Топ-10: самые скоростные поезда в мире

П38. СССР

Продолжит обзор на most-beauty.ru самый большой из советских паровоз серии П, выпускаемый Коломенским заводом. Первый экземпляр сошёл с конвейера в конце 1954 года, и для испытаний был отправлен на Красноярскую железную дорогу.

В истории советского паровозостроения он стал ещё и самым тяжёлым. Всего было выпущено 4 опытных П38, и в серийное производство паровоз не запустили. Дело в том, что в 1956 году было принято постановление о расширении работ по созданию электровозов и тепловозов. Начинался закат паровозной эры.

Отметим, что П38 был сочленённый паровоз с колёсной формулой 1-4+4-2 предназначавшийся для транспортировки тяжёлых подвижных составов. Его длина составляла 22,5 м.

Самые красивые автобусы в СССР.

4

Паровоз Big Boy

Самый большой паровоз в мире, который производился серийно в 1941-1944, был построен как раз для миссии хребта Уосач. Паровоз сочлененный, поэтому его осевая формула – 2-4-0+0-4-2. Изначально его название было 4000, но кто-то из рабочих завода-изготовителя «ALCO» написал на первом паровозе «Big Boy», что и стало его вторым именем. В переводе это означает «Здоровяк» или «Махина».

«Второе имя» полностью соответствует паровозу. Длина самого локомотива – 26 м, тендера – 14,5 метра, что в общей сложности дает длину по сцепке в 40 м. В высоту (до окончания дымовой трубы) «Здоровяк» имеет около 5м. Суммарный снаряженный вес – 548 тонн.

Мощность в 6290 л. с. Позволила, наконец-то, обходиться без дополнительной помощи при переправке составов через хребет Уосач. Использовались до 1959 года, но до наших дней сохранилось лишь восемь Big Boy, все находятся в музеях. Всего было выпущено 25 этих гигантов паровозостроения.

Самым тяжелым в истории паровозостроения СССР был паровоз П38 1-4+4-2. Правда, это был опытный образец, серия состояла из четырех единиц. Локомотив в длину был 22,5 метра, тендера – 15,7 м, мощность около 3800 л. с. Суммарный снаряженный вес составлял 383 тонны. Проект был по сути своей успешным, в серийное производство П38 не запустили из-за отказа от паровозов в принципе, так как на дворе был уже 1953 год.

Самым большим серийным паровозом Союза считался ИС («Иосиф Сталин») 1-4-2. Его начали строить с 1932 года. Служебный вес был около 135 тонн, мог достигать скорости до 150 км/час. Мощность – 3200 л. с. Всего этих паровозов было построено 649.

https://youtube.com/watch?v=GefxU-nApp8

Haramain Western Railway

350 км/ч

Talgo 350 на SRO Haramain High Speed Rail. Фото: wikipedia.org

Высокоскоростное соединение Мекка — Медина простирается на 452 км между наиболее святыми городами Саудовской Аравии и находится в частичной эксплуатации с декабря 2017 года. Завершение строительства запланировано на начало лета 2018 года. Путешествие по этому маршруту занимает всего два с половиной часа, по сравнению с пятью часами на автомобиле. Однако скорость не является главным критерием строительства этой железной дороги — ожидается, что Haramain ежегодно будет перевозить три миллиона пассажиров, включая большое количество паломников, тем самым избавив автомобильные дороги от многочисленных пробок и заторов.

QJ. Китай

Один из лучших китайских паровозов выпускался в два периода, с 1956 по 1960 и с 1964 по 1988 г. Прототипами для создания мощной китайской модели послужили советские «ЛВ» и «ФД».

«QJ» развивал скорость свыше 80 км/час, а мощность равнялась 3 630 л.с. Впервые среди китайских локомотивов на нём была установлена механическая подача угля в топку. Паровозы этой серии проработали на Цзинтунских железнодорожных линиях до 2005 года. Когда их списали, весь мир заявил об окончании эры паровозов.

На сегодня сохранилось 17 моделей «QJ». Все они в великолепном состоянии, а некоторые и на ходу. Два из них находятся в США, а одни в музее Шпайера в Германии.

8

Как появились огромные паровозы

Потребность в необычайно мощных больших паровозах появилась благодаря одной частной истории. В Скалистых Горах, США, есть хребет Уосач. Преодолеть его паровозом с грузовым составом в одиночку было невозможно, приходилось в постоянном режиме держать наготове несколько паровозов, которые бы помогали своей тяговой силой.

Это было дорого и неудобно. Инженерам ставились задачи сделать паровоз достаточно мощным, чтобы он один мог перевезти состав через Уосач. Нужны были большие паровозы. Борьба с горным хребтом велась с 1918 года, пока не был придуман в 1936 году Challenger 4-6-6-4 – предтеча самого большого паровоза в мире. 4-6-6-4 – осевая формула, применимая ко всем паровозам.

Первая цифра показывает, сколько осей просто поддерживают переднюю часть паровоза. Последняя – сколько осей поддерживают заднюю часть. Все, что посредине – движущие («ведущие») оси. Конкретная формула показывает также, что паровоз состоит из как бы двух подвижных частей, чтобы ему было проще проезжать дуговую колею при повороте.

Транссибирская магистраль – мировой гигант среди железных дорог всего мира!

Первое место по праву занимает Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) общей протяженностью 9288, 2 км. Легендарная дорога, открытая в 1916 году, по праву занимает первое место не только на территории РФ, но и в мире. Она пролегает через Евразию и соединяет Центральный и Дальневосточный регион. Время пути от начальной станции в Москве и до конечного пункта во Владивостоке составляет примерно 167 часов или около 7 суток. За время следования поезда будет совершено 120 остановок.

Уникальный туристический недельный тур ждет всех пассажиров поезда, двигающегося по Транссиб. Главное, что путь по такому маршруту откроет для путешественников красивые места не только новых городов, но и естественной природы, нетронутой цивилизацией. Ко всему прочему, двигаясь по данному маршруту, пассажиры пересекают 11 часовых поясов.

Дальневосточная железная дорога – ведущее направление на территории РФ

Второе место по своей протяженности занимает Дальневосточная железная дорога. Длина эксплуатируемого пути составляет 6826,2 км. Сегодня транспортный путь пролегает через Хабаровский и Приморский край, Республику Саха, Сахалинскую, Амурскую и Еврейскую автономную область. На данный момент управление этой железной дороги находится в Хабаровске. На всем пути пассажиров ожидает 416 станций и 3 погранперехода.

Для туристов данный путь имеет особое значение: он проходит через зоны вечной мерзлоты, национальные заповедники. К тому же пассажиры могут быть уверены: движение они будут осуществлять в комфортных и теплых вагонах современных поездов.

Горьковская железная дорога – один из крупнейших железнодорожных маршрутов в стране

В тройку лидеров вошла Горьковская железная дорога. Она была образована в 1936 году и имеет протяженность 5296 км. Данный маршрут представляет собой два параллельных широтных направления: Москва – Киров и Москва – Екатеринбург.

Особенность этой железной дороги – постоянная модернизация. Благодаря этому в 2010 году был пущен скоростной электропоезд «Сапсан», который смог доставлять пассажиров гораздо быстрее. Например, путь из Москвы в Нижний Новгород начал составлять 3,5 ч, что является гарантом быстрых переездов во время путешествия.

По Горьковской железной дороге ежегодно перевозками пользуется 52,7 млн. пассажиров. Путешественников привлекает этот железнодорожный маршрут инфраструктурой городов и их достопримечательностями, а также густыми лесами, степями и рядом других уникальных ландшафтов.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – одна из самых значимых транспортных артерий России

Четвертое место однозначно принадлежит Байкало-Амурской железнодорожной магистрали общей протяженностью 4 324 км. Строительство данного железнодорожного пути длилось с 1938 по 1984 г. Ее путь проходит через 11 крупных рек России и 7 горных хребтов.

Такой долгий срок возведения оправдывает география магистрали и сложность проекта. Потребовалось дополнительно построить 2230 мостов разного размера, пробить 8 тоннелей. Помимо этого возникла необходимость организовать 200 железнодорожных станций в более чем 60 крупных городах и малонаселенных пунктах.

Туристы выбирают эту дорогу во многом из-за близости к озеру Байкал – бассейн, в котором хранится 1/3 пресной воды на земле. Одной из достопримечательностей, с которой столкнутся все пассажиры поездов данного маршрута, – Северо-Муйский тоннель. Он считается самым большим в России.

Восточно-Сибирская железная дорога – живописный путь России

Замыкает рейтинг Восточно-Сибирская железная дорога протяженностью 3876 км. Особенность данного пути заключается в том, что он является частью Транссибирской железнодорожной магистрали. В ее состав также входит и Байкало-Амурская железная дорога.

Для путешественников она станет одним из самых интересных маршрутов, который может познакомить пассажиров поездов с уникальными географическими ландшафтами Бурятии, Амурской и Читинской области. Забайкальский национальный заповедник в Бурятии – это особое место для каждого туриста, способное покорить не только красотой нетронутой природы, но и своей фауной.

На территории Читинской области располагается Ивано-Арахлейский заказник, в котором была сохранена естественная экосистема. Амурская область богата на уникальные природные достопримечательности. На ее территории находятся заповедники, где обитают самые редкие животные мира.

П38. СССР

Из советских моделей самой мощной считается опытная серия П38, выпускаемая в 1954–1955 годах. Делали его конструкторы и рабочие Коломенского завода.

С весом 382,3 тонны он стал самым тяжёлым за всю историю российского и советского паровозостроения. В длину П38 достигал чуть больше 38 м. При мощности в 3 800 л.с. мог развивать скорость до 85 км/час.

Всего с конвейера сошло 4 опытных образца, а проект закрыли в связи с окончанием эры паровозной тяги в СССР. С 1958 года все четыре модели использовали как котельные в белгородской области. Ни одна опытная машина не сохранилась до наших дней.

5

ФД21. СССР

Советские паровозы с заводским обозначением П1 и именем «Феликс Дзержинский» выпускали в СССР с 1931 по 1942 год. С момента утверждения проекта и до выхода готового паровоза из ворот Луганского завода прошло 170 дней, что стало мировым рекордом.

За историю производства испытал несколько модификаций, целью которых было улучшение манёвренности, а также увеличение мощности. Мог развивать скорость чуть выше 85 км/час, а мощность равнялась 3 100 л.с. Проект закрыли из-за неэкономичности.

Из 3 213 выпущенных машин, остаются на ходу 4 экземпляра, в том числе один в Китае. В качестве памятников установлено в разных городах России и стран СНГ 14 «ФД», а вот 11 машин выставлены в качестве экспонатов в музеях транспорта в России и за границей.

9

Россия

Наша страна, конечно, не может похвастаться такими впечатляющими цифрами, и 300 км/ч российские локомотивы не набирают. Однако высокоскоростными маршрутами мы также можем похвастаться.

До 2009 года по маршруту Москва — Санкт-Петербург следовал поезд ЭР200. Его скорость, как уже можно понять из названия, составляла 200 км/ч. А во время испытаний локомотив смогли разогнать до 210 километров. В 2009 году это чудо техники списали, и на его место пришел скоростной поезд «Сапсан». Такое название локомотив получил в честь сокола-сапсана, который считается самой быстрой птицей в мире. Поезд разработан и собран в Германии. В пике он может развить скорость до 300 км/ч. Изготовитель (Siemens) установил максимальную конструктивную скорость в 350 километров в час. Во время тестовых испытаний на наших железных дорогах локомотив разогнали до 290 км/ч. Поезд «Сапсан» двигается по маршруту Москва — Питер. Это расстояние он проходит за четыре часа, средняя скорость составляет 166 км/ч. Больше его не разгоняют в целях безопасности. Кстати, а экспресс, следующий из Москвы в Нижний Новгород, вообще двигается со скоростью 160 километров в час…

В России на втором месте после «Сапсана» стоит скоростной поезд «Ласточка». Был также разработан немецкой компанией Siemens. Был специально прислан в Россию к началу зимней Олимпиады в Сочи. Он состоит из пяти вагонов и в длину достигает 130 метров. Может также эксплуатироваться в двойном режиме (с добавлением еще пяти вагонов). Скорость «Ласточки» ниже – до 160 км/ч. Она предназначена для пригородных маршрутов и оборудована высокими платформами. Сегодня такие поезда ходят из Москвы, Питера и Краснодара. А также в качестве электричек в Сочи и Туапсе.

В России, в отличие от других стран, отдельно выделенных высокоскоростных линий нет. И скоростной поезд «Ласточка», и не менее быстрый «Сапсан» ходят по уже существовавшим ранее, хоть и модернизированным, путям. Кроме того, чтобы ввести эти экспрессы, пришлось убрать несколько более медленных маршрутов. Это, в свою очередь, вызвало массу недовольствия у местного населения. Причем стоимость билетов на такие поезда довольно высока, даже по меркам Европы и Азии. За поездку в локомотиве из Москвы в Питер вы заплатите столько же, сколько отдали бы, если бы полетели туда на самолете.

Самые быстрые поезда России

Россия не знаменита быстрыми железными дорогами и до лидеров в этом аспекте – Японии, Китая и Франции ей еще очень далеко. Но все же поезда, курсирующие на территории РФ, заслуживают отдельного внимания.

Сапсан

Разработка немецкой компании Siemens специально для ОАО «РЖД». Первый рейс состоялся в 2009 году и сегодня маршруты остаются неизменным – «Москва – Санкт-Петербург» и «Москва – Нижний Новгород».  Сапсан способен развивать скорость 300 км/час. Разрешенный лимит ограничен пределом 250 км/час. Крутой экспресс стал альтернативой перелетам между Москвой и Питером, поскольку при учете временных трат на дорогу в аэропорт, поезд выгоднее.

Аллегро

Продукт финской компании. Аллегро курсирует между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Время в пути составляет чуть меньше 4 часов, а лимитированная скорость − 220км/час, на территории Финляндии. В России же Аллегро движется с ограничением 200 км/час. Поезд вместителен, рассчитан на 354 пассажиров.

Ласточка

Электричка подготовлена компанией Siemens специально к Сочинской Олимпиаде. Считается, что этот проект стал самым затратным, поскольку только техобслуживание экспресса обошлось России в 500 миллионов евро. В модели 5 вагонов, в которых одновременно могут ехать 413 пассажиров. При необходимости перевозки большего количества человек, 2 поезда сцепливаются между собой.

Минусами амбициозного проекта считают редкие рейсы, поэтому желающих проехать на высокоскоростном транспорте больше, чем может в себя вместить Ласточка. А неприспособленный для стоячих мест вагон напоминает московское метро в час пик. Максимальная скорость поезда на маршруте − 160 км/ч.

Стриж

Испанский пассажирский Talgo 250 теперь курсирует из Москвы в Нижний Новгород. Время в длинном пути с учетом остановок во Владимире и Дзержинске составляет чуть меньше 4 часов. Модели различаются между собой количеством вагонов – от 7 до 11. Разрешенное количество пассажиров – 299. Стриж способен развивать до 200 км/ч.

Сокол-250

Поезд российского производства должен был развивать скорость до 350 км/час. В разработке участвовали 60 отечественных предприятий. Но на испытаниях в 2001 году, Сокол показал 236 км/час, что, однако, стало сразу рекордом для российской техники. И, пожалуй, это громкий провал России по части вагоностроения.

Сокол не ввели в эксплуатацию, поскольку приемная комиссия отметила ряд грубых недостатков. Например, тормозная система была далека от совершенства, а вагоны не обладали достаточной герметичностью. Сегодня вагоны Сокола из знаменитого опытного образца находятся в музее Октябрьской железной дороги.

Приходится констатировать, что амбициозные российские проекты потерпели фиаско в сравнении с заграничными примерами. Из разработок РЖД выделяют только удобство двухэтажных поездов. А надеждам на «скорый» Сокол – 250, так и не суждено было сбыться. И это касается не только пассажирского, но и грузового транспорта. Хотя в 1986 году Россия поставила рекорд по величине: грузовая модель из Кузбасса – самый большой поезд, который сохранял мировое лидерство до 2001 года. Состав длиной 6,5 тысячи метров включал 439 вагонов.

Мы подготовили небольшой тест для проверки твоих новых знаний.

Примешь вызов?

Начать тест!

Вопрос

Твой ответ:

Правильный ответ:

Следующий

Попробовать еще раз!

Линия Tokaido / Sanyo, поезда серии N700A, Центральная и Западная японская железная дорога

Вместимость: 1 323 человек

Максимальная скорость: 300 км/ч (линия Sanyo) и 285 км/ч (линия Tokaido).

Поезда на этих двух линиях являются одними из самых фотографируемых в Японии, потому что они проходят гору Фудзи, когда несутся на Запад.

Для просмотра вулкана высотой 3 776 метров, который находится примерно в 100 километрах от Токио, сядьте с правой стороны поезда, путешествуя на запад. При поездке назад, соответственно, сядьте с левой стороны поезда. Вулкан появится в поле вашего зрения через 44 минуты после выезда из Токио.

https://youtube.com/watch?v=zWiEBGNXuRk

Буква «А» в названии серии поезда означает «продвинутый».

Поезда N700 и N700A имеют возможность наклона в один градус, что позволяет развивать большую скорость при прохождении кривых участков дороги. Но поезд серии N700A может ускоряться быстрее.

Однако многие из более старых поездов недавно были модернизированы с помощью технологий, которыми оснащаются более современные поезда «А»-класса.

BR-05. Германия

Серия «05» начала производиться в 1935 году. Новые паровозы Германии должны были показать экономическую мощь нового гитлеровского государства.

Всего собрали три машины под серией «001», «002» и «003». Немецкий гигант имел обтекаемый корпус, выкрашенный в ярко-красный цвет. Обслуживали эти локомотивы пассажирские маршруты между городами, а один был специально откомандирован для перевозки пассажиров на Мюнхенской Олимпиаде.

https://youtube.com/watch?v=Huormt_CbrU

В длину локомотивы достигали 26 метров. «BR-05» вошёл в историю и как скоростной рекордсмен. На ровном участке дороги в мае 1936 года паровоз развил скорость 200,4 км/час.

5

История паровоза

Паровозы в России проектировались и строились с середины 19 века. Выпускали их множество заводов: Коломенский, Луганский (Ворошиловградский), Путиловский, Сормовский, Харьковский и другие. Промышленные трехосные паровозы серии 9П выпускал Муромский завод. На дорогах нашей страны долгое время эксплуатировались паровозы серии Е («Елена») разных модификаций (Еа, Ел, Ем, Еф) с осевой формулой 1-5-0, данные паровозы полностью были спроектированы в России, но выпускались на заводах США и Канады, сначала в период с 1914 по 1917 годы, затем с 1943 по 1945 год и поставлялись в СССР по лендлизу.

  • Паровоз серии С
  • Паровоз серии Су
  • Паровоз серии Ем
  • Паровоз серии Ш
  • Паровоз ФД23
  • Паровозы С68

Эти машины очень хорошо зарекомендовали себя на многих дорогах страны, в основном на Дальневосточной и Забайкальской. Выпуск паровозов прекратился в 1957 году, после соответствующего постановления Правительства СССР (был взят курс на строительство тепловозов и электровозов), но для военных нужд (постановка в запас), они строились вплоть до семидесятых годов. Было создано немало поистине легендарных паровозов.

Конструкторами этих локомотивов были Российские и советские инженеры:

  • Вацлав Лопушинский (Ов, Э, Щ, ЛП); 
  • Бронислав Малаховский (С);
  • Константин Сушкин  (СУ – Сормовский усиленный, на базе С);
  • Александр Раевский (Щ, СО)
  • и конечно, выдающийся конструктор Лев Лебедянский ( ФД, ИС, СО, Л, ЛВ, П36).

И список этот можно еще долго продолжать. Все эти люди внесли огромный, неоценимый вклад развитие паровозостроения и соответственно, экономики России. Этим конструкторам на нашем сайте посвящена отдельная статья.

Например, знаменитый паровоз серии «Э», конструкции Вацлава Лопушинского, данная машина занесена в Книгу рекордов Гиннеса, а почему? Потому что этот паровоз выпускался серийно с 1912 по 1957 год, ровно 45 лет! Это был единственный пример такого долгожительства в истории мирового паровозостроения! 

Вот наш знаменитый пассажирский «С» Бронислава Малаховского, выйдя из ворот завода в 1910 году уже имел конструкционную скорость 115 км/час. Хотя в Книгу рекордов Гиннеса этот паровоз не попал, но в октябре 1913 года он провел полноценный пассажирский поезд из Санкт-Петербурга в Москву за 7 часов 59 минут! И это в дореволюционные годы! При этом не делалось остановок для чистки топки и заправки водой и углем. Чем не современная «Красная стрела» или «Невский Экспресс»?

А знаменитые «Л» и «П36» Льва Лебедянского. Пассажирский П36 (прозвище «Генерал») водил экспрессы практически по всем дорогам страны, да еще со скоростью под 130 км/час, вплоть до середины 70-х годов. Мощность грузовых паровозов доходила до 4 000 л.с. 

В СССР было принято называть паровозы именем государственных деятелей: ФД-Феликс Дзержинский, ИС-Иосиф Сталин, СО-Серго Орджоникидзе. Но были и исключения. За большие заслуги в области паровозостроения пассажирскому паровозу Вацлава Лопушинского в 1947 году было присвоено наименование ЛП (Лопушинский, пассажирский). Такая же история произошла с паровозом серии Л. Вначал он имел индекс П32 «Победа», так первая машина вышла в 1945 году. Но в 1948 году,  решением правительства СССР паровозу был присвоен индекс «Л» — Лебедянский, в честь главного конструктора Льва Лебедянского. За паровозом закрепилось ласковое прозвище – «Лебедянка». Кому интересно, то статью про эти легендарные машины вы также найдете на нашем сайте.

В наше время на железных дорогах РФ паровозы уже не эксплуатируются, даже в маневровой работе, но они водят ретро-поезда, вызывая гордость и восхищение людей! Но во многих странах паровозы эксплуатируются и по сей день, при чем на магистральной работе.  

Завершая эту статью хочется еще раз вспомнить особое «живое» дыхание этих локомотивов, их ничем не заменимый паровой гудок, звуки выхлопов пара (отсечки), дым из трубы и целую эпоху, длиной больше века, в жизни нашей страны и других стран мира, неразрывно связанную с этим легендарным локомотивом – паровозом. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector