Запорожец история автомобиля

Повышение безопасности

В 1974 г. завод прекратил производство 966-й модели и еще раз модернизировал основную модель автомобиля. Новая машина стала называться ЗАЗ-968А. В новой производственной программе она стала играть роль «люксовой».

Однако в производстве осталась и модель ЗАЗ-968, которая производилась до 1978 года. Но доля такой модели в производственной программе постоянно уменьшалась. Внешне же машины были одинаковы.

Все они оснащались новой двухконтурной системой привода тормозов, соответствовавшей современным требованиям. Справедливости ради нужно отметить, что такую систему ставили с 1973 г. на экспортные версии автомобилей. В случае выхода из строя любого из контуров, на комбинации приборов зажигалась сигнальная лампа.

В дополнение к тормозам автомобили получили рулевую колонку со складывающейся при ударе конструкцией и безынерционные ремни безопасности. На рулевой колонке стал применяться замок зажигания от ВАЗ, оснащенный противоугонным фиксатором. На передних крыльях вновь стали ставить повторитель поворотов, но конструктивно он был идентичен детали от автомобиля «Москвич-412».

Модификации для инвалидов

В СССР для инвалидов производилась мотоколяска СеАЗ и версии серийных автомобилей с ручным управлением. ЗАЗ выпускал следующие специализированные автомобили для инвалидов таких категорий:

  • ЗАЗ-968Б (АБ) поставлялся для инвалидов без ног, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968Б2 (АБ2) — для инвалидов без правой ноги, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968АБ4 — без левой ноги, но со здоровыми руками;
  • ЗАЗ-968Р — с одной рукой и ногой.

Внешних отличий от ЗАЗ-968А машины не имели (кроме лампы заднего хода). Все версии оснащались мотором с уменьшенным до 0,887 л рабочим объемом. Он развивал мощность в 27 л. с., которой вполне хватало для инвалидной версии. По аналогии с более мощным собратом двигатель прозвали «тридцатка». Машины версий «Б» и «Р» комплектовались автоматическим сцеплением с приводом от электромагнита.

ЗАЗ-966/ 968/ 968А/ 968М

Основные статьи: ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968

ЗАЗ-966

ЗАЗ-968 Владимира Путина

ЗАЗ-968М

Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.

В конце 1959 в США публике был представлен Chevrolet Corvair, компактный (по американским меркам) автомобиль с заднемоторной, заднеприводной компоновкой и двигателем воздушного охлаждения. Образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, и далее — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры конструкторско-эспериментального отдела «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общее стилистическое решение с опоясывающей подоконной линией — в отличие от того же NSU Prinz IV, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова Corvair к популярному на европейском рынке размерному классу.
В распоряжении дизайнеров «Коммунара» находились также такие автомобили, как Volkswagen Käfer Type 1, Volkswagen Type 3, Hillman, Симка, Chevrolet Corvair, Ford Taunus, Karmann Ghia (на базе узлов Käfer). В процессе разработки нового «Запорожца» проекта 966 НАМИ передал эти автомобили на ЗАЗ, а впоследствии они поступили на Мелитопольский моторный завод.

ЗАЗ-968М в разрезе.

Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 (по другим данным, с 1967) по 1972 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год.
До ЗАЗ-966В от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор — такая компоновка унаследована от ЗАЗ-965, где горячий воздух выходил из вентилятора через отверстие в капоте под номерным знаком. «966» с мотором МеМЗ-968 получил нагнетающий вентилятор.

ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (карбюратор К-127 вместо К-125Б) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной целиком новая панель приборов была собрана из отдельных элементов; она «продержалась» до выпуска ЗАЗ-968А). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид, двигатель 968А мощностью 45 л. с. и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов, которая впоследствии устанавливалась на ЗАЗ-968М.

Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л.  мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с. От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь, — больше пластика.

Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями.
Модель «968М» была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.

968-й сегодня

С момента прекращения выпуска машины прошло уже почти 40 лет, поэтому «Запорожец» понемногу становится редкостью. Все больше людей покупают машины под восстановление. Особенно ценятся экземпляры первых лет выпуска.

Многие автомобильные издания периодически проводят тесты ЗАЗ-968 различных модификаций. Машины в разном состоянии являются неизменными участниками различных автомобильных выставок и шоу.

В СССР в Саратове выпускалась малыми сериями модель описываемого автомобиля в масштабе 1:43. В 2009 году модель более высокого качества вышла в журнальной серии «Автолегенды СССР». Обе они станут прекрасным подарком для коллекционеров и просто любителей классических «ушастых» запорожцев.

ЗАЗ-965/ 965А

Основная статья: ЗАЗ-965

ЗАЗ-965А (1962—1969)

Модель ЗАЗ-965 производилась с по 1969 год.

Основным прототипом ЗАЗ-965 в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма, трансмиссии был FIAT 600, тем не менее, уже на уровне первого опытного образца — Москвич-444 — конструкция автомобиля была существенно переработана относительно «Фиата», а силовой агрегат был разработан полностью с нуля.

Кузов — четырёхместный, со взаимозаменяемыми лобовым и задним стёклами, приваренными передними крыльями. Двери (их две) открываются назад, а не вперёд. Двигатель — редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, расположен сзади. Картер двигателя и трансмиссии из магниевого сплава. Ведущие колёса — задние. Размер шин — 5,20-13. ЗАЗ-965 изготавливался в экспортном и инвалидном исполнении.

Модель ЗАЗ-965А отличается двигателем увеличенного рабочего объёма (887 см3) и мощностью (27 л. с.), одним глушителем (вместо двух), декоративным молдингом на боковинах.

Технические характеристики

Являясь одним из самых доступных советских автомобилей, рассчитывать на комфортность не приходилось, но со своей задачей машина справлялась отлично. ЗАЗ благодаря заднемоторной компоновке в проходимости соперничал с УАЗом и КРАЗом.

  • Двигатель. МеМЗ-968, V-образный, карбюраторный, четырехцилиндровый. Рабочий объем составлял 1197 см³. Система охлаждения была воздушной и осуществлялась забором воздуха через отверстия по бокам кузова, плюс расположенный позади блока цилиндров вытяжной вентилятор, протягивающий воздух через «рубашку» охлаждения и выбрасывающий его назад. В ходе тестового продува в аэродинамической трубе модель была дополнена специальными уловителями на воздухоприёмных отверстиях (те самые «уши»), обеспечившими необходимый для работы системы подпор воздуха. В результате чего удалось практически полностью избавиться от перегрева в жаркую погоду.
  • Коробка передач. Трансмиссия была механической 4-х ступенькой, имела полностью синхронный ряд передних передач, что существенно облегчало управление.
  • Подвеска. Особого внимания заслуживает задняя подвеска. Она представляла собой полностью новую, более совершенную по сравнению с применявшейся на ЗАЗ-965, конструкцию — вместо качающихся полуосей с одним шарниром и А-образных рычагов в ней были применены треугольные продольно-качающиеся рычаги и полуоси с двумя шарнирами на каждой (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Цилиндрические пружины, играющие роль упругого элемента, образовывали с амортизаторами единые узлы, опирающиеся на кузов через сферические резиновые подушки, что обеспечило возможность качания амортизатора при рабочем ходе подвески. Данное конструкторское решение широко использовалось в западном машиностроение.

https://youtube.com/watch?v=6uMiz4ol3M4

Новый двигатель и салон

ЗАЗ-968А получил модернизированный 40-сильный мелитопольский мотор МеМЗ-968Э. Основными новшествами стали система рециркуляции картерных газов, карбюратор К-127 и более производительный масляный фильтр. Из-за своей мощности мотор получил прозвище «сороковка». Новый силовой агрегат позволил улучшить технические характеристики ЗАЗ-968. Расход топлива при постоянной скорости 80 км/час не превышал 7,5 литра.

Изменений по салону было заметно больше. Автомобиль «Запорожец» получил полностью новую панель приборов из мягкого пластика и совершенно иную по дизайну комбинацию приборов. На крышке перчаточного ящика имелась табличка с надписью «968А». Рукоятки управления системой отопления и вентиляции получили измененные пиктограммы. Дверные карты — иной рисунок тиснения.

Кардинально изменилась форма передних сидений, конструкция которых была скопирована с ВАЗ-2101. Сиденья регулировались в двух направлениях, при этом спинка могла раскладываться для устройства спального места. В конструкции сидений был стопор, блокировавший откидывание спинки при закрытых дверях.

Для обогрева салона по-прежнему использовался автономный отопитель, работавший на бензине. Отопитель вызывал нарекания у всех владельцев автомобилей ЗАЗ с двигателем воздушного охлаждения.

Отличия ранней версии

В первых выпусках «ушастого» запорожца имелся всего один тормозной цилиндр, диаметром 22 мм на колесо. Модернизированная машина получила два цилиндра — нижний, с диаметром 19, и верхний, с диаметром 22 мм. Часть машин 966-й модели также оснащалась таким приводом тормозов.

Комбинация приборов на автомобилях «Запорожец» ЗАЗ-968 ранних выпусков была аналогичной предыдущей модели, но сама панель приборов имела пластмассовые накладки на поверхности. На таких машинах по центру панели имелась стилизованная надпись «ЗАЗ 968».

На 966-й модели до 1971 г. габаритные огни на решетке параллельно служили указателями поворота. На крыльях стояли повторители от ЗАЗ-965. С появлением 968-й модели в углу кузова над бампером стала выполняться выемка, в которую позднее ставили угловой указатель поворотов с белым светофильтром. При этом был упразднен боковой повторитель поворотов. Для экспортной версии «Запорожца» применялись оранжевые светофильтры указателей поворота.

Изменения в интерьере ЗАЗ-968 коснулись введения комбинированного блока переключателей под рулем, который управлял светом фар и работой указателей поворота. На ранних версиях ЗАЗ-968 оформление передней части кузова было идентичным 966-й модели — так называемая волговская решетка. Фото такой машины ниже.

Механизм открывания дверей на 968-й модели был заимствован от ВАЗ-2101, в то время как на 966-х применялись узлы от легкового автомобиля «Москвич-408». Данное отличие часто служит одним из способов идентификации машины, но следует знать, что некоторое число ранних ЗАЗ-968 имело механизмы старого образца.

На машинах до 1973 г. за спинкой заднего сидения имелось небольшое багажное отделение. Позднее из-за изменившейся конструкции топливного бака от отделения отказались.

Первый автомобиль ЗАЗ-965

В 1959 году с конвейера сошёл первый Запорожец и через год производство было запущенно на полную мощность. Модель получила название ЗАЗ-965. У автомобиля был необычный дизайн, похожий на луковицу, двухдверный кузов и маленький воздухозаборник на заднем левом крыле.
Через два года начался выпуск новой модификации 965A. Была увеличена мощность двигателя, старый стартер был заменён на новый от танкового двигателя. Изменения повлияли на издаваемый машиной звук. Появился несвойственный для легкового транспорта рёв. И машина стала объектом для насмешек. Плюсом и главными преимуществами новой модели было расположение мотора. Смещённый центр тяжести позволял с лёгкостью преодолевать крутые склоны. В условиях постоянной загруженности станций технического обслуживания и их тотальной нехватки главным подспорьем стала простота ремонта и обслуживания. Практичный и простой двигатель мощностью 27 л. с. идеально вписывался в суровые зимние условия.

ЗАЗ-966 и ЗАЗ—968

В конце 60-х публике было представлено второе поколение народного автомобиля ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968. Получив массу внешних и технических доработок автомобиль стал более лаконичным. Приятный дизайн и угловатость форм кузова имела схожесть с восточно-германской разработкой NSU Prinz. Объём двигателя увеличился до 1,2 литра, а мощность выросла до немыслимых 40 л.с. В целом модификации 966 и 968 отличались друг от друга лишь дизайном. Особенностями 968 стали: модернизированные передние тормоза, новая приборная панель и стильная фальшрешётка. У двигателя появилась новая, причудливая система охлаждения. Благодаря всем изменениям 968 модификация считается самой стильной.
Наряду с двумя поколениями базовых модификаций так же производили экспортные варианты-ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968АЭ и ЗАЗ-968Э. Для стран с левосторонним движением автомобили выпускали с правым расположением руля. Машины имели обозначения Eliette и Yalta. От базовых отличались превосходной шумоизоляцией, дополнительными накладками на кузов, наличием внешних зеркал заднего вида и радиоприёмником. Реализация осуществлялась на европейском рынке.

Последняя модернизация и завершение производства

В конце 70-х началось производство последней модернизации ЗАЗ. Хромированные элементы кузова заменили на пластик. Автомобиль лишился боковых воздухозаборников называемых в народе «ушами». Мощность двигателя увеличили до 50 л.с. Но это уже никак не смогло повлиять на устаревший автомобиль. Сняли с производства эту модель в 1994 году.

История создания

ЗАЗ-966 является советским детищем автопрома особо малого класса. Выпуск осуществлялся с 1967 по 1972 годы с всевозможными модификациями. Выпуском занимался запорожский завод «Коммунар».

Своим появлением автомобиль может быть благодарен Хрущеву. Он являлся основным «двигателем» идеи выпуска украинского автомобиля. В послевоенные годы, как первому секретарю КП Украины, ему не удавалось реализовать свои планы. Проект же начал реализовываться лишь в октябре 1957 году, руководство МЗМА (будущий АЗЛК) представило Никите Сергеевичу первый образец малолитражного автомобиля – «Москвич-444». Прообразом для советского автомобиля стал итальянский Фиат-600. Эти модели обладали множеством внешних сходств, если не сказать больше – это копия Фиата. Но Москвич в серийное производство не поступил, так как все производственные мощности московского завода были загружены. Тогда Хрущев распорядился, чтобы всю документацию передали на завод сельскохозяйственной техники — «Комунар». Так появился легендарный «горбатый», старший брат «ушастого», ЗАЗ-965.

«Горбатый» продержался на конвейере вплоть до 69-ого года, но правопреемника он не получил. В 1970 в производство поступает его модернизация с литерой «А». Главное различие было в «сердце» машины, у ЗАЗ-965А рабочий объем составлял 887 кубиков. Но спросом на отечественном рынке данная модель не пользовалась, в связи с частой поломкой узлов ДВС. От дальнейшей модернизации конструкторы отказались.

Следом инженеры вспоминают о концепт-каре 1961 года, основой которого являлся американский Chevrolet Corvair. Отличие от прообраза было в размерах, прототип был меньше. Но в 61-ом году в производство он поступил исключительно из-за слабого двигателя «горбатого», даже для такого маленького кузова. В производство ЗАЗ-966 вышел только в 1967 году. Почти все американские элементы с машины были убраны и «ушастый» стал напоминать уже немецкий автомобиль NSU Prinz IV.

Продажа ЗАЗ Запорожец в России

Объявления о продаже новых и б/у авто

Софрино

Запорожец 1982

25 000 q

Голицыно

Запорожец 1972

450 000 q

Электрогорск

Запорожец 1990

10 000 q

Белоомут

Запорожец 1988

40 000 q

Новомосковск

Запорожец 1993

120 000 q

Воронеж

Запорожец 1979

40 000 q

Саранск

Запорожец 1990

30 000 q

Балашов

Запорожец 1986

180 000 q

Казань

Запорожец 1976

25 000 q

Саратов

Запорожец 1985

65 000 q

Саратов

Запорожец 1991

19 000 q

Ульяновск

Запорожец 1993

77 777 q

Шахты

Запорожец 1968

110 000 q

Шахты

Запорожец 1982

50 000 q

Набережные Челны

Запорожец 1986

55 000 q

Брюховецкая

Запорожец 1987

50 000 q

Пермь

Запорожец 1988

250 000 q

Старовеличковская

Запорожец 1988

70 000 q

Новотитаровская

Запорожец 1962

25 000 q

Краснодар

Запорожец 1979

90 000 q

Запчасти и шины на ЗАЗ Запорожец

Продам переднее правое крыло на ЗаЗ 968

Цена 2 000 р.

Двигатель ЗАЗ Запорожец

Цена 3 000 р.

Крыло переднее правое ЗАЗ «Запорожец»

Цена 3 000 р.

Двс с кпп заз 968

Цена 8 000 р.

Двигатель ЗАЗ 965

Цена 10 000 р.

Крыло переднее левое ЗАЗ «Запорожец» СССР

Цена 1 000 р.

Отзывы российских владельцев автомобилей ЗАЗ Запорожец

Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1976
Дром призывал неоднократно написать про свою первую машину. Последний раз катался на ней классе в 6м. А учиться начал намного раньше.

Это первая машина, запорожец. Это была крутая машина. Во 2м или третьем классе я решил ее перегнать на 5 метров в ограде, мешала дрова складыватьраскалывать…

Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1969
Машина с историей. заз966 из самых первых.кузов ЛУЖЕНЫЙ.толщина металла как у Т34.двигатель 27 комаринных сил.позже40 лс.позже переделан под поршни мотоцикла Урал..при загрузке в 98 ведер картошки ,больше не входило,трогался с 3 передачи..и не грелся не зависимо от дороги и климата СОВСЕМ.цена…

Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1967
Без сомнения, большинству известен этот легендарный автомобиль, хотя многие (я в этом абсолютно уверен) никогда не видели его вживую и уж тем более, не имели счастья им управлять.
Периодически читая на данном сайте отзывы о необычной и редкой технике, во мне крепло желание поделиться и своим…

Статьи о ЗАЗ Запорожец

Статьи об автомобилях ЗАЗ Запорожец — тест-драйвы, обзоры, опыт эксплуатации, тюнинг.

ЗАЗ-965 из Хабаровска: удивительное преображение и «пробег» через всю страну;
Этот «Горбатый» ЗАЗ-965 был найден в Instagram как объект для исследования совершенно случайно. Голубая микролитражка сразила своим очарованием и лаконичным стилем, да так сильно, что захотелось познакомиться с автомобил…

«Горбатый» против Гранты. Истинное лицо отечественного автопрома;
Позволим себе заявить, что не в Аурусах и не в «Чайках» отражается истинное лицо автопрома, а именно в таких разработках. Каждая автомобильная эпоха рождает свою машину, призванную стать наиболее доступной и массовой.

Ретротест «Запорожца». Как он прошел путь от ржавого гаража до гоночного трека;
Этот экземпляр с родным пробегом в 34 000 км стоял много лет без движения в ржавеньком гараже. Весь в пыли, со спущенными колесами и севшим аккумулятором, окутанный неповторимыми запахами из советского детства…

Новости о ЗАЗ Запорожец

Sappo-Lada — кольцевой болид из ГДР (с кузовом от «Запорожца» и двигателем от Lada);
В Германии отыскался уникальный кольцевой болид, собранный еще в конце 70-х в ГДР местным энтузиастом. Машина называется Sappo-Lada и представляет собой ЗАЗ-968 с двигателем от автомобиля ВАЗ.

Необычные объявления на Дроме: 30-летний «Запорожец» с минимальным пробегом;
Один из комиссионных автомагазинов Барнаула (Алтайский край) выставил на продажу ЗАЗ-968М «Запорожец» 1987 года с минимальным для своего возраста пробегом — 17 500 километров.

  • Выбор донора полного привода для ЗАЗ 966 на пространственной раме
  • Нужны донор и запчасти на ЗАЗ — 968 «Ушастый»
  • ЗАЗ-968М-запорожец

Автомобильный каталог: технические характеристики, комплектации, спецификации, цены, фото.

Сводные данные по ЗАЗ Запорожец

Объем двигателя ЗАЗ Запорожец

Крутящий момент ЗАЗ Запорожец

Двигатель ЗАЗ-966

фотография двигатель ЗАЗ-966

Двигатель представлял собой лишь обновлённую и форсированную по рабочему объёму версию
предыдущей модели, а вот коробка передач — была разработана заново (и то, и другое касается «чистого» ЗАЗ-966, а не «переходной»
модели с 27-сильным двигателем). На прототипах использовался привод переключения передач с рычагом, расположенным на панели приборов,
справа от щитка приборов, — как на некоторых иностранных моделях («Трабант», некоторые DKW и ряд французских малолитражек), но в
серии от него отказались как от ненужного усложнения конструкции. Характерной особенностью трансмиссии было отсутствие прямой передачи —
четвёртая передача была повышающей, то есть имела передаточное отношение меньше единицы, как пятая на современных автомобилях.

Коробка передач, разработанная для 41-сильного двигателя МеМЗ, оказалась весьма удачной
и надёжной — большой запас прочности позволял использовать её в паре с намного более мощными по сравнению со штатным двигателями,
например, самодеятельными конструкторами на базе трансмиссии «Запорожца» создавались автомобили и багги с двигателями от «Жигулей»,
различных «Москвичей» и даже ГАЗ-21 «Волги» (впрочем, это уже приводило к существенному уменьшению ресурса агрегата). Сравнительно
слабым же местом конструкции оказались полуоси, особенно имевшие относительно нежные резиновые пыльники внутренние шарниры (хотя они
и были дополнительно защищены грязеотражательными щитками).

С точки зрения дизайна, комфортабельности и конструкции автомобиль действительно стал
совершеннее и современнее своего предшественника, однако нельзя не отметить «ускользание» от его разработчиков изначальной концепции
лёгкого, малогабаритного и недорогого автомобиля. Новый ЗАЗ был, хотя по формальным показателям и оставаясь в «особо малом» классе,
заметно крупнее (длина — 3730 мм против 3326 мм у ЗАЗ-965) и тяжелее предшественника, по габаритам, массе и стоимости довольно
близко подойдя к моделям более высокого класса — «Москвичам» и «Жигулям», при этом по потребительским качествам отличался от них
существенно, и не в лучшую сторону.

Несмотря на ощутимое увеличение внешних габаритов, салон не стал намного просторнее (основной
прирост длины приходился на свесы кузова, а колёсная база увеличилась лишь на 13,7 см), причём за счёт уменьшения высоты кузова посадка
водителя и пассажиров стала менее вертикальной, то есть требующей больше места по длине.

фотография ЗАЗ-966В

фотография ЗАЗ-966В

фотография ЗАЗ-966В

Устаревший силовой агрегат, несмотря на увеличение рабочего объема до 1,2 литров (как у
ВАЗ-2101; соответственно вырос и расход топлива), не дал существенного улучшения динамики, тем более учитывая повысившиеся требования
к этому качеству автомобиля в семидесятые годы. Таким образом, появление ЗАЗ-966 ознаменовало уход от изначального, достаточно удачного,
соотношения габаритов, массы, вместимости, рабочего объёма двигателя автомобиля и прочих характеристик, характерного для первого
«Запорожца» ЗАЗ-965 и унаследованного от культового у себя на родине «Фиат 600».

Любопытно, что сама фирма FIAT при дальнейшем последовательном развитии концепции FIAT 600
сохранила эти характеристики достаточно близкими к исходным, создав не менее удачную по сравнению со своим предшественником и в своё
время широко копировавшуюся модель FIAT 850 (1964—1973 гг.), а также её дальнейшую разработку — FIAT 133 (1974—1982 гг.).

Среди присущих всем «Запорожцам» этой и последующих моделей положительных особенностей можно
отметить достаточно удобную посадку водителя и переднего пассажира с большим пространством для ног, что достигалось за счёт заднего
расположения двигателя и коробка передач вынесенная далеко вперёд балки торсионной передней подвески, простоту в обслуживании и ремонте,
а также очень хорошую для обычного легкового автомобиля проходимость, причина которой — большой сцепной вес на ведущих колёсах, независимая
подвеска всех колёс и плоское днище без выступающих уязвимых деталей вроде карданного вала или деталей выпускной системы.

«Запорожец» с новым кузовом

К выпуску более комфортабельных автомобилей завод приступил в 1967 году, когда с конвейера стал сходить ЗАЗ-966 с кузовом седан. Характерной внешней чертой новой модели стали воздухозаборники по бокам задней части кузова, прозванные в народе ушами. Соответственно, и сама машина стала именоваться «ушастым» запорожцем.

Ранние выпуски имели длинное «ухо» с дефлектором на входе. От такого решения быстро отказались, и на абсолютном большинстве «ушастых» запорожцев применялись укороченные воздухозаборники охлаждения. Однако некоторое количество ЗАЗ-968 оснастили с завода воздухозаборниками старого типа.

Поскольку ЗАЗ-968 является развитием 966-й модели, то эти машины имеют много общих черт. Кроме того, в течение трёх лет завод вел параллельный выпуск обеих моделей.

Прототипы ЗАЗ-966

Прототипы нового «Запорожца» появились уже в 1961-м, когда покупатели еще не привыкли
к 965-му. Впрочем, до тех самых покупателей новинка дошла не быстро. Ускорение, с которым страна и ее автомобильная промышленность
развивались на рубеже 1960-х, уже не было столь интенсивным. Концептуально 966-й не отличался от предшественника. Конструкторы и
дизайнеры понимали: компоновке да и агрегатам жить в производстве очень долго. Но заднюю подвеску все же модернизировали, изменив
рычаги и полуоси и избавив автомобиль от характерной для 965-го криволапости задних колес. Подготовили и модернизированный 40-сильный
мотор (стандартный форсировали всего на 3 л.с.), который стал серийным, правда, чуть позже автомобиля. Но главное — новый трехобъемный
кузов, наконец-то сделавший «Запорожец» похожим на нормальные, полноценные автомобили.

фотография прототип ЗАЗ-966

фотография прототип ЗАЗ-966

фотография прототип ЗАЗ-966

Ранние прототипы автомобиля имели достаточно оригинальную внешность, однако конечная
версия демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), — последняя, впрочем, сама,
как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной
линией в целом повторяла американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.

Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых —
список выполненных в близком ключе автомобилей был весьма широк и включал такие модели, как британский Sunbeam/ Hillman Imp, немецкий
NSU Prinz, итальянский FIAT 1300/ 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японские Mazda 800 и Hino Contessa, и другие.
«Шевроле» был хронологически первым, и, соответственно, исходным прообразом всего стиля, а остальные модели — в примерно равной
степени подражаниями.

На ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова).

фотография ЗАЗ-966

Некоторые источники содержат и предположения о наличии непосредственно «североамериканских»
корней у дизайн 966-го «Запорожца» — известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на
Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя. Оформление же задних
фонарей и профилировка борта явно перекликаются с другой американской моделью — Ford Falcon начала шестидесятых годов. Интерьер с панелью
приборов, выполненной в виде открытой полки, трапециидальным щитком приборов и двухспицевым рулём крайне напоминал
английский Hillman Imp.

фотография ЗАЗ-966

Главным нововведением было использование полностью переработанной задней подвески с более
совершенной кинематической схемой: вместо идущих ещё с «Фиата 600» диагональных рычагов и качающихся полуосей с одним карданным шарниром
на каждой — А-образные «косые» рычаги и по два шарнира на полуось (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Это была удачная
схема — для сравнения, сходная по кинематике задняя подвеска долгое время использовалась на автомобилях BMW, начиная с заднемоторного
BMW 700, но и на более известных машинах 3-ей (E21 и E30) и 5-й (E12) серий, Ford Sierra и Ford Scorpio, а также многих других. Более
оптимальна кинематика только у сложных многорычажных задних подвесок, получивших широкое распространение лишь в последние десятилетия.

Передняя подвеска была переработана по сравнению с предыдущей моделью, но её общая схема
осталась прежней (система Порше) — два поперечных торсиона и крепящиеся к их концам четыре продольных рычага. Главное отличие
заключалось в том, что у ЗАЗ-966 в передней подвеске вместо шкворней появились шаровые шарниры — по два с каждого борта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector