Суперкавитационная торпеда шквал. бросок быстрого убийцы
Содержание:
- Режимы запуска торпед
- История создания
- Основы использования корабельных торпед
- Зарубежные аналоги
- История создания быстрых торпед
- Конструкция и принцип работы
- Модификации
- Примечания[править]
- Классификация
- История создания сверхзвуковой торпеды «Шквал»
- Урон от торпед
- Улучшение характеристик и живучести торпедного вооружения
- Конструкция торпеды Шквал
- Достоинства и недостатки
Режимы запуска торпед
Переключаться между широким или узким веером или между узким веером и потрубным пуском можно с помощью повторного нажатия клавиши «3».
Торпеды, выпущенные из торпедного аппарата, движутся не параллельно друг другу, а постепенно расходятся друг от друга «веером». В игре возможен сброс торпед тремя видами, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы:
- широкий веер;
- узкий веер;
- потрубный пуск (только на ряде кораблей Великобритании).
Узкий торпедный веер
300px
bottom
1
Анимация запуска торпед узким веером на длинную дистанцию
1
Анимация запуска торпед узким веером на короткую дистанцию
Достоинства
- Возможность попасть во вражеский корабль максимальным количеством торпед и нанести больший урон.
- Уменьшается возможность для вражеского корабля пройти между торпедами при движении носом или кормой.
- Высокая эффективность при атаке крупных кораблей с небольшого расстояния.
- Возможность пуска торпед по центральной части вражеского корабля, что часто увеличивает урон торпед по сравнению с попаданием в оконечности.
Недостатки
- Высокая вероятность промаха по быстро движущимся, маневренным кораблям.
- Высокая вероятность промаха на большой дистанции.
- Малая эффективность против вражеских эсминцев на большой и средней дистанции.
Широкий торпедный веер
300px
bottom
1
Анимация запуска торпед широким веером на длинную дистанцию
1
Анимация запуска торпед широким веером на короткую дистанцию
Достоинства
- Большая, в сравнении с узким веером, вероятность попадания торпедой на большой дистанции.
- Высокая вероятность попадания во вражеский эсминец на малой дистанции.
- Повышенная эффективность применения против вражеских кораблей, меняющих направление движения или скорость, то есть, использующих противоторпедный маневр.
Недостатки
- Повышенная вероятность попадания по союзным кораблям.
- Повышенная вероятность, что вражеский корабль пройдет между торпедами при движении носом или кормой.
Потрубный пуск
Им обладают только ряд кораблей Великобритании.Достоинства
Возможность создать торпедную сетку, что повышает вероятность поражения цели.
История создания
Иллюстрация из книги Джованни де ла Фонтана
итал.Giovanni de la FontanaBellicorum instrumentorum liber, cum figuris et fictitys litoris conscriptusрус.«Иллюстрированная и зашифрованная книга инструментов войны» или иначе «Книга о военных принадлежностях»
Следующим событием, предопределившем появление торпеды, стало доказательство Дэвидом Бушнеллом (англ. David Bushnell) возможности горения пороха под водой. Позже Бушнелл попытался создать первую морскую мину, оснащенную изобретенным им же часовым взрывным механизмом, но попытка ее боевого применения (как и изобретенной Бушнеллом подводной лодки «Черепаха») оказалась безуспешной.
Очередной шаг по пути к созданию торпед был сделан Робертом Фултоном(англ. Robert Fulton), создателем одного из первых пароходов. В 1797 году он предложил англичанам использовать дрейфующие мины, оснащенные часовым взрывным механизмом и впервые использовал слово торпе́до для описания устройства, которое должно было взрываться под днищем и таким образом уничтожать вражеские корабли. Это слово было использовано из за способности электрических скатов(лат. torpedo narke) оставаться незамеченными, а затем стремительным броском парализовать свою жертву.
Шестовая мина
заградительной миной
Новым этапом стало появление буксируемых мин. Такие мины существовали как в оборонительном, так и в наступательном вариантах. Оборонительная мина Гарвея (англ. Harvey) буксировалась с помощью длинного троса на расстоянии примерно 100-150 метров от корабля вне кильватерной струи и имела дистанционный взрыватель, который приводился в действие при попытке противника протаранить защищаемый корабль. Наступательный вариант, мина-крылатка Макарова также буксировалась на тросе, но при приближении вражеского корабля буксир шел курсом прямо на противника, в последний момент резко уходил в сторону и отпускал трос, мина же продолжала двигаться по инерции и взрывалась при столкновении с кораблем противника.
рус.Giovanni Biagio Luppisангл.coastsaverРоберту Уайтхедуангл.Robert WhiteheadStabilimeno Technico Fiumano
Торпеда Уайтхеда
Уайтхеду удалось решить две проблемы, стоявшие на пути его предшественников. Первая проблема заключалась в простом и надежном двигателе, который сделал бы торпеду автономной. Уайтхед решил установить на свое изобретение пневматический двигатель, работающий на сжатом воздухе и приводящий во вращение винт, установленный в кормовой части. Второй проблемой была заметность торпеды, движущейся по воде. Уайтхед решил сделать торпеду таким образом, чтобы она двигалась на небольшой глубине, но на протяжении длительного времени ему не удавалось добиться стабильности глубины погружения. Торпеды либо всплывали, либо уходили на большую глубину, либо вообще двигались волнами. Решить эту проблему Уайтхеду удалось с помощью простого и эффективного механизма — гидростатического маятника, который управлял рулями глубины. реагируя на дифферент торпеды, механизм отклонял рули глубины в нужную сторону, но при этом не позволял торпеде совершать волнообразные движения. Точность выдерживания глубины была вполне достаточной и составляла ±0,6 м.
Основы использования корабельных торпед
Главное правило при пуске торпед — убедиться, что на линии хода торпед нет, и в ближайшем будущем не ожидается, союзных кораблей!
Анимация поражающего эффекта попадания торпеды.
Для выбора торпедного вооружения необходимо нажать кнопку «3», после чего появится особый торпедный прицел, который явно обозначает допустимые сектора сброса торпед с каждого борта. Ярко зеленый сектор — направление и ширина торпедного веера. Если аппараты еще заряжаются, то прицел становится желтого цвета. Пуск осуществляется нажатием левой кнопки мыши.
Сектора торпедного прицела начинаются не прямо у борта корабля, это связано с тем, что взвод взрывателей торпед в боевое положение происходит с небольшой задержкой. Таким образом, существует некоторое расстояние от корабля, где торпеды еще не взвелись, на котором нельзя нанести урон противнику. Это стоит учесть при атаке вражеского корабля на сверхмалой дистанции.
В World of Warships присутствует автоматический расчёт упреждения для выбранной цели. Достаточно навести на него курсор и нажать клавишу «Х». После этого появится светлый сектор, отображающий упреждение для выбранного вражеского корабля. Совместив светлый и ярко-зеленый сектора, вы можете произвести пуск в предполагаемое место нахождения цели к моменту встречи с торпедами.
Зарубежные аналоги
Длительное время аналоги российской гидрореактивной торпеды отсутствовали. Только в 2005г. германская компания представила изделие под наименованием «Барракуда». Как утверждают представители производителя — Diehl BGT Defence, новинка способна перемещаться с несколько большей скоростью благодаря усилению суперкавитации. «Барракуда» прошла ряд испытаний, но ее запуск в производство пока не состоялся.
Торпеда «Барракуда» германской компании Diehl BGT Defence
В мае 2014 командующий военно-морских сил Ирана заявил, что его род войск тоже обладает подводно-торпедным оружием, которое якобы движется со скоростью до 320 км/ч. Однако в дальнейшем никаких сведений, подтверждающих либо опровергающих это заявление, не поступало.
Известно также о наличии американской подводной ракеты HSUW (High-Speed Undersea Weapon), принцип действия которой основан на явлении суперкавитации. Но эта разработка пока существует исключительно в проекте. На вооружении готового аналога Шквала пока нет ни у одного иностранного ВМФ.
Автор статьи:
Небреха Александр
История создания быстрых торпед
На самом деле подобная разработка существует уже давно, причем изначально быстрая торпеда была создана советскими военными учеными еще в 1970-х годах. Данный противолодочный подводный комплекс носит название «Шквал» и развивает скорость более 200 узлов.
Также разработкой аналогов занимался
Иран, комплекс этой страны называется «Hoot». Разрабатывались быстрые
торпеды и в Германии, однако их «Барракуда» так и не поступила в
производство. По последним данным разработкой в этой сфере занимается и США.
В чем же
особенность торпед типа «Шквал» и благодаря чему они развивают такое
ускорение?
Саму идею создания такого парового пузыря ученым подсказало известное физическое явление, порой возникающее в водном среде. Оно называется кавитация и связано с резким изменением давления под водой. Данный процесс сопровождается образованием пузырьков вакуума, которые затем схлопываются в потоке жидкости, создавая подобие гидравлических ударов.
Кавитация долгие годы считалась негативным явлением, поскольку с помощью нее противник нередко мог обнаружить подводную лодку. Ударные волны при вращении винта выдавали положение субмарины. Однако эффект кавитации оказался крайне полезным при разработке скоростной торпеды.
Конструкция и принцип работы
Конструкция торпеды М-5 на фото:
Торпеда движется в толще воды под действием тяги гидрореактивного прямоточного двигателя. Двигатель с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ за 4 секунды разгоняет торпеду до крейсерской скорости, а затем отстреливается. Далее продолжает работу маршевый двигатель, импульс данного двигателя достигается путем применением заборной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а топливом использовали гидрореагирующие металлы (алюминий, магний, литий).
Кавитатор торпеды.
Из-за огромного сопротивления воды торпеда не могла обеспечить высокую скорость, даже посредством ракетного двигателя. Прорывом в военных технологиях стал эффект кавитации в газовом пузыре, окружающем корпус в торпеде «Шквал». Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. Кавитатор представляет собой пластинку с заточенными краями немного наклоненную к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении скорости порядка 80 м/с вблизи края пластины жидкость начинает бурлить, образуя множество газовых пузырьков, обволакивающих торпеду сплошной завесой. Чтобы получить газовый пузырь нужный размеров, в «Шквале» используется дополнительный наддув. Сразу за кавитатором в носу торпеды расположен ряд отверстий, через которые специальный газогенератор выдает дополнительные порции газов. Это и позволяет пузырю охватить весь корпус торпеды от носа до кормы.
Система управления и наведение — носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автономную систему наведения, ГСН у ракеты отсутствует. Торпеду невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами, она просто выполняет программу, которую задал ей автопилот.
Модификации
- М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.
- М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.
- ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г.
- ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г.
- «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010—2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг.
- «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — то есть ПО «Дагдизель» (г. Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).
Примечания[править]
- В большинстве игр серии торпеды отличаются именно этим. В тех же играх, где этого отличия нет, игроки не любят играть медлительными торпедоносцами, предпочитая обычные манёвренные истребители.
Оружие |
||||
---|---|---|---|---|
|
Классификация
- Современные торпеды классифицируются по следующим определяющим признакам:
- По назначению
- Противокорабельные (первоначально все торпеды);
- Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).
- Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);
Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток.
- По принадлежности к носителям
- Для надводных кораблей;
- Унифицированные для подводных лодок и надводных кораблей;
- Унифицированные для вертолётов, самолётов противолодочной авиации;
- Используемые в качестве боевых частей в ракето-торпедах;
- Используемых в качестве боевых частей в минах-торпедах;
- По виду двигателя (по типу энергосиловой установки)
- На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
- Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель; отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
- Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
- Электрические;
- Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).
- По способу наведения
- Неуправляемые — первые образцы;
- Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
- Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
- Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
- Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
- Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).
Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США)
- По типу применяемого заряда
- С зарядом обычного взрывчатого вещества;
- С ядерными боеприпасом;
- По способу подрыва заряда (по типу взрывателя)
- С контактным взрывателем;
- С неконтактным взрывателем;
- С комбинированным взрывателем;
- С дистанционным взрывателем.
- По габаритам
- Малогабаритные (калибр до 400-мм);
- Среднегабаритные (калибр до 550-мм);
- Крупногабаритные (калибр более 600-мм).
- По режимам хода
- Однорежимные;
- Многорежимные (с переключением режима на ходу и при приготовлении);
- По типу траектории
- Прямоидущие;
- Маневрирующие;
- По следности
- Следные;
- Бесследные;
Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).
История создания сверхзвуковой торпеды «Шквал»
История создания гиперзвукового подводного оружия началась во времена СССР и была вызвана несколькими факторами.
Советский флот не мог эффективно количественно соперничать с ВМФ США, поэтому требовалось создать компактный комплекс вооружения, который можно установить на большинство имеющихся надводных и подводных судов. Этот комплекс должен гарантированно поражать корабли противника на большой дистанции и в то же время быть недорогим в производстве. История создания торпеды включает несколько вех.
60 годы 20 века — начало опытных конструкторских работ по созданию комплекса торпеды с высоким поражающим эффектом и нестандартно высокой скоростью. По требованию Министерства обороны СССР новая торпеда должна быть недосягаема для средств защиты противника и поражать объекты врага на безопасном расстоянии.
Главный конструктор торпеды В.Г. Логвинович
Такой эффект должен быть достигнут за счет применения гиперзвуковой скорости, чего в морской среде добиться нелегко. Разработкой новой торпеды занялся НИИ № 24 и конструктор Г. В. Логвинович.
Сложность заключалась в новизне конструкции, так как до этого никто в мировой практике не пытался создать торпеду способную развить под водой скорости в сотни километров в час, советские торпеды были преимущественно парогазовыми и не обладали столь внушительной скоростью.
1965 год— первое ходовое испытание торпеды на озере Иссык-Куль и соответственно доведение торпеды до своих боевых характеристик. В качестве массового оружия уничтожения флота противника торпеда выглядит эффективнее, чем крылатая ракета, так как действуя в условиях водной среды может нанести существенный урон плавательному средству. Также торпеда несет больший боевой заряд и по существу единственная кто может эффективно поражать подводные лодки противника.
Когда проектировалась реактивная торпеда Шквал, конструкторы столкнулись с двумя основными требованиями — огромная скорость, которая должна быть достигнута за счет применения гиперзвука и универсальность торпеды для размещения, как на кораблях, так и подводных лодках. Для решения этих задач требовалось длительное время, чтобы доработать устройство торпеды Шквал, принятие ее на вооружение затянулось более чем на 10 лет.
1977 год — окончательное принятие на вооружение торпеды нового типа, получившей индекс ВА-111 «Шквал» — оружие на новых физических принципах. Принятие на вооружение ВМФ и дальнейшие испытания были продолжены и после 1977 года, и после распада Советского Союза. Боевая часть торпеды имеет массу в 210 кг и в первоначальном варианте несла ядерный заряд мощностью в 150 КТ. Только через год после принятия на вооружение принято решение об установке обычного заряда в боевую часть.
масса боевой части топеды
1992 год — создание варианта торпеды под индексом «Shkval-Э» как экспортной модификации. У данного варианта исполнения максимальная скорость была уменьшена по сравнению с отечественной за счет использования менее мощного реактивного двигателя. При этом в версии для зарубежных стран отсутствует возможность установки ядерной боевой части и поражения подводных целей.
Многие называют эту торпеду сверхзвуковой, однако данная характеристика не вполне объективна, так как под водой ракета-торпеда Шквал не развивает достаточной скорости для преодоления скорости звука, однако в сравнении со своими конкурентами ее скорость на несколько порядков выше.
Урон от торпед
Попадание торпеды во вражеский корабль не только наносит ему прямой урон, но также может вызывать затопления с последующим уроном на протяжении времени и снижением скорости движения. Хотя вероятность его возникновения зависит от противоторпедной защиты, а также от различных модификаторов, связанных с живучестью корабля.
С точки зрения механики торпеды чем-то напоминают фугасы, с некоторыми отличиями:
- Урон торпеды делится на две большие части (каждая примерно равна половине урона в порту — 500). 1я часть наносит урон часть корпуса, в которую попала торпеда, 2я часть — в часть «весь корпус». Если в части корпуса закончились очки прочности — урон наносится только в «весь корпус», и эффективный урон от торпеды уменьшается. В редких ситуациях когда кончились очки прочности и у части корабля и у «всего корпуса», но корабль ещё не потоплен — включается механизм гарантированного урона.
- от точки детонации торпеды точно так же строится область поражения взрывной волной — «сплэш», однако она гораздо мощнее чем обычный фугас( способна «пробить» даже хорошо защищённые модули) и наносит урон не только модулям, но и частям корабля;
- Гарантированный урон — в редких ситуациях когда кончились очки прочности и у части корабля и у «всего корпуса», но корабль ещё не потоплен — включается механизм гарантированного урона урон равен 10% урона торпеды, который отображается в Порту, минус урон от поражения взрывной волной, который равен 100;
- также могут получить повреждения следующие модули корабля:
- энергетическая установка;
- артиллерийские погреба;
- рули.
- вместо проверки на пожар попадание торпеды приводит к проверке на затопление. При этом на прямой урон и вероятность затопления влияет противоторпедная защита (ПТЗ).
При попадании торпеды в ПТЗ происходит следующее:
- Прямой урон торпеды в цитадель снижается в зависимости от параметров ПТЗ (наличие брони, толщина переборок и расстояние между ними), вплоть до половины на кораблях X уровня.
- Вероятность затопления также снижается в зависимости от параметров ПТЗ.
Очень важно знать, что торпеды, в отличие от снарядов, игнорируют ценность различных частей корабля, о которой говорилось выше. Попадание торпеды даже в оконечность может очень негативно сказаться на боеспособности корабля
Поэтому на кораблях, оборудованных ПТЗ, если уклонение невозможно, бывает «выгоднее» принимать торпеды центром, так как в этом случае возможно удастся уменьшить урон.
При этом при попадании даже в уничтоженную часть корабля наносится гарантированный урон, равный 10% от максимального урона торпеды.
Рикошет торпеды невозможен.
Улучшение характеристик и живучести торпедного вооружения
Торпеда
Существуют следующие модификаторы собственно торпед:
- навык командира корабля «Ускорение торпед», который увеличивает скорость торпед (как корабельных, так и авиационных) на 5 узлов (у особого навыка — на 7 узлов), но уменьшает дальность хода на 20%;
- модернизация «Торпедные аппараты Модификация 1», увеличивающая скорость торпед на 5%.
Также можно повысить флажными сигналами вероятность затопления:
- Victor Lima — на 4%;
- Juliet Whiskey Unaone — на 15%.
Торпедный аппарат
Для него же можно использовать больше модификаторов характеристик и живучести:
- модернизацию ;
- модернизацию ;
- модернизацию ;
- модернизацию
- модернизацию — только на премиумных крейсерах Японии III уровня Katori и IV уровня Iwaki Alpha и Yubari;
- навык командира корабля .
Также таланты некоторых уникальных командиров корабля могут снизить время перезарядки.
Уникальные модернизации некоторых кораблей X уровня также могут оказывать влияние на характеристики торпедных аппаратов.
Также торпедные аппараты можно улучшить при помощи двух следующих навыков:
- ;
- ;
- .
Время перезарядки может быть снижено во время захвата точек в режиме Гонка вооружений:
- 5%;
- 10%;
- 15%;
- 20№;
- 25%;
- 30%.
Конструкция торпеды Шквал
Разработчики Шквала стремились воплотить в жизнь замысел подводной ракеты, от которой никаким маневром не сможет увернуться большой вражеский корабль. Для этого требовалось достигнуть скоростного показателя в 100 м/с, или минимум 360 км/ч.
Схема гидрореактивной ракеты Шквал
Коллективу конструкторов удалось реализовать казавшееся невозможным — создать подводно-торпедное оружие на реактивной тяге, успешно преодолевающее сопротивление воды за счет движения в суперкавитации.
Уникальные скоростные показатели стали былью в первую очередь благодаря двойному гидрореактивному двигателю, включающему стартовую и маршевую части. Первая дает ракете максимально мощный импульс при пуске, вторая — поддерживает быстроту движения.
Маршевый — твердотопливный, использующий морскую воду в качестве окислителя-катализатора, что позволяет ракете двигаться без винтов в задней части.
Суперкавитацией называется перемещение твердого предмета в водной среде с образованием вокруг него «кокона», внутри которого только водный пар. Такой пузырь значительно снижает сопротивление воды. Надувается и поддерживается он специальным кавитатором, содержащим газогенератор для наддува газов.
https://youtube.com/watch?v=cM3L8s6Q08I
Самонаводящаяся торпеда поражает цель с помощью соответствующей системы управления маршевым двигателем. Без самонаведения Шквал попадает в точку согласно заданным на старте координатам. Ни подлодка, ни крупный корабль не успевает покинуть указанную точку, поскольку оба сильно уступают оружию по скорости.
Отсутствие самонаведения теоретически не гарантирует 100% точности попадания, однако, самонаводящуюся ракету противник способен сбить с курса применением устройств ПРО, а несамонаводящаяся следует к цели, невзирая на подобные препятствия.
Достоинства и недостатки
Ракето-торпеда «Шквал» является уникальным техническим изобретением, над которым работали специалисты из разных областей знаний. Для этого потребовалось создать нового качества материалы, сконструировать принципиально новый двигатель, приспособить явление кавитации к реактивному движению. Но несмотря на это, как и у любого другого вида оружия, у торпеды «Шквал» есть достоинства и недостатки. К положительным сторонам самой быстрой торпеды относится:
- Колоссальная скорость передвижения – не дает противнику защититься.
- Большой заряд боевой части – имеет серьезные разрушительные последствия для крупных судов и способен уничтожить одним залпом авианесущую группу.
- Универсальная платформа – допускает установку авиационной бомбы на подводные лодки и надводные суда.
К недостаткам можно отнести следующие:
- Шум и сильная вибрация – возникают из-за огромной скорости торпеды, что дает шанс противнику определить место нахождения носителя.
- Небольшая дальность действия – максимальное расстояние поражения цели 13 км.
- Нет возможности управлять из-за кавитационного пузыря.
- Недостаточная глубина погружения – не больше 30 м, что малоэффективно при уничтожении подлодок.
- Высокая стоимость.
В настоящее время идет разработка торпед с возможностью дистанционного управления и большей дальностью стрельбы.