Сельскохозяйственное машиностроение

Табл. 1. — Производство

тракторов в СССР

Годы

Выпуск, тыс. шт.

Суммарная мощность двигателя, млн. л. с.*

Выпуск, тыс. шт.

Суммарная мощность двигателя, млн. л. с.*

1925

1928

1940

1950

0,6

1,3

31,6

116,7

0,01

0,03

1,5

5,5

1960

1970

1975

238,5

458,5

550,4

11,4

29,4

41,8

                 *1 л. с. = 0,736 квт

  В тракторном производстве применяются высокопроизводительные автоматизированные и автоматические поточные линии, агрегатные станки-автоматы и др. современное оборудование.

  Для решения инженерно-технических задач в проектировании машин, организации и управлении производством используются электронно-вычислительная техника и автоматизированные системы управления. При отработке конструкций новых тракторов и двигателей применяются методы ускоренных стендовых и полигонных испытаний. На базе передового зарубежного и отечественного опыта в 9-й пятилетке разработана и внедрена (Минский и Владимирский тракторные заводы) система управления качеством продукции на стадиях создания, производства и эксплуатации конструкции. Продукция аттестуется по категориям качества с присуждением изделиям высшей категории качества и Государственного знака качества. За 1971—75 экспорт тракторов в страны — члены СЭВ увеличился на 60%, в капиталистические страны (39 стран) — на 52%.

  В зарубежных социалистических странах Т. развивается особенно быстрыми темпами в послевоенные годы (см. табл. 2).

Табл. 2. — Выпуск тракторов в отдельных социалистических странах (без садово-огородных), тыс. шт.

1960

1970

1975

НРБ

ВНР

ГДР

ПНР

СРР

ЧССР

СФРЮ

3

9

9

17

32

7

4

2

16

41

29

18

12

5

0,6

4

58

50

51

33

  Сокращение производства тракторов ВНР и ГДР проводится в соответствии с принятой странами — членами СЭВ программой социалистической интеграции, предусматривающей специализацию стран на выпуске тракторов и различной сельскохозяйственной техники с целью обеспечения экономически целесообразных объёмов производства.

  В развитых капиталистических странах крупное Т. имеют США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия и Франция (см. табл. 3).

  Для капиталистических стран характерна высокая степень монополизации.

  В США крупнейшая тракторостроительная фирма — «Дир энд Ко» (Deere and Company); в Великобритании — «Масси-Фергюсон» (Massie-Ferguson); во Франции — «Режи насьональ дез юзин Рено» (Rеgie Nationale des Usines Renault); в ФРГ — «Фенд энд Ко» (X. Fend and Со); в Италии — «ФИАТ С. п. А.» (FIAT S. р. А.); в Японии — «Комацу лтд» (Komatsu Ltd).

Табл. 3. — Производство тракторов в некоторых капиталистических странах (без садово-огородных), тыс. шт.

Страны

1960

1970

1975

США

Великобритания

ФРГ

Япония

Италия

Франция

204

186

121

5

39

63

221

163

105

81

94

69

270

120

116

207

116

57

  В 70-е гг. 20 в. произошло слияние капиталов ряда тракторопроизводящих фирм США и Западной Европы. В связи с насыщением парка развитых капиталистических стран и резким увеличением цен на тракторы спрос на них непрерывно сокращается, соответственно сокращается и производство.

  Лит.: Трепененков И. И., Развитие советской тракторной техники, М., 1953; Гуревич А. М., Краткая история отечественного тракторостроения, Сталинград, 1954; Смирнов А. И.,… Ценой громадной технической эволюции, М., 1971.

  Н. Ф. Чухчин.

Ошибка или спасение?

Приватизация 90-х была редким случаем в истории России, когда государство не отнимало имущество у народа, а что-то ему дало, причём бесплатно, считает старший эксперт Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков.

По словам экономиста Владимира Мау, на момент начала приватизации государство было неспособно эффективно контролировать свою собственность. Массовым явлением стал захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными на быстрое получение прибылей.

Мало кто знает, что до приватизации российская нефтянка была убыточной: добычу нефти дотировали. А после приватизации у нас добыча нефти стала расти на уровне 7-8% в год. Угольная промышленность при конце советской власти также была дотационной, а после приватизации стала прибыльной.

Пересматривать итоги приватизации нельзя, это породит лишь волну ненужных конфликтов. Нужно смотреть, насколько эффективно работает приватизированное предприятие. Если «Норильский никель» из нахлебника госбюджета стал его донором, тогда какая разница, кому он принадлежит и как осуществлялась его приватизация?

Нажмите дял увеличения

Принципы размещения предприятий

Предприятия строятся на планово-научной основе. Проектирование заводов предопределено рядом факторов, каждый из которых устанавливает свои условно-территориальные ограничения по размещению промпредприятий. Их характеристики сведены в таблицу:

Факторы размещения Характеристика фактора
1. Сырьевой Тракторные машины относятся к металлоёмкой продукции, поэтому заводы целесообразно располагать вблизи металлургических комплексов.
2. Потребительский Номенклатура тракторной техники разнообразна, в зависимости от экономической ориентации района организуются производства: в степных районах — сельскохозяйственной техники, в лесозаготавливающих — тяжёлых тракторов.
3. Интеллектуальный Для выпуска современной конкурентоспособной техники большое значение имеет близость специализированных научно-исследовательских институтов и учебных заведений для подготовки квалифицированных кадров.
4. Транспортный Тракторная техника громоздка, сложна в транспортировке, предприятия удобнее располагать вблизи транспортных сетей.
5. Трудоресурсный Машиностроительные заводы по выпуску тракторов построены по универсальному принципу. Помимо основного, развиты вспомогательные производства: заготовительное, инструментальное, кузнечно- прессовое. Численность персонала достигает нескольких тысяч человек, многие предприятия являются градообразующими.

Главным фактором размещения станкостроения является интеллектуальный. Специфика производства требует наиболее квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, высокий уровень технологической оснащённости, тесный контакт с научной базой. Соответствие местоположения промышленных комплексов факторам создаёт предпосылки для планомерного развития.

Становление тракторостроительной отрасли

Датой рождения отрасли принято считать 1923 год, когда из ворот петроградского завода вышла первая серийная машина. Позже, в годы индустриализации в Советском Союзе, заработали крупные тракторные заводы в городах: Челябинске, Сталинграде, Харькове. Начавшаяся война заставила перепрофилироваться на выпуск военной техники.

Восстановительный период

После Великой Отечественной войны тракторостроение получило дополнительное развитие: производство различных моделей тракторов было налажено на Урале, в Сибири, во многих советских республиках.

История

Первые подобные тракторам машины появились ещё в XIX веке и были паровыми. Так, ещё в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард использовал для пахоты локомобиль. Во второй половине XIX века на полях Великобритании работало уже около двух тысяч таких машин. В 1892 году Джон Фролих из округа Клейтон, штата Айова, США изобрел, запатентовал и построил первый трактор, работающий на нефтепродуктах.

В России первая заявка на «экипаж с подвижными колеями», то есть на гусеничный ход, была сделана в 1837 году русским крестьянином, впоследствии штабс-капитаном русской армии, Дмитрием Загряжским. Вот как он описал своё изобретение: «Около каждого обыкновенного колеса, на котором катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колёсами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колёс равняются звеньям цепи; цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность» (из привилегии, выданной в марте 1837 года).

По недостоверным источникам, первый русский паровой гусеничный трактор был построен уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым.

Согласно документам, в 1879 году он получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» и вскоре построил такую гусеничную тележку для использования с конной тягой. Также Блинов выступал с докладом «Паровоз с бесконечными рельсами для проселочных дорог» на нижегородской выставке в 1896 году.

Писатель Лев Давыдов (наст. фамилия Ломберг) утверждал, что постройка прототипа (самоходного) трактора была закончена Блиновым в 1888 году. Готовой паровой машины малых габаритов ещё не существовало, и Фёдор Абрамович сам соорудил её из листового железа и труб сгоревшего вблизи Балаково парохода. Затем он изготовил такую же вторую машину. Обе они делали по сорок оборотов в минуту. Каждая из них управлялась раздельно. Скорость движения трактора соответствовала скорости движения быков — три версты в час. Таким образом, устройство приводилось в действие двумя паровыми машинами (по одной на каждую «гусеницу») мощностью в 10-12 лошадиных сил каждая. Ф. А. Блинов продемонстрировал его в 1889 г. в Саратове и в 1897 г. на Нижегородской ярмарке. Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.Несмотря на распространённость мнения о постройке Блиновым трактора, ни в архивах, ни где-либо ещё нет ни одного документального свидетельства об этом, есть только свидетельства о постройке им гусеничного вагона на гужевом ходу. Сведения о постройке Блиновым самоходного устройства ранее публикаций Льва Давыдова отсутствуют. (Подробнее см. Блинов, Фёдор Абрамович)

В 1896 году Чарльз В. Харт и Чарльз Парр разработали двухцилиндровый бензиновый двигатель. В 1903 году их фирма построила 15 тракторов. Их шеститонный #3 является старейшим трактором с двигателем внутреннего сгорания в Соединенных Штатах и хранится в Смитсоновском Национальном музее американской истории в Вашингтоне, округ Колумбия. Бензиновый двухцилиндровый двигатель имел совершенно ненадежную систему зажигания и мощность 30 л. с. на холостом ходу и 18 л. с. под нагрузкой.

Дэн Элбон с его прототипом Ivel Agricultural Motor. Фото из North Bedfordshire Gazette, 23 января 1903

Первым практически пригодным был трехколесный трактор Ivel Дэна Элборна 1902 года. Было построено около 500 таких легких и мощных машин.

В 1912 году фирма «Холт-Парр» начала выпуск гусеничных тракторов.
Машина эта не была гусеничной в полном смысле этого слова, так как металлические ленты были надеты только на задние опорные колёса, а впереди у этой машины оставили обыкновенные колёса.
В 1913 году на Всероссийской выставке в Киеве, где был выставлен «Холт», русские эксперты определили его неполноценность. Фирма «Холт» учла указания русских инженеров и переделала трактор целиком на гусеничный ход в 1914—1915 годах.

Первый советский трактор «Коммунар»

В годы Великой Отечественной войны был построен Алтайский тракторный завод, а в послевоенные годы — заводы в Минске, Владимире, Липецке, Кишинёве, Ташкенте, Павлодаре.

ДТ-75

Трактор ДТ-75 – гусеничный, общего сельскохозяйственного назначения. В 2013 году на Волгоградском заводе отметили 50-летие выпуска этой модели. Изделие является наиболее массовым гусеничным трактором производства СССР. Благодаря сочетанию хороших характеристик (экономичность, простота, ремонтопригодность) и невысокой стоимости агрегат приобрел отличную репутацию на отечественном рынке.

За время производства трактор ДТ-75 неоднократно модернизировался. До 2009 года было изготовлено и продано более 2741 экземпляров. В конце лета 2009 года произошел очередной рестайлинг трактора. Обновленная модель получила новое имя – «АГРОМАШ 90ТГ» и улучшенные характеристики. Трактор оборудовали новой кабиной, пластиковым капотом, а также экологически благоприятным финским мотором Sisu. Цвет изменился с традиционного красного на бело-голубой с оранжевыми вставками. Производитель не собирается снимать модель с производства, так как она пользуется большой популярностью среди фермеров.

ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ

1. Выпуск заводов принимается по общему выпуску
основных изделий, включая выпуск запасных частей и прочей продукции. При этом
выпуск запасных частей и прочей продукции приводится к основным изделиям по
стоимости продукции или трудоемкости.

2. Ценами таблиц учтен средний уровень
кооперации. При уровне кооперации 40 % и ниже к ценам применяется коэффициент
1,1; при уровне кооперации 60 % и выше к ценам применяется коэффициент 0,9.

(Измененная
редакция, Изм. № 1).

3. При проектировании заводов на выпуск
изделий различных типов (модификаций) к ценам таблиц применяется коэффициент
1,1.

Таблица 19-1

ЗАВОДЫ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ МАЛОГАБАРИТНЫХ ТРАКТОРОВ, ТРАКТОРОВ И МАШИН ДЛЯ ГОРНОГО
ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРОПАШНЫХ ТРАКТОРОВ, КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ, ГУСЕНИЧНЫХ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТРАКТОРОВ

Объекты проектирования

Основной показатель объекта

Постоянные величины разработки рабочей
документации, тыс. руб.

Отношение к стоимости разработки
рабочей документации

проекта К1

рабочего проекта К2

а

в

1

2

3

4

5

6

7

Заводы по
производству тракторов с годовым выпуском, тонн номинального тягового усилия:

1

От 2000 до
5000

1 т
номинального тягового усилия

161

0,09

0,2

1,07

2

Св. 5000
» 10000

то же

386

0,045

0,2

1,07

3

» 10000 » 50000

576

0,026

0,2

1,07

4

» 50000 » 100000

676

0,024

0,2

1,07

5

» 100000 » 200000

2276

0,008

0,2

1,07

6

» 200000 » 300000

2676

0,006

0,2

1,07

(Новая
редакция, Изм. № 1).

Примечание.

Ценами таблицы
не учтена стоимость проектирования следующих производств: радиаторов, водяных и
масляных насосов и других деталей, изготовляемых на специализированных заводах.

(Новая
редакция, Изм. № 1).

Таблица 19-2

ЗАВОДЫ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТРАКТОРНЫХ, КОМБАЙНОВЫХ, ПУСКОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Объекты проектирования

Основной показатель объекта

Постоянные величины разработки рабочей
документации, тыс. руб.

Отношение к стоимости разработки
рабочей документации

проекта К1

рабочего проекта К2

а

в

1

2

3

4

5

6

7

Заводы по
производству двигателей с годовым выпуском, тыс. л. с.

1

От 2000 до
5000

1 тыс.

577

0,1

0,2

1,07

2

Св. 5000
» 7000

л. с.

707

0,074

0,2

1,07

3

» 7000 » 10000

815

0,06

0,2

1,07

4

» 10000 » 20000

865

0,055

0,2

1,07

5

» 20000 » 30000

965

0,05

0,2

1,07

(Новая
редакция, Изм. № 1).

Примечание.

Ценами таблицы не
учтена стоимость проектирования следующих производств: топливной аппаратуры,
радиаторов, водяных и масляных насосов, фильтров топлива, масла и воздуха,
деталей поршневой группы и других деталей, изготовляемых на специализированных
заводах.

(Новая
редакция, Изм. № 1).

Таблица 19-3

ЗАВОДЫ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТРАКТОРНЫХ И КОМБАЙНОВЫХ АГРЕГАТОВ, ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ И
ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ К ТРАКТОРАМ И КОМБАЙНАМ

Объекты проектирования

Основной показатель объекта

Постоянные величины разработки рабочей
документации, тыс. руб.

Отношение к стоимости разработки
рабочей документации

проекта К1

рабочего проекта К2

а

в

1

2

3

4

5

6

7

Заводы по производству
тракторных и комбайновых агрегатов с годовым выпуском, тыс. руб.

1

От 30000 до
50000

1 тыс. руб.

304

0,011

0,2

1,06

2

Св. 50000
» 100000

то же

504

0,007

0,2

1,06

3

» 100000 » 200000

604

0,006

0,2

1,06

4

» 200000 «300000

804

0,005

0,2

1,06

Заводи по
производству топливной аппаратуры с годовым выпуском, тыс. руб.

5

от 10000 до
25000

395

0,01

0,2

1,06

6

св. 25000
» 50000

420

0,009

0,2

1,06

7

» 50000 » 100000

570

0,006

0,2

1,06

8

» 100000 » 200000

870

0,003

0,2

1,06

Заводы по
производству запасных частей с годовым выпуском, тыс. руб.

9

от 10000 до
25000

180

0,007

0,2

1,08

10

св. 25000
» 60000

205

0,006

0,2

1,08

11

» 60000 » 100000

265

0,005

0,2

1,08

12

» 100000 » 200000

365

0,004

0,2

1,08

Примечания:

1. Стоимость разработки
проектно-сметной документации на строительство заводов по производству
гидроагрегатов следует определять по ценам на проектирование завода тракторных
агрегатов с применением коэффициенте 1,2.

2. Стоимость
разработки проектно-сметной документации на строительство заводов по
производству турбокомпрессоров следует определять по ценам на проектирование
заводов топливной аппаратуры с применением коэффициента 0,9.

(Новая
редакция, Изм. № 1).

Дислокация тракторостроения

Годы перестройки и приватизации почти разрушили тракторостроительную отрасль. Финансовые барьеры разорвали связь между заводами и профильными НИИ. Отсутствие научных наработок, дефицит оборотных средств привели к снижению конкурентоспособности выпускаемой техники, падению объёмов производства, ликвидации ряда предприятий, например, таких, как Волгоградский тракторный.

Машиностроение России никак не оправится от кризисных явлений, установить причины несложно:

  • заводские мощности изношены;
  • техническое перевооружение не проводится, технологическая база отстаёт в развитии;
  • многие профтехучилища закрылись, сложился дефицит кадров, особенно в металлообработке;
  • потребители предпочитают более современную импортную технику.

К действующим центрам тракторостроения относятся предприятия:

  • в Санкт-Петербурге, где выпускаются сельскохозяйственные трактора, тракторная техника специального назначения, продукция экспортируется во многие страны мира;
  • в Челябинске по выпуску колёсной и гусеничной техники;
  • в Чебоксарах, где производиться тяжёлая бульдозерно-рыхлительная техника;
  • в Петрозаводске, на Алтае по выпуску машин для лесопромышленного, газового и нефтяного комплексов.

Предприятия тракторо- и станкостроения могут получить дальнейшее развитие, если выпускаемая техника будет соответствовать зарубежным аналогам по экономичности, надёжности, экологическим параметрам. Восстановление утраченных позиций машиностроения требует особого государственного внимания по типу национальных проектов, какие уже приняты по ряду направлений.

Предыдущая
ГеографияНаселение Канады — характеристика, плотность и численность
Следующая
ГеографияЧто изучает география? кратко для 5 класса

Кировец К744

Модель выпускается на Петербургском тракторном заводе. Базовая модификация выполнена на колесах с шинами низкого давления. Дополнительно существует возможность заменить колеса специализированными гусеничными модулями. Траки трактора К744 изготовлены из армированной резины, благодаря этому машина может передвигаться по асфальтовому покрытию, не повреждая его.

Кировец К744 имеет 4 модификации, главным отличием которых является мощность силовой установки. Производитель устанавливает на трактор автоматизированную КПП с безрычажным управлением. Переключение осуществляется джойстиком и расположенными на нем кнопками. КПП имеет 16 передач для движения вперед, и 8 – назад.

Кабина трактора отличается высокой степенью комфорта и функциональностью. В кабине К 744 установлен бортовой компьютер. Он сообщает оператору о работе всех систем и механизмов. Органы управления расположены в непосредственной близости от сидения механизатора. Такое расположение дает возможность трактористу без труда управлять многотонной машиной. Т744 хорошо зарекомендовал себя при выполнении любых видов сельскохозяйственных работ в различных климатических условиях.

Из вышеперечисленного следует, что со времен советского союза отечественное тракторостроение развивается. Независимо от того, что гусеничная техника менее востребована, чем колесная, она постоянно модернизируется, и по многим техническим показателям не уступает зарубежным аналогам соответствующего класса.

Волгоградский завод

Решение о строительстве данного завода было принято еще в 1926 году. Оно стало одним из первых промышленных предприятий, построенных по планам ускоренной индустриализации Советского Союза. До 1961 года завод назывался Сталинградским ТЗ им. Ф. Э. Дзержинского. В возведении его мощностей приняли участие западные специалисты. Интересным является тот факт, что предприятие было построено в США, затем разобрано и по частям перевезено в СССР, где на его сборку ушло 6 месяцев. Действующим завод считается с 1930 года. Вскоре он заслужил статус одного из крупнейших производств по выпуску гусеничных тракторов в России.

Предприятие специализируется именно на гусеничной технике. Причина тому проста – в отличие от колесных моделей, во время работы она не повреждает плодородный слой почвы. Кроме того, гусеничная техника, благодаря широким тракам, имеет большую мощность и проходимость. Тем не менее завод не намерен останавливаться на достигнутом успехе. В планы руководства входит налаживание выпуска также колесных модификаций. Наиболее популярные российские гусеничные трактора Волгоградского завода – ДТ-75 и ВТ-100. Рассмотрим их подробнее.

Проблемы машиностроительного комплекса России

Ведущая отрасль промышленности в настоящее время испытывает целый ряд серьёзных проблем, требующих принципиально новых методов решения:

  1. Износ основных фондов, превышающий 50%. И это, при крайне низком уровне обновления. Подчас, промышленные корпуса заводов и фабрик требуют сноса или капитального ремонта, а оборудование, отслужившее более полустолетия – замены. Сегодня недопустимо работать на станках и машинах, отслуживших эксплуатационный срок. В среднем, при надлежащем обслуживании, он составляет 22 года.
  2. Инвестиционная непривлекательность. Кто будет вкладывать средства в практически полностью изношенное оборудование, производящее никому ненужную продукцию?
  3. Отсутствие гибкости, возможности своевременного манёвра для быстрого перехвата наиболее выгодных заказов. Слишком глубокая специализация, рассчитанная на гарантированныйдлительный, устойчивый сбыт, порождает своеобразный консерватизм, препятствующий кардинальным, резким изменениям направления деятельности. Что приводит к простоям, старению оборудования, потери материальной заинтересованности персонала в результатах своего труда.
  4. Предельно низкий уровень инноваций. Современное производство требует не только внедрения передовых технологий, но и обладания новейшими, конкурентоспособными разработками.
  5. Старение кадров. Отсутствие высококвалифицированного персонала, способного работать на ультрасовременном оборудовании и готового к постоянному переобучению. Здесь одним из решающих факторов является уровень оплаты труда, заставляющий перспективную молодёжь искать работу в других регионах страны или за рубежом.

Решение проблем износа и технической отсталости машиностроительного комплекса требует: гигантских инвестиций, рассчитанных на длительные сроки окупаемости; плюс государственной политической поддержки отечественных производителей, реализуемой на законодательном уровне.

Область применения гусеничных тракторов

Гусеничные трактора российского производства имеют обширную область применения. С их помощью решается огромный перечень разнообразных задач. В то же время, всю гусеничную специализированную технику можно разделить на несколько основных категорий:

  • Аграрную или сельскохозяйственную. Особенностью такой техники является возможность смены навесного оборудования, перечень которого очень велик. Сельскохозяйственные машины универсальны, и поэтому могут быть использованы не только в аграрном секторе. К примеру, допустимо их применение в качестве тягачей. В эту категорию включена гусеничная спецтехника класса мини.
  • Промышленную. Российский трактор на гусеничном ходу промышленного типа используется в качестве базового шасси для установки специального навесного оборудования. Промышленная спецтехника может выпускаться в стандартном или болотном исполнении. Машина второго вида имеет измененную ходовую часть. В ней увеличена опорная площадь гусениц.
  • Трелевочную. Это трактора, используемые для заготовки и вывоза древесины. Они оборудованы платформой, на которую грузятся очищенные от веток стволы. Трелевочная техника также выпускается в болотном или стандартом исполнении. Помимо этих двух видов, существует еще один вариант исполнения. Речь идет о плавающих трелевочных машинах.

Зачастую на базе гусеничных трелевочных машин
изготавливается техника, предназначенная для выполнения работ, связанных с
восстановлением лесов и их защиты от огня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector