Дым над водой: скоростные бронекатера

Примечания

  1. Черников И. И. Советские артиллерийские катера типа «Шмель» (проект 1204) // Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России.
  2. ↑ Артиллерийские катера пр. 1204. Речные артиллерийские корабли и катера. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. Корабли ВМФ СССР. Том 2. Апальков Ю. В. — СПб: Галея Принт, 2004. — 122 с. — (Корабли ВМФ СССР). — ISBN 5-8172-0087-2
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения 18 августа 2012.
  4. Прасников В. Б. Послевоенные проекты речных боевых кораблей. Часть 3. Речной артиллерийский катер пр. 1204 // Военно-технический альманах «Тайфун». 2000, № 4. С. 2-7
  5. Чуприн К. В. Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03421-2
  6. Чуприн К. В. Вооружённые силы стран СНГ и Балтии: справочник / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Современная школа, 2009. — С. 511. — 832 с. — ISBN 978-985-513-617-1.
  7. Александр Храмчихин. . Военно-промышленный курьер (№ 49 (615) за 23 декабря 2015 года).
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 сентября 2012.

Конструкция

Внешние изображения

Конструкция и основные размеры канлодок позволяли перевозить их по железной дороге. Для этого боевая рубка речной канонерской лодки, имевшей необходимые бытовые условия и наибольшие габариты, сделана съёмной.

Самым сложным при проектировании стало бронирование. Требовалось сохранить осадку судов около 0,61 м

Корпус бронировался в зависимости от важности защищаемой части и вероятного угла встречи пули с броней. Применяли хромоникелевую сталь толщиной 6; 5 и 4-3,5 мм, которая не пробивалась остроконечной пулей винтовки Мосина с дистанций 150, 200 и 500 шагов

Ватерлинию защищал бронепояс шириной 381 мм (из них 254 мм над водой). Жизненно важные части — машинное отделение, погреба боеприпасов], подбашенные отсеки, также защищены броней. Броневой пояс у ватерлинии, надводный борт у машинного отделения и обоих погребов с 4-5 мм брони, рубка — 6 мм, палуба у машинного отделения — 3,5 мм, надстройка у машинного отделения — 4 мм, пулеметные башенки — 5. По проекту канлодки должны быть с двумя 76-мм горными пушками образца 1909 года на сконструированных для них установках Брянского завода с башнеподобными , защищавшими с трёх сторон. Но на заводе сделали лишь только около 10 таких установок. Поэтому остальные пушки (значительная часть 76-мм образца 1909 года) установлены на тумбах с «горными» щитами. Башнеподобные щиты толщиной 6 мм, толщина щита 76-мм горной пушки образца 1909 года 3,5-4 мм..

Внешние изображения

В стенах боевой рубки впереди надстройки машинного отделения были щели с броневыми заслонками (передний лист подъемный, на крыше — прожектор). В рубке ручной штурвал, машинный телеграф, переговорные трубы и телефон в моторное отделение и погреба, электрическая звонковая сигнализация в машинное отделение, к пушкам и пулеметам.

Внешние изображения

В машинном отделении были два двигателя «Буффало» по 75-80 л. с., каждый работал на свой гребной винт. Топливо — смесь керосина (70 %) и бензина (30 %). Вспомогательный двигатель электрогенератора обеспечивал освещение, зарядку аккумуляторов и работу радиостанции. Одна общая трюмная и противопожарная помпа также работала от вспомогательного мотора. Также в мотоотделении расходные цистерны топлива и масла и верстак-шкаф для инструментов. Топливо в расходные цистерны перекачивали двумя ручными помпами. Для монтажа и ремонта двигателей крыша машинного кожуха съёмная.

Между моторным отделением и отделением офицера гальюн команды и камбуз, в котором: керосиновая плита «Примус», стол с ящиками для провизии и посуды и полки.

Офицерское помещение из гальюна и каюты, где были: шкаф для одежды, шкаф для документов и штурманского инструмента, диван, стол, кресло. Кроме того, было место установки радиостанции с радиусом 266 км.

Кормовой отсек, кроме пулемета, имел две цистерны топлива и румпельное отделение. Патронный погреб как и носовой.

Во всех переборках были водонепроницаемые люки для подачи патронов и снарядов и перемещения по отсекам под защитой брони.

Канлодку предполагали вооружить двумя 76,2-мм горными пушками образца 1904 года. Позднее они получили на палубных тумбах (угол возвышения +30°, горизонтальной наволки носовой пушки 270°, кормовой 300°).

Строительство

АКА пр. 1204. Дивизион ОВР ККФ. Видны 2М-3М и каземат. 2011

В 1967 году на судостроительном заводе (ССЗ) «Залив» в Керчи после постройки головного катера развернуто крупносерийное производство АКА пр. 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и в Ленинграде (производственное объединение «Алмаз»). Всего с 1967 по 1972 гг. на трех заводах построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР (Балтийский флот 10, Тихоокеанский — 30 и Черноморский — 16), а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.

Модернизация

В процессе эксплуатации в состав вооружения АКА пр. 1204 вносили изменения: пулеметную установку 2М-6 заменили на 25-мм спаренную артустановку 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за рубкой установили каземат с бойницами для четырёх 30-мм гранатометов БП-30; зенитное вооружение катера дополнили двумя пусковыми установками переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2М» (боекомплект 8 ракет), при этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77,4 т. На некоторых АКА пр.1204 установили крепления для размещения многоствольного реактивного гранатомета «Огонёк».

История

К 1929 году в состав Амурской военной флотилии входили и бронекатера «Копьё» и «Пика» и они в составе Амурской флотилии приняли участие в первом после Гражданской войны крупном вооруженном конфликте в 1929 году на КВЖД. Во время боев советские моряки участвовали в разгроме Сунгарийской военной флотилии. Бронекатера «Копьё» и «Пика» вместе с бронекатером «Барс» под огнем разведывали проходы в заграждениях китайцев к Лахасусу и затем к Фугдину. Высаженные под огнем с судов флотилии красноармейские подразделения при поддержке корабельной артиллерии овладели городами Лахасусу и Фугдин. За успешные боевые действия Амурская флотилия в 1930 году удостоилась ордена Красного Знамен.

Конструкция

Разработан Николаевским Государственным предприятием «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» под руководством главного конструктора Кривко С. В. В конструкцию катера заложена возможность транспортировки на самолёте Ан-124 «Руслан», для чего бронированную рубку сделали съёмной с креплением к корпусу на фланце при помощи болтового соединения, а электрические кабели имеют соответствующие разъёмы. Для прохода под низкими мостами мачта заваливается назад.

Катер «Гюрза» имеет пологую наружную архитектуру с использованием элементов стелс-технологий, таких как сильный наклон надстройки и стен с обеих сторон; в поперечном сечении корпуса катер имеет форму плоского шестиугольника. Это даёт значительное повышение участка радиолокационной отражательной способности. В целях уменьшения фонового тепла выхлопные газы двигателя выводятся ниже ватерлинии. Весь корпус был разделён на шесть водонепроницаемых отсеков. Внутри надстройки в виде усечённой восьмиугольной пирамиды расположена большая рубка с 13 иллюминаторами, изготовленными из пуленепробиваемого стекла, и оборудованная всеми необходимыми средствами навигации и связи. В производстве катера использованы несколько основных материалов:

  • судовая сталь: днище катера, транец, переборки и частично борта;
  • многослойная композиционная сталь: стены надстройки, борта (на высоте машинного отделения);
  • алюминиевая броня: стены надстройки, борта на высоте боевого отделения (защищает только от 7,62 х 54R мм);
  • сталь: бронированные башни;
  • лёгкий алюминиевый сплав: мачты, оборудование на борту.

Катер работает от двух судовых дизельных двигателей украинского производства модели 459K (морская версия танкового двигателя 6ТД, используемого на Т-80УД), развивающих мощность 735 кВт каждый. Оба двигателя управляются непосредственно из рулевой рубки. Максимальная скорость катера равна 28 узлов (52 км/ч), но его мгновенная скорость может достигать 30 узлов (55 км/ч) на спокойной воде.

