Самые быстрые пассажирские поезда в мире

DeutscheBahn ICE

330 км/ч

Высокоскоростной поезд ICE 3 на участке Франкфурт—Кёльн около тоннеля Oberhaider Wald, 25 августа 2007 года. Фото: Sebastian Terfloth/wikipedia.org

Ярко выраженный бело-серебристый Inter-City Express, или ICE, в сочетании со своей красной линией, имеет впечатляющий вид. Экспресс пролетает через живописные немецкие деревушки, особенно на новейшем маршруте, соединяющем Берлин и Мюнхен. Подобно испанскому поезду Renfe компании AVE, самым быстрым немецким поездом является ещё один компании Siemens- Velaro, который был спроектирован так, чтобы проезжать через тоннель под Ла-Маншем. Это серьезный актив для долгосрочных планов Deutsche Bahn по эксплуатации этих поездов из Франкфурта в Лондон.

Узкие места

В больших сроках доставки грузов по российской железной дороге принято обвинять «устаревшую, еще советскую инфраструктуру», но такое объяснение как минимум неполное. По мнению генерального директора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, Россию нельзя сравнивать с другими странами из-за разной грузовой базы и степени маршрутизации. Наиболее быстрым способом доставки по железной дороге являются поезда, которые ходят по определенным маршрутам в известное заранее время.

В РФ, напротив, наиболее популярны групповые перевозки, когда к составу цепляются вагоны, направляющиеся в разные места. В таком случае время теряется на попутные остановки или на включение в состав новых грузовых вагонов. При этом в стране есть множество регионов, поезда из которых очень сложно маршрутизировать, добавляет эксперт. Кроме того, по его мнению, схема льгот и скидок для компаний, решающих маршрутизировать свои грузы, пока не доработана. В России степень маршрутизации составляет 40-45 процентов против 60 в других крупных экономиках, уточняет Федоренко.

Вторая причина — нехватка технических и сортировочных станций, предназначенных для расформирования составов и формирования новых. Основные сокращения таких станций прошли в 1990-е годы, когда грузопоток упал и для их содержания не хватало средств. Были закрыты многие станции, через которые проходило слишком мало поездов. Сейчас, в связи с ростом грузооборота, они снова понадобились, но на восстановление нужны инвестиции.

Кроме того, на российских железных дорогах множество так называемых «узких мест». По словам Федоренко, сейчас в России насчитывается 7-8 тысяч километров железных дорог с однопутным движением, а в течение ближайших нескольких лет в результате износа еще работающих путей этот показатель может вырасти до 13 тысяч. При этом за прошлый год было построено менее 200 километров вторых путей, что никак не решает проблемы

Анатолий Федоренко обращает внимание, что финансирование мероприятий, которые убирали бы «узкие места», в расходах РЖД занимает далеко не самое важное место, поскольку госмонополия предпочитает тратить на закупку локомотивов и скоростное железнодорожное сообщение

Что касается падения коммерческой скорости поездов в течение последних нескольких лет, то эта тенденция вызвана ростом количества вагонов, за которым не успевает качество управления железнодорожным транспортом. В настоящее время в России насчитывается около 1,2 миллиона вагонов, по подсчетам РЖД, их переизбыток оценивается в 200-300 тысяч. При этом парк локомотивов от вагонов существенно отстает, а многие локомотивы значительно изношены.

По словам Михаила Бурмистрова, качество диспетчерских служб в России в последнее время также сильно упало. Если государственная система в СССР (и РЖД сейчас) была нацелена на технические нормативы (например, снижение пробега пустых вагонов), то частные операторы руководствуются принципами коммерческой эффективности. Нормативная база, которая позволяла бы сгладить противоречия в интересах, не разработана, заключает Бурмистров. РЖД, по его мнению, сейчас идет по пути наименьшего сопротивления — госмонополия «закручивает гайки», заставляя грузоотправителей за месяц сообщать о том, сколько грузов и когда он намерен отправить. При этом, однако, совершенно необязательно, что выполнившая такую процедуру компания получит вагоны в срок.

Испания

Пятерку самых быстрых открывают испанские скоростные поезда, выпускаемые торговой компанией Alta Velocidad Española, или сокращенно AVE. Такая аббревиатура неслучайна. По-испански «ave» означает «птица». Самая знаменитая модель компании – это люксовый экспресс AVE Talgo-350. Он действительно летает, как птица, достигая скорости 330 км/ч.

AVE Talgo-350 – высокоскоростной комфортабельный поезд вместительностью до 318 человек. Он курсирует между Мадридом, Вальядолидом и Барселоной. В 2004 году, во время тестов и испытаний, локомотив смогли разогнать до предельной скорости – 365 км/ч. Кстати, его еще называют «уткой». Такое прозвище поезд получил благодаря своему длинному переду, внешне сильно напоминающему утиный клюв.

The Italo и Frecciarossa

355 км/час

Frecciarossa ETR.1000. Максимальная скорость до 400 км/ч. Фото: wikipedia.org

Итальянские операторы-дуэлянты NTV и Trenitalia выставляют напоказ свои высокоскоростные поезда, которые по их заявлениям являются самыми быстрыми в Европе. Они перебросывают пассажиров из Милана во Флоренцию или Рим менее чем за 3 часа, с новым, дебютирующим в этом году маршрутом в город Перуджа. Поезд Frecciarossa, или «Красная стрела», был представлен во время выставки «Экспо-2015», которая проходила в Милане. Он может похвастаться не только своими скоростными качествами, но и новейшим функционалом — его компоненты почти на 100 процентов являются возобновляемыми и устойчивыми.

MLU002N

Производитель: Япония

Седьмое место в нашем рейтинге занимает очень быстрый поезд MLU002N. В перечне очень сложных технологий, используемых в данном поезде, присутствуют магниты и тормоза двух видов – аэродинамические и дисковые. Эти элементы способствуют плавному и быстрому передвижению поезда. MLU002N создан в 1994 году. Максимальная скорость, достигнутая поездом — 431 км/ч. Сейчас поезд MLU002N больше не применяется в качестве транспортного средства, но для первоклассных специалистов страны он стал начальным этапом в фундаменте создания скоростных и комфортных поездов.

Украина

Украинский скоростной электропоезд «Тарпан»

Скоростной электропоезд Интерсити+ HRCS2 на станции Дарница

В году было основано государственное предприятие по эксплуатации и обслуживанию скоростных поездов «Украинская железнодорожная скоростная компания». Движение высокоскоростных поездов HRCS2 на Украине было начато 27 мая 2012 года, к началу Евро-2012. К сентябрю поездами было перевезено более 240 тысяч пассажиров. Средняя скорость поездов — 140 км/ч, максимальная — до 160 км/ч. С 2014 года на скоростных линиях курсируют также поезда украинского производства ЭКр1 «Тарпан».

Eurostar E320 и TGV

320 км/ч

Eurostar 320 на высокоскоростной железнодорожной магистрали High Speed 1 в Великобритании. Фото: wikipedia.org

В нашем скоростном железнодорожном рейтинге эти два поезда заняли 9 место, но хочется отметить, что в 2015 году E320 подвергся редизайну. Названный в честь своей максимальной скорости в 320 км/ч (200 миль в час), серия E320 стала первым «переделанным» поездом Eurostar за 22-летнюю историю компании. Более скоростная серия (на 20 км/ч быстрее, чем предыдущая Е300) ещё на 15 минут сокращает и без того уже молниеносную поездку на поезде Eurostar — примерно 2 часа между Брюсселем, Парижем и Лондоном. Поражает то, что люди между этими городами всё ещё летают на самолётах, ведь Eurostar доставляет своих пассажиров непосредственно в центр каждого города, а стоимость билета в одну сторону начинается от 70 долларов.

SHANGHAI MAGLEV TRAIN (SMT) с использованием магнитной подушки

SHANGHAI MAGLEV TRAIN

Поезд разработала компания Германии Transrapid. Но произведен состав в Китае. Впервые он выполнил движение в 2004 году. Образцом для изготовления локомотива была модель SMT Transrapid. Состав продемонстрировал скоростные показатели от 431 до 501 км в час. Работа выполняется по принципу «Маглев» (магнитный подвес). Курсирует состав, соединяя международный аэропорт со станцией метрополитена Longyang Road Шанхая.

Для безопасности сообщения на практике применяется наибольший скоростной показатель 431 км. Расстояние в 30 км состав проходит за время равное 8 минутам. Это единственный скоростной состав, выполняющий роль общественного транспорта, который работает с применением магнитной подушки. Для использования поезда построено специальное железное полотно.

В поезде работает обслуживающий персонал. Кондиционеры поддерживают необходимую температуру воздуха. Скорость поезда пассажиры могут наблюдать на имеющемся жидкокристаллическом экране.

Shinkansen

Производитель: Япония

В переводе название поезда звучит как «поезд-пуля», и это вполне оправдано. Он считается главным скоростным представителем поездов из рабочих железных дорог в Японии. Он очень популярен и используем во многих городах страны. Данный поезд способен максимально быстро и комфортно доставить пассажиров из одного места в другое. К примеру, из Токио в Осаке можно доехать всего лишь за 2,5 часа, в то время как на обычном поезде ехать в этом же направлении около семи часов. Создание Shinkansen свершилось в 1996 году, его самая высокая скорость — 443 км/ч. При обычной эксплуатации в целях безопасности скорость поезда составляет 300 км/ч.

Китайский «немец»

Пассажиры авиарейсов, прибывающих в шанхайский аэропорт, могут добраться до города за считанные минуты. Прямо в терминале находится конечная остановка поезда «Маглев». Сойдя с трапа-«гармошки» и проследовав по огромному зданию аэровокзала, прибывшие заходят в вагон, своим интерьером ничем не отличающийся от трансконтинентального реактивного лайнера: те же самолетные кресла, и даже симпатичные стюардессы. Расстояние до ближайшей станции метро составляет более 30 километров, его этот поезд преодолевает примерно за семь минут. На табло, установленных над входными дверями, можно отслеживать развиваемую скорость, она превышает после разгона 500 км/ч в дневное время. Ночью экспресс движется несколько медленнее (430 км/ч), это вызвано соображениями безопасности. Как следует из названия, силу трения конструкторы преодолели магнитной левитацией. Следует отметить, что, несмотря на свою китайскую «прописку», Shanghai Maglev Train имеет немецкие корни. Он создан в Германии, специалистами фирмы Transrapid, разработавшей и другие скоростные поезда мира. Модель SMT, ставшая основой шанхайского «Маглева», доработана в соответствии с пожеланиями заказчика. Стоимость проезда в этом чуде техники вполне демократична – 40 юаней, что соответствует примерно пяти долларам США.

Технические проблемы и их решения

Скорость любого наземного транспортного средства ограничивается высокими уровнями трения, сопротивления воздуха и факторами безопасности. Все три этих обстоятельства являются принципиально непреодолимыми помехами, но это не значит, что степень их воздействия нельзя уменьшить. Накопленный авиастроителями опыт создания аэродинамических форм, монорельсовые и магнитно-левитационные технологии — вот главные пути, по которым пошли создатели современных железных дорог. Скоростные поезда создают для их эксплуатации на обычном железнодорожном полотне или других, специально проложенных путепроводах. Научный прорыв в области физики магнетизма создал условия для применения новейших технологий, позволяющих буквально лететь над рельсами.

Французский TRAIN GRANDE VITESSE (TGV)

TRAIN GRANDE VITESSE

Эта модель поезда является достижением французских конструкторов. Первая магистраль в 1981 году соединила Париж c Лионом. В 2007г. поставлен скоростной рекорд – почти 575 км в час. Рабочая безопасная скорость состава TGV составляет 320 км. Расширенная сеть TGV распространилась по городам Франции, Бельгии, Швейцарии и Италии. Всего насчитывается более 150 направлений движения.

Технические преимущества состава:

  • мощный двигатель;
  • металлические колеса большого размера;
  • возможность двигаться по обыкновенной железной дороге, не имеющей крутых поворотов;
  • наличие автоматики локомотивной сигнализации;
  • соединенные вагоны имеют более легкие тележки.

Электропоезд модели AVE TALGO-350

AVE TALGO-350

Испанская компания Alta Velocidad Espanola производит поезда с высокими скоростными показателями. Сокращенное название самой фирмы – AVE является не случайным. Оно означает слово «птица» на испанском языке. Известной моделью фирмы является AVE TALGO-350.

Эту модель испанской компании называют «Утка». Такое прозвище связано с внешним дизайном локомотива. Передняя часть модели имеет удлиненный вид, что напоминает клюв утки. Поезд работает по направлениям Мадрид – Барселона, а также Мадрид – Вальядолид.

Основными характеристиками являются:

  • Вместимость вагонов – 318 человек.
  • Наивысшая скорость движения по маршруту – 330 км.
  • Рекордно установленная скорость состава – 365 км.
  • Высокая комфортабельность.

А как же у нас?

Российские успехи в скоростном железнодорожном сообщении пока отличаются скромностью. 250 км/ч, которые развивает «Сапсан», еще недавно казались фантастическим результатом, но на фоне достижений лидирующих производителей он уже не впечатляет. К тому же, несмотря на русское название, он имеет иностранное происхождение, сделан в Германии всемирно известной компанией Сименс. В десятку лидеров этот экспресс, курсирующий между Петербургом и Москвой, не вошел. Неизвестно, будут ли в ближайшее время российские конструкторы пытаться создать самый быстрый в мире поезд. Затраты на разработку самого подвижного состава велики, но сопутствующая инфраструктура обойдется намного дороже. Впрочем, Россия по-прежнему остается великой железнодорожной державой, и по общей протяженности путей, и по перевозимым объемам грузов, и по пассажиропотоку. Так что время покажет.

Eurostar BRITISH RAIL Class-373

Eurostar BRITISH RAIL Class-373

Представляет собой состав ряда TGV, совершающий движение на стремительных оборотах. Изготавливается в Британии. В 2003г. зафиксирована наибольшая скорость на отметке 335 км. На практике движение происходит с показателем 300 км в час. Проезд из Лондона до Парижа выполняется за время 2 часа и 16 минут.

Электропоезд применяется в международных железнодорожных рейсах. Он работает по перевозке пассажиров из Англии во Францию через Бельгию. Поезд соединяет Лондон и графство Кент, находящиеся в Великобритании, с французскими Парижем и Лилль, а также бельгийским Брюсселем. Движение его осуществляется по европейскому наиболее продолжительному тоннелю.

Специфика в технических характеристиках:

  • использование асинхронных двигателей;
  • надежность оборудования по пожарной безопасности;
  • уменьшенные объемы вагонов.
  • Состав имеет 2 вагона головных и 18 пассажирских. В них вмещается до 900 человек пассажирского состава.

Китай

На четвертом – «чистый китаец» CRH380A. Его производитель – крупнейшая национальная компания по производству железнодорожных машин – CSR Qingdao Sifang Locomotive and Rolling Stock Company. Локомотив развивает скорость до 380 километров в час. А на испытаниях он установил свой рекорд – 486 километров. CRH380A – комфортабельный и вместительный скоростной поезд Пекин – Шанхай, Шанхай – Ханчжоу и Гуанчжоу – Ухань. Свои ежедневные рейсы он начал совершать с сентября 2010 года.

Третье место – за китайским Shanghai Maglev Train. Он способен развить скорость от 431 до 501 километра за час. Поезд работает на принципе магнитного подвеса «Маглев», который так и не задался у немцев. Между прочим, Shanghai Maglev разрабатывался не китайцам, а теми же немцами. И его прототипом стал немецкий локомотив Transrapid SMT. Китайский скоростной поезд был введен в эксплуатацию в 2004 году в городе Шанхае. Максимальная скорость, с которой он ежедневно курсирует по своему маршруту Шанхай — аэропорт, не превышает 431 км/ч. Однако он может и больше. На испытаниях локомотив разогнали до 501 километра в час!

Самый быстрый поезд в мире

SHINKANSEN

Самый быстрый  поезд в  мире это SHINKANSEN (Япония). Этот локомотив называют «Пуля». Япония – страна скоростного железнодорожного сообщения, старт которого состоялся в 1964 году. При строительстве железнодорожной магистрали был изменен стандарт ширины колеи с 1067 мм на 1435 мм.  Электропоезда серии Е1 двухэтажные. Состав имеет 16 устойчивых и крепких вагонов. Они способны транспортировать в сидячем положении до 1634 человек.

Показатели скорости Shinkansen:

  • рекордный показатель на обычном железнодорожном пути – 443 км;
  • наивысшая скорость с применением магнитных подвесов – 581 км в час;
  • скорость движения на маршруте – 300 км.

Поезда широко распространены в больших городах Японии. Расстояние из Осаки в Токио допустимо преодолеть за 2,5 часа, хотя время пути на обычном поезде – около 7 часов. Это одна из наиболее загруженных сетей мира. За годы эксплуатации на ней не было зафиксировано ни единой крупной аварии. Магистраль соединяет Токио, Мориоки, Осаку, Нагано и горнолыжный курорт Ниигата.

Работа инженеров по усовершенствованию поездов, улучшению скорости, технических характеристик и удобства не прекращается. Появились локомотивы, которые работают на различных системах: рельсовых, магнитных и на воздушной подушке. Они развивают безопасную скорость больше 300 км.

Сделать приятным времяпровождение в пути возможно, если выбрать железнодорожную сеть, по которой мчатся высокоскоростные составы. Этот вид транспорта становится реальной альтернативой авиационным перелетам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector