Тяжелый авианесущий крейсер «адмирал флота советского союза кузнецов». досье
Содержание:
Российские разработки
В России авианесущие корабли не строились. В 2010-х годах Крыловский государственный научный центр (КГНЦ, Санкт-Петербург) разработал эскизный проект многоцелевого тяжелого авианосца «Шторм» (проект 23000, шифр «Логово») водоизмещением 100 000 тонн, предполагающего размещение авиагруппы численностью до 90 самолетов и вертолетов. Макет корабля был продемонстрирован летом 2015 года на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов оценил стоимость постройки такого корабля в 200-280 млрд рублей.
Кроме того, в КГНЦ и Невском ПКБ ведется проектирование нескольких типов десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД), данные проекты носят шифры «Прибой», «Лавина» и «Кашалот».
Разбитая возможность
Л етом 1945 года Советскому Союзу в качестве трофея достался среди прочего самый большой корабль Германии — авианосец Graf Zeppelin. Его спустили на воду еще в конце 1938 года в присутствии фюрера Третьего рейха Адольфа Гитлера, руководителя германского ВМФ Эриха Редера и министра военной авиации Генриха Геринга. Судно было почти полностью готово — отсутствовала лишь собственно авианосная часть.
В понимании Гитлера Graf Zeppelin был необходим для войны с Великобританией, которую фюрер планировал начать в 1944—1945 годах. Судно могло нести на себе бомбардировщики, а те в свою очередь уничтожали бы продовольственные конвои — Британские острова на 80% были зависимы от ввозной продукции.
Когда осенью 1940 года война между Германией и Великобританией вошла в активную фазу, Graf Zeppelin обзавелся взлетно-посадочными полосами, катапультами и финишерами, которые успешно испытали с помощью истребителей мессершмит. Однако Геринг не захотел делиться своими летчиками с флотом. А поскольку он ходил в личных друзьях Гитлера, то сумел убедить фюрера в ненадежности авианосца. Так и простоял тот в порту Штеттина до конца войны как плавучая казарма.
Николай Кузнецов (в центре) инспектирует эсминец Северного флота Громкий, 1943 год / Фото: AP
С приближением советских войск в апреле 1945 года старший офицер Штеттинского порта Вольфганг Калер приказал взорвать боевые заряды, находившиеся на Graf Zeppelin. Из строя вышли турбины судна и самолетоподъемники. Авианосец дал течь и лег на грунт. Но подопечные народного комиссара(министра) ВМФ Николая Кузнецова уже к середине лета реанимировали корабль — залатали пробоины, откачали воду и отвели его в порт Гданьска.
Планам Кузнецова, грезившего авианосцами, положила конец Потсдамская конференция и размолвка с советским вождем Иосифом Сталиным.
Последний, будучи верховным главнокомандующим, в конце войны предложил разделить Балтийский флот на два самостоятельных. Адмирал ответил вождю: «Балтийский морской театр по своим размерам невелик, поэтому целесообразно иметь одного оперативного начальника». Флот оставили прежним, но впредь мнение Кузнецова если и звучало, то игнорировалось в Кремле. Сталин поставил на место адмирала, как‑то бросив: «Почему, Кузнецов, ты все время ругаешься со мной? Ведь органы уже давно просят у меня разрешения тобою заняться».
В Потсдаме союзники, кроме прочего, поделили между собой и ВМФ Германии. Graf Zeppelin справедливо отнесли к категории С — затопленные или поврежденные суда. По условиям договора, такие корабли надлежало разобрать на металлолом или окончательно затопить на глубоководье в ближайшие полгода. Советские моряки продержали трофейный авианосец до 1947‑го, тщетно надеясь в будущем использовать его по прямому назначению. Но верховное руководство, которое часто игнорировало международные соглашения, в этот раз оказалось непреклонно.
В августе Graf Zeppelin стал мишенью в учениях советских подлодок и авиации. Неподалеку от польского Свиноуйсьце его расстреляли торпедами и забросали авиабомбами. Повреждения судна зафиксировали для понимания эффективности советских военных сил, после чего корабль навсегда упокоился на дне Балтики.
Служба
Место постоянного базирования крейсера — Мурманск-35 (Североморск).
1981 год
В 1976—1982 годах ТАВКР «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и в Средиземном море:
- Первая боевая служба — с 16 июля по 10 августа 1976 года (переход к месту постоянного базирования).
- Учения «Север-77» — с 12 по 19 апреля 1977 года.
- Вторая боевая служба — с 20 декабря 1977 года по 4 апреля 1978 года в Атлантике и Средиземном море.
- Учения Северного флота — 4 августа 1978 года.
- Третья боевая служба — с 16 декабря 1978 года по 27 марта 1979 года (Северная Атлантика, Средиземное море). Во время похода на самолётах Як-38 было выполнено 355 полётов.
- Учения «Разбег-79»
- Четвёртая боевая служба — с 30 декабря 1979 года по 28 апреля 1980 года (Средиземное море)
- Пятая боевая служба — с 6 января по 15 марта 1981 года.
- Учения Черноморского флота
- Шестая боевая служба — с 17 июля по 18 сентября 1981 года, включая учения «Запад-81».
- Учения Северного флота
- Седьмая боевая служба — с 27 июля по 30 сентября 1982 года в Атлантике, Средиземном и Балтийском морях, включая учения «Щит-82».
1985 год
Як-38, 1986 год
В 1982—1984 годах ТАВКР прошёл средний ремонт на Черноморском судостроительном заводе, после чего продолжил нести службу:
- Восьмая боевая служба — с 20 марта по 4 июля 1985 года, включая учения «Атлантика-85». Находясь в мае 1985 года с визитом в Алжире, его экипаж узнал о награждении корабля орденом Красного Знамени за успехи в боевой подготовке.
- Девятая боевая служба — с 31 декабря 1985 года по 21 мая 1986 года. В 1986 году были только локальные выходы из базы для работы авиации.
- Десятая боевая служба — с 5 января по 24 июня 1987 года Средиземное море, заход в город Сплит (СФРЮ). При переходе в Средиземное море во время сильного шторма в Бискайском заливе с одного из кораблей сопровождения пропал безвести матрос. 3-х дневные поиски службой спасения результатов не дали. Рассматривался также вариант захода с дружественным визитом в город Триполи ( Ливия ), но впоследствии этот заход был осуществлён БПК «Маршал Тимошенко». Из 8 силовых установок в строю удавалось поддерживать только 2 и также рассматривался вопрос о переходе в город Севастополь для ремонта. Однако корабль все же сумел вернуться своим ходом в базу приписки Североморск, после чего вскоре крейсер встал на тяжелый ремонт в сухой док п. Росляково.
Дальние походы ТАВКР «Киев» продолжались до конца 1991 года, после чего корабль был поставлен на отстой.
Вывод из боевого состава и продажа
В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, а также значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, разоружён и продан за 1,6 миллиона долларов неустановленным лицам, которые перепродали корабль уже за 8,2 миллиона долларов правительству КНР. 17 мая 2000 года началась буксировка корабля из пункта базирования Видяево в порт Тяньцзинь, где позднее он был переоборудован, как было объявлено официально, в корабль-музей, а на самом деле — в развлекательный комплекс.
Что случилось с авианосцем Адмирал Кузнецов в Сирии
Несмотря на то, что на службе ВМФ авианосец Адмирал Кузнецов находится уже больше 25 лет, вспомнили о нем только в 2016, когда СМИ узнали о возможном участии корабля в операции в Сирии.
Поскольку авианосец числится в составе Северного флота, чтобы попасть в Средиземное море ему пришлось обогнуть всю Европу. Поход начался 15 октября и длился чуть больше 14 дней. Маршрут корабельной группы, флагманом которой стал Адмирал Кузнецов, пролегал мимо стран НАТО, поэтому неудивительно, что за его передвижением следили в оба.
Впрочем, сильно всматриваться не пришлось – единственный российский авианесущий крейсер дымил так, чтоего видели чуть ли не с МКС.
По мнению СМИ, главной причиной дымовой завесы, под прикрытием которой двигалась 300-метровая махина, стало плачевное техническое состояние корабля. В России эту тему комментировали неохотно, иногда упоминая о перерасходе, который случается, если корабль движется на всех парах, из-за чего двигатель не успевает сжечь топливо.
Но как только корабль достиг берегов Сирии, стало понятно, что ни о каком перерасходе не может быть и речи. Всего за месяц Адмирал Кузнецов уложил 2 истребителя: 13 ноября неподалеку от крейсера разбился МиГ-29. Еще через месяц – 3 декабря – с корабля сорвался Су-33.
Минобороны РФ подтвердило обе аварии, отметив, что их причиной стала неисправность корабля, а не истребителей. Так, МиГ-29 не смог сесть на палубу из-за поломки тросов аэрофишеров. Дело в том, что тормозов истребителей не хватает, чтобы затормозить на очень короткой полосе авианесущего крейсера. Именно для этого и были придуманы аэрофишеры – тросы, натянутые поперек палубы, за которые заходящие на посадку истребители цепляются специальными гаками. Команда Адмирала Кузнецова пыталась решить эту проблему, но топливо у МиГ-а закончилось раньше, и пилоту пришлось катапультироваться, чтобы не утонуть вместе с самолетом.
Несмотря на то, что о проблеме с аэфрофишерами уже знали, месяц спустя ситуация повторилась – Су-33, заходивший на посадку, зацепился за тросы, натянутые поперек палубы, но те не выдержали, и истребитель – пролетев через всю палубу, сорвался с края корабля.
Стоимость похода на Сирию оценили в 7,5 млрд рублей. Дороже всего обошлись МиГ-29 и Су-33, ориентировочная цена которых составляет от 4,6 до 6,7 млрд рублей. Кроме того, от 306 до 326 млн было потрачено на питание команды авианосца, еще 38 млн рублей ушло на надбавки к зарплате. Топливо для всей группы стоило от 1,1 до 1,5 млрд рублей, а непосредственно на боевые вылеты, ради которых этот паровоз тащили через половину Земного шара – всего 1,5 млрд.
Минобороны России отказалось подтвердить актуальность вышеперечисленных расходов.
Читать далее: Россия и Сирия: почему борьба с ИГИЛ обернулась репутационными потерями для России?
Конструктивные особенности
Корпус
Для прочности с большим запасом корпус корабля изготовлен из цельных листов из сварной стали. Корабль в своем составе имеет 7 палуб и 2 платформы. По всему периметру корпуса оснащен вторым дном.
Корпус крейсера
Помещение, где хранятся самолеты, оборудован разборными огнеупорными перегородками. Эти перегородки делят его на 4 отсека.
Помещение (так называемый ангар) оборудован комплексом, позволяющим за счет цепной передачи осуществлять транспортировку самолетов. Благодаря такому конструкторскому решению появилась возможность отказаться от применения внутри корабля больших тяговых тракторов.
Плотное размещение Су-33 на боевой службе
При формировании технического задания к «проекту 11435» была поставлена задача увеличить площадь на авианосце для использования ими для взлетов и посадок как традиционным способом так и с вертикальным взлетом.
В итоге площадь была увеличена до 14,8 тыс.м2, что примерно в 2,6 раза больше, чем у тяжелых авианесущих крейсеров более ранних проектов. Размеры помещения для хранения летательных аппаратов был увеличен (153,2×26,4×7,1 м против 130,4×22,7×6,7 м на авианосце «Минск»).
Для оказания поддержки при взлете палубной авиации традиционным способом установлен трамплин с углом подъема примерно в 14,3 градуса.
Защита корпуса
Решения по защите корпуса корабля от атак противника является уникальной для своего времени. Отсеки для хранения и использования и помещения с боеприпасами имеют защиту в виде коробчатой брони.
Защита корабля от торпед кораблей противника состоит из трех продольных переборок, средняя оснащена несколькими слоями. Общая ширина защиты составляет 4,52 м.
Площадки для взлёта и посадки
Для помощи пилотам при посадке самолетов разработаны и установлены:
- комплекс аэрофинишеров;
- уникальная система оптическая система посадки «Луна».
Размещение вертолётов Ка-27 в ангарах корабля
Площадки для традиционного взлета
Поверхность полетной палубы была обработана специальным составом, которая не позволяем самолетам скользить при взлете и посадке, а также это покрытие является термостойким, позволяющая выдерживать нагревание до 500 градусов. Это покрытие получила наименование «Онега».
Взлёт истребителя с трамплина ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Площадки для СВВП (самолеты вертикального взлета и посадки)
Отдельно на полетной палубе выделены 3 площадки для самолетов вертикального взлета и посадки. Площадь каждой площадки около 100 м2 (10×10). Поверхность настелена специальными плитками АК-9ФМ, позволяющие выдерживать нагрев до 745 градусов.
Площадки для СВВП
Чтобы обеспечить защиту обслуживающего персонала и технического состава от сильных выхлопов двигателей самолетов на палубе смонтированы отклоняемые щитки — дефлекторами. Кроме того, стартовые позиции оборудованы гидравлическими упорами (задержниками), удерживающими самолет на месте перед стартом, и утапливаемыми по команде оператора.
Для обеспечения посадки на корабле установлены аэрофинишёры «Светлана-2»: четыре металлических троса, натянутые поперек посадочной палубы с интервалом 12 метров.
«Надежда»
система подъема аварийного подъема, установленная на авиакрейсере
Тросы связаны с тормозными гидравлическими машинами, обеспечивающими полную остановку самолета через 90 метров пробега с перегрузкой не более 4,5 g. Трос четвёртого аэрофинишёра (четвёртый от кормы) также связан с системой подъёма аварийного барьера «Надежда».
В походном положении тросы утоплены в специальных выемках в палубе, и поднимаются в рабочее положение с помощью гидравлики непосредственно перед посадкой самолёта.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» — видео
https://youtube.com/watch?v=4Ji-SwKPk8I
Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.
Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.
Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.
11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.
4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
История службы
Эксплуатацию корабля затрудняли отсутствие финансирования и необходимой береговой инфраструктуры. В частности, много проблем возникало с главной энергетической установкой, котлы которой постоянно выходили из строя.
По состоянию на апрель 2018 года авианосец совершил семь дальних походов, из них шесть — в Средиземное море (1995-1996, 2007-2008, 2008-2009, 2011-2012, 2013-2014, с 15 октября 2016 года по 8 февраля 2017 года) и один — в Северную Атлантику (2004). В 2000 году «Адмирал Кузнецов» был задействован в аварийно-спасательных работах по оказанию помощи затонувшей подводной лодке К-141 «Курск».
Находясь в седьмом по счету дальнем походе, в ноябре 2016 года — январе 2017 года крейсер впервые принял участие в боевых действиях — палубные истребители корабля наносили удары по инфраструктуре террористических организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» (запрещены в РФ) на территории Сирии. Всего в течение похода летчиками палубной авиации было выполнено 420 боевых вылетов, в том числе 117 ночных, поражены 1 тыс. 252 объекта террористов.
Корабль проходил ремонты в 2001-2004, 2008, 2015 годах.
История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»
«Адмирал Кузнецов» на рейде
История разработки судна «Адмирал Кузнецов» связана с развитием проекта 1143 «Кречет». Первые наработки по созданию собственного авианосца велись еще до Великой Отечественной войны. Однако и после ее окончания проект противолодочных крейсеров откладывался.
Лишь в 1968 вышло постановление правительства о начале проектирования противолодочного крейсера проекта 1143. Новым кораблям изначально предписывалось наличие авиации, которая смогла бы бороться с подводными лодками, а также высаживать и прикрывать десант. Акцент делался на вертолеты.
Было разработано несколько вариантов новых судов. Из них выбрали совместимый с ранними проектами 1123, что позволяло снизить расходы и сложность разработки. Новый тип крейсера утвержден 30 апреля 1970 г. В течение 10 лет построено 4 таких корабля.
Следующие три корабля стали модернизированной версией проекта. Для усиления противодействия потенциальному противнику в воздухе возникла необходимость в полноценной взлетной палубе для истребителей. Соответственно новые корабли вместо ракетно-артиллерийских установок получили увеличенную полосу и трамплин.
Авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов стал пятым кораблем серии (1143.5) и первым среди трех модифицированных вариантов. За все время сменил несколько названий — в проекте значился как «Советский Союз», при закладке — «Рига», при спуске на воду — «Леонид Брежнев», на испытаниях — «Тбилиси». 4 октября 1990 корабль получил имя в честь советского адмирала Николая Герасимовича Кузнецова.
Закладка крейсера произошла 1 сентября 1982 на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Судно проектировалось для принятия модифицированных Су-27, Су-25 и МиГ-29. Впервые в СССР постройка осуществлялась формированием корпуса из крупных блоков до 1400 тонн весом.
4 декабря 1985 корабль спустили на воду, однако внутренние работы по его постройке продолжались. 8 июня 1989 начались швартовые испытания, 8 сентября того же года на крейсер заселился экипаж. 21 октября судно вышло в море, 1 ноября начались испытания со взлетом и посадкой авиации. На протяжении 1990 корабль достраивался, продолжались его испытания.
В состав Северного флота «Адмирал Кузнецов» официально зачислен 20 января 1991. В ноябре того же года крейсер, базировавшийся на рейде Севастополя, получил телеграмму председателя Верховной Рады Украины Л. М. Кравчука о приписке к украинскому флоту. Командир судна Виктор Ярыгин снялся с рейда и в обход Европы совершил переход в Видяево, в Мурманской области.
Угнать авианосец за 60 секунд
1 декабря около 21:00 адмирал с украинской фамилией поднялся на борт крейсера. Поздоровавшись с экипажем и распустив команду, Устименко приказал командиру корабля капитану I ранга Ярыгину срочно сниматься с якоря и идти в Северодвинск. На замечание Ярыгина, что на 2/3 офицеров и мичманов находятся на берегу, последовал ответ «На поезде догонят». «А наши самолеты, оставшиеся на береговом аэродроме?» — «Сами долетят». Неопределенность кончилась. Кто-то на самом верху принял решение крейсер Украине не отдавать. В 23:40, не зажигая ходовых огней, в кромешной мгле «Адмирал Кузнецов» покинул рейд и взял курс на Босфор.
Конструкция крейсера
Вид крейсера спереди, сзади и сверху
В конструкции кораблей проекта 1143 следует отличать два ключевых типа — первые корабли с ракетно-артиллерийским вооружением в носовой части и модернизированный вариант с расширением взлетно-посадочной полосы. «Адмирал Кузнецов» относится ко второй категории, хотя большинство схем компоновки и сохраняет традиционные для серии аспекты.
Конструктивная защита
Защита крейсера «Адмирал Кузнецов» основывается на двух ключевых факторах — вооружение, способное поражать выпущенные по кораблю снаряды, и конструктивные особенности компоновки и использованных материалов.
Для противодействия ракетно-бомбовым атакам имеются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Кинжал», установки «Кортик» и скорострельные АК-630М. Против торпедных атак предусмотрена многоуровневая защита посредством двух установок РБУ-12000. В нее входит:
- создание ложных акустических целей;
- формирование противоторпедных минных полей;
- поражение торпед глубинными бомбами в непосредственной близости от корабля.
Корпус
Сварной корпус крейсера «Адмирал Кузнецов» выполнен по общим стандартам авианосцев. Остров с надстройкой смещен вправо от продольной оси корабля. Полетная палуба имеет консольный свес. Под ней располагаются ангары, от которых предусмотрено два подъемника для самолетов. Данные помещения занимают до 50% длины и 70% ширины корпуса.
По базовому проекту 1143 в носовой части судна располагалось вооружение. Адмирал Кузнецов авианосец имеет другую компоновку, на его месте размещена дополнительная взлетная палуба для самолетов стандартной схемы. Соответственно изменилась и конструкция носовой части, крейсер стал больше походить на полноценный авианосец.
Палубы
Схема крейсера и его компонентов
Общее количество палуб, включая командные — 7. Для авиации первоначальный проект крейсера подразумевал только одну угловую палубу для взлета и посадки авиации. Такие корабли ориентировались преимущественно на вертолеты и самолеты вертикального взлета. Однако подобная специализация была пересмотрена.
Самолеты Як-38 не обеспечивали нужной ударной силы и превосходства в воздухе. При этом в южных широтах, ввиду влажности и высокой температуры, они и вовсе не могли взлетать. Данный аспект ставил под сомнение и эффективность вертолетов для борьбы с подводными лодками, десантирования и прикрытия наземных войск.
Авиафинишер «Светлана-2»
Авиафинишер — устройство для усиленного торможения садящихся на палубу авианосца самолета. Для «Адмирала Кузнецов» задействована система «Светлана-2». Она состоит из нескольких поперечных тросов, связанных с гидравлической системой торможения.
Навигационная и оптическая система
Для проекта 1143 предусматривалась комплексная навигационная система, разработанная Бакинским электромеханическим институтом. В ее состав входили следующие приборы:
- «Стрельна-1» — центральная вычислительная система, обеспечиваемая цифровой вычислительной машиной «Азов»;
- система курсоуказания формируется двумя гирокомпасами «Маяк», двумя гироазимут-горизонтами «Минута» и системой расчета курса «Сумгаит»;
- «Катех-С» производил замер скорости и угол дрейфа;
- приемоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф принимали информацию от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас», «Декка», РСДН-3, Лоран-А и Лоран-С;
- двухантенная система «Вайгач» определяла местоположение и движение целей.
Модернизация навигационных и оптических систем заменила большую часть оборудования. Основу составляет навигационный комплекс «Бейсур». Средства наблюдения также представлены современными радиолокационными системами.
Авиагруппа
ТАКР может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета. Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-33 (Су-27К), палубных штурмовиков Су-25УТГ, вертолетов Ка-252РЛД (Ка-31), Ка-27/27ПС и Ка-29, с конца 1990-х годов включала истребители Су-33 279-го корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования — Североморск-3, Мурманская область), вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база — Североморск-1).
Летом 2016 года на корабле начались испытания обновленной авиагруппы, в состав которой входят новые палубные истребители МиГ-29К/КУБ. В 2016-2017 годах на «Адмирале Кузнецове» во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К «Катран».