Катер «Гюрза» имеет высокую степень автоматизации основных систем. Эти системы включают мониторинг водонепроницаемости переборок и наличие забортной воды в каждом отсеке, автономную систему противопожарной защиты и внутреннюю сеть телевидения (CCTV). Также важную роль играет фильтрующая система вентиляции, которая позволяет производить операции в районах, заражённых отравляющими веществами. Наличие всего одного дизель-генератора не сказывается на надёжности этой системы и боевой устойчивости. Аварийное питание оружия и средств связи также может обеспечиваться от резервных аккумуляторов в течение 6 часов.

Для экипажа созданы хорошие условия обитаемости. Внутри носовой части корпуса находятся каюты для всего экипажа, в том числе отдельная каюта для командира.

Ответственные помещения катера (рулевая рубка, отсеки оружия, топливные цистерны, моторный отсек) бронированы, что позволяет катеру выходить на близкий огневой контакт с противником, вооружённым стрелковым оружием.

Назначение

  • несение патрульной службы на приграничных реках, озёрах, а также в прибрежной морской зоне;
  • борьба с малоразмерными катерами контрабандистов и нарушителями границы;
  • борьба с малыми защищёнными береговыми целями (БТР, БМП, береговые батареи);
  • защита важных стационарных и наплавных гидротехнических сооружений;
  • обеспечение действий тактических разведывательно-диверсионных групп;
  • навигационное сопровождение отдельных судов на внутренних водных путях;
  • обеспечение безопасности мореплавания по международным внутренним водным путям.

Вооружение

Вооружение катера проекта 58150 составляют две модифицированные боевые башни БМП-2 и БТР-70. Такой выбор оружия обеспечивает пользователю упрощение подготовки наводчиков-операторов и снабжение боеприпасами и ЗИПом.

Вооружение катера проекта 58155 составляют два дистанционных боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М» (морской вариант модуля БМ-3 «Штурм»). В состав боевого модуля входит 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, 7,62-мм пулемёт, 30-мм гранатомёт КБА-117 и две установки ПТРК «Барьер». Также присутствует система постановки дымовых помех.

Радиоэлектронные и электронно-оптические средства обеспечивают не только обнаружение целей днём и ночью, а также централизованное управление всеми огневыми средствами поражения и постановки помех. Достаточно мощные средства радиосвязи (радиостанции фирм HARRIS, BARRETT) обеспечивают уверенную связь командира катера.

Бронекатера — памятники

Бронекатера проекта 1125 установлены в качестве памятников в следующих городах:

  • Благовещенск
  • Волгоград — БК-13 на Центральной набережной. В настоящее время (2018 год) идет ремонт поднятого с дна Волги БК-31, потопленного 9 октября 1942 года.
  • Зеленодольск (БКА-75 «Калюжный» установлен на площади перед заводом, на котором выпускали бронекатера проекта 1125.
  • Измаил (БК-134) До 22.03.1944 носил имя (БКА-134) «Герой Советского Союза Красносельский»
  • Канев
  • Киев (макет)
  • Констанца
  • Пермь (АК-454)
  • Пинск (БКА-92)
  • Приморско-Ахтарск (БКА-124) «Герой Советского Союза Иван Голубец»
  • Хабаровск (БКА-302)
  • Херсон (БКА-301)

История создания

Реплика бронекатера БК-75

12 ноября 1931 года командование РККФ утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров.

Большой бронекатер, предполагавшийся для Амура, предполагали вооружить двумя 76-мм пушками в двух башнях от танков, а малый бронекатер — одной 76-мм пушкой в танковой башне. В то же время на бронекатера планировали установить по две малые башенки с пулемётами винтовочного калибра. Максимальную осадку большого бронекатера планировали до 0,7 м, а малого — до 0,45 м. Катера должны были вмещаться в железнодорожные габариты СССР для возможности перевозок по железным дорогам.

22 июня 1932 года техническое задание было выдано организации «Ленречсудопроект». Для бронекатеров были выбраны башни и пушки от танка Т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34.

В октябре 1932 года «Ленречсудопроект» закончил проектирование катеров. Большой бронекатер наименован «Проект 1124»; малый — «Проект 1125». Эти катера были схожи по конструкции.

В 1934 году Зеленодольский судостроительный завод имени Горького получил оборонный заказ на постройку новых для того времени кораблей — речных бронекатеров проектов 1124 и 1125; за 10 лет их построено 154.

По другим сведениям военно-морской флот и пограничные войска НКВД заказали 32 бронекатера. В мае 1937 года планировали сдать на Амурскую флотилию 16 бронекатеров, и в IV квартале 1937 года 8 на Днепровскую флотилию. В начале апреля 1937 года Зеленодольский завод сдал на Амурскую флотилию 16 бронекатеров проекта 1125. После сдачи 16 апреля 1937 года начальник штаба Морских сил РККА капитан 1 ранга Стасевич приказал установить тактическую номерацию катеров «днепровского типа»: 3-й дивизион в Хабаровском пограничном отряде — № 31, 32; 33; 34; 35; 8-й дивизион в Сретенском пограничном отряде — № 85; № 86; № 87; № 88; 9-й дивизион в Иманском пограничном отряде — № 95; № 96; № 97; № 98. Так можно сделать вывод, что 3 бронекатера проекта 1125 предназначены для НКВД. В декабре 38 — январе 39 года Зеленодольский завод сдал Днепровской флотилии 8 бронекатеров типа 1125 с башнями танка Т-28 и ПБК-5. Всего в 1939 году военно-морской флот получил 18 бронекатеров пр. 1125 — «малых» или «днепровского типа», из них 4 построил завод № 194 (бывший имени Андре Марти). 1-е 18 бронекатеров проекта 1125 вступили в строй в 1938—1939 годах. И, так как значительная часть из них включена в Амурскую военную флотилию, то их теперь уже сложно стало называть «днепровскими». До начала Великой Отечественной войны по улучшенному проекту 1125У заложили несколько десятков корпусов, но окончили только около 10 катеров. Их сдачу флоту сорвало отсутствие башен МУ. Часть бронекатеров проекта 1125 отправлены на Амурскую флотилию. На 1 января 1941 года промышленность построила 172 бронекатера проектов С-40, 1124 и 1125. Но из-за нехватки танковых башен к началу Великой Отечественной войны в строй вошел только 71 — 44 входили в Амурскую флотилию и Амурский пограничный отряд НКВД, 22 находились на Дунае, 4 — в Шхерном отряде Балтийского флота, и 1 (проекта С-40) — на реке Амударья.

По 2-му источнику катеров проекта 1125 построили 151. По 3-му источнику катеров проекта 1125 построили 203. Расхождения в данных, вероятно, из-за того что в 1-м источнике могут быть не учтены бронекатера, переданные пограничным войскам НКВД, а также катера, не успевшие войти в состав флота до окончания Великой Отечественной войны, и вошедшие в строй до конца 1945 года, а только в Амурскую флотилию после 9.05.1945 года до конца 1945 года вошло 30 бронекатеров проектов 1124 и 1125. Во 2-м источнике не учтены бронекатера, построенные после 1945 года, а в 1946 — 47 годах их построили 52 по 3-му источнику.

Главный конструктор проекта 1125 был Бенуа Юлий Юльевич.

Расширенные возможности

Одним из зарубежных аналогов «Раптора» можно назвать шведский патрульный катер CB90 компании Dockstavarvet. С 1991 года было построено более 250 таких аппаратов — они эксплуатируются ВМС и силовыми структурами Швеции, Норвегии, Мексики, Бразилии и ряда других государств.  

При этом российские суда проекта 03160 «Раптор» больше по габаритам, оснащены более мощными двигателями, а также отличаются лучшими ходовыми характеристиками и более мощным вооружением.  

Также по теме

«Вобрал в себя новейшие достижения»: какими возможностями обладает ракетный корабль ВМФ «Каракурт»

В Санкт-Петербурге завершено строительство малого ракетного корабля (МРК) проекта 22800 (шифр «Каракурт») «Одинцово». Об этом сообщает…

Внешне обе машины похожи, однако, по мнению Леонкова, визуальное сходство не должно вводить в заблуждение: «Рапторы» являются российской разработкой.  

«По внешнему виду катера немного похожи, но «Раптор» проектировали российские конструкторы, которые ориентировались на полученное от Минобороны РФ техническое задание», — отметил эксперт.  

Отличительными преимуществами российского катера являются высокая скорость и особенность конструкции, позволяющая проводить быструю высадку десанта морской пехоты, добавил Алексей Леонков.  

«Главное преимущество этого катера — скорость. Сама конструкция его сделана так, что во время доставки бойцов в место назначения выгрузка осуществляется не через корму, как было раньше, а через нос корабля, что позволяет бойцам делать высадку уже на мелководье», — отметил эксперт. 

Как отметил Леонков, такие катера могут оказаться полезными не только в ВМФ.

«У катера «Раптор» достаточно много назначений благодаря его конструкции, скорости. Он будет поступать не только в морскую пехоту, но и в другие силовые структуры. Что же касается ВМФ, то обладание этими катерами позволяет нашим военным расширить свои тактические возможности», — заключил Алексей Леонков.  

Пушка не стреляет, ПТУР не летает

Мореходность МБАКов в «нецелевых» условиях применения оказалась прогнозируемо отвратительной. Но это хоть ожидалось. О чем все как-то позабыли в постмайданном угаре, это то, что комплекс вооружения МБАКов был не совсем морским. Точнее — совсем не морским. Что в условиях морской качки и забрызгивания соленой водой тут же сказалось. 

Универсальный комплекс управления огнем «Триада» упрямо отказывался корректно работать. Постоянно что-то замыкало и отказывало. Приводы наводки боевых модулей работали с такими рывками, что оружие удавалось нацелить не туда, куда нужно, а просто «куда-то». 

К моменту ввода МБАКов в строй с этими проблемами удалось справиться лишь частично. Более того, уверенного функционирования комплекса вооружения МБАКов украинцам не удалось добиться до сих пор. При этом больше всего проблем возникло с «оморячиванием» ПТРК «Барьер», в катерной версии получившего название «Барьер-ВК». 

Соль и постоянная влага быстро выводили ракету в пусковом контейнере ПТРК из строя. Поэтому «Барьеры» пришлось хранить внутри катера — там где, по проекту, должна была сидеть разведывательно-десантная группа. Но это еще пол беды! 

Главной бедой оказалась использованная в «Барьере» полуавтоматическая система наведения ракеты по лучу лазера. Чтобы попасть в цель, оператор «Барьера» должен после пуска ракеты непрерывно удерживать на цели луч лазера. На суше при стрельбе со стоящего на месте БТРа такая система работала вполне исправно. А вот при стрельбе с активно маневрирующего, зарывающегося в морские волны, да еще и постоянно окруженного завесой из брызг катера эта система не работала вообще.

К августу 2018 года в составе ВМСУ числилось уже шесть малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155, но к решению задачи, как заставить «Барьер» попадать туда, куда надо, это украинцев не приблизило. Поэтому, пока киевские пропагандисты живо обсуждали, как «волчья стая» МБАКов мгновенно растерзает флагман ЧФ ракетный крейсер «Москва», сами «Гюрзы-М» патрулировали в море с «пустыми кабурами». ПТРК «Барьер-ВК» на своих штатных местах отсутствовали. Боевые модули украшали лишь пустые кожухи для ПТРК.

Испытания непрерывно «допиливаемых» украинцами ПТРК с завидным постоянством доказывали одно и то же. В хорошую погоду с крупного корабля, подверженного качке и забрызгиванию гораздо менее, чем катер, поражение цели «Барьером» возможно. Причем — цели неподвижной. С МБАКа поражение такой же цели «Барьером» возможно лишь если на море — полный штиль, а сам катер не имеет хода. То есть представляет собой прекрасную мишень. 

Вот так и получилось, что номинально имеющие еще с 2015 года ракетное вооружение украинские МБАКи официально впервые отстрелялись им лишь 19 ноября 2018 года. Точнее, отстрелялся один катер БК-04 «Кременчуг» в полигонных условиях Азовского моря. Находясь на «стопе», в штиль, по неподвижным мишеням. 

Со стороны, надо полагать, не без интереса за этой комедией наблюдал российский ПСКР. 

«В районе стрельб был замечен пограничный корабль ФСБ РФ, который постоянно находился возле района проведения стрельб, — так выглядел этот момент в изложении украинцев. — Провокаций со стороны пограничников РФ не было». 

«Выросшие» из узбекских «охотников за наркотрафиком» украинские «Гюрзы-М» как были, по сути, насильно загнанными в море БТРами, так ими и остались — со всеми вытекающими последствиями.

Не стоит, кстати, переоценивать «убойность» ПТРК по относительно крупным морским целям (а в мелкие из ПТРК попасть ой как непросто). Скажем, 21 ноября катера MPAC Mk 3 ВМС Филиппин впервые отстрелялись из ПТРК Spike-ER по надводной цели. В роли мишени выступил списанный ракетный катер BRP Dionisio Ojeda (PG-117), вполне сравнимый по габаритам и тоннажу с российскими ПСКР. 

Что мы видим на размещенном в Сети ролике? Что филиппинцы стреляют из ПТРК так же, как и украинцы. Со «стопа», в штилевую погоду, по неподвижной цели. Причем, даже после прямого попадания ракеты в цель та, мягко говоря, на дно не торопится…

Разбирать реальную «стелсовость» украинских МБАКов не будем — ФАН это уже делал ранее. Отметим лишь, что она в украинских СМИ сильно преувеличена.

Откуда выползли «Гюрзы»

«Крымская весна» поставила точку в конце истории ВМСУ как сколь-нибудь значимой в военном смысле корабельной группировки. Это стало вполне закономерным итогом существования военно-морских сил, созданных Киевом в рамках стратегической концепции «Шоб було». 

Со второй половины 2014 года на Украине начался вялотекущий период «возрождения флота». Заключался он в том, что Киев клянчил боевые корабли за границей, раз за разом анонсировал достройку заложенного в 2011-м корвета «Владимир Великий» и «форсировал» стартовавшее еще в 2012-м создание малых бронированных артиллерийских катеров (МБАК) проекта 58155 «Гюрза-М».

На данный момент лишь последние сумели реально пополнить состав ВМСУ. Но вот насколько это усилило боевой потенциал Украины на море — вопрос неоднозначный. Хотя бы по той причине, что «Гюрзы» как раз на море, по исходной задумке, должны были действовать в последнюю очередь.

История этих бронекатеров началась… с террористических актов в США 11 сентября 2001 года. После того как захваченные террористами «Аль-Каиды»1 (террористическая организация, запрещенная в РФ) авиалайнеры врезались в башни Всемирного торгового центра и здание Пентагона, американцы инициировали проведение операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Тогда же они получили во временное пользование аэродром Ханабад на территории Узбекистана. Одним из условий этого стало получение Ташкентом от Вашингтона финансовой помощи в размере 5,6 млн долларов для модернизации матчасти Термезской речной флотилии пограничных войск Узбекистана.

Основной задачей этой флотилии являлся контроль 156-километровой границы с Афганистаном по реке Амударья. То есть в первую очередь речь шла о противодействии перевозке наркотиков, контрабанде и незаконной миграции.

Доставшиеся от СССР Узбекистану речные бронекатера к началу 2000-х годов выработали свой ресурс и требовали замены. Так что американский денежный «подгон» оказался для узбеков очень кстати. 

Поскольку деньги у Узбекистана имелись, быстро нашлись и те, кто был готов построить для Термезской флотилии новые бронекатера. Николаевское госпредприятие «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» переживало в связи с нехваткой заказов не лучшие времена, так что для украинцев узбекский заказ на проектирование речных бронекатеров оказался манной небесной.

Техзадание было незамысловатым. Узбекам нужен был небольшой, с малой осадкой, плоскодонный, имеющий противопульное бронирование и унифицированное с БМП и БТР вооружение катер, способный уместиться в Ан-124 «Руслан». Именно такой катер проекта 58150 шифр «Гюрза» в Николаеве и спроектировали.

Оснащенный водометами МБАК «держал» 7,62-мм пули, весил 30 тонн, имел в качестве вооружения башни от БМП-2 и БТР-70, а также — со снятой рубкой — влезал в «Руслан». «Бонусом» к этим тактико-техническим характеристикам шла заявленная проектировщиками новомодная «стелсовость» МБАКа. В поперечном сечении корпус катера имел форму плоского шестиугольника. Теоретически это должно было обеспечивать «Гюрзе» значительное повышение участка радиолокационной отражательной способности. 

Заказчик не совсем понял, зачем ему на Амударье стелс-катера. Зато сразу выразил сомнение в целесообразности наличия на речном бронекатере большой и заметной издалека рубки, легко прошиваемой насквозь из станкового пулемета. 

Однако украинцы сумели убедить узбеков, что с надстройкой все в порядке. В конце концов, лупить по «Гюрзе» из «станкача» будут не каждый же день! А без такой рубки — «стелосовость» никакущая, да и микроволновку с холодильником некуда больше на катере воткнуть. В итоге слабобронированную большую рубку на МБАКе таки оставили… 

Приятно быть провидцами

Оставим на совести главного «евроинтегратора» ВМСУ заявление о «морском бое» в Керченском проливе 25 ноября 2018 года. Ну, какой там бой — просто, исполняя свой долг по защите госграницы, российские силовики остановили и задержали три пересекших ее вымпела ВМСУ: рейдовый буксир «Яны Капу» и два МБАКа — «Бердянск» и «Никополь». 

При этом наш пограничный сторожевой корабль «Изумруд» был вынужден открыть огонь на поражение по улепетывавшему из российских тервод «Бердянску». Точно не известно, из чего «Изумруд» врезал по МБАКу. Но бронелисты «украинца» отперфорировало на раз, а их обломки, разлетевшиеся по внутренним отсекам МБАКа, ранили трех украинских моряков. 

Словом, встречи с оружием российских пограничников противопульная бронезащита МБАКа, фактически представляющего собой загнанный в море бронетранспортер, не выдержала. Нетрудно представить, что сталось бы с «Гюрзой-М», попади она в прицел не ПСКРу, а более серьезно вооруженному кораблю Черноморского флота… 

Итак, из цитаты Рыженко явствует, что украинские МБАКи имеют плохую мореходность, невысокую живучесть и отвратительный по своей эффективности в морских условиях комплекс вооружения. Также «Гюрзы-М» до сих пор лишены противотанковых ракетных комплексов, да еще и стоят запредельно дорого. 

Читаешь такое, и слезы умиления выступают на глазах. Причин тому как минимум две.

Во-первых, потому что вплоть до завершения каденции предыдущего президента Украины Петра Порошенко, на предприятии которого, собственно, и строились МБАКи, Андрей Рыженко оставался стойким и несгибаемым сторонником создания для ВМСУ как катеров «Гюрза-М», так и плавединиц иных проектов, запланированных к постройке на предприятии все того же президента. 

То есть пока Порошенко находился у власти и набивал кошелек прибылью, извлекаемой из размещения госзаказов на своем ЧАО «Завод «Кузница на Рыбальском», тактико-технические характеристики МБАКов и ожидающих закладки ракетных катеров типа «Лань» пана капитана первого ранга полностью устраивали. А как только Порошенко лишился должности президента государства, так Рыженко сразу «прозрел» и понял, что МБАКи являются сплошным вредительством, а «Лань» — это «проект даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня». 

Удивительная, прямо-таки потрясающая «принципиальность», не правда ли?

Во-вторых, о недостатках малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 «Гюрза-М» ФАН писало не раз и не два. 

Тот факт, что «Гюрза-М», базирующаяся на проекте бронекатера, созданного для противодействия наркотраффику/контрабанде/незаконной миграции на реке Амударье, для службы в ВМСУ окажется непригодна, не вызывал сомнений у редакции ФАН давно. Получается, что через семь лет после закладки головной «Гюрзы-М» и на третий год присутствия МБАКов в составе ВМСУ украинский замначштаба внезапно подтвердил нашу правоту. Черт возьми, приятно быть провидцами!

В 1998 году в США сняли основанную на реальных событиях кинокомедию «The Pentagon Wars», посвященную фантасмагорической истории «проталкивания» на вооружение американской армии БМП «Брэдли». Думается, что по прошествии определенного времени у демиургов киноиндустрии Украины появится неплохой шанс повторить успех американского фильма, благо с подходящей фактурой для съемок новой кинокомедии у украинцев проблем точно не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector