Турбулентность в самолете: что это и чем опасно

Причины турбулентности

Выделяют следующие причины турбулентности:

  • термоконвекция (вследствие неравномерности прогрева поверхности или при смешении холодного и теплого воздуха при значительных вертикальных изменениях температуры);
  • вследствие трения движущихся воздушных потоков о шероховатый рельеф;
  • вследствие неоднородности характера воздушных потоков в направлении и скорости, волновых движений на инверсионных и изотермических слоях (имеются чередующиеся нисходящие и восходящие потоки).

Примером термической конвекции является образование кучевых облаков.

Кучевое облако

Перед совершением каждого рейса экипаж и сам пилот проводят ознакомление со сводками погоды на ближайшее время, чтобы выбрать наиболее безопасный маршрут движения

Особое внимание уделяется  наличию кучевых облаков

С точки зрения безопасности полета входить в такие облака, а также совершать полет судну под ними запрещено. Особенно опасны кучево-дождевые облака, поскольку в них ввиду наличия частиц воды, образуются сильные осадки и электрические разряды. Поэтому рекомендуется прокладывать маршрут на расстоянии 10 км от грозовых облаков на высоте выше 1 км над ними. Осложняет полет не только высокая турбулентность в самолете, вызывающая болтанку, но и плохая видимость — до 45м.

Зоны наложения восходящих и нисходящих потоков могут распространяться на тысячи километров. Больше всего случав зафиксировано Больше всего случав зафиксировано на восточных берегах США.

Турбулентность ясного неба

Отсутствие на небе каких-либо облаков не говорит о том, что турбулентности не будет. На высоте от 5000 м может возникнуть так называемая турбулентность  ясного неба. Такое явление характерно для горной местности с подветриваемой стороны склона. При обтекании гор воздушны поток отклоняется от прямолинейного направления, деформируется и образует зоны повышенной турбулентности. Распределение  зон меняется по высоте: в нижней и верхней частях — максимальна, а в средней минимальна.

При невозможности изменить курс полета, воздушные судна должны в строгом порядке выдерживать определенное расстояние, чтобы избежать столкновения.

Турбулентность в горах

Может ли самолет упасть из-за турбулентности? За все время по причине турбулентности ясного неба произошло пять крупных авиакатастроф. При условиях полного отсутствия облаков произошло разрушение самолета, совершавшего рейс из Токио в Гонконг. Специалисты установили, что виной гибели всех пассажиров рейса и экипажа стала необычно высокая турбулентность у склонов Фудзи.

Другим примером является крушение авиалайнера, совершавшего посадку в одном из аэропортов Аляски. Версию трагедии из-за турбулентности сразу не рассматривали, поскольку она противоречила прогнозам гидрометеоцентра. Однако впоследствии был зафиксирован отток арктических масс, что послужило образованию аномальной воздушной волны и зоны турбулентности.

1 мая 2017 года по всем отечественным новостным каналам прошло сообщение о попадании боинга 737, совершавшего рейс из Москвы в Тайланд, в зону турбулентности ясного неба. Установить факт приближения воздушной ямы и избежать попадания в нее судна было невозможно, поскольку ни один прибор ее не зафиксировал. В результате резкого прыжка боинга на 200 м пассажиры получили множественные травмы и переломы.

Согласно статистическим данным, за год возникает в среднем около 1000 случаев прецедентов, связанных с неустойчивостью атмосферы в ясном небе. В основном они приводят задержкам рейсов, что наносит большой материальный ущерб авиакомпаниям-перевозчикам.

Действия пассажиров

Тряска при турбулентности не так страшна самолету, как людям. Чтобы избежать последствий следует придерживаться таких правил, если судно начинает трясти:

  • Запрещено вставать со своего места.
  • Необходимо пристегнуть ремни безопасности и не отстегивать их, пока самолет не выйдет из зоны турбулентности.
  • Не поддавайтесь панике — сделайте несколько глубоких вдохов и постарайтесь успокоиться.
  • Планшет, мобильный телефон, любую другую технику стоит упаковать в чехол, чтобы избежать их повреждения.
  • Если верхние багажные отсеки открылись, не следует вставать с места, чтобы закрыть их. В таком случае прикройте голову руками или пледом, чтобы избежать травм головы, шеи.
  • Нельзя пренебрегать техникой безопасности и предупреждениями бортпроводников.

Даже если очень нужно отойти в туалет, лучше переждать тряску в кресле, обязательно зафиксировав себя ремнем безопасности.

Путешественники, часто совершающие авиаперелеты знают, почему возникает турбулентность. А вот новичков это явление пугает, но не стоит его бояться. Главное — четкое соблюдение указаний бортпроводников. Самолет во время полета может пройти несколько зон тряски и не факт, что пассажиры смогут их ощутить. Поэтому турбулентность зачастую не представляет серьезной угрозы.

Почему не стоит опасаться турбулентности при авиаперелетах

Чтобы понять, опасна турбулентность или нет, следует выяснить, каковы причины ее возникновения. Пролетая через такую зону, пассажиры самолета могут почувствовать себя беспомощными и испугаться. Чтобы успокоить людей, расскажем подробнее о зонах турбулентности и выясним, что же думают по этому поводу пилоты.

Турбулентность – одно из свойств земной атмосферы. Попав в нее, самолет испытывает достаточно сильную встряску. Такой эффект происходит из-за изменения температуры, давления, направления и скорости ветра. Иными словами, это нормальное, совершенно естественное явление в природе. И пугаться его не стоит.

Многим пассажирам в такой момент кажется, что в механизме самолета возникли какие-то неполадки, а пилоты не справляются с управлением. Уверяем вас, что еще на стадии проектирования самолетов учитываются все трудности, которые могут произойти во время полета, даже, например, летящая стая птиц, разряд молнии, экстремальные перепады температуры воздуха, сильные порывы ветра и, конечно, перелет через зоны турбулентности. Поэтому конструкция самолета позволяет легко справится с подобными трудностями. Корпус останется цел, у него ничего не отвалится и самолет не упадет.

Кроме того, пилоты готовы ко всему, а новейшие приборы, устанавливаемые на борту самолетов, помогают видеть впереди зону возможной турбулентности и избежать ее, немного отклонившись от курса.

Существует только один вид турбулентности, который нельзя предугадать. При полетах свыше 5 — 6 км встречается турбулентность и при ясном небе. Опасность ее состоит в неожиданном попадании самолета в такую зону, появляющуюся буквально из ниоткуда и практически незаметную на радаре. Это не дает возможности заранее предупредить пассажиров, чтоб те вернулись в свои кресла и пристегнули ремни безопасности. Единственное, что должно пугать пассажира в такой момент, так это получение травм, которые они могут получить, если будут не пристегнуты и во время тряски ударяться обо что-нибудь, или с верхней полки упадет плохо закрепленный багаж.

«Бояться турбулентности абсолютно не стоит, современные самолеты сконструированы таким образом, чтобы выдерживать самую сильную турбулентность. Кроме того, конструкцией предусмотрены специальные закрылки, повышающие устойчивость к атмосферной турбулентности», – говорит Кит Тонкин, бывший летчик и директор консалтинговой группы авиационных проектов.

Не спорим, бывают, конечно, и печальные случаи. Так, например, в 2001 году Авиалайнер Airbus A300B4-605R авиакомпании American Airlines совершал рейс АА587 и разбился сразу после взлета в Нью-Йорке. Тогда погибло 260 пассажиров и 5 человек уже после приземления. Предположительная причина аварии – самолет попал в зону турбулентности. После трехлетнего расследования были выяснены новые причины катастрофы. Согласно отчёту, причинами катастрофы стал аэрослед от японского Boeing 747, взлетавшего ранее, и высокая чувствительность руля к действиям педали управления.

Откуда в небе ямы?

Причиной инцидента признали «турбулентность ясного неба» — опасное явление, которое особенно сложно предсказать. Чтобы понять, откуда она берется, нужно разобраться, как появляются обычные «воздушные ямы».

Пассажиры чувствуют тряску, когда самолет переходит из восходящего потока воздуха в нисходящий или наоборот. Также причиной «болтанки», как называют ее пилоты, может быть смена ветра.

«Первое, что нужно понять, — в разных точках земли разные температуры поверхности, — объясняет Том Банн, отставной пилот, терапевт и основатель программы по борьбе со страхом полетов. — К примеру, поверхность озера холоднее, чем берега вокруг, а вспаханные поля отличаются по температуре от невспаханных. Теплый воздух легче, чем холодный. Теплый воздух поднимается, а холодный — опускается. Когда самолет встречает изменяющийся поток воздуха, мы чувствуем то, что называют «воздушной ямой».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. «Воздушными ямами» называют проявления турбулентности в полете

Турбулентность встречается часто и в большинстве случаев не представляет опасности. Пилот сравнивает это явление с проездом автомобиля по ухабам или лодкой, плывущей по волнам. Самые сильные «провалы», как правило, происходят в районе гроз

«Воздушными ямами» называют проявления турбулентности в полете. Турбулентность встречается часто и в большинстве случаев не представляет опасности. Пилот сравнивает это явление с проездом автомобиля по ухабам или лодкой, плывущей по волнам. Самые сильные «провалы», как правило, происходят в районе гроз.

В советской науке

До 1917 года в российской науке пользовались термином беспорядочное течение. В 1938 году Капицей было открыто турбулентное течение в квантовых средах — сверхтекучем гелии. В жидком гелии есть два типа звука — первый и второй, они могут создавать волновую турбулентность на его поверхности.

В 1941 году А. Н. Колмогоровым и A. М. Обуховым создана теория однородной турбулентности для несжимаемых течений при больших числах Re.

Затем в 1960-е годы было начато изучение нелинейных волн, солитонов.

В 1975 году введено понятие фрактал математиком Бенуа Мандельбротом. А константа Фейгенбаума, используемая при описании фрактальной среды с детерминированным хаосом, была получена в . Тогда же был открыт сценарий Фейгенбаума (или субгармонический каскад) — частный вид перехода к турбулентности.

Физикам было непонятно, почему при хаотическом движении, похожем на Броуновское, в жидкости или газе вдруг миллиарды молекул сворачиваются в кольцо. В начале 80-х годов Ю. Л. Климонтович, профессор МГУ им. Ломоносова, выдвинул гипотезу о том, что турбулентность — это не хаотичное, а высокоорганизованное, упорядоченное течение. И что энтропия при переходе от ламинарного к турбулентному течению уменьшается. Поэтому спонтанно образуются различные структуры. Он предложил свой критерий, на основе «S-теоремы», по которому можно было рассчитать степень упорядоченности сплошной среды, используя величину производства энтропии. Он не знал, что сценарий Фейгенбаума и другие их виды встречаются в реальных турбулентных средах и считал, что модели сплошной среды недостаточно для появления турбулентности и в уравнении Навье — Стокса нет турбулентности. Поэтому даже для простого движения воды он вводил в уравнения некие искусственные дополнительные флуктуационные члены, что было ошибкой. Аналогично вводил дополнительные члены в уравнения сохранения импульса или движения О. Рейнольдс.

Его «S-теорема» была очень плохо изложена для экспериментаторов и было непонятно, как её применять в эксперименте и чем она лучше понятия K-энтропии. Она противоречила многолетней практике инженеров. Они часто использовали подход, когда энтропия была постоянной для течения (модель изэнтропического газа). Это было возможно, т.к. инженеры старались часто применять ламинарное течение вместо турбулентного.Они использовали потоки, где происходило ускорение потока, при этом течение реламиниризовалось ( т.е. турбулентность вырождалось в ламинарное течение).

Литература

  • Reynolds O., An experimental investigation of the circumstances which determine whether the motion of water shall be direct or sinuous, and of the law of resistance in parallel channels. Phil. Trans. Roy. Soc., London, 1883, v.174.
  • Feigenbaum M., Journal Stat. Physics, 1978, v.19, p. 25.
  • Feigenbaum M., Journal Stat. Physics, 1979, v.21, p. 669.
  • Ландау Л. Д, Лифшиц Е. М. Гидродинамика, — М.: Наука, 1986. — 736 с.
  • Монин А. С., Яглом А. М., Статистическая гидромеханика. В 2-х ч. — Л: Гидрометеоиздат , Ч. 1, 1992. — 695 с;, М: Наука Ч. 2, 1967. — 720 с.
  • Обухов А. М. Турбулентность и динамика атмосферы. Л: Гидрометеоиздат 1988.- 414 с. ISBN 5-286-00059-2
  • Проблемы турбулентности. Сборник переводных статей под ред. М. А. Великанова и Н. Т. Швейковского. М.-Л.: ОНТИ, 1936. — 332 с.
  • Гринвальд Д. И., Никора В. И. Речная турбулентность. Л.: Гидрометеоиздат. — 1988. — 152 с.
  • Фрик П. Г. Турбулентность: модели и подходы. Курс лекций. Часть I. Пермь, ПГТУ, 1998. — 108 с. Часть II. — 136 с.
  • Берже П., Помо И., Видаль К. Порядок в хаосе. О детерминистическом подходе к турбулентности, М.: Мир. — 1991. — 368 с.
  • Gustafson K.E. Introduction to partial differential equations and Hilbert space methods — 3rd ed.,1999
  • Introducing Fractal Geometry, Nigel Lesmoir Gordon, Will Rood, Ralph Edney, Icon Books,Totem Books, 2000, 176 p.
  • Recent Advances in Engineering Science (Springer — Verlag, Berlin. 1989), V. N. Nikolaevskii.
  • Dan Tanaka, Chemical turbulence equivalent to Nikolavskii turbulence, PHYSICAL REVIEW E 70, 015202(R), 2004
  • Голдстейн Г. Классическая механика. Кембридж, 1950. — 408 с.
  • Аджемян Л. Ц., Налимов М. Ю. Принцип максимальной хаотичности в статистической теории развитой турбулентности. II. Изотропная затухающая турбулентность, 1992
  • Фрост У., Моулден Т. Турбулентность. Принципы и применения. — М.: Мир, 1980. — 535 с.
  • Миллионщиков М.Д., Основные закономерности турбулентного течения в пристеночных слоях, журнал ,,Атомная энергия», т. 28, вып. 4, с. 317-320
  • Миллионщиков М.Д., Турбулентные течения в пограничном слое и трубах. М.: Наука, 1969.
  • Г. Шлихтинг, Теория пограничного слоя, 5-е изд, М., Наука, 1974

Явление

Данный процесс сопровождается колебаниями самолета, которые возникают из-за смешивания воздушных потоков. Они бывают нисходящими и восходящими. Другие названия этого явления — болтанка или воздушная яма.

Чаще всего авиалайнеры попадают в зону слабой и умеренной болтанки. При слабой колебания незначительны, поэтому у пилотов не возникает проблем во время управления самолетом.

Сильная тряска может стать причиной авиакатастрофы. Это связано с ухудшением управляемости и устойчивости воздушного судна, выхода из строя бортовой навигации. Мощная вибрация может вызвать серьезные неполадки оборудования.

Такое возможно при попадании самолета в грозовые облака, но пилоты всегда стараются облетать подобные зоны. Однако завихрения воздушных потоков происходят и по краям грозового фронта. Они не отображаются на навигаторах, поэтому облететь зону тряски не всегда возможно. К тому же лайнер не может кардинально сменить направление полета, поскольку между суднами необходимо выдерживать безопасную дистанцию.

Некоторые пассажиры уверены, что при попадании лайнера в зону турбулентности, пилоты ничего не предпринимают. Но это не так. Для таких случаев существуют инструкции, к примеру, пилоты снижают скорость для уменьшения сопротивления.

Большинство также интересуется тем, может ли произойти падение самолета в такой ситуации. Переживать по этому поводу не стоит, поскольку конструкция современных суден выдерживает самые сильные порывы ветра. Но в теории такое возможно, поэтому системы безопасности авиалайнеров с каждым годом усовершенствуются.

27 пострадавших

В самолете «Аэрофлота» инцидент случился поздно ночью за 20 минут до начала снижения. Табло «пристегните ремни» было выключено. Самолет сначала резко набрал высоту, а после опустился. Тех, кто не был пристегнут, выбросило из кресел.

«В результате сильного толчка самолет подбросило на 100−200 метров вверх, часть непристегнутых пассажиров по инерции оказались выброшены в проход и получили травмы», — сообщил Интерфакс со ссылкой на информированный источник в столице Таиланда.

По данным сервиса , за считанные минуты лайнер сначала поднялся на 210 м, а потом так же резко вернулся на прежний курс — с 10,6 километра до 10,8 и обратно. При этом его скорость сначала резко упала, а потом восстановилась.

Изображение: flightradar24.com

Травмы различной степени тяжести получили 27 пассажиров. Судя по видео из салона, вещи заметно разбросало. Сильнее всего пострадали те, кто сидел в хвосте самолета, люди с серьезными травмами лежали прямо в проходах.

Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?

Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.

Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.

Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.

Ситуация становится по-настоящему угрожающей в случае так называемой “турбулентности чистого неба”. Внезапные и сильные удары воздушных масс подобны грому среди ясного неба. Именно они является источником большинства травм, связанных с турбулентностью. Пилоты не подозревают о поджидающей их угрозе.

Профессор Шерман утверждает, что турбулентность чистого неба чаще всего возникает над горными районами.

В прошлом году из-за внезапных и очень сильных ударов воздушных масс пострадало пять пассажиров рейса 1676 United Airlines. Самолет резко пошел вниз, а непристегнутые пассажиры “взмыли” со своих кресел вверх, ударившись головами об отсеки для ручной клади и проломав их дно. Один ребенок выскочил со своего кресла и приземлился на соседнем месте.

В новости попал еще один инцидент, связанный с рейсом American Airlines из Сеула в Даллас. Самолет сделал вынужденную посадку в Токио, чтобы отправить в больницу более десяти пассажиров, получивших травмы из-за попадания в зимний шторм. Турбулентность была такой сильной, что напитки и еда летали по салону, как птицы.

Такие случаи очень редки, но они имеют все шансы стать хитом YouTube, если кто-то из пассажиров успеет снять происходящее на камеру смартфона.

https://youtube.com/watch?v=g3rTVFB5r8E

Почему трясет самолет

Вот несколько причин, почему лайнер начинает трясти. Рассмотрим самые распространенные.

Грозовые облака

Одна из самых опасных причин тряски. Чаще всего пилоты стараются облетать грозовые фронты. Для этого у них есть маршрутные карты с прогнозами погоды. Но бывают случаи, когда во время длительных перелетов выявить все такие облака невозможно. Особенно когда они незначительных размеров. Если возможно, то их пытаются обойти.

Кучевые облака

Внутри них образуются восходящие и нисходящие воздушные потоки, которые приводят к тряске лайнера. Такая болтанка достаточно безопасна, если соблюдать правила поведения на борту.

Струйные потоки воздуха

Самолет может попасть в нестабильную зону даже посреди ясного неба. Происходит так из-за сильного движения струйных потоков воздуха. Либо, формирования разницы между атмосферным давлением, от двух полярных фронтов.

Гористая местность

Чем ближе проходит полет над горами, тем выше вероятность, что борт начнет трясти. Такое происходит из-за восходящих теплых потоков воздуха от земли. По этой же причине, летом при посадке, самолет трясет значительно чаще.

Искусственная болтанка

Лайнер может попасть в струю воздуха, идущую от взлетающего или пролетевшего ранее борта. Очень опасная причина тряски. Поэтому диспетчеры обязаны регулировать вылеты. А также, координировать любое перемещение лайнеров, чтобы не допустить такой ситуации.

Страх полета на самолете

Часто радость от планирования отпуска омрачается из-за страха перед перелетом. Это так называемая аэрофобия, или воздушная болезнь. Как избежать страха?

Перед полетом попробуйте расслабиться – не концентрируйтесь на негативных мыслях.
Выбирайте место над крыльями – оно устойчивое, здесь наименьшая вибрация.
В первые минуты после взлета посидите недолго неподвижно – это позволит организму привыкнуть, а вам – успокоиться.
На борту отключитесь от мыслей о полете – лучше сосредоточиться на чтении книги, журнала

Или послушайте музыку в наушниках.
Сохраняйте спокойствие – это очень важно. Не верьте негативным отзывам о таких ситуациях – людям характерно преувеличивать значение пережитых событий

Положитесь на профессионализм экипажа. Все будет хорошо!

Турбулентность в самолете – это не опасно, очень неприятно, но нужно справиться с эмоциями и не бояться этих моментов.

Про питание в самолетах разных авиакомпаний и правила поведения в самолете  – у нас есть отличные статьи, почитайте!

Удачного всем полета!

Турбулентность в авиации

Особое значение турбулентность имеет при полете воздушных судов. Что такое турбулентность в самолете знает не каждый. При наложении вихрей друг на друга самолеты подвергаются воздействию разнонаправленных ветров, в результате чего меняется подъемная сила и углы атаки крыльев. Подобная ситуация за бортом приводит к тряске и вибрации — так называемой «болванке».

Явление турбулентности в небе

Различают умеренную и сильную болванку. При первой толчки, изменения высоты полета и покачивания воздушного судна не столь значительны, и пилоты не испытывают трудности в управлении самолетом.

Сильная болванка — более серьезная ситуация, заключающая в частых кренах и рысканьях, сопровождающаяся ухудшением управляемости и устойчивости в полете, а также искажением показаний бортовых приборов. Подобное явление при непринятии соответствующих мер может создавать напряжения в деталях и отдельных узлах, приводя  значительным поломках и деформациям оборудования и воздушной болезни у членов экипажа и пассажиров.

При попадании в зоны турбулентности пассажиры нередко испытывают беспокойство, справится ли пилот со сложившейся ситуацией. Однако квалификация и навыки пилота могут пригодиться только в случае очень сильной болванки. В остальных случаях зона турбулентности не оказывает сильного влияния на полет — он совершается на автопилоте.

В настоящее время практически любой пассажир может определить, когда и где в период перелета судно будет трясти. Это стало возможным в результате создания карт турбулентности, где более светлым цветом отмечены более спокойные зоны и наоборот. Карта турбулентности онлайн создана для уменьшения беспокойства пассажиров и экипажа, позволяет предугадать и подготовиться, если самолет попал в турбулентность.

Габариты воздушного судна играют не последнюю роль в ощущении тряски при турбулентности. Чем крупнее самолет, тем неудобства менее ощутимы. Каждый рано или поздно задается вопросом о том, где в самолете меньше всего трясет при турбулентности? При выборе места следует ориентироваться по интенсивности тряски в салоне: самая сильная — в хвостовой части.

Что такое турбулентность?

Если говорить простым языком, то турбулентность – это определенные волнения в воздухе, которые не слишком сильно отличаются от волн и потоков воды. Если на пути у волны нет никаких препятствий, она будет катиться спокойно, но если она накатится, например, на дамбу, то она разобьется, и вы сможете увидеть беспокойство воды. Таким же образом движется воздух, и когда он наталкивается на конструкции, сделанные человеческими руками, и природные структуры, в потоке воздуха начинаются волнения и колебания, из-за чего воздух со всех сторон этого объекта становится турбулентным. Так что если вы будете взлетать или садиться в аэропорту, расположенном недалеко от гор или в холмистой местности, велика вероятность того, что сразу после взлета или прямо перед посадкой вы испытаете воздействие турбулентности. Турбулентность на большей высоте чаще всего вызывается погодными условиями, в ходе которых создаются перепады давления, являющиеся еще одной причиной возникновения. Зачастую для объяснения пассажирам сложившейся ситуации используется термин «воздушный карман», однако это все же не карманы воздуха, – на самом деле самолет движется в направлении турбулентного воздуха, а это направление может быть самым различным: и вверх, и вниз, и из стороны в сторону. Иногда это может вызывать резкую потерю высоты, что вы можете почувствовать, когда вас слегка приподнимает с сидения. Когда вы находитесь в кабине самолета, ощущения от этих движений усиливаются, и вам может показаться, что самолет сдвинулся гораздо сильнее, чем произошло на самом деле. Турбулентность чаще всего описывается качественными терминами – «легкая», «умеренная», «сильная» и «крайняя». В крайних погодных условиях и при определенном развитии событий попадание в турбулентность может привести к происшествиям, но стоит отметить, что подобные условия вместе сочетаются крайне редко. Существует распространенный метод, который используется для анализа происшествий с участием самолета – «модель швейцарского сыра».

Не стоит недооценивать тлю: насекомое легко может испортить и сад, и авто

С 15 июня начинается Петров пост: что нельзя делать и употреблять в пищу

В Непале построили больницу буквально из земли по необычной технологии (фото)

Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности?

Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Наверное, вы уже слышали, что самолет является самым безопасным средством передвижения. Это при том, что наземный транспорт, в отличие от самолетов, не может упасть по определению. Он кажется более надежным, чем перемещение в железной трубе, болтающейся в 10 километрах над землей.

Но, несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.

Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.

Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны. Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.

Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.

Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко. При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету. Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.

Отчего и когда возникает турбулентность?

Опасные завихрения воздуха возникают в грозовых облаках – потоки воздуха в них легко могут бросить самолет на закритические углы атаки, которые чреваты большими неприятностями.

Пилот никогда специально не полетит в скопище грозовых облаков, они хорошо видны на специальном локаторе в кабине пилота и, если есть возможность, их облетает.

Но по краям грозового фронта тоже есть завихрения, вот их-то на локаторе не видно. Перед полетом все пилоты проходят брифинг, на котором ознакамливаются со сводкой погоды и выбирают оптимальный маршрут. Однако, если запланирован длительный перелет, точно спрогнозировать наличие грозовых облаков невозможно.

Еще одной причиной турбулентности могут послужить струйные течения. Это течения скорость которых резко меняется как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Обычно они тянутся на несколько тысяч километров. Чаще всего их можно встретить у восточных берегов США.

В ясном небе болтанка тоже возникает, но самолет не всегда может изменить эшелон полета из-за плотного трафика в небе. Между самолетами нужно строго выдерживать определенные интервалы во избежание столкновений.

Иногда пассажиры думают, что, будет трясти самолет или нет, зависит от квалификации и навыков пилота. Это большое заблуждение – самолет идет на автопилоте. И только при очень сильной болтанке, когда нужна реакция пилота, автопилот отключают и пилотируют в ручную. Вот от чего зависит, с какой силой будет трясти, так это от самолета. Чем он больше и тяжелее, тем меньше ощущается турбулентность.

При снижении самолеты также сталкиваются с сильными вихрями ветра. Для экипажа разработаны нормативы параметров полета в болтанку, и, если они выходят за пределы, пилот вынужден уходить на запасной аэродром. Пассажирам этих отклонений не видно, и, когда капитан сообщает им об уходе на запасной аэродром по метеоусловиям, в салоне возникает легкое напряжение… За окном же все чисто, погода ясная, может, шасси неисправно? Все исправно, просто пилот выполняет рекомендации по обеспечению вашей безопасности.

Вот небольшое видео, которое поможет вам разобраться, что такое турбулентность и как она влияет на состояние человека во время полета:

Но не стоит недооценивать турбулентность. Прислушайтесь к рекомендациям бортпроводников и светового табло, займите свое место и пристегнитесь. При сильной болтанке нередки травмы среди пассажиров, кто-то вылетает из своего кресла и ударяется об углы салона или, что встречается чаще, головой о потолок, доходит до переломов.

Других опасностей, связанный с турбулентностью, нет, самолет никогда не полетит в зону, которая может причинить вред самолету.

В статье использованы материалы проекта Летаем без страха

А в нашем Телеграм-канале тоже есть полезная и актуальная информация. Рассказываем о местах, куда сразу же хочется улететь, публикуем дешёвые билеты и рассказываем новости.

Хотите подобрать билеты в путешествие? Подобрать билеты 03 Фев 2012 Анна Комок Метки: авиаликбез, турбулентность

Могут ли пилоты избежать турбулентности?

Давайте посмотрим на турбулентность. Есть много разных причин, по которым гладкий воздух становится турбулентным:

  • Конвективная деятельность внутри и вокруг гроз создает турбулентный воздух.
  • Ротационный воздух, проливающийся над горами, может быть турбулентным.
  • Воздух, через который пролетел другой, более тяжелый самолет, может быть турбулентным из-за оставшихся позади вихрей, которые выходят из кончиков крыльев.
  • И переход в/из очень компактного струйного потока может быть турбулентным.

Пилоты знают обо всем этом и, получив хороший прогноз погоды, могут предвидеть турбулентность на своем маршруте. По большей части хорошие пилоты действительно избегают турбулентности, но время от времени нет другого выбора, кроме как войти в зону предполагаемой турбулентности и справиться с ней.

Если у пилотов нет другого выбора, они регулируют скорость до рекомендованной производителем скорости турбулентности. Это гарантирует, что если сильный порыв коснется самолета, крылья будут испытывать «мини-сваливание», не причиняя никакого механического повреждения самолету. Это может показаться пассажирам внезапным падением, но на самом деле это изменение высоты всего на 300-500 метров. Затем все возвращается к нормальному полету без необходимости что-либо делать.

Таким образом, пилоты избегают турбулентности, когда это возможно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector