Не сворачивая с «курска»: можно ли было избежать трагедии в баренцевом море

Сокрытие информации и мифологизация

А что выучено? Ни одна из катастроф подобной «Курску» никогда, ни при каких условиях не будет впредь обсуждаться открыто. Все аналогичные расследования будут и уже засекречены. А в 2015 году президент подписал указ, согласно которому данные о потерях личного состава в Вооруженных силах в мирное время отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, хотя раньше они были доступны.

Кроме выводов официального следствия по делу о гибели экипажа «Курска» и моего адвокатского расследования, появились многочисленные публикации, интервью, документальные фильмы, книги, в которых исследуются многочисленные версии о гибели корабля и экипажа Я остановлюсь только на самых значимых.

Их можно условно разделить на три части. Первая — это вышедшие до окончания расследования уголовного дела, где многочисленные версии возникали и множились из-за недостатка информации. Морские писатели Владимир Шигин, Николай Черкашин поторопились опубликовать свои версии. Книга Роберта Мура «Время умирать» более всех приближена к действительным обстоятельствам. По этой книге снят бельгийский фильм «Курск» режиссёра Томаса Винтерберга и продюсера Люка Бессона. 

Вторая группа фильмов, книг и публикаций, появившихся после окончания расследования, — сокрытие действительных обстоятельств и виновных. Большинство тех, кто выдвигает версии об атаке «Курска» ракетами с «Петра Великого», российскими береговыми противокорабельными комплексами или «чеченским следом», не знакомы с обстоятельствами гибели корабля и экипажа, а их мотивы — желание заявить о себе, прославиться. Но и после окончания расследования ряд авторов и интервьюеров пытаются сгладить острые углы, представить события 20-летней давности как цепь случайных событий.

 Тот же Владимир Шигин выпускает в 15-летнюю годовщину еще одну, третью книгу «Гибель «Курска». Неизвестные страницы трагедии». Никаких неизвестных страниц я не обнаружил, как не нашел откровенной лжи. Но некоторые действительные обстоятельства маскируют правду. Приведу только один пример. Автор пишет: «01 час 04 минуты. «Михаил Рудницкий» отошел от причала и начал движение в район поиска. При установленной готовности к выходу в четыре часа экипаж спасательного судна управился всего за три часа тридцать минут, перекрыв все установленные нормативы». 

Действительно, спасательное судно «Михаил Рудницкий» отошел от пирса в 01:04 13 августа, но автор умалчивает, что судно в соответствии с телеграммой начальника Главного штаба ВМФ России адмирала Виктора Кравченко должно было находиться в районе учений. Не пишет Шигин, что даже формально готовность судна к выходу в море при проведении учений должна составлять 1 (один) час. А приказ о часовой готовности командир судна получил только в 20:20, спустя 8 часов 50 минут после взрыва. Не пишет он и о том, что при допросе 28 августа 2000 года командир спасательного судна, капитан II ранга Юрий Костин показал, что он слышал о запланированных учениях в августе, но точные сроки ему известны не были и никаких задач о вступлении в силы ПСО ни ему, ни экипажу не ставились. А прибыло судно к месту обнаружения «Курска» только в 11 часов и 11 минут 13 августа. 

Единственным профессиональным и честным публицистическим исследованием, как я считаю, стала книга вице-адмирала Валерия Рязанцева «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб «Курск». Рязанцев участвовал в деле «Курска» в качестве эксперта, у него была возможность знакомиться с некоторыми материалами уголовного дела, не со всеми, к сожалению. У меня есть свое, отличное от Рязанцева, мнение в отношении сроков жизни 23 моряков и причиной детонации части боезапаса, но что касается готовности корабля и экипажа, то и экспертиза, и книга честны и объективны.

Выученные уроки

По мнению Игоря Курдина, российский флот извлек уроки из гибели «Курска».

— Важно, что изменилось отношение к принятию иностранной помощи в мирное время, — прокомментировал эксперт. — В качестве примера можно вспомнить нештатную ситуацию с батискафом АС-28 в 2005 году

Он запутался в тросах и сетях, не мог самостоятельно всплыть. И тогда мы запросили помощь у США, Японии и Великобритании. Первыми пришли на помощь англичане. Им удалось освободить АС-28 из подводного плена, он самостоятельно поднялся на поверхность. И экипаж в составе семи человек остался жив. Тем не менее есть еще над чем работать. Мы модернизировали проект «Антей», к которому относится «Курск», снабдили его новым оружием и оборудованием. Сегодня эти лодки в строю, и это лучшая память о «Курске». Но спасательные средства нашего флота пока не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. За 20 лет в России построен лишь один современный спасательный корабль «Игорь Белоусов», который сейчас несет службу на Тихоокеанском флоте. Но в таких кораблях нуждаются все флоты ВМФ России.

Курск_3

Памятные мероприятия, посвященные 20-й годовщине гибели атомной подводной лодки «Курск», на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

В марте 2018 года президент Владимир Путин, вспоминая события августа 2000-го, заявил, что трагедия «Курска» — проявление общего состояния Вооруженных сил в тот период. Глава государства назвал гибель «Курска» колоссальной трагедией, которую нельзя забывать.

В среду в городах России и на всех флотах ВМФ прошли памятные мероприятия, приуроченные к годовщине гибели «Курска». На кораблях и подводных лодках были приспущены флаги. Моряки почтили память экипажа подводной лодки минутой молчания.

В Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга состоялась панихида «по воинам, в море погибшим», на которой были поименно названы все, кто находился на борту субмарины 12 августа 2000 года.

Справка «Известий»

Атомный подводный крейсер «Курск» проекта 949А «Антей» вышел в море 10 августа 2000 года. На борту находилось 118 человек. Командовал кораблем капитан 1-го ранга Геннадий Лячин.

Субмарина несла боезапас крылатых ракет «Гранит» и торпед. Последний раз экипаж вышел на связь 12 августа в 08:51. По плану с 11:30 до 14:30 «Курск» должен был провести учебную торпедную атаку, однако наблюдатели ее не зафиксировали. Не было и доклада с борта корабля. Боевая тревога дежурным силам флота была объявлена в 18:00. Под конец дня флотское командование доложило о ситуации в Москву.

13 августа в 04:36 гидроакустики крейсера «Петр Великий» обнаружили затонувшую субмарину лежащей на глубине 108 метров. В последующие дни вся страна ожидала новостей о ходе спасательной операции, не теряя надежды, что часть экипажа еще жива. Однако подводные аппараты не смогли пристыковаться к корпусу лодки.

19 августа спасательная операция стала международной. К месту аварии направилось норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5, затем прибыло норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами.

21 августа норвежским водолазам удалось вскрыть внутренний люк в 9-й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В тот же день начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак объявил, что экипаж корабля погиб в полном составе. На следующий день президент Владимир Путин объявил 23 августа днем траура.

Корпус АПЛ «Курск» был поднят со дна Баренцева моря в октябре 2001 года и направлен на утилизацию. Тела 115 из 118 членов экипажа были опознаны и захоронены. Трех человек так и не обнаружили.

Фрагмент рубки лодки был в 2009 году установлен в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах.

Предельное погружение

Море всегда было опасным, даже для таких совершенных и мощных судов, как атомные подлодки. Первой погибшей АПЛ считается американская «Трешер», которая затонула 10 апреля 1963 года в Атлантике.

АПЛ «Трешер». Фото: navylive.dodlive.mil

«Трешер» считалась гордостью американского флота: в ней были применены все самые передовые разработки. Например, на борту подлодки находился единственный комплект новейших ракето-торпед Subroc.

Тогда, в разгар холодной войны, американские военные проводили эксперимент по погружению на предельную глубину для испытания оборудования.

Первые тревожные вести пришли, когда глубина погружения достигла 350 метров. В сообщении говорилось, что «Трешер» получил крен и экипаж пытается продуть балластные цистерны, чтобы всплыть.

Спустя несколько минут пришло еще одно сообщение, которое было настолько неразборчивым, что о его содержании до сих пор идут споры. Затем акустики услышали треск ломающегося корпуса подлодки.

До сих пор доподлинно неизвестно, что случилось с субмариной, искореженные обломки которой остались лежать на глубине более двух километров.

Вместе с подлодкой погибли 129 моряков. В ходе поисковых работ со дна было поднято множество обломков внутреннего корпуса субмарины, но атомный реактор так и не был найден.

Царская Россия

16 июня 1904 года у причальной стенки Балтийского судостроительного и механического завода (Санкт-Петербург) при учебном погружении затонула бензиновая торпедная подводная лодка «Дельфин» («Миноносец № 150»; разработчик — Иван Бубнов) — первая субмарина из официально зачисленных в списки кораблей русского флота.

Командир не успел задраить рубочный люк, через который стравливался воздух. Один из членов экипажа в панике попытался выбраться через полузакрытый люк. Застряв в нем, моряк только увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не дала результата, лодка затонула. Погибли 24 человека, спаслись 12 человек (в том числе двое офицеров), которые сумели открыть люк и выплыть из лодки. Виновным в первой катастрофе был признан погибший врио командира лейтенант Анатолий Черкасов. 18 июня 1904 года лодка была поднята и в дальнейшем отремонтирована; исключена из списков кораблей Балтийского флота в августе 1917-го.

10 мая 1916 года в четыре часа утра подводная лодка Российского императорского флота «Сом», осуществлявшая патрулирование в районе Аландских островов (в то время входили в состав Российской империи), погибла при столкновении со шведским пароходом Angermanland.

По версии капитана парохода, лодка шла под перископом в погруженном состоянии параллельным курсом, затем повернула к пароходу. Посчитав, что его судно хотят досмотреть, капитан замедлил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, лодка ударила в подводную часть парохода и больше не показывалась. Согласно другой версии, капитан судна преднамеренно протаранил лодку, опасаясь досмотра. На борту «Сома» погибли все 18 членов экипажа во главе с командиром лейтенантом Хрисанфом Бугураевым (два офицера и 16 матросов). 27 июля 2015 года шведские дайверы-энтузиасты оповестили Вооруженные силы Швеции об обнаружении в районе крушения остатков субмарины. Опубликованные видеоматериалы позволили специалистам с большой степенью вероятности утверждать, что обнаружен именно «Сом».

Список

По умолчанию список отсортирован по дате гибели. В поле «Характеристики» силуэты кораблей приведены в одном масштабе, указаны , название типа/проекта, подводное водоизмещение и штатная численность экипажа, сортировка осуществляется по водоизмещению. Сортировка положения производится по долготе. В качестве причины гибели указано событие, развитие или последствия которого привело к затоплению. В случаях наличия нескольких мнений о произошедшем указаны официальные версии.

Название Дата гибели Характеристики Местоположение Погибло (спаслось) Причина гибели Глубина затопления
Thresher USS Thresher (SSN-593) 1963041010 апреля 1963 года 04300

ПЛАТ типа «Трешер»
4300 т, 112 человек

1В северной Атлантике, 220 миль к востоку от Бостона. 129129 3Нарушение целостности прочного корпуса, поступление воды в машинное отделение. 25602560 м
Scorpion USS Scorpion (SSN-589) 1968052222 мая 1968 года 03500

ПЛАТ типа «Скипджек» 3500 т, 99 человек

3В центральной Атлантике. 400 миль к от Азорских островов. Точные координаты засекречены.

09999 Причина гибели не установлена. Наиболее вероятное предположение — взрыв торпеды Mark 35. 3000~3000 м
К-008 К-8 1970041212 апреля 1970 года 04750

ПЛАТ проекта 627А 4750 т, 104 человека

4В Бискайском заливе, 490 км к от побережья Испании 05252 (46) 1Короткое замыкание в третьем отсеке (в рубке гидроакустиков) и в седьмом отсеке. 46804680 м
К-027 К-27 19810910 авария 24 мая 1968 года, затоплена 10 сентября 1981 года 04370

ПЛАТ проекта 645ЖМТ 4370 т, 105 человек

8В Карском море, залив Степового. 0049+0 3Закупорка первого контура теплоносителя реактора левого борта. 0075затоплена на 33 м (по другим данным — 75 м)
К-219 К-219 198610066 октября 1986 года 11500

ПЛАРБ
11 500 т, 119 человек

2В центральной Атлантике. 0044 (115) 2Поступление забортной воды через неисправную крышку в ракетную шахту № 6. 55005500 м
К-278 К-278 «Комсомолец» 198904077 апреля 1989 года 08500

ПЛАТ проекта 685 8500 т, 60 человек

5В Норвежском море. 04242 (27) 1Объёмный пожар в 7 отсеке. Причина возгорания не установлена. 18581858 м
К-141 К-141 «Курск» 2000081212 августа 2000 года 23860

ПЛАРК проекта 949А 23 860 т, 130 человек

7В Баренцевом море. 118118 2Взрыв в первом отсеке. Официальная версия — «По технологической причине, связанной с практической торпедой калибра 650 миллиметров». 0108108 м
К-159 К-159 2003083030 августа 2003 года 04749

ПЛАТ проекта 627А 4750 т, 104 человека

6В Баренцевом море, около острова Кильдин, . 0099 (1) 3Потеря из-за отрыва носовых понтонов во время буксирования к месту утилизации. 0248248 м (по другим данным — 170 м)

Трагедия «Курска»

Шестнадцать лет назад в Баренцевом море утонула подводная лодка «Курск», погибли все 118 членов экипажа. Официальная версия гласит, что 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды 65−76А («Кит») в торпедном аппарате № 4, причиной которого стала утечка компонентов топлива торпеды, а точнее — пероксида водорода. Возникший в результате пожар привел к детонации основного боекомплекта и гибели подлодки.

Фото: militaryarms.ru

Конспирологи считают, что «Курск» был поражен торпедой иностранной подлодки. Эта версия возникла не в последнюю очередь потому, что на той части «Курска», которую удалось поднять с морского дна, четко видно ровное круглое отверстие, края которого загнуты вовнутрь.

Фото: topwar.ru

Многие эксперты считают, что это след попадания американской торпеды МК-48, которая может проходить через стальную обшивку благодаря специальному механизму, находящемуся на носу и способному расплавлять медь.

А в день трагедии за российской подводной лодкой следили сразу две иностранные: американские «Мемфис» и «Толедо» (подглядывать друг за другом — обычная практика для российского и натовского флотов). По другой версии, «Курск» протаранила американская подлодка «Мемфис».

Причина гибели — неизвестна

«Скорпион», одна из шести лодок типа «Скипджек», погибла в море в 3000 метрах посреди Атлантического океана при до сих пор не выясненных обстоятельствах.

Фото: militaryfactory.com

Доподлинно известно, что в мае 1968 года «Скорпион» возвращался с боевого дежурства в Средиземном море на базу в Норфолке (штат Виргиния), когда получил новое задание — следовать в район Канарских островов, где американская разведка засекла советские корабли, среди которых была новейшая на тот момент субмарина типа «Эхо II».

Проведя разведку, «Скорпион» отправился на базу в Норфолк, последняя радиограмма была получена около полуночи 20 мая, больше на связь АПЛ не выходила.

Спустя шесть дней на поиски пропавшей субмарины было брошено 35 судов и 35 самолетов. Чтобы найти лодку, потребовалось пять месяцев — останки «Скорпиона» покоились на глубине 3047 метров в Атлантике, все 99 моряков экипажа погибли.

Снимки, сделанные во время погружения глубоководного аппарата Triest II, не могли пролить свет на произошедшее.

Руководство ВМС США назвало исчезновение «Скорпиона» загадкой, которую «невозможно разгадать никакими свидетельствами, имеющимися сейчас».

Существует несколько версий гибели подлодки. Согласно одной из них, «Скорпион» был поражен собственной торпедой. По какой-то причине одна из торпед, находившихся в торпедном аппарате, встала на боевой взвод. Командир «Скорпиона» приказал отстрелить ее за борт. Торпеда, не найдя цель, навелась на выпустившую ее субмарину и уничтожила.

Другая версия гласит, что торпеда Mark-35 взорвалась прямо в отсеке.

Ну, а третья версия представлена в книге Scorpion Down военного журналиста Эда Оффли, который после 25 лет исследований пришел к выводу, что «Скорпион» был уничтожен советской подлодкой.

Сонник — Лодка

Кататься па лодке в хорошую безветренную погоду — к радости, благополучию, успеху в предприятиях.Кататься в лодке во время бури — к горю, нищете, неудачам.Прогуливаться в лодке с компанией — к получению выгодного места.Причалить в лодке — к успокоению.Отчалить в лодке от берега — к семейной печали опрокинуться из лодки в воду — к несчастью.Переправляться на лодке через широкую реку — к длительной и интересной, возможно, заграничной поездке или путешествию.Лодка на мели или вытащенная на берег — знак того, что вы можете попасть в трудное положение.Вода в лодке — к обретению богатства.Находитесь с кем-то в одной лодке — возможна смена места жительства.Плывете под парусом — к большому счастью и выгоде, спите в лодке — к несчастью.Плыть по реке в утлом челноке — знак того, что вам предстоит новое дело, сопряженное с большим риском, и совсем не обязательно он будет коммерческим. Этот риск может быть и в любви, вы можете совершить отчаянный или рискованный поступок ради своей возлюбленной.Плыть в красивой и многовесельной шлюпке, слушая веселые песни гребцов — будет успех в начатом вами деле.Плыть в шлюпке в одиночестве — вы отдалитесь от близкого человека, о чем будете сожалеть и кусать локти.Спасательная шлюпка — вам удастся и бежать огромного зла.Тонущую спасательную шлюпку — ваши друзья будут содействовать вашему несчастью.Потерялись в море на спасательной шлюпке — преодолеете неприятности, к которым косвенно были причастны ваши друзья.Спасаетесь во сне — вам удастся избежать большого бедствия.Подводную лодку увидели — к неприятностям в семье.Находиться в подводной лодке — к неприятным встречам и свиданиям.Челн увидели — ваши планы выполнимы.Плывете в лодке — удача будет с вами.Выпадаете из челна — к потере денег.Челн утонувший видите — к краху ваших несбыточных планов.Баркас во сне — удачное решение проблем, волнующие вас заботы и тревоги пройдут мимо и не доставят вам лишних хлопот.Батискаф или подводная лодка, из которой вы наблюдаете за морским дном и его обитателями — вас ждет успех и удача в делах.

Исчезли с радаров

На протяжении полувека остаются невыясненными причины гибели двух подводных лодок в Средиземном море. 26 января 1968 года с радаров исчезла израильская дизель-электрическая субмарина INS Dakar, а 27 января аналогичная судьба постигла французскую S647 Minerve.

INS Dakar — бывшая британская подлодка HMS Totem класса «Тритон», спущенная на воду в 1943 году. В 1965 году в рамках программы усиления флота Израиль решил купить у Соединённого Королевства несколько подержанных субмарин.

9 января 1968 года Dakar без вооружения отправилась из Портсмута в Хайфу. Прибытие было запланировано на 29 января, однако израильская субмарина быстро прошла мимо острова Крит, и 25 января капитан Dakar Яков Ранаан сообщил командованию, что лодка прибудет в Хайфу на день раньше.

Всё уже было готово ко встрече подлодки, когда она вдруг пропала с радаров примерно в 200 милях к юго-западу от Кипра. На борту находилось 69 членов экипажа. ВМС Израиля, США и Великобритании начали поисково-спасательную операцию, но 31 января были вынуждены её приостановить.

Впоследствии израильские ВМС искали подлодку на протяжении 30 лет. Найти Dakar на дне Средиземного моря удалось лишь благодаря американской компании «Неотикус», которая получила известность после обнаружения «Титаника».

Подлодка была найдена 29 мая 1999 года на глубине 3 тыс. м между Критом и Кипром. Субмарину обследовали с помощью специальных глубоководных аппаратов. В итоге было решено поднять на поверхность рубку. После реконструкции её установили как памятник в военно-морском музее Хайфы. Ещё один мемориал был открыт в Иерусалиме.

  • Мемориал, посвящённый катастрофе Dakar, в Иерусалиме
  • Reuters

При не менее загадочных обстоятельствах на следующий день после гибели INS Dakar исчезла французская дизель-электрическая субмарина S647 Minerve типа Daphne. Она пропала во время учений в Средиземном море неподалёку от берегов Тулона. На борту находились 52 члена экипажа.

В момент последнего выхода на связь подлодка была на глубине всего 15 м. Командир субмарины передал информацию самолёту морской авиации о погружении в связи с тем, что судно на протяжении десяти минут преследовал неустановленный объект. Субмарина погрузилась на 50 м и после этого уже не выходила на связь.

Несмотря на то что местонахождения Minerve было известно, скорые поиски не увенчались успехом. До настоящего времени субмарина так и не была обнаружена. Также ничего неизвестно и о таинственном объекте, который якобы преследовал подлодку. 

Почему не спасли моряков?

Главная причина, по которой не удалось спасти подводников хорошо известна – общий развал в вооруженных силах. Самостоятельно эвакуироваться они не могли – слишком велика глубина.

Кроме того, только 14 августа 2020 года, Россия официально объявила о ситуации с «Курском». И именно по этой причине, лишь спустя 2 дня после трагедии, Англия, Норвегия и США предложили России свою помощь в спасательной операции. Но командование ВМФ надеялось справиться собственными силами.

Только лишь днем 16 августа 2000 года президент России Владимир Владимирович Путин согласился принять помощь Великобритании и Норвегии. Но спасателям требовалось 4 дня, чтобы с техникой прибыть на место затопления подлодки. А 19 августа из строя вышли все российские спасательные аппараты, которые до этого постоянно ломались…

20 августа 2000 года англичане и норвежцы прибыли на место, где затонула подлодка «Курск». Уже через 13 часов после прибытия норвежские водолазы предприняли 1-ую попытку открыть люк подлодки, но оказалось, что для этого нужен специнструмент, который был сделан к утру 21 августа.

В 7 часов утра 21 августа 2000 года спасатели погрузились во 2-ой раз. Уже через 16 минут они вскрыли люк 9-го отсека «Курска», обнаружив, что шлюзовая камера отсека полностью заполнена водой. Это означало, что спасать уже было некого…

Личное мнение

Беда случилась с «Курском» 12 августа 2000 года… НО! Наша власть молчала о том, что случилось. Мы, россияне, не сразу узнали об этой беде, не говоря уже о правительствах других стран, которые могли в нужную минуту протянуть руку помощи нашим подводникам. Безнадёжно потеряно было то время, когда можно было хоть кого-то спасти с затонувшей подводной лодки «Курск»!

И я не понимаю, почему за это никто не несёт ответственности… Только лишил своих постов… Вот и всё наказание за гибель 118 моряков… Как так? Или я чего-то не знаю?

И ещё… Имеют ли моральное право получать свои немалые военные пенсии, а также «денежные довольствия от государства» те, кто так или иначе причастен к гибелей «Курска»?

На этом всё.

С нетерпением жду от вас комментариев, уважаемые подписчики, читатели и гости сайта 9111. ру. Заранее благодарна вам за уважительное отношение к своим оппонентам.

Желаю всем счастья, здоровья, любви и благополучия. Берегите себя и своих близких).

Источник https://riakursk.ru/podlodka-kursk-khoroshiy-korabl-v-pl/

Мог ли экипаж субмарины допустить ошибку?

Рязанцев пишет, что экипаж субмарины никогда раньше не стрелял торпедами такого типа и «более трех лет не выполнял стрельбы практическими торпедами».

Он также настаивает на том, что «Акт проверки и обезжиривания трубопроводов технического воздуха» был подписан фальшивыми подписями. Эта информация не подтверждается никакими другими источниками, однако авторитет эксперта привел к тому, что ее довольно часто цитируют.

Владимир Устинов не приводит никакой информации об этом акте, но у него в книге упоминается другое нарушение: «В контрольно-приемном листе приготовления данной торпеды ряд подписей в графе «принял» исполнены заместителем начальника цеха капитан-лейтенантом, который никакого отношения к приготовлению торпеды для АПЛ «Курск» не имел и не был допущен к самостоятельному руководству приготовлением торпед этой модификации».

Image caption

Портреты погибших моряков, 2001 год

Владимир Гундаров из «Независимого военного обозрения» в статье «Трагедия «Курска», 20 лет спустя» пишет, что командовавший торпедистами «Курска» мичман не умел работать с торпедой 65-76А, поскольку был назначен на «Курск» с подводной лодки другого проекта 945 «Барракуда» и поднялся на борт буквально за два дня до выхода в море.

«Этим, в частности, объясняется решение командования отправить в море с экипажем старшего офицера, исполнявшего обязанности флагманского минера дивизии подводных лодок. В отличие от командира БЧ-3, он хотя бы прошел теоретический курс в учебном центре ВМФ и закрепил полученные знания на тренажере, но в море никогда не стрелял», — говорится в статье.

Рязанцев в своей книге пишет, что служебная документация на подлодке была неверной: «Обгорелая папка с эксплуатационными инструкциями, которая чудом сохранилась после взрыва на борту АПЛ «Курск», хранила в себе поразительные сведения. Эти инструкции не относились к тем торпедам и торпедным аппаратам, которые были на борту «Курска».

«Не вина подводников, а беда, что начальники не подготовили их к обслуживанию самой мощной в Военно-Морском Флоте и самой сложной торпеды 65-76А. Учитывая это обстоятельство, напрашивается вывод: «Курску» нельзя было планировать стрельбу «толстушкой» «, — пишет в своей статье Владимир Гундаров.

К каким выводам пришло следствие?

Уголовное дело о гибели «Курска» было возбуждено главной военной прокуратурой по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта». Расследование аварии шло два года.

Генеральный прокурор Владимир Устинов в феврале 2002 года сказал, что в ходе расследования были выявлены серьезные нарушения со стороны командования Северного Флота и экипажа погибшей субмарины.

Media playback is unsupported on your device

Вдова офицера «Курска»: «Мы наблюдали в прямом эфире гибель наших родственников»

Эти общие слова не вылились в какие-либо конкретные обвинения. В августе 2002 года дело было закрыто за отсутствием состава преступления без предъявления обвинений.

Устинов тогда сказал, что допущенные нарушения в организации проведения учений и поисково-спасательной операции, не состоят «в причинной связи с гибелью «Курска», что исключает привлечение кого-либо к уголовной ответственности». Теперь военные эксперты считают, что следствие остановили, поскольку обвинения могли быть выдвинуты высокопоставленным военным и государственным деятелям.

Следствие, как рассказал в 2002 году Владимир Устинов, выявило много нарушений, допущенных и на самой подлодке.

Image caption

Подводную лодку «Курск» смогли поднять только в 2001 году

На ней была отключена сигнализация аварийного буя и система аварийного выброса антенны — эти устройства облегчают задачу поиска затонувшей субмарины. На подлодке также была отключена система «Снегирь», своего рода «черный ящик» — она записывала переговоры по громкой связи.

Но основной причиной следствие все-таки признало производственный дефект торпеды 65-76 ПВ «Кит» серийный номер 1336А. Эта торпеда была изготовлена на Машиностроительном заводе имени С. М. Кирова в Алма-Ате. Срок ее службы к 2000 году подходил к концу.

Следствие считает, что из-за микротрещин в прокладке бака с окислителем — пероксидом водорода — он попал в торпедный аппарат, где началась химическая реакция с выделением кислорода и тепла. Торпеда сначала загорелась, а потом взорвалась в узкой трубе торпедного аппарата.

Взрывом выбило его заднюю крышку, это вместе со взрывной волной и частями торпеды привело к детонации других торпед и второму, гораздо более мощному взрыву нескольких торпед на стеллажах в первом отсеке. Как раз этот взрыв разрушил носовую часть лодки — первый, второй и третий отсеки.

Газета «Коммерсант» в 2002 году после выступления Устинова изложила официальную версию. В статье говорилось, что в одном из болтов корпуса торпеды и резиновых прокладках, расположенных примерно в средней ее части, оказались микротрещины. В результате произошла утечка окислителя в торпедный аппарат, что и привело сначала к пожару, а затем и к взрыву.

В своей книге «Правда о «Курске», которая вышла в 2005 году, Владимир Устинов пишет, что «срок сохранения работоспособности резинотехнических деталей торпеды, контактирующих с перекисью водорода при хранении торпед в собранном виде, не должен превышать шесть лет».

«При этом сведения об установке указанных резиновых деталей должны быть указаны в обязательном приложении к формуляру торпеды. Однако в формуляре торпеды данное приложение отсутствует, так как было выдано с торпедой на носитель (то есть на АПЛ) и в последующем уничтожено взрывом», — говорится в книге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector