10 основных производителей тракторов из россии
Содержание:
- По типу движителей (ходовой системы) тракторы классифицируют на:
- Преимущества и недостатки
- Классификация по типу остова
- Типы тракторов/минитракторов
- Особенности конструкции
- Классификация тракторов по назначению и специфике работ
- По назначению различают тракторы:
- Т-150
- Примечания
- Марки трелевочных тракторов
- Список тракторных заводов СССР
- Система отбора мощности
- Назначение техники
- Основные отрасли, использующие колесные тракторы.
- Устройство трактора
- Трактора тягового класса 1,4 КН
- Отличия от других транспортных средств
- Классификация по типу движителя
По типу движителей (ходовой системы) тракторы классифицируют на:
- колесные, передвигающиеся с помощью колесного движителя. Колесные подразделяются по «колесной формуле», отражающей общее число колес, число ведущих колес и их размеры. Классический четырехколесный трактор с передними управляемыми колесами меньшего диаметра и задними ведущими большего диаметра имеет колесную формулу 4К2. Здесь первая цифра «4» показывает общее число колес, а вторая цифра «2» — число ведущих колес. Если при тех же данных и передние колеса ведущие, но меньшего диаметра, то трактор имеет колесную формулу 4К4а, где вторая цифра «4» показывает, что трактор имеет четыре ведущих колеса (все колеса ведущие), а буква «а» — указывает на меньший диаметр передних ведущих колес. Тракторы со всеми четырьмя ведущими колесами одного диаметра имеют колесную формулу 4К4б, где буква «б» указывает на равенство диаметров передних и задних колес. Встречаются тракторы с большим числом ведущих колес, особенно среди лесотехнических и лесохозяйственных (6К6, 8К8). Трактор с одним или двумя сближенными передними управляемыми колесами имеет колесную формулу 3К2.
- гусеничные, передвигающиеся с помощью гусеничного движителя
- полугусеничные, в которых используются колесные и гусеничные движители одновременно (ЮМЗ-6КЛ)
Преимущества и недостатки
Обладатели райдеров получают сразу несколько преимуществ по сравнению с владельцами мини-тракторов и газонокосилок:
- Универсальность. Сочетание функционала трактора, газонокосилки, культиватора, снегоуборщика и других устройств.
- Маневренность. Благодаря короткой колесной базе и маленьким габаритам райдер способен аккуратно проходить между грядками и кустами (например, выкашивать сорные травы в междурядьях).
- Мульчирование. Большинство райдеров оснащено встроенным измельчителем, превращающим скошенную траву в готовую мульчу.
- Широкий захват. За счет того, что редуктор вынесен за пределы корпуса, деку удается оснастить дополнительными ножами, увеличивающими рабочую зону райдера.
- Сервис. Купить запчасти или найти специализированные мастерские для райдера гораздо легче, чем для трактора или газонокосилки.
Мнение эксперта
Кузнецов Василий Степанович
Единственный недостаток данных машин – их высокая стоимость. Райдер обойдется в 2-3 раза дороже мини-трактора.
Классификация по типу остова
Остов — это основная часть техники, на которую приходится нагрузка. На раму закрепляют все основные элементы машины. По типу остова агрегаты бывают:
- Рамные;
- Полурамные;
- Безрамные.
Рамный
Рама состоит из продольных лонжеронов, на которые закрепляются поперечные балки для установки основных агрегатов машины. Масса рамной техники больше, чем полурамной или безрамной, но её преимущество в жесткости, прочности и легкому доступу к отдельным механизмам. При необходимости ремонта, можно снять отдельную часть механизма и произвести его замену без разбора всего агрегата.
Рамный остов устанавливают на технике с гусеничным типом движителя. Навесное оборудование закрепляется кронштейнами на раме.
Полурамный
Полурамный остов состоит из литых корпусов, на которые крепятся основные узлы техники, и нескольких лонжеронов для крепления силового агрегата. Преимущество этого типа в доступности обслуживания основных узлов агрегата, но доступ к второстепенным механизмам затруднен.
Полурамные машины распространены больше, чем остальные. Этот остов используется на универсальной, сельскохозяйственной и коммунальной техники. Например, трактор МТЗ-80 базируется на полурамном остове.
Безрамный
Безрамный остов машины — это соединенные корпуса двигателя и трансмиссии, которые образуют общую систему для закрепления второстепенных деталей и механизмов. Безрамная техника компактна, но обслуживание и ремонт этих агрегатов вызывает сложность, потому что доступ к отдельным узлам возможен только при снятии основного корпуса. Например, на тракторе ДТ-20 установлен безрамный остов.
Тяговый класс
Тяговый класс — это технические характеристики мощности трактора. Определение мощности агрегата через тяговый класс используется только в России и СНГ, в других странах мощность определяется только количеством лошадиных сил двигателя.
Преимущество классификации по тяговому классу в том, что мощность определяется не только количеством лошадиных сил двигателя, но и типом ходовой части и массой машины. Разделение на классы по тяговому классу стандартизировано в соответствии с ГОСТ 27021-86.
Подключение навесного оборудования также распределяется по тяговому классу, чем он выше, тем тяжелее и производительней подключается оборудование
- 0, 1-0,2 — мотоблоки и мини-тракторы;
- 0,4-0,9 — универсальная техника мощностью до 50 л.с.;
- 1,4 — МТЗ-80 и другие универсальные агрегаты;
- 5 — тяжелые промышленные и сельскохозяйственные машины.
Типы тракторов/минитракторов
Все тракторы подразделяются на два типа – на колесном и гусеничном ходу. Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки.
Тракторы на колесном ходу отлично подходят для эксплуатации даже на городских дорогах, так как они могу развивать довольно высокую скорость движения. К недостаткам можно отнести небольшую силу сцепления с грунтом, из-за чего ограничивается сила тяги трактора. Если колесный трактор работает на мягком рыхлом грунте, то возможна пробуксовка колес машины. Чтобы устранить этот недостаток были сконструированы модели тракторов с приводом на все четыре колеса. Полноприводные тракторы не пробуксовывают на мягкой почве, но из-за большого веса машины они сильно утрамбовывают грунт. Чтобы уменьшить силу давления колес трактора на почву используются шины увеличенной ширины, а на особо тяжелых типах тракторов применяются сдвоенные колеса.
Тракторы на гусеничном ходу обладают еще большей силой тяги, чем колесные тракторы. К недостаткам относится невозможность их эксплуатации на асфальтированных покрытиях. Только тракторы с резинотросовыми гусеницами могут использоваться на асфальте без риска его повреждения. Несмотря на то, что скорость движения тракторов на гусеничном ходу не превышает 40 км/час, эти машины не оказывают сильного давления на почву из-за большой площади соприкосновения с ней. Гусеничные тракторы нашли широкое применение в сельскохозяйственной отрасли и промышленном хозяйстве.
Минитракторы- это тракторы, как правило, на колесном ходу, но имеющие несколько меньшие габариты чем их старшие собратья. Двигатели минитракторов обычно имеют мощность не более 40-50 л.с. Например, в ассортименте нашей компании предлагаются такие минитракторы: MITSUBISHI MT180D, TYM T233 и их вариации, включая экскаваторы-погрузчики. TYM T433, T503, T723 и T1003 являются уже полноразмерными тракторами.
От того, для каких целей предназначается трактор, целиком зависит его конструктивное решение.
Особенности конструкции
Конструктивно, трелевочная машина похожа на классический трактор, устройство даже собирается на основе этого агрегата, например ЛТЗ-55. На раму, с задней стороны машины, крепят платформу с лебёдкой, на которую впоследствии будут частично загружаться хлысты (стволы поваленных деревьев без корней и веток).
Особенность устройства, увеличенная опорная площадь, для уменьшения давления на почву. Подвеска и колёса трактора усилены, что бы свободно передвигаться по лесу и пересеченной местности.
Кабина оператора расположена в передней части трактора, чтобы распределение деревьев относительно водителя было равномерно. При необходимости, на установку помещается дополнительное оборудование, которое расширяет функционал агрегата. К такому оборудованию относится: платформа, дополнительный захват, рама и прочее.
Классификация тракторов по назначению и специфике работ
По данному критерию трактора можно разделить на 2 большие группы – сельскохозяйственные и промышленные.
Классификация сельскохозяйственных тракторов включает такие типы агрегатов:
- общего назначения – для выполнения широкого спектра полевых работ (кроме уборки и обработки урожая);
- универсальные – кроме подготовки грунта, используются для обработки и уборки урожая;
- универсально-пропашные – используются для подготовки грунта, для посадки, уборки и обработки урожая. Не активно используются на целинных грунтах;
- специализированные – используются зависимо от культуры и вида производства. Бывают виноградниковые, садоводческие, тепличные и т. д.
Промышленные агрегаты делятся на:
- общего назначения – в основном используются с бульдозерными отвалами и разнообразными бурами;
- болотоходные;
- специализированные (погрузчики, трубоукладчики, для подземных и подводных работ и т. д.);
- лесопромышленные. В свою очередь также делятся на трелевочные, болотоходные и плавающие.
По назначению различают тракторы:
- общего назначения — Агромаш-90 ТГ (ВТ-90), рестайлинг ДТ-75М, Беларус-2022, Т-402А, Т-5.01, К-744Р используемые для энергоемких работ в сельскохозяйственном производстве (пахоты, посева, культивации, уборки зерновых культур и т. д.);
- универсально-пропашные — МТЗ-80.1 МТЗ-82, Беларус-1221, ЛТЗ-155.4, используемые для посева, ухода и уборки пропашных культур, ограниченного использования на первичной обработке почвы;
- Разновидность универсальных колесных тракторов — самоходное шасси ВТЗ-30СШ и его модификации
- специализированные — применяемые для возделывания отдельных сельскохозяйственных культур (хлопка — МТЗ-80Х, чая — Т-16 ММЧ, винограда, хмеля), а также в зависимости от условий (горный, мелиоративный, болотоходный — ДТ-75Б)
Т-150
Гусеничный трактор Т-150 лучшая модель советского тракторостроения. Благодаря своим высоким техническим характеристикам, он получил широкое применение в различных областях. Машина отличается скоростью и проходимостью по пересеченной местности.
Основой машины служит рама из двух лонжеронов и поперечных балок. На передней части рамы закреплен силовой агрегат трактора. Двигатель установлен на резиновые подушки, для снижения вибрации в кабине водителя. Задняя часть рамы жестко соединена с коробкой передач. Над коробкой переключения передач установлена кабина.
Коробка переключения передач имеет четыре режима:
- Тяговый (медленный);
- Рабочий;
- Транспортный;
- Задний ход.
Для каждого режима предусмотрено по 4 передачи. Переключение передач осуществляется гидромуфтами. Это позволяет переключать передачи во время движения, не снижая оборотов двигателя. Назначение и общее устройство трансмиссии гусеничного трактора отличается от колесного варианта ХТЗ. Существует возможность включать передачи отдельно для каждого трака, благодаря этому можно выполнить разворот трактора на одном месте. КПП оборудована валом отбора мощности (ВОМ), предназначенным для передачи крутящего момента к навесному оборудованию.
Т-150 оснащается шестицилиндровым дизельным двигателем СМД60. Номинальная мощность силовой установки составляет 150 л.с. Двигатель имеет V образное расположение цилиндров и смешанное (вода-масло) охлаждение. Запуск мотора комбинированный. Электростартером запускается бензиновый пускатель, приводящий в действие основной силовой агрегат. В холодное время года для облегчения запуска предусмотрен предпусковой подогреватель.
Примечания
- Трактор, статья из Большой советской энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
- Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.
- , с. 27.
- .
- , с. 21−22.
- Удод И. С. Токмак — родина отечественного тракторостроения // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 1, с. 87-92.
- . Система агрегатирования в промышленности (2007).
- Трактор: Учебн. пособие для учащихся 9 и 10 кл. сельск. школы / Под. ред. Орлова М. А.. — М.: Просвещение, 1977. — 303 с.
- . trackmuseum.ru. Дата обращения 8 сентября 2016.
Марки трелевочных тракторов
Трелевочная техника востребована в лесозаготовительной промышленности. Поскольку заготовка древесины необходима, тихоходные агрегаты выпускают в большинстве стран. В зависимости от производителя, меняются характеристики машин. Каждый пытается привлечь пользователя, внося в продукцию технические коррективы.
Рынок богат продукцией, зарубежного и местного выпуска. Кроме того, в хозяйствах встречаются машины, выпущенные в СССР. Среди российской техники пользуется спросом продукция Барнаульского, Кировского, Онежского заводов и другие. Зарубежная техника известна продукцией компаний «Caterpillar», «John Deere» и др.
Список тракторных заводов СССР
Создание единого тракторного хозяйства СССР началось с момента подписания В. И. Лениным Декрета «Об едином тракторном хозяйстве» в 1920 году. Машиностроительные заводы стали серийно выпускать тракторы различного назначения; а также начинается строительство тракторных заводов.
Список переквалифицированных и профильных заводов:
- Онежский тракторный завод (основан в 1703 году)
- Кировский завод или «Красный Путиловец», ныне Петербургский тракторный завод (основан в 1801 году)
- Брянский машиностроительный завод (основан в 1873 году)
- «Красный прогресс» (основан в 1882 году)
- Завод имени Малышева (основан в 1896 году)
- Сталинградский (Волгоградский) тракторный завод (основан в 1930 году)
- Харьковский тракторный завод (основан в 1930 году)
- Челябинский тракторный завод (основан в 1933 году)
- Алтайский тракторный завод (основан в 1941 году)
- «Липецкий трактор» (основан в 1944 году)
- Владимирский моторо-тракторный завод (основан в 1945 году)
- Минский тракторный завод (основан в 1946 году)
- Павлодарский тракторный завод (основан в 1966 году)
- Чебоксарский завод промышленных тракторов (основан в 1972 году)
Система отбора мощности
Механическая система отбора мощности
- При независимом приводе ВОМ разделение потока мощности осуществляется перед основной трансмиссией трактора, что позволяет осуществлять привод агрегатируемых машин независимо от того, движется трактор или остановлен, а также производить влключение, выключение и изменение частоты вращения ВОМ при движении трактора.
- Полунезависимый привод ВОМ отличается тем, что не позволяет производить его включение и отключение при движении трактора.
- При зависимом приводе ВОМ разделение потока мощности осуществляется после главной муфты сцепления (или гидротрансформатора). Зависимый привод конструктивно проще независимого, поскольку о осуществлется от одного из валов коробки передач, но не позволяет осуществлять привод агрегатируемых машин при выключенном сцеплении, а также осуществлять включение и выключение ВОМ при движении трактора. Зависимым приводом ВОМ оборудуются в основном промышленные тракторы.
- При синхронном приводе ВОМ отбор мощности производится от главной передачи и вращение ВОМ согласовано со скоростью трактора.
- Современные тракторы, как правило, имеют многорежимные ВОМ. Частота вращения ВОМ может регулироватьтся ступенчатыми или бесступенчатыми трансмиссиями. В России стандартом установлены следующие режимы работы механизма отбора мощности сельскохозяйственных тракторов: независимые 540 и 1100 об/мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и синхронный режим — 3,6 оборотов ВОМ на 1 метр пройденного пути.
Назначение техники
Трелевочный трактор, это специальная техника, применяемая на работах по заготовке леса. Функции, выполняемые устройством, сбор и транспортировка деревьев к месту хранения или обработки. Метод, используемый тихоходной машиной, частичная погрузка дерева на платформу и войлок к месту назначения.
Процесс трелёвки, это транспортная операция со спецификой. Особенность процесса в том, что техника не нуждается в прокладке дорог и путей, а работает в условиях бездорожья, не зависимо от времени года.
На промышленных предприятиях, фермах, лесных угодьях этот вид транспорта незаменим. Распространение и популярность получили трелевочные трактора СССР, выпускаемые на заводе «Онежский» в Петрозаводске.
Узнаваемая модель, ТДТ-55, выпуск техники вёлся до двухтысячных годов. Тихоходная установка укомплектовывалась двигателями, которые различались по характеристикам, поэтому её использовали на участках дифференцированной сложности.
Основные отрасли, использующие колесные тракторы.
Основной сегмент использования машин марки «Кировец» К 700, К701 остается за отраслями сельского хозяйства и дорожного строительства. Организации данной направленности лидируют в списках продаж колесных тракторов в их адрес. Действительно за годы эксплуатации крупногабаритные колесные механизмы данной марки зарекомендовали себя с положительных сторон. Базовая модель легко адаптируется под современное оборудование и начинку, позволяя тем самым увеличить рабочие характеристики, условия управляемости и комфорта. Данная марка колесных тракторов может с успехом использоваться в любых регионах страны.
Устройство трактора
Основная статья: Устройство трактора
Мирный трактор, 1920-е годы.
Основные элементы трактора: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование. Вне зависимости от типа, силовой установкой современных тракторов является дизельный двигатель (раньше также использовались бензиновые, керосиновые, газогенераторные, нефтяные двигатели внутреннего сгорания). Рулевое устройство колёсных тракторов аналогично автомобильному. Для осуществления поворота гусеничных тракторов притормаживают одну из гусениц фрикционом.
Рабочее оборудование: Тракторы оборудуются гидравлической навесной системой (ГНС), которая служит для соединения трактора с навесной и полунавесной машиной, и управления работой этих машин. ГНС состоит из двух основных частей: из навесного устройства и гидравлической системы. Также на многих тракторах имеется вал отбора мощности (ВОМ), который предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин.
Трактора тягового класса 1,4 КН
Машины данного тягового класса являются самым популярными в народном хозяйстве стран бывшего союза, составляют самую обширную линейку модельного ряда и успешно конкурируют на рынках дальнего и ближнего зарубежья. Трактора агрегатируется с различным навесным оборудованием с механическим и гидравлическим приводом, обеспечивая использование данных моделей в самом широком спектре работ. Первая техника вышеуказанного тягового класса МТЗ 50(52) стала основой для выпуска целой серии моделей.
Трактора МТЗ 80-82 с начала своего выпуска, включая свои специальные модификации МТЗ 80Х МТЗ 82Н, по сегодняшний день претерпели ряд технических обновлений, включая установку модернизированных двигателей Д 242, Д 243, Д 244, Д 245 и разновидностей конструкций КПП с постоянным зацеплением шестернёй и гидроуправляемым включением передач. Результатом глубокой модернизации МТЗ 80(82) является трактор марки МТЗ 100 и, МТЗ 102 соответственно, выпускаемый с 1984 года. Дальнейшее расширение модельного ряда тракторов данного класса обеспечило способность конкурировать на внешних рынках и соответствовать мировым стандартам учитывая развитие технологий.
№ | Модель трактора МТЗ | Мощность л/с | Двигатель | Диапазон скорости км/ч,КПП вперёд/назад |
1 | 80.1 | 82 | Д 243 | 1,9-34,5
18/4 |
2 | 82.1 | 82 | Д 243 | 1,9-34,5
18/4 |
3 | 90 | 90 | Д 243.1 | 1.94-34,3
18/4 |
4 | 92 | 90 | Д 243.1 | 1.94-34,3
18/4 |
5 | 92П | 89 | Д 245.5 | 2,15-15,5
9/8 |
6 | 92П газодизель | 78 | ГД 243-1321 | 8/8 |
7 | 100(102) | 100 | Д 245 | 1,9- 35
16/8 |
8 | 62,2 | Lombardini LDW 2204T | 1,23-36,8
16/8 |
|
9 | 510 | 57 | Д-244 | 1,45-26,8
9/2 |
10 | 512 | 57 | Д-244 | 1,45-26,8
9/2 |
11 | 520 | 62 | Д-242 | 1,45-26,8
9/2 |
12 | 522 | 62 | Д-242 | 1,45-26,8
9/2 |
13 | 570 | 57 | Д-242 | 1,45-26,8
18/4 |
14 | 572 | 57 | Д-242 | 1,45-26,8
18/4 |
15 | 592.2 | 64.6 | Д-242С | 1,45-26,8
14/4 |
16 | 82 | Д-243.С | 1,9-34,3
18/4 |
|
17 | 1220.1 | 122,4 | Д-245.2S2 | 2,19-40
16/8 |
18 | 1221.2 | 130 | Д-243.С | 2,1-33,8
16/8 |
19 | 1221.2 газодизель | 123 | МТ05.14-50(Sinomach) | 2,1-33,8
16/8 |
20 | 1221.3 | 131,7 | Д 260.2S2 | 1,54-35
16/8 |
21 | 1221.2 сжиженный газ | 140 | ГД 260.2-846 | 1,54-35
16/8 |
22 | 900 | 84,3 | Д245.43S2 | 2,78-39,9
14/4 |
23 | 1222.4 | 136 | Д-260.2S3А | 1,98-39,44
16/8 |
24 | 1222.5 | 136 | Д-260.2S2 | 2,02-36,6
16/8 |
25 | 921 | 89 | Д-245.5 | 1,8-35
18/4 |
26 | 920 | 81 | Д-243 | 2,4-34,3
14/4 |
27 | 920.3 | 84,3 | Д245.43S2 | 2,78-39,9
14/4 |
28 | 920.4 | 84,3 | Д245.43S3А
Д245.43S3АМ |
2,78-39,9
14/4 |
29 | 923 | 95 | Д-245.5S2 | 1,8-38
14/4 |
30 | 952 | 89 | Д-245.5С | 2,1-30
14/4 |
31 | 892 | 89 | Д-245.5 | 2,6-33,8
18/4 |
32 | 820 | 81 | Д-243 | 1,9-33,4
18/4 |
33 | 1021 | 105 | Д-245 | 2,6-36,6
14/4 |
34 | 1021.3 | 110 | Д-245S2 | 2,6-36,6
14/4 синхронизированная 20/6 гидромеханическая |
35 | 1021.4 | 110 | Д245S3А Д245S3АМ | 2,6-36,6
14/4 синхронизированная 20/6 гидромеханическая |
36 | 1021.5 | 110 | Д245S3В | 2,6-36,6
14/4 синхронизированная 20/6 гидромеханическая |
37 | 1021.6 | 110 | Д-245S4 | 2,6-36,6
14/4 |
38 | 1025 базовая | 105 | Д-245 | 2,3-37
14/4 |
39 | 1025.5 | 110 | Д-245S3В | 2,3-36,6
16/8 |
Отличия от других транспортных средств
Необходимостью развития большой силы тяги при небольшой скорости движения обусловлены многие особенности конструкции трактора. Так на тракторах используются предпочтительно дизельные двигатели в том числе потому, что способны выдавать большой по величине крутящий момент при относительно низких скоростях вращения. Двигатели тракторов в большинстве случаев рассчитаны на возможность длительной работы при постоянной частоте вращения и высокой нагрузке.
КП трактора обычно имеет большое количество передач, для того, чтобы обеспечивать работу двигателя в оптимальном диапазоне оборотов при различных нагрузках и скоростях движения. Также на тракторах могут применяться гидротрансформаторы или даже электрическая передача.
Необходимость реализации большой силы тяги требует использования движителя соответствующего задаче. В большинстве случаев тракторы предназначены для движения по поверхностям, не приспособленным для движения транспорта, и могут быть не рассчитаны на движение по дорогам общего пользования. Наиболее распространены колёсные тракторы, в которых ведущие, либо все колёса имеют большую площадь контакта с поверхностью и грунтозацепы, а также гусеничные и полугусеничные. Для увеличения силы тяги применяется балластный вес.
С тракторами агрегируются различные навесные и прицепные агрегаты, а также рабочие органы. Некоторые из них требуют для своей работы подвода энергии. Для этой цели на тракторах устанавливаются валы отбора мощности, а также гидронасос создающий давление для работы гидроприводов.
Классификация по типу движителя
Движитель трактора отвечает за перемещение агрегата. По типу движения технику классифицируют на колесную и гусеничную. У колесного агрегата тяговое усилие создаётся за счет движения колёс, а у гусеничного — за счёт гусеничных лент.
Машины с гусеничным типом движителя лучше перемещается по трудному и тяжелому рельефу, чем колесные, поэтому их используют на сложной местности.
Колёсный
Тяговое усилие у колесного трактора создаётся за счет движения колес. Машины бывают как четырехколесными, так и трехколесными. Техника с тремя колесами разработана для работы на посадках хлопчатника, чтобы соблюдать междурядья. Колеса, на которые передается движение от двигателя — называют ведущими, а колеса, которые направляют технику — направляющими. Колесные формулы бывают 4×4 (полный привод) и 4х2 (задний привод). Агрегаты, у которых движение от двигателя передается на четыре колеса — это тракторы повышенной проходимости.
На колесной машине можно передвигаться по дорогам общего пользования, в отличие от техники с гусеничным типом движителя, но сцепление с землей на колесном агрегате значительно ниже, чем на гусеничном. На мягкой и влажной почве колеса могут увязнуть.
Полноприводные машины не буксуют на рыхлом грунте, но из-за их большой массы они наносят ущерб почве, поэтому на тяжелые тракторы устанавливают сверхширокие колеса по две-три пары на обеих осях.
Гусеничный
Преимущество гусеничного трактора перед колесным — это стабильное движение по мягкому влажному грунту, гусеницы не могут закопаться в землю, как колеса. Опорные катки двигаются по гусеничной цепи, распределяя массу машины на всю поверхность движителя, поэтому эта техника наносит меньше вреда почве.
Ходовая часть гусеничного агрегата состоит из остова, движителя и подвески. Конструкция остова может быть как рамной, так и полурамной. Например, рама трактора ДТ-75МВ состоит из продольных и поперечных брусьев, которые связаны между собой заклепками. Опорные катки связаны с остовом техники при помощи подвески, которая передаёт на них нагрузку и отвечает за плавное движение по пересеченной местности.
Сила тяги у гусеничной машины больше, чем у колесной. Главный недостаток этого агрегата в том, что гусеничный трактор не может передвигаться по дорогам общего пользования, потому что гусеницы разрушают асфальт.