Ту-214р

Специальное оборудование самолёта

Ту-214СР оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.

Ту-214СР предназначен для полётов в северные районы, где проблематично использовать спутники связи над экватором.

Неоспоримое преимущество такой системы — её высокая защищённость. Зашифрованная информация идет короткими импульсами, на разных частотах и с высоким качеством. В отличие от обычной радиосвязи, информацию, переданную радиорелейными комплексами, очень сложно перехватить, а также установить точки её отправления и приёма. Несмотря на дороговизну подобной системы, она обеспечивает максимально высокие требования секретности.

Комплексы спецсвязи изготовлены Омским производственным объединением «Радиозавод им. А. С. Попова»
Внутренняя планировка самолёта также претерпела ряд изменений. Вместо привычных рядов кресел сплошные двери и перегородки. За кабиной пилотов расположен салон на 12 персон для охраны. Далее три глухих отсека для операторов и начальника узла спецсвязи. За ними расположены два пассажирских салона для так называемой передовой группы и журналистов.

Интересные факты

В 2009 году был построен самолёт-разведчик Ту-214Р. Машина оснащена многочастотным комплексом МРК-411, разрешающим вести поиск в двух режимах – пассивном и активном и осуществлять перехват радиопереговоров. С помощью оптико-электронной системы «Фракция» оператор получает картинку местности хорошего разрешения в инфракрасном и видимом диапазоне. 16 февраля 2015 года Ту-214Р перелетел в Сирию на российскую авиабазу Хеймим.

Ту-214

Невероятный факт, доказывающий превосходную выучку российских пилотов, произошёл 4 января 2002 года. При заходе на посадку в аэропорт города Омск на Ту-204/214 встали оба двигателя из-за выработки всего горючего. Пилотам, несмотря ни на что удалось совершить благополучную посадку на ВПП. При аварии никто не пострадал, а самолёт после небольших восстановительных работ продолжал воздушные перевозки.

После резонансной ярославской катастрофы Як-42, футбольная сборная России предпочитает пользоваться для перелётов самолётами Ту-204/214, зарекомендовавших себя как самый надёжный воздушный транспорт.

Фильм «Экипаж», вышедший в прокат в 2016 году, использовал в съёмках самолёты российского производства Ту-204/214.

Ту-214

Испытания Ту-214

Для комплексных испытаний было задействовано два самолета Ту-214, которые были созданы для проверки надежности и прочности нового прототипа пассажирского самолета. За счет того, что при проектировании были задействованы вычислительные машины, самолет получил великолепные свойства. Проектируемое крыло и фюзеляж в конечном итоге имели значительно лучшие качества, нежели ожидали, и они могли переносить большие нагрузки, чем было запланировано.

Первый отрыв от земли самолет осуществил на Раменском испытательном аэродроме, это было в январе 89 года. Экипаж прототипа был оснащен средствами спасения на случай аварийной ситуации. Пассажирский салон при этом полете был оснащен массой аппаратуры, которая записывала и контролировала весь полет, а также проводила анализ работы всех систем самолета.

За счет проведенных тестов и летных испытаний самолет был полностью доработан и усовершенствован. Для штурвальной системы были разработаны 23 разных варианта, которые должны были пройти все испытания, требовавшие большие затраты времени. К этому фактору еще добавилось и сокращение финансирования проекта. Все это растянуло время на завершение испытаний. Практически полное прекращение финансирования в 90-х годах остановило получение сертификата полетов, а ведь, кроме всего этого, самолет должен был пройти и эксплуатационные испытания. Сертификат на полеты самолет Ту-214 получил только зимой 1994 года.

Видео Ту-214Р

https://youtube.com/watch?v=o5XBcdg4-TE

Согласно контракту самолеты после проведения испытаний и доработок должны были быть переданы в эксплуатацию ВВС России до 15 ноября 2008 г. По состоянию на декабрь 2006 г. первый экземпляр находился в достройке на КАПО, а второй экземпляр достраивался пока как самолет-ретранслятор там же. Сдача первого самолета заказчику планировалась на 2007 г., но из-за неготовности БРЭО постройка самолетов значительно отставала от графика.

Первый полет головного самолета RA-64511 совершен 24 декабря 2009 г. Выполнил первый полет экипаж в составе: командир корабля А.И.Журавлев, второй пилот — С.Ю.Шеффер, бортинженер — Э.Б.Волков, штурман — Е.А.Кудрявцев, бортрадист — И.А.Никулин, инженер — В.Н.Филимошкин. В течение 2011 г. проходили летно-конструкторские испытания первого экземпляра Ту-214Р. По состоянию на май 2012 г. самолет с установленным комплексом оборудования находится на базе ЛИИ ВВС в Раменском и по неподтвержденным данным начал проходить программу Государственных испытаний.

В 2010 г. в цехе окончательной сборки КАПО второй экземпляр достраивался уже в качестве Ту-214Р для Министерства обороны России. По состоянию на апрель 2012 г. второй экземпляр находится там же пока без комплекса РЛС бокового обзора. Согласно годовому отчету КАПО за 2011 г. сдача самолетов ВВС планируется на 2013 и 2014 г.г. соответственно (в конце 2009 г. планировалось передать самолеты заказчику в 2011 г.). Самолет достроен к концу 2014 г. и первый полет совершил видимо в конце 2014 г.

После испытательных полетов в реальной обстановке в СМИ появилась серия публикаций о том, что военная разведка недовольна новым самолетом и Министерство обороны России планирует отказаться от закупки Ту-214Р. Среди причин в прессе называются малая продолжительность полета и низкая устойчивость на малых скоростях (источник).

Конструкция

Самолет нормальной аэродинамической схемы — планер Ту-214. Салон самолёта делится на три отсека — отсек операторов, бытовой отсек и отсек БРЭО.

Оборудование Ту-214Р

Комплекс оборудования, головной разработчик — ОАО «Концерн радиостроения «Вега». В состав комплекса оборудования входят:

— многочастотный радиотехнический комплекс МРК-411 включающий несколько РЛС с ФАР бокового (по 2 РЛС по бортам) и кругового (РЛС под фюзеляжем в хвостовой части самолета) обзора; радиотехнический комплекс разработан ФГУП «ЦНИРИ им. академика А.И.Берга» по теме ОКР «Франкция-4КРР». Комплекс обеспечивает получение информации как в активном так и в пассивном режиме. Так же аппаратура позволяет вести перехват радиопереговоров.Дальность обнаружения РТК — до 250 км при высоте полета 9000-12000 м.

— оптико-электронная система высокого разрешения (ОЭСВР) «Фракция» (разработки ТПК «Линкос»), расположенная в обтекателе в нижней части фюзеляжа; ОЭСВР обеспечивает получение в реальном масштабе времени изображения местности в видимом и инфракрасном диапазонах с сохранением первичного массива изображений на магнитном накопителе;

— управление визирной линией при сканировании по заданному программой закону и по сигналам внешнего целеуказания;- формирование видеоизображений высокого разрешения в видимом и инфракрасном диапазонах спектра;- отображение формируемых видеоизображений и необходимой служебной информации на мониторах оператора;- регистрацию полного объема видеоданных и необходимой служебной информации в цифровом виде на магнитные накопители;- привязку регистрируемых видеоданных к единому времени;- выдачу информационного потока потребителю в согласованном формате;- обработку зарегистрированной информации.

Технические характеристики:Рабочий спектральный диапазон:- цифровой фотоканал — 0,6…0,9 мкм- тепловизионный канал — 3,7…4,8 мкм- обзорный телевизионный канал — 0,4… 0,7 мкмПоле обзора:- в продольной плоскости — ±15 град- в поперечной плоскости — ±80 градФокусное расстояние объектива:- цифровой фотоканал — 1750 мм- тепловизионный канал — 373 мм- обзорный телевизионный канал плавноизменяемое — 10…100 ммПогрешность выдачи угловых координат объектов — 1 «Время непрерывной работы — не менее 8 часовДиапазон рабочих температур — от — 50 град С.. до + 60 град СПотребляемая мощность — 2 КВт

История создания самолета Ту-214

Первые конструкторские наброски новой машины были совершены в конструкторском бюро Туполева в 73 году, новый агрегат должен был заменить Ту-154 на среднемагистральных рейсах. При проектировании было разработано и обговорено множество вариантов нового авиалайнера. В итоге создали новый широкофюзеляжный самолет, который оснащается тремя двигателями.

В первом варианте данной модели планировалось создание больших багажных отделений, в которые можно было бы загружать контейнеры стандартных размеров. Из-за этого новая машина имела две палубы, что позволяло с легкостью изменять размеры пассажирского салона и грузового отделения. Это было удобно тем, что в разные сезоны года количество пассажиров изменяется.

Летом 1981 года вышел указ о создании качественно новой модели среднемагистрального пассажирского самолета, который должен оснащаться тремя двигателями модели Д-90. Новые силовые установки должны были снизить затраты на топливо. На конец 1982 года была завершена сборка макета. К сожалению, эта модель не имела будущего.

Конструкторам пришлось отказаться от данного проекта, они разработали новую двухдвигательную версию. Особенностью новой машины было то, что силовые установки были закреплены под крыльями. Это был качественно новый прорыв в конструкторском бюро Туполева, поскольку до этого не было создано ни одной модели самолета с таким креплением двигателей.

В конце 1982 года было принято решение министром И.С. Силаевым о создании нового среднемагистрального самолета, на котором будут установлены два экономичных и одновременно мощных двигателя модели ПС-90А. Что касается двигателя, то он был специально разработан и спроектирован конструктором П.А. Соловьевым. Главным конструктором в разработке Ту-214 назначили Л.А. Лановского. На новой модели впервые была использована система «Диана», которая была разработана в КБ Туполева. Она обеспечивала силовой расчет всей конструкции самолета по методу использования конечных элементов.

При конструировании была задействована вычислительная техника, что позволило оптимально продумать всю конструкцию будущей машины. Были применены новые станки с программным управлением, что позволило изготовлять детали более точно. Для снижения общего веса самолета были использованы новейшие композиционные материалы, а именно стеклопластик и углепластик. В конечном итоге количество композиционных материалов достигло 14% от всей массы самолета.

Конструкторы использовали для обшивки листы больших размеров, что позволило значительно сократить количество стыков на поверхности фюзеляжа

Большое внимание было уделено звукоизоляции и теплоизоляции пассажирского отделения. Первая машина Ту-214 была построена в КБ Туполева в Москве, а серийное изготовление взяла на себя компания «Авиастар-СП» с 1992 года

Тактико-технические характеристики Ту-214Р

Размеры Ту-214Р

— Размах крыла, м: 42.00- Длина самолета,м: 46.20- Высота самолета,м: 13.90- Площадь крыла,м2: 182.40

Двигатели Ту-214Р

— 2 х ТВРД ПС-90А турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности- Тяга взлетная тяга (МСА, Н=0): 16000 кг- Тяга максимальная крейсерская тяга (МСА+100С, Н=11 км, М=0.8): 3400 кг- Удельный расход топлива на крейсерском режиме (Н=11 km, М=0.8, ISA + 100С): 0,595 кг/кгс в час- Масса двигателя: 4800 кг

Вес Ту-214Р

— Масса взлетная максимальная: 110.750 кг- Масса посадочная максимальная: 93.000 кг- Масса топлива при полной заправке с килевым баком: 35.710 кг- Масса полезной нагрузки: 25.200 кг

Скорость Ту-214Р

— Крейсерская скорость, км/ч: 850- Взлетная дистанция: 2030 м

Дальность полета Ту-214Р

— 6500 км

Практический потолок Ту-214Р

— 12000 м

Эксплуатация

Предполагалась эксплуатация обоих Ту-214ОН над территорией США для полётов в рамках договора по открытому небу, однако американские военные убедили своё правительство запретить использование этих самолётов, аргументируя это возможностью установки на борту «недокументированных» систем слежения. В связи с этим, два самолёта Ту-214ОН по состоянию на 2017 год простаивали, а их работу выполняли Ту-154М-ЛК1.

Со 2 по 11 сентября 2018 года проведена международная сертификация самолёта. Отчёт об освидетельствовании подписан 22 государствами-участниками Договора по открытому небу, 24 сентября 2018 года был подписан США. Таким образом Ту-214ОН получил допуск к выполнению наблюдательных полётов над территориями иностранных государств.

Первые полёты в рамках Договора по открытому небу над территорией США были выполнены самолётом Ту-214ОН б/н RF-64525 25—27 апреля 2019 года. Он пролетел над территорией штатов Техас, Нью-Мексико и Колорадо, проинспектировав объекты: Форт Блисс (англ.), ракетный полигон «Белые пески» (англ.), национальные лаборатории в Сандии (англ.) и Лос-Аламосе и химический склад в Пуэбло.

Конструкция

В отличие от самолётов ДРЛО классической конструкции со вращающимися радарами как А-50 или E-3 (AWACS) на Ту-214Р применена РЛС конструкции АФАР состоящая из нескольких панелей. РЛС «бокового обзора» видны у кабины пилотов. Аналогичная компоновка применяется у израильского самолёта G-550, аналогично были скомпонованы РЛС бокового обзора и на Ил-20 хотя представляли собой обычные некогерентные РЛС. Дополнительно также заявляется РЛС «кругового» сканирования, она находится в фигурном обтекателе в задней части фюзеляжа.

Дальность РЛС в активном режиме источники оценивают как 250 км, в пассивном режиме радиотехнической разведки дальность обнаружения объектов по их собственному радиоизлучению до 400 км (вероятно на такой дальности речь идёт об обнаружении вражеских РЛС и мощных радиостанций). Источники также заявляют для пассивного режима РЛС имеется режим прослушивания незащищённой радиосвязи. В целом поскольку официальных данных об ТТХ для МРК-411 от производителя нет данные оценки экспертов являются ориентировочными.

В передней части снизу фюзеляжа находится комплекс оптической разведки «Фракция» предназначенная для получения изображений высокого разрешения в видимом и инфракрасном диапазоне в том числе как фотографий, так и видеопотока с обзорным и сфокусированным углами зрения. Станция «Фракция» может наводиться на цели согласно внешнему предварительному целеуказанию или по собственным алгоритмам, например по обнаружению примерного района цели по её радиоизлучению зафиксированному РЛС МРК-411. «Фракция» может уточнить угловые координаты цели с точностью 1 минуты, что при наличии 3D-карт позволяет получить очень точные координаты целей.

Положение Ту-204 на сегодняшний день

До нашего времени было всего изготовлено 40 моделей Ту-204 разнообразных модификаций. Большинство их служит на благо родины, но некоторые были проданы за границу, а именно в КНР и Египет. В сентябре 2009 года конструкторам и разработчикам пассажирского самолета Ту-204 была присвоена Государственная премия Российской Федерации. Несмотря на несомненные достоинства, эта модель большого коммерческого ажиотажа не достигла.

Кроме того, что в 90-е годы гражданская авиация, можно сказать, развалилась, большую роль в этом также сыграло отношение авиакомпаний к отечественному производителю. Именно из-за этого большинство компаний по перевозке пассажиров считают, что в России еще не научились производить качественные пассажирские самолеты. Авиаперевозчики готовы потратить свои средства на приобретение списанного старого «Боинга», чем купить новый Ту-204, который мало в чем уступает заграничному аналогу.

Конструкторское бюро имени Туполева на базе пассажирского самолета Ту-204 создало целую линейку различных модификаций, а именно было создано 16 специальных разновидностей данной марки. Некоторые из них были даже грузовыми самолетами, а один Ту-234 был дальнемагистральным, который мог пролететь 9 тысяч километров. Аппараты, которые производятся на заказ, а это, как правило, за кордон, идут с англоязычной кабиной. Но все же главным заказчиком является наше государство.

По мнению экспертов, наиболее удачной и конкурентоспособной моделью является модель Ту-204СМ. Именно она может поспорить за лидерство с такими иностранными аналогами, как «Боинг-737» и А320.

Ту-204 фото

Тестовый полет первого летного образца Ту-204 состоялся 2 января 1989 года. В ходе всех испытаний в конструкцию самолета вносились доработки и усовершенствования. Самолет был оборудован электродистанционной системой управления (ЭДСУ). В кабине пилотов установлено шесть цветных дисплея, для отображения полетных данных. На лайнер были установлены реактивные двигатели ПС90-А. Во время воздушных испытаний самолет налетал свыше тысячи часов.

В 1992 был представлен новый самолет который получил обозначение Ту-204-120.

На данной модели были использованы турбореактивные двигатели RB-211-535E4 английской фирмы «Rolls Royce» и западная авионика компании «Honeywell».

Салон ТУ-204 фото салона

Первый сертификат о пригодности к полету самолет получил 29 декабря 1994 года.

Авиалайнер отвечает всем современным европейским требованиям ИКАО.

Самолет Ту-204 является одним из тех авиалайнеров, которые могут безопасно совершать посадку со всеми отключенными двигателями.

Ту-204-300 был выпущен самолет VIP-класса – Ту-204-300А, пассажирский салон которого выполнен в классе «летающие апартаменты»

Помимо пассажирского варианта был спроектирован и грузовой самолет.

Грузовой экспортный вариант Ту-204-200С успешно эксплуатируется несколькими авиакомпаниями в Европе и в Египте.

В 2005 году начал эксплуатировался укороченный, на шесть метров — Ту-204-300. Который также известен как Ту-234. На эту версию установлены турбовентиляторные моторы ПС90-A2. Самолет имеет максимальный взлетный вес 107,6 тонн с дальностью полета до 9300 километров. Эта версия способна перевозить 166 пассажиров.

Особенности конструкции Ту-214

Аэродинамическая компоновка представляет собой планер с крылом низкого расположения однокилевым хвостовым оперением со стабилизатором. Силовая установка – два двигателя ПС-90А на подкрыльевых пилонах. Шасси трёхопорное, передняя стойка двухколёсная, управляемая из кабины пилотов, основные опоры – тормозные двухпарные тележки.

В кабине экипажа свободно размещаются командир, правый пилот и между ними бортинженер.

Интерьер кабины разработан с использованием современного дизайна и передовых эргономических решений для наиболее оптимального размещения электронных ЖК-дисплеев и приборов навигационной информации, а также средств автоматизации полёта.

Ту-214 кабина пилота

Пассажирский салон оборудован просторными полками для багажа, под полом салона размещены вместительные отсеки для груза. Салон обшит специальными материалами, поглощающие шумы, аудио-видео системы всегда готовы развлекать пассажиров. Каждое кресло имеет свой индивидуальный комфорт, обеспеченный многоуровневой системой освещения. Вариант на 210  пассажиров легко трансформируется в вариант на 180 человек с салоном бизнес-класса и наоборот.

Особенности модификации самолёта

Внешне Ту-214СР отличается от обычного Ту-214 обтекателем антенн в верхней части фюзеляжа.

Самолёт вмещает 72 человека, имеет дополнительные системы энергоснабжения, пилотируется не тремя, как на «классике», а четырьмя лётчиками, дальность полёта увеличена с 7 до 10 тысяч километров (за счёт установки дополнительных топливных баков).

Электропитание самолёта усилено, добавлены четыре генератора, поскольку борт насыщен приборами и агрегатами.

Самолёты-ретрансляторы Ту-214СР создаются путём доработки базового самолёта Ту-214 и установки на них бортовых радиотехнических комплексов связи(БРТКС), основной из которых — ретрансляционный самолётный узел связи ССУ-214М разработки АО «МНИИРС».

Количество пассажирских мест, оборудованных привязными ремнями — 72, включая места для сменного экипажа (в первых самолётах Ту-214СР было только 61 место)

Модификации Ту-334

  • Ту-334-100 – вариант самолета, рассчитанного на 102 пассажирских места. Салон скомпонован в туристической версии из 102 кресел с шагом 810 мм или 92 кресел бизнес-класса. Дальность полета составляет 3150 км.

  • Ту-334-100С – проектная модификация грузового самолета, который имеет грузоподъемность 11 тонн.

  • Ту-334-120 – проект лайнера с установленным двигателем ВR-710-48.

  • Ту-334-100Д – модификация, которая отличалась от базовой модели большим размахом и площадью крыльев, большей дальностью полета и удлиненным фюзеляжем. На лайнере установлены двигатели Д-436Т2. Туристическая компоновка состояла из 102 кресел, бизнес-класс – 92, дальность полета – до 4 тыс. км.

  • Ту-334-120Д – модифицированный лайнер Ту-334-100 с моторами ВR715-56.

  • Tу-334-200 – лайнер, имеющий удлиненный фюзеляж, крыло большей площади и размаха, увеличенную дальность полета и двигатели Д-436Т2. Способен вместить в салоне 126 пассажиров.

  • Ту-33-220 – модернизированный вариант Ту-334 с двигателями ВR715-56.

  • Ту-334-220С – грузовой самолет, модифицирован с Ту-334-220, грузоподъемность которого составляет 15 тонн.

  • Ту-334СМ – глубоко модернизированный Ту-334. В его составе появилось новое современное бортовое оборудование, новые двигатели. Экипаж сократили до двух человек. На данный момент находится в проектной стадии.

Салон Ту-334

По сравнению с более старыми советскими видами самолётов, которые он заменяет, Ту-334 имеет такие преимущества:

  1. Низкая степень шума в кабине экипажа и пассажирском салоне.

  2. Возможен вариант пассажирского салона по требованиям заказчика (число пассажирских мест).

  3. Высокая степень комфортности.

  4. Современный дизайн салона.

  5. Больший объём багажных полок.

  6. Низкий расход топлива в час.

  7. Водовакуумные туалеты (увеличивают безопасность при полёте).

  8. Возможность установки видео- и аудиосистем.

  9. Ограниченное время подготовки к вылету воздушного судна.

  10. Соответствие по шумам Главе 4 ИКАО (это дает возможность летать в Западной Европе).

  11. Наличие  систем, предупреждающих об аварийной ситуации.

Схема салона Ту-334

Производство

Производство Ту-334 в 2005 году перенесено на КАПО имени Горбунова С. П. в город Казань. Определенные надежды КАПО связывались с ожидавшимся в мае 2009 года заказом на шесть самолётов для Управления делами российского Президента. Все же этот заказ так и не состоялся.

Технические характеристики Ту-334:

  • Экипаж: три человека ;

  • Пассажировместимость: 102 человека;

  • Грузоподъёмность: 3240 килограмм;

  • Длина: 31,26  метров;

  • Размах крыла: 29,77  метров;

  • Высота: 9,38 метров;

  • Площадь крыла: 83 квадратных метра;

  • Масса снаряжённого: 28 900 килограмм;

  • Взлётная максимальная  масса: 47 900 килограмм;

  • Масса топлива в баках: 10 100  килограмм;

  • Силовая установка: ТРДД Д-436Т1  (два экземпляра);

  • Номинальная тяга: 2 × 7 500 килограмм*сил;

  • Силовая вспомогательная установка:  ТА-12-60  (один экземпляр).

  • Крейсерская скорость:  820  километров в час;

  • Перегоночная дальность: 4100  километров;

  • Практический потолок: с пассажирами 11 100 метров;

  • Длина разбега: 1 900  метров;

  • Длина пробега:  1 000 метров .

Ту-334. Галерея. 

Ту-334 видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector