка — напоминание об осторожности и совет не рисковать, беречь то, что есть, и быть осмотрительнее.

Шесть — цифра доброты и честности, напоминание о том, что это — самые главные внутренние ценности.

Семерка — самый желанный знак, символ удачи! Повезло тому, кто увидит семерки на циферблате, его ждет большой подарок судьбы.

Восемь — символ судьбы и перемен. Стоит анализировать события в своей жизни, понимать, что из чего вытекает, как управлять судьбой.

Девять — это духовное развитие и мудрость, получение нового опыта.

Запомнив эти девять значений, можно, увидев совпадение времени, понимать, к чему это. Но и также, заметив красивое и необычное совпадение на циферблате, посмотреть, что же это сулит.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Полезные советы

Закреплять информацию можно в ходе игры, когда взрослые рисуют циферблаты, а малыш чертит на них стрелочки, указывающие определенное время

Полезно обращать внимание малыша на стрелочные часы в гостях, общественных местах, в садике. Можно сходить на экскурсию в часовой магазин, рассказать о часах с маятником, гирями и кукушкой

Малыш быстрее научится понимать, который час, если ему будет интересно во время занятий. Найдите или сочините для него стишки и песенки о времени, расскажите о солнечных, водяных и песочных часах. Так вы сумеете не только научить дошкольника определять время, но и дадите пищу его фантазии, что полезно для развития.

Стихи о времени для детей

Очень хорошо в процессе обучения использовать короткие стишки для запоминания основ времени. Так ребенку будет веселее и проще погрузиться в процесс познания этого понятия.

Вот самые веселые и интересные стихотворения.

Пробегут часы, минутки Соберутся вместе в сутки. В них двадцать четыре часа, И стрелки творят чудеса.

Стрелка первый круг проходит, — Полдень в гости к нам приходит, А она спешит опять Час за часом отмечать.

Стрелка круг второй прошла, — В гости полночь к нам пришла, День прошел, прошла и ночь, — Убежали сутки прочь.

***

На секунды счет идет, Гномик вырвался вперед, Но не знает он пока, Как секунда коротка.

Посмотри — ка на часы — Стрелки здесь не для красы: Они указали для нас Секунду, минуту и час.

Секунду — тоненькая, Минуту — длинненькая, А коротенькая — час: Так бывает всякий раз.

Шестьдесят секунд прошли — Мы к минуте подошли. Ну, а шестьдесят минут Вместе целый час дадут.

***

Ходики внезапно стали. Что случилось, что стряслось? Стрелки сразу перестали День наматывать на ось. Оглядел их мрачновато Сероглазый циферблат: «Если вы не виноваты, Кто-то всё же виноват?» «Может быть, — подумал Рома – Сил у маятника нет, — Головою вниз попробуй Покачайся столько лет!»

***

На стенке в комнате  часы, Висят они не для красы. И в ритм  стуча: тик – так, тик — так. Всем  подают условный знак. День —  ночь  меняют за окном. Рассвет чудесный. А  потом У человека  круглый год Пришла пора  дневных  забот.

Посмотрите еще одно интересное видео про обучению времени детей.

Ценить время, использовать его с толком ребенка нужно учить с детства. Спрашивайте его, что хорошего, полезного или приятного можно сделать за час, минуту, полчаса. Не ждите быстрых результатов, не торопите в процессе обучения: ориентация во времени – навык сложный.

Чем меньше ребенок, тем короче должен быть урок. Чтобы он быстрее научился разбираться в сложных понятиях, научился понимать ход механизма, узнавать, сколько времени, купите ему яркие наручные часы. Так малыш быстрее станет пользоваться полученными знаниями на практике.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Обучение

Прежде чем научить ребенка определять время по стрелочным часам, поясните, почему на часах 12 часов, а не 24. Расскажите про полдень и полночь. Объясните, как распознать часовую и минутную стрелку.

На обычных часах или разделенном на цветные сегменты картонном циферблате поставьте часовую и минутную стрелку, так, чтобы они указывала на цифру 12. Затем переведите часовую стрелку на цифру 1, пояснив, что прошел час. Для ребенка будет проще, если вы соотнесете время на часах с привычными действиями. К примеру «в два часа мы обедаем», «с пяти до семи мы гуляем», «в девять ты ложишься спать».

Обратите внимание ребенка на то, что минутная стрелка всегда указывает на цифру 12, когда наступает «ровное» время. Дайте малышу задание установить стрелки таким образом, чтобы они показали точно три или точно шесть часов, и т.д., полночь или полдень

Не забудьте научить ребенка тому, в каких случаях принято говорить «столько-то» часов утра, дня, вечера, ночи. Это лучше сделать в одно из последующих занятий, посвященных закреплению полученной информации о том, как узнавать время.

Знакомство с минутной стрелкой начните с рассказа о том, что каждый час вмещает в себя 60 минут. И каждый оборот минутной стрелки по циферблату означает, что прошел ровно час. Круг делится на 12 частей, и расстояние между цифрами равно пяти минутам.

Передвигайте на втором подготовленном циферблате или настоящих часах минутную стрелку с цифры 1 до цифры 12, сопровождая отсчетом «время три часа 5 минут» и т.д. Если у ребенка есть навык считать пятерками, он быстро усвоит информацию. По аналогичной схеме покажите, какую функцию выполняет секундная стрелка.

Чтобы не запутать ребенка, на первых порах не надо объяснять ему про половину и четверть часа, «без пяти» и т.д. К этому можно перейти, когда дошкольник станет понимать основные принципы. На этом же этапе следует научить, как определять точное время вплоть до минуты и как округлять значение.

Времени не существует

Также есть мнение, что времени не существует вовсе. Именно это утверждал в начале прошлого века философ Мактаггарт (J.M. E. McTaggart). По мнению Мактаггарта, при рассмотрении времени допустимо два подхода.

Первый подход называется А-Теория.

Она гласит, что время имеет определённый порядок и непрерывно течёт, что вещи в нём организованы так, как мы их видим. И что события перемещаются из прошлого в настоящее, а затем в будущее.

В-Теория, напротив, утверждает, что принятие временных рамок и самого времени — это иллюзия, и нет никакого способа, позволяющего сделать так, чтобы все события в мире происходили в строго определённом порядке.

Эта версия «времени» поддерживается лишь нашими воспоминаниями, а в нашей памяти, как правило, фиксируются отдельные события, и вспоминаем мы их как отдельные «временные карманы», а не как некий сплошной поток.

С учётом этой теории можно доказать, что времени не существует, поскольку для того, чтобы время существовало, требуется непрерывное изменение событий, мира и обстоятельств. В-теория по определению не ссылается на течение времени, и об изменениях там тоже речи не идёт. Таким образом, времени не существует.

Однако если А-Теория верна, то утверждение о том, что времени нет, выглядит слишком поспешным. К примеру, возьмём день, когда вам исполнился 21 год. С одной стороны, этот день когда-то был в будущем. С другой стороны, этот же день когда-то окажется и в прошлом. Но один и тот же момент не может быть одновременно и в прошлом, и в настоящем и в будущем. Именно поэтому Мактаггарт говорит, что А-Теория — противоречива, а следовательно невозможна, как и само время.

Подготовка инвентаря

Вам понадобятся часы со стрелками – настоящие или из специального набора для обучения детей

Важно, чтобы циферблат был крупным, с арабскими цифрами и делениями, с большими наглядными стрелками. Чтобы иметь возможность крутить стрелки вручную, выньте стекло

Импровизированные часы можно изготовить из картона. Обведите по большой тарелке круг и вырежьте его. Рекомендуется подготовить два циферблата.

На первом обозначьте цифры от 1 до 12 на положенных им местах и расчертите круг на сегменты. Каждый треугольный сегмент раскрасьте в свой цвет. Это циферблат поможет объяснить, что такое час, и куда указывает маленькая стрелка в различное время суток.

На втором картонном круге-циферблате обозначьте цифры и деления минут. Он потребуется для второго этапа обучения – зачем нужна минутная стрелка.

В качестве стрелок используйте большой и маленький карандаш. Также можно вырезать часовую и минутную стрелки из картона, закрепить их в центре при помощи кнопки с круглым стержнем – такие стрелки легко вращать. Под циферблат из картона подложите дощечку, в которую воткнется кнопка. Секундную стрелку добавьте позднее, когда ребенок освоит основную информацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector