Оборудование пожарного автомобиля

Содержание:

Новейшие концепции производства

В 90-х годах XX века было принято решение о модернизации парка автомобилей ГПС. За основу взяли принцип ограничения базовых моделей с акцентом на расширение модификаций с максимальной функциональностью. Парк не стали менять полностью: было решено модернизировать уже имеющиеся ПА и в дополнение к ним разработать новые машины.

Принципиальным условием концепции являлось создание автомобилей под конкретные задачи, что, по сути, сузило функциональность отдельных видов техники. Основываясь на зарубежном опыте, инженеры сосредоточились на классности машин: легкий, средний и тяжелый, а также на оснащении спецтранспорта комплектом средств индивидуальной защиты, проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний.

Разновидности пожарных автомобилей по назначению

Транспортные средства, используемые для ликвидации последствий ЧС, делятся на основные, специальные пожарно-спасательные, целевые и вспомогательные автомобили.

Группа Подгруппа Разновидности
Пожарные машины Основные Автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавная техника.
Целевые Порошкового, пенного, воздушно-пенного, комбинированного, газового, газо-водяного, аэродромного тушения, насосная станция и пеноподъемник.
Аварийно-спасательные Специальные пожарные машины Штабная техника, машины связи и освещения, установки дымоудаления, автолестницы и коленчатые подъемники, рукавные машины, газодымозащитная служба, авто отогрева, оперативно-служебная техника.
Целевые ТС водолазной, химической, радиационной службы. Техника для проведения взрывных работ и оказания медицинской помощи.
Вспомогательные Автобусы, авторемонтные мастерские, грузовые и легковые оперативные авто, передвижные диагностические лаборатории и топливозаправщики.
Инженерная техника Экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, путепрокладчики, автокраны и компрессорные станции
Техника, задействованная на воде и в воздухе Самолеты, вертолеты, катера.

Размещение и прокладка рукавов¶

АР 1,9/2,8 (5557) – вид со стороны рукавного отсека

АР 1,9/2,8 (5557) – вид со стороны рукавного отсека

  • 67-ю НПР диаметром 150мм – общая длина рукавов 1340м;
  • 88-ю НПР диаметром 110мм – общая длина рукавов 1760м;
  • 102-мя НПР диаметром 77мм – общая длина рукавов 2040м.

Рис. 2. Механизм скатки рукавов:
1 – коробка передач; 2 – коробка отбора мощности; 3 – лебедка; 4 – муфта; 5 и 7 – ве-дущая и ведомая звездочки; 6 – цепь; 8 – вал; 9 – вилки для намотки рукавов

История создания рукавных автомобилей

гарнизонах пожарной охраныкрупном пожареосновными автомобилямипожарно-технического вооружениярукавных линийfire01.narod.ru Пожарные рукавные автомобилиwikipedia.org — Пожарный рукавный автомобильmilitera.lib.ru — ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -Военная история- Скрябин М. Е., Кончаев Б. И. Огонь в кольцеНачальник штаба быстро обошел кругом горящего корпуса. Молодец Рыжев: уже проложены ходом рукавных автомобилей магистральные линии. Это немало, порядка четырех километров. И все в считанные минуты. Подумать страшно, сколько бы заняла времени прокладка их вручную, сколько бы было потеряно времени при развертывании подразделений. Теперь же можно подключать все новые и новые стволы к атаке на огромный костер, пылающий внутри пятиэтажного здания.
ПРМ-43АР-2 (157К) 121Коммерческая техника. TRUCK&TIR № 8 2008 г.//Дмитрий Гладкий Коллекция цвета пламени

Тактико-технические характеристики пожарных рукавных автомобилей

Модель Боевой расчет Макс скорость Масса полная Рукава 150 Рукава 110 Рукава 89 Рукава 77 Скорость выкладки Лафетный ствол Шасси
АР-2(5557) 3 12000 100 150 ? ? Урал-5557
АР-2(43101) 3 14400 100 150 ? ? КамАЗ-43101
АР-2(157К)121 3 65 9400 75 90 110 125 10 ? ЗиЛ-157К
АР-2(131)133 3 80 10425 67 88 95 102 9 ПЛС-60КС ЗиЛ-131
АР-2(43105)215 3 85 14530 95 140 ? ПЛС-20 КамАЗ-43105
АР-2(43114) 3 90 15100 40 ? ПЛС-60КС КамАЗ-43114

Разновидности российских пожарных автомобилей

Основной фонд как и прежде составляют автоцистерны. Российские производители сосредоточились на выпуске машин большой емкости: АЦ-3-40, АЦ-5-40, АЦ-7-40, АЦ-6-40. Их плюс – разноплановость и универсальность в выполнении боевых задач. Эти АЦ имеют сдвоенную кабину, оборудованы лестницей и механизмом пенного тушения.

Конструкторы работают над созданием многофункциональных машин для решения большинства типичных ситуаций. Преимущество остается за теми же автоцистернами, но уже с расширенными функциями. Автомобили производят с учетом работы в российских условиях. Их оборудуют усиленными рессорами, работающими при пониженных температурах.

Используя базовые шасси КамАЗа, инженеры создают варианты автоцистерн с лестницей. Это машины, способные обеспечить тушение пожаров на высоте до 60 метров. На них ставят усиленные насосы, увеличенные емкости для воды и пенобаки.

Претерпели изменения и автомобили аварийно-спасательной службы. Базовым шасси для них чаще всего выступает УАЗ. Задача такой техники – оперативное прибытие на пожар с доставкой бригады медиков и спасателей. Машины не оборудованы цистернами, но они имеют в своем арсенале комплект первичных средств эвакуации пострадавших и оказания им помощи.

Предприятие «Велмаш-Сервис» разработало насосно-рукавный модульный комплекс «Ловать». Он помогает выполнять задачи по пожаротушению в условиях недостатка воды. Функции этого комплекса заключаются в подаче и откачке больших объемов жидкости, прокладке магистральных рукавных линий от водоисточника к месту пожара, в использовании увеличенной емкости для воды.

Автомобили IVECO-АМТ

Машины IVECO-АМТ российско-итальянского производства совмещают в себе несколько типов ПА и характеризуются расширенными функциональными возможностями. Самой популярной модификацией, поставляемой на вооружение ГПС, считается автоцистерна АЦ-3.2 – 40/4. Ее преимущество – сниженный вес при сохранении функциональности тяжелых автомобилей.

Кабина и кузов сделаны из полипропилена. Особенность комплектации – дистанционно управляемый лафетный ствол «Ураган-ЛСД-С-80У». Насосная установка в этом типе ПА также дистанционная. В базовую комплектацию входит пожарный насос комбинированного типа «Ruberg E40». Благодаря дополнительному контуру он обеспечивает охлаждение двигателя в летний сезон и подогрев отсека ОТВ зимой.

Виды ремонта

Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.

  1. Капитальный предполагает полное восстановление работоспособности агрегатов машины. Их разбирают, меняют изношенные детали, собирают и проводят наладку. Капремонту подвергают двигатель, сцепление, коробку передач, насосы, коробку отбора мощности.
  2. Средний ремонт – замена двигателя, проверка целостности всего автомобиля и его полная прокраска.
  3. Текущий – частичная разборка машины с заменой одного или нескольких агрегатов. Проводят крепежные, регулировочные, смазочные, сварочные работы. Текущий ремонт должен гарантировать целостность узлов до следующего ТО-2.

Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.

Входящие ссылки

  • AA 11,8-100 (RBI 39,700) ПАНТЕРА
  • АЦ-3,0-40 (43502)Приоритет
  • АКП-46(VOLVO FMX)Варгаши
  • Пожарные автомобили насосно-рукавные
  • Unimod
  • АА 8,0-90/6(65224)
  • АА 9,0-(60-70)-50/3(65222)-33ВР
  • АА-12,0-60 (63501)
  • АА-12/60(63501)-270.02
  • АА-13/60(6560)-270.03
  • АА-13/60 (6560)
  • AA-40(43105)189
  • АА 8,5-70(43118) — Пожавто
  • АБР-5(4308)
  • Автомобили пожарно-спасательные
  • АД-90(33081)
  • АД-90(33086)ПМ-629
  • АКП-30(53215)Торжок
  • АКП-32(43118)ПМ-545
  • АКП-50(6540)ПМ-514Б
  • АЛ-30(131)ПМ-506Д
  • АЛ-30(4310)ПМ-512
  • АЛ-30(43114)ПМ-506Е
  • АЛ-37(53229)ПМ-544
  • АЛ-50(53229)ПМ-513
  • АЛ-17(5301)
  • АЛ-30(131)Л21
  • АЛ-30(43206)
  • АЛ-30(433442)ПМ-506Н
  • АЛ-30(53373)
  • АЛ-30(5557)
  • АЛ-30/40(4320-60)
  • АЛ-42(53605)мод.01ВИТ
  • АЛ-52(65201)130ВР
  • АЛ-55(6520)мод.02ВИТ
  • АЛ-60(TATRA-815)ПМ-553А
  • АЛГ-17(51)ЛЧ
  • АНР-150/3(ML210E28W)012Г-ЧС
  • АНР 40-1,4(4320)
  • АНР-100-2000(5350)
  • АНР-40-1500(43206)
  • АПП 3(2705) Пожавто(Миасс)
  • АПП-0,3-2,0(33021)ПМ-532А
  • АПП-0,3-2,0 NATISK(27057)
  • АПП-0,5(396255)
  • АПП-0,5(Iveco Daily)
  • АПП-0,5-1,5(3302)-85ВР
  • АПП-0,8-20/200(65C15DH)027ПВ
  • АПП-2-0,3/100(23602)023-МС
  • АПП-5(Ford Transit)Pozhavto
  • АПТ 5,3-40(Урал 55571)Пожавто
  • АПТ 6,0-40(5557) СТ-Авто
  • АЦ 0,8-4(5301 ФБ)ПМ-541
  • АЦ 0,8-4/400(432732)
  • АЦ 1,0-4/400(5301)ПМ-542Д
  • АЦ 1,6-10(66)
  • АЦ 1,6-40(33081)ПМ-623
  • АЦ 2,5-20(33092)
  • АЦ 2,5-40(433440)
  • АЦ 3,0-40(433362)ПМ-574
  • АЦ 4,0-50/4(13.290)
  • АЦ 5,0-40(5557)
  • АЦ-5,0-40(43114)ПМ-525А
  • АЦ 8,0-40(65224)СпецтехникаПожаротушения
  • АЦ-1,0-40/4(C41R13)27845F–«Тайга»
  • АЦ 1,8-40(GazonNEXT-C42R31) Пожавто
  • АЦ 10-150(631708)
  • АЦ 2,3-4(33086)
  • АЦ 2,5-40(4308)
  • АЦ-3,0-40(43206)-14БВР
  • АЦ 3,0-40(43253)Приоритет
  • АЦ-3,0-40(43502)НЕФАЗ
  • АЦ 4,0-40(Урал NEXT 43206) Роспожснаб
  • АЦ-4,0-40 (43206)-Приоритет
  • АЦ-4,0-40(43206)-14ВР
  • АЦ-40(131) модель 137 (-137А)
  • АЦ-40(43101)-1ИР
  • АЦ-5,0-40(43114)ПМ-593
  • АЦ-5,0-50/7 (AD190T33) модель 003Б-ЧС
  • АЦ-6,0-70 (4320) модель 2784UF — «Тайга»
  • АЦ-7,0-40 (4320)ПМ-583
  • АЦ-7,0-70 (КАМАЗ-43118)-62ВР
  • АЦ-7,0-40 (53215) ПМ-524
  • АЦ-7,5-40(43118)-026МИ
  • АЦ-8,0-100(AD380T42W) — произв. ООО Чибис
  • АЦ 8,0-40 (4320-80)
  • АЦ-8-40(53215)
  • АЦ-8-40(53215)ПМ(2)
  • АЦ-9,4-60(53228) Пожтехника
  • АЦ-СПК-1,0-40 NATISK (С42R33) ЗПА Спецавтотехника
  • АЦ-10,0-150(65225)018-МИ
  • АЦ-2,0-4/400(5301)
  • АЦ-2,0-40(4308)004-МС
  • АЦ-2,2-40(33081)
  • АЦ-2,5-30(433452)
  • АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540
  • АЦ 2,5-40(433442)ПМ-548В
  • АЦ 2,6-30(33086)
  • АЦ-3,0-40(4326)ПМ-536
  • АЦ-3,2-40(433104)8ВР
  • АЦ-3,2-40/4 CAFS(43253)007-МС
  • АЦ-3,2-40/4(13.290)
  • АЦ-3,2-40/4(5387)014-МС
  • АЦ-3,2-40/4(43253)001-МС
  • АЦ-3-40(4326)ПМ-536Б
  • АЦ-4,0-40(433112)ПМ-599
  • АЦ-4,5-40/4(43253)
  • АЦ-40(375)Ц1 (ПМ-102)
  • АЦ-40(130) модель 63Б
  • АЦ 4-40(433104)ПМ-540А
  • АЦ-5,0-40(43253)ПМ-536А
  • АЦ-5,0-40(5337)ПМ-596
  • АЦ-5,0-70 (IVECO AMT)-42ВР
  • АЦ-5,0-70-NATISK (43118)
  • АЦ-5-40(5557)ПМ-587
  • АЦ 6,0-70/4(18.290)
  • АЦ 8,0-70(5557-82)
  • АЦ 8,0-90/6(65111)
  • АЦ 8,8-50(60)(53229)ПМ-575
  • АЦА-40/4(43118)-248
  • АЦБ 5,0-40(55571)
  • АЦУ-10 (53-12)
  • Аэромобильная группировка
  • Варгашинский завод ППСО
  • Водяные пожарные стволы
  • Газодымозащитная служба
  • Испытание противопожарного водопровода на водоотдачу
  • История огнетушащих веществ и первичных средств тушения
  • ИТС-50-8
  • ИТС-70-15
  • КУРС-8
  • Лестница штурмовая
  • Лестница штурмовая спортивная
  • Лестница-палка
  • Мобильные средства пожаротушения
  • Огнетушители
  • ОРТ-50
  • Основная задача
  • ПАБР-2,0-20/200(43118)-31ВР
  • Пожарные автомобили
  • Пожарные автомобили газового тушения
  • Пожарные автомобили дымоудаления
  • Пожарные автомобили комбинированного тушения
  • Пожарные автомобили пенного тушения
  • Пожарные автомобили первой помощи
  • Пожарные автомобили порошкового тушения
  • Пожарные автомобили связи и освещения
  • Пожарные автоцистерны
  • Пожарные ломы
  • Пожарный немеханизированный инструмент
  • ОАО «Пожтехника»
  • РС-50
  • РС-70
  • РСК-50
  • РСКЗ-70
  • РСКУ-50А
  • РСКУ-50А-АП «ПРОРЫВ»
  • РСП-50
  • РСП-70
  • Рукав А
  • Рукав Б
  • Ручные пожарные лестницы
  • Ручные пожарные стволы
  • Специальная защитная одежда пожарного
  • Трехколенная выдвижная лестница
  • Углекислотные огнетушители
  • Участники тушения пожара
  • Хладоновые огнетушители
  • Цветографические схемы пожарных автомобилей
  • ШТОРМ РСП-50А-16н
  • ШТОРМ РСП-50А-20
  • ШТОРМ РСП-50А-6н
  • ШТОРМ РСП-50А-8
  • ШТОРМ РСП-50АД-20
  • ШТОРМ-РСП-50В
  • ШТОРМ РСП-50В-12
  • ШТОРМ РСП-50В-12н
  • ШТОРМ РСП-50В-2,5
  • ШТОРМ РСП-50В-8
  • ШТОРМ РСП-50В-8н
  • ШТОРМ РСП-80А-16н
  • ШТОРМ РСП-80А-20
  • ШТОРМ РСП-80В-16

Вооружение для тушения пожара

Согласно табеля положенности автоцистерны комплектуются водосборником, генератором, гидроэлеватором, соединительными головками, рукавной задержкой и зажимом, рукавной катушкой, ключами для открывания гидрантов, пожарной колонкой, мостками, разветвлением РТ-80, огнетушителями, всасывающими, напорно-всасывающими и напорными рукавами.

Всасывающая сетка

Основное назначение этого типа оборудования – фильтрация воды из водоисточника, удержание воды во всасывающей линии во время кратковременного отключения насоса и при неисправном вакуум-аппарате.

Оборудование классифицируется по условному проходу и основным показателям:

  • СВ-80 для прохода DN-80;
  • СВ-100 для прохода DN-100;
  • СВ-125 для прохода DN-

Показатели назначения включают:

  • условный проход;
  • коэффициент гидравлического сопротивления;
  • размер;
  • высоту;
  • диаметр;
  • массу.

Согласно ГОСТу Р 53253-2009 для всасывающих сеток установлены показатели.

Водосборник

Рукавный водосборник предназначен для сбора воды из двух рукавов и подачи ее к насосу. Основными нормативными показателями для этого типа ПТВ являются:

  • рабочее давление;
  • условный проход DN входного и выходного патрубка;
  • количество выходных патрубков;
  • габаритные размеры;
  • общая масса.

Показатели назначения определяют по таблице.

Госстандартом определено, что водосборники должны выдерживать гидравлическое давление 1.5 МПа, герметичность затворного устройства должна быть в пределах 0.05-0.1 МПа. Все литые части изготавливаются из алюминиевого сплава марки АК7 или АЛ9, а также других антикоррозийных сплавов, обладающих свойствами не ниже обязательно заявленных. Резиновые детали должны выдерживать температуру до ±60°С.

Гидроэлеватор

Это оборудование представляет собой струйный насос. Оно предназначено для подъема и подачи жидкости и гидросмеси, забора воды с глубины до 20 метров при необходимости ее подачи на расстояние до 100 м. Гидроэлеваторы используют также для откачки пролитой воды.

Параметры и значения гидроэлеваторов определены ГОСТом Р 50398-92.

Соединительные головки

Этот тип оборудования представляет собой быстросмыкаемую арматуру, предназначенную для подсоединения пожарных рукавов к насосам. Согласно классификации, прописанной в ГОСТе Р 53279-2009, выделяют для типа головок: напорные и всасывающие, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  • рукавные головки для соединения рукавов;
  • муфтовые головки с внутренней резьбой для трубопровода;
  • цапковые головки с наружной резьбой;
  • головки-заглушки для блокировки трубопровода;
  • переходные головки для соединения оборудования разных условных проходов;
  • рукавные всасывающие головки, среди которых отдельно выделяют муфтовые и заглушки;

Номинальные значения этого оборудования соответствуют таблице.

Рукавная задержка и зажим

Рукавная задержка – приспособление для закрепления напорной рукавной линии на высоте. Используется во время тушения пожаров на лестничных пролетах или стенах при необходимости подъема рукавов в вертикальном положении. Для линии до 66 мм на каждый рукав предусмотрена одна задержка. При большем диаметре расчет количества задержек проводят из требований минимума нагрузки на одну задержку по 100 кг.

Рукавные зажимы используются при повреждении рукавной линии. Они бывают ленточного типа, когда необходимо устранить разрыв до 3 см. Карсетные зажимы используются для купирования разрывов и трещин до 10 см.  Чаще всего в использовании применяют зажимы типа ЗПР-80 и ЗПР-150.

Пожарные насосы¶

НЦПН-40/100ПН-40

Тактико-технические характеристики выпускаемых АНР

Модель АНР Число мест для боевого расчета Вывозимый запас напорных рукавов, м Емкость для пенообразователя, л Марка насоса Подача насоса, л/с Напор насоса, м Максимальная скорость, км/ч Тип лафетного ствола
АНР-60-800(433112) 7 800 500 ПН-60 60 100 80
АН-25(150)10М 8 450 ПН-25 25 90 65
АН-30(130)63А 10 500 ПН-30КФ 30 90 85
АН-30(164)18 10 465 ПН-30КФ 30 90 75
АН-30(164)62 10 400 ПН-30КФ 30 90 75
АН-40(130Е)127 9 350 ПН-40К 40 90 75
АНР 40-1,4(43118) 6 1400 1000 НЦПН-40/100 40 100 90
АНР 1,4-40(433112) 7 1400 1000 ПН-40 40 80
АНР 40-1,4(4320) 6 1400 1000 НЦПН-40/100 40 100 80 ЛС-С40У
АНР-40(130)127А 9 350 ПН-40У 40 100 90
АНР-40(431412)127Б 9 350 ПН-40УВ 40 100 90
АНР-40-1400(433112)584пм 1000 ПН-40У 40 100
АНР-40-1500(43206) 6 1500 ? НЦПН-40/100 40 100 ?
АНР-40-800(4325) 9 800 1000 ПН-40 40
АНР 40-800(43253) 7 800 1000 НЦПН-40/100 40 100 90 ЛС-С40У
АНР-40-800(4331) 9 800 500 ПН-40 40
АНР 100-2,0(43118) 6 НЦПН-100/100 100 100 90
АНР-100-2000(5350) 3 2000 ? НЦПН-100/100М 100 100 90
АНР-125/100-1600(6339104)005-ЧС 6 16000 2000 ? 120 100 ? ?
АНР-150/3(ML210E28W)012Г-ЧС 3 ? ПНУ-150 150 170 ?
ПАБР-2,0-20/200(43118)-31ВР 7 ? 1000 НЦПВ-20/200 20 200 90 ?

Размещение в автомобиле

По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.

Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:

  • группировка инструмента по функциональному назначению;
  • размещение по особенностям конфигурации и массе;
  • по последовательности использования;
  • по частоте применения.

В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают  пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.

1 – огнетушитель; 2 – инструмент шофера; 3 – гаечный ключ; 4 – пожарный рукав; 5 – пожарный ствол; 7 – пожарная колонка; 8 – разветвление; 9 – крюк; 10 – всасывающая сетка; 11 – рукавный зажим; 12 – переходная головка 50×80; 13 – переходная головка 70×80; 14 – ствол РС; 15 – ствол РСК; 16 – шланг пенообразователя; 17 – льняной напорный рукав; 18 – напорный пожарный рукав; 19 – водосборник.

Меры безопасности при проведении техобслуживания

Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.

  1. Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
  2. Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
  3. Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
  4. В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
  5. Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
  6. Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
  7. Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.

Рукава

Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:

  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие;
  • напорные.

Всасывающие

Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.

Напорно-всасывающие

Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.

Напорные

Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.

Классификация

В основе классификации пожарно-технического вооружения лежит принцип назначения. Выделяют пять типов ПТВ:

  • оборудование и спецсредства для поиска и эвакуации людей, материальных ценностей из высотных зданий;
  • оборудование для вентиляции и нормализации воздушной среды, а также средства защиты органов дыхания;
  • немеханизированный пожарный инструмент;
  • механизированное оборудование для разборки конструкций;
  • оборудование для перекачки и сбора жидкостей.

В стандартной комплектации ПА общего назначения (автоцистерны, насосно-рукавные ПА, машины первой помощи) имеют:

  1. Аварийно-спасательный инструмент для расчистки препятствий на пути к источнику. Сюда входит молоток, багор, топор, лом, средства для резки проводов.
  2. Средства для проведения спасательной операции: лестницы, канаты, маты, устройства для поднятия на высоту.
  3. Инструменты с электроприводом: пневмодомкрат, заглушка, пластырь.
  4. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, рук и ног.
  5. Гидравлические установки.

Полная опись ПТВ в отсеках пожарного автомобиля предполагает наличие:

  • всасывающей сетки;
  • пожарной колонки;
  • пожарных разветвлений;
  • соединительных переходных головок;
  • водосборника;
  • лафетного ствола;
  • ручного пожарного ствола;
  • ручного ствола-распылителя;
  • ручного ствола комбинированного типа;
  • ствола-распылителя высокого давления;
  • воздушно-пенного ствола;
  • пеногенератора средней кратности;
  • пожарной лестницы;
  • спасательной веревки;
  • пожарного крюка;
  • лома;
  • багора;
  • гидроэлеватора;
  • диэлектрических средств из резины;
  • установки комбинированного пожаротушения;
  • термоагрессивостойкого костюма из специальных полимерных материалов;
  • теплоотражательного костюма;
  • рукавных спасательных устройств;
  • аварийно-спасательного инструмента.

Согласно нормам каждый тип пожарных автомобилей имеет свой табель положенности ПТВ, являющийся обязательной документацией.

Автомобили на шасси УРАЛ

Преимуществом шасси этой марки считается высокая проходимость по бездорожью и возможность дополнения тяжелым оборудованием. Таким машинам под силу снежная целина и косогоры. Они без труда преодолевают вертикальные препятствия высотой до 55 см и заезжают на склоны до 20°. На базе УРАЛа производят основные виды ПА:

  • автоцистерны;
  • насосно-рукавные автомобили;
  • насосные станции;
  • автоподъемники.

Для новейших разработок конструкторами были выбраны три типа шасси:

  • 4320;
  • 43206;

УРАЛ-4320

Это длиннобазовое трехосное шасси было выбрано для производства ПА тяжелого класса с резервуаром до 8 м3. Преимущество этих машин – использование в любой местности без ограничения температуры. На шасси ставятся двойные кабины со спальным местом, хотя по количеству мест боевого расчета они все ограничены и предназначены для 6 человек.

Конструктивно ПА на базе УРАЛа-4320 – модульный кузов и двухрядная кабина. В кузовной части размещается отсек для ПТВ, цистерна и отделение для насоса. Машина работает на дизельном топливе и для обогрева всех рабочих систем использует независимый отопитель.

На базе УРАЛа-4320 производят:

  • АЦ-6.0-6000/300;
  • АЦ 7.0-7000/420;
  • АЦ 8.0 – 8000/480.

УРАЛ-43206

Это автомобили среднетяжелого класса с объемом цистерны до 4 м3. В отличие от УРАЛа-4320 у них короткая двухосевая база, что значительно снижает общий вес автомобиля. Именно поэтому чаще всего эту модификацию используют на пожарах в городской черте.

Кузов у УРАЛа-43206 двухмодульный, совмещающий в себе бак для воды и отсек для пены с насосом. Кабина также двухрядная на 6 мест, при этом спальное место отсутствует. Для обогрева рабочих систем используется автономный отопитель, работающий на дизеле.

На шасси УРАЛа-43206 производят:

  • АЦ 3.0-40;
  • АЦ 3.0-40/4
  • АЦ 4.0-40;
  • АЦ 4.0-40/4

УРАЛ-5557

Полноприводный автомобиль тяжелого класса, который в отличие от модели 4320 комплектуется низкопрофильными шинами с регулируемой подкачкой. Эта функция делает машину универсальной к условиям эксплуатации: транспортное средство преодолевает целину, песчаные местности, болота.

Кузовная часть в этой модели двухмодульная, состоящая из цистерны и пенобака, совмещенного с насосным отделением. А вот кабина, несмотря на тяжелый класс автомобиля, рассчитана всего на 4 человек. Вариантом считаются машины с индексом NEXT, предполагающие расширенные кабины до 6-7 человек.

На базе УРАЛ-5557 производят:

  • АЦ 5.0 и 5.0 NEXT;
  • АЦ 6.0 и 6.0 NEXT.

Устройства для покрытия ВПП пеной полосой¶

гребенки генераторов пеныГПС-600

Тактико-технические характеристики пожарных аэродромных автомобилей

Модель АА Число мест для боевого расчета, чел Запас воды, л Запас пенообразователя, л Марка насоса Подача насоса, л/с Напор насоса, м СЖБ-50, шт СЖБ-150, шт Макс скорость, км/ч Тип лафетного ствола Количество ГПС
АА-40(131)139 5 2110 150 ПН-40У 40 100 1 1 80
АА-30(157)56А 5 2100 150 ПН-30М 30 100 2 65
АЦА-40/4(43118)-248 3 6700 580 НЦПК-40/100-4/400-Р-Р 40 100 90 СЛК-С40
АА-60(543)160 4 11000 800 ПН-60Б 60 100 60 6
АА-60(7310)160.01 4 12000 900 ПН-60Б 60 100 2 60 6
АА-40(43105)189 3 3975 250 НЦП-40/100-Р-Р 40 100 3 85 СЛК-С40
АА 5,0/40-50/3(43114) 5 5000 300 НЦПН-40/100 40 100
АА 8/60-50/3 3 7500 600 НЦПН-40/100 40 100
АА 8,0-90/6(65224) 6 8000 500 NH55 90 100 100
АА 8,5-70(43118) 6 8500 500 НЦПН-70/100М 70 100 90 ЛСД-С60У,ЛСД-С20У 8
АА 9,0-(60-70)-50/3(65222)-33ВР 6 8000 1000 NP 6000 100 100 100 ЛСД-С60У
AA 11,8-100 (RBI 39,700) ПАНТЕРА 4 11800 1500 R600 103 110 115
АА-12/60(63501)-270.02 6 11000 800 ? 60 100 90 ЛСД-С60У,ЛСД-С20У 8
АА-12,0-60 (63501) 6 11200 800 NP 4000 66 100 90 8
АА-13/60(6560)-270.03 6 12000 800 ПН-60 60 100 90 ЛСД-С60У,ЛСД-С20У 8
АА-13/60 (6560) 6 13000 700 Wilo NPG 100/315-06/EC 60 100 100 ЛСД-С60У, ЛСД-С20У
АА 15/60-100/3(790912) 3 14000 600 ПН-60Б 65 100

В целях экономии места здесь приведены лишь основные данные, для более детального ознакомления с ТТХ той или иной модели АА, пройдите по соответствующей ссылке.

Разное

Пожарные аэродромныеавтомобили иностранногопроизводства

Пожарные аэродромныеавтомобили иностранногопроизводства

АА-60(7310)-160.01на советской почтовой марке,1985г.

Галерея фотографий и изображений

Источники

  1. ГОСТ Р 53248-2009 «Техника пожарная Пожарные автомобили. Номенклатура показателей»
  2. В.П. Иванников, П.П. Клюс, «Справочник руководителя тушения пожара», Москва, Стройиздат, 1987.;
  3. М.Д. Безбородько, Учебник Пожарная техника, Москва, 2004
  4. ГОСТ Р 53247-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения»
  5. Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г., Парышев Ю.В., Бородин М.П., Фомин А.В., Бруевич Д.Е. , Талаш С.А. «Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля». – СПб, 2006.
  6. m43.narod.ru Красные монстры (АА-60 — специальная фотогалерея)
  7. paffst.com Аэродромный пожарный автомобиль АА11.8-100 (RBI 39.700) «Пантера»
  8. www.prioritetmiass.ru Аэродромный пожарный автомобиль АА-8-60(43118)
  9. Аэродромный пожарный автомобиль АА-12/60(63501) ОАО Уральский Завод Пожарной Техники
  10. А.В. Карпов, Аэродромные пожарные автомобили (второе издание), Москва, 2013
  11. ru.wikipedia.org Пожарный аэродромный автомобиль — Википедия
  12. www.brazd.ru ПМЗ-15В — общий каталог современной авиации

Возможно вас так же заинтересуют следующие страницы

Пожарные автомобилиИстория пожарных автомобилейПожарные автоцистерныПожарные автолестницыПожарные автомобили насосно-рукавные
Куратор(ы) страницы:Obsidian

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector